Военная помощь Украине в контексте национальных интересов США
Военная помощь Украине в контексте национальных интересов США
Аннотация
Код статьи
S207054760023926-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Степанова Наталия Владиславовна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Автор статьи представляет исторический обзор доктринального подхода США к политике в отношении Украины, который характеризовался сначала стремлением к сотрудничеству, а потом – к соперничеству с Россией. Предоставляемая в настоящее время Соединёнными Штатами военная помощь Украине также рассматривается с точки зрения политики США на российском направлении. В статье даётся характеристика основных программам американской военной помощи Украине и перспектив её наращивания в контексте стратегических интересов США.

Ключевые слова
США, внешняя политика, стратегия национальной безопасности, национальные интересы, Украина, военная помощь
Классификатор
Получено
06.12.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
373
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Украина в Стратегии национальной безопасности США

 

В условиях, когда Соединённые Штаты предоставляют Украине беспрецедентные объёмы военной помощи, представляется крайне важным оценить, какое место Украина занимает в системе национальных приоритетов США.

2 Для этих целей целесообразно обратиться к основному доктринальному документу в сфере национальной безопасности, а именно к Стратегии национальной безопасности Соединённых Штатов Америки. С момента окончания холодной войны и по сегодняшний день было обнародовано 15 таких документов. Нынешняя стратегия администрации Байдена – Харрис, опубликованная 12 октября 2022 г., будет рассмотрена отдельно. Что касается остальных документов, то рассматривая их в исторической ретроспективе, необходимо выделить ряд вопросов, затрагивавших национальные интересы США.
3

Распад СССР вызвал, помимо бурного ликования, крайнюю обеспокоенность государственных должностных лиц, ответственных за стратегическое планирование в США. Они фактически разделились на два лагеря. Одни полагали, что наследие Советского Союза живо и стратегия национальной безопасности должна строиться на защите от единственного государства, способного уничтожить США. Озабоченность ситуацией, связанной с вопросом размещения советского ядерного наследия, выразилась в готовности Соединённых Штатов выступить посредником в подписании Лиссабонского протокола, а затем и Будапештского меморандума. С другой стороны выступали те, кто считал, что с распадом биполярной системы международных отношений и исчезновением реальной военной угрозы выживанию США сам концепт национальной безопасности перестал быть актуальным, а роль и место США в мире – определёнными1. Выходившие в 1990-е годы документы в сфере национальной безопасности, дают представление как о вызовах и угрозах, так и о возможностях внешне- и военно-политического развития, которые США видели в связи с образованием новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза.

1. Степанова Н.В. Глава 5. Стратегии национальной безопасности США и России в конце XX-начале XXI веков // Российско-американское сотрудничество и противоборство. Значение для национальной безопасности России под ред. С.М. Рогова. 2017 г. М.: Издательство «Весь Мир». С. 151.
4

Стратегия национальной безопасности 1993 г., обнародованная администрацией Дж. Буша-старшего, упоминает Украину (наряду с Белоруссией и Казахстаном) один раз в контексте вопросов соблюдения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)2.

2. National Security Strategy of the United States. The White House, January 1993. P. 19. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).
5

В стратегиях администрации У. Клинтона тема Украины стала центральной именно в вопросе нераспространения ОМУ. Одним из широко признаваемых внешнеполитических достижений Клинтона является успешный трансфер оставшегося после распада Советского Союза ядерного оружия в Россию. В документах с 1994 г. по 2000 г., подчёркивается роль США во включении Украины, Белоруссии и Казахстана в режим ДНЯО3. В контексте Украины отмечается успешная ратификация Договора СНВ, подписание Лиссабонского протокола, укрепление режима контроля за ракетными технологиями4. При этом рассмотрение вопросов продвижения демократии всегда идёт в связке с Россией, которая представляется ключевым государством в этой сфере5. Приветствуются демократические и рыночные реформы, а Соединённые Штаты заявляют о нацеленности на поддержание международных усилий для выделения целевой помощи Украине6. Отдельно отмечается продвижение инициативы «Партнёрство ради мира» в рамках взаимодействия стран НАТО с новыми независимыми государствами по вопросам безопасности и укрепления американо-украинских отношений7. В этой связи отмечается и Основополагающий акт России – НАТО 1997 г., стимулирующий партнёрские отношения с Россией. Администрация Клинтона отмечает, что жизненно важные интересы США заключаются в успешной эволюции как России, так и Украины в демократические рыночные страны, интегрированные в мировое сообщество8. Важной вехой во взаимодействии США и Украины является действие специальной двусторонней комиссии Гора – Кучмы, названной по именам тогдашних вице-президента США Альберта Гора и президента Украины Леонида Кучмы, основной целью комиссии называется интеграция Украины в ключевые европейские, трансатлантические и глобальные институты, а основные направления деятельности включают поддержание верховенства закона на Украине, а также закрытие Чернобыльской АЭС9. В 1999 г. озвучивается инициатива США по включению как России, так и Украины в ВТО. Также объявляется о создании программ по обмену в сфере образования10.

3. См. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. The White House, July 1994. P. 2. Available at: >>> (accessed 15.11.2022);

4. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. The White House, July 1994. P. 11, 12. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).
5. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. The White House, February 1996. P. 32. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).

6. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. The White House, February 1995. P. 5. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).

7. A National Security Strategy for A New Century. The White House, May 1997. Preface. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).

8. A National Security Strategy for A New Century. The White House, October 1998. P. 2. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).

9. Ibid. P. 41.

10. A National Security Strategy for A New Century. The White House, December 1999. P. 33-34. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).
6

11 сентября 2001 г. положило конец периоду стратегического «вакуума», тем самым сместив фокус с последствий распада СССР и политики «демократизации» новообразованных государств. В Стратегии национальной безопасности 2002 г. Украина уже не упоминается. В редакции документа 2006 г. Украина упоминается всего 3 раза. Во-первых, о ней говорится в контексте произошедших цветных революций. Кроме того, звучит тезис о продвижении вступления России и Украины в ВТО, последняя достигнет этой цели раньше, уже в 2008 году. И, в-третьих, говорится о партнёрстве России и Украины с Североатлантическим альянсом, продолжающим расширять своё влияние уже за пределами границ стран-членов11.

11. The National Security Strategy of the United States of America. The White House, March 2006. P. 2, 28, 38. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).
7

В Стратегии 2010 г., выпущенной при администрации Барака Обамы, Украина не упоминается. Документ 2015 г. был обнародован уже в конце срока президентства Обамы, что напрямую связывается с событиями 2014 г. и присоединением Крыма к России. В нём Украина упоминается в связи с вменяемым России нарушением территориальной целостности соседней страны и сопутствующих темах энергетической безопасности, демократических ценностей и сотрудничества с НАТО12.

12. National Security Strategy. The White House, February 2015. P. 10, 16, 19, 25. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).
8

В Стратегии Дональда Трампа Украина звучит в контексте угрозы, исходящей со стороны России в рамках соперничества великих держав13.

13. National Security Strategy of the United States of America. The White House, December 2017. P. 47. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).
9

Таким образом, анализ доктринальных документов позволяет сделать вывод о том, что Украина как государственный актор долгое время представляла опосредованный интерес для США и упоминалась в направлениях реализации стратегии национальной безопасности в связке с Россией: либо в контексте желания США видеть, как обе страны идут по одному пути развития и при этом Россия выступает в качестве лидера, либо Украина фигурировала как жертва российских односторонних действий.

10

Украинская повестка в стратегии Байдена – Харрис

 

В свежеопубликованной стратегии Байдена – Харрис Украина упоминается 33 раза, примерно с такой же частотой, как и в стратегиях Клинтона. Основной контекст, в котором используется Украина, связан с происходящими в настоящее время событиями, и рассматривается сквозь призму угроз, исходящих от России.

11

Также в стратегии говорится о критическом значении поддержания динамично развивающейся военно-промышленной базы США, способной не только к производству имеющихся комплексов вооружений, но и к инновационной деятельности в условиях эволюции боевой обстановки14.

14. National Security Strategy. The White House, October 2022. P. 21. Available at: >>> (accessed 21.11.2022).
12

Примечательно, что авторы стратегии не гнушаются формулировками, предполагающими возложение ответственности за жертвы в украинском конфликте на Россию. Более того, США стремятся к тому, чтобы этот конфликт стал стратегическим поражением для последней15. Интерес представляет и привязка возможности глобальной интеграции той или иной страны к соблюдению ей фундаментальных принципов Устава ООН16.

15. Ibid. P. 26.

16. Ibidem.
13 Предмет украинского кризиса представляется настолько выгодным в стратегическом контексте, что в документе он привязывается к целому ряду проблем:
14

- Переход от традиционных энергоносителей к «зелёной повестке»; - Продовольственная безопасность; - Европейская безопасность; - Укрепление демократических режимов, в том числе в Грузии и Молдове; - Миграционный кризис; - Изменение климата и рост цен; - Сотрудничество в Арктике17.

17. Ibid. P. 28, 29, 39, 44, 45.
15

Таким образом, украинская повестка позволяет США расставить приоритеты и очертить спектр вопросов, где они намерены проецировать национальную мощь в целях поддержания собственного глобального лидерства. Однако самой целесообразной инвестицией в национальную безопасность США, по мнению американского эксперта Э. Кордсмана, стала помощь, которую Соединённые Штаты оказали непосредственно Украине18.

18. United States Aid to Ukraine: An Investment Whose Benefits Greatly Exceed its Cost. Commentary by Anthony H. Cordesman. CSIS. November 22, 2022. Available at: >>> (accessed 30.11.2022).
16

Программы американской военной помощи Украине

 

Характеризуя те программы, по которым в настоящее время Соединённые Штаты оказывают поддержку Украине, необходимо отметить, что помощь предоставляется по трём направлениям: военному, гуманитарному и финансовому. Она осуществляется через соответствующие ведомства – Министерство обороны, Государственный департамент и Агентство США по международному развитию.

17

К октябрю 2022 г. финансовая помощь Украине со стороны США оценивалась в размере 15 млрд долл., причём по большей части она была предоставлена в форме грантов, в отличие от сумм, направленных ЕС в качестве займов. Гуманитарная помощь составила чуть менее 10 млрд, военная – около 30 млрд долл.19, что составляет около 70% всей оказываемой военной помощи Украине. Однако здесь важно уточнить, что почти половина этой суммы выделена не на прямые поставки вооружений Украине, а на займы для их будущей закупки Украиной и другими странами у США20.

19. Antezza, A., Bushnell, K., Frank, A., Frank, P., Franz, L., Kharitonov, I., Kumar, B., Rebinskaya, E. & Trebesch, C. (2022). "The Ukraine Support Tracker: Which countries help Ukraine and how?". Kiel Working Paper, No. 2218, 1-65. Available at: >>> (accessed 30.11.2022).

20. Ibidem.
18 Программы, по которым Украине поступает помощь, включают в себя:
19
  1. Presidential Drawdown Authority, то есть непосредственно через распоряжение президента. Такие трансферы авторизованы Конгрессом США в соответствии со статьёй «экстренные случаи». По официальным данным, было выделено почти 11 млрд долл.21, однако непосредственно освоено чуть более 9 млрд., в связи с тем, что с 1 октября 2022 г. в США начался новый финансовый год;
  2. Инициатива помощи обеспечения безопасности Украины (Ukraine Security Assistance Initiative);
  3. Финансирование вооружённых сил зарубежных стран (Foreign Military Financing, FMF);
  4. Поставка «излишков» вооружений и военной техники ( Excess Defense Articles program) .
21. U.S. Security Assistance to Ukraine. Congressional Research Service Reports. Updated October 21, 2022. Available at: >>> (accessed 30.11.2022).
20

Что касается дальнейших перспектив поставок американских вооружений, то представляется, что её объемы будут только нарастать в условиях продолжения военных действий на территории Украины. Прошедшие в США промежуточные выборы выявили слабую оппозицию предоставляемой помощи. Отдельные негативные высказывания американских политических деятелей относительно объёмов и методов предоставления помощи вряд ли отразятся на общей стратегии действий22. Общественное мнение при этом выглядит более поляризованным – 48% населения (77% из которых составляют сторонники Республиканской партии) не одобряет действия Байдена в отношении Украины, что, однако, не свидетельствует о негативном отношении именно по вопросу выделяемой помощи23. По мнению ряда экспертов, украинский вопрос используется действующей администрацией для отвлечения внимания от внутриполитических проблем и получения дополнительных очков именно за счёт внешнеполитической повестки24. Об этом свидетельствуют результаты промежуточных выборов, которые не принесли однозначной победы Республиканской партии. В целом, представляется, что масштабы конфликта на Украине не таковы, чтобы они смогли стать реальным препятствием для экономики США, показавшей неожиданный рост в III квартале 2022 года25.

22. Marjorie Taylor Greene: ‘Under Republicans, not another penny will go to Ukraine’. The Hill. November 4, 2022. Available at: >>> (accessed 30.11.2022).

23. Nearly 6 In 10 Americans View Trump's 2024 Run As A Bad Thing, Quinnipiac University National Poll Finds; Republicans Split Between Trump Vs. DeSantis For 2024 GOP Nominee. Quinnipiac University Poll. November 22, 2022. Available at: >>> (accessed 30.11.2022).

24. Травкина Н.М. Амбивалентная роль украинского фактора во внутренней политике США // Россия и Америка в XXI веке. 2022, № 4. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).

25. Third-Quarter U.S. Growth Was Stronger Than Previously Thought. The Wall Street Journal. November 30, 2022. Available at: >>>  (accessed 02.12.2022).
21

Несмотря на наличие двухпартийного консенсуса в Конгрессе США по вопросу предоставления Украине военной помощи, имеет смысл сказать и о возможных рисках, связанных с передачей вооружений Украине. Это и дальнейшая эскалация конфликта с потенциалом его перехода в ядерную фазу ввиду того, что с ростом непосредственной угрозы российским территориям могут создаться условия, определяющие возможность применения Российской Федерацией ядерного оружия (Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания). Другой проблемой может стать неспособность Киева адекватно распределять идущие поставки вооружений, которые могут оказаться в руках нелегальных торговцев оружием, привести к его использования криминальными организациями26. Также существенной опасности подвергается мирное население на оспариваемых территориях.

26. The Risks of U.S. Military Assistance to Ukraine. Commentary by Rachel Stohl. July 13, 2022. Available at: >>> (accessed 10.11.2022).
22

Заключение

 

В заключении, отвечая на вопрос, какое место занимает американская военная помощь Украине в системе национальных приоритетов США, необходимо отметить, что она является явной характерной чертой нынешней стратегии национальной безопасности и полностью соответствует её двойственности. С одной стороны, она отражает либерально-ценностный подход, присущий практически любой демократической администрации США с её идеалистическим видением мира. С другой, выступая с точки зрения политического реализма, она решает важнейшие задачи в сфере сдерживания России, сплочения союзников вокруг США, а также предоставляет Соединённым Штатам практический опыт в сфере военного строительства.

Библиография

1. Степанова Н.В. Глава 5. Стратегии национальной безопасности США и России в конце XX-начале XXI веков // Российско-американское сотрудничество и противоборство. Значение для национальной безопасности России под ред. С.М. Рогова. 2017 г. М.: Издательство «Весь Мир». С. 151.

2. National Security Strategy of the United States. The White House, January 1993. P. 19. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1993.pdf (accessed 15.11.2022).

3. См. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. The White House, July 1994. P. 2. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1994.pdf (accessed 15.11.2022); A National Security Strategy for A New Century. The White House, October 1998. P. 2. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1998.pdf (accessed 15.11.2022).

4. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. The White House, July 1994. P. 11, 12. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1994.pdf (accessed 15.11.2022).

5. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. The White House, February 1996. P. 32. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1996.pdf (accessed 15.11.2022).

6. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. The White House, February 1995. P. 5. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1995.pdf (accessed 15.11.2022).

7. A National Security Strategy for A New Century. The White House, May 1997. Preface. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1997.pdf (accessed 15.11.2022).

8. A National Security Strategy for A New Century. The White House, October 1998. P. 2. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1998.pdf (accessed 15.11.2022).

9. Ibid. P. 41.

10. A National Security Strategy for A New Century. The White House, December 1999. P. 33-34. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2000.pdf (accessed 15.11.2022).

11. The National Security Strategy of the United States of America. The White House, March 2006. P. 2, 28, 38. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2006.pdf (accessed 15.11.2022).

12. National Security Strategy. The White House, February 2015. P. 10, 16, 19, 25. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2015.pdf (accessed 15.11.2022).

13. National Security Strategy of the United States of America. The White House, December 2017. P. 47. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2017.pdf (accessed 15.11.2022).

14. National Security Strategy. The White House, October 2022. P. 21. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 21.11.2022).

15. Ibid. P. 26.

16. Ibidem.

17. Ibid. P. 28, 29, 39, 44, 45.

18. United States Aid to Ukraine: An Investment Whose Benefits Greatly Exceed its Cost. Commentary by Anthony H. Cordesman. CSIS. November 22, 2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/united-states-aid-ukraine-investment-whose-benefits-greatly-exceed-its-cost (accessed 30.11.2022).

19. Antezza, A., Bushnell, K., Frank, A., Frank, P., Franz, L., Kharitonov, I., Kumar, B., Rebinskaya, E. & Trebesch, C. (2022). "The Ukraine Support Tracker: Which countries help Ukraine and how?". Kiel Working Paper, No. 2218, 1-65. Available at: https://www.ifw-kiel.de/publications/data-sets/ukraine-support-tracker-data-17410/ (accessed 30.11.2022).

20. Ibidem.

21. U.S. Security Assistance to Ukraine. Congressional Research Service Reports. Updated October 21, 2022. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF12040 (accessed 30.11.2022).

22. Marjorie Taylor Greene: ‘Under Republicans, not another penny will go to Ukraine’. The Hill. November 4, 2022. Available at: https://thehill.com/homenews/house/3719467-marjorie-taylor-greene-under-republicans-not-another-penny-will-go-to-ukraine/ (accessed 30.11.2022).

23. Nearly 6 In 10 Americans View Trump's 2024 Run As A Bad Thing, Quinnipiac University National Poll Finds; Republicans Split Between Trump Vs. DeSantis For 2024 GOP Nominee. Quinnipiac University Poll. November 22, 2022. Available at: https://poll.qu.edu/poll-release?releaseid=3862 (accessed 30.11.2022).

24. Травкина Н.М. Амбивалентная роль украинского фактора во внутренней политике США // Россия и Америка в XXI веке. 2022, № 4. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760021659-1-1/ (accessed 15.11.2022).

25. Third-Quarter U.S. Growth Was Stronger Than Previously Thought. The Wall Street Journal. November 30, 2022. Available at: https://www.wsj.com/articles/job-openings-hiring-economy-october-2022-11669755543?cx_testId=3&cx_testVariant=cx_163&cx_artPos=0&mod=WTRN#cxrecs_s (accessed 02.12.2022).

26. The Risks of U.S. Military Assistance to Ukraine. Commentary by Rachel Stohl. July 13, 2022. Available at: https://www.stimson.org/2022/the-risks-of-u-s-military-assistance-to-ukraine/ (accessed 10.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести