Отношение администрации Дж. Байдена к процессу евроатлантической интеграции Финляндии и Швеции
Отношение администрации Дж. Байдена к процессу евроатлантической интеграции Финляндии и Швеции
Аннотация
Код статьи
S207054760023911-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Коренев Евгений Сергеевич 
Должность: Доцент
Аффилиация: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается позиция администрации Дж. Байдена по вопросу о вступлении Финляндии и Швеции в НАТО. Анализируется значимость данных государств для Североатлантического альянса в современных геополитических реалиях. Особое внимание уделяется исследованию контактов Вашингтона с Хельсинки и Стокгольмом в сфере безопасности на разных уровнях в период 2021-2022-х гг. Делается вывод о том, что руководство США целенаправленно вовлекало Финляндию и Швецию в процесс активной евроатлантической интеграции и будет использовать их вступление в НАТО как инструмент антироссийской политики.

Ключевые слова
НАТО, США, Финляндия, Швеция, евроатлантическая интеграция, Дж. Байден, международная безопасность
Классификатор
Получено
16.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
297
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Приход к власти 46-го президента США Джозефа Байдена должен был придать новый импульс системе трансатлантических отношений, которая оказалась в состоянии серьёзного кризиса в период президентства Дональда Трампа. Новый американский лидер ещё в ходе своей предвыборной кампании подчёркивал, что будет прилагать все усилия для интенсификации сотрудничества в области безопасности с европейскими союзниками и восстанавливать подорванный авторитет НАТО. Именно этим он довольно активно занимался в 2021 г., а после начала специальной военной операции РФ на Украине американское руководство фактически запустило процесс очередного расширения Североатлантического альянса, поддержав присоединение к нему Швеции и Финляндии, до беспрецедентного уровня довело масштаб военного сотрудничества с Украиной и продолжило работу с Боснией и Герцеговиной и Грузией, которые могут рассматриваться в качестве потенциальных кандидатов на вступление в НАТО в будущем.

2 Эта ситуация создаёт серьёзные угрозы национальной безопасности РФ. В связи с этим возникает необходимость проанализировать отношение администрации Дж. Байдена к потенциальной интенсификации процесса евроатлантической интеграции ряда европейских государств и стран постсоветского пространства на примере подхода нынешнего американского руководства к Финляндии и Швеции, для того чтобы спрогнозировать дальнейшие возможные шаги Вашингтона в этой сфере, включая попытки нового расширения альянса, что выглядит крайне актуальным и с научной, и с политической точки зрения.
3

Новизна и преемственность в трансатлантической политике 46-го президента США

 

В значительной степени политика Дж. Байдена в отношении НАТО за исключением ряда отдельных вопросов, как ни странно, является модернизированным продолжением внешнеполитической стратегии предыдущего президента США Д. Трампа, который стремился в первую очередь не к расширению альянса, а к повышению его эффективности за счёт перераспределения ответственности союзников, в том числе в сфере оборонных расходов. Идея была проста – в новых геополитических реалиях нужно было заставить европейцев платить в полном объёме за ту помощь в сфере безопасности, которую им оказывали американцы.

4 Первоначально Дж. Байден тоже не демонстрировал желания любой ценой расширить Североатлантический альянс в период своего президентства, поскольку в обойме евроатлантической интеграции в основном оставались довольно проблематичные страны, чьё членство в НАТО в краткосрочной перспективе было трудно представить в силу разных причин. Однако после начала специальной военной операции России на Украине его планы изменились. Фактически во многом именно благодаря активности администрации Дж. Байдена был запущен процесс евроатлантической интеграции Финляндии и Швеции. На первый взгляд, Белому дому вместе с союзниками удалось сделать, казалось бы, невозможное, поскольку на протяжении нескольких десятилетий Стокгольм и Хельсинки позиционировали себя как нейтральные государства.
5

Финляндия и Швеция в системе евроатлантической безопасности

 

Несмотря на то что эти две североевропейских страны, официально заявлявшие много лет о своём нейтралитете, в реальности уже давно сближались с НАТО, в частности, проводили учения с её государствами-членами, а также перевели свои вооружённые силы на натовские стандарты, они всё же сохраняли пространство для маневра в отношениях с Россией по вопросам безопасности. Однако после того как под давлением Вашингтона был запущен процесс включения Швеции и Финляндии в НАТО, эти государства автоматически начинают рассматриваться Россией как источники угроз национальной безопасности в нынешних условиях. Очевидно, что американская администрация намеренно пошла на этот шаг, чтобы доказать единство союзников, повысить привлекательность альянса и создать дополнительные трудности для России на северо-западном направлении.

6 Если с геополитическими причинами, объясняющими мотивацию США в деле активной поддержки вступления Швеции и Финляндии в НАТО, всё кажется ясным, возникает вопрос о том, насколько интеграция этих государств может быть выгодной для Вашингтона с военной и экономической точек зрения. Для того чтобы дать чёткий ответ, необходимо хотя бы кратко проанализировать состояние вооружённых сил каждой страны.
7

Что касается Финляндии, то по состоянию на май 2022 г., по приблизительным оценкам американского Центра стратегических и международных исследований (The Center for Strategic and International Studies, CSIS) в рядах её вооружённых сил находилось около 24 тыс. военнослужащих и более 200 тыс. человек числились резервистами. При этом на вооружении финской армии 100 основных боевых танков, более 800 бронемашин, свыше 670 артиллерийских установок, более 60 истребителей и около 20 патрульных катеров1.

1. Чем сильны Финляндия и Швеция // Коммерсант. 17.05.2022. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
8

Швеция исторически всегда обладала более мощной армией, нежели финские соседи. Однако сегодня их вооружённые силы в целом сопоставимы. У Швеции, по данным всё того же Центра стратегических и международных исследований, более 14 тыс. военнослужащих в строю и ещё около 10 тыс. резервистов. На вооружении находятся около 120 основных боевых танков, почти 1500 бронемашин, более 300 артиллерийских установок, около 100 истребителей, 150 патрульных лодок и даже 5 подлодок2.

2. Там же.
9

Отдельно стоит отметить, что Швеция обладает по среднеевропейским меркам довольно мощным ВПК, который способен удовлетворять значительную часть потребностей страны в современной военной технике в отдельных сегментах. Здесь особо стоит выделить концерн «Сааб» (Saab), который специализируется на выпуске самолётов, но создаёт также и другие виды вооружений, включая корабли различного типа. Финское оборонное производство выглядит скромнее, хотя в стране производится огнестрельное оружие, миномёты, колёсная военная техника и некоторые типы морских судов и противокорабельных ракет3.

3. Андреев С. Чем обороняется Финляндия // Российский совет по международным делам. 2.10.2019. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
10

На протяжении нескольких десятилетий граждане Финляндии и Швеции не демонстрировали высокого уровня поддержки идеи о вступлении в НАТО, поскольку опасались ответных действий со стороны России, соответственно, предпочитали сохранять нейтралитет. Однако после начала специальной военной операции РФ на Украине всё резко изменилось. Результаты опросов общественного мнения продемонстрировали, что количество поддерживающих вступление в Североатлантический альянс существенно увеличилось, и к середине мая 2022 г., когда страны подавали свои заявки на членство в организации, достигло уровня 76% в Финляндии (опрос Yle) и 57% (данные Aftonbladet) в Швеции4. Помимо этого, сформировался консенсус по данному вопросу и в политических элитах двух государств.

4. Андреев С. Долгая дорога в НАТО: каким будет присоединение Швеции и Финляндии // Российский совет по международным делам. 24.05.2022. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
11 В целом можно утверждать, что на протяжении последних лет вооружённые силы Швеции и Финляндии шли по общему для большинства европейских армий пути. Последовательно проводилось реформирование армейской структуры, в том числе по натовским стандартам. Цель подобных реформ сводилась к тому, чтобы сделать вооружённые силы более компактными, но при этом более профессиональными, оснащёнными передовой военной техникой. Значительная роль в рамках этого процесса отводилась повышению уровня оперативной совместимости с Данией, Исландией и Норвегией, а также с другими государствами Североатлантического альянса. В этом плане Хельсинки и Стокгольму многое удалось сделать, поскольку вооружённые силы Финляндии и Швеции фактически уже действуют по стандартам НАТО, а, значит, в случае необходимости они будут готовы принять участие в совместных операциях. Кроме того, для США такие новые союзники интересны ещё и тем, что они, в отличие от большинства государств-членов, могут действовать в суровых арктических условиях, что крайне важно для Вашингтона, учитывая возрастающую напряжённость отношений с Россией в Арктике.
12 Для США вступление Финляндии и Швеции в НАТО может представлять практический интерес, с точки зрения экономики. Речь идёт о том, что Вашингтон вполне может нарастить поставки своей военной техники этим государствам, и в перспективе ещё больше укрепить свои позиции на североевропейском рынке вооружений. При этом в отдельных сегментах, к примеру, американцы были бы не прочь потеснить финских и особенно шведских производителей, которые, конечно, не могут составлять им полноценную конкуренцию, но всё же имеют определённую рыночную долю. Кроме того, после вступления Финляндии и Швеции в НАТО, руководство США, скорее всего, сможет добиваться от них выделения заветных 2% ВВП на оборону, обосновывая это необходимостью противодействия так называемой российской угрозе. Так что можно сделать вывод о том, что администрация Дж. Байдена руководствовалась геополитическими, военными и экономическими причинами, когда принимала решение об интенсификации процесса евроатлантической интеграции Финляндии и Швеции.
13

Роль американской администрации в процедуре интеграции Швеции и Финляндии в НАТО

 

Необходимо отметить, что администрация Дж. Байдена продолжает действовать по классической для НАТО схеме, выстраивая свои отношения в сфере безопасности с Финляндией и Швецией параллельно, поскольку воспринимает их как единый сегмент своей геополитической конструкции в Северной Европе. Однако всё же чуть более активно в последние два года Вашингтон взаимодействовал по ряду вопросов со Стокгольмом, что в определённой степени объясняется тем фактом, что в 2021 г. Швеция председательствовала в ОБСЕ под руководством министра иностранных дел Анн Линде.

14

Шведский политик ещё в декабре 2020 г. обозначила приоритеты председательства своей страны в организации, которые соответствовали интересам новой американской администрации: «Главным приоритетом шведского председательства в ОБСЕ станет защита системы европейской безопасности. Мы будем работать над мирными и устойчивыми решениями затяжных конфликтов в регионе ОБСЕ, например, в Грузии и Молдавии, в соответствии с этими принципами и обязательствами. Мы будем поддерживать и работать с существующими переговорными форматами, то есть Нормандским форматом, Трёхсторонней контактной группой, в которые входят и Украина, и Россия»5.

5. Глава МИД назвала защиту безопасности Европы приоритетом председательства Швеции в ОБСЕ ТАСС. 22.12.2020. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
15

Первые контакты администрации Дж. Байдена с представителями руководства Финляндии и Швеции состоялись уже в начале 2021 г. сразу же после того, как была сформирована команда нового президента. Так, к примеру, госсекретарь США Энтони Блинкен 29 января 2021 г., спустя всего лишь несколько дней после вступления в должность, провёл телефонную беседу с министром иностранных дел Швеции и действующим председателем ОБСЕ А. Линде, в ходе которой обсуждались действия России в отношении Украины, политическая ситуация в Белоруссии и работа Минской группы по Нагорно-Карабахскому урегулированию6. В разговоре со своей шведской коллегой американский дипломат выразил поддержку со стороны США председательству Швеции в ОБСЕ и её нацеленности на достижение прогресса в урегулировании неразрешённых конфликтов в регионе ОБСЕ, укрепление климатической безопасности и защиту демократических принципов.

6. Secretary Blinken’s Call with Sweden’s Minister for Foreign Affairs Linde. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
16

Спустя несколько месяцев государственный секретарь США в Рейкьявике в преддверии 12-ой министерской встречи Арктического совета, состоявшейся 20 мая 2021 г., провёл переговоры с министрами иностранных дел Финляндии и Швеции. Понятно, что в ходе обеих бесед в первую очередь обсуждалось сотрудничество Вашингтона с партнёрами в Арктике по широкому кругу вопросов, в том числе связанных с изменением климата7. Однако проблематика безопасности, причём в различных регионах мира, также была затронута в ходе переговоров. В частности, Э. Блинкен обменялся мнениями с министром иностранных дел Швеции А. Линде по поводу гуманитарного кризиса в Йемене, урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, при этом они выразили взаимную озабоченность действиями России в отношении Украины8.

7. Secretary Antony J. Blinken and Swedish Foreign Minister Ann Linde Before Their Meeting. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

8. Secretary Blinken’s Meeting with Sweden’s Minister for Foreign Affairs Linde. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
17

С министром иностранных дел Финляндии Пеккой Хаависто глава Государственного департамента США обсудил развитие американо-финляндского партнёрства по вопросам климата, Арктического региона и безопасности9. Кроме того, они выразили обеспокоенность ситуацией в районе далекого от Арктики Африканского Рога, в том числе в регионе Тиграй в Эфиопии10. В целом можно сказать, что обсуждение такой широкой повестки дня в области безопасности на полях специализированного регионального форума характерно, скорее, для отношений США с союзниками по НАТО, что уже само по себе свидетельствовало об особом доверии Хельсинки и Стокгольму со стороны американского руководства. Тем не менее в период весны-лета 2021 г. ещё нельзя было говорить о начале серьёзных разговоров американских представителей со своими финскими и шведскими коллегами по поводу возможного вступления Финляндии и Швеции в альянс.

9. Secretary Antony J. Blinken and Finnish Foreign Minister Pekka Haavisto Before Their Meeting. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

10. Secretary Blinken’s Meeting with Finnish Foreign Minister Haavisto. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
18

При этом, к примеру, на протяжении года активно на переговорах советника президента США по вопросам национальной безопасности Джейка Салливана с представителями руководства Финляндии11 и Швеции12 обсуждалась ситуация на Украине в контексте всего спектра проблем евроатлантической безопасности. Приблизительно схожая повестка дня была и у телефонной беседы вице-президента США Камалы Харрис с президентом Финляндии Саули Нийнистё, состоявшейся в конце апреля 2021 г. Тогда они пришли к выводу о том, что Вашингтон и Хельсинки должны укреплять сотрудничество в вопросах безопасности, поскольку деятельность России, по их мнению, угрожает стабильности во всём Евроатлантическом регионе13. Постепенно тональность высказываний на переговорах различного уровня, которые вели представители администрации Дж. Байдена с руководством Финляндии и Швеции, становилась всё более однозначной – только сближение в сфере безопасности с США, а, следовательно, и с НАТО может гарантировать этим странам защиту от так называемой «российской угрозы».

11. Statement by NSC Spokesperson Emily Horne on National Security Advisor Jake Sullivan’s Call with Dr. Hiski Haukkala of Finland. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

12. Statement by National Security Council Spokesperson Emily Horne on National Security Advisor Jake Sullivan’s call with Karin Wallensteen, State Secretary to Prime Minister Stefan Löfven of Sweden. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

13. Readout of Vice President Kamala Harris’s Call with President Sauli Niinistö of Finland. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
19

Уже в конце 2021 г. можно было говорить о повышении внимания Белого дома к обсуждению вопросов безопасности с партнёрами из Швеции и Финляндии. Администрация Дж. Байдена довольно активно контактировала со своими финскими и шведскими коллегами на разных уровнях, включая высший. Помимо всего прочего, важным сигналом того, что в ближайшие месяцы существенным образом будет интенсифицировано взаимодействие НАТО с Финляндией и Швецией, стал визит генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга в эти страны, состоявшийся в конце октября 2021 года14.

14. Генеральный секретарь: НАТО, Финляндия и Швеция разделяют общие интересы в области безопасности // НАТО. 25.10.2021. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
20

Кроме того, показательной в этом отношении была телефонная беседа президента США Дж. Байдена с президентом Финляндии С. Ниинистё 13 декабря 2021 г. В ходе неё они выразили озабоченность по поводу «дестабилизирующего наращивания Россией военного потенциала вдоль границы Украины»15 и отметили важность трансатлантических усилий по деэскалации ситуации. Помимо прочего, глава Белого дома приветствовал выбор финскими вооружёнными силами F-35 в качестве своего нового истребителя, что, по его мнению, должно способствовать более тесным двусторонним связям в сфере обороны в будущем.

15. Readout of President Biden’s Call with President of Finland Sauli Niinistö. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
21 В начале 2022 г. активность администрации Дж. Байдена на североевропейском направлении ещё больше нарастала. 4 января советник президента США по национальной безопасности Дж. Салливан провёл телефонные переговоры с представителями Скандинавской пятёрки по вопросам трансатлантической безопасности. В ходе беседы они осудили действия России, направленные на подрыв территориальной целостности Украины. Однако ещё более важным пунктом состоявшихся телефонных переговоров стало подтверждение участниками принципа, в соответствии с которым каждое государство может вступать в любые союзы. Очевидно, что это заявление касалось, в том числе Финляндии и Швеции, учитывая тот факт, что все остальные государства, участвовавшие в дискуссии, уже состоят в НАТО.
22 Начало специальной военной операции РФ на Украине стало катализатором процессов евроатлантической интеграции Финляндии и Швеции. Безусловно, США сыграли важнейшую роль в запуске процедуры вступления этих государств в Североатлантический альянс. 25 февраля 2022 г. состоялся виртуальный саммит Североатлантического альянса, в котором участвовали и Финляндия и Швеция. По окончанию встречи президент США Дж. Байден сделал заявление о том, что попытки президента РФ В.В. Путина разделить Запад потерпели неудачу. Наоборот, НАТО оставляет свои двери открытыми для всех европейских стран, которые имеют общие ценности и могут присоединиться в будущем к альянсу. Буквально через 3 дня в ходе брифинга пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила о том, что действия российского президента привели к тому, что некоторые европейские страны, в том числе Финляндия и Швеция, поменяли свою политику в области безопасности и даже приняли решение об отправке вооружений Украине.
23

3 марта 2022 г. США, Финляндия и Швеция вместе с другими государствами – членами Арктического совета выступили с совместным заявлением, в котором осудили действия России в отношении Украины, назвав их вторжением16. При этом они заявили о том, что приостанавливают участие во всех заседаниях Совета. Фактически Хельсинки и Стокгольм окончательно присоединились к позиции Запада по украинскому вопросу, что подтверждается также их последовательной поддержкой антироссийских резолюций в Генеральной Ассамблее ООН.

16. Joint Statement on Arctic Council Cooperation Following Russia’s Invasion of Ukraine. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
24

После этого буквально в течение нескольких недель в Финляндии и Швеции шла оживлённая дискуссия по вопросу о вступлении в НАТО. Довольно быстро был достигнут консенсус в высших эшелонах власти двух североевропейских стран и началась процедура их интеграции в евроатлантические структуры, которая с самого начала проходила в тесной координации с США. 21 апреля 2022 г. президент США Дж. Байден в ходе одного из своих выступлений заявил о том, что российский лидер добивался разобщения НАТО и «финландизации Европы», а в итоге он получил Финляндию и Швецию, которые хотят вступить в Североатлантический альянс17. В разных интерпретациях он затем неоднократно повторял эту фразу на протяжении следующих месяцев.

17. Remarks by President Biden at a Democratic National Committee Fundraiser. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
25

18 мая 2022 г. Финляндия и Швеция официально подали заявку на членство в НАТО18. Уже на следующий день президент США Дж. Байден встретился с президентом Финляндии С. Ниинистё и премьер-министром Швеции Магдаленой Андерссон. В ходе встречи американский лидер заявил о своей полной поддержке вступления двух стран в НАТО, поскольку это повышает обороноспособность альянса19. В то же время на пути Финляндии и Швеции в Организацию Североатлантического договора встала Турция, которая заявила о том, что не одобрит их интеграции в евроатлантические структуры, если они не прекратят поддержку активистов Рабочей партии Курдистана, которую турецкое руководство считает террористической организацией20. При этом практически все другие члены альянса сразу же выразили готовность поддержать заявку Хельсинки и Стокгольма. Отвечая на вопрос журналистов о том, сможет ли он повлиять на решение Турции, президент США Дж. Байден заявил, что он не собирается специально посещать эту страну, но думает, что всё будет хорошо21.

18. Финляндия и Швеция подают заявки на вступление в НАТО. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

19. Readout of President Biden’s Meeting with Prime Minister Andersson Of Sweden and President Niinist of Finland. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

20. Торг за безопасность. Почему Турция блокирует расширение НАТО // ТАСС. 19.05.2020. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

21. Remarks by President Biden Before Briefing on Interagency Efforts to Prepare for and Respond to Hurricanes. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
26

Действительно, казалось, что к моменту проведения саммита НАТО в Мадриде в конце июня 2022 г. Турции удалось найти взаимопонимание с Финляндией и Швецией по спорным вопросам. Свидетельством этого стало подписание под эгидой генерального секретаря альянса трёхстороннего меморандума, который должен был устранить озабоченности Анкары в сфере безопасности и открыть Хельсинки и Стокгольму путь в НАТО22. Это обстоятельство позволило государствам – членам Североатлантического альянса подписать 5 июля 2022 г. в Брюсселе протоколы о присоединении Финляндии и Швеции и запустить процедуру их ратификации23.

22. Турция, Финляндия и Швеция подписывают соглашение, прокладывающее путь к членству Финляндии и Швеции в НАТО. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

23. Государства-члены НАТО подписали Протоколы о присоединении Финляндии и Швеции // NATO. 5.07.2022. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
27

США завершили ратификационные мероприятия 9 августа 2022 г., став 23-м государством НАТО, сделавшим это24. По состоянию на середину ноября 2022 г., только Венгрия и Турция не завершили процедуру ратификации протокола, хотя Будапешт обещал сделать это в рамках осенней сессии национального парламента, которая продлится до середины декабря25. В то же время турецкое руководство продолжает утверждать, что Финляндия и Швеция так и не выдали ей курдских «террористов», следовательно, и одобрить членство этих стран в НАТО Турецкая Республика пока не может26.

24. Remarks by President Biden at Signing of the Instruments of Ratifications for the Accession Protocols to the North Atlantic Treaty for Finland and Sweden. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

25. Венгрия пообещала не затягивать с ратификацией членства Финляндии и Швеции в НАТО // ТАСС. 14.11.2022. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

26. Швеции не удается добиться отмены вето Турции на вступление в НАТО // Ведомости. 9.11.1022. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
28 Однако Анкара по-прежнему хочет добиться уступок не только от Хельсинки и Стокгольма, но и от Вашингтона. Турция в обмен на одобрение протоколов о вступлении Финляндии и Швеции в НАТО фактически добивается от США отказа от поддержки курдских военизированных формирований и общественных организаций, а также предоставления ей свободы действий на рынке вооружений, что, например, может позволить руководству страны закупать одновременно современное американское и российское вооружение, не опасаясь санкций. Пока что Вашингтон не может найти эффективное средство противодействия такому шантажу со стороны Анкары. При этом очевидно, что Турция для достижения своих интересов будет и в дальнейшем использовать такие меры давления на США при решении различных вопросов в рамках НАТО.
29

Заключение

 

Таким образом, можно констатировать, что администрация Дж. Байдена демонстрирует предсказуемо весьма позитивное отношение к евроатлантической интеграции Финляндии и Швеции на фоне происходящих масштабных геополитических процессов в мире. Причём, по всей видимости, итоговое решение о необходимости принятия двух этих государств в Североатлантический альянс США приняли ещё до начала специальной военной операции РФ на Украине, а затем использовали данное событие для объяснения своей политики.

30 В военно-политическом отношении вступление Финляндии и Швеции в НАТО в определённой степени повышает обороноспособность альянса и усиливает его геополитические позиции в Арктике. Для США интеграция двух этих государств в евроатлантические структуры открывает возможности для наращивания с ними военно-технического сотрудничества. Помимо всего прочего, нынешнее американское руководство стремится использовать эти страны в качестве наглядного подтверждения тезиса о том, что расширение НАТО ещё не исчерпало себя, и двери альянса остаются открытыми для новых членов. При этом действует американское руководство в данном вопросе не так напористо, как могло бы, поскольку в нынешних реалиях старается не перейти красную линию в отношениях с РФ, хотя и постоянно наращивает на неё давление, в том числе используя и фактор расширения Организации Североатлантического договора. Вероятно, такая сложная геополитическая игра продолжится и дальше.

Библиография

1. Чем сильны Финляндия и Швеция // Коммерсант. 17.05.2022. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5355774 (accessed 14.11.2022).

2. Там же.

3. Андреев С. Чем обороняется Финляндия // Российский совет по международным делам. 2.10.2019. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chem-oboronyaetsya-finlyandiya/ (accessed 14.11.2022).

4. Андреев С. Долгая дорога в НАТО: каким будет присоединение Швеции и Финляндии // Российский совет по международным делам. 24.05.2022. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dolgaya-doroga-v-nato-kakim-budet-prisoedinenie-shvetsii-i-finlyandii/?sphrase_id=94179095 (accessed 14.11.2022).

5. Глава МИД назвала защиту безопасности Европы приоритетом председательства Швеции в ОБСЕ ТАСС. 22.12.2020. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10322883 (accessed 14.11.2022).

6. Secretary Blinken’s Call with Sweden’s Minister for Foreign Affairs Linde. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-swedens-minister-for-foreign-affairs-linde/ (accessed 14.11.2022).

7. Secretary Antony J. Blinken and Swedish Foreign Minister Ann Linde Before Their Meeting. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-swedish-foreign-minister-ann-linde-before-their-meeting/ (accessed 14.11.2022).

8. Secretary Blinken’s Meeting with Sweden’s Minister for Foreign Affairs Linde. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-swedens-minister-for-foreign-affairs-linde/ (accessed 14.11.2022).

9. Secretary Antony J. Blinken and Finnish Foreign Minister Pekka Haavisto Before Their Meeting. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-finnish-foreign-minister-pekka-haavisto-before-their-meeting/ (accessed 14.11.2022).

10. Secretary Blinken’s Meeting with Finnish Foreign Minister Haavisto. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-finnish-foreign-minister-haavisto/ (accessed 14.11.2022).

11. Statement by NSC Spokesperson Emily Horne on National Security Advisor Jake Sullivan’s Call with Dr. Hiski Haukkala of Finland. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/13/statement-by-nsc-spokesperson-emily-horne-on-national-security-advisor-jake-sullivans-call-with-dr-hiski-haukkala-of-finland/ (accessed 14.11.2022).

12. Statement by National Security Council Spokesperson Emily Horne on National Security Advisor Jake Sullivan’s call with Karin Wallensteen, State Secretary to Prime Minister Stefan Löfven of Sweden. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/13/statement-by-national-security-council-spokesperson-emily-horne-on-national-security-advisor-jake-sullivans-call-with-karin-wallensteen-state-secretary-to-prime-minister-stefan-lofven-of-swe/ (accessed 14.11.2022).

13. Readout of Vice President Kamala Harris’s Call with President Sauli Niinistö of Finland. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/27/readout-of-vice-president-kamala-harris-call-with-president-sauli-niinisto-of-finland/ (accessed 14.11.2022).

14. Генеральный секретарь: НАТО, Финляндия и Швеция разделяют общие интересы в области безопасности // НАТО. 25.10.2021. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_188061.htm?selectedLocale=ru (accessed 14.11.2022).

15. Readout of President Biden’s Call with President of Finland Sauli Niinistö. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/12/13/readout-of-president-bidens-call-with-president-of-finland-sauli-niinisto/ (accessed 14.11.2022).

16. Joint Statement on Arctic Council Cooperation Following Russia’s Invasion of Ukraine. Available at: https://www.state.gov/joint-statement-on-arctic-council-cooperation-following-russias-invasion-of-ukraine/ (accessed 14.11.2022).

17. Remarks by President Biden at a Democratic National Committee Fundraiser. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/04/21/remarks-by-president-biden-at-a-democratic-national-committee-fundraiser-3/ (accessed 14.11.2022).

18. Финляндия и Швеция подают заявки на вступление в НАТО. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_195468.htm?selectedLocale=ru (accessed 14.11.2022).

19. Readout of President Biden’s Meeting with Prime Minister Andersson Of Sweden and President Niinist of Finland. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/05/19/readout-of-president-bidens-meeting-with-prime-minister-andersson-of-sweden-and-president-niinistӧ-of-finland/ (accessed 14.11.2022).

20. Торг за безопасность. Почему Турция блокирует расширение НАТО // ТАСС. 19.05.2020. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14666569 (accessed 14.11.2022).

21. Remarks by President Biden Before Briefing on Interagency Efforts to Prepare for and Respond to Hurricanes. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/05/18/remarks-by-president-biden-before-briefing-on-interagency-efforts-to-prepare-for-and-respond-to-hurricanes/ (accessed 14.11.2022).

22. Турция, Финляндия и Швеция подписывают соглашение, прокладывающее путь к членству Финляндии и Швеции в НАТО. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_197251.htm?selectedLocale=ru (accessed 14.11.2022).

23. Государства-члены НАТО подписали Протоколы о присоединении Финляндии и Швеции // NATO. 5.07.2022. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_197763.htm?selectedLocale=ru (accessed 14.11.2022).

24. Remarks by President Biden at Signing of the Instruments of Ratifications for the Accession Protocols to the North Atlantic Treaty for Finland and Sweden. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/08/09/remarks-by-president-biden-at-signing-of-the-instruments-of-ratifications-for-the-accession-protocols-to-the-north-atlantic-treaty-for-finland-and-sweden/ (accessed 14.11.2022).

25. Венгрия пообещала не затягивать с ратификацией членства Финляндии и Швеции в НАТО // ТАСС. 14.11.2022. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16320679ru (accessed 14.11.2022).

26. Швеции не удается добиться отмены вето Турции на вступление в НАТО // Ведомости. 9.11.1022. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/11/09/949427-shvetsii-ne-udaetsya-dobitsya-otmeni-veto-turtsii (accessed 14.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести