Перспективы международного сотрудничества в Арктике при реализации энергетических проектов
Перспективы международного сотрудничества в Арктике при реализации энергетических проектов
Аннотация
Код статьи
S207054760025042-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Спиридонов Андрей Алексеевич 
Должность: Аспирант
Аффилиация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Соболь Лада Константиновна
Должность: Магистрант
Аффилиация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются перспективы международного взаимодействия в области энергетики с учётом современных геополитических тенденций. В условиях санкционного давления российские компании не могут вести свою деятельность на европейском энергетическом рынке. В данных обстоятельствах одной из приоритетных стратегических задач для России является развитие новых экспортных направлений для поставок энергоносителей. В рамках реализации данной задачи в 2022 году Россия смогла существенно нарастить объёмы поставок нефти арктических сортов в Китай и Индию, а также заключить несколько долгосрочных контрактов на поставку нефти и газа. Развитие данных направлений позволит не только нивелировать негативный эффект от санкций со стороны западных стран, но и стать драйвером для реализации крупных инфраструктурных проектов.  

Ключевые слова
нефть, газ, экспорт, Китай, Индия
Классификатор
Получено
19.02.2023
Дата публикации
06.04.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
245
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

На сегодняшний день Арктика является чрезвычайно привлекательным регионом для большинства стран мира. Повышенный интерес к арктическим территориям обусловлен наличием уникальных природных ресурсов, представляющих особую ценность для функционирования экономики. По экспертным оценкам, в Арктике сосредоточено до 25% всех мировых запасов углеводородных ресурсов1. При этом Россия обладает наибольшим объёмом данных запасов – общая стоимость запасов в российской зоне Арктики составляет более 15 трлн долл. США2.

1. Богоявленский, В. И. На пороге арктической эпопеи. Освоение морских месторождений нефти и газа в Арктике и других акваториях России / В. И. Богоявленский // Нефть России. 2015. № 3. С. 25–30.

2.  Политика, экономика и безопасность современной Арктики (к 25-летию Арктического совета): [монография] / Ц. Ван, Ц. Янь, Б.Е. Власов [и др.]. ДИЕ РАН, № 397, М., 2022. DOI:  >>>
2

Ресурсный потенциал Арктики является предметом пересечения интересов сразу нескольких государств, претендующих на получение экономических выгод от энергетических проектов на данной территории3. Текущая геополитическая обстановка существенно ограничила международное сотрудничество в области реализации энергетических проектов, однако ряд стран по-прежнему проявляет готовность взаимодействовать по данному вопросу.

3. Aleksey M. Fadeev, Svetlana A. Lipina & Konstantin S. Zaikov. Innovative approaches to environmental management in the development of hydrocarbons in the Arctic shelf / The Polar Journal. >>>
3

В апреле 2022 г. президент РФ отметил тенденцию сокращения поставок энергоресурсов в адрес западных стран и, как следствие, необходимость переориентации на быстрорастущие рынки южных и восточных стран4. В связи с текущими обстоятельствами президент поручил нарастить мощности по перевалке нефти в арктических и дальневосточных портах и использовать для её транспортировки Северный морской путь (СМП). На сегодняшний день СМП является кратчайшим путём из Азии в Европу. Так, расстояние, проходимое судами из порта Мурманска (Россия) в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, а по Северному морскому пути всего 5 770 морских миль5. Следовательно, использование СМП позволяет уменьшить время движения судов по маршруту Европа – Азия более чем в 2 раза. Вследствие этого достигается существенная экономия за счёт сокращения расходов в процессе эксплуатации судов.

4. Российские нефть и газ будут переориентированы на внутренний рынок и на Восток. URL: >>>
5. Никитин В.Р. Северный морской путь как альтернатива Суэцкому каналу. В сб.: Логистика и управление цепями поставок. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет; 2019:140–144.
4 Кроме того, президент поручил ускорить реализацию инфраструктурных проектов, а также составить план расширения экспортной инфраструктуры в страны Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Данная задача может быть решена путём увеличения портовых мощностей, а также объёмов перекачки по магистральным нефте- и газопроводам.
5

Развитие взаимодействия с восточными странами

 

Ещё в 2014 году ПАО «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация «Чайна нэшнл петролеум» (China National Petrolеum, CNPC) заключили соглашение о поставках российского природного газа сроком на 30 лет. Тогда же, в 2014 году, было начато строительство из Якутии в восточные районы Китая первого газопровода «Сила Сибири», который был запущен в декабре 2019 года. Максимальная мощность его составляет 38 млрд кубометров в год, однако в соответствии с условиями договора газопровод «Сила Сибири-1» будет выведен на полную проектную мощность к 2025 году, по этой причине в настоящее время идёт плановое наращивание мощности. Россия и Китай синхронизировали ведение работ на своих территориях: «Газпром» наращивает объёмы добычи на Чаяндинском и Ковыктинском месторождениях, которые являются ресурсной базой для газопровода. В свою очередь китайские партнёры осуществляют строительство газопроводов на своей территории (как магистральных продолжений «Силы Сибири», так и распределительных для обеспечения конечных потребителей).

6 Для подачи газа с Ковыктинского месторождения в газопровод был построен участок «Ковыкта – Чаянда» протяжённостью 804 км, который связывает Ковыктинское месторождение с Чаяндинским. При этом оба месторождения относятся к категории уникальных по объёму извлекаемых запасов:
7
  • Ковыктинское месторождение – объём извлекаемых запасов газа составляет 1,8 трлн куб. м.
  • Чаяндинское месторождение – объём извлекаемых запасов газа составляет 2 трлн куб. м газа.
8 На сегодняшний день газопровод «Сила Сибири» является крупнейшей системой транспортировки газа в восточной части России. Помимо экспорта, он предназначен и для доставки газа Иркутского и Якутского центров газодобычи российским потребителям в восточных регионах. Магистраль проходит по территориям трёх субъектов РФ: Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и Амурской области. Общая протяжённость газопровода составляет более 3тыс. км. Таким образом, эксплуатация газопровода «Сила Сибири» способствует не только развитию газоснабжения восточных регионов России, но и надёжному выполнению обязательств по поставкам российского газа в Китай.
9 Помимо этого, в 2014 году было объявлено о начале подготовки к строительству газопровода «Сила Сибири-2», мощностью до 50 млрд кубометров газа в год. Сырьевыми источниками для данного газопровода должны стать ресурсы полуострова Ямал, Надым-Пур-Тазовского региона Ямало-Ненецкого автономного округа. По замыслу маршрут газопровода «Сила Сибири-2» должен проходить через Монголию, так как это позволяет сократить его длину и уменьшить объём капитальных вложений на строительство. Примерная протяжённость газопровода составит около 6,7 тыс. км, при этом 2,7 тыс. км пройдут по территории России.
10 Кроме того, прокладка газопровода «Сила Сибири-2» через Монголию поможет обеспечить газом Красноярский край, в котором проживают около 3 млн человек, при этом высокий уровень газификации отмечается только в Норильском промышленном районе. При реализации проекта в зоне действия магистральной инфраструктуры сразу окажутся 11 городов Красноярского края и 16 из 44 районов. Перспективный объём потребления газа предварительно оценивается в 6 млрд кубометров. Однако, несмотря на активное обсуждение данного проекта, контракт на строительство газопровода пока ещё не подписан.
11 В то же время в рамках развития российско-китайского сотрудничества в 2022 году «Газпром» заключил контракт с китайской «Чайна нэшнл петролеум» о поставках природного газа в объёме 10 млрд кубометров в год по так называемому «дальневосточному» маршруту. «Дальневосточный» маршрут должен стать продолжением магистрального газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток, по которому в настоящее время обеспечивается газом российское Приморье. Продолжение газопровода в сторону Китая потребует прокладки всего нескольких десятков километров труб.
12

Заключение нового соглашения с Россией о закупке дополнительного объёма в 10 млрд кубометров природного газа в год даёт Китаю возможность диверсифицировать свой импорт по относительно невысокой цене. Наращивая ввоз российского газа, Китай страхуется от волатильности, присущей биржевым котировкам цен на сжиженный природный газ6. Данное партнёрство является взаимовыгодным, так как России необходимо компенсировать сокращение экспорта в западные страны, а Китаю – удовлетворить возрастающий спрос внутреннего рынка на энергоносители. С учётом того, что экспортная мощность действующего газопровода «Сила Сибири» составляет 38 млрд кубометров в год, с момента выхода обоих магистральных газопроводов на полную мощность общий объём поставок российского газа в Китай вырастет до 48 млрд кубометров.

6. Спиридонов, А. А. Стратегический подход к внедрению инноваций в Арктике на примере технологии сжижения природного газа "Арктический каскад" / А. А. Спиридонов, М. Л. Фадеева, Т. О. Толстых // Экономика промышленности. – 2022. – Т. 15. – № 2. – С. 177-188. – DOI 10.17073/2072-1633-2022-2-177-188. – EDN GSZSSU.
13 Для Китая газ является одним из важнейших инструментов перехода на более экологичные способы обеспечения энергетических потребностей, которые постоянно увеличиваются (рост составляет порядка 40–50 млрд кубометров ежегодно). В подобных условиях Китай активно осуществляет поиск дополнительных источников энергии. Особенно данная проблема характерна для северных регионов Китая, так как среднеазиатский газ из Туркмении и сжиженный природный газ, доставляемый морским транспортом, до этих регионов не доходит. По этой причине дополнительные поставки газа в объёме 10 млрд кубометров должны выровнять энергетический баланс в северных регионах Китая. С учётом прогнозов по дальнейшему росту спроса на газ в Китае с перспективой превышения показателя 550 млрд кубометров к 2030 году подобные проекты будет полностью востребованы китайским рынком.
14 Помимо увеличения поставок природного газа, летом 2022 года Россия стала лидировать по поставкам нефти в Китай, потеснив с этого рынка Саудовскую Аравию и Анголу. Китай активно импортирует арктические сорта российской нефти: Arco, «Новый порт» (Novy Port) и «Варандей» (Varandey). Российская арктическая нефть по своему составу довольно сильно отличается от Urals, так как она более лёгкая и содержит значительно меньше серы. Арктические сорта подходят для производства резины и используются в некоторых высокотехнологичных секторах промышленности. Особые свойства арктической нефти позволяют ей конкурировать с похожей по характеристикам нефтью, добываемой на Ближнем Востоке (например, с иракским сортом Basrah Heavy).
15

Увеличение поставок российской арктической нефти в Китай дополнительно сигнализирует об усилении энергетического сотрудничества между двумя странами. Объём поставок российской нефти в Китай в 2022 году увеличился почти вдвое, и данная тенденция поддерживается новыми арктическими поставками. Необходимо отметить, что Россия обладает уникальными компетенциями в области добычи и транспортировки арктических сортов нефти7. Ни одна страна в мире не обладает опытом добычи нефти в ледовых условиях. Подобный проект реализован только российской энергетической компанией «Газпром-нефть»8. При этом освоение арктических месторождений с технической точки зрения является чрезвычайно сложным процессом из-за тяжёлых природно-климатических условий9. Способность отечественных компаний успешно и безопасно осуществлять добычу энергоресурсов в Арктике в современных обстоятельствах делает Россию важнейшим и очень ценным партнёром для других стран.

7. Fadeev, A.M.; Vopilovskiy, S.S.; Fedoseev, S.V.; Zaikov, K.S.; Kuprikov, N.M.; Kuprikov, M.Y.; Avdonina, N.S. Industrial Support of the Energy Projects as a Part of the Blue Economy Development in the Arctic. Sustainability 2022, 14, 15346. >>> su142215346

8. Fadeev A, Kalyazina S, Levina A, Dubgorn A. “Requirements for Transport Support of Offshore Production in the Arctic Zone” // International Scientific Siberian Transport Forum - TransSiberia 2020, Edited by Aleksey Manakov, Vera Breskich, Zdenka Popović, Volume 54, Pages 883-889 (2021) >>>

9. Спиридонов А.А. Фадеев А.М. Стратегическое управление рисками освоения арктических шельфовых месторождений // Экономика промышленности. – 2022. – Т. 15. – № 1. – С. 36-48. – DOI 10.17073/2072-1633-2022-1-36-48. – EDN VWATFA.
16 Помимо Китая, российскую арктическую нефть активно импортирует Индия. Суммарно она получила только в ноябре-декабре около 11 млн баррелей. Кроме того, в конце года Индия получила первую партию арктической нефти сорта «Варандей». По оценкам экспертов, к настоящему моменту на Россию приходится около 25% всего объёма нефти, импортируемого Индией.
17

Заключение

 

Отечественные нефтяные компании в условиях санкций быстро сориентировались и перенаправили экспорт из стран Евросоюза в восточном направлении. Новый ориентир в поставках позволил российскому нефтегазовому комплексу избежать последствий санкций со стороны западных стран10. Кроме того, относительно невысокая цена на углеводороды оказалась выгодна и восточным партнёрам.

10. Saitova, A.A., Ilyinsky, A.A., Fadeev, A.M. Scenarios for the Development of Oil and Gas Companies in Russia in the Context of International Economic Sanctions and the Decarbonization of the Energy Sector / Sever i Rynok: Formirovanie Ekonomiceskogo Poradka, 2022, 25(3), pp. 134–143.
18 Необходимо отметить, что восточные партнёры проявляют активную заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве. В 2022 году «Роснефть» заключила с той же китайской компанией «Чайна нэшнл петролеум» договор, согласно которому российская сторона в течение 10 лет отправит в Китай железнодорожным маршрутом 100 млн т нефти. При этом только за 2021 год объём поставок российской нефти в Китай составил 80 млн тонн. Для Китая новый контракт – не только дополнительные поставки нефти, позволяющие справляться с динамично растущим спросом, но и продолжение проекта «Шёлковый путь».
19 Вышеуказанные соглашения позволят обеим странам ещё больше диверсифицировать свои внешнеторговые связи. Контракты, заключённые с китайской государственной компанией, являются наглядным примером возможности взаимовыгодного международного сотрудничества, позволяющего развивать экономику стран, в нём участвующих.

Библиография

1. Богоявленский, В. И. На пороге арктической эпопеи. Освоение морских месторождений нефти и газа в Арктике и других акваториях России / В. И. Богоявленский // Нефть России. 2015. № 3. С. 25–30.

2. Политика, экономика и безопасность современной Арктики (к 25-летию Арктического совета): [монография] / Ц. Ван, Ц. Янь, Б.Е. Власов [и др.]. ДИЕ РАН, № 397, М., 2022. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report112022_397.

3. Aleksey M. Fadeev, Svetlana A. Lipina & Konstantin S. Zaikov. Innovative approaches to environmental management in the development of hydrocarbons in the Arctic shelf / The Polar Journal. https://doi.org/10.1080/2154896X.2021.1889836

4. Российские нефть и газ будут переориентированы на внутренний рынок и на Восток. URL: https://rg.ru/2022/04/14/rossijskie-neft-i-gaz-budut-pereorientirovany-na-vnutrennij-rynok-i-na-vostok.html

5. Никитин В.Р. Северный морской путь как альтернатива Суэцкому каналу. В сб.: Логистика и управление цепями поставок. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет; 2019:140–144.

6. Спиридонов, А. А. Стратегический подход к внедрению инноваций в Арктике на примере технологии сжижения природного газа "Арктический каскад" / А. А. Спиридонов, М. Л. Фадеева, Т. О. Толстых // Экономика промышленности. – 2022. – Т. 15. – № 2. – С. 177-188. – DOI 10.17073/2072-1633-2022-2-177-188. – EDN GSZSSU.

7. Fadeev, A.M.; Vopilovskiy, S.S.; Fedoseev, S.V.; Zaikov, K.S.; Kuprikov, N.M.; Kuprikov, M.Y.; Avdonina, N.S. Industrial Support of the Energy Projects as a Part of the Blue Economy Development in the Arctic. Sustainability 2022, 14, 15346. https://doi.org/10.3390/ su142215346

8. Fadeev A, Kalyazina S, Levina A, Dubgorn A. “Requirements for Transport Support of Offshore Production in the Arctic Zone” // International Scientific Siberian Transport Forum - TransSiberia 2020, Edited by Aleksey Manakov, Vera Breskich, Zdenka Popović, Volume 54, Pages 883-889 (2021) https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352146521003227

9. Спиридонов А.А. Фадеев А.М. Стратегическое управление рисками освоения арктических шельфовых месторождений // Экономика промышленности. – 2022. – Т. 15. – № 1. – С. 36-48. – DOI 10.17073/2072-1633-2022-1-36-48. – EDN VWATFA.

10. Saitova, A.A., Ilyinsky, A.A., Fadeev, A.M. Scenarios for the Development of Oil and Gas Companies in Russia in the Context of International Economic Sanctions and the Decarbonization of the Energy Sector / Sever i Rynok: Formirovanie Ekonomiceskogo Poradka, 2022, 25(3), pp. 134–143.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести