Крупный бизнес США в условиях торможения экономики в 2022 году: проблемы и перспективы
Крупный бизнес США в условиях торможения экономики в 2022 году: проблемы и перспективы
Аннотация
Код статьи
S207054760023907-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Козлов Вадим Олегович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Института США и Канады имени академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Крупный бизнес США в условиях замедления темпов восстановления американской экономики в 2022 г. столкнулся с рядом проблем: продолжающимися сложностями с производством в Китае, ростом инфляции и конфликтом на Украине. Тем не менее, последовавший в связи с этими событиями рост цен на сырье, компенсировал убытки целому ряду американских корпораций, вследствие чего уже во II квартал 2022 г. они вышли с рекордными прибылями. Тем не менее, одним из негативных последствий этого стали тенденции к монополизации, в частности в сфере жилищного строительства, грозящие проблемами для рыночной экономики США. 

Ключевые слова
Корпорации, крупный бизнес, монополизм, рецессия, инфляция
Классификатор
Получено
15.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
293
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Крупный бизнес США – один из локомотивов современной американской финансово-промышленной системы. 2022 год обозначился замедлением американской экономики в связи с последствиями финансовых вливаний в неё во время ковидных ограничений 2020–2021 гг., началом российской специальной военной операции на Украине, а также инфляционными последствиями старта реализации «Инфраструктурного плана» Дж. Байдена. К октябрю 2022 г. государственный долг США достиг рекордных 31 трлн долл. Проблему особенно обострил рекордный за четыре десятилетия рост стоимости розничного топлива и инфляция, ставшая причиной серьёзных экономических трудностей для американского большого бизнеса. Для ряда крупных американских компаний составляет дополнительную сложность санкционная нагрузка, связанная с пролонгацией рестрикций американской администрации в отношении КНР. Несмотря на экономические трудности, ещё с конца 2021 г. начала расти прибыль корпораций. Российский исследователь В.Б. Супян отмечает, что «уже в III квартале 2021 г. они [прибыли крупных американских компаний. В.К.] были на 21% выше допандемического уровня. Рост прибыли стимулировал и деловые инвестиции. Они переместились от строительства в сторону оборудования, информационных технологий и программного обеспечения»1. Тем не менее, новые вызовы 2022 г. стали не только серьёзным испытанием, но и временем возможностей для крупного бизнеса США.

1. Супян В. Б. Экономическая конъюнктура в США в 2022 г.: тенденции и прогнозы // Россия и Америка в XXI веке. 2022. Выпуск № 3. Available at:  >>> (accessed: 12.11.2022). DOI: 10.18254/S207054760020730-0
2

Корпоративные настроения

 

Сложная экономическая ситуация сказалась на всех американских корпорациях без исключения. Замораживание найма и увольнения становились всё более распространёнными в течение 2022 г., поскольку американские предприятия стремились сократить расходы на волне опасений возможной рецессии. Индекс «Форчун 500» (Top Fortune), показывающий настроения представителей крупнейших американских корпораций, в конце августа опустился до уровня 1979 г., когда очередной нефтяной кризис способствовал росту опасений за будущее экономики США, следствием чего стала скорая победа на выборах представителя Республиканской партии Р. Рейгана. Однако не все экономисты ожидают возможной рецессии. Так, согласно опросу «Уолл-стрит джорнэл», 63% экспертов прогнозируют «мягкую посадку» экономики без наступления кризиса. В частности, Брайан Виз, директор Экономического совета при президенте Дж. Байдене отметил, что состояние экономики США в 2022 г. вполне благоприятное и растущий рынок труда и рост потребительских расходов позволят преодолеть возникающие проблемы2.

2. Там же.
3

Понятно, что это беспокоит многих сотрудников, что, в свою очередь, сказывается и на рабочей атмосфере в компаниях. В сентябре 2022 г. опросы сотрудников двадцати крупнейших американских компаний показали, что 78% работников опасаются, что они потеряют работу во время следующей рецессии. Кроме того, 56% заявили, что они не готовы терять в финансовом отношении, а 54% заявили, что согласились бы на сокращение зарплаты, чтобы избежать увольнения3. Компании испытывают трудности и с производством продукции, что связано с продолжающимися карантинными ограничениями на заводах в Китае и Вьетнаме. Так, в начале ноября в связи со вспышкой коронавируса вновь, в очередной раз, было остановлено производство и вся экономическая активность в одном из важнейших экономических центров КНР в Гуаньчжоу4.

3. Something’s coming: How US companies can build resilience, survive a downturn, and thrive in the next cycle. Available at: >>> (accessed 11.11.2022).

4. В Китае введён жёсткий карантин из-а новой вспышки COVID-19. Интернет-ресурс. Available at: >>> (accessed: 11.11.2022).
4 Представляется целесообразным рассмотреть вопрос прибылей крупнейших американских корпораций за первые три квартала 2022 года. Влияет ли рост опасений рецессии и снижение доходов американских домохозяйств на уровень прибыли крупного бизнеса?
5

Прибыли корпораций в 2022 году

 

Данные Министерства торговли США от сентября 2022 г. показывают, что прибыль корпораций выросла на 35% за последний год и находится на самом высоком уровне с 1950 года. Инфляция тем временем выросла до 9,5% в годовом исчислении в октябре. Рассмотрим, опираясь на данные статистики, опубликованные компаниями в различных отраслях, и сравним прибыль за последний квартал с тем же кварталом двумя годами ранее, до пандемии. Повышение цен было получено путём проверки отчётов о доходах, хотя в них часто отсутствовала конкретика. Эти данные не претендуют на то, чтобы быть окончательными, но показывают, как широкая выборка компаний повысила цены, даже несмотря на скачок прибыли.

6

Особенно высокий рост прибыли показали компании сырьевого сектора американской экономики. На фоне резкого роста цен на газ рост прибыли нефтяного гиганта «Шеврон» на 240% стал частью «двух самых успешных кварталов, которые когда-либо видела компания»5, что привело к увеличению дивидендов и заверениям в том, что она сохранит добычу на низком уровне для поддержания высоких цен. Прибыль сталелитейной корпорации «Стиль Дайнемикс» увеличилась на 809%. Инфляция существенно не повлияла на компанию, поскольку более высокие цены превысили возросшие затраты на цепочку поставок. Прибыль гиганта по производству удобрений «Нутриен» выросла примерно на 1,2 млрд долл. благодаря более высоким отпускным ценам, которые более чем компенсировали высокие затраты на сырьё и снижение объёмов продаж.

5. Chevron quarterly release. Quarter 3, 2022. Available at: >>> (accessed: 12.11.2022).
7

Анализ показал, что сырьевые компании, торгующие нефтью, древесиной, каучуком, мясом, пшеницей, сталью, и компании горнодобывающей промышленности, зафиксировали наибольший рост прибыли, в то время как рестораны и розничные торговцы продемонстрировали меньшие улучшения или даже убытки. «Скачки цен на сырьевые товары отражаются по всей цепочке поставок, в итоге ударяя по потребителям»6, – отметил Мартин Шмальц, экономист Оксфордского университета. Тем не менее, инфляция увеличивает прибыль компаний, позволяя не допустить у себя массовых сокращений и увеличивая их инвестиционные возможности.

6. Schmalz M. How to save the Market Economy. Available at: >>> (accessed: 12.11.2022).
8

Тенденции монополизации американской экономики

 

Одной из отраслей, которая наглядно иллюстрирует, как корпорации использовали нынешний дисбаланс спроса и предложения для увеличения своей прибыли, является сфера жилищного строительства.

9

В последние месяцы средние цены продажи на «раскалённом» рынке новостроек взлетели выше 500 тыс. долл. Популярное объяснение этому рекордному росту – инфляция, сжатие цепочек поставок и рост затрат на строительные материалы. Однако свой вклад внёс и другой, менее широко освещаемый фактор. В материалах расследования газеты «Гардиан» отмечается, что два крупнейших застройщика страны, «Пульт групп» и «Леннар», намеренно снизили стоимость строительства жилья и предприняли другие шаги, направленные на поддержание высоких цен путём ограничения предложения. Прибыль «Леннар» за первые два квартала 2022 г. выросла на 78%, в то время как прибыль «Пульт групп» подскочила на 97%7.

7. Something’s coming: How US companies can build resilience, survive a downturn, and thrive in the next cycle. Available at: >>> (accessed: 11.11.2022).
10

Поднявшись по цепочке поставок, производитель древесины «Бойс каскад» продемонстрировал рост прибыли более чем на 1 100%, что в значительной степени объясняется беспрецедентными ценами в 2021 году. Руководители хвастались, что повышение рентабельности было лишь «частично компенсировано» инфляционными издержками и издержками цепочки поставок8. Рост прибыли наблюдался в 2022 г. во всех отраслях, связанных со строительством. Так, в «Хоум депо», где прибыль выросла на 38% и примерно на 2 млрд долл. соответственно, объём продаж и ценообразование способствовали росту продаж, поскольку клиенты платили за пиломатериалы в 4 раза больше. Однако следует отметить нарастание общей тенденции монополизации как раз в тех отраслях, которые показали наибольшую прибыль за первые три квартала 2022 года. По некоторым оценкам, «Хоум депо» в 2022 г. контролирует около трети рынка товаров для дома и владеет ещё большей долей сектора потребительских пиломатериалов. «Леннар» и «Пульт групп» контролируют около 20% рынка американского домостроения (хотя во многих штатах Среднего Запада этот показатель, вероятно, намного выше), а «Бойс каскад» контролирует около трети рынка фанеры.

8. The Home Depot. Quarter 3, 2022 Statistics. Available at: >>> (accessed: 12.11.2022).
11 В зависимости от типа продукции цены на некоторые товары устанавливаются биржами, что, в значительной степени устраняет ценовую власть некоторых компаний. Однако консолидация сырьевых товаров может открыть дверь для другой формы ценовой власти – повышения стоимости за счёт искусственного поддержания предложения на низком уровне.
12

Заключение

 

Крупный бизнес США в 2022 г. столкнулся с целым рядом трудностей – от инфляционных последствий начала реализации «Инфраструктурного плана» Дж. Байдена до сложностей с логистическими цепочками в связи с продолжающимися коронавирусными ограничениями в Китае и специальной военной операцией на Украине. Тем не менее, большинство американских корпораций закончат год с прибылью в связи с рекордным ростом цен на сырье на внутреннем и внешнем рынках, что компенсирует им все экономические издержки. Рост американской инфляции сопровождается также и ростом доходов американского среднего класса, что толкает потребление потребительских товаров вверх. Перспективы глубокой рецессии выглядят маловероятными на данный момент, что должно поспособствовать росту экономического оптимизма со стороны крупных компаний на перспективы американской экономики в 2023 году.

Библиография

1. Супян В. Б. Экономическая конъюнктура в США в 2022 г.: тенденции и прогнозы // Россия и Америка в XXI веке. 2022. Выпуск № 3. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760020730-0-1/ (accessed: 12.11.2022). DOI: 10.18254/S207054760020730-0

2. Там же.

3. Something’s coming: How US companies can build resilience, survive a downturn, and thrive in the next cycle. Available at: https://www.mckinsey.com/capabilities/risk-and-resilience/our-insights/somethings-coming-how-us-companies-can-build-resilience-survive-a-downturn-and-thrive-in-the-next-cycle (accessed 11.11.2022).

4. В Китае введён жёсткий карантин из-а новой вспышки COVID-19. Интернет-ресурс. Available at: https://www.tvc.ru/news/show/id/253914 (accessed: 11.11.2022).

5. Chevron quarterly release. Quarter 3, 2022. Available at: https://chevroncorp.gcs-web.com/static-files/397bd430-54bc-435e-b926-c53b61886c19 (accessed: 12.11.2022).

6. Schmalz M. How to save the Market Economy. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=AmZ_VKP4A-g (accessed: 12.11.2022).

7. Something’s coming: How US companies can build resilience, survive a downturn, and thrive in the next cycle. Available at: https://www.mckinsey.com/capabilities/risk-and-resilience/our-insights/somethings-coming-how-us-companies-can-build-resilience-survive-a-downturn-and-thrive-in-the-next-cycle (accessed: 11.11.2022).

8. The Home Depot. Quarter 3, 2022 Statistics. Available at: https://www.homedepot.com (accessed: 12.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести