The United States and the Russian-Ukrainian conflict: Consequences for Washington's Foreign and military Policy
Table of contents
Share
QR
Metrics
The United States and the Russian-Ukrainian conflict: Consequences for Washington's Foreign and military Policy
Annotation
PII
S207054760025432-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Batyuk 
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies Russian Academy of Science (ISKRAN)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The conflict in Ukraine has allowed the United States to strengthen its international position, and above all in relations with its allies. The Americans have managed to deal a severe blow to the political and economic ties between Russia and Europe. While Russia is suffering huge losses and casualties due to its participation in the "special military operation", Washington managed to avoid direct participation in this conflict by waging a proxy war against Russia at the expense mainly of Ukraine and Europe. At the same time, the American political and academic elite is gradually gaining confidence that the conflict in Ukraine will have to be resolved through diplomacy. This conflict is too costly for the United States and, especially, its NATO allies, and, what is especially worrying for many Americans, the escalation of this conflict could lead to an exchange of nuclear strikes.

Keywords
Special military operation, NATO, arms supplies, conflict in Ukraine, Crimea, Donbass
Received
02.03.2023
Date of publication
03.05.2023
Number of purchasers
12
Views
490
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Для характеристики нынешнего состояния международных отношений нередко используют термин «холодная война-2»1. Не следует забывать, однако, что и первая холодная война 1945–1989 гг., и нынешняя холодная война, идущая в XXI веке, являются «холодными» лишь по названию. Они сопровождались и сопровождаются ожесточёнными, кровопролитными и разрушительными вооружёнными конфликтами, чреватыми к тому же перерастанием в полномасштабную мировую войну.

1. См. Renewed Great Power Competition: Implications for Defense – Issues for Congress. Congressional Research Service. Updated March 10, 2022. URL: >>>  (accessed: 12.03.2022).
2 Примером такого конфликта является специальная военная операция, которую Российская Федерация начала на Украине 24 февраля 2022 г. Действия Москвы не могли не оказать огромного влияния как на политику Вашингтона в Европе и в мире, так и на военную политики и военную стратегию Соединённых Штатов.
3

Реакция официального Вашингтона на проведение специальной операции на территории Украины – экономика и политика

 

В своём заявлении «О неспровоцированном и неоправданном нападении России на Украину»президент Дж. Байден 24 февраля 2022 г. заявил: «Путин – агрессор. Путин выбрал эту войну. И теперь он и его страна будут нести ответственность за последствия». В этой связи было объявлено о введении антироссийских санкций:

4 - запрет на финансовые связи с крупнейшими российскими банками; - запрет на экономические контакты с крупнейшими российскими предприятиями, находящимися в государственной собственности; - запрет на инвестиции в российскую экономику; - ограничения на российский высокотехнологический импорт, которые должны затронуть, прежде всего, военную промышленность, аэрокосмическое производство, судостроение и в конечном итоге подорвать конкурентоспособность российской экономики; - санкции против высокопоставленных российских должностных лиц и крупнейших бизнесменов, а также членов их семей.
5

В результате тех санкций, которые были введены Соединёнными Штатами и их союзниками в отношении РФ после начала спецоперации на Украине Россия превратилась в самую подсанкционную страну в мире. По данным информационного ресурса Castellum.AI, по состоянию на 28 сентября 2022 г. в отношении России были введены 12 тыс. санкций2.

2. Russia Sanctions Dashboard. 2,695before February22. 9,363 more since February22. Current as of 27 September 2022. URL: >>> (accessed: 15.10.2022).
6

В своём обращении к Конгрессу Соединённых Штатов 1 марта Дж. Байден фактически присоединился к инициативе ЕС о замораживании резервов российского Центробанка, которые на начало 2022 г. составили 630 млрд долл.3, при этом общая сумма замороженных российских резервов составила 300 млрд долл.4

3. Remarks of President Joe Biden – State of the Union Address As Prepared for Delivery. March 1, 2022. URL: >>> (accessed: 15.03.2022).

4. Дембинская Н. Активы под замком: сможет ли Россия вернуть свои резервы. // РИА Новости. 23.04.2022. URL: >>> (accessed: 15.05.2022).
7 Обязательства западных стран перед Украиной – уже оказанная и обещанная помощь – к началу октября 2022 г. составили 126 млрд долл., как следует из опубликованных данных Кильского института мировой экономики. Это почти равно ВВП страны за 2022 г., который оценивается МВФ на уровне 130 млрд долл. Из них финансовая помощь составляет 53 млрд, военная – 44 млрд, гуманитарная – 15 млрд, а помощь беженцам оценивается в 14,5 млрд долларов.
8

Именно США взяли на себя самый существенный объём обязательств перед Украиной – 45%, или 55 млрд долл., в том числе две трети военной помощи, следует из данных Кильского института. Далее идёт Евросоюз (ЕС) с общим объёмом помощи в 48 млрд долл., из которых на институты ЕС приходятся 19,2 млрд, а остальное – на страны. Больше всего в Европе тратит Польша – 7,6 млрд, из которых 4,5 млрд на помощь беженцам. Далее идут Великобритания (7,4 млрд), Германия (6,7 млрд), Канада (3,2 млрд), Чехия (1,8 млрд), Норвегия (1,6 млрд). Наконец, ещё 4,9 млрд долл. выделяют международные институты (МВФ, Всемирный банк)5.

5. Соколов А. Помощь Запада Украине достигла 97% ВВП за 2022 год // Ведомости. 16 октября 2022 г. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).
9 Давая политическую оценку событиям на Украине после 24 февраля 2022 г., американские правящие круги указывают на то, что эти события не были, так сказать, громом с ясного неба. В «Стратегии национальной безопасности», утверждённой президентом Дж. Байденом в октябре 2022 г. (СНБ-2022), подчёркивалось, что «полномасштабному вторжению на Украину в попытке свергнуть её правительство и поставить её под контроль России» предшествовали российские действия в Крыму и на востоке Украины в 2014 г., российская «военная интервенция в Сирию», российские усилия по дестабилизации своих соседей с помощью «разведки и кибернетических возможностей». Кроме того, как указывается в документе, «Россия также нагло вмешивалась в политику США и работала над тем, чтобы посеять разногласия среди американского народа». Наконец, в своей внутренней политике российское правительство, как указывалось в СНБ-2022, нарушает права человека, преследует оппозицию и свободные средства массовой информации.
10

Иными словами, в понимании американской элиты события на Украине – это не случайность, а одно из проявлений борьбы «демократии» с «автократией». И в этих условиях, как указывается в СНБ-2022, только смена режима в России может привести к нормализации российско-американских отношений6.

6. National Security Strategy. October 2022. – White House, Washington. – P. 25-27.
11

Реакция официального Вашингтона на проведение специальной операции на территории Украины – военный компонент

 

Американское военно-политическое руководство исходит из того, что российская специальная военная операция на территории Украины является серьёзным вызовом безопасности Восточной Европы. Как заявил командующий Европейским командованием ВС США генерал Т. Уолтерс, «Россия продолжает оказывать пагубное влияние и демонстрировать свою готовность использовать открытую силу в Черноморском регионе, включая использование своего Черноморского флота для нападения на Украину. Война на Украине, спровоцированная исключительно Россией, продолжает дестабилизировать украинскую безопасность и весь регион. В дополнение к вооружённому нападению на Украину Россия продолжает подрывать украинское правительство посредством злонамеренных кибератак и информационных операций, незаконно признавая восточные районы Украины – Донецк и Луганск – суверенными государствами и продолжая незаконно оккупировать Крым. Вопреки намерениям России, эти принудительные действия усиливают стремление Украины к членству в евроатлантических институтах. Агрессия России также привела к размещению американских войск в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Болгарии и Венгрии»7.

7. Statement of general Tod D. Wolters, United States Air Force Commander. United States European Command. 30 March, 2022. United States House Armed Services Committee. – Р. 6.
12

Вместе с тем официальный Вашингтон был и остаётся очень осторожен относительно своего прямого военного участия в конфликте на Украине. Так, в своём заявлении от 24 февраля Дж. Байден особо подчеркнул: «Позвольте мне ещё раз сказать: наши силы не участвуют и не будут участвовать в конфликте с Россией в Украине. Наши войска направляются в Европу не для того, чтобы воевать в Украине, а для того, чтобы защищать наших союзников по НАТО и успокаивать этих союзников на востоке»8.

8. Remarks by President Biden on Russia’s Unprovoked and Unjustified Attack on Ukraine. February 24, 2022. URL: >>> (accessed: 20.03.2022).
13

Администрация Байдена приняла меры, чтобы и американские союзники по НАТО воздержались от прямого участия в военных действиях на территории Украины. Решения сессии Североатлантического совета на уровне министров иностранных дел от 4 марта 2022 г., которые исключают участие НАТО в украинских событиях, и создание бесполётной зоны над Украиной, были бы невозможны без одобрения этих решений Вашингтоном9.

9. NATO Foreign Ministers meet amidst escalating Russian aggression in Ukraine. 04 Mar. 2022. URL: >>> (accessed: 20.03.2022).
14

Выступая на саммите Североатлантического альянса в Мадриде, Дж. Байден заявил о размещении дополнительно 20 тыс. американских солдат и офицеров в Европе, вследствие чего общая численность американских войск на континенте составила 100 тыс. человек10. Таким образом, впервые с момента окончания холодной войны американский воинский контингент в Европе не сократился, а вырос – до этого он непрерывно сокращался на протяжении более 30 лет, с 350 тыс. до 80 тыс. военнослужащих.

10. Remarks by President Biden and NATO Secretary General Jens Stoltenberg | Madrid, Spain. June 29, 2022. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).
15 Но, как уже было сказано, эти американские войска предназначены для моральной поддержки союзников по НАТО, а не для участия в военных действиях на Украине. Вместо этого США и их союзники предпочли оказывать Украине помощь в виде поставок вооружений, снаряжения и боеприпасов, горючего, финансовой помощи, предоставления разведывательной информации и т. д.
16 В сложившейся на Украине военной обстановке поставки западных вооружений на Украину становятся совершенно безальтернативными для ВСУ (вооружённых сил Украины). Однако далеко не всё из того, что имеется на вооружении США и их союзников, может быть поставлено ВСУ.
17 Это видно, в частности, на примере поставок американских вооружений на Украину. В общей сложности Соединённые Штаты выделили Украине между 24 февраля 2022 г. и 24 февраля 2023 г. 31,7 млрд долл. на «помощь в области безопасности».
18 Поставки американских вооружений Украине включают:
19

 

• Более 1 600 зенитных комплексов «Стингер»; 

• Более 8 500 противотанковых систем «Джэвелин»; 

• Более 54 000 других противотанковых систем и боеприпасов; 

• Более 700 тактических беспилотных летательных аппаратов «Свитчблэйд»; 

• 160 гаубиц калибром 155 мм и до 1 000 000 артиллерийских снарядов к ним; 

• более 6 000 высокоточных 155-мм артиллерийских снарядов; 

• 72 105-мм гаубиц и 370 тыс. 105-мм артиллерийских снарядов; 

• 36 тактических транспортных средств для восстановления оборудования; 

• 38 высокомобильных артиллерийских ракетных систем типа HIMARS и боеприпасы к ним; 

• 30 120-мм минометных систем и 175 тыс. выстрелов к ним; 

• Десять 82-мм минометных систем;

• Десять 60-мм минометных систем;

• более 2 500 ракет с оптическим сопровождением и проводным наведением (TOW); 

• четыре машины Командного пункта; 

• один зенитно-ракетный комплекс «Пэтриот» с боеприпасами;

• восемь усовершенствованных ракетных систем класса «Земля-воздух» (NASAMS) и боеприпасы; 

• высокоскоростные противорадиационные ракеты (HARMs); 

• 20 вертолётов Ми-17; 

• сотни бронированных высокомобильных многоцелевых колесных транспортных средств (HMMWV); 

• 31 танк «Абрамс» (пока на Украину не доставлены);

• 45 танков Т-72Б;

• 109 боевых машин пехоты «Брэдли»;

• 90 боевых машин пехоты «Страйкер»; 

• 44 грузовика и 88 прицепов для перевозки тяжёлого оборудования; 

• 300 бронетранспортеров М113; 

• оборудование и системы для разминирования; 

• более 13 тыс. гранатомётов и стрелковое оружие; 

• более 100 млн патронов к стрелковому оружию; 

• более 75 тыс. комплектов бронежилетов и шлемов; 

• около 700 тактических беспилотных летательных аппаратов Phoenix Ghost; 

• ракетные системы с лазерным наведением; 

• беспилотные летательные системы Puma; 

• 15 беспилотных летательных аппаратов Scan Eagle; 

• беспилотные суда береговой обороны; 

• контрартиллерийские радары; 

• системы противодействия беспилотным летательным аппаратам; 

• десять радаров воздушного наблюдения; 

• две системы береговой обороны «гарпун»; 

• 58 прибрежных и речных патрульных катеров; 

• противопехотные боеприпасы M18A1 Claymore; 

• взрывчатые вещества С-4, подрывные боеприпасы и оборудование для разминирования препятствий; 

• тактические защищённые системы связи; 

• тысячи приборов ночного видения, тепловизионных систем, оптики и лазерных дальномеров; 

• коммерческие услуги по получению спутниковых снимков; 

• защитное снаряжение для обезвреживания взрывоопасных боеприпасов; 

• средства химической, биологической, радиологической, ядерной защиты; 

• 100 бронированных медицинских машин; 

• медицинские принадлежности, включающие аптечки первой помощи, бинты, мониторы и другое оборудование; 

• электронное оборудование для подавления помех; 

• полевое оборудование, снаряжение для холодной погоды и запасные части; 

• 350 электрогенераторов;

• финансирование обучения, технического обслуживания и жизнеобеспечения. 

 
   
20 Как видно, среди американских вооружений, поставленных на Украину, всего 232 артиллерийских орудия и 38 ракетных установок типа HIMARS. Преобладающая же часть поставок приходится на лёгкое стрелковое оружие и боеприпасы к нему.
21

Складывается впечатление, что Министерство обороны вооружает не регулярную армию, а партизанский отряд. Впрочем, это не случайно. Поставки технически сложных систем вооружений (танков, боевых бронированных машин, авиатехники), произведённых на Западе, на Украину возможны лишь после того, как будет создана необходимая техническая база для ремонта и обслуживания этой техники. К тому же новейшие системы вооружений нужны самому Министерству обороны для поддержания американского глобального присутствия. Так, например, американские военные отказываются поставлять гаубицы калибром в 155 мм Украине из своих запасов, предназначенных для проведения операций в различных регионах мира11.

11. Turak N. The U.S. and Europe are running out of weapons to send to Ukraine. // CNBC Published Wed, Sep 28. 2022. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).
22

Фактически уже к осени 2022 г. американские и европейские запасы тех типов военной техники, боеприпасов и снаряжения, которые США и их союзники поставляли Украине, оказались в значительной мере исчерпанными12. Среди американских военных экспертов в этой связи возникли серьёзные опасения относительно достаточности запасов снаряжения и военной техники, в случае если ВС США окажутся в состоянии конфликта с другой великой военной державой (например, с Китаем из-за Тайваня)13.

12. Champion M., Ojewska N., Nienaber M. Ukraine Is on the Offensive But Struggling to Get More Powerful Weapons. // Bloomberg. September 26, 2022. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).

13. Capaccio A., McBride C. A Million Shells and More: Pentagon Revs Up Ukraine Weapons Aid and Bolsters Stockpiles. // Bloomberg. 16 декабря 2022 г. URL: >>> (accessed: 25.01.2023).
23 Вот почему среди поставляемой американцами на Украину военной техники мы видим такие антикварные системы, как БТР типа М113, или же гаубицы калибром 105 мм. Хотелось бы напомнить в этой связи, что бронетранспортёры этого типа начали поступать на вооружение ВС США в январе 1960 г, а гаубицы М101 калибром 105 мм применялись ещё в годы Второй мировой войны.
24

В сообщении для прессы американского Министерства обороны не случайно подчёркивается, что «Соединённые Штаты также продолжают работать со своими союзниками и партнёрами, чтобы предоставить Украине дополнительные возможности для самообороны»14. Американцы сумели убедить своих восточноевропейских союзников перебросить на Украину оставшиеся со времён Варшавского Договора запасы советских вооружений, но и эти запасы кончаются.

14. IMMEDIATE RELEASE. Fact Sheet on U.S. Security Assistance to Ukraine February 24, 2023. URL: >>> (accessed: 02.03.2023).
25

Но вот в чём Вашингтон не сумел убедить своих союзников в Европе – так это в необходимости предоставления Украине безвозмездной экономической помощи. В то время как Соединённые Штаты оказали Киеву прямую помощь за счёт американского бюджета в 13 млрд долл. в 2022 г. и выделили 14,5 млрд долл. на 2023 г., европейцы приняли решение о предоставлении украинской стороне кредитов на 18 млрд евро в 2023 г. Между тем положение украинской экономики таково, что не приходится рассчитывать на её способность обслуживать свой внешний долг15.

15. Drea E. The EU is leading Ukraine into a sovereign debt crisis // Politico. January 23, 2023. URL: >>> (accessed: 02.03.2023).
26

Последствия СВО для американской политики на российском направлении

 

Таким образом, американское руководство собирается вести против России преимущественно прокси-войну, используя в качестве средства нажима на Москву санкции, попытки организовать политическую изоляцию и поставки оружия Киеву – воздерживаясь при этом от участия в войне настоящей. Свидетельством тому, что Вашингтон действительно хотел бы избежать военных столкновений с Россией из-за Украины, является соглашение о создании линии прямой связи между Министерством обороны США и Министерством обороны РФ для предотвращения просчётов и военных инцидентов на фоне действий России на Украине16.

16.  Reuters сообщил о создании Пентагоном линии связи с Минобороны России. 04 мар, 2022. URL: >>> (accessed: 20.03.2022).
27

Американские усилия по политической изоляции России позволили мобилизовать прежде всего ближайших союзников Соединённых Штатов. В ходе июньского 2022 г. саммита Североатлантического альянса в Мадриде была принята декларация, в которой, в частности, говорилось: «Мы самым решительным образом осуждаем агрессивную войну России против Украины… Россия должна немедленно прекратить эту войну и уйти из Украины. Мы подтверждаем нашу непоколебимую поддержку независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах её международно признанных границ, простирающихся до её территориальных вод. Мы полностью поддерживаем неотъемлемое право Украины на самооборону и на выбор собственных мер безопасности. Мы приветствуем усилия всех союзников, вовлечённых в оказание поддержки Украине. Мы окажем им адекватную помощь, учитывая их конкретную ситуацию»17.

17. Madrid Summit Declaration. Issued by NATO Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Madrid 29 June 2022. 29 Jun. 2022. URL: >>> (accessed: 30.06.2022).
28

Тогда же была принята Стратегическая концепция НАТО, в которой констатировалось, что «Российская Федерация представляет собой наиболее значительную и прямую угрозу безопасности союзников, а также миру и стабильности в Евроатлантическом регионе»18. Беспрецедентная сплочённость евроатлантических союзников в деле поддержки Украины и противостоянии России – это, безусловно, успех американской дипломатии.

18. NATO 2022 Strategic Concept. P. 4. URL: >>>  (accessed: 20.10.2022).
29

В то же время официальному Вашингтону не удалось обеспечить глобальную поддержку своему антироссийскому курсу. Незападные центры экономической и политической силы не присоединились к западным санкциям в отношении России. Так, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума, президент РФ В.В. Путин с удовлетворением отметил, что «абсолютное большинство государств АТР не приемлет разрушительную логику санкций»19.

19. Президент принял участие в пленарной сессии Восточного экономического форума. Тема ВЭФ-2022 – «На пути к многополярному миру». 2022-09-07. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).
30 Огромный ущерб, который конфликт на Украине нанёс российско-американским отношениям, не мог не сказаться и на двустороннем диалоге по стратегическим вооружениям и стратегической стабильности. В своём послании Федеральному собранию РФ В.В. Путин заявил: «Теперь через представителей НАТО подают сигналы, а по сути выдвигают, ультиматум: вы, Россия, выполняйте всё, о чём договорились, в том числе Договор об СНВ, беспрекословно, а мы будем вести себя, как заблагорассудится. Мол, нет никакой связи между проблематикой СНВ и, скажем, конфликтом на Украине, другими враждебными действиями Запада в отношении нашей страны, как и нет громогласных заявлений, что они хотят нанести нам стратегическое поражение. Это или верх лицемерия и цинизма, или верх глупости, но идиотами их не назовёшь – они всё-таки неглупые люди. Нам стратегическое поражение хотят нанести и лезут на наши ядерные объекты.
31

В этой связи вынужден заявить сегодня о том, что Россия приостанавливает своё участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях. Повторю, не выходит из Договора, нет, а именно приостанавливает своё участие. Но, прежде чем вернуться к обсуждению этого вопроса, мы должны для себя понять, на что всё-таки претендуют такие страны Североатлантического альянса, как Франция и Великобритания, и как мы будем учитывать их стратегические арсеналы, то есть совокупный ударный потенциал альянса»20.

20. Послание Президента Федеральному Собранию. 2023-02-21. URL: >>> (accessed: 02.03.2023).
32

К сожалению, действие Договора было де-факто приостановлено ещё до заявления президента, поскольку задолго до 21 февраля 2023 г., в результате действий американской стороны, российские инспекторы были лишены возможности реализовать свои инспекционные полномочия в соответствии с СНВ-321. Соответственно, и Москва была вынуждена запретить присутствие американских инспекторов на российских ядерных объектах.

21. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 30 ноября 2022 года. URL: >>> (accessed: 15.12.2022).
33

Разумеется, конфликт на Украине не мог не повлиять на российско-американский диалог по стратегическим вооружениям. Как сказал в интервью роСМИ заместитель министра иностранных дел РФ С.А. Рябков, «столкнувшись с решительным отпором, оказанным нами Западу на Украине, США «заморозили» двусторонний стратдиалог. Сделали это, по всей видимости, в попытке оказать дополнительное политическое давление на нашу страну. Поэтому да, можно говорить о том, что в результате действий Вашингтона контроль над вооружениями стал заложником общей глубокой деградации наших двусторонних отношений»22.

22. Интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.А. Рябкова росСМИ, 26 января 2023 года. / Министерство иностранных дел РФ. 26.01.2023. URL: >>> (accessed: 02.03.2023).
34

Между тем в ближайшее время сторонам необходимо будет добиться продвижения в выработке нового соглашения по ограничению стратегических наступательных вооружений, которое должно прийти на смену СНВ-3. На самом деле осталось слишком мало времени – в 2023 г. уже фактически началась президентская кампания в США, и в этих условиях выработка этой договорённости и, особенно её ратификация в Сенате, станет весьма проблематичной. Правда, комментируя решение российской стороны о приостановке участия в Договоре СНВ-3, государственный секретарь США Э. Блинкен заявил, что «мы по-прежнему готовы в любое время обсуждать с Россией ограничения стратегических вооружений, независимо от того, что ещё происходит в мире или в наших отношениях. Я думаю, важно, чтобы мы продолжали действовать ответственно в этой области»23. Для успеха этого российско-американского диалога по стратегическим вооружениям, однако, необходимо будет добиться улучшения общего состояния двусторонних отношений, которые находятся в настоящее время в замороженном состоянии.

23. Secretary Antony J. Blinken Remarks to the Press. U.S. EMBASSY ATHENS, GREECE. FEBRUARY 21, 2023. URL: >>> (accessed: 02.03.2023).
35

Американские подходы к завершению конфликта на Украине

 

Неоднократно публично озвученная позиция официального Вашингтона по ситуации на Украине состоит в том, что Соединённые Штаты никогда не признают каких-либо территориальных изменений на Украине. Как заявил государственный секретарь США Э. Блинкен, «мы всем сердцем поддерживаем единство, суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины в пределах ее международно признанных границ. Как сказал президент Байден, мы никогда не признаем эти районы частью какой-либо другой страны, кроме Украины, и мы будем поддерживать Украину столько, сколько потребуется»24. Эти максималистские требования должны, по всей видимости, оправдать бесконечное затягивание российско-украинского конфликта, что, как полагают в нынешней американской администрации, соответствует интересам США.

24. Russia’s Sham Referenda in Ukraine. PRESS STATEMENT. ANTONY J. BLINKEN, SECRETARY OF STATE .SEPTEMBER 29, 2022. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).
36 Неудивительно, что в заявлениях американских должностных лиц присутствуют утверждения о неизбежности скорой полной победы Украины в российско-украинском конфликте. Так, пресс-секретарь Министерства обороны бригадный генерал П. Райдер в своём заявлении по поводу частичной мобилизации в России заявил, что безвозвратные потери России с момента начала её спецоперации составили от 50 до 70 тыс. человек, и такой высокий уровень потерь не был случайным: «Действия России в войне на Украине указывают на серьёзные проблемы с командованием, контролем и логистикой с момента начала вторжения 24 февраля. Эти проблемы не были решены и способствовали провалу российской операции по взятию украинской столицы Киева в марте и неспособности России добиться значительного прогресса в Донбассе в апреле».
37

Вот почему, по мнению генерала, российская мобилизация не изменит ситуации на поле боя: «Если Россия не может обеспечить командование, содержание и оснащение примерно 100 тыс. военнослужащих, которые у неё есть на Украине, добавление ещё 300 тыс. военнослужащих к этому контингенту не улучшит ситуацию». Вывод Райдера однозначен: Украина при поддержке Запада будет и дальше наращивать мощь своих ударов по российским войскам25.

25. Russian Mobilization May Be Reinforcing Failure in Ukraine. SEPT. 22, 2022. | BY DOD NEWS. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).
38

В американском внешнеполитическом ведомстве также считают, что Украина в обозримом будущем одержит победу над Россией. По словам Э. Блинкена, «мы никогда не признаем аннексию украинской территории Россией. И я также столь же ясно дал понять, что Украина имеет абсолютное право защищать себя на всей своей территории, в том числе вернуть территорию, которая так или иначе была незаконно захвачена Россией. И оборудование, оружие, которые мы и многие другие страны предоставляем им, использовались очень эффективно именно для этого, как мы видели на северо-востоке Украины и как мы видим также на юге… украинцы будут продолжать делать то, что им нужно, чтобы вернуть отнятую у них землю. Мы будем продолжать поддерживать их в этих усилиях»26.

26. Secretary Antony J. Blinken and Indian External Affairs Minister Dr. Subrahmanyam Jaishankar at a Joint Press Availability. Remarks. Washington, D.C. Remarks. September 27, 2022. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).
39

Для многих представителей американской политико-академической элиты ключом к победе над Россией является очередная Wunderwaffe, «чудо-оружие». В январе 2023 г. таким «чудо-оружием» стали основные боевые танки стран – членов НАТО («Абрамс», «Леопард-2», «Челленджер»), которые США и их союзники решили направить на Украину. Так, по мнению редактора журнала «Нэшнл интерест» Дж. Хеилбрунна, «решение Германии направить танки на Украину является поворотным моментом. Теперь ясно, что Владимир Путин подписал смертный приговор своему режиму, вторгнувшись на Украину»27.

27. Heilbrunn J. Germany’s Leopard-2 Tanks Will Help Crush Russia // The National Interest. January 24, 2023. URL: >>> (accessed: 25.01.2023).
40

Уже в феврале, однако, появилось новое «чудо-оружие» в виде армейских тактических ракетных систем большей дальности (ATACMS) и истребителей-бомбардировщиков F-16. Как полагает обозреватель «Уолл-стрит джорнел» У. Галстон, только с помощью этого оружия Украина сможет избежать затяжной войны с Россией, выиграть которую она не сможет28.

28. Galston W. Time Is on Russia’s Side, Not Ukraine’s. The U.S. and its allies need to act at the speed of war as they deliver arms to Kyiv // Wall Street Journal. Feb. 28, 2023. URL: >>> (accessed: 02.03.2023).
41 В то же время многие американские эксперты, не разделяя казённый оптимизм американских властей, отдают себе отчёт в том, что этот конфликт не может длиться вечно, и рано или поздно надо будет искать способы его прекращения. Широкую известность получили высказывания бывшего командующего Европейским командованием США генерала Дж. Ставридиса, сравнившего нынешнюю военную кампанию на Украине с войной в Корее в 1950–1953 годах.
42 Говоря о нынешнем конфликте на Украине, американский генерал подчеркнул, что в нём увязли обе стороны, а «военные планы Путина оказались не особенно эффективными. Он получил немного территории по сравнению с тем, с чего начал конфликт». Действительно, надежды российского руководства в начале спецоперации на быстрое и беспроблемное разрешение «украинского вопроса» оказались, по всей видимости, несостоятельными. С другой стороны, свою несостоятельность продемонстрировал и триумфализм украинской стороны и её западных союзников, рассчитывавших на военную победу над Россией.
43

И в этих условиях, по всей видимости, можно согласиться с генералом Ставридисом: перемирие, которое зафиксирует существование двух Украин – пророссийской и прозападной – становится безальтернативным (со всеми атрибутами этого перемирия вроде хорошо оборудованной демилитаризованной зоны и, несмотря на её наличие, постоянными военными провокациями, ставящими на грань срыва это хрупкое и непрочное перемирие). Трудно сказать, когда именно удастся заключить это перемирие, но, скорее всего, это перемирие зафиксирует существование двух непримиримо враждебных Украин – подобно тому, как вот уже 70 лет существуют две непримиримые Кореи29.

29. Строкань С. Украина це Корея // Коммерсантъ. 18.07.2022. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).
44

Идея решения украинской проблемы по корейскому сценарию оказалась достаточно популярной в американских кругах. Так, политический обозреватель телекомпании Си-эн-эн (CNN) Ф. Закария полагает, что мирное соглашение с Россией – Украина уступает Крым и часть Донбасса в обмен на «фактическое» членство в НАТО и ЕС – можно было бы «продать» украинцам30.

30. Zakaria F. Opinion: There is a path to ending the Ukraine war. // CNN. February 28, 2023. URL: >>> (accessed: 02.03.2023).
45 В последнее время в американском экспертном сообществе циркулировали и другие предложения о достижении мира (или хотя бы перемирия) на Украине. Так, офицер Министерства внутренней безопасности Д. Пайн в своей статье в журнале «Нэшнл интерест» от 1 октября 2022 г. констатировал, что вероятность того, что Украина при поддержке Запада сумеет отвоевать у России свои утраченные территории, минимальна: напротив, вполне возможно, что «импульс в войне вот-вот окончательно сместится в пользу России».
46 В этих условиях, по мнению Д. Пайна, безальтернативным становится возвращение к переговорам: «Есть только один способ, которым Запад может предотвратить поражение Украины на поле боя в течение следующих нескольких месяцев и избежать ядерного конфликта с Россией: вернуться к дипломатии. Президент Джо Байден должен призвать к немедленному прекращению огня и заключению соглашения о перемирии, чтобы спасти Украину, обеспечить её безопасность и сохранить её политическую и экономическую независимость с контролем по меньшей мере над 81 процентом её территории». Конкретно Пайн предлагает следующие условия российско-украинского перемирия:
47

1. Все военные действия между Российской Федерацией и Украиной будут немедленно прекращены. 2. Вся западная летальная военная помощь Украине будет приостановлена до тех пор, пока Россия соблюдает условия соглашения о перемирии. 3. Россия немедленно приостановит свою черноморскую блокаду Украины. 4. Соединённые Штаты, Канада, Европейский Союз (ЕС), Япония, Австралия и Новая Зеландия отменят свои запреты на экспорт российских продуктов питания и топлива. 5. Все военнопленные будут возвращены на родину. 6. Миротворцы Организации Объединённых Наций (ООН) из нейтральных стран будут развёрнуты вдоль линии контроля, где в последние недели происходили боевые действия. (При желании можно было бы создать демилитаризованную зону шириной в четыре километра вдоль границ четырёх аннексированных Россией украинских регионов.) 7. Делегации правительств России и Украины немедленно созовут конференцию в Стамбуле, Турция, чтобы возобновить переговоры по мирному соглашению, на которых обе стороны остановились, когда Украина вышла из переговоров в апреле 2022 года31.

31. Pyne D. A Ceasefire Can Ensure Ukrainian Independence // The National Interest. October 1, 2022. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).
48

В свою очередь, редактор раздела «Мнения» журнала «Ньюсуик» Дж. Хаммер с одобрением отозвался об инициативе И. Маска о проведении повторных референдумов под наблюдением ООН в Донецкой и Луганской республиках и в Запорожской и Херсонской областях и о нейтральном статусе Украины32.

32. Hammer J. The U.S. Needs to Change Course Right Now in Ukraine // Newsweek. 10/7/22. URL: >>> (accessed: 20.10.2022).
49 Наконец, по мнению президента Центра за национальную безопасность Д. Саймса, «Путин вполне может рассмотреть возможность заключения договорённостей путём переговоров, которые могли бы быть приемлемы для Запада. Это включает в себя прекращение огня с некоторыми миротворческими соглашениями и правилами игры, чтобы сделать прекращение огня более прочным. России пришлось бы отказаться от своей нынешней позиции, согласно которой все территории недавно аннексированных провинций, включая те, которые в настоящее время находятся под контролем Украины, должны принадлежать России. России также придётся отказаться от своего первоначального требования о смещении правительства Зеленского. Украина, в свою очередь, должна будет согласиться с тем, что эти территории, контролируемые Россией, не будут возвращены до последующих переговоров. Прекращение огня также запретило бы любые диверсии или террористические акты против России, что Украина всё чаще практикует с не столь молчаливого согласия НАТО. В плане также необходимо будет рассмотреть вопрос о санкциях: никакие новые санкции не могут быть введены, пока действует режим прекращения огня, и может быть некоторое ослабление существующих санкций».
50

То обстоятельство, что в американской политико-академической элите всё чаще обсуждаются не последствия победы Украины над Россией при поддержке Объединённого Запада, а перспективы заключения мирного договора (или хотя бы перемирия) между Киевом и Москвой, свидетельствует о том, что в Соединённых Штатах больше не верят в поражение Российской Федерации и рассчитывают на скорейшее прекращение конфликта. Кроме того, многие американские эксперты опасаются того, что продолжение конфликта может привести к прямому военному столкновению между РФ и НАТО – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, по словам Д. Саймса, «полагаться сейчас на робость Путина на Украине означало бы для Вашингтона играть в игры с самим существованием Америки»33.

33. Simes D. How to Avoid Nuclear War Over Ukraine // The National Interest. October 16, 2022. URL: >>> 20.10.2022).
51

В этом смысле достаточно показательным стал опубликованный в январе 2023 г. доклад корпорации РЭНД «Избегая затяжной войны. Политика США и траектория российско-украинского конфликта». В докладе делается вывод о том, что важнейшими приоритетами Соединённых Штатов является предотвращение возможной эскалации конфликта между Россией и НАТО или применения Россией ядерного оружия. Предотвращение длительной войны между Украиной и Россией также является более высоким приоритетом для Соединённых Штатов, чем содействие восстановлению территориального контроля Киева над утраченными им территориями. Кроме того, способность США управлять на микроуровне решением украинского территориального вопроса ограничена, поскольку американские военные непосредственно не участвуют в боевых действиях. Иными словами, авторы доклада готовы принести в жертву украинские территориальные претензии ради достижения выгодного для Вашингтона завершения украинского конфликта34.

34. Charap S., Priebe M. Avoiding a Long War. U.S. Policy and the Trajectory of the Russia-Ukraine Conflict. / RAND. January 2023. URL: >>> (accessed: 25.01.2023).
52

Вес и влияние РЭНД в американской правящей элите не позволяет рассматривать этот доклад лишь как игру мысли некоторых американских интеллектуалов: по всей видимости, последний должен способствовать постепенной адаптации широкой американской общественности к идее о том, что конфликт на Украине не может длиться вечно и его следует завершить средствами дипломатии. Такую же цель, по-видимому, преследовала и утечка информации о закрытом брифинге для членов комитета по делам вооружённых сил Палаты представителей Конгресса США от 2 февраля 2023 г. В ходе этого брифинга четверо высокопоставленных представителей американского военного ведомства (включая заместителя помощника министра обороны по России, Украине и Евразии Л. Купер и начальника оперативного управления Комитета начальников штабов (КНШ) генерал-лейтенанта Д. Симса) были едины в том, что украинские войска вряд ли смогут отбить Крым у российских войск в ближайшем будущем. Впрочем, эта точка зрения получила широкое распространение среди американских военных в начале 2023 г.: так, 20 января председатель КНШ М. Милли заявил: «В этом году было бы очень, очень трудно военным путём изгнать российские войска с оккупируемой Россией Украины»35.

35. Ward A., McLearly P., O’Brien C. Ukraine can’t retake Crimea soon, Pentagon tells lawmakers in classified briefing // Politico. 02/01/2023. URL: >>> (accessed: 02.03.2023).
53

В настоящее время, однако, в Вашингтоне и других западных столицах официальные лица не готовы пока к тому, чтобы окончить конфликт на Украине посредством дипломатии. Выступая 21 февраля 2023 г. в Варшаве, президент США Дж. Байден сказал: «Всё просто. Если бы Россия прекратила вторжение на Украину, это положило бы конец войне. Если бы Украина перестала защищаться от России, это был бы конец Украины»36.

36. Remarks by President Biden Ahead of the One-Year Anniversary of Russia’s Brutal and Unprovoked Invasion of Ukraine. The Royal Castle in Warsaw. Warsaw, Poland. February 21, 2023. URL: >>> (accessed: 02.03.2023).
54

Заключение

 

Военный конфликт на Украине открыл перед официальным Вашингтоном новые возможности. США смогли обеспечить небывалую (после 1991 г.) сплочённость Североатлантического альянса в противостоянии России. Более того, удалось добиться дальнейшего продвижения НАТО к российским границам за счёт вступления в Организацию Североатлантического договора Швеции и Финляндии.

55 Американцы сумели наконец-то снизить зависимость ЕС от российских энергоносителей (примерно с 40% до начала специальной военной операции до 7% в октябре 2022 г.) и тем самым увеличить размеры поставок своего СПГ на европейские рынки. Соединённые Штаты сумели превратить специальную военную операцию в прокси-войну против России, в ходе которой российская сторона несёт серьёзные потери и убытки, а США не участвуют напрямую в этом конфликте, ограничиваясь лишь экономической помощью Украине и поставками вооружений этой стране.
56 В то же время среди представителей американской политико-академической элиты растёт понимание того, что такая ситуация не может длиться вечно. США и их союзники не могут себе позволить оказывать Украине военно-экономическую поддержку в тех же масштабах, что и в первые месяцы после 24 февраля 2022 г. Запасы старых вооружений (в том числе и советского происхождения) у стран – членов НАТО в значительной мере исчерпаны, а финансовая помощь правительству в Киеве вызывает всё более серьёзную критику и в Европе, и в самих Соединённых Штатах. А прямое участие стран – членов Североатлантического альянса в конфликте чревато глобальной термоядерной катастрофой.
57 Нельзя не обратить внимания и на то обстоятельство, что в своей политике сдерживания и изоляции России Вашингтон сумел объединить только своих традиционных союзников в Европе и в Азии. Ведущие незападные центры силы (Индия, Китай, Индонезия, Турция, Иран и др.) не присоединились к антироссийским санкциям, что, разумеется, не может не сказываться на их эффективности.
58 В этих условиях и в Вашингтоне, и в других западных столицах вынуждены всё больше задумываться о возможности достижения мира на Украине – даже если этот мир (как и всякий компромисс) понравится не всем.

References

1. Sm. Renewed Great Power Competition: Implications for Defense – Issues for Congress. Congressional Research Service. Updated March 10, 2022. URL: https://sgp.fas.org/crs/natsec/R43838.pdf (accessed: 12.03.2022).

2. Russia Sanctions Dashboard. 2,695 before February 22. 9,363 more since February 22. Current as of 27 September 2022. URL: https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (accessed: 15.10.2022).

3. Remarks of President Joe Biden – State of the Union Address As Prepared for Delivery. March 1, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/state-of-the-union-2022/ (accessed: 15.03.2022).

4. Dembinskaya N. Aktivy pod zamkom: smozhet li Rossiya vernut' svoi rezervy. // RIA Novosti. 23.04.2022. URL: https://ria.ru/20220423/rezervy-1784988565.html (accessed: 15.05.2022).

5. Sokolov A. Pomosch' Zapada Ukraine dostigla 97% VVP za 2022 god // Vedomosti. 16 oktyabrya 2022 g. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/10/17/945836-pomosch-zapada-ukraine-dostigla-97-vvp (accessed: 20.10.2022).

6. National Security Strategy. October 2022. – White House, Washington. – P. 25-27.

7. Statement of general Tod D. Wolters, United States Air Force Commander. United States European Command. 30 March, 2022. United States House Armed Services Committee. – R. 6.

8. Remarks by President Biden on Russia’s Unprovoked and Unjustified Attack on Ukraine. February 24, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/02/24/remarks-by-president-biden-on-russias-unprovoked-and-unjustified-attack-on-ukraine/ (accessed: 20.03.2022).

9. NATO Foreign Ministers meet amidst escalating Russian aggression in Ukraine. 04 Mar. 2022. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_192795.htm (accessed: 20.03.2022).

10. Remarks by President Biden and NATO Secretary General Jens Stoltenberg | Madrid, Spain. June 29, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/press-briefings/2022/06/29/remarks-by-president-biden-and-nato-secretary-general-jens-stoltenberg-madrid-spain/ (accessed: 20.10.2022).

11. Turak N. The U.S. and Europe are running out of weapons to send to Ukraine. // CNBC Published Wed, Sep 28. 2022. URL: https://www.cnbc.com/2022/09/28/the-us-and-europe-are-running-out-of-weapons-to-send-to-ukraine.html (accessed: 20.10.2022).

12. Champion M., Ojewska N., Nienaber M. Ukraine Is on the Offensive But Struggling to Get More Powerful Weapons. // Bloomberg. September 26, 2022. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-26/ukraine-is-on-the-offensive-but-struggling-to-get-more-powerful-weapons?srnd=politics-vp&leadSource=uverify%20wall (accessed: 20.10.2022).

13. Capaccio A., McBride C. A Million Shells and More: Pentagon Revs Up Ukraine Weapons Aid and Bolsters Stockpiles. // Bloomberg. 16 dekabrya 2022 g. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-16/binance-faces-too-big-to-fail-worry-as-ftx-collapse-boosts-dominance (accessed: 25.01.2023).

14. IMMEDIATE RELEASE. Fact Sheet on U.S. Security Assistance to Ukraine February 24, 2023. URL: https://media.defense.gov/2023/Feb/24/2003167682/-1/-1/1/UKRAINE-FACT-SHEET-FEB-24.PDF (accessed: 02.03.2023).

15. Drea E. The EU is leading Ukraine into a sovereign debt crisis // Politico. January 23, 2023. URL: https://www.politico.eu/article/european-union-ukraine-war-debt-crisis-aid-loans-18-billion/ (accessed: 02.03.2023).

16. Reuters soobschil o sozdanii Pentagonom linii svyazi s Minoborony Rossii. 04 mar, 2022. URL: https://www.rbc.ru/politics/04/03/2022/622124399a7947d0fde0db33?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed: 20.03.2022).

17. Madrid Summit Declaration. Issued by NATO Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Madrid 29 June 2022. 29 Jun. 2022. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_196951.htm?selectedLocale=en (accessed: 30.06.2022).

18. NATO 2022 Strategic Concept. P. 4. URL: www.nato.int/strategic-concept/ (accessed: 20.10.2022).

19. Prezident prinyal uchastie v plenarnoj sessii Vostochnogo ehkonomicheskogo foruma. Tema VEhF-2022 – «Na puti k mnogopolyarnomu miru». 2022-09-07. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/copy/69299 (accessed: 20.10.2022).

20. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. 2023-02-21. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/copy/70565 (accessed: 02.03.2023).

21. Brifing ofitsial'nogo predstavitelya MID Rossii M.V.Zakharovoj, Moskva, 30 noyabrya 2022 goda. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1841096/#0 (accessed: 15.12.2022).

22. Interv'yu zamestitelya Ministra inostrannykh del Rossijskoj Federatsii S.A. Ryabkova rosSMI, 26 yanvarya 2023 goda. / Ministerstvo inostrannykh del RF. 26.01.2023. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1849964/ (accessed: 02.03.2023).

23. Secretary Antony J. Blinken Remarks to the Press. U.S. EMBASSY ATHENS, GREECE. FEBRUARY 21, 2023. URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-to-the-press-7/ (accessed: 02.03.2023).

24. Russia’s Sham Referenda in Ukraine. PRESS STATEMENT. ANTONY J. BLINKEN, SECRETARY OF STATE.SEPTEMBER 29, 2022. URL: https://www.state.gov/russias-sham-referenda-in-ukraine/ (accessed: 20.10.2022).

25. Russian Mobilization May Be Reinforcing Failure in Ukraine. SEPT. 22, 2022. | BY DOD NEWS. URL: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/3168183/russian-mobilization-may-be-reinforcing-failure-in-ukraine/ (accessed: 20.10.2022).

26. Secretary Antony J. Blinken and Indian External Affairs Minister Dr. Subrahmanyam Jaishankar at a Joint Press Availability. Remarks. Washington, D.C. Remarks. September 27, 2022. URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-indian-external-affairs-minister-dr-subrahmanyam-jaishankar-at-a-joint-press-availability-2/ (accessed: 20.10.2022).

27. Heilbrunn J. Germany’s Leopard-2 Tanks Will Help Crush Russia // The National Interest. January 24, 2023. URL: https://nationalinterest.org/feature/germany%E2%80%99s-leopard-2-tanks-will-help-crush-russia-206149 (accessed: 25.01.2023).

28. Galston W. Time Is on Russia’s Side, Not Ukraine’s. The U.S. and its allies need to act at the speed of war as they deliver arms to Kyiv // Wall Street Journal. Feb. 28, 2023. URL: https://www.wsj.com/articles/time-is-on-russias-side-not-ukraines-crimea-land-bridge-anniversary-war-footing-biden-kyiv-tanks-planes-5a8610c6 (accessed: 02.03.2023).

29. Strokan' S. Ukraina tse Koreya // Kommersant'. 18.07.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5469378 (accessed: 20.10.2022).

30. Zakaria F. Opinion: There is a path to ending the Ukraine war. // CNN. February 28, 2023. URL: https://edition.cnn.com/2023/02/24/opinions/fareed-zakaria-ukraine-column/index.html (accessed: 02.03.2023).

31. Pyne D. A Ceasefire Can Ensure Ukrainian Independence // The National Interest. October 1, 2022. URL: https://nationalinterest.org/feature/ceasefire-can-ensure-ukrainian-independence-205097 (accessed: 20.10.2022).

32. Hammer J. The U.S. Needs to Change Course Right Now in Ukraine // Newsweek. 10/7/22. URL: https://www.newsweek.com/us-needs-change-course-right-now-ukraine-opinion-1749740 (accessed: 20.10.2022).

33. Simes D. How to Avoid Nuclear War Over Ukraine // The National Interest. October 16, 2022. URL: https://nationalinterest.org/feature/how-avoid-nuclear-war-over-ukraine-205384 (accessed: 20.10.2022).

34. Charap S., Priebe M. Avoiding a Long War. U.S. Policy and the Trajectory of the Russia-Ukraine Conflict. / RAND. January 2023. URL: https://www.rand.org/pubs/perspectives/PEA2510-1.html (accessed: 25.01.2023).

35. Ward A., McLearly P., O’Brien C. Ukraine can’t retake Crimea soon, Pentagon tells lawmakers in classified briefing // Politico. 02/01/2023. URL: https://www.politico.com/news/2023/02/01/ukraine-crimea-russia-pentagon-00080799 (accessed: 02.03.2023).

36. Remarks by President Biden Ahead of the One-Year Anniversary of Russia’s Brutal and Unprovoked Invasion of Ukraine. The Royal Castle in Warsaw. Warsaw, Poland. February 21, 2023. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2023/02/21/remarks-by-president-biden-ahead-of-the-one-year-anniversary-of-russias-brutal-and-unprovoked-invasion-of-ukraine/ (accessed: 02.03.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate