Политика США по борьбе с наркотрафиком в Центральной Азии и Латинской Америке: сравнительный анализ
Политика США по борьбе с наркотрафиком в Центральной Азии и Латинской Америке: сравнительный анализ
Аннотация
Код статьи
S207054760023914-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Митрофаненкова Ольга Евгеньевна 
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается угроза для США от незаконного производства наркотиков в странах Латинской Америки и Афганистане. Автор акцентирует внимание на формирование политики США по борьбе с наркотиками как внутри своих границ, так и за их пределами в период от администрации Р. Никсона до администрации Дж. Байдена. Исследована главная причина, которая привела к столь разной политике по борьбе с наркотиками в обоих регионах.

Ключевые слова
наркотрафик, США, Латинская Америка, Афганистан, наркотики
Классификатор
Получено
15.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
374
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

С конца XX века незаконное производство и торговля наркотиками являются одними из вызовов глобальной безопасности наравне с терроризмом и киберпреступностью. Основные угрозы от наркобизнеса представлены финансированием террористических и повстанческих группировок, коррупцией среди чиновников и правительственных лиц, размыванием границ государств, криминализацией общества и развитием теневой экономки, подрывом здоровья и благополучия нации.

2 Страны Латинской Америки также как и страны Золотого полумесяца (Афганистан, Иран, Пакистан) являются двумя центрами международного наркопроизводства. Помимо того, что эти центры находятся в разных частях света, они различаются и видом производимых в них наркотических веществ. В Латинской Америке производится преимущественно кокаин, тогда как страны Золотого полумесяца являются лидерами в области производства наркотиков опиатной группы (особенно героина). Наркотики, производимые в этих регионах, представляют угрозу для Соединённых Штатов в разной степени.
3

Наркотическая угроза из стран Латинской Америки

 

Страны Латинской Америки напрямую граничат с США и всегда были их зоной геостратегического влияния. Ещё в период первой администрации Р. Никсона латиноамериканский кокаин стал представлять угрозу для национальной безопасности страны. Этот период стал крайне важным в формирование современной антинаркотической политики Соединённых Штатов.

4

При Р. Никсоне было ужесточено антинаркотическое законодательство, а также использовались новые методы борьбы с наркопроизводством и распространением наркотиков. Стала использоваться авиация для сбора данных о наркопосевах. При нём впервые начали уничтожать посевы наркотических культур в других странах (Латинская Америка). Обеспокоенные национальной безопасностью своего населения Соединённые Штаты объявили «войну наркотикам» ещё вначале 1970-х годов. Введённые в это время методы сбора данных о наркопосевах и борьбы с посевами наркотических культур используются до сих пор в разных частях света1.

1. Aviation. Drug Enforcement Administration. Available at: >>> (accessed: 17.10.2022).
5

Произошло переформатирование политики по борьбе с наркотиками внутри страны. В результате чего она больше ушла под контроль непосредственно федерального правительства, а не юрисдикцию штатов. Были также выделены большие средства из федерального бюджета на борьбу с незаконным распространением и сбытом наркотиков. Наряду с этими мерами активно развивалась и социальная политика, которая включала реабилитацию наркозависимых граждан2.

2. Special Message to the Congress on Drug Abuse Prevention and Control. Available at: >>> (accessed: 12.11.2022).
6

Проблема распространения наркотиков и наркомании в США вновь обострилась в 1980–1990-е годы при президентах Р. Рейгане и Дж. Буше-старшем. Так, федеральный бюджет по контролю над наркотиками вырос с 1 млрд долл. в 1980 г. до 16 млрд долл. в 1997 г.3 В отличие от Р. Никсона, политика Р. Рейгана была больше ориентирована на борьбу с наркоугрозой внутри страны. Во время его президентства антинаркотическая политика была сконцентрирована на противодействии распространению наркомании и профилактике её среди молодёжи. Ключевая роль в этой антинаркотической политике принадлежала первой леди Нэнси Рейган. Её социальная кампания «Просто скажи: НЕТ» получила распространение в 1980-е годы, когда вышла за пределы США и распространилась в других странах (Великобритания, Австралия, и т.д.)4.

3. Nadelmann E. Commonsense Drug Policy. Available at: >>> (accessed: 12.03.2019).

4. Mozingo J., Kohli S., Torres Z. “Just say No” anti-drug campaign helped define Nancy Reagan’s legacy. Available at: >>> (accessed: 13.04.2018).
7

Данная кампания была ориентирована на молодёжь, среди которой стремительно распространялась наркомания. Ключевые её положения включали в себя профилактическую деятельность в школах и учебных заведения, в рамках которой молодое население призывали не употреблять наркотики. Главный акцент был сделан на формирование негативного образа потребителей наркотиков у молодого населения5.

5. McGrath M. Nancy Reagan and the negative impact of the “Just say No” anti-drug campaign. Available at: >>> (accessed: 12.03.2019).
8

В 1970–1980-е годы на американском рынке нелегальных наркотиков доминировали колумбийские наркотики, которые также распространялись наркомафией из Колумбии. Они перевозили наркотические вещества через Карибское море. Из-за активной политики по борьбе с наркотиками колумбийские наркокартели были ослаблены, и их место в 1990-е годы заняла мексиканская мафия. В результате наркотики в Соединённые Штаты стали ввозиться не морем, а через сухопутную границу с Мексикой, хотя Колумбия по-прежнему оставалась основным производителем кокаина6. Для борьбы с наркотрафиком из Латинской Америки в Соединённых Штатах были усилены силовые методы борьбы с наркотиками в Южной Флориде. В 1985 г. началось сотрудничество с правительством Колумбии, что привело к экстрадиции крупных наркобаронов в США7. При администрации Дж. Буша-старшего война с наркотиками в Латинской Америке получила продолжение. Американское руководство пыталось сотрудничать с Мексикой в борьбе с наркотиками и активно стремилось склонить её на свою сторону. Силовые методы также оставались актуальны. В 1989 г. США вторгаются в Панаму (через которую в 1980-е годы проходил наркотрафик) для свержения генерала Мануэля Норьега (де-факто глава Панамы в 1983–1989 гг.), которого обвиняли в торговле наркотиками8.

6. Cocaine from South America to the United States. Available at: >>> (accessed: 13.11.2022).

7. Timeline: America’s war on drugs. Available at: >>> (accessed. 22.10.2020).

8. Ibid.
9

Тем не менее столь активная политика по борьбе с наркотиками стала вызывать недовольство у стран Латинской Америки, что заставило их несколько ограничить деятельность Управления по борьбе с наркотиками (DEA) США на своей территории. К примеру, в 1991 г. Колумбия запретила экстрадицию в США наркобаронов. В 1992 г. президент Мексики Карлос де Гортари издал новые правила для сотрудников Управления по борьбе с наркотиками в своей стране. Прежде всего, правила ограничивали количество агентов, находящихся в Мексике, а также лишали их дипломатической неприкосновенности, запрещали носить оружие и т.д.9 Можно сделать вывод, что подобные действия Соединённых Штатов, которых беспокоила исключительно их личная безопасность, отчасти могли подрывать суверенитет и ослаблять национальные правительства латиноамериканских государств во внутреннюю политику, которых они активно вмешивались.

9. Ibid.
10

В конце 1990-х годов, при президенте У. Клинтоне, совместно с президентом Колумбии Андресом Пастрана Аранго стартовал военно-дипломатический проект «План Колумбия». Ключевыми целями данного проекта были борьба с наркобизнесом и левыми повстанцами. Подобную политику можно рассматривать как перезагрузку «войны с наркотиками», которая была объявлена Р. Никсоном10. В 2000 г. было выделено порядка 1,3 млрд долл. на уничтожение посевов коки в Колумбии с помощью распыления гербицидов с воздуха11. Возврат к подобным агрессивным действиям свидетельствовал о том, что без подобных жёстких мер борьба с наркотиками не приносила положительного результата.

10. Ibid.

11. Ibid.
11 При президенте У. Клинтоне борьба с наркобизнесом велась в рамках официальных соглашений между государствами. Кроме этого, оказывалась различная гуманитарная помощь, направленная на борьбу с незаконным производством наркотиков.
12

При администрации Дж. Буша-младшего в антинаркотической политике и стратегии был сделан акцент на роли наркобизнеса в финансирование терроризма12.

12.   President Bush Announces Drug Control Strategy. Available at: >>>  (accessed: 22.03.2019).  
13

При этом отмечалось общее снижение употребления наркотиков внутри Соединённых Штатов13. США также делали акцент на взаимодействие с Мексикой и Колумбией в области борьбы с незаконным производством наркотиков. Помимо этого, Коста-Рика и Сальвадор начали принимать активное участие в борьбе с наркобизнесом. Основной упор делался на сотрудничество между странами в пределах Северной и Южной Америк.

13.   Counternarcotics Strategy in Latin America. Available at: >>> (accessed: 23.03.2019).
14

Немаловажную роль в незаконном производстве наркотиков играет также Мексика, которая является основным поставщиком героина в США. Общий объём производимого в Мексике героина составляет примерно 9% мирового производства. Мексиканский героин не имеет распространения за пределами двух Америк14.

14. Глобальная торговля афганскими опиатами. Оценка рисков. 2011. Управление Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности. Вена, 2012. C. 19-21
15

В рамках борьбы с наркобизнесом Мексика принимает участие в трёхсторонних встречах с США и Колумбией по проблемам наркотиков, которые проходят несколько раз в год15.

15. Country reports – Honduras through Mexico. Available at: >>> (accessed: 13.05.2020).
16

При администрации Б. Обамы антинаркотическая политика в США пережила виток либерализации. Его политика была охарактеризована как «Баланс между предотвращением, лечением, соблюдением закона и международным сотрудничеством». Особенностью его антинаркотической политики являлся тот факт, что он рассматривал проблему наркомании не через призму криминала, а через призму здравоохранения. Ключевое значение в этот период имела легализация медицинской марихуаны в ряде штатов16.

16. Rowland K. Obama changes anti-drug policy. Available at: >>> (accessed: 12.02.2020).
17

Легализации лёгких наркотиков (марихуана) в Калифорнии и ряде других штатов США преследовала две заявленные цели: снижение поставок марихуаны из Мексики и уменьшение спроса на неё среди населения, а также снижение нагрузки на полицию17. Помимо этого, легализация марихуаны должна была способствовать уменьшению уровня криминогенности с помощью создания легальных трудовых мест для тех, кто задействован в наркобизнесе18.

17. Kilmer B., Caulkins J. P., Bond B. M., Reuter P. H. Reducing drug trafficking revenues and violence in Mexico. Would legalizing marijuana in California help? RAND, 2010. P. 5

18. Ibid.
18

Политика США также направлена на сокращение предложения за счёт перехвата нелегальной контрабанды наркотиков. Борьба с наркотиками включает в себя попытки пресечь незаконный ввоз наркотиков по суше, воздуху или морю из 5 стран-производителей в Соединённые Штаты. Армия, ВВС и ВМС США, а также группы Береговой охраны по борьбе с наркотиками регулярно направляются для отслеживания и перехвата контрабандистов наркотиков. Современные технологии помогают в их усилиях. Например, Береговая охрана использует дроны для обнаружения судов, перевозящих наркотики. Американские военные также обучают латиноамериканских военных и сотрудников правоохранительных органов, чтобы создать крупную, хорошо оснащённую сеть для пресечения потока незаконных наркотиков, поступающих в США из Латинской Америки19.

19. Parker K. The U.S. war on drugs in Latin America: what is the method to the madness? Available at: >>> (accessed: 25.04.2022).
19

С инаугурацией президента Д. Трампа федеральная политика США в отношении наркотиков претерпела изменения. Министерство юстиции изменило приоритетность преступлений, связанных с наркотиками, реакция администрации на опиоидную лекарственную эпидемию20 не была ясной.

20. Opioid crises statistics. Available at: >>> (accessed: 22.03.2020).
20

В целом при Д. Трампе отмечалось стремление вернуться к традиционной антинаркотической политике времен Р. Никсона. Это, а также усиление акцента на связи наркобизнеса с повстанческим движениями и терроризмом указывали на более агрессивное противостояние угрозам национальной безопасности21.

21. Collins J. The effectiveness of Trump’s revived “drug war” rhetoric has already been rejected in Latin America. Available at: >>> (accessed: 22.10.2022).
21

Рассматривая основные каналы поставки наркотиков в Соединённые Штаты за последние годы, очевидно, что они претерпели не сильные изменения с 1970–1980-х годов. Главный маршрут кокаинового наркотрафика в 2016–2020 гг. проходил из Колумбии вдоль побережья Тихого океана до Центральной Америки и/или Мексики для дальнейшего сбыта в США и Канаде. Существует также маршрут поставки кокаина и в страны Европы, который проходит через Атлантический океан напрямую в Европу22.

22. World drug report 2018. Vol. 4. Vienna, 2019. P. 24.
22

По данным на 2018–2019 гг. почти в каждой третьей семье в США есть проблемы с употреблением наркотиков. Помимо этого, в 2000-е годы распространялась лекарственная наркомания, связанная с немедицинским употреблением препаратов, содержащих алкалоиды опия23.

23. Drugs have been a problem in family for 32% of Americans. Available at: >>> (accessed: 14.05.2020).
23

Около 2 млн американцев страдают от опиоидной зависимости, из них 5% употребляют героин на постоянной основе. По данным на 2020–2021 гг. около 5 млн. американцев на регулярной основе употребляют кокаин24.

24. Statistics on addiction in America. Available at: >>> (accessed: 13.10.2022).
24

Антинаркотическая политика Дж. Байдена заключалась в том, что он декриминализировал употребление наркотиков, сделав акцент на лечение наркомании25. При его администрации можно наблюдать продолжение антинаркотической политики, которую проводил Б. Обама.

25. The Biden-Harris Administration’s Statement of Drug Policy Priorities for Year One. Available at: >>> (accessed: 12.11.2022).
25 Угроза от незаконного распространения наркотиков до сих пор угрожает национальной безопасности Соединённых Штатов.
26

Антинаркотическая политика США в Афганистане

 

Совершенно иначе руководство Соединённых Шатов воспринимало угрозу от афганских наркотиков.

27

После распада СССР и окончания холодной войны американское руководство больше не видело геостратегической ценности в Афганистане. Официальная позиция Соединённых Штатов заключалась в поддержке посреднических усилий ООН26.

26. С. Дж. Джонс. Война США в Афганистане. На кладбище империй. М.: 2013. C. 80.
28

Американское руководство обратило вновь своё внимание на афганское направление в конце 1990-х годов, на фоне укрепляющегося сотрудничества между «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) и Талибаном (движение запрещено в РФ)27.

27. Там же.
29

В августе 1998 г. в одном из своих официальных выступлений президент США У. Клинтон заявил, что террористическая угроза, которая исходит с территории Афганистана, является угрозой национальной безопасности США28. Тем не менее, в официальных заявлениях американских представителей практически не упоминалась растущая наркотическая угроза в Афганистане. Хотя к концу 1990-х годов объёмы производства наркотиков в Афганистане достигли внушительных размеров. В 1992–1995 гг. Афганистан производил 2 200–2 400 т опиума в год, оспаривая первое место у Мьянмы29. В 1996 г. Афганистан произвёл 2 250 т. В 1999 г. в Афганистане уже было произведено примерно 4 600 т опиума30. Для того времени это были внушительные объёмы производимых наркотиков.

28. Clinton W. Address to the nation on military action against terrorist sites in Afghanistan and Sudan. Available at: >>> (accessed: 18.05.2018).

29. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 1999/ New York 2000. – p.20-23

30. Ibid.
30

В июле 1999 г. вышел указ У. Клинтона, в котором он констатировал, что действия и политика Талибана в Афганистане, а также его связи с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) представляют угрозу национальной и внешней политике США31. Однако при президенте У. Клинтоне в официальных заявлениях США практически ничего не упоминалось о проблеме наркотиков в Афганистане. Вся политика Соединённых Штатов в отношении Афганистана на тот момент была сконцентрирована на угрозе терроризма. При этом афганское направление во внешней политике США снова получило развитие.

31. Clinton W. Address to the nation on military action against terrorist sites in Afghanistan and Sudan. Available at: >>> (accessed: 18.05.2018).
31 Нужно отметить, что со стороны американского руководства также предпринимались попытки взаимодействия с Российской Федерацией в области противодействия угрозам из Афганистана, поскольку в США признавали, что регион Центральной Азии всегда был зоной геострагических интересов России.
32

Для урегулирования конфликта внутри Афганистана, а также для борьбы с угрозами терроризма и наркобизнеса в июне 2000 г. в Москве по инициативе президента РФ В.В. Путина и президента США У. Клинтона была организована российско-американская рабочая группа по Афганистану32. Из официальных заявлений было видно, что первостепенной задачей этой рабочей группы являлась борьба с терроризмом33.

32. О первом заседании российско-американской рабочей группы по Афганистану (совместное заявление). Available at: >>> (accessed: 18.05.2018).

33. Совместное заявление о российско-американском антитеррористическом сотрудничестве. Available at: >>> (дата обращения: 18.0.2018).
33 Активной антинаркотической политики в Афганистане при администрации президента У. Клинтона не проводилось. Политика США на афганском направлении в 1990-е годы была сконцентрирована на террористической угрозе, так как до этого США подвергались террористическим атакам со стороны «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) – теракты в посольствах США в Кении и Танзании. Несмотря на увеличение объёмов производства наркотиков в Афганистане в конце 1990-х годов, угроза, исходящая от него, не представляла опасности для США. Основной удар афганского наркобизнеса в то время приняли на себя соседи Афганистана по региону – страны Центральной Азии и РФ.
34 Политика США в отношении Афганистана и угроз, исходящих с его территории, изменилась после терактов 11 сентября. После начала операции США «Несокрушимая свобода», объёмы наркопроизводства в Афганистане существенно выросли. Новый президент США Дж. Буш-младший уже упоминал в своих официальных заявлениях о проблеме наркобизнеса в Афганистане. Он заявлял о том, что США находятся в состоянии войны не только с терроризмом, но и с наркобизнесом. Помимо этого, борьба с наркобизнесом в Афганистане не выходила на передней план в официальных заявлениях американского руководства. Первостепенной задачей для них по-прежнему оставалась борьба с терроризмом.
35

Существенное снижение производства наркотиков в Афганистане отмечалось только в 2001 г., ещё при власти талибов, тогда было произведено 185 т наркотиков34. Уже в следующем году показатели производства наркотиков стали снова расти и достигли объёма в 3 400 т35. В 2003 г. объёмы производства наркотиков превысили показатели периода Талибана (движение запрещено в РФ). За 2003 г. объём произведённых наркотиков составил 4 800 т36.

34. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2001. New York 2002. P.6.

35. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2002. New York 2003. P.16.

36. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2003. New York 2004. P.205.
36

Несмотря на существенный рост наркопроизводства борьба с этим явлением, если и велась, то выбранные методы не приносили результата. Поэтому США и их союзники, а также другие крупные игроки решили сделать политику по борьбе с производством наркотиков в Афганистане своим приоритетом и старались привязать её к антитеррористической политике37.

37. О первом заседании российско-американской рабочей группы по Афганистану (совместное заявление). Available at: >>> (accessed: 18.05.2018).
37

Правительство Соединённых Штатов в начале 2000-х годов поддерживало план по сокращению посевов опийного мака с целью лишить талибов одного из источников дохода. Тем не менее уничтожение посевов не гарантировало сокращения доходов от наркотиков, которые шли на поддержку действий талибов, базы которых переместились после 2001 г. в Пакистан. Напротив, уничтожение посевов способствовало росту цен на наркотики, тем самым увеличивая доходы на повстанческую деятельность. Уничтожение посевов также приводило к тому, что поля для культивирования мака переместились в более отдалённые районы38.

38. Rubin B. R. Counter-narcotics to Stabilize Afghanistan: the false promise of crop eradication. New York: Center of international cooperation New York University, 2008. P.24.
38

Основная цель политики по борьбе с наркотиками в Афганистане заключалась в устойчивом и значительном сокращении производства и распространения наркотиков, с перспективой полной их ликвидации. Эта цель являлась частью стратегии по построению безопасности, государственности, улучшению уровня жизни в Афганистане, о которых часто заявляли США39.

39. Ibid. P. 25-26.
39

Несмотря на проводимую политику борьбы с наркотиками в Афганистане, она никогда не была главной целью США и НАТО. Их главной задачей была борьба с международным терроризмом. Так, к примеру, в Заявление Организации Североатлантического договора и Исламской республики Афганистан от 6 сентября 2006 г.40 почти ничего не упоминается о противодействии наркотрафику из Афганистана. Согласно этому документу основной задачей являлась помощь афганскому правительству в построении государственности, стабилизации ситуации в стране, оказании помощи в проведении военной реформы в Афганистане, консультирование правительства Афганистана в области безопасности, оказание помощи в развитии экономики и т.д.

40. Текст договора между НАТО и Исламской Республикой Афганистан Declaration by the North Atlantic Treaty Organization and the Islamic Republic of Afghanistan. Available at: >>> (accessed: 15.03.2019).
40 Политика США в Афганистане получила несколько иной вектор развития при Б. Обаме, чем при Дж. Буше-младшем. Политике по борьбе с наркотиками в Афганистане при Б. Обаме уделялось мало внимания.
41

По мнению А.П. Барышева, ситуация, связанная с наркобизнесом в Афганистане при президенте Б. Обаме, существенно ухудшилась. Основной причиной для этого стало то, что США практически устранились от проведения масштабных кампаний по борьбе с наркотиками, исходя из того, что лишение афганских фермеров практически единственного источника их доходов приведёт к росту «терроризма» в Афганистане41. Так в 2008 г. объём произведённых в Афганистане наркотиков составил 7 700 т42.

41. А.П. Барышев. Современная стратегия США и НАТО (в контексте национальной безопасности России). М.: 2011. C. 80.

42. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2008. New York 2009. P.36.
42

Последующие годы хоть и наблюдалось некоторое снижение объёмов производства наркотиков, оно не было связано с политикой борьбы с ними. Основными причинами снижения объёмов наркопосевов и количества производимых наркотиков выступали природно-климатические условия, связанные с засухой и болезнями растений опийного мака. Объём производства наркотиков за 2011 г. составил 5 800 т43. В 2014 г. вновь был отмечен рост объёмов наркопроизводства – до 6 400 т44.

43. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2011. New York 2012. P.129.

44. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2015. New York 2015. P.56.
43

Несмотря на то что США почти не уделяли внимания проблеме наркотиков в Афганистане, они проводили здесь активную политику. Так в 2009 г. руководство США приняло решение о временном увеличении численности военного контингента на афганской территории, о сокращении применения авиаударов и расширении наземных операций. Широко стала применяться практика «ночных рейдов», точечных операций спецназа НАТО для борьбы с боевиками. Развитие получило тесное взаимодействие с афганской армией и полицией, подготовка последних с целью передачи в будущем ответственности и сокращения числа активных операций войск МССБ в стране. Основной целью США было уничтожение терроризма45. В 2010 г. количество американских войск в Афганистане достигало более 100 тыс. человек46. И. Сафранчук [кто он?] отмечает, что основной целью политики Б. Обамы в 2009–2011 гг. в Афганистане было выиграть войну. Б. Обама также ставил задачу ограничить цели США на афганском направлении внешней политики. В результате основная цель Вашингтона была сведена к борьбе с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) и с оставшимися талибами (движение Талибан запрещено в РФ). Победить «Аль-Каиду» в Афганистане и Пакистане Б. Обама решил за счет расширения американского военного присутствия. На этом направлении США удалось достичь некоторых успехов47. В мае 2011 г. на территории Пакистана американским подразделением сил специального назначения был ликвидирован лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен. Устранение террориста номер один было воспринято американским руководством как успех в войне с терроризмом. В результате США приняли решение о выводе своих войск из Афганистана, так как, согласно их мнению, степень угрозы, исходившая с афганской территории, уменьшилась. Летом 2011 г. США начали выводить свой военный контингент из Афганистана. Вашингтон и его союзники к 2014 г. планировали завершить передачу ответственности за ситуацию в стране афганским силам безопасности. В 2014 г. в Афганистане уже находилось 30 тыс. военных. С 2015 г. на территории Афганистана находилось 13 тыс. военнослужащих НАТО (9 800 – военнослужащие США). Основная цель оставшегося в Афганистане военного контингента заключается в подготовке афганских сил безопасности, их консультировании и оказание им помощи48. США полностью отстранились от борьбы с производством наркотиков в Афганистане.

45. НАТО в Афганистане: 2001-2014 гг. Available at: >>> (accessed: 5.03.2019)

46. Neelesh Moorthy Obama increases U.S. troops to remain in Afghanistan past 2016. Available at: >>> (accessed: 15.03.2019).

47. И. Сафранчук. Роль военной силы в политике Б. Обамы: опыт принятия решений на афганском направлении. Available at: >>> (accessed: 15.03.2019).

48. NATO and Afghanistan. Available at: >>> (accessed: 15.03.2019)
44

В 2014 г. объём произведённых в Афганистане наркотиков составил 6 400 т49. В 2015 г. отмечалось снижение в производстве наркотиков почти в 2 раза, и объём произведённых наркотиков в том году составил 3 300 т. Основной причиной этого послужило сокращение площади под наркопосевы. Согласно отчёту Afghan Opium Survey за 2015 г., который был подготовлен под эгидой УНП ООН в сотрудничестве с Министерством по борьбе с наркотиками Афганистана, сокращение площадей под наркопосевы отмечалось в южных и западных районах. Причиной для этого стали природно-климатические условия (нехватка воды и эрозия почвы)50. На сокращение площадей наркопосевов, а также и на объём производства наркотиков оказывает влияние не политика борьбы с наркотиками, а природно-климатические факторы (засуха, эрозия почты, болезни растений и т.д.). Политика Б. Обамы была сконцентрирована не на борьбе с наркотиками, а на борьбе с терроризмом и желание вывести свои войска.

49. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2014. New York 2015, p. 105.

50. Afghanistan opium survey 2015. Cultivation and production. UNODC and Islamic Republic of Afghanistan Ministry of counter narcotics. Kabul, Vienna, 2016. P. 7.
45

Б. Обама планировал полностью вывести американских военных из Афганистана в 2016 г., к окончанию своего президентского срока. Но к концу его срока в Афганистане ещё оставались американские войска. Однако в июле 2016 г. он заявил, что США сохранят в Афганистане незначительный военный контингент. Данное решение было вызвано нестабильной ситуацией в стране. Афганское руководство не могло полностью взять под контроль всю территорию страны51.

51. Neelesh Moorthy Obama increases U.S. troops to remain in Afghanistan past 2016. Available at: >>> (accessed: 15.03.2019).
46

С приходом администрации Д. Трампа политика США в Афганистане претерпела изменения. В августе 2017 г. американским лидером было принято решение оставить войска в Афганистане до достижения поставленных целей. Д. Трамп принял решение также увеличить количество войск США в Афганистане на 3 500 человек, в таком случае численность только американских военных достигала бы 14 500 человек. Основной упор был сделан на борьбу с терроризмом52. Борьба с производством наркотиков в Афганистане полностью исчезла из заявлений американского руководства.

52. Ibid.
47

Согласно отчёту Брукингского института самыми оптимальными решениями для внешней политики США в Афганистане на 2017 г. был бы полный вывод войск, уменьшение участия в контртеррористических операциях. Предлагалось также оставить в Афганистане небольшое количество военного контингента. Ванда Фельбаб-Браун, научный сотрудник Института Брукингса, также осудила решение Д. Трампа оставаться в Афганистане до достижения поставленных целей. Политика Д. Трампа не встретила широкой поддержки среди его администрации и граждан США53. В том же отчёте отмечается, что интересы США в Афганистане распространяются не только на борьбу с терроризмом. Нестабильная ситуация в Афганистане может также дестабилизировать и соседний с ним Пакистан, а также перекинуться на Центральную и Южную Азию. США заинтересованы в стабилизации ситуации в регионе в целом54.

53. V. Felbab-Brown. President Trump’s Afghanistan policy: hopes and pitfalls. Foreign Policy at Brookings Institute. 2017. P.1.

54. Ibid. P.11.
48

Спустя год после своего намерения об увеличении военного контингента Д. Трамп принял решение о выводе войск из Афганистана. Основной причиной подобного изменения в афганской политике Д. Трампа было отсутствие прогресса в Афганистане. Военное присутствие США в Афганистане также очень дорого обходится американскому бюджету: с 2001 г. из американского бюджета на войну в Афганистане было потрачено больше 1 трлн долларов55.

55. Afghanistan war cost, timeline and economic impact. The ongoing costs of the Afghanistan war. Available at: >>> (accessed: 15.03.2019).
49

В феврале 2019 г. согласно официальным данным в Афганистане находилось до 14 тыс. американских военных. Д. Трамп также планировал до лета вывести 7 тыс. военнослужащих из Афганистана, но позже это было опровергнуто56. США полностью устранились от борьбы с производством наркотиков в Афганистане. Их политика была сконцентрирована на попытках вывести свои войска из страны и стабилизировать там ситуацию.

56. Copp T. Pentagon chief: US will work with NATO on planned Afghanistan troop withdrawal. Available at: >>> (accessed: 15.03.2019).
50

В последних отчётах УНП ООН было отмечено, что объёмы производства наркотиков за последние годы сильно выросли. В 2017 г. в Афганистане было произведено 9 000 т, что является мировым рекордом57. В 2018 г. наблюдалось уже снижение объёмов произведенных наркотиков (6 400 т). Причиной снижения снова послужили природно-климатические факторы58. США не принимали никакого участия в борьбе с производством наркотиков в Афганистане в последние годы.

57. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2017. New York 2018. P. 89.

58. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2018. New York 2019. P. 76.
51

Заключение

 

Вывод американских войск из Афганистана в августе 2021 г. кардинально изменил ситуацию в этой стране, что привело снова к приходу талибов к власти59. Несмотря не столь сильные политические изменения, ситуация, связанная с незаконным производством наркотиков, не претерпела кардинальных изменений.

59. Schaeffer K. A year later, a look back at public opinion about the U.S. military exit from Afghanistan. Available at: >>> (accessed: 18.10.2022).
52 Стоит отметить, что между РФ и США отсутствовало эффективное взаимодействие в области борьбы с афганской наркотической угрозой. Основная причина отсутствия эффективного взаимодействия в данной области связана с различной степенью угрозы для каждого из государств от афганского наркобизнеса. Непростые отношения РФ и США также были препятствующим фактором для выработки совместной политики борьбы с производством наркотиков в Афганистане.
53 Столь очевидная разница в политике по борьбе с наркотиками в странах Латинской Америки и в Афганистане преимущественно связана с уровнем угрозы для США. Если наркотрафик из Латинской Америки является прямой угрозой национальной безопасности Соединённых Штатов, то афганский наркобизнес такой угрозы напрямую никогда не представлял. Основная угроза от афганских наркотиков была связана с тем, что доходы, полученные от торговли ими, шли на деятельность талибов и других террористических организаций. Американское руководство не было заинтересовано в том, чтобы тратить свои ресурсы на борьбу с наркотиками в Афганистане.

Библиография

1. Aviation. Drug Enforcement Administration. Available at: https://www.dea.gov/ops/aviation.shtml (accessed: 17.10.2022).

2. Special Message to the Congress on Drug Abuse Prevention and Control. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=3048 (accessed: 12.11.2022).

3. Nadelmann E. Commonsense Drug Policy. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/1998-01-01/commonsense-drug-policy (accessed: 12.03.2019).

4. Mozingo J., Kohli S., Torres Z. “Just say No” anti-drug campaign helped define Nancy Reagan’s legacy. Available at: http://www.latimes.com/local/california/la-me-nancy-reagan-drugs-20160307-story.html (accessed: 13.04.2018).

5. McGrath M. Nancy Reagan and the negative impact of the “Just say No” anti-drug campaign. Available at: https://www.theguardian.com/society/2016/mar/08/nancy-reagan-drugs-just-say-no-dare-program-opioid-epidemic (accessed: 12.03.2019).

6. Cocaine from South America to the United States. Available at: https://www.unodc.org/documents/toc/Reports/TOCTASouthAmerica/English/TOCTA_CACaribb_cocaine_SAmerica_US.pdf (accessed: 13.11.2022).

7. Timeline: America’s war on drugs. Available at: https://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=9252490 (accessed. 22.10.2020).

8. Ibid.

9. Ibid.

10. Ibid.

11. Ibid.

12. President Bush Announces Drug Control Strategy. Available at: https://2001-2009.state.gov/p/inl/rls/rm/8451.htm (accessed: 22.03.2019).

13. Counternarcotics Strategy in Latin America. Available at: https://2001-2009.state.gov/p/inl/rls/rm/64104.htm (accessed: 23.03.2019).

14. Глобальная торговля афганскими опиатами. Оценка рисков. 2011. Управление Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности. Вена, 2012. C. 19-21

15. Country reports – Honduras through Mexico. Available at: http://www.state.gov/j/inl/rls/nrcrpt/2012/vol1/184100.htm#Mexico (accessed: 13.05.2020).

16. Rowland K. Obama changes anti-drug policy. Available at: http://www.washingtontimes.com/news/2010/may/12/obama-outlines-minor-changes-to-anti-drug-policies/ (accessed: 12.02.2020).

17. Kilmer B., Caulkins J. P., Bond B. M., Reuter P. H. Reducing drug trafficking revenues and violence in Mexico. Would legalizing marijuana in California help? RAND, 2010. P. 5

18. Ibid.

19. Parker K. The U.S. war on drugs in Latin America: what is the method to the madness? Available at: https://scholar.umw.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1238&context=student_research (accessed: 25.04.2022).

20. Opioid crises statistics. Available at: https://www.hhs.gov/opioids/about-the-epidemic/opioid-crisis-statistics/index.html (accessed: 22.03.2020).

21. Collins J. The effectiveness of Trump’s revived “drug war” rhetoric has already been rejected in Latin America. Available at: https://blogs.lse.ac.uk/latamcaribbean/2017/09/26/the-effectiveness-of-trumps-revived-drug-war-rhetoric-has-already-been-rejected-in-latin-america/ (accessed: 22.10.2022).

22. World drug report 2018. Vol. 4. Vienna, 2019. P. 24.

23. Drugs have been a problem in family for 32% of Americans. Available at: https://news.gallup.com/poll/357134/drugs-problem-family-americans.aspx (accessed: 14.05.2020).

24. Statistics on addiction in America. Available at: https://www.addictioncenter.com/addiction/addiction-statistics/ (accessed: 13.10.2022).

25. The Biden-Harris Administration’s Statement of Drug Policy Priorities for Year One. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/BidenHarris-Statement-of-Drug-Policy-Priorities-April-1.pdf (accessed: 12.11.2022).

26. С. Дж. Джонс. Война США в Афганистане. На кладбище империй. М.: 2013. C. 80.

27. Там же.

28. Clinton W. Address to the nation on military action against terrorist sites in Afghanistan and Sudan. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=54799&st=islam&st1 (accessed: 18.05.2018).

29. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 1999/ New York 2000. – p.20-23

30. Ibid.

31. Clinton W. Address to the nation on military action against terrorist sites in Afghanistan and Sudan. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=54799&st=islam&st1 (accessed: 18.05.2018).

32. О первом заседании российско-американской рабочей группы по Афганистану (совместное заявление). Available at: http://www.mid.ru/ru/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/601040 (accessed: 18.05.2018).

33. Совместное заявление о российско-американском антитеррористическом сотрудничестве. Available at: http://kremlin.ru/supplement/3478/print (дата обращения: 18.0.2018).

34. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2001. New York 2002. P.6.

35. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2002. New York 2003. P.16.

36. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2003. New York 2004. P.205.

37. О первом заседании российско-американской рабочей группы по Афганистану (совместное заявление). Available at: http://www.mid.ru/ru/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/601040 (accessed: 18.05.2018).

38. Rubin B. R. Counter-narcotics to Stabilize Afghanistan: the false promise of crop eradication. New York: Center of international cooperation New York University, 2008. P.24.

39. Ibid. P. 25-26.

40. Текст договора между НАТО и Исламской Республикой Афганистан Declaration by the North Atlantic Treaty Organization and the Islamic Republic of Afghanistan. Available at: http://www.nato.int/cps/ru/SID-DFA85949-D340638E/natolive/official_texts_50575.htm?selectedLocale=ru (accessed: 15.03.2019).

41. А.П. Барышев. Современная стратегия США и НАТО (в контексте национальной безопасности России). М.: 2011. C. 80.

42. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2008. New York 2009. P.36.

43. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2011. New York 2012. P.129.

44. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2015. New York 2015. P.56.

45. НАТО в Афганистане: 2001-2014 гг. Available at: http://afghanistan.ru/doc/85920.html (accessed: 5.03.2019)

46. Neelesh Moorthy Obama increases U.S. troops to remain in Afghanistan past 2016. Available at: https://www.politifact.com/truth-o-meter/promises/obameter/promise/1096/end-war-afghanistan-2014/ (accessed: 15.03.2019).

47. И. Сафранчук. Роль военной силы в политике Б. Обамы: опыт принятия решений на афганском направлении. Available at: http://intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/1907/JTzDKGvw0l.pdf (accessed: 15.03.2019).

48. NATO and Afghanistan. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_8189.htm (accessed: 15.03.2019)

49. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2014. New York 2015, p. 105.

50. Afghanistan opium survey 2015. Cultivation and production. UNODC and Islamic Republic of Afghanistan Ministry of counter narcotics. Kabul, Vienna, 2016. P. 7.

51. Neelesh Moorthy Obama increases U.S. troops to remain in Afghanistan past 2016. Available at: https://www.politifact.com/truth-o-meter/promises/obameter/promise/1096/end-war-afghanistan-2014/ (accessed: 15.03.2019).

52. Ibid.

53. V. Felbab-Brown. President Trump’s Afghanistan policy: hopes and pitfalls. Foreign Policy at Brookings Institute. 2017. P.1.

54. Ibid. P.11.

55. Afghanistan war cost, timeline and economic impact. The ongoing costs of the Afghanistan war. Available at: https://www.thebalance.com/cost-of-afghanistan-war-timeline-economic-impact-4122493 (accessed: 15.03.2019).

56. Copp T. Pentagon chief: US will work with NATO on planned Afghanistan troop withdrawal. Available at: https://www.militarytimes.com/news/your-military/2019/02/14/pentagon-chief-us-will-work-with-nato-on-planned-afghanistan-troop-withdrawal/ (accessed: 15.03.2019).

57. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2017. New York 2018. P. 89.

58. United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2018. New York 2019. P. 76.

59. Schaeffer K. A year later, a look back at public opinion about the U.S. military exit from Afghanistan. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2022/08/17/a-year-later-a-look-back-at-public-opinion-about-the-u-s-military-exit-from-afghanistan/ (accessed: 18.10.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести