Проблемы урегулирования российско-украинского конфликта
Проблемы урегулирования российско-украинского конфликта
Аннотация
Код статьи
S207054760023908-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Козлов Корней Викторович 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Кризис вокруг Донбасса, продолжающийся уже восемь лет и после вторых Минских соглашений находящийся в вялотекущем состоянии, в конце февраля 2022 г. перешёл в формат крупного вооруженного конфликта между Россией и Украиной, которую активно поддерживают США, страны Европейского Союза, Великобритания, Австралия, Япония, а также Североатлантический альянс. Постоянная эскалация и «повышение ставок» в конфликте существенно увеличивает риск прямого военного столкновения двух крупнейших ядерных держав, что может грозить катастрофическими последствиями для всего мира. Чтобы избежать такого развития событий, отдельными представителями бизнеса и негосударственных акторов США высказываются идеи о необходимости переговоров с Россией, порой даже с конкретными предложениями. Стоит отметить, однако, что данный подход не является в политической среде США преобладающим, поскольку подавляющее большинство представителей американского истеблишмента, включая президента, выступают за продолжение боевых действий и оказание помощи Украине «…столько, сколько потребуется», и даже результаты промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2022 г. вряд ли могут внести какие-то существенные коррективы.

Ключевые слова
прекращение огня, переговоры, урегулирование конфликта, признание Крыма, отмена санкционной политики, статус русского языка на Украине, отказ Украины от вступления в НАТО, повторные референдумы
Классификатор
Получено
15.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
301
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Одной из предпосылок перехода конфликта в формат активных боевых действий можно назвать безрезультатность российско-американских переговоров по предложениям России о гарантиях её безопасности, принципах обеспечения безопасности в Европе, а также о нерасширении НАТО в конце прошлого года, поскольку российские предложения были, по сути, отвергнуты американской стороной. Непосредственным же триггером для начала спецоперации стала полученная разведывательная информация о готовности Вооружённых Сил Украины начать в ближайшее время вторжение в Донецк и Луганск, а также заявления украинского президента на Мюнхенской конференции по безопасности об отказе от безъядерного статуса Украины и стремление получить ядерное оружие, после чего российское руководство приняло решение действовать на опережение. Эскалация вооруженного конфликта, в который в немалой степени вовлечены США и многие страны Евросоюза (посредством предоставления значительной военной и финансовой помощи Киеву), а также последовавшее за этим массовое введение пакетов санкций против России, включая беспрецедентные шаги вроде заморозки российских золотовалютных резервов в размере 300 млрд долл. США, привели к глубокому кризису отношений России и Запада.

2

Дэвид Т. Пайн: отказ Украины от движения в НАТО, признание Крыма, гарантии статуса русского языка и отмена санкций

 

Значительная эскалация конфликта, а также тенденция к его долгосрочности с учётом усиления риторики о возможности применения ядерного оружия в этом конфликте1 и кризисных явлениях в экономиках стран Европы и США как обратного эффекта от санкций, привела к пониманию необходимости переговоров и поиска неких компромиссов. Это осознают как некоторые европейские политики (например, премьер-министр Венгрии В.Орбан), так и отдельные политические деятели в США (экс-президент США Д.Трамп, экс-посол США в СССР Джек Мэтлок), равно как и некоторые другие негосударственные акторы (представители отдельных «мозговых центров» и бизнесмены вроде главы корпорации «Тесла» (Tesla) и «СпейсИкс» (SpaceX) Илона Маска, инвестора и миллиардера Билла Экмана и т.п.).

1. Adam Forrest. Liz Truss says she’s «ready» to hit nuclear button if necessary. The Independent. // 24/08/2022. Available at: >>> (accessed: 14.11.2022).
3

Стоит, однако, отметить, что речь идёт именно об отдельных акторах и персоналиях, потому что основное большинство политического истеблишмента США настроено на продолжение боевых действий до победного для Украины исхода. Об этом свидетельствует, например, как недавнее заявление генсека НАТО Й.Столтенберга о том, что «победа России станет поражением для НАТО, этого нельзя допустить»2, так и заявления президента США о том, что Вашингтон поставками своей военной помощи желает обеспечить Украине максимально сильную позицию перед началом переговоров с Россией3. В то же время президент США Дж. Байден заявлял о нежелательности прямого военного конфликта с Россией и не исключил вероятности того, что Украине ради достижения мирного соглашения придётся пойти на уступки части своей территории.

2. Столтенберг заявил, что победа России в конфликте на Украине станет поражением НАТО. ТАСС. 11.10.2022. Available at: >>> (accessed; 14.11.2022).

3. В США заявили о планах обеспечить Украине сильную позицию к началу переговоров с Россией. RT. 18/10/2022. Available at: >>> (accessed: 13.11.2022).
4

Ещё в начале лета 2022 г., вскоре после взятия российской армией Мариуполя, план урегулирования российско-украинского конфликта, состоявший из 15 пунктов4, был выдвинут Дэвидом Т. Пайном, бывшим военным, а ныне заместителем директора по национальным операциям НКО «Целевая группа по национальной и внутренней безопасности» (EMP Task Force on National and Homeland Security). Автор утверждал, что это наиболее реалистичные и приемлемые условия для Украины, и они, с большой долей вероятности, будут приемлемы и для России. В качестве посредников потенциального мирного соглашения он предлагает Францию, Германию, Италию, Турцию и Израиль, по итогам подписания соглашения боевые действия должны быть полностью остановлены, а российские войска выведены с украинской территории, кроме Донецкой и Луганской республик. Целью мирного договора должно быть полное и окончательное разрешение конфликта, а не простая «заморозка» уже имеющихся разногласий и противоречий между сторонами, чтобы в будущем у России не было предпосылок для возобновления боевых действий. В проекте мирного договора также затрагивались отдельные аспекты безопасности как России, так и НАТО, что потенциально могло бы уменьшить вероятность конфронтации между Россией и Западом.

4. David T. Pyne. A Proposed Peace Plan to End the Russo-Ukraine War. The National Interest. 18/06/2022 Available at: >>> (accessed: 13.11.2022).
5 План мирного урегулирования конфликта состоял из следующих позиций:
6 1) Украина посредством изменения своей Конституции декларирует полный нейтралитет, который будет гарантирован всеми пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, равно как и национальный суверенитет и территориальную целостность страны (но в зависимости от выполнения Украиной соглашения). В свою очередь, Россия признает легитимность нынешнего правительства Украины. Также Украина должна вернуть официальный статус русского языка на территории страны, как и дать гарантию прав русскоязычным жителям.
7 2) Признание Украиной итогов референдума 2014 года о вхождении Крыма в состав России и отказ от попыток возврата полуострова какими бы то ни было средствами.
8 3) Установление окончательной границы на Донбассе по линии соприкосновения до 24 февраля 2022 года, уход российских войск со всех прочих занятых и удерживаемых территорий, кроме народных республик.
9 4) Проведение осенью 2022 года референдума на Донбассе, включая подконтрольные Киеву территории Луганской и Донецкой областей, на котором был бы вынесен вопрос о желании/нежелании жителей с обеих сторон находиться в составе независимых республик, либо быть в составе Украины. В случае победы сторонников за Донбасс в составе Украины, его территория должна быть полностью демилитаризована, в случае победы сторонников независимости Донбасса ВСУ должны будут покинуть этот регион, а ВС РФ будут иметь право там находиться только с разрешения местных органов власти.
10 5) Россия не возражает против вступления Украины в Европейский Союз.
11 6) Украина полностью прекращает все свои связи и контакты с НАТО, отказывается от всевозможных совместных учений и т.п., запретит дислокацию войск и размещение баз НАТО на своей территории.
12 7) Сокращение численности ВСУ до 150 тыс. военнослужащих и максимум до 100 тыс. резервистов.
13 8) Под контролем России Украина должна будет уничтожить все свои «ударные системы» (под этим понятием автор отмечает истребители, бомбардировщики, боевые вертолёты, беспилотники, артиллерию и миномёты калибром более 155 мм, РСЗО и большинство типов ракет), а также закрыть все американские биолаборатории, и осуществить допуск к ним российских инспекторов.
14 9) Беспрепятственное возвращение всех беженцев, военнопленных и гражданских пленных в свои соответствующие страны.
15 10) Отсутствие требований о репарациях от обеих сторон, никаких международных трибуналов по итогам конфликта.
16 11) США и ЕС обеспечат выделение значительных денежных средств на восстановление Украины.
17 12) Восстановление дипломатических отношений между сторонами конфликта в полном объёме после подписания проекта мирного соглашения, а также между Россией и странами Запада.
18 13) Отмена всех пакетов санкций после выполнения пунктов мирного договора, возврат всех замороженных российских средств их законным владельцам.
19 14) Письменные гарантии со стороны США и НАТО России об окончательном отказе от планов расширения НАТО на восток или вдоль российских границ. В свою очередь, Россия должна дать согласие на вступление Швеции в НАТО, а также не возражать против вступления в альянс любой другой европейской страны, которая не имеет общих с ней границ.
20 15) Начало диалога между Россией и НАТО о включении России в систему общей безопасности Европы, продление Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), а также диалог об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ).
21 Таким образом, обобщает автор, в случае реализации данного плана и при победе на референдуме в Донбассе сторонников независимости, Украина потеряла бы только 6,5% своей территории, в то время как полное возвращение южных её регионов, включая Херсон и Запорожье, были бы вполне нормальной компенсацией. Даже несмотря на текущую обстановку по состоянию на ноябрь 2022 г., с учётом оставления ВС РФ Херсона и правобережья Днепра, шансы Киева на полное возвращение всех прибрежных территорий силовым путём не слишком велики, так что подобная договорённость выглядела бы достаточно разумной.
22 Автор отмечает, что переговоры между Россией и Украиной о возможном заключении мирного соглашения отвечали бы интересам США, что помогло бы избежать дальнейшей эскалации конфликта. США могли бы пойти на такие шаги для того, чтобы приостановить введение новых экономических рестрикций против России и отправку огромных объёмов военной и финансовой помощи Украине в обмен на немедленное прекращение огня со стороны России и возобновление мирных переговоров.
23 Отмена санкций могла бы быть полезной для США, хотя бы по той причине, что переговоры привели бы к положительному эффекту в виде существенного снижения цен на топливо, продовольствие и энергоносители, поскольку высокая инфляция и рост цен на эти категории товаров являются довольно болезненными для нынешней администрации.
24

По всем этим причинам, заключает автор, в национальных интересах США и Украины как можно скорее завершить работу над мирным соглашением и положить конец конфликту5.

5. Ibidem.
25

Однако очевидно, что в условиях недавно прошедших референдумов, в том числе на территориях Запорожской и Херсонской областей, и присоединения их к России, отдельных успехов ВСУ в Харьковской области и на правобережье Днепра, а также нежелания Киева вести переговоры с нынешним политическим руководством России, реальность воплощения этих пунктов в жизнь крайне невелика.

26

Илон Маск: признание Крыма, отказ Украины от НАТО и повторные референдумы

 

Стоит также отметить появившиеся совсем недавно предложения главы корпорации «Тесла» и «СпейсИкс» Илона Маска по урегулированию конфликта, состоящие всего лишь из 4 пунктов, но также не лишённых здравого смысла. Это 1) формальное признание Крыма российской территорией (которая, по его уточнению, была ошибочно передана Украине в 1954 г.), 2) обеспечение стабильного водоснабжения полуострова, 3) обязательство Украины сохранять нейтралитет и не вступать в НАТО и, наконец, 4) повторные референдумы о присоединении к России в Херсонской и Запорожской области, которые закрепят эти территории за Москвой, если местные жители снова скажут да, а если нет, то Россия навсегда должна покинуть их6.

6. Kremlin welcomes Elon Musk proposal for Ukraine settlement denounced by Kiev. Reuters. 04/10/2022. Available at: >>> (accessed: 13/11/2022).
27 Генеральный директор «Теслы» также добавил, что «весьма вероятно, что этим всё и кончится – вопрос лишь в том, сколько ещё людей погибнет до этого», он полагает, что специальная военная операция России рано или поздно всё равно будет завершена в её пользу. Другим возможным, хотя и маловероятным, исходом он называет ядерную войну, а сторонником третьей мировой войны, по его признанию, он не является.
28

С ним согласен и Джордж Биб, директор по общей стратегии Института Куинси ответственного госуправления (Quincy Institute for Responsible Statecraft). Он утверждает, что, может быть, Маск и ошибается в деталях мирного урегулирования, но однозначно прав в том, что, если события на Украине будут продолжаться в том же русле, как и сейчас, Соединённые Штаты и Россия движутся к столкновению, которое может иметь катастрофические последствия для всех сторон конфликта, и что подход Америки к этой растущей проблеме требует срочной корректировки и ошибочно загонять российского президента в угол, ставя его перед выбором: унижение или ядерная эскалация7.

7. George Beebe. Why Elon Musk is right. Quincy institute for responsible statecraft. 04/10/2022. Available at: >>> (accessed: 12.11.2022).
29

Джек Мэтлок: двухстороннее прекращение огня с помощью США

 

Экс-посол США в СССР Джек Мэтлок также высказался в пользу урегулирования конфликта и необходимости участия в этом США8. Как ключевой игрок в обороне Киева и лидер санкций против России, Вашингтон обязан помочь найти выход.

8. Jack F. Matlock. Why the US must press for a ceasefire in Ukraine. Responsible statecraft. 17/10/2022. Available at: >>> (accessed: 10.11.2022).
30

Он указывает на некоторые недавние события, которые, по его мнению, направили войну на Украине в более опасное русло.

31 – Прошедшие референдумы и присоединение новых областей к России резко сузили возможность достижения компромиссных решений, что было возможно ранее.
32 – Разрушительные атаки на оба трубопровода «Северный поток» означают невозможность России оставаться основным поставщиком энергоносителей в Германию в ближайшей и среднесрочной перспективе, даже в случае прекращения боевых действиях на Украине.
33 – Теракт на Крымском мосту развязал России руки и дал предлог для массированных атак на украинские объекты энергетики и инфраструктуры.
34 – Российские ответные удары, очевидно, причинят Украине бóльший урон, чем Украина может нанести России.
35 Как считает Мэтлок, войны можно было бы избежать. Для этого Украина должна была бы действительно выполнять условия Минских соглашений, дать автономию Донбассу и пообещать России не вступать в НАТО. Однако время уже упущено, сейчас уже невозможно то, что было возможно ещё год назад. И дальнейшее продолжение боевых действий в случае неудач Украины будет грозить ей полным крахом и уничтожением.
36

Помимо прочего, недавнее заявление экс-канцлера ФРГ А. Меркель относительно истинной цели Минских соглашений для Запада (выиграть время для Украины, за которое она могла бы усилиться и вооружиться) отчётливо показывает, что они изначально не собирались решать конфликт мирным путём, а соглашения были всего лишь ширмой, прикрытием9.

9. Меркель заявила, что Минские соглашения были попыткой «дать Украине время». ТАСС. 07.12.2022. Available at: >>> (accessed: 21.12.2022).
37 «Как можно остановить войну?» – задаётся он вопросом. И сам же отвечает, что однозначного способа это сделать может и не быть с учётом ожесточения общественных позиций обеих стран. Россия и Украина к настоящему моменту уже понесли весьма существенные потери, и их общества, скорее всего, будут категорически против того, чтобы идти на какие бы то ни было уступки другой стороне. Однако продолжение конфликта сулит только ещё большие потери украинских жизней, дальнейшее уничтожение гражданской инфраструктуры и вероятность дальнейшей эскалации конфликта.
38 Единственным, с точки зрения Мэтлока, практическим способом остановить настоящие боевые действия было бы договориться о прекращении огня. Он соглашается, что это было бы очень трудно для украинцев, поскольку они освобождают некоторые занятые Россией территории, однако, подчёркивает он, в случае дальнейшего продолжения боевых действий Россия может нанести Украине куда больший ущерб, чем Украина может нанести России.
39 Во многом Дж. Мэтлок высказывает похожее мнение, что и Дэвид Т. Пайн: США должны склонить Украину к мирным переговорам, будучи главным поставщиком вооружений для них, а также воздействовать и на Россию с целью заставить её пойти на прекращение огня.
40 Автор обращает особенное внимание на то, что переговоры о возможном мирном соглашении должны вестись в частном порядке, неофициально, чтобы иметь надежду на успех, а это потребует возвращения к нормальному состоянию американо-российской дипломатии, поскольку за последние несколько лет регулярные взаимные высылки дипломатов нанесли огромный урон дипломатическим отношениям. Тем не менее, если есть желание говорить и вести переговоры, пути могут быть найдены. Пока, по-видимому, не хватает именно воли, считает Мэтлок.
41

Заключение

 

Резюмируя изложенное, можно отметить, что в США есть представители негосударственных структур, придерживающихся точки зрения о необходимости подлинных переговоров между Россией и Украиной и завершения конфликта, однако они крайне малочисленны, и, по сути, не оказывают никакого влияния на принимающих политические решения. Очевидно, что Соединённым Штатам выгодно продолжение конфликта по ряду причин. Среди них и загрузка своего военно-промышленного комплекса новыми заказами, и устранение России с европейского газового рынка, и, как результат, переезд части европейских производств в США вследствие энергетического кризиса в Европе. А все контакты США с Россией, по сути, сводятся к тому, чтобы лишь снизить риски эскалации конфликта и сохранить каналы связи, а не найти подлинное решение конфликта. Сумантра Маитра, научный сотрудник по национальной безопасности в Центре национальных интересов, ещё один представитель подхода политического реализма, отмечает, что США сами загнали себя в ловушку своим решением помогать Киеву «столько, сколько потребуется», выделяя колоссальные суммы на его поддержку, но при этом неформально подталкивая Украину к переговорам, поскольку за прошедшие месяцы конфликт нанёс тяжёлый урон мировой экономике, в том числе и американской, существенно повысив напряжение в американском обществе и вызвав вполне явные страхи ядерной войны10.

10. Sumantra Maitra. $66 Billion In, It’s clear realists were right about Ukraine. The Federalist. 10/11/2022. Available at: >>> (accessed: 12.11.2022).
42

Однако пока что милитаристский подход по-прежнему преобладает в политических и научных кругах США, которые с прежней решительностью высказываются за решение конфликта на поле боя. Для России ничего не меняется (даже в свете прошедших недавно выборов в Конгресс) – цели спецоперации, заявленные её высшим политическом руководством, должны быть выполнены, потому что в ином случае это может грозить стране крайне тяжёлыми последствиями.

Библиография

1. Adam Forrest. Liz Truss says she’s «ready» to hit nuclear button if necessary. The Independent. // 24/08/2022. Available at: https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/liz-truss-nuclear-button-ready-b2151614.html (accessed: 14.11.2022).

2. Столтенберг заявил, что победа России в конфликте на Украине станет поражением НАТО. ТАСС. 11.10.2022. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16019257 (accessed; 14.11.2022).

3. В США заявили о планах обеспечить Украине сильную позицию к началу переговоров с Россией. RT. 18/10/2022. Available at: https://russian.rt.com/world/news/1062781-ssha-peregovory-ukraina (accessed: 13.11.2022).

4. David T. Pyne. A Proposed Peace Plan to End the Russo-Ukraine War. The National Interest. 18/06/2022 Available at: https://nationalinterest.org/feature/proposed-peace-plan-end-russo-ukrainian-war-203009 (accessed: 13.11.2022).

5. Ibidem.

6. Kremlin welcomes Elon Musk proposal for Ukraine settlement denounced by Kiev. Reuters. 04/10/2022. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/kremlin-welcomes-elon-musk-proposal-ukraine-settlement-denounced-by-kyiv-2022-10-04/ (accessed: 13/11/2022).

7. George Beebe. Why Elon Musk is right. Quincy institute for responsible statecraft. 04/10/2022. Available at: https://responsiblestatecraft.org/2022/10/04/why-elon-musk-is-right/ (accessed: 12.11.2022).

8. Jack F. Matlock. Why the US must press for a ceasefire in Ukraine. Responsible statecraft. 17/10/2022. Available at: https://responsiblestatecraft.org/2022/10/17/on-ukraine-the-us-is-on-the-hook-to-find-a-way-out/ (accessed: 10.11.2022).

9. Меркель заявила, что Минские соглашения были попыткой «дать Украине время». ТАСС. 07.12.2022. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16526199 (accessed: 21.12.2022).

10. Sumantra Maitra. $66 Billion In, It’s clear realists were right about Ukraine. The Federalist. 10/11/2022. Available at: https://thefederalist.com/2022/11/10/66-billion-in-its-clear-the-realists-were-right-about-ukraine/ (accessed: 12.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести