Индо-Тихоокеанская стратегия администрации Дж. Байдена: преемственность и новые тренды
Индо-Тихоокеанская стратегия администрации Дж. Байдена: преемственность и новые тренды
Аннотация
Код статьи
S207054760023919-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мишин Игорь Олегович 
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В настоящее время американские политические и интеллектуальныеи элиты продолжают активно внедрять концепт Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) как более широкое геополитическоеи геоэкономическое пространство, чем Азиатско-Тихоокеанское. В статье ретроспективно рассматривается формирование концепта Индо-Тихоокеанского региона при предыдущих американских президентах, даётся анализ нынешней стратегии, подводятся промежуточные итоги внешней политики США в регионе. С применением системно-исторического метода исследования автор приходит к выводу о преемственности американского политического курса в Индо-Тихоокеанском регионе с опорой на двусторонние договоры о безопасности с союзниками и гибкие многосторонние альянсы.

Ключевые слова
внешняя политика США, Индо-Тихоокеанский регион, Дж. Байден, Стратегия национальной безопасности США, американо-китайские отношения
Классификатор
Получено
15.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
484
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Впервые термин Indo-Pacific был введён в научный оборот английским этнологом Дж. Р. Логаном, изучавшим острова Юго-Восточной Азии в середине XIX века. В дальнейшем этот термин получил широкое распространение среди специалистов в области естественных наук, в первую очередь географов и биологов. Отечественный исследователь А. Куприянов отмечает весомый вклад в становление и развитие термина «Индо-Тихоокеанский регион» (ИТР) индийских учёных и военных деятелей Б. Ваидья, П. Даса, Г. Кхурана, высказывавших идеи о культурно-политическом единстве Тихого и Индийского океанов1.

1. Куприянов А.В. Индо-Тихоокеанский регион: индийский взгляд // Мировая экономика и международные отношения, 2021, № 5, С. 50.
2 Становление американских взглядов на развитие геополитического концепта Индо-Тихоокеанского региона началось на рубеже 2000-х – 2010-х годов. Считалось, что после затяжных войн и неудач в попытках построения мирной жизни в Афганистане и Ираке, Соединённым Штатам стоит обратить внимание на Азиатско-Тихоокеанский регион, при этом стараясь привлечь в свою орбиту динамично развивающуюся Индию. Так, в 2011 г. Б. Обама и Х. Клинтон объявили о «стратегическом развороте к Азии» (Pivot to Asia). В военной сфере до 60% всех ВС США должны были быть передислоцированы в АТР («перебалансировка»).
3

Развитие концепта ИТР продолжилось и при президенте-республиканце Д. Трампе. 1 июня 2019 г. Министерство обороны США обнародовало первый официальный документ, посвящённый ИТР – Индо-Тихоокеанскую стратегию2. В целом этот доклад базировался на ранее опубликованных администрацией Д. Трампа американских стратегических документах: Стратегии национальной безопасности (2017 г.) и Стратегии национальной обороны (2018 г.). Чёткому пониманию курса Д. Трампа во внешней политике зачастую мешали экспрессивный характер руководства нового президента и кадровая чехарда, характерная всему сроку президентства. В то же время конечная цель продвижения проекта «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» стала очевидной – сдерживание КНР, растущие амбиции которого стали угрожать США не только в АТР, но и в Индийском океане3. В 2018 г. было сформировано новое Индо-Тихоокеанское командование ВС США.

2. Indo-Pacific Strategy Report. Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region. The Department of Defense. 01.06.2019. Available at: >>> (accessed: 11.11.2022).

3. Рогожина Н.Г., Володин А.Г. Индо-Тихоокеанский регион: концепция Д. Трампа. Феномен Трампа: монография / под ред. А.В. Кузнецова. – М.: ИНИОН, 2020. С. 579.
4

После избрания на пост президента Соединённых Штатов Дж. Байдена был принят первоначальный документ под названием Контуры стратегии США для Индо-Тихоокеанского региона (май 2021 г.). Полноценная Индо-Тихоокеанская стратегия США, принятая при 46-м американском президенте, была опубликована на сайте Белого дома 12 февраля 2022 г. В этом документе раскрывается стратегическое видение новой президентской администрации в отношении «ключевого региона, от которого будет зависеть безопасность и процветание Америки»4.

4. Белый дом обнародовал новую Индо-Тихоокеанскую стратегию США // ТАСС. 11.02.2022. Available at: >>> (Дата обращения: 08.11.2022).
5

Важность Индо-Тихоокеанского региона для новой администрации подчёркивается и её кадровым составом. Ответственным за реализацию стратегии президента Дж. Байдена на Индо-Тихоокеанском пространстве был назначен видный американский дипломат К. Кэмпбелл, ставший с января 2021 г. координатором по делам ИТР в Совете национальной безопасности США. До этого он занимал пост помощника госсекретаря по странам Восточной Азии и Тихоокеанского региона при президенте Б. Обаме, снискав лавры одного из самых компетентных американских дипломатов-востоковедов, имеющего хорошие связи со многими региональными политическими лидерами. Примечательна и фигура Р. Доши, занявшего пост директора по Китаю в СНБ США. Прежде чем перейти на государственную службу, Доши работал в должности научного сотрудника в Институте Брукингса, исследуя американо-китайские двусторонние отношения, вопросы безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе и Большую стратегию Китая (China' Grand Strategy)5.

5. Rush Doshi – Director for China, National Security Council. ICAS. Available at: >>> (accessed: 13.11.2022).
6 Согласно Индо-Тихоокеанской стратегии, США преследуют в регионе следующие цели:
7 •  способствовать развитию и процветанию «свободного и открытого ИТР»; •  обеспечивать региональную безопасность; •  вовлекать другие страны региона в новые торгово-экономические платформы (намёк на создаваемую Вашингтоном новую экономическую инициативу – Индо-Тихоокеанскую рамочную экономическую основу); •  бороться с транснациональными угрозами.
8

Большое значение Индо-Тихоокеанская стратегия США придаёт КНР и дальнейшему развитию американо-китайских отношений. Пекин в документе характеризуется как «стратегический соперник» США, чья деятельность направлена на укрепление сферы влияния в ИТР, используя для достижения этой цели свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь6. При этом, несмотря на военно-политическую поддержку Китайской Республики (Тайвань), в стратегии подчёркивается, что Вашингтон традиционно остаётся на позиции политики одного Китая (признание существования на международной арене только одного китайского государства).

6. Петровский В.Е. О новой стратегии США в Индо-Тихоокеанской регионе // Международная жизнь. 27.02.2022. Available at: >>> (accessed: 13.11.2022).
9

Особую обеспокоенность Соединённых Штатов вызывают действия КНР в Южно-Китайском море (ЮКМ), а также в зоне Тайваньского пролива. Исторически США отстаивают свою главенствующую роль в соблюдении норм международного права, в том числе в отношении использования и эксплуатации пространств и ресурсов Мирового океана. Вашингтон также считает, что усиление международно-правового режима в Мировом океане необходимо для обеспечения американской национальной безопасности, глобальной и региональной стабильности7.

7. Гудев П.А. Политика США в Мировом океане // Международные процессы. 2016, Том 14, № 1, с. 107.
10

В середине июня 2022 г. МИД КНР сделал резонансное заявление, что Тайваньский пролив «не является международными водами, а принадлежит Китаю как внутренние воды КНР, территориальное море, прилежащая зона и исключительная экономическая зона», ссылаясь при этом на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. и внутреннее китайское законодательство8. На фоне нарастающей в 2022 г. напряжённости вокруг тайваньской проблемы и ухудшающихся американо-китайских отношений Вашингтон отреагировал оперативно, заявив, что «Тайваньский пролив является международным водным путём, а это означает, что это район, где свободы в открытом море, включая свободу судоходства и полётов, гарантируются в соответствии с международными законами»9. Корабли ВМС США регулярно проходят через пролив, посылая сигнал Пекину о недопустимости агрессивных действий.

8. China sends dozens of warplanes into skies near Taiwan // CNN. 22.06.2022. Available at: >>> (accessed: 28.07.2022).

9. США поддержали Тайвань в споре с Китаем о статусе пролива // РБК, 15.06.2022. Available at: >>> (accessed: 27.07.2022).
11

В акватории ЮКМ Пекин продолжает милитаризацию на созданных им искусственных островах, а также на регулярной основе проводит военно-морские учения ВМС НОАК. В ответ США наращивают проведение так называемых операций по защите свободы судоходства (Freedom of Navigation Operations, FONOP) в водах Южно-Китайского моря. Суть данных операций заключается в прямом воздействии путём привлечения боевых кораблей ВМС США для оспаривания конкретных правопритязаний. В опубликованном ежегодном докладе Министерства обороны США Конгрессу (Annual Freedom of Navigation Report) приводится полный перечень проведённых в 2021 г. публичных операций по защите свободы судоходства в Мировом океане10. В Южно-Китайском море операции были проведены в отношении Китая, Тайваня, Вьетнама и Малайзии. Основаниями для проведения операций по защите свободы судоходства ВМС США в ЮКМ в 2021 г. стали следующие правопритязания (см. табл.)

10. Annual Freedom of Navigation Report. Fiscal Year 2021. Department of Defense Report to Congress. 2022. Available at: >>> (accessed: 11.06.2022).
12

Таблица

Основания для проведения операций по защите свободы судоходства ВМС США в Южно-Китайском море в 2021 г.

13
Страна Правопритязания
1 Вьетнам Некорректное проведение прямых исходных линий. Уведомительный порядок прохода иностранных военных кораблей через территориальное море.
2 КНР Некорректное проведение прямых исходных линий. Национальное законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за проведение несогласованных исследований в пределах исключительной экономической зоны (ИЭЗ). Уведомительный порядок прохода иностранных военных кораблей через территориальное море. Распространение статуса территориального моря вокруг «образований», не дающих такого права (например, обсыхающие при отливе возвышения).
3 Малайзия Разрешительный порядок прохода судов с ядерной силовой установкой через территориальное море (только в Малаккском проливе, соединяющем Южно-Китайское море с Индийским океаном).
4 Тайвань Уведомительный порядок прохода иностранных военных кораблей и судов на государственной службе через территориальное море.

Источник: Annual Freedom of Navigation Report. Fiscal Year 2021. Department of Defense Report to Congress. 2022.

14 Каждый проход американского эсминца в водах ЮКМ сопровождается его мониторингом и сопровождением китайскими кораблями и самолётами. Кроме того, после каждого проведения операций по защите свободы судоходства Пекин последовательно подаёт дипломатические протесты на действия США.
15

Новая американская администрация продолжает активно использовать защиту свободы судоходства как средство постоянного военного присутствия в ЮКМ. За первые полгода президентства Дж. Байдена в 2021 г. ВМС США провели три военно-морские операции в акватории Южно-Китайского моря. Частота операций в ЮКМ в первые месяцы после инаугурации Дж. Байдена даже превысила показатели во время руководства предыдущего президента11. Очевиден и новый тренд в политике США в Южно-Китайском море при новом президенте – создание максимально широкой неформальной коалиции, противостоящей наступательным действиям КНР в оспариваемой акватории. При этом, помимо привлечения своих старых региональных союзников (Австралии, Новой Зеландии, Филиппин, Японии), Соединённые Штаты активно вовлекают и своих европейских партнёров, в том числе по НАТО – Великобританию, Германию, Францию. В 2021–2022 гг. эти европейские страны посылали свои корабли в ЮКМ, что вызвало резкую дипломатическую реакцию Китая. Несмотря на то что Южно-Китайское море не входит в зону ответственности НАТО, китайская тема постепенно становится важной внутри Североатлантического альянса. В стратегии НАТО-2021 КНР называется «главной военной угрозой» (наряду с Россией)12.

11. Подробнее см.: Мишин И.О. Политика США в Южно-Китайском море: первые шаги администрации Дж. Байдена // Азия и Африка сегодня. №12, 2021. С. 15.

12. Цветов П.Ю. НАТО рвётся в Южно-Китайское море // Азия и Африка сегодня. 2021, №6, с. 17.
16

Важнейшим фактором сохранения своего военно-политического доминирования в регионе Вашингтон считает укрепление двусторонних связей со своими региональными союзниками. Демократическая администрация старается максимально расширить связи со своими партнёрами, несколько пошатнувшиеся после президентства Д. Трампа. Двустороннее сотрудничество затрагивает экономическую, политическую, оборонную сферы. Так, американский вице-президент К. Харрис отмечала важность сотрудничества Береговой охраны США с Вьетнамом (ожидается, что в 2022 г. Вьетнаму будет передан третий американский высокопрочный катер Береговой охраны). Во время визита госсекретаря Э. Блинкена в сентябре 2021 г. министр обороны Филиппин Д. Лоренцана призвал к обновлению Договора о взаимной обороне между Соединёнными Штатами Америки и Республикой Филиппины, подписанного в 1952 году13. Филиппинское политическое руководство стремится к тому, чтобы статьи договора о коллективной обороне распространялись и на потенциальные наступательные действия Пекина в исключительной экономической зоне Филиппин в Южно-Китайском море, трактуя их как агрессию против Манилы. Двусторонние переговоры о пересмотре договора продолжались после президентских выборов на Филиппинах в мае 2022 г. и ухода в отставку предыдущего главы государства Р. Дутерте. Резонансный визит на Тайвань спикера Палаты представителей Конгресса США Н. Пелоси в августе 2022 г. также стал символическим жестом поддержки гарантий безопасности Вашингтона в отношении Тайбэя.

13. Indonesia cites strong U.S. commitment as Blinken starts Southeast Asia tour // Reuters. 13.12.2021 Available at: >>> (accessed: 18.05.2022).
17

В Индо-Тихоокеанской стратегии-2022 также подчёркивается важность укрепления многосторонних альянсов в «гибких форматах», в первую очередь через Четырёхсторонний диалог по безопасности (QUAD), в том числе подключая к нему АСЕАН. Наконец, в сентябре 2021 г. главы трёх государств – Австралии, Великобритании и США объявили о создании нового альянса – АУКУС (Australia, United Kingdom, United States, AUKUS). Отмечалось, что цель трёхстороннего соглашения – защита и отстаивание общих интересов в Индо-Тихоокеанском регионе и объединение усилий в сфере развития оборонного сектора14. И хотя на официальном уровне это не заявлялось, многими экспертами признаётся, что создание нового союза произошло в качестве противодействия усилению Пекина в военной и технологической сферах15. В то же время стоит помнить, что АУКУС не является классическим военным альянсом, базирующемся на принципе коллективной безопасности и в ближайшее время вряд ли станет таким.

14.  Biden and UK to help Australia acquire nuclear-powered submarines in new pushback on China // CNN. 16.09.2021. Available at: >>> (accessed: 11.06.2022).
15. Гамза Л.А. Куда плывёт AUKUS. Актуальный комментарий ИМЭМО РАН. 06.10.2022. Available at: >>> (accessed: 13.11.2022).
18

Заключение

 

Подводя итоги, стоит отметить, что в целом политика Соединённых Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе отличается преемственностью вне зависимости от того, демократическая или республиканская администрации находятся у власти в Белом доме. Различия возможны лишь в тактических подходах к конкретным проблемам. Стратегические же задачи Соединённых Штатов и при новом американском президенте остаются неизменными – сохранение своего экономического господства в регионе путём создания новой экономической платформы, курс на жёсткое сдерживание Китая, выполнение обязательств в сфере безопасности перед своими региональными союзниками, защита свободы судоходства на водных путях (в американской интерпретации), пролегающих через Южно-Китайское море и Тайваньский пролив, которые имеют важное военное и экономическое значение для Вашингтона.

Библиография

1. Куприянов А.В. Индо-Тихоокеанский регион: индийский взгляд // Мировая экономика и международные отношения, 2021, № 5, С. 50.

2. Indo-Pacific Strategy Report. Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region. The Department of Defense. 01.06.2019. Available at: https://media.defense.gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1/1/DEPARTMENT-OF-DEFENSE-INDO-PACIFIC-STRATEGY-REPORT-2019.PDF (accessed: 11.11.2022).

3. Рогожина Н.Г., Володин А.Г. Индо-Тихоокеанский регион: концепция Д. Трампа. Феномен Трампа: монография / под ред. А.В. Кузнецова. – М.: ИНИОН, 2020. С. 579.

4. Белый дом обнародовал новую Индо-Тихоокеанскую стратегию США // ТАСС. 11.02.2022. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13686677 (Дата обращения: 08.11.2022).

5. Rush Doshi – Director for China, National Security Council. ICAS. Available at: https://chinaus-icas.org/biden-administration-international-affairs-personnel-tracker/biden-personnel-tracker-diplomacy-and-foreign-policy/rush-doshi-director-for-china-national-security-council/ (accessed: 13.11.2022).

6. Петровский В.Е. О новой стратегии США в Индо-Тихоокеанской регионе // Международная жизнь. 27.02.2022. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/34013 (accessed: 13.11.2022).

7. Гудев П.А. Политика США в Мировом океане // Международные процессы. 2016, Том 14, № 1, с. 107.

8. China sends dozens of warplanes into skies near Taiwan // CNN. 22.06.2022. Available at: https://edition.cnn.com/2022/06/21/asia/china-taiwan-warplane-flights-intl-hnk-ml/index.html (accessed: 28.07.2022).

9. США поддержали Тайвань в споре с Китаем о статусе пролива // РБК, 15.06.2022. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/62a93d5b9a7947ffa4ba2d52 (accessed: 27.07.2022).

10. Annual Freedom of Navigation Report. Fiscal Year 2021. Department of Defense Report to Congress. 2022. Available at: https://policy.defense.gov/Portals/11/Documents/FON%20Program%20Report_FY2021.pdf (accessed: 11.06.2022).

11. Подробнее см.: Мишин И.О. Политика США в Южно-Китайском море: первые шаги администрации Дж. Байдена // Азия и Африка сегодня. №12, 2021. С. 15.

12. Цветов П.Ю. НАТО рвётся в Южно-Китайское море // Азия и Африка сегодня. 2021, №6, с. 17.

13. Indonesia cites strong U.S. commitment as Blinken starts Southeast Asia tour // Reuters. 13.12.2021 Available at: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/blinken-indonesia-us-seeks-shore-up-southeast-asia-ties-2021-12-13/ (accessed: 18.05.2022).

14. Biden and UK to help Australia acquire nuclear-powered submarines in new pushback on China // CNN. 16.09.2021. Available at: https://edition.cnn.com/2021/09/15/politics/us-uk-australia-nuclear-powered-submarines/index.html (accessed: 11.06.2022).

15. Гамза Л.А. Куда плывёт AUKUS. Актуальный комментарий ИМЭМО РАН. 06.10.2022. Available at: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/where-aukus-sails (accessed: 13.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести