Значение Тайваня в современной военной политике США в отношении Китая
Значение Тайваня в современной военной политике США в отношении Китая
Аннотация
Код статьи
S207054760023925-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Степанов Алексей Сергеевич 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается политика США в отношении Тайваня в контексте американо-китайского противостояния. Основное внимание уделяется американо-тайваньским отношениям при администрации Дж. Байдена, описываются политико-правовые основания политики США в отношении Тайбэя, такие как три коммюнике, «шесть гарантий» и закон «Об отношениях с Тайванем». Даётся анализ событий, произошедших за время пребывания у власти Дж. Байдена, в частности визит на остров Н. Пелоси. Показывается состояние дел в области военной помощи Тайваню на современном этапе. Автор делает прогнозы относительно реакции союзников и партнёров США, прежде всего Японии и Австралии, на возможный конфликт в Тайваньском проливе. В завершение делается предположение относительно позиции Китая касательно возможного вторжения и делается прогноз развития ситуации.

Ключевые слова
военная политика, военная помощь, Тайвань, американо-тайваньские отношения, «объединение Китая», вооружённый конфликт
Классификатор
Получено
25.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
466
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Тайвань существует как де-факто независимый субъект международных отношений уже более 70 лет. При этом его статус является побочным продуктом американо-китайских отношений, а именно предоставления гарантий безопасности Тайваню со стороны США и нежелания Китая проверять эти гарантии на прочность. Сначала в основе отношений лежал Договор о взаимной обороне, а затем – менее формальные односторонние политические обязательства. С началом демократизации Тайваня в середине 1980-х годов, у американской поддержки острова появилось ещё одно измерение – защита свободного общества от авторитарного режима.

2

В XX веке после нормализации отношений между США и КНР китайские лидеры не придавали большого значения тому, насколько быстро должно произойти воссоединение с Тайванем. Ситуация начала меняться на рубеже веков, когда в 1999 г. официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Чжу Баньжао заявил о том, что «тайваньский вопрос нельзя откладывать на неопределённый срок»1. В 2002 г. эту же мысль развил тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь, заявив: «Китай будет воссоединён, и китайская нация возродится. Нельзя допустить, чтобы тайваньский вопрос тянулся бесконечно. Мы убеждены, что совместными усилиями всех сыновей и дочерей китайской нации полное воссоединение нашей родины будет достигнуто в кратчайшие сроки»2. Си Цзиньпин вскоре после прихода к власти в 2013 г. провозгласил схожую идею «Великого возрождения китайской нации», где одной из задач является воссоединение с Тайванем. Формальный срок достижения этой цели ограничен 2049 годом. В 2005 г. на фоне кризиса в китайско-тайваньских отношениях в Китае был принят закон «О противодействии расколу страны», где говорится о возможности использования «немирных способов» для защиты суверенитета и территориальной целостности Китая. Отмечается наращивание и развёртывание в Китае вооружений, которые могут быть применены для осуществления вторжения на остров, в частности кораблей, самолётов, подводных лодок, ракет и спутников. Кроме того, при Си Цзиньпине произошла активизация внешнего аспекта военной политики КНР, что проявилось, в частности, в усилении присутствия вооружённых сил КНР в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

1. Beijing claims : "China has sovereignty over Taiwan". 9 Cases (January 30,1996-August 31,2000). Available at: >>>(accessed 07.11.2022).

2. Full Text of Jiang Zemin's Report at the 16th Party Congress. Xinhua News Agency. November 17, 2002. Available at: >>> (accessed 01.11.2022).
3 На эту ситуацию наслаивается стремление США сохранить статус доминирующей державы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, для чего происходит не только усиление военной инфраструктуры, но и укрепление отношений с союзниками и партнёрами, включая Тайвань. Для Соединённых Штатов Тайвань представляет собой партнёра не только в области безопасности, позволяющего сдерживать военные амбиции Китая, но и в сфере экономики. Начиная с администрации Д. Трампа стали происходить изменения публичного внешнеполитического курса США в отношении острова. Начали предаваться огласке факты общения между руководством Вашингтона и Тайбэя, а также укрепления оборонного сотрудничества между ними. В публичном поле в отношении Тайваня стали употребляться термины «страна» и «союзник». В некотором смысле эта тенденция продолжилась и при администрации Байдена, особенно в том, что касается заявлений самого президента и числа визитов на остров высокопоставленных чиновников.
4

Основы политики США

 

Политика Соединённых Штатов Америки в отношении Тайваня основывается на ряде внешнеполитических документов, принятых администрациями Р. Никсона, Дж. Картера и Р. Рейгана. Эти документы представляют собой либо двусторонние американо-китайские соглашения, либо обязательства одностороннего характера. Во-первых, это три совместных коммюнике, подписанные между США и Китаем в 1972, 1979 и 1982 гг. соответственно. Первое из них – Шанхайское коммюнике, в частности, провозглашает принцип «одного Китая», согласно которому США признают, что «все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива исходят из того, что существует только один Китай и что Тайвань является частью Китая». При этом США обязывались выводить свои войска и военные объекты из Тайваня по мере снижения напряжённости в Тайваньском проливе. Сделано это было за 8 лет до официального установления дипломатических отношений между двумя странами. В 1979 г. произошло признание КНР со стороны США и было подписано второе коммюнике, согласно которому правительство КНР признавалось законным правительством Китая, а Тайвань – частью Китая. В третьем коммюнике, помимо прочего, было сказано, что продажа оружия Тайваню со стороны США будет продолжена, однако будет зависеть от степени милитаризации Тайваньского пролива.

5 Другой основой американо-тайваньских отношений в военной сфере являются «Шесть гарантий», неформально предоставленных Тайваню администрацией Р. Рейгана, о которых Конгресс США был уведомлен в 1982 году. В них США обязуются не устанавливать дату прекращения поставок оружия Тайваню; не пересматривать закон «Об отношениях с Тайванем»; не вступать в предварительные консультации с КНР по вопросам продажи оружия; не служить посредником между Китаем и Тайванем; не изменять своей позиции о суверенитете Тайваня и не принуждать Тайвань к переговорам с КНР; не признавать суверенитет Китая над Тайванем. Третье коммюнике между КНР и США предполагало ограничение поставок вооружений Тайваню, нацеленность на их постепенное сворачивание с учётом последовательной позиции Китая по урегулированию этого вопроса.
6 В 1979 г., когда произошло признание КНР и разрыв дипломатических отношений с Китайской Республикой, Конгрессом США был принят закон «Об отношениях с Тайванем». Помимо установления де-факто дипломатических отношений, в законе содержалось обязательство по предоставлению острову военных изделий и услуг для поддержания его потенциала самообороны, а также по поддержанию способности Соединённых Штатов противостоять «применению силы или других форм принуждения в Тайваньском проливе». Вопреки распространённому представлению, закон «Об отношениях с Тайванем» не содержит обязательств того, что США должны поддержать Тайвань в случае нападения КНР. Это расширяет круг сценариев потенциального вмешательства со стороны Соединённых Штатов. Теоретически поводом может послужить, например, установление блокады острова, ограниченное или полномасштабное вторжение, осуществление кибератаки. Не говорится в законе и о том, что конкретно США должны сделать в качестве меры поддержки.
7 Кроме того, в п. 15.2 закона прописывается, что территорией Тайваня считается сам остров, а также Пескадорские о-ва (Пэнху). При этом ничего не говорится о других островах, где живут граждане Тайваня и которые находятся под его управлением. Речь идёт об островах Цзинмэнь, расположенных у самого побережья Китая, о-вах Мацзу немного севернее, о-ве Пратас и о-ве Тайпинь, находящихся в Южно-Китайском море. Эти острова не были включены ещё и потому, что с них ранее совершались нападения вооружённых сил Гоминьдана на территорию КНР.
8

Политика администрации Дж. Байдена

 

С точки зрения США, соперничество с Китаем значительно повышает риски конфронтации в Тайваньском проливе и значимость Тайваня как ключевого партнёра США. Полная утрата независимости Тайваня будет ударом по американским национальным интересам. Китай в таком случае приобретёт важный стратегический и экономический актив в связи с критической ролью Тайваня в мировой полупроводниковой промышленности, а администрация Байдена получит очередной удар по своей репутации. Тем более существует отрицательный для США пример китайского экспансионизма и последующей милитаризации Южно-Китайского моря.

9

После событий 24 февраля на Украине США не могут позволить, чтобы ещё одна страна – партнёр Вашингтона подверглась нападению, аналогичному тому, которое, по их мнению, осуществила Российская Федерация. Эту связь подчеркнула и Н. Пелоси, написав в своей статье в «Вашингтон пост»: «В условиях, когда Россия ведёт преднамеренную незаконную войну против Украины, убивая тысячи невинных людей – даже детей, – важно, чтобы Америка и наши союзники ясно дали понять, что мы никогда не уступим автократам»3.

3. Pelosi, N. Nancy Pelosi: Why I’m leading a congressional delegation to Taiwan // Washington Post. 02.08.2022. Available at: >>> (accessed 26.10.2022).
10

Президент США Дж. Байден неоднократно допускал спорные высказывания в связи с ситуацией вокруг Тайваня, заявляя, что вооружённые силы США придут на помощь Тайваню в случае нападения со стороны КНР. За время своего президентства он говорил это 4 раза: в интервью на канале Эн-би-си ньюс (NBC News) в августе 2021 г., на сессии вопросов и ответов в Огайо в октябре 2021 г., на пресс-конференции в Токио в мае 2022 г., во время интервью в программе «60 минут» на канале Си-би-эс (CBS) в сентябре 2022 г. В последний раз президент заявил о том, что США вступят в конфликт, если последует «беспрецедентная атака со стороны КНР»4. Возможно, Байден оговорился и имел в виду «неспровоцированную атаку». Возможной целью таких высказываний является оказание на Китай сдерживающего эффекта, а не предоставление каких-либо обязательств Тайваню.

4. John Ruwitch. Biden, again, says U.S. would help Taiwan if China attacks // NPR. September 19, 2022. Available at: >>> (accessed 03.11.2022).
11

Следует отметить и активность американских конгрессменов по этому вопросу, что свидетельствует о формировании двухпартийного консенсуса. Конгрессмены от обеих партий обращают внимание на тайваньский вопрос как часть политики стратегического соперничества с Китаем. Так, 26 представителей Республиканской партии выразили поддержку визиту демократки Н. Пелоси на Тайвань. Согласно исследованию Исследовательскому центру Пью, сторонники Республиканской партии рассматривают ситуацию вокруг Тайваньского пролива как более серьёзную проблему, нежели демократы5. Одним из примеров двухпартийного сотрудничества по вопросу Тайваня является законопроект «О политике в отношении Тайваня» (Taiwan Policy Act), представленный председателем Сената по международным отношениям, демократом от штата Нью-Джерси Робертом Менендесом и утверждённый этим же комитетом. Белый дом выразил озабоченность по поводу первоначальной версии данного законопроекта, которая предполагала также включение Тайваня в число «главных союзников США вне НАТО».

5. Fast facts about Americans’ views of China-Taiwan tensions. Available at: >>> (accessed 11.11.2022).
12

2022 год ознаменовался рекордным за последние 10 лет числом посетивших Тайвань членов Конгресса – на момент написания этой статьи – 28 человек, что особенно контрастирует со временами пребывания у власти администрации Д. Трампа (за его пребывание на посту президента – 35 человек)6. Визит Пелоси на Тайвань 2 августа 2022 г. – самая высокопоставленная делегация Конгресса США со времён визита находившегося в той же должности Ньюта Гингрича в 1997 г. После её визита Тайвань посетила делегация во главе с известным сенатором от Демократической партии Эдом Марки. До визита на Тайвань администрация Байдена пыталась отговорить спикера Палаты представителей от посещения острова, причём не в частном порядке, а публично. Так, Дж. Байден сообщил СМИ, что военные считают визит Пелоси «не самой лучшей идеей». В ответ на это Пелоси предположила, что возможно, американские военные боятся, что её самолёт собьёт Китай7, давая понять, что президентская администрация выступает со слабых позиций. Решение Пелоси должно было, в том числе продемонстрировать, что Конгресс – отдельная ветвь власти, и администрация президента не может диктовать ему, что делать.

6. Sarah Zheng and Kari Soo Lindberg. US Lawmaker Visits to Taiwan Hit Decade High, Irking China // Bloomberg. September 7, 2022. Available at: >>> (accessed 05.11.2022).

7. Keiran Southern. China threatens US over Nancy Pelosi visit to Taiwan // The Times. July 24, 2022. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
13

В ответ на этот визит с 3 августа разные виды вооружённых сил НОАК начали проведение ряда совместных учений у берегов Тайваня и в его воздушном пространстве, в которых участвовали более 10 кораблей и десятки самолётов. Над островом пролетело несколько баллистических ракет. Вооружённые силы Тайваня также были приведены в боевую готовность. Позднее было объявлено о том, что НОАК будет регулярно проводить подобные учения в Тайваньском проливе8. Таким образом, действия китайских вооружённых сил представляют собой нормализацию усиленного военного присутствия вблизи Тайваня. В этом заключается, пожалуй, главный негативный эффект визита Н. Пелоси – НОАК оказалась в более выгодном положении, чем до него. Похожую тактику нормализации военного присутствия (или присутствия нерегулярных вооружённых формирований) Китай использовал и в случае со спорными островами в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Кроме того, под этим предлогом отрабатываются действия, которые КНР придётся совершить в случае вторжения на Тайвань или, что более вероятно, его блокады.

8. Michael T. Klare. China Reacts Aggressively to Pelosi's Taiwan Visit // Arms Control. September 2022. Available at: >>> (accessed 05.11.2022).
14

Тенденции оказания военной помощи

 

Что касается военной помощи Тайваню при администрации Дж. Байдена, некоторые её тенденции обусловлены трудностями, возникшими в период активной фазы пандемии COVID-19. В частности, в связи с пандемией произошла задержка поставок военной техники из США на сумму 14 млрд долл., контракт на которую был составлен в 2019 году9. В контракт входила поставка истребителей F-16 и замена устаревших комплексов «Пэтриот», поставка ракет «Стингер», тяжёлых торпед, реактивных артиллерийских систем высокой мобильности, гаубиц «Паладин», разведывательных блоков МС-110 и системы полевой информационной связи. Другие задержанные поставки включают в себя ракеты наземного базирования Harpoon Block II на сумму 2,37 млрд долл. и ракеты воздушного базирования SLAM-ER на сумму около 1 млрд долларов.

9. Bryant Harris and Joe Gould. Senate to add $10 billion in Taiwan aid, scale back arms sale reform // Defense News. October 17, 2022. Available at: >>> (accessed 11.11.2022).
15 До того, как произошла упомянутая задержка Конгресс США в своих законах об ассигнованиях в основном сосредоточивался на стимулировании Тайваня к более дешёвым закупкам, состоящим из большого количества боеприпасов, имеющих асимметричное применение, вместо более дорогого современного оружия, которое Китай может быстро вывести из строя в случае вторжения.
16

Что касается финансирования военной помощи Тайваню, то законопроект Сената о ежегодных оборонных ассигнованиях на 2023 г. теперь будет включать военную помощь Тайваню в размере 10 млрд долл., что более чем вдвое превышает первоначально предложенную сумму10. При этом 2 млрд долл. в год будут выделяться в рамках программы Иностранного военного финансирования (FMF), предназначенной для предоставления займов и грантов на покупку американского вооружения и военного оборудования для Тайваня до 2027 финансового года.

10. Ibid.
17 Предлагаемый текст закона «Об оборонных ассигнованиях» также включает в себя некоторые положения упоминавшегося ранее законопроекта «О политике в отношении Тайваня», призванные ускорить процесс заключения контрактов на продажу оружия островному государству.
18 Что касается возможных перспектив развития военной помощи Тайваню в ближайшем будущем, логично будет предположить, что её объём будет возрастать по мере обострения ситуации в Тайваньском проливе и более широкого американо-китайского соперничества. Что касается особенностей направления военной помощи, они будут определяться задачей противостояния возможному вторжению КНР. Вероятнее всего, будет увеличиваться финансирование количественного наращивания противокорабельных вооружений, в особенности противокорабельных крылатых ракет, а также противовоздушных систем как стационарных, так и мобильных. В свете опыта, извлечённого из конфликта на Украине, вероятно дальнейшее развитие поставок на Тайвань беспилотных летательных аппаратов, включая ударные, и продолжение сотрудничества с США в области производства на Тайване собственных БПЛА. Кроме того, возможно предоставление Тайваню стрелкового оружия и налаживание взаимодействия в области спутниковых коммуникаций. Возможно достижение договорённостей о совместном использовании военных баз на территории Тайваня. Также вероятно укрепление военного сотрудничества Тайваня с другими союзниками США, прежде всего с Японией по причине её географической близости.
19

Реакция союзников

 

Возможное поведение США в случае гипотетического вторжения Китая на Тайвань будет во многом определяться поведением их союзников и партнёров в АТР. Кто же из них наиболее вероятно выступит в данном случае на стороне США? Вероятнее всего, единственными такими государствами могут стать Япония и Австралия. Поддержка Японии особенно важна, так как без использования её военных баз защитить Тайвань будет сложно. Также от реакции Японии, возможно, будет зависеть реакция других союзников. В последнее время восприятие Японией угрозы со стороны Китая и необходимости защиты Тайваня стало более артикулированным. Об этом сценарии говорили как бывший премьер-министр страны Синдзо Абэ11, так и заместитель министра обороны Ясухидэ Накаяма12. Однако ничего близкого к обязательствам по этому поводу провозглашено не было.

11. Former PM Abe says Japan, U.S. could not stand by if China attacked Taiwan // Reuters. December 1, 2021. Available at: >>> (accessed 03.11.2022).

12. Anthony Kuhn. After Being Silent For Decades, Japan Now Speaks Up About Taiwan — And Angers China // NPR. July 26, 2021. Available at: >>> (accessed 26.10.2022).
20

Австралия наиболее чётко озвучивала свои намерения поддержать США в случае конфликта в 2021 г., когда министр обороны страны Питер Даттон заявил, что «невозможно представить, чтобы Австралия не присоединилась к США в защите Тайваня»13. Однако впоследствии он смягчил свою риторику, заявив, что «в наших национальных интересах защищать нашу родину и наших союзников, в нужное время мы примем решение исходя из того, что лучше всего соответствует интересам нашей страны»14. В настоящее время у власти в стране находится Австралийская лейбористская партия, которая известна более умеренными подходами к внешней политике. Нынешняя министр иностранных дел страны Пенни Вонг критиковала такой подход руководства страны, подразумевающий военную конфронтацию с Китаем, ещё будучи парламентарием15. Находясь на министерском посту, она высказывалась о катастрофических последствиях такого конфликта, а во время визита Н. Пелоси призывала стороны к деэскалации16. Также интересно отметить, что, согласно исследованиям общественного мнения, австралийское общество является одним из наиболее лояльных по отношению к идее вмешательства в конфликт из-за Тайваня (доля сторонников составляет 46%). В Японии и США этот показатель равен соответственно 35% и 33%17. В то же время, доля сторонников невмешательства в Австралии также высока и составляет 38%, что говорит о значительной разделённости общества по этому вопросу.

13. 'Inconceivable' Australia would not join U.S. to defend Taiwan - Australian defence minister // Reuters. November 12, 2021. Available at: >>> (accessed 01.11.2022).

14. Daniel Hurst. Dutton dials back language on Australia defending Taiwan in a potential war with China // The Guardian. 6 Mar 2022. Available at: >>> (accessed 07.11.2022).

15. Daniel Hurst. Penny Wong decries Morrison government’s position on Taiwan as ‘most dangerous election tactic in Australian history’ China // The Guardian. 22 Nov 2021. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).

16. Andrew Tillett. Wong urges US, China to de-escalate tensions over Pelosi’s Taiwan trip // Financial Review. Aug 3, 2022. Available at: >>> (accessed 09.11.2022).

17. Daniel Hurst. Almost half of Australians support sending military to help defend Taiwan, poll suggests China // The Guardian. 24 Oct 2022. Available at: >>> (accessed 03.11.2022).
21 Участие же Южной Кореи и стран АСЕАН в потенциальном тайваньском конфликте практически исключено.
22

Возможные сценарии конфликта

 

Что касается возможных вариантов силового принуждения Тайваня к лояльности, наиболеевероятными являются блокада и полномасштабное вторжение. Вероятнее всего, Китай прибегнет к блокаде острова, не давая кораблям выходить из портов и входить в них и перерезая подводные кабели, включая те, которые обеспечивают интернет-соединение. Вариантом вторжения на остров является осуществление массированной ракетной атаки, за которой последует десантная операция ограниченным контингентом, основу которого будут составлять силы специальных операций. Если такой вариант не принесёт быстрого результата, может начаться более масштабное вторжение большими силами с использованием значительного количества военно-транспортных кораблей, которые представляют собой довольно уязвимые цели для потенциальных противников.

23 Использование ядерного оружия маловероятно, так как его применение в Тайваньском проливе не будет иметь военного смысла. Ядерная эскалация является возможной, только если конфликт выйдет за пределы Тайваньского пролива.
24 В том случае если Китай осуществит вторжение и добьётся успеха, у него появится новый плацдарм для использования военной силы на расстоянии и новый рычаг военного давления, особенно в районе Южно-Китайского моря. Если на Тайване будут установлены китайские военные объекты, Соединённым Штатам будет намного сложнее защищать своих союзников, прежде всего Японию и Филиппины. Кроме того, это станет серьёзным ударом по позиции США в качестве глобального лидера.
25 Если вторжение произойдёт, но США удастся вынудить Китай отступить, то, скорее всего, это приведёт к ещё большему озлоблению КНР, которая усилит наращивание своих военных возможностей. Скорее всего, в этом случае начнётся открытое военное противостояние между Китаем и США в АТР. Сотрудничество между двумя странами по вопросам глобального значения будет прекращено.
26 В некоторых случаях конфликт может приобрести затяжной характер. Речь идёт, прежде всего, о ситуации, при которой США не станут вмешиваться напрямую, а найдут способ поддерживать Тайвань поставками оружия, но это возможно, только если Китаю не удастся изолировать данный театр военных действий. Кроме того, затягивание может произойти в случае одновременного столкновения между двумя странами в других частях АТР. Это повлечёт за собой негативные последствия для мировой торговли и финансовой сферы.
27

Позиция Китая

 

В августе 2022 г. была опубликована китайская «Белая книга», посвящённая тайваньской проблеме. В ней неоднократно подчёркивается сильное стремление Китая к объединению с Тайванем. Слово «объединение» используется очень часто. Также подтверждается приверженность Китая политике «одна страна – две системы» и недопустимость провозглашения независимости Тайваня. Фактически это повторение старых тезисов китайского руководства по этому вопросу, только более чётко артикулированных. Как говорится в документе, одной из «важных мер для определения курса отношений по обе стороны Тайваньского пролива и осуществления мирного воссоединения Китая» является предотвращение внешнего вмешательства18. Часто используется относительно новый термин «внешние силы», под которым подразумеваются как США, так и другие страны. Таким образом, фактически признаётся, что вероятность вмешательства со стороны иностранных государств в события в Тайваньском проливе растёт. Также можно сделать вывод о том, что, с точки зрения Пекина, американская политика в отношении Тайваня является производной по отношению к политике в отношении Китая. Кроме того, вопрос суверенитета над Тайванем для КНР более важен, чем вопрос военной помощи Тайваню со стороны США, который вскользь упоминается в документе лишь единожды.

18. Full Text: The Taiwan Question and China's Reunification in the New Era. Available at: >>> (accessed 28.10.2022).
28

Можно констатировать, что официальной позицией Китая по Тайваньскому вопросу является воздержание от присоединения Тайваня силой, если только для этого не возникнет серьёзных предпосылок19. В китайском обществе существует и более радикальная позиция, которая состоит в том, что политика мирного воссоединения провалилась, поэтому нужно присоединять Тайвань силой, пока не поздно.

19. Beijing will do its utmost for peaceful reunification with Taiwan, Xi Jinping says. Available at: >>> (accessed 05.11.2022).
29 При этом негативным примером для Тайваня является ситуация в Гонконге, где протесты против усиления влияния китайской центральной власти на этот автономный субъект привели к репрессиям и утрате значительной степени автономии от Пекина. Эта ситуация воспринимается в Тайване как логичное завершение существования по принципу «одна страна – две системы», что снижает вероятность мягкого сценария «мирного воссоединения» страны.
30

Заключение

 

Представляется, что смягчения или урегулирования кризиса вокруг Тайваньского пролива в ближайшей перспективе не предвидится, поскольку для этого потребуется найти решение, приемлемое для всех сторон конфликта, и прежде всего Китая, то есть должно включать в себя возможность объединения c КНР в том или ином виде, что, скорее всего, потребует внесение изменений в политическую систему КНР и/или Тайваня.

31 Соединённые Штаты своими действиями и использованием неоднозначной риторики вызвали в международном сообществе сомнения относительно того, намерены ли они и дальше придерживаться политики «одного Китая».
32 Китай же сумел грамотно воспользоваться данной риторикой, а также визитом на Тайвань Н. Пелоси, использовав его как предлог для проведения регулярных военных учений, которые, судя по масштабу, планировались уже долгое время. Целью данных учений, как представляется, является изменение статус-кво в Тайваньском проливе путём наращивания присутствия в этом районе китайских военных кораблей и самолётов.
33 Соединённые Штаты будут продолжать подготовку к возможному военному столкновению Китая с Тайванем. Это будет выражаться в закупках и развёртывании определённых систем вооружений, прежде всего дальнобойных ракетных систем, включая противокорабельные. Кроме того, вероятно, будут продолжены усилия по получению доступа к территории стран – оюзниц в АТР для размещения там военных соединений. Военное сотрудничество с Тайванем, скорее всего, будет укрепляться, причём речь идёт не только о Соединённых Штатах, но и о других участниках американоцентричной системы союзов в АТР. Однако в случае военного конфликта в Тайваньском проливе участие союзников на стороне США отнюдь не гарантировано.

Библиография

1. Beijing claims : "China has sovereignty over Taiwan". 9 Cases (January 30,1996-August 31,2000). Available at: https://www.mac.gov.tw/en/News_Content.aspx?n=8A319E37A32E01EA&sms=2413CFE1BCE87E0E&s=2F94ECFA2E1555CC (accessed 07.11.2022).

2. Full Text of Jiang Zemin's Report at the 16th Party Congress. Xinhua News Agency. November 17, 2002. Available at: http://www.china.org.cn/english/2002/Nov/49107.htm (accessed 01.11.2022).

3. Pelosi, N. Nancy Pelosi: Why I’m leading a congressional delegation to Taiwan // Washington Post. 02.08.2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/opinions/2022/08/02/nancy-pelosi-taiwan-visit-op-ed/ (accessed 26.10.2022).

4. John Ruwitch. Biden, again, says U.S. would help Taiwan if China attacks // NPR. September 19, 2022. Available at: https://www.npr.org/2022/09/19/1123759127/biden-again-says-u-s-would-help-taiwan-if-china-attacks (accessed 03.11.2022).

5. Fast facts about Americans’ views of China-Taiwan tensions. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2022/08/01/fast-facts-about-americans-views-of-china-taiwan-tensions/ (accessed 11.11.2022).

6. Sarah Zheng and Kari Soo Lindberg. US Lawmaker Visits to Taiwan Hit Decade High, Irking China // Bloomberg. September 7, 2022. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-07/more-us-lawmakers-visit-taiwan-as-shows-of-support-rise?leadSource=uverify%20wall (accessed 05.11.2022).

7. Keiran Southern. China threatens US over Nancy Pelosi visit to Taiwan // The Times. July 24, 2022. Available at: https://www.thetimes.co.uk/article/china-threatens-us-over-nancy-pelosi-visit-to-taiwan-t60lpsqt6 (accessed 30.10.2022).

8. Michael T. Klare. China Reacts Aggressively to Pelosi's Taiwan Visit // Arms Control. September 2022. Available at: https://www.armscontrol.org/act/2022-09/news/china-reacts-aggressively-pelosis-taiwan-visit (accessed 05.11.2022).

9. Bryant Harris and Joe Gould. Senate to add $10 billion in Taiwan aid, scale back arms sale reform // Defense News. October 17, 2022. Available at: https://www.defensenews.com/congress/budget/2022/10/17/senate-to-add-10-billion-in-taiwan-aid-scale-back-arms-sale-reform/ (accessed 11.11.2022).

10. Ibid.

11. Former PM Abe says Japan, U.S. could not stand by if China attacked Taiwan // Reuters. December 1, 2021. Available at: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/former-pm-abe-says-japan-us-could-not-stand-by-if-china-attacked-taiwan-2021-12-01/ (accessed 03.11.2022).

12. Anthony Kuhn. After Being Silent For Decades, Japan Now Speaks Up About Taiwan — And Angers China // NPR. July 26, 2021. Available at: https://www.npr.org/2021/07/26/1020866539/japans-position-on-defending-taiwan-has-taken-a-remarkable-shift (accessed 26.10.2022).

13. 'Inconceivable' Australia would not join U.S. to defend Taiwan - Australian defence minister // Reuters. November 12, 2021. Available at: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/inconceivable-australia-would-not-join-us-defend-taiwan-australian-defence-2021-11-12/ (accessed 01.11.2022).

14. Daniel Hurst. Dutton dials back language on Australia defending Taiwan in a potential war with China // The Guardian. 6 Mar 2022. Available at: https://www.theguardian.com/australia-news/2022/mar/06/dutton-dials-back-language-on-australia-defending-taiwan-from-chinese-aggression (accessed 07.11.2022).

15. Daniel Hurst. Penny Wong decries Morrison government’s position on Taiwan as ‘most dangerous election tactic in Australian history’ China // The Guardian. 22 Nov 2021. Available at: https://www.theguardian.com/australia-news/2021/nov/22/penny-wong-decries-morrison-governments-position-on-taiwan-as-most-dangerous-election-tactic-in-australian-history (accessed 15.11.2022).

16. Andrew Tillett. Wong urges US, China to de-escalate tensions over Pelosi’s Taiwan trip // Financial Review. Aug 3, 2022. Available at: https://www.afr.com/politics/federal/wong-urges-us-china-to-de-escalate-tensions-over-pelosi-s-taiwan-trip-20220803-p5b6ug (accessed 09.11.2022).

17. Daniel Hurst. Almost half of Australians support sending military to help defend Taiwan, poll suggests China // The Guardian. 24 Oct 2022. Available at: https://www.theguardian.com/australia-news/2022/oct/25/almost-half-of-australians-support-sending-military-to-help-defend-taiwan-poll-suggests (accessed 03.11.2022).

18. Full Text: The Taiwan Question and China's Reunification in the New Era. Available at: https://english.news.cn/20220810/df9d3b8702154b34bbf1d451b99bf64a/c.html (accessed 28.10.2022).

19. Beijing will do its utmost for peaceful reunification with Taiwan, Xi Jinping says. Available at: https://www.scmp.com/news/china/politics/article/3196158/beijing-will-do-its-utmost-peaceful-reunification-taiwan-xi (accessed 05.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести