Британо-американское сотрудничество в Северной Атлантике
Британо-американское сотрудничество в Северной Атлантике
Аннотация
Код статьи
S207054760025447-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шкробтак Игорь Олегович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г. А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Данное исследование посвящено изучению сотрудничества Великобритании и США в Северной Атлантике. Работа актуальна в силу эскалации существующих противоречий в Европе и странах, прилегающих к бассейну северной части Атлантического океана, а также текущего конфликта на Украине. В статье говорится о повышении важности контроля над вышеуказанной акваторией для Лондона и Вашингтона в свете общемировых тенденций и сложностей с этим связанных. Проблемы, затрагивающие контроль над акваторией северной части Атлантического океана, можно разделить на внутренние и внешние. Вопросы внутренней политики США и Соединённого Королевства, касающиеся данной проблематики, включают в себя экономический и производственный кризис, вопросы системы принятия решений, потребность в реформировании политического и военного устройства. Внешние осложнения включают в себя существующие противоречия в ряде закрытых морей, незавершённые локальные конфликты и растущую мощь держав, названных вызовами и угрозами в программных документах Лондона и Вашингтона. Основным выводом работы можно назвать констатацию необходимости системных изменений с целью модернизации целеполагания обеих стран, а также возможность увеличения военного присутствия США и Великобритании в Северной Атлантике.

Ключевые слова
Великобритания, США, Атлантический океан, военно-морские силы, конфликт
Классификатор
Получено
03.04.2023
Дата публикации
03.05.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
290
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Прежде всего, следует отметить, что регион Северной Атлантики можно с полным правом назвать одним из наиболее важных как в экономическом, так и в военно-политическом аспекте. В сфере экономики, данный регион важен в силу прохождения на севере Атлантики значительной доли торговых и транспортных путей, связывающих Америку, Африку и Европу1.

1. Горшков С. Г. Морская мощь государства. Изд. 2-е, доп. М., Воениздат, 1979. — 416 с.
2

Кроме того, наличие значительного числа внутренних морей (таких как Чёрное, Балтийское и Средиземное, а также малых морей, входящих в бассейны вышеперечисленных водоёмов) создаёт дополнительные связи внутри регионов. Также, характерной особенностью данного региона остаётся одна из наименьших протяжённостей между торговыми пунктами и, следовательно, высокая скорость перемещения товаров между ними.

3 Кроме того, нужно подчеркнуть высокую плотность населения в данном регионе и его экономическое развитие и значение – лишь в Европе проживает около одного миллиарда человек и плотность населения крайне высока. Европа обладает, по меньшей мере, значительным экономическим потенциалом в силу числа и плотности населения.
4

Соответственно, военно-политический контроль (или присутствие в данном географическом пространстве) должен находиться в приоритете практически любой крупной военной державе2. Это обусловлено как стремлением защитить свои экономические интересы и взаимосвязи, так и желанием усилить собственные политические и экономические позиции.

2. Европеизм и атлантизм в политике стран Европейского союза / Отв. ред. Н. К. Арбатова. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 118 с.
5 В определённом смысле, можно сказать, что контроль за регионом Северной Атлантики открывает возможность оперирования в других регионах. Вместе с тем от государства или военно-политического объединения, претендующего на присутствие или господство в данном пространстве, требуется соблюдение следующих условий:
6
  1. Географические условия – прямой выход к морю, со значительной протяжённостью береговой линии. Отдельным благоприятным фактором можно назвать непрерывную береговую линию с наличием судоходных незамерзающих гаваней вне сейсмической опасности;
  2. Развитая экономическая система и промышленность внутри государства или стран-участниц, плотная внутренняя логистическая сеть и внутренняя торговля, обуславливающие наличие региональных и глобальных политических и экономических интересов;
  3. Наличие развитых торговых взаимосвязей как с близлежащими государствами, так и с отдаленными странами и регионами, портовой сети и торгового флота, которые создают значительный торговый оборот не только в регионе, но и в глобальной составляющей;
  4. Развитый военный флот с сильной десантной, разведывательной и авиационной составляющими, высокой степенью автономности, дальностью плавания (в зависимости от стратегии применения) и вооружённые силы в целом, способные вести военные действия на протяжении долгого времени и имеющее вооружение собственного производства;
7

Кроме того, нужно отметить наличие серьёзных политических внутренних условий для присутствия или экспансии в регион Северной Атлантики и непосредственных экзистенциальных интересов в данном пространстве. Однако важнейшим условием для присутствия в североатлантическом бассейне является наличие статуса морской державы или союза – другими словами, интересы данного рода стран или объединений должны быть плотно сопряжены с морской торговлей и собственной безопасностью именно на море.

8

Также следует признать, что и Соединённые Штаты, и Великобритания в определённой степени обладают перечисленными признаками и достаточным военным и экономическим потенциалом для сохранения своего влияния в Североатлантическом регионе в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Тем не менее, происходящие в политике и экономике Лондона и Вашингтона процессы (ослабление экономики двух стран, появление новых игроков как на региональной, так и на глобальной арене, проявление застарелых конфликтов в Европе, усиление противоречий в НАТО и Евросоюзе) делают сомнительной возможность дальнейшего удержания превосходства в Северной Атлантике3.

3. Яковенко А. В. Подводя итоги 2022 года: Мир на переломе в поисках баланса развития. URL: >>> (accessed: 24.03.2023).
9

Роль Северной Атлантики в оборонной политике Великобритании и США

 

Для Соединённого Королевства и США северная часть Атлантического океана – важнейший регион с точки зрения экономики, безопасности и собственного политического положения. Другими словами, обеспечение присутствия и даже господства в данном регионе и для Вашингтона, и для Лондона – жизненно необходимо. Стратегия развития обороны и безопасности обеих держав строится именно на базировании в данном регионе – развёртывание и конвенциональных сил, и средств ядерного сдерживания, преимущественно, здесь. Ключевой военно-политический союз для обоих стран – НАТО – также базируется в данном географическом пространстве.

10

Кроме того, стратегия обороны и безопасности обеих держав строится вокруг освоения морского пространства. На фундаментальном уровне оба государства – и США, и Великобритания – видят морское пространство как путь, а не как препятствие и рассматривают океаны и моря как средство обеспечения собственной безопасности4. Стоит отметить, что взгляд на морскую безопасность и Лондона, и Вашингтона с уверенностью можно назвать глобальным. Согласно программным документам обеих стран, их вооружённые силы должны оперировать по всему земному шару в зависимости от характера опасности и её масштаба.

4. Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю 1660-1783. — СПб.: Terra Fantastica, 2002.
11 В этой стратегии Северная Атлантика и контроль над ней занимают центральное место в обеспечении безопасности обоих государств. Это связано не только с концепцией построения обороны и безопасности, но и с географическим положением – принадлежность (несмотря на то что в случае США, она частична) к бассейну северной части Атлантического океана представляется определяющей для обеих держав. Можно сказать, что прямая зависимость от Атлантики привела и Вашингтон, и Лондон к тому месту в международных отношениях, которое они занимают сейчас.
12 Соответственно, США в этих целях обладает военно-морскими силами, кратно превосходящими таковые у других держав. Несмотря на определённые системные проблемы, американские ВМС на данный момент нужно признать доминирующей силой во всём Мировом океане. Кроме средств ядерного сдерживания, носителей крылатых ракет и авианосных ударных группировок флот Соединённых Штатов обладает значительными разведывательными средствами, десантной составляющей (являющейся отдельным сегментом со своими крайне высокими ударными возможностями) и логистическими компонентами, которые предоставляют беспрецедентный уровень возможностей переброски войск на стратегических направлениях.
13

Британский флот также можно назвать крайне опасным противником в силу наличия полноценного авианосного соединения и сбалансированных ударных подводных и надводных компонентов. Королевские ВМС входят в число сильнейших военно-морских сил мира и, без сомнения, обладают возможностями действовать стратегически на совершенно различных театрах военных действий. Несмотря на ослабленную за последние годы десантную составляющую (по сравнению, например, с итальянскими ВМС), британский флот обладает гораздо более значительными возможностями по оперированию в Мировом океане5.

5. National Shipbuilding Strategy: The Future of Naval Shipbuilding in the UK. URL: >>> (accessed: 24.03.2023).
14 Совместно британские и американские военно-морские силы представляют собой сбалансированный и крайне мощный военный инструмент, позволяющий оперировать на глобальном уровне и оказывать своё влияние в самых разных частях земного шара. На данном уровне ни одни вооружённые силы, ни одни ВМС не могут противостоять соединённому британо-американскому флоту в прямом военном конфликте.
15

Нельзя сказать, что вероятные противники (КНР, КНДР, Россия, Иран) не смогут противопоставить ничего (ударные БПЛА, подводные дроны, гиперзвуковые ракетные комплексы и пр. представляют серьезную опасность для традиционных военно-морских сил), однако, по совокупности возможностей, и по отдельности, и совокупно уступают существенно и по военному, и по экономическому потенциалу6. Соответственно, на данный момент, невозможно говорить о равном вооружённом противостоянии, если идёт речь о конвенциональном противостоянии.

6. MILITARY BALANCE 2022, International Institute for Strategic Studies (IISS), Rutledge, 2022. ISBN: 1000620034, p. 527.
16

Тем не менее нельзя сказать, что кратное численное превосходство британо-американского военного флота полностью нивелировано новыми видами вооружений, но, они серьёзно сокращают отставание сравнительно новых военных держав от очевидных лидеров. Таким образом, новые виды вооружений можно рассматривать как средство обеспечения региональной безопасности, но не как средство противоборства на глобальном уровне.

17

Современные вызовы в Северной Атлантике для Великобритании и США

 

Несмотря на выгодные изначальные позиции, современное положение Великобритании и США на севере Атлантики нельзя назвать полностью оптимальным. Текущая ситуация ставит Лондон и Вашингтон перед новыми вызовами, которые появились в результате как кризиса экономической системы, так и основ международных отношений.

18

В качестве подобного рода вызовов рассматриваются уже упомянутые новые военные державы (КНР, КНДР, Иран, Россия), обладающие новыми видами вооружений, которые до определённой степени компенсируют отставание в традиционных видах морских и воздушных вооружений. Данная угроза появилась в силу недооценки научного, промышленного и экономического потенциала, а также возможностей в области экономических и производственных связей в современный период7.

7. If New Looks could kill: Russia’s military capability in 2022. URL: >>> (accessed: 24.03.2023).
19 Данный вызов появился в результате глобального восприятия современной системы безопасности без учёта интересов крупных региональных лидеров и специфических проблем в каждом конкретном случае. Также нужно отметить применение региональными державами ассиметричных методов обеспечения собственной безопасности вследствие невозможности прямой конкуренции с боевыми возможностями флотов США и Великобритании. Подобное положение дел может быть следствием недооценки научно-технического и экономического потенциала стран, которые, возможно, могут представлять угрозу.
20

Первоочередной угрозой в 2000–2010 гг. были названы иррегулярные угрозы – терроризм, организованная преступность, кибербезопасность и энергетическая безопасность. В соответствии с данным видением вызовов строилась и система безопасности: прежде всего, она была сконцентрирована вокруг создания мобильных экспедиционных сил, которые предназначены для быстрого реагирования на опасность и участия в конфликте без полного втягивания в него. В конечном счёте вооружённые силы не только США и Великобритании, но и практически всех стран НАТО оказались не готовы даже к самой возможности открытого конфликта со стороной, обладающей значительными регулярными силами и соответствующим уровнем экономики и промышленности8.

8. NATO Nowhere Near Ready for Direct War with Russia: Ex-General. URL: >>> (accessed: 24.03.2023).
21 Несмотря на декларируемые ранее изменения в целях и угрозах, которые стоят перед Лондоном и Вашингтоном, специальная военная операция, начавшаяся 24 февраля 2022 г. поставила США и Великобританию перед фактом неготовности к противостоянию с регулярными военными силами на протяжении долгого срока. Это проявилось как в военном отношении, так и в области экономики и социального обеспечения. Другими словами, все страны, входящие в Североатлантический альянс, столкнулись с тем, что ни система безопасности, ни экономический уклад не были готовы к подобному развитию событий.
22

Положение усугубляется сложностью контроля отдельных акваторий Североатлантического региона. Речь идёт не только о Чёрном море, которое практически полностью находится в зоне интересов и поражения практически всеми возможными средствами вооружённых сил Российской Федерации, но и является особой юридической зоной (благодаря конвенции Монтре). Территориями, которые можно отнести к потенциально конфликтным, можно назвать восток Средиземноморья, Балтийское море и Гренландское море (в силу столкновения зон развёртывания СЯС России и стран НАТО)9.

9. THREE VISIONS FOR NATO. Mapping National Debates on the Future of the Atlantic Alliance. URL: >>> (accessed: 24.03.2023).
23

Географические и политические условия в данных пространствах таковы, что британский и американский флоты крайне ограничены в своих возможностях непосредственного контроля и присутствия. Две программы строительства литторальных кораблей (LCS)10 в США на данный момент признаны неудачными, и их замена в виде фрегатов серии Constellation итальянской разработки предполагается к вводу в строй в 2026 году11.

10. Official U.S. Navy Littoral Combat Ship Class Fact File. URL: >>> (accessed: 24.03.2023).

11. Report to Congress on Constellation-class Frigate Program (FFG-62. URL: >>> (accessed: 24.03.2023).
24

Похожим образом обстоит ситуация и в британском флоте – фрегаты Type-2612 и Type-3113 пока не введены в строй, не говоря уже об их численности. Согласно существующим планам военного руководства Соединённого Королевства, их состав крайне ограничен и предназначен, главным образом, для защиты собственной акватории и, отчасти, для автономных действий в отдалённых частях Мирового океана.

12. Type 26 Global Combat Ship (GCS) Programme, Naval Technology. URL: >>> (accessed: 07.03.2023).

13. Babcock Team 31 has been contracted by the UK Ministry of Defence (MOD) to deliver five Type 31 frigates, Babcock. URL: >>>  (accessed: 07.03.2023).
25 Ставка британских и ряда других ВМС на так называемые офшорные патрульные корабли для обеспечения присутствия в закрытых морях также можно назвать неоправданной в силу слабого вооружения и ограниченных возможностей радиоэлектронного оборудования. Таким образом, контроль за малыми морями должен быть отдан флотам других стран НАТО – Италии, Турции, Франции, ФРГ и других. Таким образом, следует признать, что даже в регионе, который британские и американские военно-морские силы могли бы считать безопасным для своего развёртывания, существуют определённые проблемы, которые могут серьёзно сказаться на эффективности всей системы безопасности и США, и Великобритании.
26 Также, следует заметить, что иррегулярные угрозы и, соответственно, функции по их нейтрализации также не исчезли. Нелегальная миграция, организованная преступность, контрабанда и международный терроризм по-прежнему представляют сложную для выполнения задачу перед ВМС и береговой охраны США, Великобритании и других стран НАТО. Сложность ликвидации данных угроз состоит в том, что для этого потребуется распыление ударных, разведывательных и десантных компонентов и закономерно приведёт к ослаблению единой структуры.
27 Подводя итоги, можно назвать следующие угрозы, стоящие перед ВМС США и Великобритании:
28
  1. Региональные конфликты, в том числе и скрытые, которые требуют распыления сил;
  2. Появление новых вооружений у стран, находящихся в той или иной степени конфронтации с США и Великобританией, которые невозможно парировать без серьёзных финансовых и военных потерь;
  3. Кризис экономического, социального, политического и военного устройства Лондона и Вашингтона;
  4. Отсутствие решений поставленных ранее задач по нейтрализации гибридных угроз;
29

Структура ВМС США и Великобритании

 

Существующая структура военно-морских сил США и Великобритании представляет собой достаточно специфический механизм для эффективной реакции на возникающие в современный период угрозы. Со времён холодной войны базовая структура ВМС США и Великобритании в Северной Атлантике практически не менялась и была ориентирована на срыв развёртывания морского компонента советских и позже российских средств ядерного сдерживания и обеспечение своих.

30 На втором плане было обеспечение присутствия в американских и британских экономических и политических интересах и решение локальных конфликтов в приоритетных частях Североатлантического региона. В этих целях были созданы авианосные ударные группировки (АУГ), противостояние которым являлось самим по себе вызовом даже для СССР на пике его могущества в существовавшей тогда технологической эпохе.
31 В современный период АУГ представляет собой значимую угрозу, однако также имеет определённые ограничения в области применения. Остаётся открытым вопрос способности авианосной ударной группировки противостоять регулярным военно-морским и сухопутным силам, оснащённым современным вооружением, таким как российские, иранские, китайские и северокорейские. Аналогичные сомнения относятся и к десантной группировке, имеющей в ядре ударный десантный корабль.
32

В северной части Атлантического океана оперируют сразу два флота – основные оперативные соединения США – 2-й и 6-й, которые действуют в Северной Атлантике (2-й флот) и Средиземноморье (6-й флот). Следует отметить, что данные оперативные соединения не обладают постоянным составом; он может варьироваться в зависимости от потребностей и обстановки на других театрах военных действий. Вместе с тем американские ВМС в Северной Атлантике обладают значительным числом как собственных, так и военно-морских баз союзников по НАТО, которые позволяют наиболее эффективно использовать корабельный состав с минимумом усилий14.

14. Overview of Navy Units, USA Command. URL: >>> (accessed: 07.03.2023).
33 Кроме того, не стоит забывать о других военных объектах как ВС США, так и союзников и системы взаимодействия между ними. Совместно они создают условия для оперирования и мониторинга ситуации не только в акватории Атлантики, но и во внутренних европейских морях. В интересах ВМС США и союзных военных формирований действуют весьма значительные разведывательные ресурсы (в которые входят как морские разведчики, так и силы ВВС, армии США и их союзников из других стран), позволяющие осуществлять непрерывный контроль над различными частями Европейского региона.
34

Однако постоянное присутствие американского флота в закрытых европейских морях крайне затруднительно как по сугубо военным, так и по юридическим причинам (таким как доктрина Монтре и необходимость согласия Турции). Характерно, что с 22 февраля 2022 г. непосредственное присутствие военно-морских сил (которое, в данный момент, выражается лишь в авиационной разведке) Североатлантического альянса, за исключением черноморских держав, свелось практически к нулю, хотя ранее неоднократно заявлялось о необходимости наращивания присутствия НАТО в регионе15. Следует также упомянуть в качестве возможных осложнений трения внутри Североатлантического альянса (например, между Анкарой и Афинами), что также может существенно затруднить развёртывание и действия объединённых сил.

15. НАТО заявила о готовности перебросить войска в Черноморский регион. URL: >>> (accessed: 07.03.2023).
35

Британские военно-морские силы обладают в значительной степени сбалансированным корабельным составом, включающим в себя одну полноценную авианосную группировку. Кроме того, в них входят стратегические средства ядерного сдерживания, ограниченный десантный компонент и некоторое количество патрульных кораблей, обеспечивающих присутствие флота Соединённого Королевства в отдалённых частях Мирового океана. Следует отметить необходимость замены части надводного корабельного состава в силу физического старения фрегатов и эсминцев Type-22 (на данный момент, полностью списанных)16 и Type-2317, списания вертолётоносца Ocean и потребности замены его в десантной составляющей.

16. Broadsword (Type 22) class Guided Missile Frigate. URL: >>> (accessed: 07.03.2023).

17. Type 23 Duke Class Frigate. URL: >>> (accessed: 07.03.2023).
36

Также, королевские вооружённые силы обладают разветвлённой сетью дислокации, тренировочных баз, пунктов связи в важнейших частях акватории северной части Атлантики – Гибралтар, Кипр, Белиз и пр.18. Помимо своих собственных баз отряды кораблей и военные контингенты Соединённого Королевства могут использовать инфраструкуру стран – союзниц по НАТО: Франции, США, ФРГ, стран Скандинавии, Италии, Турции и пр.19.

18. Global Britain in a Competitive Age: The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. July 2, 2021. URL: >>> (Дата обращения: 10.03.2023).

19. Справочник НАТО. URL: >>> (Дата обращения: 10.03.2023).
37

Тем не менее, британские военно-морские силы не достаточным обладают потенциалом для самостоятельных действий и находятся в серьёзной зависимости от держав-союзников и международных объединений и альянсов. Так, стратегические носители британских средств ядерного сдерживания находятся на хранении в Соединённых Штатах, а ряд разработок и производств военной техники находятся в других странах20.

20. THE UNITED KINGDOM'S FUTURE NUCLEAR DETERRENT: THE 2019 UPDATE TO PARLIAMENT. URL: >>> (Дата обращения: 10.03.2023).
38

По сравнению с итальянскими ВМС21 они обладают более слабыми десантными возможностями, надводными силами, сравнимым авианосным компонентом, но имеют средства ядерного сдерживания. При этом Италия не позиционирует себя как глобальная держава и её интересы сосредоточены в регионе Средиземного моря и, возможно, в ближних акваториях Атлантики и Индийского океана.

21. Naval Program 2014. URL: >>> (Дата обращения: 10.03.2023).
39 Вместе с тем пополнение оперативного состава британского флота – вопрос крайне острый в силу как устаревания кораблей, так и серьёзной степени износа техники и невозможности её дальнейшей эксплуатации. При этом их производство, по всей видимости, сталкивается с определёнными ограничениями и затруднениями, связанными с объективными факторами (пандемия и кризис) и субъективными (разрыв производственных цепочек, закрытие предприятий трудности научно-техническими характера).
40 В конечном счёте британские военно-морские силы и сопутствующие подразделения в текущей концепции глобального применения находятся в серьёзной зависимости от своих союзников, в частности, от Соединённых Штатов, что ограничивает свободу действий во внешней политике и возможность развёртывания сил. В то же время замена устаревших или постепенно приходящих в негодность кораблей становится всё большей проблемой, что также ограничивает возможности присутствия не только в Мировом океане, но и непосредственно на севере Атлантики.
41

Подводя итоги, с полной уверенностью можно утверждать, что существующая организация британских и американских ВМС в краткосрочной и среднесрочной перспективе потребует серьёзных, возможно, радикальных изменений, которые вызваны появлением новых вызовов и неэффективностью по отношению к сформулированным прежде. Вместе с тем принятые ранее меры можно считать несостоятельными, поскольку практический опыт эксплуатации и стоимость проведённых мер показали их чрезмерную чрезмерные затраты (как в случае строительства кораблей серий LCS и эсминцев Zumwalt) и низкую результативность (как в случае реформы корпуса морской пехоты США22).

22. THE COURAGE TO CHANGE MODERNIZING U.S. MARINE CORPS HUMAN CAPITAL INVESTMENT AND RETENTION. URL: >>> (Дата обращения: 10.03.2023).
42 В конечном счёте британские и американские военно-морские и другие силы сейчас находятся на пороге фундаментальных изменений, касающихся и организации вооруженных подразделений и их боеспособности, и военно-промышленного комплекса. В условиях растущего экономического и политического кризиса возрастёт роль вооружённых сил и военной логистики союзников в рамках НАТО и других военно-политических союзов. По их итогу будет решаться не только вопрос превосходства США и Великобритании на море, но и направление их развития в долгосрочной перспективе.
43

Возможное изменение британского и американского присутствия в Северной Атлантике

 

Исходя из характера вызовов, стоящих перед обороной и безопасностью Великобритании и Соединённых Штатов, политической обстановки, текущих возможностей и военного потенциала, изменения, по всей вероятности, будут касаться не только отдельных сегментов, но и всей архитектуры политики обороны и безопасности. Данное утверждение касается не только региона Северной Атлантики, но и всей глобальной политики обороны и безопасности Лондона и Вашингтона.

44 В первую очередь, это касается системы принятия решений – по мере обострения военно-политической ситуации скорость принятия определённых решений, сбора, анализа и передачи информации имеет критическое значение. Соответственно, роль разведки, генерального штаба и принятия оперативных и стратегических решений в реальном времени будет одним из насущных приоритетов руководства США и Великобритании.
45

Второй важный момент в изменениях – характер тактических и оперативных решений. Поскольку принимаемые державами, названными вызовами, решения представляются часто асимметричными, ответ на них обязан соответствовать. Вступление в гонку вооружений или симметричный ответ на один из возможных видов ударов (гиперзвуковые модули, массированное применение БПЛА, ОТРК и пр.23) не приведёт к нейтрализации угрозы в силу чрезмерных финансовых затрат и сомнительной эффективности.

23. RUSSIAN NEW GENERATION WARFARE HANDBOOK. URL: >>> (Дата обращения: 10.03.2023).
46 Вместе с тем ответы на подобного рода угрозы требуют должного научно-технического уровня – они должны обеспечиваться фундаментальными исследованиями и работами на производстве. Для повышения эффективности подобных программ, требуются основательные теоретические разработки в области применения новых видов вооружений. В свою очередь, это требует крайне высокого уровня контроля за оборонно-промышленным комплексом с целью избежать чрезмерных затрат на разработку и производство новых образцов.
47 Разрабатываемые образцы должны обладать рядом качеств, которые повысят эффективность противодействия новых вызовов:
48
  1. Массовость производства и применения, которые обеспечат быстрое принятие на вооружение;
  2. Низкая стоимость производства и высокая технологичность новых видов вооружений, обеспечивающих требуемую массовость;
  3. Использование слабых мест противника для достижения должной эффективности применения;
  4. Совместимость с любыми возможными платформами в целях повышения адаптивности;
49 Вооружения подобного рода (морские беспилотники, ракеты РСЗО повышенной дальности, портативные средства наблюдения, планирующие бомбы и пр.) уже существуют и требуют дальнейшей проработки в силу развития ответных технологий со стороны государств-оппонентов. Кроме того, для сохранения существующего статус-кво США и Великобритания должны разработать и произвести новые виды технологий. В свою очередь, это требует коренных изменений в промышленности, исследованиях и производственных цепочках.
50 Тем не менее, следует отметить, что эффективность существующих силовых инструментов находится в значительной степени под сомнением. Соответственно, при применении это требует существенных изменений в организационной структуре как ВМС США и Великобритании, так и сопутствующих военных формирований.
51 В первую очередь, речь идёт о создании более гибкой организации, способной быстрее реагировать на появление возможных кризисов. Данного эффекта возможно добиться при помощи существующих мобильных формирований, созданных для нейтрализации гибридных угроз. Нужно отметить, что подобные структуры должны иметь более массовый состав и мощное вооружение для возможного участия в затяжном конфликте. В структуру должны входить разведывательные органы, которые будут экспертными по каждому отдельно взятому театру военных действий.
52 Командование в вышеуказанных условиях должно осуществляться в режиме реального времени и до определенной степени децентрализовано. Это позволит более оперативно и эффективно принимать решения на месте и более конструктивно купировать возможные кризисные явления. Данное обстоятельство относится не только к европейскому театру военных действий (Чёрное и Балтийское море), но и к другим ТВД в североатлантической акватории: Сирии и прилегающим районам, северу и западу Африки.
53 В конечном счёте перечисленные возможные меры, насущно необходимы для поддержания боеспособности вооружённых сил Великобритании и США (и, как следствие, обороны и безопасности) и их современного внешнеполитического курса. Вместе с тем важно подчеркнуть, что данные меры в настоящий момент носят гипотетический характер и в существующей политической парадигме, вполне возможно, что не будут выполнены.
54

Заключение

 

Подводя итоги, нужно отметить, что главная проблема перед британским и американским военно-политическим руководством – обилие и разнообразие стоящих перед ними вызовов, то есть угрозы, существующие на Ближнем Востоке, радикально отличаются от африканских или европейских конфликтов в силу специфики. Соответственно, универсальный подход для их решения в принципе невозможен. Кроме того, по мере роста напряжённости в акваториях других регионов, соответствующий процесс будет происходить и в акватории Северной Атлантики.

55 От британского и американского военно-политического руководства требуется значительный уровень гибкости мышления и восприятия текущей военной ситуации во всех проблемных регионах в силу роста напряжённости во всём регионе Северной Атлантики. Кроме того, следует отметить очевидный шаг по наращиванию военного присутствия (в частности, речь идёт о воздушной и морской составляющей) в европейской части – на Балтике и в Чёрном море. Это же касается и боевых возможностей подразделений. Другими словами, на смену так называемым лёгким подразделениям придут полноценные воинские формирования, которые будут оснащены всей номенклатурой тяжёлого вооружения.
56 Следует отметить, что авианесущие ударные группировки зачастую не имеют возможности контролировать акваторию закрытых морей как по юридическим причинам, так и по сугубо военной необходимости. Другими словами, от флотов Соединённого Королевства и Соединённых Штатов требуется повышение гибкости и создание региональных подразделений, способных эффективно функционировать в закрытых морях. Рост численности и интенсивности применения новых видов вооружений (БПЛА, гиперзвуковых блоков, сверхзвуковых и малозаметных крылатых ракет и новых комплексов ПВО) также серьёзно сокращает область применения средств поражения, используемых вооружёнными силами США и Великобритании.
57 Соответственно, это потребует от военно-политического руководства Лондона и Вашингтона:
58
  1. Иного уровня подготовки военных специалистов именно к вооружённым конфликтам высокой интенсивности, но не к антитеррористическим операциям и противодействию иррегулярным и парамилитарным силам;
  2. Поддержания должного уровня интенсивности ведения разведывательных мероприятий и обработки собранной информации;
  3. Развития логистики обеспечения подразделений, вооружённых тяжёлыми средствами поражения (танками, БМП, САУ, средствами ПВО);
  4. Повышения уровня оперативности принятия решений (вплоть до сетецентрического управления в реальном времени), межвидового взаимодействия различных родов войск;
  5. Развитие средств радиоэлектронной борьбы и противодействия аналогичным средствам разведки и управления;
  6. Создание асимметричных средств противодействия новым видам вооружений таких стран, как Россия, КНР, КНДР, Иран;
  7. Развитие аналитических центров для более точного определения уровня и характера стоящих угроз;
59 Таким образом от вооружённых сил и, соответственно, военно-политического руководства двух стран требуется изменение подходов к военному строительству, стратегии обороны и безопасности и внедрения новых оборонных технологий. Только в этом случае можно говорить о сохранении текущего положения Великобритании и США относительно тех держав, которые, согласно англо-американским программным документам, называются угрозами или вызовами.
60 Как уже говорилось выше, сложность данного рода вызовов в их разнообразии и разобщённости, то есть они не представляют единый комплекс проблем, но именно некое множество невзаимосвязанных отделённых друг от друга, обладающих своей собственной спецификой и не имеющих одного определённого метода решения. Соответственно, они требуют от Великобритании и США распыления сил, что, в свою очередь, ведёт к ослаблению общей обороноспособности обеих стран.
61 Следует отметить, что военные формирования США и Великобритании, в частности их военно-морские силы, будут концентрироваться в акватории северной части Атлантического океана и их ответственность за обеспечение обороны и безопасности в текущих условиях будет лишь расти. Тем не менее, развитие вооружённых сил Лондона и Вашингтона в этих условиях не купирует стоящие перед ними вызовы и не даст полного превосходства вооружённых сил двух стран в акватории, которую они могут считать своим основным историческим местом становления, развития и средства контроля Мирового океана.

Библиография

1. Горшков С. Г. Морская мощь государства. Изд. 2-е, доп. М., Воениздат, 1979. — 416 с.

2. Европеизм и атлантизм в политике стран Европейского союза / Отв. ред. Н. К. Арбатова. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 118 с.

3. Яковенко А. В. Подводя итоги 2022 года: Мир на переломе в поисках баланса развития. URL: https://interaffairs.ru/news/show/38320 (accessed: 24.03.2023).

4. Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю 1660-1783. — СПб.: Terra Fantastica, 2002.

5. National Shipbuilding Strategy: The Future of Naval Shipbuilding in the UK. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/643873/NationalShipbuildingStrategy_lowres.pdf (accessed: 24.03.2023).

6. MILITARY BALANCE 2022, International Institute for Strategic Studies (IISS), Rutledge, 2022. ISBN: 1000620034, p. 527.

7. If New Looks could kill: Russia’s military capability in 2022. URL: https://www.iiss.org/blogs/military-balance/2022/02/if-new-looks-could-kill-russias-military-capability-in-2022 (accessed: 24.03.2023).

8. NATO Nowhere Near Ready for Direct War with Russia: Ex-General. URL: https://www.newsweek.com/nato-general-shirreff-ukraine-russia-war-1742977 (accessed: 24.03.2023).

9. THREE VISIONS FOR NATO. Mapping National Debates on the Future of the Atlantic Alliance. URL: https://library.fes.de/pdf-files/iez/18013.pdf (accessed: 24.03.2023).

10. Official U.S. Navy Littoral Combat Ship Class Fact File. URL: https://www.navy.mil/navydata/fact_display.asp?cid=4200&tid=1650&ct=4 (accessed: 24.03.2023).

11. Report to Congress on Constellation-class Frigate Program (FFG-62. URL: https://news.usni.org/2022/02/01/report-to-congress-on-constellation-class-frigate-program-ffg-62-8 (accessed: 24.03.2023).

12. Type 26 Global Combat Ship (GCS) Programme, Naval Technology. URL: https://www.naval-technology.com/projects/globalcombatshipgcsprogramme/ (accessed: 07.03.2023).

13. Babcock Team 31 has been contracted by the UK Ministry of Defence (MOD) to deliver five Type 31 frigates, Babcock. URL: https://www.babcockinternational.com/whatw e do/marine/defence/type-31/ (accessed: 07.03.2023).

14. Overview of Navy Units, USA Command. URL: https://www.globalsecurity.org/military/agency/navy/overview.htm (accessed: 07.03.2023).

15. НАТО заявила о готовности перебросить войска в Черноморский регион. URL: https://lenta.ru/news/2021/10/21/nato/ (accessed: 07.03.2023).

16. Broadsword (Type 22) class Guided Missile Frigate. URL: https://seaforces.org/marint/Royal-Navy/Frigate/Broadsword-Type-22-class.htm (accessed: 07.03.2023).

17. Type 23 Duke Class Frigate. URL: https://www.naval-technology.com/projects/t23/ (accessed: 07.03.2023).

18. Global Britain in a Competitive Age: The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. July 2, 2021. URL: https://www.gov.uk/government/publications/global-britain-in-a-competitive¬age-the-integrated-review-of-security-defence-development-and-foreign-policy/ (Дата обращения: 10.03.2023).

19. Справочник НАТО. URL: https://www.nato.int/docu/handbook/2006/hb-rus-2006.pdf (Дата обращения: 10.03.2023).

20. THE UNITED KINGDOM'S FUTURE NUCLEAR DETERRENT: THE 2019 UPDATE TO PARLIAMENT. URL: http://data.parliament.uk/DepositedPapers/Files/DEP2019-1091/nuclear_Deterrent_2019Update_to_Parliament.pdf (Дата обращения: 10.03.2023).

21. Naval Program 2014. URL: https://www.marina.difesa.it/EN/facts/Pagine/naval-program-2014.aspx (Дата обращения: 10.03.2023).

22. THE COURAGE TO CHANGE MODERNIZING U.S. MARINE CORPS HUMAN CAPITAL INVESTMENT AND RETENTION. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2021/06/FP_202106_28_courage_to_change_reid_v3-1.pdf (Дата обращения: 10.03.2023).

23. RUSSIAN NEW GENERATION WARFARE HANDBOOK. URL: https://info.publicintelligence.net/AWG-RussianNewWarfareHandbook.pdf (Дата обращения: 10.03.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести