Сирийская политика администрации Дж. Байдена
Сирийская политика администрации Дж. Байдена
Аннотация
Код статьи
S207054760023964-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Юрк Алексей Владимирович 
Должность: Аспирант
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Аннотация

В статье анализируется политика администрации Дж. Байдена в отношении сирийского конфликта за первые два года его президенства. Делается вывод о существовании двух этапов сирийской политики Байдена, отчётливым рубежом между которыми стали январь-февраль 2022 г., когда более мягкие и дипломатичные подходы сменились на силовые решения. Делается прогноз об изменениях в сирийском курсе текущей администрации, в том числе по результатам промежуточных выборов, прошедших в ноябре 2022 года.

Ключевые слова
внешняя политика США, сирийский конфликт, «Демократические силы Сирии», промежуточные выборы 2022 г
Классификатор
Получено
15.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
262
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Внешнеполитический курс США на Ближнем Востоке получил своё текущее направление ещё в начале президенства Барака Обамы. В обамовской интерпретации курс этот был направлен на постепенное снижение военно-политического присутствия в регионе и постепенную переориентацию Вашингтона на дела Азиатско-Тихоокеанского региона. Несмотря на все различия сначала между Обамой и Трампом, а затем Трампом и Байденом, линия, казалось, оставалась неизменной.

2 Нечто подобное можно сказать и об одном конкретном измерении ближневосточной политики Соединённых Штатов – её сирийской политике. Позиция США относительно гражданской войны в Сирии сформировалась уже в 2011 г., и с тех пор, по существу, не претерпела особых изменений. Несмотря на различные внешне- и внутриполитические перипетии, политика Вашингтона оставалась заключённой в рамках короткой и ёмкой фразы – «Асад должен уйти».
3 Стоит заметить, что к концу президентства Д. Трампа, сирийские дела во внешней политике США стали отходить на второй, а то и на третий план. Сирийский конфликт из самостоятельной проблемы фактически окончательно превратился в место разборок между великими и региональными державами. Плюс ко всему, настойчивое желание 45-го американского президента уйти из Сирии, которое он неоднократно пытался реализовать на практике, совершенно запутало и без того сложный для понимания в Вашингтоне сирийский клубок.
4 В таком состоянии сирийскую проблематику приняла администрация нового, 46-го президента США Дж. Байдена. И если в отношении «первой четверти» его президентства – 2021 года – можно смело говорить о преемственности сирийского курса по отношению с предыдущими администрациями, то в 2022 г. картина серьёзно изменилась. Подобный поворот требует подвести промежуточные итоги сирийской политики Байдена, особенно – в свете грядущих ноябрьских выборов в Конгресс.
5

Первый год: возвращение к нормальности

 

Как было отмечено выше, сирийский курс администрации Байдена можно поделить на две относительно равные части, во временнóм отношении фактически совпадающие с 2021 и 2022 годами.

6 В первой половине в сирийской политике США наблюдался, если можно так сказать, типичный демократический курс. По многим вопросам, связанным с конфликтом, Вашингтон вернулся к политике, уходящей корнями ещё во времена президенства Барака Обамы.
7

Во-первых, США вступили в противоречия с Турцией по курдскому вопросу. Особенно ярко это проявилось осенью 2021 г., когда угроза турецкого вторжения была на пике. Точкой отсчёта «пиковой фазы» очередного обострения ситуации на северо-востоке Сирии можно считать слова главы турецкого Министерства иностранных дел Мевлюта Чавушоглу, который обвинил США и Россию в неисполнении своих обязательств «по зачистке севера Сирии от вооружённых курдских формирований», а также пообещал, что Турция сделает «всё, что необходимо для обеспечения своей безопасности»1. До конца октября напряжение нарастало, и в конце месяца появились свидетельства того, что Турция готовит сразу две наступательные операции против сирийских курдов2.

1. Turkey says it will do ‘what is necessary’ after Syria attacks // Reuters, 13.10.2021. Available at: >>> (accessed: 29.10.2022).

2. Турция готовится к двум военным операциям на севере Сирии, сообщил источник //РИА Новости, 28.10.2021. Available at: >>> (accessed: 29.10.2022).
8

Однако ни одна из этих операций так и не была реализована. По всей видимости, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил, что занятые своими внутренними проблемами Соединённые Штаты снова дадут ему «зелёный свет», как это неоднократно случалось в предыдущие годы, когда американские войска, по сути, оставляли курдов один на один с турецкой армией. Однако на этот раз турецкий лидер неправильно оценил обстановку. На смену Трампу пришёл не только не питавший личных симпатий к Эрдогану3, но и куда более закалённый в вопросах внешней политики Байден, заставить которого отступить было куда сложнее. Свою роль сыграло и недавнее бегство США из Афганистана: на этом фоне Вашингтон не мог позволить себе очередное «имиджевое» поражение4.

3. Natasha Turak. ‘Erdogan should be very, very worried’: What the Biden presidency means for Turkey // CNBC, 01.01.2021. Available at: >>> (accessed: 29.10.2022).

4. Юрк А. «Уходя – уходи»: выведут ли США свои войска из Сирии вслед за Афганистаном? // РСМД, 28.01.2022. Available at: >>> (accessed: 29.10.2022).
9

На первых порах США также попытались смягчить свою позицию по поводу Ирана в надежде добиться прогресса в деле восстановления СВПД. Правда, смягчение это в основном касалось лишь риторики5, и к тому же относилось к сирийским делам лишь косвенно. Однако некоторые эксперты напрямую увязывали переговоры по СВПД с положением дел в Сирии – по их мнению, США, обладавшие более выгодной позицией, могли убедить Иран изменить свою сирийскую политику в обмен на снятие санкций и возвращение к условиям «ядерной сделки»6.

5. Таран И., Комарова Е. «Вернуться будет крайне непросто»: почему в Госдепе США признали провал политики максимального давления на Иран // RT на русском, 28.02.2021. Available at: >>> (accessed: 29.10.2022).

6. Хлебников А. Как может измениться позиция США по Сирии при Байдене? // РСМД, 17.03.2021. Available at: >>> (accessed: 29.10.2022).
10

Вашингтон при Байдене также вернулся к ценностному фактору в своей внешней политике. В случае с Сирией данная перемена выразилась в принятии очередных санкций именно в связи с нарушением в этой стране прав человека. В конце июля 2021 г. санкции были введены против пенитенциарных учреждений Сирии, их сотрудников, а также сотрудников сирийской разведки, по данным США причастных к пыткам заключённых, освещённых в том числе фотографом Цезарем, в честь которого был назван закон «О защите гражданского населения Сирии» от 2019 года (Caesar Syria Civilian Protection Act of 2019)7.

7. Imposing Sanctions in Defense of Human Rights in Syria. U.S. Department of State, 28.07.2021. Available at: >>> (accessed: 29.10.2022).
11

Одной из серьёзных подвижек стало и некое оживление российско-американского сотрудничества. Диалог по стратегической стабильности косвенно отразился и на сирийских делах, породив слухи о возможных двусторонних переговорах о создании на северо-западе Сирии гуманитарных коридоров. Вскоре эти слухи подтвердил и сам президент Байден, во время пресс-конференции по итогам президентского саммита в Женеве заявив о «настоятельной необходимости сохранить и вновь открыть гуманитарные коридоры в Сирии»8.

8. Remarks by President Biden in Press Conference. The White House, 16.06.2021. Available at: >>> (accessed: 29.10.2022).
12

Вершиной же взаимодействия Москвы и Вашингтона на сирийском треке стал совместно выработанный текст резолюции СБ ООН касательно трансграничного механизма оказания гуманитарной помощи Сирии в формате «6+6 месяцев». Обе стороны оценили это как серьёзный успех9, хотя американские аналитики сочли, что администрация Байдена пошла на слишком большие уступки Москве, которая, в свою очередь, сохранила в своих руках множество рычагов влияния на сирийские дела10.

9. Karen DeYoung, Kareem Fahim. U.N. votes to allow humanitarian aid to keep flowing into Syria across Turkish border // The Washington Post, 09.07.2021. Available at: >>> (accessed: 29.10.2022).

10. Calvin Wilder. The UN Votes on Syria: A Mixed Success Within a Diplomatic Deadlock // The Washington Institute for Near East Policy, 13.07.2021. Available at: >>> (accessed: 29.10.2022).
13

В то же время нашли в сирийской политике Байдена своё место и элементы подхода его предшественника. Так, продолжились удары по иранским и проиранским вооружённым формированиям, действующим в Сирии с разрешения правительства в Дамаске. Примечательно, что первый такой приказ был отдан немногим больше месяца спустя после прихода Байдена в Белый дом. Тогда, 25 февраля 2021 г., США нанесли удар по нескольким зданиям в провинции Дейр-эз-Зор на границе Сирии и Ирака, которые предположительно принадлежали шиитским ополченцам из «Катаиб Хезболла»11.

11. U.S. Conducts Defensive Airstrikes Against Iranian-Backed Militia in Syria. U.S. Department of Defense, 25.02.2021. Available at: >>> (accessed: 30.10.2022).
14

Кроме того, продолжалась борьба с остатками «Исламского государства» (организация признана террористической и запрещена в РФ). На данном этапе США сосредоточились главным образом на проведении точечных контртеррористических операций, а также на охоте на лидеров исламистского подполья12.

12. US Strike Targets al-Qaida in Syria // Voice of America, 20.09.2021. Available at: >>>(accessed: 30.10.2022);
15

Второй год: политика ужесточения

 

Переход от первого этапа ко второму начался ещё до начала российской спецоперации на Украине. Точкой отсчёта для данного перехода можно назвать открытое письмо конгрессменов обеих партий в администрацию Байдена, о котором стало известно в середине января 2022 г. В своём письме конгрессмены просили президента ужесточить политику в отношении Сирии, чтобы та больше соответствовала «американским ценностям». В частности, они предлагали более широко использовать вышеупомянутый закон, который разрешает широкие санкции в отношении любого, кто оказывает поддержку военным операциям режима или сознательно ведёт бизнес с правительством Асада, а также предпринять жёсткие меры в отношении правительств стран, пытающихся «нормализовать» правительство в Дамаске путём ведения с ним переговоров. Любопытно заметить, что под последнюю категорию подпадали в том числе и американские союзники, такие как ОАЭ и Иордания13.

13. Intel: Biden faces bipartisan frustration over Syria policy // Al-Monitor, 12.01.2022. Available at: >>> (accessed: 09.11.2022).
16 Однако настоящим триггером к постепенному возвращению сирийского вектора во внешней политике США послужили события 24 февраля 2022 г. Сирия, как страна, в которой отчётливо пересекались американские и российские интересы, а также находились военные обеих сторон (причём на северо-востоке страны – буквально на расстоянии вытянутой руки), не могла не рассматриваться Вашингтоном в качестве потенциальной точки давления на Москву.
17

Первой ласточкой стали сообщения с обеих сторон о потенциальной отправке сирийцев на Украину. Российские источники обвиняли США в том, что они с этой целью готовят боевиков на базе Ат-Танф на юге страны14, американцы же стали обвинять Россию в вербовке сирийцев для отправки их в зону проведения спецоперации15. Несмотря на то, что потока сирийцев на Украину ни с одной, ни с другой стороны зафиксировано не было, данное событие стало серьёзным предзнаменованием будущего возвращения сирийского конфликта в повестку дня.

14. В МИД Сирии предупредили о возможности переброски США боевиков ИГ на Украину // Российская газета, 01.03.2022. Available at: >>> (accessed: 09.11.2022);

15. Russia Recruiting Syrians for Urban Combat in Ukraine, U.S. Officials Say // The Wall Street Journal, 06.03.2022. Available at: >>> (accessed: 09.11.2022);
18

Однако подготовка боевиков на американской базе Ат-Танф, расположенной на границе Сирии, Иордании и Ирака, с началом СВО действительно интенсифицировалась. В районе базы постоянно проводятся учения, в том числе с использованием тяжёлых вооружений16. Похожая ситуация наблюдается и на северо-востоке страны, на территории подконтрольной сирийским курдам. Следует отметить частичное послабление санкций для северо-востока страны, куда в мае 2022 г. был разрешён доступ частным инвесторам из-за рубежа17. Всё это может говорить о возрождении в Вашингтоне стремления создать некую альтернативу официальному правительству в Дамаске.

16. US-led coalition conducted live-fire exercise with HIMARS launchers in Syria’s al-Tanf // Mideast Discourse, 07.07.2022. Available at: >>> (accessed: 09.11.2022).

17. US to allow foreign investment in northeast Syria without sanctions // Al Arabiya English, 11.05.2022. Available at: >>> (accessed: 09.11.2022).
19

Осложнились и российско-американские отношения в контексте сирийской проблематики. В июне-июле 2022 г. возникли проблемы с функционированием механизма деконфликтинга, когда российские военные провели ряд операций против поддерживаемых США сил, в том числе в районе базы Ат-Танф18.

18. Американский контингент выгоняют с юга Сирии // Независимая газета, 05.07.2022. Available at: >>> (accessed: 09.11.2022).
20

Кроме того, не получилось беспроблемно продлить работу трансграничного механизма (ТГМ) в Сирии: России, настаивающей на том, что ТГМ уже отжил своё, удалось добиться того, чтобы срок продления составил всего лишь 6 месяцев19. Это означает, что сторонам придётся вернуться к этому вопросу не в июле, а уже в январе 2023 года.

19. Хлебников А. Подход России к механизму трансграничной доставки помощи в Сирию // РСМД, 01.08.2022. Available at: >>> (accessed: 09.11.2022).
21

Серьёзными осложнениями обернулась для США ситуация на дипломатическом фронте: страны Ближнего Востока медленно, но верно нацелились на восстановление отношений с правительством Асада. Из наиболее крупных событий такого рода можно назвать призывы со стороны ОАЭ20 и Турции21 вывести американские войска из Сирии, а также рост контактов между Анкарой и Дамаском на фоне возродившихся угроз со стороны первой провести свою спецоперацию против курдов из Партии демократического единства (Partiya Yekîtiya Demokrat, PYD)22.

20. Наследный принц Абу-Даби заявил о необходимости вывода войск США из Сирии // Российская газета, 19.03.2022. Available at: >>> (accessed: 14.11.2022).

21. US forces must leave areas of Syria east of Euphrates River: Turkish president // Anadolu Agency, 20.07.2022. Available at: >>> (accessed: 14.11.2022).

22. Exclusive: With a Russian nudge, Turkey and Syria step up contacts // Reuters, 17.09.2022. Available at: >>> (accessed: 14.11.2022).
22

Наконец, интенсифицировалось ирано-израильское противостояние. Израиль усилил налёты на объекты иранской инфраструктуры в Сирии, что, как оказалось, координировалось с американской стороной23. В ответ на это Иран расширил свои атаки на американские военные объекты в Сирии и Ираке. Всё это было призвано создать фон для переговоров по восстановлению СВПД, на которых Тегеран и Вашингтон не собирались идти на уступки друг другу, а Тель-Авив намеревался не позволить иранской ядерной сделке восстановиться вновь, опасаясь за свою безопасность.

23. U.S. Secretly Reviews Israel’s Plans for Strikes against Iranian Targets in Syria // The Wall Street Journal, 16.06.2022. Available at: >>> (accessed: 14.11.2022).
23

Заключение

 

Сирийскую политику администрации Байдена можно сравнить с маятником. В 2021 г. качнувшись в сторону широкого использования дипломатических инструментов в отношениях с Россией и Ираном на сирийском треке, в 2022 г.  – в сторону силовых решений. Более того, подобное движение может только усилиться по результатам ноябрьских промежуточных выборов, на которых республиканцы хоть и выступили слабее ожидаемого, но всё-таки вернули себе контроль над Палатой представителей. Произраильская и антииранская позиция Великой Старой Партии, а также раскол по вопросу финансовой и военной поддержки Украины, способны привести США к более «бюджетной» идее разморозки сирийского конфликта, что, соответственно, откроет в Сирии «второй фронт» для России. Кроме того, возвращение республиканцев вместе с неудачей переговоров по возвращению к соблюдению условий СВПД могут спровоцировать возвращение к «политике максимального давления» в отношении Ирана, что не замедлит сказаться на изменении статуса сирийского конфликта.

Библиография

1. Turkey says it will do ‘what is necessary’ after Syria attacks // Reuters, 13.10.2021. Available at: https://www.reuters.com/world/middle-east/turkey-says-it-will-do-what-is-necessary-after-syria-attacks-criticises-russia-2021-10-13/ (accessed: 29.10.2022).

2. Турция готовится к двум военным операциям на севере Сирии, сообщил источник //РИА Новости, 28.10.2021. Available at: https://ria.ru/20211028/siriya-1756682432.html (accessed: 29.10.2022).

3. Natasha Turak. ‘Erdogan should be very, very worried’: What the Biden presidency means for Turkey // CNBC, 01.01.2021. Available at: https://www.cnbc.com/2020/12/31/what-the-biden-presidency-means-for-turkey-and-erdogan-post-trump.html (accessed: 29.10.2022).

4. Юрк А. «Уходя – уходи»: выведут ли США свои войска из Сирии вслед за Афганистаном? // РСМД, 28.01.2022. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/ukhodya-ukhodi-vyvedut-li-ssha-svoi-voyska-iz-sirii-vsled-za-afganistanom/ (accessed: 29.10.2022).

5. Таран И., Комарова Е. «Вернуться будет крайне непросто»: почему в Госдепе США признали провал политики максимального давления на Иран // RT на русском, 28.02.2021. Available at: https://russian.rt.com/world/article/836698-ssha-iran-svpd-politika (accessed: 29.10.2022).

6. Хлебников А. Как может измениться позиция США по Сирии при Байдене? // РСМД, 17.03.2021. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kak-mozhet-izmenitsya-pozitsiya-ssha-po-sirii-pri-baydene/ (accessed: 29.10.2022).

7. Imposing Sanctions in Defense of Human Rights in Syria. U.S. Department of State, 28.07.2021. Available at: https://www.state.gov/imposing-sanctions-in-defense-of-human-rights-in-syria/ (accessed: 29.10.2022).

8. Remarks by President Biden in Press Conference. The White House, 16.06.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/06/16/remarks-by-president-biden-in-press-conference-4/ (accessed: 29.10.2022).

9. Karen DeYoung, Kareem Fahim. U.N. votes to allow humanitarian aid to keep flowing into Syria across Turkish border // The Washington Post, 09.07.2021. Available at: https://www.washingtonpost.com/national-security/un-aid-syria-biden-putin/2021/07/09/43b290d2-e0c4-11eb-ae31-6b7c5c34f0d6_story.html (accessed: 29.10.2022).

10. Calvin Wilder. The UN Votes on Syria: A Mixed Success Within a Diplomatic Deadlock // The Washington Institute for Near East Policy, 13.07.2021. Available at: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/un-votes-syria-mixed-success-within-diplomatic-deadlock (accessed: 29.10.2022).

11. U.S. Conducts Defensive Airstrikes Against Iranian-Backed Militia in Syria. U.S. Department of Defense, 25.02.2021. Available at: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/2516530/us-conducts-defensive-airstrikes-against-iranian-backed-militia-in-syria/ (accessed: 30.10.2022).

12. US Strike Targets al-Qaida in Syria // Voice of America, 20.09.2021. Available at: https://www.voanews.com/a/us-strike-targets-al-qaida-in-syria-/6236468.html (accessed: 30.10.2022); US kills senior al-Qaeda leader in Syria with drone strike // Al Jazeera, 23.10.2021. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2021/10/23/us-says-it-killed-al-qaeda-leader-in-syria-with-drone (accessed: 30.10.2022).

13. Intel: Biden faces bipartisan frustration over Syria policy // Al-Monitor, 12.01.2022. Available at: https://www.al-monitor.com/originals/2022/01/intel-biden-faces-bipartisan-frustration-over-syria-policy (accessed: 09.11.2022).

14. В МИД Сирии предупредили о возможности переброски США боевиков ИГ на Украину // Российская газета, 01.03.2022. Available at: https://rg.ru/2022/03/01/v-mid-sirii-predupredili-o-vozmozhnosti-perebroski-ssha-boevikov-ig-na-ukrainu.html (accessed: 09.11.2022); ЦРУ вербует боевиков ИГ для отправки на Украину, сообщил источник // РИА Новости, 30.06.2022. Available at: https://ria.ru/20220630/tsru-1799250895.html (accessed: 09.11.20220.

15. Russia Recruiting Syrians for Urban Combat in Ukraine, U.S. Officials Say // The Wall Street Journal, 06.03.2022. Available at: https://www.wsj.com/articles/russia-recruiting-syrians-for-urban-combat-in-ukraine-u-s-officials-say-11646606234 (accessed: 09.11.2022); Russia Is Recruiting Mercenaries and Syrians to Ukraine, Western Officials Say // The New York Times, 06.04.2022. Available at: https://www.nytimes.com/2022/04/06/us/politics/russia-military-ukraine-war.html (accessed: 09.11.2022).

16. US-led coalition conducted live-fire exercise with HIMARS launchers in Syria’s al-Tanf // Mideast Discourse, 07.07.2022. Available at: https://www.mideastdiscourse.com/2022/07/07/us-led-coalition-conducted-live-fire-exercise-with-himars-launchers-in-syrias-al-tanf/ (accessed: 09.11.2022).

17. US to allow foreign investment in northeast Syria without sanctions // Al Arabiya English, 11.05.2022. Available at: https://english.alarabiya.net/News/middle-east/2022/05/11/US-to-allow-foreign-investment-in-northeast-Syria-without-sanctions (accessed: 09.11.2022).

18. Американский контингент выгоняют с юга Сирии // Независимая газета, 05.07.2022. Available at: https://www.ng.ru/world/2022-07-05/6_8478_syria.html (accessed: 09.11.2022).

19. Хлебников А. Подход России к механизму трансграничной доставки помощи в Сирию // РСМД, 01.08.2022. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/podkhod-rossii-k-mekhanizmu-transgranichnoy-dostavki-pomoshchi-v-siriyu/ (accessed: 09.11.2022).

20. Наследный принц Абу-Даби заявил о необходимости вывода войск США из Сирии // Российская газета, 19.03.2022. Available at: https://rg.ru/2022/03/19/naslednyj-princ-abu-dabi-zaiavil-o-neobhodimosti-vyvoda-vojsk-ssha-iz-sirii.html (accessed: 14.11.2022).

21. US forces must leave areas of Syria east of Euphrates River: Turkish president // Anadolu Agency, 20.07.2022. Available at: https://www.aa.com.tr/en/turkiye/us-forces-must-leave-areas-of-syria-east-of-euphrates-river-turkish-president/2641610 (accessed: 14.11.2022).

22. Exclusive: With a Russian nudge, Turkey and Syria step up contacts // Reuters, 17.09.2022. Available at: https://www.reuters.com/world/middle-east/exclusive-with-russian-nudge-turkey-syria-step-up-contacts-2022-09-15/ (accessed: 14.11.2022).

23. U.S. Secretly Reviews Israel’s Plans for Strikes against Iranian Targets in Syria // The Wall Street Journal, 16.06.2022. Available at: https://www.wsj.com/articles/u-s-secretly-reviews-israels-plans-for-strikes-against-iranian-targets-in-syria-11655405162 (accessed: 14.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести