Арктические мероприятия администрации Дж. Байдена в 2021–2023 гг.
Арктические мероприятия администрации Дж. Байдена в 2021–2023 гг.
Аннотация
Код статьи
S207054760025051-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Теребов Олег Владимирович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются действия администрации США в отношении Арктики в 2021–2023 гг.: мораторий на выдачу лицензий на бурение в Арктическом национальном природном заповеднике; военные учения на Аляске и в Норвегии; продолжение постройки полярных ледоколов; кадровые перестановки в органах управления арктической политикой; бойкот России в Арктическом совете; «Национальная стратегия для Арктического региона». Делается вывод, что никаких значительных достижений в этой области не было, а раскол в Арктическом совете обернулся тупиковой ситуацией.

Ключевые слова
Администрация Дж. Байдена, Аляска, Арктический совет, военные учения, Государственный департамент, ледоколы, Норвегия
Классификатор
Получено
02.03.2023
Дата публикации
06.04.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
290
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Арктическая политика Дж. Байдена официально началась в первый же день его пребывания в должности, когда он подписал исполнительный приказ 13990 (86 FR 7037), в том числе вводящий временный мораторий на исполнение принятой в 2020 г. при президенте Д. Трампе программы выдачи лицензий на бурение на нефть и газ (Coastal Plain Oil and Gas Leasing Program) в Арктическом национальном природном заповеднике, то есть на Северном склоне Аляски, на берегах моря Бофорта. Министру внутренних дел предлагалось произвести новую всестороннюю экологическую экспертизу этой программы, срок для этого не указывался, иначе говоря, мораторий становился бессрочным. Кроме того, приказ восстановил действие введённого президентом Б. Обамой в 2016 г. и отменённого Д. Трампом запрета на выдачу лицензий на бурение на арктическом континентальном шельфе США1. Само это решение и его стремительная публикация не столько имели практическое значение для охраны арктической природы и для нефтегазовой промышленности, сколько должны были обозначить общую тональность арктической политики нового президента.

1.  Executive Order 13990 of January 20, 2021 Protecting Public Health and the Environment and Restoring Science To Tackle the Climate Crisis // Federal Register. Vol. 86. No. 14 (January 25, 2021). P. 7039-7040.
2 Следующим шагом, имевшим отношение к Арктике, стала «Дорожная карта по возобновлению партнёрства США и Канады», которую почти сразу же, 23 февраля 2021 г., приняли Дж. Байден и премьер-министр Канады Дж. Трюдо. В ней отмечается, что стороны согласились «расширить сотрудничество по континентальной обороне и в Арктике, включая модернизацию Североамериканского командования воздушно-космической обороны (НОРАД)», и что они «запустят расширенный Арктический диалог США и Канады, охватывающий комплексные вопросы, касающиеся континентальной безопасности, экономического и социального развития и арктического управления».
3

Эти пункты вполне понятны, но ещё раньше в «карте» сказано, что стороны «признали экологическое значение Арктического национального природного заповедника» и «согласились совместно содействовать охранению отельных пастбищ поголовья карибу на реке Поркьюпайн, которые незаменимы для культуры и устойчивого существования народов гвичин и инувиалуит»2. Этот вопрос требует краткого пояснения, поскольку он прямо связан с лицензированием нефтегазоносных участков на Северном склоне. Гвичины – это индейское племя в пограничной полосе между штатом Аляска и Канадой, инувиалуиты – инуитский субэтнос, имеющий свой «регион поселения» на Северо-Западных территориях Канады. Олень карибу не является угрожаемым видом, но для коренного населения Канады он остаётся объектом охоты, а совсем прозаически, продуктом питания.

2.  U.S. President. Roadmap for a Renewed U.S.-Canada Partnership. February 23, 2021. Available at: >>> (accessed 10.02.2023).
4 С началом нефтедобычи на Аляске угроза жизненной среде карибу, как и любого другого вида, увеличилась. Американо-канадское соглашение по этому вопросу от 17 июля 1987 г. предусматривало создание двустороннего совета, по четыре представителя с каждой стороны, и технической комиссии при нём, для контроля за поголовьем и средой его обитания, сбора информации о добыче оленя и квотах для каждой стороны, прежде всего для коренного населения.
5

В XXI веке борьба за бурение на нефть и газ в Арктическом заповеднике активизировалась, а в 2017 г. усилиями Республиканской партии и её президента был принят известный закон «О сокращении налогов и рабочих местах», в том числе разрешавший бурение в заповеднике, хотя и на незначительной части его территории. Кампания против этой политики, особенно в Канаде, во многом велась под флагом защиты карибу, причём заявлялось, что США игнорируют свои обязательства по соглашению 1987 года3. Цитированный пункт «Дорожной карты» имел ограниченное практическое значение, но это было признанием экологического риска и подтверждением того, что новый президент выступает за международную охрану арктической окружающей среды.

3.  Zingel A. U.S. not meeting terms of international caribou agreement, say Indigenous gov'ts of Arctic refuge plan // CBC. March 22, 2019. Available at: >>> (accessed 10.02.2023).
6

В остальном в 2021–2022 гг. США продолжали в Арктике вполне обычные виды деятельности. Прежде всего это касается «публичных» учений подводного флота АЙСЕКС. В марте 2022 г. состоялись учения АЙСЕКС-2022, которые американский ВМФ назвал 98-ми по счёту. Если это так, то речь должна идти об общем количестве выходов подводных лодок в Северный Ледовитый океан, поскольку учений собственно серии АЙСЕКС было значительно меньше. Данные учения, насколько известно, от предыдущих не особенно отличались: на льду моря Бофорта в 160 морских милях (почти 300 км) от северного берега Аляски был разбит ледовый лагерь «Квинфиш» на 60 человек сменного состава. 4 и 5 марта сюда прибыли атомные торпедные подводные лодки «Пасадена» (SSN 752) и «Иллинойс» (SSN 786), которые провели торпедные стрельбы. Учения были объявлены как трёхнедельные, об их окончании сообщили 17 марта. Командовал ими начальник Центра боевой подготовки подводного флота контр-адмирал Р. Сиф, участвовали в учениях военнослужащие всех видов вооружённых сил США, ВВС и ВМФ Канады, ВМФ Великобритании, а также гражданские специалисты4.

4.  Koenig S. Navy launches Ice Exercise 2022 in the Arctic Ocean. March 6, 2022. Available at: >>>  (accessed 13.02.2023);
7 28 февраля – 16 марта 2022 г. Северное командование США провело на Аляске, в том числе за полярным кругом, сухопутные учения «Арктический рубеж-2022» (Arctic Edge), организуемые раз в два года, первые состоялись в 2018 г. Такие учения имеют небольшой масштаб, в 2022 г. в них участвовало около 1 тыс. военнослужащих, в том числе канадских, был привлечён также канадский сторожевой корабль. В ходе этих учений впервые в военной истории Аляски сюда из континентальных США были переброшены зенитные ракетные комплексы «Пэтриот» и «Эвенджер».
8

США продолжали взаимодействие с союзниками и на другом фланге Арктики, и здесь важнейшее место занимает Норвегия. 31 марта и 16 апреля 2021 г. в Вашингтоне и Осло было заключено и 17 июня 2022 г. вступило в силу дополнительное соглашение о сотрудничестве в области обороны, расширяющее и уточняющее возможности использования США военных баз в Норвегии5. В марте 2022 г. США в числе 27 стран приняли участие в масштабных многосторонних военных учениях «Холодный ответ-2022» (Cold Response), которые охватили почти всё западное побережье Норвегии, акватории Норвежского моря и северной Атлантики, вплоть до рубежа Исландия – Великобритания. В учениях были задействованы более 50 кораблей, около 220 самолётов и вертолётов, около 30 тыс. военнослужащих; США направили в том числе авианосец «Гарри С. Трумэн» (CVN-75).

5.  U.S. Department of State. Supplementary Defense Cooperation Agreement between the Government of the United States of America and the Government of the Kingdom of Norway. Available at: >>> (accessed 11.02.2023).
9

Администрация Байдена унаследовала от предшествующей администрации программу постройки ледоколов, которая при самом успешном итоге предусматривает постройку трёх тяжёлых и затем трёх средних ледоколов, соответственно «сторожевых кораблей полярной безопасности» (Polar Security Cutter6) и «сторожевых кораблей арктической безопасности» (Arctic Security Cutter). Однако пока программа сталкивается со значительными трудностями.

6.  Coast Guard Polar Security Cutter (Polar Icebreaker) Program: Background and Issues for Congress. Washington: Congressional Research Service, December 22, 2022.
10

Ледоколы строятся для Береговой охраны, но контракты подписывает Системное командование ВМФ, на программу уже выделено 1.8 млрд долл. Постройка первого ледокола, который уже назван «Полар сентинел», должна начаться весной 2023 г. и вступление его в строй запланировано на 2025 фин. г. 28 декабря 2021 г. ВМФ подписал с компанией «Ви-Ти Холтер марин инк.» уточнённый контракт на сумму около 553 млн долл. на проектирование и постройку второго «полярного» ледокола, которая должна завершиться не позднее сентября 2026 г.7 Однако, как отмечалось на слушаниях в Конгрессе, эти ледоколы отстают от первоначального графика постройки «официально на один год, а неофициально на два». Заместитель командующего Береговой охраной вице-адмирал П. Готье признал, что головной корабль может быть не сдан заказчику даже в 2026 фин. г. и что вообще «мы рискуем оказаться в 2027 фин. г.»8. Главной причиной замедления считается утрата опыта постройки ледоколов в США, причём как заказчиком, так и судостроителями.

7.  Contract Award: VT Halter Marine Inc. (Pascagoula, Mississippi)–$552,654,757. December 28, 2021. Available at: >>> (accessed 13.02.2023).

8.  U.S. Congress. House of Representatives. Committee on Transportation and Infrastructure. U.S. Coast Guard’s Leadership on Arctic Safety, Security, and Environmental Responsibility. Washington: U.S. Government Publishing Office, 2023. P. XI, 8, 43.
11

Два оставшихся у Береговой охраны ледокола в значительной мере исчерпали свой ресурс, кроме того, один из них необходим прежде всего для работы в Антарктике. Возникает перспектива остаться в Арктике вообще без действующего ледокола, поэтому Береговая охрана рассматривает возможность заполнить эту брешь покупкой коммерческого ледокола. Подходящий ледокол есть, это «Эйвик», который принадлежит частной компании «Эдисон Чуэст офшор» и использовался нефтяной компанией «Шелл» для геологической разведки в Чукотском и Бофорта морях. Компания прекратила работы в Арктике, и «Эйвик» пока сдан во фрахт Австралии для экспедиций в Антарктику. США его покупка будет стоить не менее 150 млн долл., и его ещё придётся модифицировать и оснащать в соответствии с нормами Береговой охраны, что может занять полтора-два года9. Таким образом, если не будет дальнейших задержек, то «Эйвик» проработает под государственным флагом не более двух лет до вступления в строй первого «полярного» ледокола, а потом может оказаться вообще не нужным. Поэтому можно полагать, что средства на его приобретение выделены не будут, а Береговой охране придётся всеми силами поддерживать в эксплуатационном состоянии имеющиеся ледоколы.

9.  Humpert M. New US Icebreaker Delayed Until 2027, Russia Orders 6th and 7th Nuclear Icebreaker. February 9 2023. Available at: >>> (accessed 11.02.2023).
12

Если обратиться к административным мероприятиям, то 24 сентября 2021 г. администрация объявила, что возобновляет работу Арктического исполнительного координационного комитета (Arctic Executive Steering Committee), который был учреждён исполнительным приказом 13689 президента Б. Обамы от 21 января 2015 г. и при Д. Трампе бездействовал (предложения вернуть его к жизни уже раздавались10). Исполнительным директором комитета сейчас был назначен дипломат, видный специалист по океанской политике Д. Болтон.

10.  Riehl Ch. The United States Should Revive the Arctic Executive Steering Committee. August 2, 2021 Available at: >>> (accessed 10.02.2023).
13

Этим же решением были назначены председатель Арктической научно-исследовательской комиссии (U.S. Arctic Research Commission) М. Сфрага и ещё пять членов комиссии. Одним из них остался Д. Кеннеди, 23 декабря 2020 г. назначенный Д. Трампом и 3 марта 2021 г. произведённый в председатели комиссии Дж. Байденом. По должности, членом комиссии с совещательным голосом является директор Национального научного фонда С. Панчанатан, ещё одно место оставалось вакантным до назначения восьмого члена комиссии 5 апреля 2022 г.11 Отметим, что при формировании состава комиссии упор делался на назначении выходцев из штата Аляска, одним из которых явился и сам Сфрага, и его коренного населения.

11.  U.S. Department of State. Biden-Harris Administration Brings Arctic Policy to the Forefront with Reactivated Steering Committee & New Slate of Research Commissioner. September 24, 2021. Available at: >>> (accessed 11.02.2023).
14

Был сделан первый шаг в разрешении ещё одного вопроса, который обсуждался уже давно, в том числе не раз поднимался в Конгрессе12. В Государственном департаменте существуют две старших должности по Арктике: координатор по Арктическому региону во главе одноимённого Управления (сейчас это Дж. ДеХарт) и старшее должностное лицо в Арктическом совете (сейчас Л. Кришок, ранее отслуживший генеральным консулом США во Владивостоке). 26 августа 2022 г. Государственный департамент сообщил, что по итогам «широких консультаций с членами Конгресса, местными и федеральными властями и внешними заинтересованными сторонами» президент принял решение о повышении статуса координатора до статуса специального представителя президента по Арктическому региону (Ambassador-at-Large for the Arctic Region). В пресс-релизе перечислялись функции будущего представителя, как дипломатические, так и внутриполитические, в том числе взаимодействие со старшим должностным лицом в АС и с Арктическим исполнительным координационным комитетом. Новый посол, как и все другие, подлежал утверждению Сената. На эту должность был назначен М. Сфрага, но президент представил его кандидатуру в Сенат только 16 февраля 2023 года13.

12.  Например, Congressional Record. Vol. 167. No. 87 (May 19, 2021). P. H2612; No. 88 (May 20, 2021). P. H2650.

13.  U.S. Department of State. Establishing an Ambassador-at-Large for the Arctic Region. August 26, 2022. Available at: >>> (accessed 10.02.2023).
15

Раскол в Арктическом совете

 

Думаю, читатель уже задался вопросом – а как за истекшие два года обстояло дело с привычным для США написанием доктринальных документов, чаще всего известных как «стратегии», президентские или ведомственные? В марте 2021 г. был опубликован документ Армии США «Восстановление арктического господства», но подготовлен он был при Д. Трампе. 11 февраля 2022 г. была издана «Индо-Тихоокеанская стратегия». Арктика оставалась без подобного руководства до 7 октября, когда администрация опубликовала «Национальную стратегию для Арктического региона»14. Наиболее вероятная причина – начавшийся 24 февраля 2021 г. военный конфликт в Украине. Вполне очевидно, что реакция на него должна была отразиться и в «арктической стратегии», тем более что в 2021–2023 гг. Российская Федерации занимала председательское место в Арктическом совете (АС), полученное на его 12-й и до сего момента последней министерской сессии 20 мая 2021 г. в Рейкьявике15.

14.  Fact Sheet: The United States’ National Strategy for the Arctic Region. October 7, 2022. Available at: >>>  (accessed 09.02.2023).

15.  Материалы сессии см.: 12. Ministerial meeting in Reykjavik, Iceland. May 20, 2021. Available at: >>> (accessed 11.02.2023).
16

Поэтому от «арктической стратегии» мы пока отвлечёмся, обратившись к событиям вокруг самого АС. Уже 3 марта 2022 г. все остальные семь государств – членов АС выступили с заявлением о прекращении на неопределённое время контактов с Россией. При этом представители Государственного департамента подчёркивали приверженность США участию в АС. 8 июня МИД Исландии обнародовал совместное заявление Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и США о том, что они, признавая значение АС для циркумполярного сотрудничества, осуществят «ограниченное возобновление нашей работы в Арктическом совете по проектам, не требующим участия России», и продолжат изучать дополнительные форматы для продолжения работы АС16. Сейчас сайт АС ( >>> ) открывается лаконичным извещением: «Арктический совет приостанавливает все официальные встречи Совета и его вспомогательных органов впредь до дальнейшего извещения».

16.  Iceland. Ministry for Foreign Affairs. Joint statement on the limited resumption of Arctic Council cooperation. June 8, 2022. Available at: >>> (accessed 30.06.2022).
17 Собственно, этими двумя коллективными демаршами внешняя сторона конфликта в АС и была исчерпана. Россия в 2022 г. провела на своей территории многочисленные мероприятия в рамках программ АС, оценка их представительности в новых условиях в нашу задачу не входит. Вряд ли возможно измерить и эффективность работы АС без участия России, но можно предполагать, что заменить её технические и научные ресурсы в Арктике просто нечем и некем. Тем не менее, АС сохранил своё существование в полном составе, так что никаких формальных препятствий для возобновления его полноценной работы не будет, если для этого сложатся приемлемые для всех его участников политические условия, о которых пока судить невозможно.
18 Если вернуться к «Национальной стратегии для Арктического региона», то в ней активная роль США в Арктическом совете сомнению не подвергается: «Несмотря на изменения в арктическом сотрудничестве в результате агрессии России в Украине, Соединённые Штаты продолжат работу по поддержке институтов арктического сотрудничества, включая Арктический совет, и привлечению этих институтов к контролю последствий усиливающейся активности в регионе». Даётся обещание использовать все возможности для работы в АС и обеспечить более устойчивое «финансирование руководимой США деятельности Арктического совета» (funding for U.S.-led Arctic Council activities).
19

Авторы «Стратегии» заявляют, что акция России против Украины «сделала межправительственное сотрудничество с Россией в Арктике практически невозможным. В предстоящем десятилетии может оказаться возможным возобновить сотрудничество на определённых условиях. Продолжение российской агрессии делает маловероятным основное сотрудничество в обозримом будущем». В документе выражается готовность «углублять сотрудничество с арктическими союзниками и партнёрами и контролировать риски дальнейшей милитаризации или непреднамеренного конфликта, включая те, которые могут возникнуть в результате геополитической напряжённости с Россией», и вообще «устрашать агрессию, особенно со стороны России»17.

17.  National Strategy for the Arctic Region. October 2022. P. 3, 5, 7, 9, 13-15.
20 Очень кратко добавим, что «Стратегия» рассчитана на срок до 2032 г. и строится на четырёх «столпах» (безопасность; изменения климата и охрана окружающей среды; устойчивое экономическое развитие; международное сотрудничество и управление), помноженных на пять «руководящих принципов». Она ставит в основном общие и вовсе не новые задачи, из практических мероприятий, представляющих интерес для России и остальных арктических государств, можно выделить поддержку присоединения США к Конвенции ООН по морскому праву и намерение установить внешние границы своего континентального шельфа на основе Конвенции.
21

Заключение

 

Арктические мероприятия администрации Дж. Байдена в целом не отличались широтой, радикальностью и разнообразием, не было и сколько-нибудь значительных успехов. Едва ли можно предположить, что назначение специального представителя по Арктике сильно повлияет на методы и содержание национальной арктической политики. Единственным критически важным событием за два с лишним года нынешней администрации стали раскол и патовая ситуация в Арктическом совете, пока обернувшиеся лишь безрезультатным психологическим давлением. Насколько известно, администрация США официально не ставит никаких предварительных условий для возвращения Арктического совета к status quo ante, но готова во главе «семёрки» диктовать эти условия России. Впрочем, в ближайшей перспективе ожидать подобного оборота событий не следует.

22 Когда статья была подготовлена к печати, поступила информация о новых событиях, имеющих к рассматриваемой тематике самое прямое отношение. Для простоты и ясности их понимания приведём две географических схемы, на которых показан примерно совпадающий участок побережья Аляски восточнее г. Уткиагвик, который до 2016 г. назывался Барроу, по названию отходящего на северо-восток мыса (Point Barrow).
23

13 марта 2023 г. президент издал меморандум на имя министра внутренних дел о запрещении на неопределённый срок аренды нефте- и газоносных участков в море Бофорта18. На рис. 1 указанная акватория выделена фиолетовой штриховкой. В меморандуме нет никаких координат или географических ориентиров, но отмечалось, что к нему прилагается карта данного участка. Однако на сайте администрации она не размещена, в официальном бюллетене «Федерал реджистер» меморандум не опубликован, поэтому приводимая схема заимствована из другого источника. Таким образом президент подтвердил свой старательно культивируемый имидж защитника арктической и глобальной природы.

18.  U.S. President. Memorandum on Withdrawal of Certain Areas Off the United States Arctic Coast of the Outer Continental Shelf from Oil or Gas Leasing. March 13, 2023. Available at: >>> (accessed 14.03.2023).
24

25

Рис. 1 https://demaribus.files.wordpress.com/2023/03/doi-139446.jpg

26 Разительным контрастом в тот же самый день стали события вокруг Национального нефтяного резерва на Аляске (National Petroleum Reserve-Alaska, NPR-A), который был учреждён ещё в 1923 г. для нужд ВМФ. Он находится западнее АНПЗ, их разделяет широкая полоса «нейтральной территории», крайней северной оконечностью НПР-А является тот же мыс Барроу. Американская нефтяная компания, с 30 августа 2002 г. ставшая «КонокоФиллипс», ещё в 1999 г. начала на северо-восточной оконечности НПР-А проект, ныне известный как «Уиллоу». Он имеет значительный ресурсный потенциал, но долгие годы ушли на бюрократические согласования и судебные споры, и проект фактически так и не заработал.
27

28

Рис. 2 https://www.naturalgasintel.com/federal-judge-voids-ok-for-conocophillips-willow-project-in-alaska/

29

В тот же день, когда президент издал меморандум о закрытии моря Бофорта для бурения, Министерство внутренних дел 13 марта 2023 г. санкционировало реализацию «проекта Уиллоу», схематическое положение которого показано красной рамкой на рис. 2. При этом Министерство разрешило заложить только 3 (из 5 запрошенных) буровых площадки, сократило предполагаемую инфраструктуру проекта и общую площадь осваиваемых территорий19. Решение готовилось вполне открыто, о его предстоящем принятии Министерство объявило ещё 1 февраля20.

19.  «Memorandum on Withdrawal of Certain Areas off the United States Arctic Coast of the Outer Continental Shelf from Oil or Gas Leasing. March 13, 2023. Available at: >>> (accessed 14.03.2023).

20.  Interior Department Issues Statement on Proposed Willow Project. February 1, 2023. Available at: >>> (accessed 14.03.2023).
30 Реакция на это событие была, естественно, неоднозначной, и сколько же раз критики напомнили президенту, что во время избирательной кампании 2020 г. он обещал «Больше никакого бурения на федеральных землях, и точка»! Сейчас действия администрации выглядели взаимоисключающими – спасение одного региона Арктики от нефтяников и отдача соседнего «на растерзание» таким же нефтяникам. Был ли это пример того, что «правая рука не знает, что делает левая»? Конечно, нет.
31 Решение по «проекту Уиллоу» было принято вполне осознанно, в том числе ввиду необходимости повысить энергетическую устойчивость США в условиях быстро и не всегда предсказуемо меняющегося мирового рынка углеводородов. А синхронизированный запрет на бурение в море Бофорта должен был показать обществу, что администрация не только разрешает «углеводородную бомбу», как иной раз называют этот проект экологи, но и хранит чистоту полярных морей. Ввести такой запрет было относительно просто и политически безопасно, поскольку основные нефтяные компании в настоящее время не вынашивают планов по эксплуатации нефтегазовых ресурсов моря Бофорта. Реальные интересы и реальная политическая борьба в Арктике сосредоточены и в ближайшие годы будут сосредоточены на нефтегазовых ресурсах на берегу.

Библиография

1. Executive Order 13990 of January 20, 2021 Protecting Public Health and the Environment and Restoring Science To Tackle the Climate Crisis // Federal Register. Vol. 86. No. 14 (January 25, 2021). P. 7039-7040.

2. U.S. President. Roadmap for a Renewed U.S.-Canada Partnership. February 23, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/02/23/roadmap-for-a-renewed-u-s-canada-partnership/ (accessed 10.02.2023).

3. Zingel A. U.S. not meeting terms of international caribou agreement, say Indigenous gov'ts of Arctic refuge plan // CBC. March 22, 2019. Available at: https://www.cbc.ca/news/canada/north/anwr-alaska-wildlife-refuge-indigenous-1.5067812 (accessed 10.02.2023).

4. Koenig S. Navy launches Ice Exercise 2022 in the Arctic Ocean. March 6, 2022. Available at: https://www.navy.mil/Press-Office/News-Stories/Article/2956507/navy-launches-ice-exercise-2022-in-the-arctic-ocean/ (accessed 13.02.2023); Koenig S. U.S. Navy Concludes ICEX 2022. March 17, 2022. Available at: https://www.navy.mil/Press-Office/News-Stories/Article/2970072/us-navy-concludes-icex-2022/ (accessed 13.02.2023).

5. U.S. Department of State. Supplementary Defense Cooperation Agreement between the Government of the United States of America and the Government of the Kingdom of Norway. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2022/08/22-617-Norway-Defense-SDCA-Ready-for-Review.pdf (accessed 11.02.2023).

6. Coast Guard Polar Security Cutter (Polar Icebreaker) Program: Background and Issues for Congress. Washington: Congressional Research Service, December 22, 2022.

7. Contract Award: VT Halter Marine Inc. (Pascagoula, Mississippi)–$552,654,757. December 28, 2021. Available at: https://www.defensedaily.com/contract-awards/contract-award-vt-halter-marine-inc-pascagoula-mississippi-552654757/ (accessed 13.02.2023).

8. U.S. Congress. House of Representatives. Committee on Transportation and Infrastructure. U.S. Coast Guard’s Leadership on Arctic Safety, Security, and Environmental Responsibility. Washington: U.S. Government Publishing Office, 2023. P. XI, 8, 43.

9. Humpert M. New US Icebreaker Delayed Until 2027, Russia Orders 6th and 7th Nuclear Icebreaker. February 9 2023. Available at: https://www.highnorthnews.com/en/new-us-icebreaker-delayed-until-2027-russia-orders-6th-and-7th-nuclear-icebreaker (accessed 11.02.2023).

10. Riehl Ch. The United States Should Revive the Arctic Executive Steering Committee. August 2, 2021 Available at: https://saisreview.sais.jhu.edu/the-arctic-executive-steering-committee/ (accessed 10.02.2023).

11. U.S. Department of State. Biden-Harris Administration Brings Arctic Policy to the Forefront with Reactivated Steering Committee & New Slate of Research Commissioner. September 24, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/ostp/news-updates/2021/09/24/biden-harris-administration-brings-arctic-policy-to-the-forefront-with-reactivated-steering-committee-new-slate-of-research-commissioners/ (accessed 11.02.2023). U.S. President. President Biden Appoints Commissioners of U.S. Arctic Research Commission. September 24, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/24/president-biden-appoints-commissioners-of-u-s-arctic-research-commission/ (accessed 11.02.2023). US Arctic Research Commission. President Biden Appoints Nikoosh Carlo to the USARC. April 5, 2022. Available at: https://www.arctic.gov/news-4-5-22/ (accessed 11.02.2023).

12. Например, Congressional Record. Vol. 167. No. 87 (May 19, 2021). P. H2612; No. 88 (May 20, 2021). P. H2650.

13. U.S. Department of State. Establishing an Ambassador-at-Large for the Arctic Region. August 26, 2022. Available at: https://www.state.gov/establishing-an-ambassador-at-large-for-the-arctic-region/ (accessed 10.02.2023). U.S. President. Nomination Sent to the Senate. February 16, 2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/02/16/nomination-sent-to-the-senate-17/ (accessed 10.02.2023).

14. Fact Sheet: The United States’ National Strategy for the Arctic Region. October 7, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/10/07/fact-sheet-the-united-states-national-strategy-for-the-arctic-region/ (accessed 09.02.2023).

15. Материалы сессии см.: 12. Ministerial meeting in Reykjavik, Iceland. May 20, 2021. Available at: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2586 (accessed 11.02.2023).

16. Iceland. Ministry for Foreign Affairs. Joint statement on the limited resumption of Arctic Council cooperation. June 8, 2022. Available at: https://www.government.is/diplomatic-missions/embassy-article/2022/06/08/Joint-statement-on-the-limited-resumption-of-Arctic-Council-cooperation/ (accessed 30.06.2022).

17. National Strategy for the Arctic Region. October 2022. P. 3, 5, 7, 9, 13-15.

18. U.S. President. Memorandum on Withdrawal of Certain Areas Off the United States Arctic Coast of the Outer Continental Shelf from Oil or Gas Leasing. March 13, 2023. Available at: https://www.govinfo.gov/app/details/DCPD-202300192 (accessed 14.03.2023).

19. «Memorandum on Withdrawal of Certain Areas off the United States Arctic Coast of the Outer Continental Shelf from Oil or Gas Leasing. March 13, 2023. Available at: https://www.govinfo.gov/app/details/DCPD-202300192 (accessed 14.03.2023).

20. Interior Department Issues Statement on Proposed Willow Project. February 1, 2023. Available at: https://www.doi.gov/pressreleases/interior-department-issues-statement-proposed-willow-project (accessed 14.03.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести