Дж. Байден и палестино-израильский конфликт: назад в будущее
Дж. Байден и палестино-израильский конфликт: назад в будущее
Аннотация
Код статьи
S207054760023932-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Царегородцева Галина Игоревна 
Должность: Преподаватель
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые проблемы в американо-израильских отношениях в 2022 году: «теневая война» между Израилем и Ираном на фоне переговоров о возвращении к ядерной сделке, развивающиеся отношения Израиля и Китая, а также отсутствие прогресса по палестинскому вопросу. Решение этих вопросов администрация Дж. Байдена откладывает на будущее.

Ключевые слова
Дж. Байден, Израиль, Иран, Палестина, Китай
Классификатор
Получено
14.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
295
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Ближний Восток традиционно является одним из приоритетных направлений внешней политики США с момента окончания Второй мировой войны. Уже во второй половине 1940х годов в американской администрации говорили о стратегическом значении региона – природных ресурсах (нефть и газ) и географическом положении (для размещения военных баз для противостояния с Советским Союзом). Вашингтон был заинтересован в вытеснении из региона традиционных акторов – Великобритании и Франции, которые опирались в первую очередь на арабское население Ближнего Востока, однако отношение к колониальным державам стремительно ухудшалось. США стали новым игроком, которого воспринимали как сторонника свобод, а палестинский вопрос и проблема создания независимого еврейского государства положили начало формированию ближневосточного курса США на десятилетия.

2 Государство Израиль, созданное в 1948 г., стало ближайшим американским партнёром в регионе, а мирное урегулирование палестино-израильского конфликта – важной задачей для американских лидеров на протяжении более полувека. Вместе с тем США не оставляли попыток установить сбалансированные отношения с арабскими странами региона. Наиболее значимые достижения в области мирного урегулирования стали подписание «Принципов мира на Ближнем Востоке» и «Принципов для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» в 1978 г. и последующий мирный договор между Египтом и Израилем в 1979 г., подписанные при деятельном участии администрации Дж. Картера, а также Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению («Осло-1») и Временное палестино-израильское соглашение по Западному берегу реки Иордан и сектору Газа («Осло-2»), подписанные в 1993 и 1995 гг., в период администрации У. Клинтона. Отдельно стоит отметить также иордано-израильское соглашение 1994 года.
3 Успех администрации Картера сложно переоценить, в тот период удалось не просто вывести Израиль из политической изоляции в регионе: правительство Египта вплоть до событий «арабской весны» охотно выполняло функции посредника в палестино-израильских переговорах, стабилизируя по возможности обстановку в регионе.
4

Соглашения в Осло по сути своей носили скорее символическое значение. Израиль и Организация Освобождения Палестины признали факт существования друг друга, а лидеры И. Рабин и Я. Арафат перед камерами обменялись рукопожатием, что стало ещё одним символом перемен в 1990-е годы. На этом успехи американской дипломатии в этом направлении в ХХ веке заканчиваются. Причины тому самые разные: война с терроризмом, мировой экономический кризис, однако на самом деле стратегия У. Клинтона в отношении Израиля и палестинского вопроса перестала быть эффективной уже во время его второго президентского срока1. Следующий важный шаг был сделан спустя четверть века, при президенте Д. Трампе.

1. Clinton B. My Life. London: Arrow books, 2005. P.944
5 «Соглашения Авраама» 2020 года, казалось, открыли новую страницу в отношениях Израиля с арабскими странами региона. Важно отметить, что предыдущие шаги Трампа, будь то признание Иерусалима столицей Израиля или перенос американского посольства из Тель-Авива, не говоря уже о «сделке века», не были столь эффективны для ближневосточной политики США. «Соглашения Авраама» стали прецедентом, дающим возможность арабским странам региона устанавливать сотрудничество с Израилем, не делая краеугольным камнем переговоров палестинский вопрос. Эту часть внешнеполитической деятельности администрации Д. Трампа Дж. Байден воспринял позитивно ещё на этапе предвыборной гонки.
6

Американо-израильское партнёрство при Дж. Байдена: традиция и перемены

 

С момента прихода Дж. Байдена в Белый дом во внешней политике США начались изменения, которые, на первый взгляд, исключают Ближневосточный регион в целом и палестино-израильскую проблему в частности из списка приоритетных для Вашингтона направлений. Решение о сокращении американских вооружённых сил на Ближнем Востоке в целом нельзя назвать новым. После войны в Ираке, борьбы с ИГИЛ (организация запрещена в России), участия в сирийском конфликте вопрос о возвращении американских военных звучал в повестке всех администраций – от Дж. Буша-младшего до Д. Трампа. Однако решение администрации Байдена о выводе американских войск из Афганистана вызвало серьёзный резонанс в регионе и в мире. Ключевые партнёры США на Ближнем Востоке, в первую очередь Израиль, были обеспокоены таким решением, поскольку уход США из региона означал усиление Ирана – противника США и Израиля с победы исламской революции в 1979 г., который стремится к региональному лидерству. «Поддержка независимого палестинского государства и палестинского государства является одним из идеологических столпов Исламской республики. На практике эта поддержка осуществляется в пропалестинской и антиизраильской пропаганде в иранских СМИ, в финансовой и военно-технической поддержке таких группировок, как Хамас». Между Израилем и Палестиной в настоящее время идёт так называемая «теневая» война, которая выражается во взаимных провокациях на территориях третьих стран, кибератаках, раскачивании внутриполитической обстановки, поддержке сепаратизма, разовых террористических акциях, а также организованных убийствах военных и научных кадров2. Любые попытки Вашингтона достичь какого-либо соглашения с Ираном по вопросам иранской ядерной программы, безусловно, взывают протест со стороны Израиля.

2. Борьба за Восточное Средиземноморье: интересы и амбиции, с.212 // Под ред. И.Д.Звягельской; ИМЭМО РАН. М.: Издательство “Аспект Пресс”, 2022. 288 с. ISBN 978-5-7567-1226-1
7 Президент США Дж. Байден неоднократно подчёркивал, что американо-израильское партнёрство остаётся приоритетным для США и после ухода американских вооружённых сил из региона, а сложившиеся двусторонние отношения продолжат развиваться. Действительно, отношения США и Израиля остаются важной частью глобальной американской внешней политики, хотя бы ввиду нерешенного вопроса вокруг ядерной сделки с Ираном, а также благодаря постепенному сближению Израиля с Китаем.
8 Но, с учётом очевидных перемен во внешнеполитической стратегии США, политика Белого дома в отношении Израиля остаётся более чем традиционной, решения палестинского вопроса хотя бы формально всё ещё строятся на концепции «два народа – два государства», а сам Дж. Байден стремится использовать опыт предшественников, даже критикуя некоторые их решений. Так, в мае 2021 г. Байден, с одной стороны, поддержал Израиль во время столкновений с Хамасом, с другой – дал понять, что Вашингтон не вмешивается во внутренние дела другой страны. США стремятся вернуться к ядерной сделке с Ираном, несмотря на активное сопротивление Израиля, находящегося в состоянии теневой войны с Тегераном уже не один год, а параллельно изучают возможности расширения «соглашений Авраама», оставив в стороне палестинский вопрос.
9

В 2022 г. в отношениях США и Израиля утвердились три достаточно «болезненных» вопроса. Во-первых, возможность возобновить ядерную сделку с Ираном. Проект администрации Б. Обамы в 2015 г. завершился подписанием Совместного всеобъемлющего плана действий между Ираном и группой государств в формате «5+1» – постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии. В 2018 г. президент Д. Трамп вышел из сделки, за что подвергался неоднократной критике со стороны своего соперника на выборах 2020 года – Дж Байдена. В 2021 г. переговоры шли с переменным успехом, однако в настоящее время ввиду прошедших выборов в Конгресс США, обсуждение сделки приостановлено, хотя Тегеран не раз подчёркивал, что готов продолжать реализацию соглашения об обмене заключёнными между США и Ираном, которое было одним из условий для возвращения к ядерной сделке3. Если после выборов в Конгресс Белый дом примет решение вернуться к этому направлению, это явно будет идти в разрез с интересами Израиля, но вероятно в интересах европейских союзников США4.

3. Иран готов продолжать осуществлять соглашение об обмене заключёнными // РИА Новости. 17.10.2022. Available at: >>> (accessed: 08.11.2022).

4. Вишнякова В. Как возобновление иранской ядерной сделки скажется на России?// РБК. Политика 17.08.2022. Available at: >>> (accessed: 08.11.2022).
10

Для политической жизни Израиля 2022 год оказался чрезвычайно насыщенным, поскольку в ноябре прошли очередные выборы в Кнессет и смена уже третьего правительства. Администрация США поддерживает стабильные партнёрские отношения с каждым. Поэтому смена правительства в Израиле и так называемый «медовый месяц с Беннетом»5, завершившийся в июне 2022 г., тоже выглядит очень традиционно, несмотря на имевшиеся разногласия между Вашингтоном и Тель-Авивом. Так, например, предвыборное обещание о возобновлении работы американского консульства в Иерусалиме, неофициальной дипмиссии для палестинцев в течение десятилетий, закрытого президентом Д. Трампом в 2019 г., откладывается. Для Вашингтона палестино-израильский конфликт сейчас не является приоритетным6.

5. Tibo A. The Biden-Bennet Honeymoon // Foreign Affairs.10.02.2022. Available at: >>> (accessed: 08.11.2022).

6. Ibid.
11

Подписанная Дж. Байденом и Яира Лапидом, следующим премьер-министром Израиля, Декларация о стратегическом партнёрстве направлена в первую очередь против Ирана и его попыток разработать ядерное оружие, а также на сохранение существующих отношений, которые подразумевают дальнейшее обсуждение палестинского вопроса, но весьма расплывчато. «Соединённые Штаты и Израиль заявляют, что в число ценностей, которые разделяют обе страны, входит непоколебимая приверженность демократии, верховенству права и призыву к "тиккун олам", исправлению мира»7. Также в декларации явственно прослеживаются попытки расширить «соглашения Авраама»8 – несомненное внешнеполитическое достижение Д. Трампа, вероятного соперника Байдена на выборах 2024 года. Однако эксперты считают, что для этого Вашингтону необходимо высказать твёрдую позицию по палестинскому вопросу9, в особенности о незаконном строительстве Израиля на оккупированных территориях, что наравне с противостоянием Израиля и Ирана во время переговоров о возвращении к ядерной сделке, остается на периферии дискуссии.

7. Цит.по: Лапид и Байден подписали Декларацию о стратегическом партнерстве // ТАСС. Международная панорама. 14.07.2022. Available at: >>> (accessed: 08.11.2022).

8. Лапид и Байден подписали «Иерусалимскую декларацию». Available at: >>> (accessed: 08.11.2022).

9. Zaha Hassan, Marwan Muasher Why the Abraham Accords Fall Short? // Foreign Affairs. 07.06.2022. Available at: >>> (accessed: 08.11.2022).
12

Если в ноябре 2022 года к власти в Израиле вернётся подписавший эти соглашения Б. Нетаньяху, то Байден вспомнит, что, ещё будучи вице-президентом в администрации Б. Обамы, легко находил с ним общий язык, и продолжит курс близких американо-израильских отношений, без серьёзных решений в отношении Палестины, если только эти шаги не предпримет израильское правительство. Едва ли Вашингтон интересуют практические, а не идеологические проблемы: водо- и электроснабжение в секторе Газа или предоставления разрешения на строительство для палестинцев на подконтрольных Израилю территориях Западного берега реки Иордан10.

10. Goldenberg I. Biden Can Keep the Two-State Solution Alive // Foreign Affairs. 21.06.2022. Available at: >>> (accessed: 08.11.2022).
13

По сути палестинская проблема остаётся в первую очередь проблемой палестинцев, беженцев и тех, кто проживает на оккупированных территориях. США в данный момент не готовы что-либо менять в этом направлении, чем пользуется Иран. Попытки США выстроить на Ближнем Востоке антииранский блок пока не дали своих результатов. Идея «арабского НАТО» существует давно, но «внешние игроки (в первую очередь, Вашингтон) стремятся построить в регионе систему безопасности, опираясь исключительно на «евроатлантическую логику» и не принимая в расчёт культурную и историческую специфику региона. Учитывая, что каждый региональный полюс силы (будь то Турция, Саудовская Аравия, Египет, Израиль и т.д.) на данный момент имеет своё видение формата структуры безопасности, а также своего места в проекте, выстраивание «унифицированного» оборонительного блока требует значительной «точечной» работы с национальными элитами, чему Вашингтон на данный момент не уделяет достаточного внимания. Игнорирование же «болевых точек ведёт к тому, что конфликты и разногласия между игроками, возникшие вследствие разницы восприятий, сводят на нет эффективность предлагаемых преобразований»11. Очевидно, эти традиционные недочёты перешли администрации Байдена от предыдущих администраций.

11. Цуканов Л.В. «Арабское НАТО»: даешь новый заход? // РСМД, 24.03.2022. Available at: >>> (accessed: 08.11.2022).
14

Третий и самый болезненный для США вопрос в американо-израильских отношениях (впрочем, как и на всём ближневосточном направлении в целом) – экономическая активность Китая, который развивает сотрудничество с Израилем. Как западные, так и отечественные исследователи очень сдержанно оценивают данный вопрос, поскольку информации о нём в открытых источниках не слишком много. «Если со странами мусульманского Востока Китай связывает товарно-сырьевая экономика, то с Израилем – научно-техническая. Сегодня Китай предпринимает значительные усилия для формирования у себя экономики инновационного склада. Это происходит на фоне общего усиления торгово-экономической экспансии КНР. И здесь географическое положение еврейского государства делает его привлекательным для азиатского гиганта. Израильтяне сегодня в целом позитивно оценивают повышенный интерес Китая к себе. Однако в будущем это может вылиться для них в слишком серьёзную зависимость, включая политическую, от этой страны. Пока нет уверенности, что политическая и экономическая элита Израиля отдаёт себе в этом полный отчёт»12.

12. Марьясис Д. Китай и Израиль -стратегические партнеры? // РСМД, 22.08.2017. Available at: >>> (accessed: 08.11.2022).
15

Китай получил доступ к строительству в порту Хайфы, который периодически используется американскими военными кораблями13. «В порту израильской Хайфы в сентябре 2021 г. был открыт крупный контейнерный терминал, которым будет управлять китайская госкомпания «Шанхайская международная портовая группа» (Shanghai International Port Group). Ранее в Израиле были терминалы, способные принимать суда вместимостью лишь в несколько тысяч контейнеров, что приводило к задержкам поставок товаров, в том числе из Китая. Это обходилось израильской экономике в 218 млн долл. в год. С появлением нового терминала вырастут возможности морской торговли Израиля, в том числе с государствами Персидского залива»14.

13. Борьба за Восточное Средиземноморье: интересы и амбиции. С.274.

14. В Израиле открыли построенный Китаем контейнерный термина стоимостью $1,7млрд // Ведомости. Бизнес 02.09.2021. Available at: >>> (accessed: 08.11.2022).
16 В 2020 г. по данным UN Tradecom ( >>>> ) импорт из Китая вышел в экономике Израиля на первое место, потеснив США, что хорошо видно на представленном графике.
17

18

Составлено автором по данным UN Tradecom ( >>> )

19

Можно объяснить это начавшейся пандемией, однако очевидно, что Китай не планирует сдавать позиции. «Сейчас компания из КНР, China Harbour, строит ещё один портовый терминал в другом порту Израиля – Ашдоде («Южный порт Ашдода»)»15. Несмотря на негативную реакцию США, Китай слишком важен и значим для Израиля, чтобы принимать каждое требование Вашингтона в отношении Пекина16.

15. Там же.

16. Tibo A. Op.cit.
20

Заключение

 

На протяжении многих лет палестинский вопрос остаётся неразрешимой дипломатической задачей для мировых и региональных акторов. Несмотря на постоянную поддержку Израиля, администрация США не спешит отказываться от плана «два народа – два государства», но и не предлагает новых решений. На протяжении последних десятилетий Вашингтоном не было предложено ни одной программы для активизации процесса мирных переговоров, которая хотя бы частично устроила все заинтересованные стороны, и к ним явно не относится «сделка века» – проект, выдвинутый Д.Трампом.

21 Палестино-израильский конфликт неизменно присутствует во внешнеполитической повестке Белого дома, однако всё чаще оказывается в конце списка приоритетов. Президент Дж. Байден продолжает эту политическую линию, всячески закрепляя существующие американо-израильские отношения и подчёркивая их важность для Соединённых Штатов. Однако при наличии явных противоречий в отношении ядерной сделки с Ираном и отсутствии прогресса в расширении «соглашений Авраама» на арабские страны региона, можно сделать вывод о некоторой стагнации в американо-израильском партнёрстве.
22 С учётом расширения израильско-китайского сотрудничества, а также достаточно сдержанной позиции Тель-Авива в отношении украинского конфликта можно предположить, что у Вашингтона нет достаточно свободных политических и экономических ресурсов, чтобы обеспечить безусловную поддержку Израилем американских интересов на мировой арене и вывести палестино-израильские отношения на новый уровень.

Библиография

1. Clinton B. My Life. London: Arrow books, 2005. P.944

2. Борьба за Восточное Средиземноморье: интересы и амбиции, с.212 // Под ред. И.Д.Звягельской; ИМЭМО РАН. М.: Издательство “Аспект Пресс”, 2022. 288 с. ISBN 978-5-7567-1226-1

3. Иран готов продолжать осуществлять соглашение об обмене заключёнными // РИА Новости. 17.10.2022. Available at: https://ria.ru/20221017/zaklyuchennye-1824614866.html (accessed: 08.11.2022).

4. Вишнякова В. Как возобновление иранской ядерной сделки скажется на России?// РБК. Политика 17.08.2022. Available at: https://www.rbc.ru/politics/17/08/2022/62fb9e839a794763d825e002 (accessed: 08.11.2022).

5. Tibo A. The Biden-Bennet Honeymoon // Foreign Affairs.10.02.2022. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/middle-east/2022-02-10/biden-bennett-honeymoon (accessed: 08.11.2022).

6. Ibid.

7. Цит.по: Лапид и Байден подписали Декларацию о стратегическом партнерстве // ТАСС. Международная панорама. 14.07.2022. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15216159?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (accessed: 08.11.2022).

8. Лапид и Байден подписали «Иерусалимскую декларацию». Available at: https://www.newsru.co.il/israel/14jul2022/declaration_516.html (accessed: 08.11.2022).

9. Zaha Hassan, Marwan Muasher Why the Abraham Accords Fall Short? // Foreign Affairs. 07.06.2022. Available at: https://www.foreignaffairs.com/middle-east/why-abraham-accords-fall-short (accessed: 08.11.2022).

10. Goldenberg I. Biden Can Keep the Two-State Solution Alive // Foreign Affairs. 21.06.2022. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/middle-east/2021-06-21/biden-can-keep-two-state-solution-alive (accessed: 08.11.2022).

11. Цуканов Л.В. «Арабское НАТО»: даешь новый заход? // РСМД, 24.03.2022. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/arabskoe-nato-daesh-novyy-zakhod/ (accessed: 08.11.2022).

12. Марьясис Д. Китай и Израиль -стратегические партнеры? // РСМД, 22.08.2017. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kitay-i-izrail-strategicheskie-partnyery/ (accessed: 08.11.2022).

13. Борьба за Восточное Средиземноморье: интересы и амбиции. С.274.

14. В Израиле открыли построенный Китаем контейнерный термина стоимостью $1,7млрд // Ведомости. Бизнес 02.09.2021. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/09/02/884977-v-izraile-otkrili-postroennii-kitaem-konteinernii-terminal-stoimostyu-17-mlrd (accessed: 08.11.2022).

15. Там же.

16. Tibo A. Op.cit.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести