Дания в Арктике: тришкин кафтан или чемодан без ручки?
Дания в Арктике: тришкин кафтан или чемодан без ручки?
Аннотация
Код статьи
S207054760025006-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Белухин Никита Евгеньевич 
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Арктическая политика Дания и её взгляды на перспективы возобновления мирного сотрудничества с Россией определяются, главным образом, ограниченными ресурсами, которые она готова выделить на поддержание и повышение качества своего арктического присутствия, и отношениями с США как ключевым союзником, для которого значимость Арктического региона продолжает расти. Небольшой размер оборонного бюджета и необходимость выделения значительных средств на модернизацию и развитие военно-морских сил в Балтийском море в перспективе делают Данию склонной к мирному сотрудничеству с Россией, так как масштабные вложения в милитаризацию региона для неё недоступны. Вероятно, Дания будет стремиться по мере возможности встраиваться в арктические инициативы Вашингтона, но избегать дорогостоящих военных инициатив и проектов в регионе.

Ключевые слова
США, Дания, Гренландия, Арктика, оборонная политика, Арктический совет, Балтийское море
Классификатор
Получено
02.03.2023
Дата публикации
06.04.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
371
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Дания обладает довольно ограниченными ресурсами на арктическом направлении. Символично, что в настоящий момент два последних датских ледокола «Исбьорн» и «Данбьорн» после неудачных попыток их продать с октября 2022 г. подлежат окончательной утилизации в I или II квартале 2023 г., ещё один ледокол – «Торбьорн» был продан в 2016 г., а четвёртый – «Эльбьорн» был переделан в гостиницу1. Сами ледоколы при этом перестали использоваться с конца 1990-х годов. Примечательно, что для сбора геологических сведений с целью подачи заявки на расширение континентального шельфа, что Дания предприняла в 2014 г., в 2009 г. применялся шведский ледокол «Оден» (Oden)2, а в 2007 г. совместной датско-шведской экспедиции на том же шведском ледоколе помощь оказывал российский атомный ледокол «50 лет Победы»3.

1. Datoen er sat – Nu skal Danmarks to isbrydere skrottes. Maritime Direct, 03.11.2022. Available at: >>> (accessed: 28.02.2023).

2. Dansk togt til Nordpolen med den svenske isbryder Oden. GEUS, 29.07.2009. Available at: >>> (accessed: 02.03.2023).

3. Borking L. Danmark vil erobre Nordpolen. Information, 09.08.2007. Available at: >>> (accessed: 02.03.2023).
2 Говоря о Дании как арктической державе, стоит, прежде всего, отметить, что для неё этот статус несёт политические преимущества, а не экономическую выгоду. До настоящего момента Гренландия, от отношений с которой напрямую зависит арктический статус Дании, является дотационной автономной территорией, которая, тем не менее, активно стремится к расширению собственных политических компетенций и добивается новых уступок от Копенгагена в самых различных сферах. Так как существенные экономические источники для существования будущей независимой Гренландии так и не были найдены или созданы к настоящему моменту, для Дании такая ситуация превращает Гренландию и соответственно арктический статус в «чемодан без ручки» – нечто очень ценное, но вместе с тем требующее широкой финансовой поддержки и довольно сложное в управлении, учитывая растущие амбиции автономных властей Гренландии.
3

В сфере оборонной политики для Дании Арктика становится «тришкиным кафтаном», так как страна не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы вкладываться в сдерживании России одновременно и на арктическом, и на балтийском направлениях. В силу этого, вероятно, можно ожидать противоречия при подготовке нового 10-летнего оборонного соглашения Дании, которое, как ожидается, должно быть принято летом 2023 г. и достичь баланса между этими векторами и при этом избежать ситуации «тришкиного кафтана», когда укрепление Арктики будет осуществляться за счёт балтийских ресурсов датской обороны и наоборот.

4 Два указанных фактора определяют подходы Дании к будущему арктическому сотрудничеству, что будет подробно рассмотрено на примере оборонного планирования Дании и отношений с Гренландией.
5

Арктические дилеммы оборонной политики Дании

 

Из недавних значимых инициатив Дании в Арктике можно отметить запуск 3 января 2023 г. первого коммерческого спутника, основным назначением которого должно стать улучшение качества морской навигации, в том числе и в Арктике, механизма составления карт морских льдов и в целом качества мониторинга арктических территорий Дании4. До 2029 г. фирма «Стернула» из города Ольборг, разработавшая спутник, собирается отправить на орбиту до 60 аналогичных устройств5.

4. Dansk satellit er sendt i kredsløb om Jorden med ny teknologi. MSN, 03.01.2023. Available at: >>> (accessed: 28.02.2023).

5. I dag sender SpaceX den første danske kommercielle satellit i kredsløb. Danmarks Radio, 03.01.2022. Available at: >>> (accessed: 28.02.2023).
6

Одним из главных технологических вопросов арктической политики Дании остаётся модернизация или замена четырёх океанических патрульных кораблей класса «Тетис» (Tetis), которые осуществляют патрулирование датской Арктики и Атлантики в районе Гренландии и Фарерских островов. В этом контексте важной задачей оборонной политики Дании должно стать строительство новых многоцелевых патрульных кораблей, которые принципиально должны быть созданы в Дании на основе национальных технологий. В совокупности речь идёт о 15–20 новых кораблях, а в соответствии с новой стратегией развития оборонной промышленности, представленной в августе 2021 г., в вопросе судостроения Дания должна стать более самодостаточной. Однако речь идёт о довольно долгосрочной инвестиции на следующие 20 лет, помимо этого подобная амбициозная программа модернизации военно-морских сил Дании должна быть направлена как на укрепление обороноспособности страны, так и на стимулирование местной оборонной промышленности особенно в сфере судостроения, где у Дании сохраняется собственная экспертиза и компетенции6. Здесь особо стоит выделить датскую компанию «Морские технологии Оденсе» (Odense Marine Technology, OMT), которая участвовала в разработке британского общецелевого фрегата Тип 31, который имеет много общего с датскими фрегатами класса «Ивар Хуитфельдьт». Общий объём оборонных расходов на модернизацию военно-морских сил Дании должен составить около 40 млрд датских крон, или 5,4 млрд долл. США7.

6. Mergener H.-U., Nielsen T. Denmark Launches Initiative To Modernize The Navy And Strengthen Shipbuilding Capacities. Europäsiche Sicherheit und Teknik. 23.08.2023. Available at: >>> (accessed: 02.03.2023).

7. Blenkey N. Denmark eyes $5.4 billion return to naval shipbuilding. Marinelog, 21.08.2022. Available at: >>> (accessed: 02.03.2023).
7

Кроме того, вероятно, что новые корабли будут направлены, главным образом, на сдерживание России на балтийском направлении, поэтому для Дании также острым станет вопрос о том, чему она собирается уделить больший приоритет в своей оборонной политике – Балтике или Арктике. По всей видимости, Дания уделит большое внимание балтийскому направлению, по крайней мере, так следует из аналитической записки Министерства обороны Дании, которая «просочилась» в СМИ в феврале 2023 г., а была составлена ещё в ноябре 2022 г. В этой 11-страничной записке приоритет уделён скорее Балтийскому морю, чем Арктике. Так, к примеру, из документа следует, что четыре патрульных корабля класса «Тетис» не будут заменены новыми, а будут модернизированы с целью продлить их срок службы, хотя они находятся на службе уже более 30 лет, с 1991–1992 гг.8. Другим предложением Министерства обороны на арктическом направлении становится трансформация аэропорта Кангерлуссуака в военную базу, по мере того как коммерческие воздушные перевозки будут переориентированы на новые аэропорты в Нууке и Илулиссате. Усиления патрулирования и наблюдения за Арктикой, согласно плану, изложенному в аналитической записке Министерства обороны Дании, должно осуществляться, главным образом, за счёт закупки противолодочных самолётов Boeing P8-Poseidon, а также вложения средства в модернизацию гренландского лыжного патруля «Сириус». Министерство обороны также отмечает, что в вопросе приоритетов оборонных расходов существует явная дилемма между балтийским и арктическим направлением, которую предстоит разрешить датским парламентариям9. В то же время представляется, что продление срока служба патрульных кораблей «Тетис» выглядит лишь временным решением, которое поддерживают далеко не все политические силы. Так, к примеру, правящая в Гренландии партия «Народное сообщество» считает, что основная задача должна заключаться не в приобретении новых кораблей, а в совершенствовании системы мониторинга и наблюдения за арктическими территориями, в то время как либеральная партия Венстре пока не высказала однозначную позицию в отношении этого вопроса10. Так или иначе, учитывая изношенность этих четырёх океанических инспекционных кораблей после 30 лет службы, которые составляют основу арктического присутствия Дании, их обслуживание рискует в ближайшем будущем стать существенно дороже11. Вопрос о включении пункта об их модернизации или замене в новое оборонное соглашение пока остаётся неразрешённым, ранее в начале февраля 2023 г. представители Управления по закупкам и логистике Министерства обороны Дании заявляли, что программа замены кораблей «Тетис», скорее всего, должна войти в текст нового оборонного соглашения, которое планируется подготовить к июню 2023 г., где будут обозначены требования, предъявляемые к новым кораблям, которые, как ожидается, войти в строй в начале 2030-х годов12.

8. Krog A. Notat: Her er alt det nye materiel, som Forsvaret har brug for. Altinget, 03.02.2023. Available at: >>> (accessed: 02.03.2022).

9. Lomholt A. Lækket notat viser Forsvarets lange ønskeseddel til politikerne. TV2, 03.02.2023. Available at: >>> (accessed: 02.03.2022).

10. Krog A. IA: Øget arktisk overvågning er vigtigere end nye skibe. Altinget, 02.03.2023. Available at: >>> (accessed: 02.03.2023).

11. Krog A. Notat: 30 år gamle inspektionsskibe skal sejle 15 år mere i verdens farligste farvand. Altinget, 02.03.2023. Available at: >>> (accessed: 02.03.2023).

12. Savage O. Danish Ocean Patrol Vessel Procurement Programme Expected This Year, 03.02.2023. Available at: >>> (accessed: 02.03.2023).
8

Таким образом, Дания в силу ограниченности технических и финансовых ресурсов, скорее склонна избегать милитаризации Арктического региона и обострения отношений с Россией на этом направлении. Кроме того, по мере таяния льдов более экономически насыщенная Арктика потребует от Дании всё большего количества ресурсов, что ставит страну в парадоксальное положение, так как сохранение арктического статуса повлечёт увеличение финансового бремени и необходимость всё более тесной координации внешнеполитических и оборонных вопросов между Данией, Гренландией и Фарерскими островами.

9

Гренландия обретает собственный голос во внешней политике?

 

Министр иностраных дел Дании Ларс Лёкке Расмуссен 8 февраля 2023 г. посетил Гренландию, где провёл встречу с гренландскими и фарерскими коллегами, а также принял участие в арктическом форуме ЕС, который проводится совместно автономным правительством Гренландии и Европейской комиссией в столице Гренландии Нууке13. Кроме того, на следующий день в продолжение форума также был проведён диалог между коренными народами Арктики. Проведение арктического форума ЕС на территории Гренландии неслучайно, Л.Л. Расмуссен специально подчеркнул: «Хорошо, что ЕС вовлекается в Арктику. Иначе другие игрок будут стремиться занять это место. ЕС, между прочим, является центральным игроком, когда речь заходит об инвестициях и исследованиях в Арктическом регионе. Я с нетерпением жду возможности обсудить, как мы можем ещё больше укрепить сотрудничество между ЕС и арктическими государствами, в том числе в диалоге с комиссаром Синкявичюсом»14. Премьер-министр Метте Фредериксен в очередной раз подчеркнула важность диалога и сотрудничества между тремя частями Содружества, особо отметив тесное привлечение Гренландии и Фарерских островов к разработке нового оборонного соглашения Дании, которое, как ожидается, должно быть опубликовано летом 2023 года.

13. Topmøde i Nuuk: EU's arktiske forum og dialogen mellem oprindelige folk. Europa-Kommissionen, Repræsentation i Danmark, 08.02.2023. Available at: >>> (accessed: 24.02.2023).

14. Løkke er i Grønland og har fokus på situationen i Arktis. B.T., 08.02.2023. Available at: >>> (accessed: 24.02.2023).
10

В январе 2023 г. в СМИ появились сообщения о том, что работа над первой для Гренландии полноценной внешнеполитической стратегией практически завершена и министр иностранных дел автономного острова Вивиан Мотцфельдт представит её всего через несколько недель15. Важность принятия этой стратегии для Дании, прежде всего, заключалась в том, что без неё невозможна разработка уже и без того заметно запаздывающей национальной арктической стратегии, которую планировалось опубликовать ещё на рубеже 2020–2021 гг. В начале февраля 2023 г. Л.Л. Расмуссен заявил, что Дания остаётся единственным арктическом государством, которое в настоящий момент не обладает действующей арктической стратегией, поэтому он с нетерпением ожидает официальной гренландской позиции. Принятие арктической стратегии Королевства важно и в контексте подготовки нового 10-летнего оборонного соглашения Дании, где будет затрагиваться и Арктический регион. По мнению Л.Л. Расмуссена, лучше было бы, чтобы арктическая стратегия Дании была представлена до публикации текста нового оборонного соглашения, иначе странно принимать решения о миллиардных инвестициях в укрепление обороны и только после этого собственно сформировать стратегические направления деятельности страны в Арктике. Но в то же время датское оборонное соглашение министр иностранных дел Дании хотел бы представить до саммита НАТО в Вильнюсе в июле 2023 г., поэтому разработка стратегических документов ведётся в условиях жёсткого цейтнота16. В 2030 г. Дания также планирует достичь целевого показателя оборонных расходов НАТО в размере 2% ВВП.

15. Grønlands udenrigsstrategi er lige på trapperne og baner vejen for Kongerigets stærkt forsinkede arktiske strategi. Altinget, 19.01.2023. Available at: >>> (accessed: 26.02.2023).

16. Lindstrøm M. Danmark afventer Grønlands input til kongerigets arktiske strategi. Sermitsiaq, 10.02.2023. Available at: >>> (accessed: 24.02.2023).
11

Дания, однако, запрашивала Гренландию о внесении вклада в разработку будущей арктической стратегии Содружества ещё в 2019 г., но процесс выработки гренландской позиции затянулся. В. Мотцфельдт в ответ на заявление датского коллеги в интервью порталу Sermitsiaq.AG сказала, что текст стратегии уже готов, в настоящий момент осуществляется его проверка и вносятся финальные правки, позднее у членов гренландского парламента также будет возможность внести последние дополнения в текст стратегии перед её официальной публикацией. Министр иностранных дел Гренландии также отметила, что необходимо сотрудничать вместе с Данией в Арктике, но не оказывать давление и торопить друг друга: «В последние годы мы наблюдаем со стороны Дании понимание и готовность к диалогу, хотя мы в Гренландии как арктический народ исходим из иных предпосылок и потребностей, особенно учитывая нашу целенаправленную работу по достижению независимости. Несмотря на то что в наших отношениях могут возникнуть разногласия и нетерпение относительно взаимных ожиданий, сотрудничество с Данией изменилось к лучшему, и мы чувствуем, что к нам прислушиваются»17. В. Мотцфельдт, однако, подчёркивает, что именно Гренландия находится в Арктике, хотя она и связана с Данией в рамках Содружества, поэтому автономным властям, по её мнению, необходимо разрабатывать не только собственную концепцию внешней политики, но и особый гренландский подход к Арктике, который бы отражал именно местные интересы и потребности. В то же время задержки в разработке концептуальных документов объясняются банальной нехваткой квалифицированных дипломатических кадров в Гренландии18.

17. Berthelsen J. Vivian Motzfeldt: Vi er næsten klar med udenrigspolitisk strategi. Sermitsiaq, 12.02.2023. Available at: >>> (accessed: 25.02.2023).

18. Grønlandsk travlhed blokerer allerede forsinket arktisk strategi. Altinget, 23.05.2022. Available at: >>> (accessed 25.02.2023).
12

Гренландия поддержала санкции в отношении России после 24 февраля 2022 г. и, по мнению датских политологов, даже в большей степени, чем раньше осознала себя частью евроатлантического сообщества. До этих событий гренландское правительство не выступало с чёткими заявлениями о том, кого оно считает союзниками или чью сторону в конфликте занимает. По мнению научного сотрудника Датского института международных исследований Ульрика Прама Гэда, если раньше частью видения гипотетически независимой Гренландии могла быть демилитаризация, то сейчас уже нет сомнений в том, что будущее острова связано с НАТО и американским военным присутствием. По мнению эксперта, гренландские политики уже чётко осознают, что одной из предпосылок существования потенциально независимой Гренландии станет её безоговорочная приверженность НАТО, а сами условия реализации «проекта независимости» стали более приемлемы, не в последнюю очередь для США19. В датских и гренландских СМИ, однако, периодически продолжают появляться сообщения, указывающие на то, что Дания и Гренландия с ревностью относятся к контактам друг друга с Вашингтоном, особенно когда одна из сторон оказывается неприглашённой на встречу с американскими коллегами. Так, по итогам встречи Л.Л. Расмуссена и Э. Блинкена в Вашингтоне 13 февраля 2023 г., автономные власти Гренландии специально уточнили, что на этой встречи не затрагивались арктические вопросы и гренландские интересы, поэтому В. Мотцфельдт и не была приглашена на встречу20.

19. Bendtsen J. V. Ukraine-krigen forstærker Grønlands sårbarhed. Kristeligt Dagblad, 23.10.2022. Available at: >>> (accessed 27.02.2023).

20. Lars Løkke til møde i Washington. Sermitsiaq, 17.02.2023. Available at: >>> (accessed 27.02.2023).
13

Вместе с тем представители Гренландии, несмотря на однозначную поддержку санкций ЕС и приостановки сотрудничества с Россией в Арктическом совете, на упомянутом форуме ЕС в Нууке высказали желание возобняовить диалог с Россией, но без обозначения временных границ и других деталей подобного шага. Особенно Гренландию волнуют препятствия во взаимодействии между коренными народами, в частности внутри Приполярного совета инуитов, где коммуникация и координация с российским отделением на Чукотке была существенно затруднена21. В этом контексте примечательно, что, к примеру, когда Гренландия присоединялась к санкциям ЕС в отношении России, один из представителей правящей партии «Народное сообщество» сказал следующее: «Мы должны помнить, что в России также проживают арктические народы. Поэтому, мы должны иметь достаточно храбрости, чтобы помнить, что после конфликта мы можем протянуть руки для нового сотрудничества. Но в настоящий момент мы присоединяемся к предложению председателя правительства [о введении санкций]»22.

21. Strandsbjerg J., Nielsen R. L. Forskere: Ruslands invasion har gjort Grønlands vigtigste samarbejdsorgan impotent. Altinget, 22.02.2023. Available at: >>> (accessed: 28.02.2023).

22. Kristensen K. Inatsisartut vedtager lov om sanktioner mod Rusland. Sermitsiaq, 19.05.2022. Available at: >>> (accessed: 28.02.2023).
14

Общий вектор развития событий, однако, указывает на рост перспектив милитаризации Гренландии. Если весной 2021 г. гренландское правительство сопротивлялось реализации арктического оборонного соглашения и называло демилитаризацию в качестве одной из задач нового правительства, то в феврале 2023 г. В. Мотцфельд уже прямо говорит о том, что Гренландия должна быть «готова к тому, чтобы выделить дополнительные площади для военной деятельности»23. Примечательно в этом контексте, что вопрос с обслуживанием базы Туле был успешно разрешён в декабре 2022 г., соответствующий контракт получила компания «АО Инуксук» (Inuksuk A/S,), которая на 51% принадлежит гренландской фирме «Пермагрин Грёнланд» (Permagreen Grønland A/S.) и на 49% – американской фирме «Вектрус сервайсес Гринленд» (Vectrus Services Greenland Aps), которая является частью концерна «Вектрус» (Vectrus). Ранее в 2014 г. контракт на обслуживание базы получила фирма «Экселис сэрвисэс» (Exelis Services), которая полностью принадлежала американской корпорации «Вектрус», что лишило гренландский бюджет существенного источника дохода. Сейчас ситуация изменилась к лучшему для Гренландии, и, по словам В. Мотцфельдт, успешное разрешение этого вопроса является примером уважительного трёхстороннего взаимодействия США, Дании и Гренландии, что приводит к удовлетворительным для всех результатам и создаёт основу для дальнейшего углубления сотрудничества США и Гренландии24.

23. Strandsbjerg J., Nielsen R. L. Forskere: Ruslands invasion har gjort Grønlands vigtigste samarbejdsorgan impotent. Altinget, 22.02.2023. Available at: >>> (accessed: 28.02.2023).

24. Veirum T. M. Vivian Motzfeldt om ny Pituffik-kontrakt: Vigtigt selskabet lever op til kravene. Sermitsiaq, 17.12.2022. Available at: >>> (accessed 28.02.2023).
15

В настоящий момент Гренландия председательствует в Контактном комитете по вопросам безопасности и внешней и оборонной политики. По словам главы автономного правительства Муте Эгеде, Гренландия будет использовать эту возможность для расширения пространства для обладания «собственным профилем во внешней политике и политике безопасности». Однако вместе с этим М. Эгеде подчеркнул: «Мы живём в неспокойное время по причине конфликта на Украине, который разгорелся в прошлом году в феврале: из всей этой ситуации мы также должны усвоить то, что мы стоим вместе на защите наших общих ценностей, а именно демократии и прав человека»25.

25. Rytoft A. Formandsskab skal styrke landets udenrigs- og sikkerhedspolitiske profil. Sermitsiaq, 18.01.2023. Available at: >>> (accessed: 28.02.2023).
16

Заключение

 

Подводя итоги, можно утверждать, что Дания в Арктике сталкивается с дилеммой, которая заключается, с одной стороны, в сохранении чрезвычайно важного для такой малой страны статуса арктической державы, что требует существенных финансовых вливаний и дальнейшего совершенствования механизмов внешнеполитической координации с Гренландией, а с другой – балансирования арктического и балтийского направления оборонной политики, так как задача усиления обороны непосредственно территории Дании и сдерживания России в Балтийском море стала ещё более насущной. Сложившаяся ситуация сказывается и на статусе Дании в НАТО, который требует повышения оборонных расходов и планирует расширения деятельности блока как в Арктике, так и в Балтийском море. По всей видимости, Дания в большей степени сосредоточиться на балтийском векторе, в то время как Британия и Норвегия возьмут на себя более активную роль по распространению планов НАТО на Северную Атлантику и Арктику. В перспективе ограниченность ресурсов Дании в арктической политике делает её потенциальным сторонником мирного сотрудничества с Россией, что находит отражение в недавнем докладе Службы военной разведке Дании за 2022 г.: «Возможности России достичь свои цели, в том числе через привлечение иностранных инвестиций и избежание роста военного присутствия западных держав в Арктике, выше, если регион будет характеризоваться низкой напряжённостью. Поэтому весьма вероятно, что Россия захочет возобновить мирное сотрудничество в Арктике, если такая возможность возникнет. До настоящего момента Россия также сдержанно отнеслась к дипломатическим шагам, которые Запад предпринял в Арктике. Россия по-прежнему говорит об Арктике как регионе низкой напряжённости и сотрудничества»26. Представляется, что подобная оценка, данная датской военной разведкой, наряду с упоминанием возможного увеличения Россией оборонного потенциала у границ Норвегии и Финляндии и повышения роли Северного морского флота в обеспечении безопасности Российской Арктики, отражает сдержанность и отчасти неготовность датской стороны вкладываться в милитаризацию региона и противостояние с Россией.

26. Udsyn 2022. Efterretningstjenesternes årlige vurderinger af truslerne mod Danmark. – Forsvarets Efterretningstjeneste, 2022, 75 s.
17 Однако реальные возможности Дании реализовать подобные намерения и избежать излишних оборонных расходов на арктическом направлении будут зависеть от позиции более крупных игроков, главным образом, США, так как Арктика всё больше становится для Дании ресурсом поддержания статуса привилегированного союзника в глазах Вашингтона. Кроме того, в докладе военной разведки Дании отмечается риск того, что «Россия станет более зависима от Китая как экономически, так и политически, и в том числе будет вынуждена предоставить Китаю больше влияния и доступ к ресурсам и морским путям в Арктике» и того, что Россия будет пытаться использовать разногласия между семью остальными членами Арктического совета для продвижения собственных интересов.

Библиография

1. Datoen er sat – Nu skal Danmarks to isbrydere skrottes. Maritime Direct, 03.11.2022. Available at: https://maritime.direct/2022/10/03/datoen-er-sat-nu-skal-danmarks-to-isbrydere-skrottes/ (accessed: 28.02.2023).

2. Dansk togt til Nordpolen med den svenske isbryder Oden. GEUS, 29.07.2009. Available at: https://www.geus.dk/om-geus/nyheder/nyhedsarkiv/2009/jul/dansk-togt-til-nordpolen-med-den-svenske-isbryder-oden (accessed: 02.03.2023).

3. Borking L. Danmark vil erobre Nordpolen. Information, 09.08.2007. Available at: https://www.information.dk/indland/2007/08/danmark-erobre-nordpolen (accessed: 02.03.2023).

4. Dansk satellit er sendt i kredsløb om Jorden med ny teknologi. MSN, 03.01.2023. Available at: https://www.msn.com/da-dk/nyheder/other/dansk-satellit-er-sendt-i-kredsl%C3%B8b-om-jorden-med-ny-teknologi/ar-AA15UKgC?cvid=2c96ad047aa94f9d928a289f5ed262bf#image=1 (accessed: 28.02.2023).

5. I dag sender SpaceX den første danske kommercielle satellit i kredsløb. Danmarks Radio, 03.01.2022. Available at: https://www.dr.dk/nyheder/regionale/nordjylland/i-dag-sender-spacex-den-foerste-danske-kommercielle-satellit-i (accessed: 28.02.2023).

6. Mergener H.-U., Nielsen T. Denmark Launches Initiative To Modernize The Navy And Strengthen Shipbuilding Capacities. Europäsiche Sicherheit und Teknik. 23.08.2023. Available at: https://esut.de/en/2022/08/fachbeitraege/36132/daenemark-startet-initiative-zur-modernisierung-der-marine-und-staerkung-der-schiffbaukapazitaeten/ (accessed: 02.03.2023).

7. Blenkey N. Denmark eyes $5.4 billion return to naval shipbuilding. Marinelog, 21.08.2022. Available at: https://www.marinelog.com/shipbuilding/denmark-eyes-5-4-billion-return-to-naval-shipbuilding/ (accessed: 02.03.2023).

8. Krog A. Notat: Her er alt det nye materiel, som Forsvaret har brug for. Altinget, 03.02.2023. Available at: https://www.altinget.dk/forsvar/artikel/notat-her-er-alt-det-nye-materiel-som-forsvaret-har-brug-for (accessed: 02.03.2022).

9. Lomholt A. Lækket notat viser Forsvarets lange ønskeseddel til politikerne. TV2, 03.02.2023. Available at: https://nyheder.tv2.dk/samfund/2023-01-31-laekket-notat-viser-forsvarets-lange-oenskeseddel-til-politikerne (accessed: 02.03.2022).

10. Krog A. IA: Øget arktisk overvågning er vigtigere end nye skibe. Altinget, 02.03.2023. Available at: https://www.altinget.dk/forsvar/artikel/ia-oeget-arktisk-overvaagning-er-vigtigere-end-nye-skibe (accessed: 02.03.2023).

11. Krog A. Notat: 30 år gamle inspektionsskibe skal sejle 15 år mere i verdens farligste farvand. Altinget, 02.03.2023. Available at: https://www.altinget.dk/arktis/artikel/notat-30-aar-gamle-inspektionsskibe-skal-sejle-15-aar-mere-i-verdens-farligste-farvand (accessed: 02.03.2023).

12. Savage O. Danish Ocean Patrol Vessel Procurement Programme Expected This Year, 03.02.2023. Available at: https://www.janes.com/defence-news/news-detail/danish-ocean-patrol-vessel-procurement-programme-expected-this-year (accessed: 02.03.2023).

13. Topmøde i Nuuk: EU's arktiske forum og dialogen mellem oprindelige folk. Europa-Kommissionen, Repræsentation i Danmark, 08.02.2023. Available at: https://denmark.representation.ec.europa.eu/news/topmode-i-nuuk-eus-arktiske-forum-og-dialogen-mellem-oprindelige-folk-2023-02-08_da (accessed: 24.02.2023).

14. Løkke er i Grønland og har fokus på situationen i Arktis. B.T., 08.02.2023. Available at: https://www.bt.dk/politik/loekke-er-i-groenland-og-har-fokus-paa-situationen-i-arktis (accessed: 24.02.2023).

15. Grønlands udenrigsstrategi er lige på trapperne og baner vejen for Kongerigets stærkt forsinkede arktiske strategi. Altinget, 19.01.2023. Available at: https://www.altinget.dk/arktis/artikel/groenlands-udenrigsstrategi-er-lige-paa-trapperne-og-baner-vejen-for-kongerigets-staerkt-forsinkede-arktiske-strategi (accessed: 26.02.2023).

16. Lindstrøm M. Danmark afventer Grønlands input til kongerigets arktiske strategi. Sermitsiaq, 10.02.2023. Available at: https://sermitsiaq.ag/node/242527 (accessed: 24.02.2023).

17. Berthelsen J. Vivian Motzfeldt: Vi er næsten klar med udenrigspolitisk strategi. Sermitsiaq, 12.02.2023. Available at: https://sermitsiaq.ag/node/242524 (accessed: 25.02.2023).

18. Grønlandsk travlhed blokerer allerede forsinket arktisk strategi. Altinget, 23.05.2022. Available at: https://www.altinget.dk/forsvar/artikel/groenlandsk-travlhed-blokerer-allerede-forsinket-arktisk-strategi (accessed 25.02.2023).

19. Bendtsen J. V. Ukraine-krigen forstærker Grønlands sårbarhed. Kristeligt Dagblad, 23.10.2022. Available at: https://www.kristeligt-dagblad.dk/udland/ukraine-krigen-forstaerker-groenlands-saarbarhed (accessed 27.02.2023).

20. Lars Løkke til møde i Washington. Sermitsiaq, 17.02.2023. Available at: https://sermitsiaq.ag/node/242643 (accessed 27.02.2023).

21. Strandsbjerg J., Nielsen R. L. Forskere: Ruslands invasion har gjort Grønlands vigtigste samarbejdsorgan impotent. Altinget, 22.02.2023. Available at: https://www.altinget.dk/arktis/artikel/forskere-ruslands-invasion-har-gjort-det-vigtigste-samarbejdsorgan-for-groenland-impotent (accessed: 28.02.2023).

22. Kristensen K. Inatsisartut vedtager lov om sanktioner mod Rusland. Sermitsiaq, 19.05.2022. Available at: https://sermitsiaq.ag/node/237380 (accessed: 28.02.2023).

23. Strandsbjerg J., Nielsen R. L. Forskere: Ruslands invasion har gjort Grønlands vigtigste samarbejdsorgan impotent. Altinget, 22.02.2023. Available at: https://www.altinget.dk/arktis/artikel/forskere-ruslands-invasion-har-gjort-det-vigtigste-samarbejdsorgan-for-groenland-impotent (accessed: 28.02.2023).

24. Veirum T. M. Vivian Motzfeldt om ny Pituffik-kontrakt: Vigtigt selskabet lever op til kravene. Sermitsiaq, 17.12.2022. Available at: https://sermitsiaq.ag/vivian-motzfeldt-ny-pituffik-kontraktvigtigt-selskabet-lever-kravene (accessed 28.02.2023).

25. Rytoft A. Formandsskab skal styrke landets udenrigs- og sikkerhedspolitiske profil. Sermitsiaq, 18.01.2023. Available at: https://sermitsiaq.ag/formandsskab-styrke-landets-udenrigs-sikkerhedspolitiske-profil (accessed: 28.02.2023).

26. Udsyn 2022. Efterretningstjenesternes årlige vurderinger af truslerne mod Danmark. – Forsvarets Efterretningstjeneste, 2022, 75 s.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести