КНДР и США: возможен ли дальнейший диалог?
КНДР и США: возможен ли дальнейший диалог?
Аннотация
Код статьи
S207054760023921-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Поленова Анна Львовна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье представлено видение перспектив американо-северокорейского диалога. Автор характеризует специфику взаимодействия Вашингтона с Пхеньяном в контексте северокорейской внешнеполитической линии, приводит оценку КНДР опыта так называемого «Олимпийского потепления» и политики нынешней американской администрации, а также описывает перспективы, которые рисуются из текущего эскалационного цикла в контексте принятия нового закона «О политике КНДР в отношении ядерных вооружённых сил». Отдельно отмечаются возможности Республики Корея как медиатора в американо-северокорейском диалоге. 

Ключевые слова
внешняя политика, США, КНДР, международные отношения, Северо-Восточная Азия, международная безопасность
Классификатор
Получено
02.12.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
190
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Ядерная проблема Корейского полуострова остаётся одной из наиболее острых и создаёт напряжение в и без того непростом регионе Северо-Восточной Азии. Актуальность заявленной темы прежде всего связана с общей нестабильностью в СВА: хотя значение региона для международных отношений продолжает возрастать, в нём по-прежнему отсутствуют надёжные механизмы поддержания безопасности; это место столкновения интересов глобальных держав; место неурегулированных территориальных споров; регион, где по-прежнему живо для политических процессов травматичное историческое прошлое.

2 В таком непростом регионе в центре описанных проблем также находится и КНДР, взаимодействие с которой представляет отдельный вызов для Вашингтона.
3

Перспективы американо-северокорейского диалога

 

КНДР, описывая своё видение системы международных отношений, крайне критически характеризует Соединённые Штаты сразу в связи с несколькими принципиальными вопросами. Прежде всего, формулируемая Пхеньяном концепция «порядка, основанного на справедливости» (см. заявления северокорейского МИД1), призывает в том числе к снижению влияния держав, навязывающих другим странам политические решения – США, будучи военно-политическим союзником Республики Корея, в данном случае наиболее очевидный объект критики. Будучи могущественным актором, отмечают также в Пхеньяне, Вашингтон прибегает к политике двойных стандартов: северокорейские СМИ регулярно публикуют заметки о том, как в США, осуждающих КНДР за нарушение прав человека, есть и свои серьёзные нерешённые проблемы2: дорогостоящая медицина, полицейский произвол, насилие, расизм. Отдельно стоит отметить заметки о нарушении прав трудящихся в капиталистических странах. Недовольство у Пхеньяна вызывает тот факт, что проблемы прав человека привязываются сильными акторами, в частности Вашингтоном, к урегулированию противоречий по другим спорным вопросам; при этом сами Соединённые Штаты активно прибегают к санкциям, не приносящим видимого политического эффекта, но бьющего по мирному населению3.

1. Striving for Realization of Genuine International Justice Holds Principal Position in Foreign Policy of Democratic People’s Republic of Korea (DPRK). Ministry of Foreign Affairs Democratic People’s Republic of Korea, 16.05.2019. Available at: >>> (accessed: 16.11.2022).

2. “Inalienable Rights”. Ministry of Foreign Affairs Democratic People’s Republic of Korea, 25.10.2022. Available at: >>> (accessed: 15.11.2022).

3. Daniel W. Drezner. The United States of Sanctions. The Use and Abuse of Economic Coercion. Foreign Affairs, September/October 2021. Available at: >>> (accessed: 15.11.2022).
4

Прогресс в налаживании американо-северокорейского диалога наблюдавшийся вслед за «Олимпийским потеплением», привёл к двум встречам Ким Чен Ына и Д. Трампа; в северокорейской прессе и высказываниях официальных лиц был оценён неоднозначно. Сторонам не удалось прийти к единому мнению по принципиальным вопросам (денуклеаризация, санкционное давление), Ханойский саммит вызвал большое разочарование, однако это был прецедент отказа – пусть и временного – от враждебной политики США по отношению к КНДР. Также была достигнута договорённость о возвращении на родину останков американских военнослужащих, погибших на территории Корейского полуострова – с точки зрения политического сближения не принесшая практической пользы, однако имеющая большое символическое значение. Межкорейское сближение в тот же период также было сопряжено с проектами в области спортивной и культурной дипломатии, которые стали прелюдией перед политическим диалогом4.

4. Поленова А.Л. Межкорейское культурно-гуманитарное сотрудничество на современном этапе // Восточная Азия: факты и аналитика, 2022, №2. С. 47-55.
5

После прихода к власти Дж. Байдена северокорейская сторона взяла паузу, чтобы оценить курс нового президента в отношении КНДР. Пауза продолжалась достаточно долго, до июня 2021 г., когда 17 числа на III пленуме ЦК ТПК 8-го созыва Ким Чен Ын в докладе, посвящённом оценке международно-политической ситуации5, отметил, что стоит быть готовыми и к диалогу, и к долгому противостоянию с Вашингтоном, причём конфронтационный сценарий представляется более вероятным. Пхеньян убедился, что тренд на сближение не продлится, и как Вашингтон, так и Сеул заняли жёсткую позицию в отношении КНДР. За период, прошедший с момента оглашения доклада, стало очевидно, что циклически развивающаяся ситуация вокруг КНДР6 снова перешла в стадию эскалации. Частые ракетные пуски и принятие Пхеньяном 8 сентября 2022 г. закона «О политике КНДР в отношении ядерных вооружённых сил»7 привели к появлению алармистских оценок со стороны зарубежных экспертов. Несмотря на то, что сложно отрицать повышение градуса напряжённости на полуострове, важно отметить, что обнародование ядерной доктрины КНДР, напротив, может рассматриваться как попытка Пхеньяна создать опору для надежд на урегулирование ситуации. Прежде всего, текст не содержит принципиально новых идей, которые не были бы знакомы ранее по заявлениям официальных лиц. В частности, закон закрепляет северокорейский тезис о том, что страна является «ответственной ядерной державой» и его принятие направлено прежде всего на «предотвращение ошибочного суждения между ядерными государствами и злоупотребления ЯО, в конце концов, в максимальном сокращении риска ядерной войны». Принятие закона также может быть необходимостью КНДР с той точки зрения, что документальное описание позиции по ЯО является характерным для легитимных ядерных держав.

5. Third-day Sitting of 3rd Plenary Meeting of 8th Central Committee of WPK Held. KCNA, 18.06.2021. Available at: >>> (accessed: 15.11.2022).

6. Hong, Andy. North Korea and US Complacency: Why We Can’t Get Off the Escalation Merry-Go-Round. The Diplomat, 15.11.2022. Available at: >>> (accessed: 15.11.2022).

7. Law on DPRK's Policy on Nuclear Forces Promulgated. KCNA, 09.09.2022. Available at: >>> (accessed: 15.11.2022).
6 Стоит обратить внимание и на фон, на котором разворачиваются текущие события. Важным сигналом для внешней аудитории со стороны Пхеньяна часто считают торжественные мероприятия, приуроченные к важным для страны датам. В частности, западные и южнокорейские эксперты, говоря о перспективах развития ситуации, прогнозируют проведение ядерных испытаний в ту или другую годовщину.
7 Руководствуясь этой логикой, можно оценивать как знаковые, как имеющие большой символический вес в целом события, предшествующие апрельским праздникам. В этом году в преддверии Дня солнца были сданы в эксплуатацию новые жилые дома в квартале Кёнру и на улице Сонхва, для их обслуживания запущены маршруты общественного транспорта. Преподнесение «подарка» гражданам по случаю крупного праздника – не новая практика; например, открытие улицы учёных Мирэ было приурочено к 70-летней годовщине основания Трудовой партии Кореи; в преддверии дня Солнца в 2017 г. были завершены работы над кварталом Рёмён. При этом в экскурсиях для иностранцев по улице Мирэ, например, гиды особенно обращали внимание слушателей на то, что такое строительство стало возможным несмотря ни на какие санкции. В 2022 г., наверное, такой посыл ещё более актуален в годы пандемии, когда КНДР не только находится под сильным санкционным давлением, но и практически полностью экономически отрезана от мира карантинными ограничениями. Государство развивается в том числе и в этих условиях, продолжает социалистическое строительство.
8 Вопрос денуклеаризации для КНДР, кажется, снят с повестки в текущем политическом цикле; похоже, и вопрос о снятии санкций Пхеньян больше не рассматривает как разменную карту; КНДР стремится создать позитивный образ государства, которое занято заботой о своих гражданах, пуски при этом должны пониматься скорее как практическая необходимость тестирования ракет, а их интенсивность призвана показать недовольство тем, что переговорный процесс между вовлечёнными сторонами зашёл в тупик.
9

Свою поддержку в урегулировании ситуации не сможет в ближайшее время оказать и Сеул; роль медиатора в диалоге между Пхеньяном и Вашингтоном, которую РК взяла на себя при Мун Чжэ Ине, нынешнему президенту, похоже, кажется бесперспективной; да и в целом продвигается идея о том, что дипломатическая деятельность ЮК не должна ограничиваться активностью на северокорейском направлении; Сеул должен мыслить глобальнее, участвовать в урегулировании глобальных кризисов. Интересно, что и самому Пхеньяну помощь южного соседа не слишком интересна – как материальная, так и политическая; КНДР не слишком верит в способность РК проводить независимую политику, поэтому стремится к диалогу непосредственно с Вашингтоном. Инициатива Юн Сок Ёля по предоставлению материальной помощи Северной Кореи был встречен негативно. Пхеньян прямо об этом сообщает: «Наше искреннее желание – жить дальше, не обращая друг на друга внимания», – заявила заместитель директора отдела агитации и пропаганды ЦК ТПК Ким Ё Чжон8.

8. 김여정 조선로동당 중앙위원회 부부장 담화 발표 [Заместитель директора отдела ЦК ТПК Ким Ё Чжон опубликовала заявление]. KCNA, 19.08.2022. Available at: >>> (accessed: 16.11.2022).
10

Заключение

 

По мнению КНДР, шагов, которые до этого делал Пхеньян навстречу Вашингтону, достаточно, и сейчас мяч находится на американской половине поля. Как уже было отмечено, прежде у Соединённых Штатов и Северной Кореи был позитивный опыт совместной реализации символически важной инициативы, однако в текущих условиях попытка возобновить взаимодействие в таком духе встретит скорее раздражённую реакцию Пхеньяна. Опыт «Олимпийского потепления» межкорейских отношений в данном случае может стать положительным примером – в частности, стоит отметить подписание Всеобъемлющего военного соглашения в сентябре 2018 г., направленного на минимизацию риска случайных столкновений и налаживание канала обмена информацией. В частности, позитивным можно назвать установление договорённости об алгоритме пятиступенчатого предупреждения случайного вооружённого столкновения на суше и четырёхступенчатого на море.

11 Попытка найти контуры аналогичных соглашений между Пхеньяном и Вашингтоном в сфере обмена информацией, создания устойчивого канала связи в данном случае представляется наиболее перспективной.

Библиография

1. Striving for Realization of Genuine International Justice Holds Principal Position in Foreign Policy of Democratic People’s Republic of Korea (DPRK). Ministry of Foreign Affairs Democratic People’s Republic of Korea, 16.05.2019. Available at: http://www.mfa.gov.kp/view/article/9570 (accessed: 16.11.2022).

2. “Inalienable Rights”. Ministry of Foreign Affairs Democratic People’s Republic of Korea, 25.10.2022. Available at: http://www.mfa.gov.kp/view/article/16001 (accessed: 15.11.2022).

3. Daniel W. Drezner. The United States of Sanctions. The Use and Abuse of Economic Coercion. Foreign Affairs, September/October 2021. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-08-24/united-states-sanctions (accessed: 15.11.2022).

4. Поленова А.Л. Межкорейское культурно-гуманитарное сотрудничество на современном этапе // Восточная Азия: факты и аналитика, 2022, №2. С. 47-55.

5. Third-day Sitting of 3rd Plenary Meeting of 8th Central Committee of WPK Held. KCNA, 18.06.2021. Available at: http://kcna.kp/ru/article/q/0d672bab319f0013dcde8e0e5a1c29bb.kcmsf (accessed: 15.11.2022).

6. Hong, Andy. North Korea and US Complacency: Why We Can’t Get Off the Escalation Merry-Go-Round. The Diplomat, 15.11.2022. Available at: https://thediplomat.com/2022/11/north-korea-and-us-complacency-why-we-cant-get-off-the-escalation-merry-go-round/ (accessed: 15.11.2022).

7. Law on DPRK's Policy on Nuclear Forces Promulgated. KCNA, 09.09.2022. Available at: http://kcna.kp/en/article/q/5f0e629e6d35b7e3154b4226597df4b8.kcmsf (accessed: 15.11.2022).

8. 김여정 조선로동당 중앙위원회 부부장 담화 발표 [Заместитель директора отдела ЦК ТПК Ким Ё Чжон опубликовала заявление]. KCNA, 19.08.2022. Available at: http://www.kcna.kp/article/q/0332729e8bd20a7d201be9a206f8ffaa.kcmsf (accessed: 16.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести