Системные факторы и тенденции изменения миропорядка
Системные факторы и тенденции изменения миропорядка
Аннотация
Код статьи
S207054760023906-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Золотарёв Павел Семёнович 
Должность: Руководитель научного направления
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Начало специальной военной операции на Украине сопровождается предположениями о начале формирования нового миропорядка и возрождения его биполярного характера. В статье обращается внимание на тот факт, что мировое сообщество находится на этапе самоорганизации, придающей ему свойство единой системы, все элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы в реальном масштабе времени. Эти свойства системы сопровождаются возрастанием темпов развития и сжатием исторического времени. В этих условиях возникает объективная потребность в выстраивании международных отношений на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, соблюдения определённых правил морального поведения государств при сохранении неравномерного развития и конкурентной среды. Показана на конкретных примерах тенденция распространения практики использования юридически не оформленных обязательств и правил поведения. Дан анализ сформировавшихся исторически особенностей использования фактора самоорганизациями Китая, США, европейскими государствами и России. На основании этого анализа прогнозируется их поведение в ближайшей перспективе. Обращено внимание на проявление некоторых тенденций изменения миропорядка. Они связанны с самоорганизацией государств как по региональному принципу, так и на основе общих интересов направленных на создания благоприятных условий для своего развития. Эта тенденция соответствует формированию мирового сообщества в виде единой системы, состоящей из взаимосвязанных и пересекающихся структурных объединений государств. Отмечается, что к настоящему времени и Человечество как неравновесная система находится в критическом состоянии. Либо оно перейдёт в новое состояние, гармонично существуя на планете Земля, либо в точке бифуркации получит иной импульс, способный поставить финальную точку в существовании Человечества. 

Ключевые слова
миропорядок, политические цели, самоорганизация, безопасность, информационная безопасность, космическая безопасность, правила поведения, международное право, факторы самоорганизации, переходные процессы
Классификатор
Получено
01.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
285
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Начало спецоперации на Украине практически сразу вызвало череду утверждений и обоснований, что мир стал другим и впереди формирование нового миропорядка.

2 Официально заявленные цели спецоперации не были связаны со столь масштабными задачами. Но это и логично. Политические цели военной операции важны в чётком изложении для военного планирования. От этого зависит правильный выбор военной стратегии и оперативно-стратегическое планирование операции. Публичное объявление политической цели уже является частью информационной операции и поэтому может существенно отличаться от реальной цели.
3

В то же время 24 марта заместитель председателя Совета безопасности России Д. Медведев в интервью РИА новости отметил, что «однополярному миропорядку пришёл конец. Американцы больше не являются хозяевами планеты Земля»1. Что в этих словах, эмоциональное восприятие неожиданно резких санкций или скрытый замысел спецоперации? Несколько ранее министр иностранных дел С. Лавров в ходе выступления в МГИМО сказал, что «Запад ввёл санкции против РФ, чтобы возродить однополярный мир»2, а 11 апреля 2022 г. он заявил, что «специальная военная операция призвана положить конец безоглядному расширению и безоглядному курсу на полное доминирование США и под ними остальных западных стран на международной арене»3. Суммарно эти высказывания могут восприниматься в качестве одной из целей специальной операции.

1. Виолетта Ханенева. Медведев заявил о конце «однополярного мира // Газета.Ru 24.03.2022. Available at: >>> (accessed 25.10.2022).

2. Там же.

3. Лавров рассказал, с чем призвана покончить операция России на Украине // РИА Новости. 11.04.2022. Available at: >>> (accessed 25.10.2022).
4 После окончания холодной войны закончился биполярный миропорядок, державшийся на противоборстве двух несовместимых систем. До 2000 г. мир был однополярным с безусловным доминированием США. Соединённые Штаты в этот период ставили перед собой задачу обеспечения процветания своей страны в условиях отсутствия прямых военных угроз. В стратегиях национальной безопасности выдвигалась задача помощи в становлении демократии в России, в других государствах, возникших на постсоветском пространстве и в государствах Восточной Европы, входивших ранее в состав социалистического лагеря. В эти годы бюджет Соединённых Штатов отличался профицитом, и проблемы дефицита государственного бюджета, как в последние годы, не существовало. Беспокойство у Соединённых Штатов вызывали лишь распространение ядерного оружия и нестабильность на региональном уровне.
5 Тем не менее в редакциях стратегий национальной безопасности последних президентских лет У. Клинтона, стали фигурировать такие понятия, как «асимметричные» и «неожиданные» вызовы безопасности. Одновременно отмечалось, что эти вызовы не связаны с военной мощью государства и что страна к этим вызовам не готова. Правильность этих выводов подтвердилась достаточно скоро – 11 сентября 2001 года, но уже в период президентства Дж. Буша-младшего. Примечательно, также, что ещё в 1997 г. четырёхгодичный оборонный обзор (QDR-1997), был пронизан озабоченностью сохранением США своего глобального доминирования хотя бы до 2015 г., чтобы предотвратить хаос в международной обстановке, вызванных проявлением, хотя ещё и не понятных, новых угроз.
6 Нет оснований предполагать, что американские аналитики в 1997 г. предвидели события на Украине в 2015 году. Однако ощущение потери Соединёнными Штатами возможности контроля и влияния на обстановку в глобальном масштабе было верным.
7

США, судя по всему, никогда не были озабочены проблемами построения миропорядка. Прав Генри Киссинджер: «По-настоящему глобального "мирового порядка" никогда не существовало. То, что признаётся ныне за таковой, сложилось в Западной Европе почти четыре столетия назад, его основы были сформулированы на мирных переговорах в немецкой области Вестфалия, причём без участия – или даже внимания – большинства стран на других континентах и большинства иных цивилизаций»4.

4. Киссинджер Генри. Мировой порядок: АСТ; Москва; 2015
8 В других регионах планеты процессы формирования государств и межгосударственных отношений развивались иначе и другими темпами. Несмотря на закономерную неравномерность темпов развития, их направленность общая и обусловлена свойством самоорганизации, присущей, как известно, и живым, и не живым системам.
9

К настоящему времени складываются условия, при которых есть основание рассматривать Человечество, как единую живую систему5, что вполне согласуется и с докладами Римского клуба. Экспоненциальный рост численности населения планеты и развитие средств коммуникации, прежде всего информационных, переводят эту систему в качественно новое состояние. «Новые способы обработки и передачи информации объединяют регионы как никогда прежде, проецируют местные события на глобальный уровень – но так, что препятствуют их полноценному осмыслению, в то же время требуя от государственных лидеров моментальной реакции…»6. Происходит эффект сжатия исторического времени. Астрономическое время остаётся неизменным, но для человека количество событий, происходящих в единицу времени, увеличилось в разы. Изменения, которые ранее занимали десятилетия или столетия, сейчас происходят за месяцы или годы. Взаимосвязанность обуславливает взаимозависимость. Отсюда потребность в выработке определённых правил поведения на всех уровня – общество, государство, мировое сообщество.

5. Куликов Ю.А. Закономерности управления социально экономическими системами Available at: >>> (accessed 25.10.2022).

6. Там же.
10 Повышается актуальность именно правил поведения, что не отрицает необходимость развития международного права. При всей важности юридически обязывающих норм в сфере международных отношений, их разработка и принятие занимает много времени и к моменту вступления в действие велика вероятность, что их содержание уже не соответствуют новой обстановке.
11

Жизнь развивается быстрей, чем разработка юридически обязывающих документов. Но и достижение договорённостей по правилам поведения представляет собой задачу достаточно сложную. Естественно, что инициативу в выработке таких правил проявляют наиболее сильные государства. Так, например, США в своё время проявили инициативу в выработке правил поведения в экономической сфере в условиях глобализации. Они нашли своё отражения в правилах Вашингтонского консенсуса. По существу, их содержание в наибольшей степени соответствовало интересам наиболее развитых стран и, в первую очередь Соединённых Штатов. С появлением новых центров экономической мощи эти правила не в полной мере стали соответствовать интересам США. Складывается впечатление, что, в период своего президентства Дональд Трамп как раз и проявил в своей манере недовольство сложившимися экономическими правилами. Интересно, что и в России нашли основания обвинить правила Вашингтонского консенсуса и Соединённые Штаты в наших экономических проблемах, вынудившие Россию следовать этим правилам. Делается вывод, что «Запад не в состоянии обеспечить мир, "основанный на правилах", ни в мире, ни в своих границах»7. По поводу жизни по правилам, отвечая на вопрос о целях поставки Соединёнными Штатами оружия Украине, министр иностранных дел России С. Лавров сказал, что «США добиваются того, о чём они объявили уже давно: Россия должна знать своё место, Россия не имеет права на собственный голос в международных делах, Россия должна соблюдать правила, которые изобретены США»8.

7. Совсем не конец истории. О фатальных просчётах политики США после холодной войны. Независимая газета. 19.07.2022. Available at: >>> (accessed 25.10.2022).

8. Лавров заявил, что поставки оружия в Украину не лишают Россию права голоса. Available at: >>> (accessed 25.10.2022).
12 Тем не менее, тенденция к выработке правил поведения, не отрицая перспективы оформления их в последующем в качестве юридически обязательных норм, достаточно явно себя проявляет.  
13

Правила поведения – проявление тенденции

 

Примеры поведения и выстраивания отношений между государствами не на основе юридически оформленных норм можно найти и в прошлом. Так, например, 19 ноября 1985 г. главы двух великих ядерных держав Горбачёв и Рейган подписали совместное заявление, в котором констатировали, что «ядерная война недопустима», поскольку «в ней не может быть победителей». В этом же заявлении было совместное обещание не стремиться «к военному превосходству друг над другом». В то время сама встреча рассматривалась как безрезультативная в практическом плане. Тем более что в последующем были сделаны практические шаги и подписаны важные документы, например, о ракетах средней и малой дальности. До недавнего времени Россия и США оставались привержены духу совместного заявления Горбачёва и Рейгана, но когда наступили времена, названные новой холодной войной, то вновь вспомнили и об этом «не имеющем практического значения» совместном заявлении. Вновь два лидера самых больших ядерных держав подтвердили приверженность этому юридически не обязывающему заявлению более чем 30-летней давности. Правда, к сожалению, того духа и стремления к миру, который присутствовал в Женеве в те далекие годы, уже нет, а вместо обещания не стремиться «к военному превосходству друг над другом» возникла угроза гонки вооружений. Но это уже другой вопрос.

14 Не обращаясь к другим примерам из прошлого, несколько примеров из настоящего, которые дают основание утверждать о наметившейся тенденции.
15

Международный терроризм. Уже более 20 лет прошло с тех пор как международное сообщество столкнулось с проблемой международного терроризма (ранее в рамках Группы семи (G7) рассматривались только террористические угрозы на транспорте). Однако норм международного права, дающих чёткое определение понятию «международный терроризм», до сих пор нет. Каждое государство принимает свои законы, определяет понятия в сфере терроризма и формирует свой список террористических организаций. Тем не менее необходимость объединения международных усилий в борьбе с терроризмом вынуждает находить формы взаимодействия. Так, в 2014 г. США начали борьбу с ИГИЛ (организация признана в РФ террористической), сформировав международную коалицию государств вне рамок ООН и одновременно стремясь свергнуть главу Сирии Башара Асада. Россия отказалась входить в коалицию под руководством США и включилась в борьбу с ИГИЛ, объединяя свои усилия с законным правительством Сирии. Однако, несмотря на наличие разногласия по многим вопросам, Россия и США смогли наладить рабочее взаимодействие военачальников различного ранга, позволившего избежать опасных взаимных инцидентов и согласованными усилиями нанести поражение ИГИЛ. Есть и примеры взаимного информирования о террористических угрозах, что отражает рабочие контакты соответствующих спецслужб России и США.

16 Космическая безопасность. В сфере обеспечения безопасности в космической деятельности мы, к сожалению, в нормотворчестве не далеко ушли от первых договоров более чем полувековой давности. Угроза появления оружия в космосе появилась одновременно с появлением первых спутников Земли. Военные сразу начали обсуждать варианты использования космического пространства, не разделённого государственными границами, для размещения оружия и для ударов из космоса по объектам на земле, и для уничтожения космических аппаратов противника.
17

После первых испытаний ядерного оружия в космосе стали ясны длительные последствия для безопасности космических аппаратов независимо от их государственной принадлежности. СССР, США и Великобритания в августе 1963 г. подписали Договор о запрещении ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Договор был открыт для подписания, и на данный момент к нему присоединилось 131 государство. Реагируя на озабоченность мирового сообщества перспективой размещения ядерного оружия в космосе, Генеральная Ассамблея ООН приняла в октябре 1963 г. соответствующую резолюцию9. Но потребовалось ещё четыре года, чтобы появился Договор о принципах космической деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела10. Договор не запрещал военной деятельности в космосе, но предусматривал обязательство не выводить в космос объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения.

9. Вопрос о всеобщем и полном разоружении (A/RES/1884(XVIII)A/PV,1244, 17 октября 1963г.)

10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1962 9XVIII0, 13 декабря 1963 г.
18 К настоящему времени милитаризация космоса продолжается. На данном этапе космос насыщается не только космическими системами военного назначения. Коммерческие космические системы гражданского назначения разрабатываются под вниманием военных ведомств, а иногда с его участием. Если гражданские системы могут быть полезны военным, то предусматривается возможность их использования в интересах военного ведомства. Исключением остаётся только пилотируемая космонавтика, но и в этой сфере ситуация начинает меняться в худшую сторону. Намерение отдельных государств создавать национальные космические станции противоречит объективной потребности освоения космического пространства объединёнными усилиями. Ни одно государство не в состоянии решить проблемы освоения космоса самостоятельно. Выход из международного сотрудничества неизбежно приведёт к отставанию этих стран в своём развитии.
19

Идёт процесс нарастания конкуренции в космосе и за места на орбитах, и за использование частотных диапазонов. «За последние несколько десятилетий ситуация кардинально изменилась. Сегодня мы наблюдаем большое количество различных проектов в космосе, растёт число космических держав – и даже те, которые не являются космическими державами, отправляют свои собственные спутники»11. Космос превращается в операционное пространство12. «По имеющейся информации, Китай, Россия, Индия и США используют противоспутниковые технологии, что вызывает озабоченность по поводу размещения оружия в космическом пространстве. Это также приводит к появлению обломков на низкой орбите, которые угрожают космическим аппаратам, включая МКС»13. Как известно, Россия и Китай в 2008 г. на конференции по разоружению в Женеве представили проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. Однако заметного продвижения в этом направлении практически нет.

11.  В Женеве под эгидой ООН проходят переговоры по космической безопасности. Новости ООН от 14мая 2022. Available at: >>>  (accessed 25.10.2022).

12. П. Золотарев, А. Евсеенко. Космические операции в современной военной стратегии США. Анализ доктринальных документов Министерства обороны. Available at: >>> (accessed 25.10.2022).

13. В Женеве под эгидой ООН проходят переговоры по космической безопасности. Новости ООН от 14мая 2022. Available at: >>> (accessed 25.10.2022).
20 Есть все основания предполагать, что появление оружия в космосе неизбежно. Но эта перспектива в ещё большей степени требует правового регулирования космической деятельности. Судя по всему, не исключено лишь достижение договорённостей по ограничениям или запретам по космическому оружию определённого назначения (для ударов по наземным объектам с космических носителей, по кинетическому поражения космических объектов и т.д.). В этих условиях вполне закономерно, что и Россия, и США предприняли шаги, связанные с односторонними обязательствами. Так, Россия в 2004 г. взяла на себя обязательство не размещать первой оружие в космосе, а Соединённые Штаты в апреле 2022 г. объявили односторонний мораторий на проведение испытаний противоспутникового оружия, приводящих к большому количеству космического мусора. Обе инициативы носят в большей степени политический характер, но сам путь движения вперёд малыми шагами односторонних инициатив представляется перспективным.
21 Информационная безопасность. Развитие информационных систем идёт очень высокими темпами, а разработка международных договоров в этой сфере продвигается очень медленно. На уровне ООН из-за разногласий России и США сложились две параллельных группы – Рабочая группа открытого состава (создана по инициативе России) и Группа правительственных экспертов (создана по инициативе США), которым понадобилось два года и встреча двух президентов В. Путина и Дж. Байдена, чтобы появилась резолюция по проблематике международной информационной безопасности (базовый киберкодекс поведения), в которой Россия и США стали основными соавторами.
22 Основное разногласие заключалось в том, что Соединённые Штаты считали нереалистичным разработать юридически обязывающий документ, так как на это уйдёт слишком много времени и к моменту принятия документа он уже будет устаревшим.
23 Одобренный базовый киберкодекс направлен на принятие добровольных и необязательных норм ответственного поведения государств в киберпространстве. Отмечено, что перечень таких норм может дополняться, а при необходимости на их основе могут оформляться юридически обязательные нормы.
24 Примеры использования в сфере международной безопасности документов, не имеющих юридической силы, или односторонних обязательств можно найти и в прошлом, но суть в том, что эта практика имеет тенденцию к расширению сфер применения. Представляется, что именно в сфере кибербезопасности мы на данный момент имеем пример формирования оптимального варианта взаимодействия государств в тех сферах, от которых зависит международная безопасность на всех уровня – от глобального до регионального. Это не случайно. Именно информационные системы обусловили современные высокие темпы развития и именно в этой сфере могут возникать угрозы, с которыми ранее человечество не сталкивалось и охватывающие практически все сферы жизнедеятельности. Поэтому логика развития подталкивает к более активному поиску новых форм взаимодействия именно в этой сфере.
25 Вырисовывается примерно следующий вариант последовательности действий:
26

1. Принятие одной из сторон добровольного обязательства о соблюдение каких-то условий. Формулировка этих условий может носить достаточно высокий уровень неопределённости. В этом случае инициатива носит характер «прощупывания ситуации». Если реакция положительна, но с уточняющими вопросами, то в этом случае возникает целесообразность дать дополнительные разъяснения по заданным вопросам и перейти к ожиданию встречных аналогичных добровольных инициатив, но с уточнением некоторых положений, которые ранее не были раскрыты. В последующем, может быть несколько итераций, с выходом на формулировку добровольных обязательств, приемлемых для всех сторон.

27

2. Формирование перечня норм поведения или добровольных обязательств в какой-то конкретной области (либо по мере дополнения ранее взятых единичных обязательств, либо совместная разработка такого перечня несколькими сторонами инициаторами с последующим предложением для остальных сторон).

28

В последующем, инициаторы такого перечня мотивируют другие стороны к присоединению к перечню добровольных обязательств.

29

3. В дальнейшем сохраняющиеся достаточно длительное время добровольные обязательства могут составить основу международного договора с юридически обязывающими положениями.

30 На практике могут быть разные варианты сочетания таких действий. Так, например, сомнительно, что те положения, которые содержаться в киберкодексе, разработанном совместно рабочими группами России и США, в сложившихся после начала специальной операции на Украине условиях, могут быть приняты в ближайшей перспективе. Перечень норм поведения сформирован, а обстановка изменилась. Но после нормализации обстановки возможно пошаговое, принятие сторонами тех или иных обязательств из киберкодекса.
31 Очевидно, что тенденция распространения правил поведения предполагает атмосферу доверия и ответственности государств, взявших на себя обязательства по соблюдению тех или иных правил. Фактически речь идёт о моральных нормах поведения в условиях, когда неравномерность развития государств присутствует как данность и сохраняется конкурентность государств.
32

Но реалистично ли ожидать моральности поведения в межгосударственных отношениях? Тем не менее не исключено, что в перспективе может получить практическую реализацию предположение философа из Оксфордского университета об образовании международных клубов специалистов в конкретных областях безопасности, носящих глобальный характер. «Члены клуба совместно помогают обеспечивать глобальное общественное благо, для продвижения которого был создан клуб. В то же время они обязуются предоставлять выгоды друг другу (например, экономический рост или мир), одновременно накладывая издержки (посредством таких мер, как тарифы) на не членов, тем самым соблазняя их присоединиться. Например, клубы могли бы основываться на стандартах безопасности для систем искусственного интеллекта или на моратории на рискованные биологические исследования»14.

14. W. MacAskill. The Beginning of History. Surviving the Era of Catastrophic Risk. Foreign Affairs Today. September/October 2022. Available at: >>> (accessed 25.10.2022).
33

Такие идеи могут восприниматься как утопичные. Однако стоить напомнить, что в наиболее интенсивный период гонки ядерных вооружений, именно в результате контактов американских и советских учёных15 сложились условия, при которых политики начали формировать юридические рамки регулирования гонки ядерных вооружений, а затем и их сокращения. Более того, можно считать, что эти встречи, получившие название по географическому месту проведения (г. Дортмунд, США) заложили один из первых камней в фундамент, на котором начало выстраивается «здание» научной дипломатии. «Феномен научной дипломатии, концептуально и институционально оформился в современной системе международных отношений в XXI веке, для которой характерен выход на мировую арену новых, главным образом негосударственных акторов, и тесное переплетение научно-исследовательских и дипломатических практик»16. Взаимопонимание и взаимное доверие учёных и специалистов в контактах на неофициальном уровне сегодня играет заметную роль, а в период ограничений, связанных с пандемией или в кризисных ситуациях, такие контакты приобретают особую важность.

15. Московский М.А. Дартмутский диалог: первые шаги неформальной советско-американской дипломатии // Вестник РУДН. серия: международные отношения. 2012, № 3, с.33-47.

16. Новые горизонты научной дипломатии в России. Доклад РСМД № 63\2020 >>> (accessed 25.10.2022).
34 Последние два года пандемия ограничила непосредственные контакты между специалистами, в том числе, по конкретным проблемам безопасности. Но сложившиеся условия подтолкнули к скачку в развитии и использованию информационных технологий. И это привело к интенсификации контактов специалистов в информационном пространстве. Появилась возможность организовывать консультации, семинары, конференции с одновременным участием специалистов, находящихся не только в разных странах, но и на разных континентах. Так, например Институт США и Канады совместно с Институтом Европы в 2021 г. организовали и провели 45 научных конференций. Фактически организовался своеобразный клуб специалистов по актуальным проблемам стратегической стабильности, глобальной и региональной безопасности, информационной и кибербезопасности с участием представителей США, большинства европейских государств и России. Результаты работы с конкретными предложениями и рекомендациями доводятся до соответствующих государственных структур. По некоторым наиболее важным вопросам общая позиция участников направлялась на уровень руководителей государств. Вполне логично, что ожидать активной реакция на такие предложения органов государственного управления ещё нет основания, но за такими организационными формами будущее. Фактически они отражают процесс самоорганизации структур на международном уровне, представляющих собой элементы гражданского общества мирового уровня.
35 Но способны ли государства воспринимать такие элементы мирового гражданского общества и в какой степени они способны проводить политику, соответствующую объективным процессам мирового развития?
36 Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, целесообразно вернуться к упомянутому ранее объективно существующему свойству самоорганизации, чтобы определится с особенностями его проявления в государствах или в союзах государств, оказывающими существенное влияние на развитие международных отношений, и на этой основе спрогнозировать особенности их политики в ближайшей перспективе.
37

Фактор самоорганизации

 

Наиболее ярко проявляется разница в вариантах использования фактора самоорганизации на примере двух соперничающих лидеров мирового развития – США и Китая. Оба государства обеспечивают своё развитие за счёт сосредоточения усилий на мотивации личности к самоорганизации и саморазвитию. Но подход принципиально разный.

38

Китайская культура направлена на формирование сознания каждого индивидуума на необходимости самопознания, самосовершенствования и гармоничного существования в обществе. Сочетание восприятия мира в соответствии с буддийской религией и учением Конфуция, направленного на саморазвитие личности, составляют основу китайского варианта использования фактора самоорганизации. Кардинальное отличие такого подхода от западного состоит в том, что проблема защиты прав человека в нём не фигурирует. «Но в центре стоит человек и его взаимоотношения с другими людьми и окружающим миром. Конфуцианство делало акцент на долге и обязанностях человека, благодаря исполнению которых он органично вливается в семью, общество и государство. Хотя все люди разные, принцип взаимности дополняет этику общественным порядком. Знаменитый принцип конфуцианства гласит: "Сохраняйте гармонию, невзирая на различия"»17.

17. Р. Бхуталингам. Китай – 2020: конфуцианская демократия? // Россия в глобальной политике, 2011, том 9, №1 (январь-февраль).
39 После трагических событий на площади Тяньаньмэнь, придя к власти, Дэн Сяопин в ходе реформ фактически создал все необходимые условия для реализации потенциала саморазвития личности. Отойдя от догм социалистической идеологии, он разрешил использовать все формы собственности, стимулировав тем самым и развитие рыночной экономики. Примечательно, что при этом не разрушалась Коммунистическая партия Китая. Учитывая, что она фактически представляла собой систему государственного управления, Китай миновал фазу разрушения старой системы и создания на её развалинах новой.
40 Создание условий для самоорганизации и саморазвития – суть политики Китая во всех сферах. Не случайно, что до последних десятилетий наиболее популярной игрой в Китае была игра ГО. В ней не уничтожаются силы противника и не жертвуются ради победы свои, а ищется такая стратегия передвижения фигур, которая позволяет создать наилучшие условия для своего развития и расширения своего пространства. В этом же ключе суть военного трактата Сунь Цзы – достижение победы в войне без сражения.
41

Прогнозируя поведение Китая, можно с большой вероятностью предполагать, что, наращивая свою военную мощь, в том числе ядерный потенциал, до уровня США и России, он будет его использовать не как средство ведения войны, а как потенциал силовых возможностей, подкрепляющий внешнюю политику страны. Такой подход в полной мере соответствует изменению роли военной силы в условиях глобализации18. При этом Китай не будет отходить от своей традиции избегать вступления с кем-либо в союзнические отношения. Китай будет стремиться к гармоничному встраиванию в складывающуюся систему международных отношений и не подвергать риску внешние условия, обеспечивающие развития своей страны.

18. П. Золотарёв. Глобальное измерение войны // Россия в глобальной политике. 2010, №1, январь-февраль.
42 История европейцев иная. Демократия Древней Греции, мощный импульс развития Римского государства, мрачное средневековье, формирование государств, с последующим временем длительных и жестоких войн и, наконец, Вестфальская система. Она не смогла обеспечить сохранение мира в Европе, но привела к началу интеграционных процессов на этом пространстве. Европейцы вышли на более высокий уровень самоорганизации. В рамках ЕС, НАТО они пошли на частичный отказ от некоторых элементов суверенитета в пользу интеграции в экономической и военных сферах. Как показывает реакция европейцев на действия России на Украине, имея мощный потенциал Североатлантического альянса, европейцы делают всё, чтобы не допустить войны в Европе, выходящей за пределы пространства бывшего Советского Союза.
43

Для европейцев характерен «доминирующий статус субъекта (человека) по отношению к объекту (природе); стремление к повышению «степени дифференциальности» научной картины мира; ориентация на деятельностную направленность человека в системе социоприродных связей и отношений». «И если в рамках "традиционного" типа мышления человек "работает, чтобы жить", то в стереотипах протестантизма, человек "живёт, чтобы работать" честно и производительно, преимущественно не в торговой, а производственной сфере»19.

19. В. Лось. Трансформация традиционных европейских ценностей в условиях глобализации. Доклады института Европы № 302 Европейская культура: вызовы современности. Москва, 2014, с.13. Available at: >>> (accessed 25.10.2022).
44

Европейцы лидируют в понимании проблем, связанных с экологией, как важнейшей из тех, что определяют перспективу выживания Человечества. Начавшись в конце прошлого столетия, к настоящему времени у европейцев «отчётливо проявляется экологизация индивидуального (и общественного) сознания»20. Такой элемент европейской культуры коррелируется с восточной культурой, воспринимающей человека одним из элементов существующей природы. По всей видимости, такая корреляция европейской и восточной культуры позволяет развиваться мультикультурализму. Европейцы ведут себя высокоответственно по отношению к бывшим своим колониям и другим государствам, переживающим гуманитарную катастрофу. И в целом, представляется, что европейцы продолжают культурное лидерство, обозначая следующий уровень развития Человечества.

20. Там же, с. 16.
45

В Соединённых Штатах реализован иной способ использования свойства самоорганизации. Он, с одной стороны, близок к китайскому, базируясь на мотивации самоорганизации и саморазвитии личности. Но отличен от китайского тем, что не предполагает воспитания у личности стремления к самоорганизации, он создаёт условия, вынуждающие ради выживания саморазвиваться, самоорганизовываться и придерживаться норм нравственного поведения. Отдавая безусловный приоритет правам человека, государство даёт всем своим гражданам равные возможности для их использования, но ограничивая их действия строгими законами, жёсткой системой контроля за соблюдением законов и строгого наказания за их нарушение. США лидируют в мире по количеству заключённых, но при этом каждый американец ощущает себя свободным человеком. В США на каждые 100 тысяч населения приходится 629 заключённых21. Население США составляет 5% мирового, но 25% всех заключённых в мире находятся в Соединённых Штатах. Тем не менее, Соединённые Штаты с момента своего создания уверены в преимуществе своей демократии и миссионерской роли её продвижения по всему миру.

21. Institute for Criminal Policy Research, Available at: >>>(accessed 25.10.2022).
46 Но надо отдать должное – сложившийся в США вариант использования свойства самоорганизации оказался весьма эффективным. Равные возможности в условиях конкурентной борьбы и принципа «разрешено всё, что не запрещено» мотивируют к активным действиям, в том числе и на уровне социальной самоорганизации. США сохраняют свою привлекательность для талантливых людей, в первую очередь, именно возможностью самореализации. Модель американского общественного устройства не идеальна, но показывает свою высокую способность к адаптации при изменении обстановки.
47

Накопление внутренних проблем и появление на мировой арене конкурентов с возрастающей экономической и военной мощью начинают себя проявлять. Но в ближайшей перспективе Соединённые Штаты ещё будут сохранять свои лидирующие позиции. Однако можно предполагать, что повторения политики экспорта демократии, предпринятой после террористического акта 9/11, уже не будет. В конкурентной борьбе со своими соперниками США по-прежнему будут опираться на свой силовой потенциал, избегая инцидентов, способных спровоцировать военный конфликт. В этом отношении политика США и Китая в определённой мере схожи. Вероятнее всего, именно эти два государства в своей конкурентной борьбе, независимо от риторики и наращивания военной мощи, будут оказывать основное влияние на развитие международной обстановки, в том числе в предотвращении военных конфликтов.

48 На территории России самоорганизация первоначально проявлялась на уровне сельских общин на фоне сложных отношений с великокняжеской властью. В интересах выживания в достаточно суровых природных условиях требовались объединение усилий и соблюдение определённых правил поведения. Сельская община вполне удовлетворяла таким требованиям.
49

Следующий уровень самоорганизации в России связан с формирование государств-городов с демократическим вечевым управлением. Однако внешние угрозы от кочевых племён и татаро-монгольские вторжения потребовали усиления великокняжеской власти. Территориальное расширение государства и борьба с реальными, а иногда и мнимыми внешними угрозами требовали усиления центральной власти, но привели к уникальному сочетанию этой жёсткой центральной власти с вольным казачеством. Сохраняя вольное казачество с демократическим укладом жизни и самостоятельной хозяйственной деятельностью, центральная власть, используя их военный потенциал, расширяла свою территорию, Способность казачества к культурному взаимодействию и ассимиляции с народами на новых территориях, независимо от вероисповедания, позволяла успешно расширять и развивать Россию как многонациональное государство22.

22. Казачество в тюркском и славянском мирах. Казань 2018, Available at: >>> (accessed 25.10.2022).
50 Несмотря на все попытки самодержавия ограничить казачью вольность и жестокое подавление восстаний казаков, они сохраняли свой уклад жизни, оставаясь единственной самоорганизующейся и саморазвивающейся структурой в Российской империи. С вольным казачеством смогла расправиться только советская власть.
51 В советский период рамки самоорганизации не могли выйти за пределы руководящей роли Коммунистической партии. Исчезли и сельские общины, вместо них возникли колхозы, но под партийным руководством. Относительную самостоятельность в научной деятельности, со времён её образования Петром Первым, сохранялась только в Академии наук. Но и в этой сфере партийный диктат счёл противоречащим своей руководящей роли кибернетику и генетику, затормозив развитие страны по этим направлениям.
52 Примечательно, что, когда была поставлена задача создания атомной бомбы, по личному распоряжению Л. Берии в коллективе физиков-ядерщиков была приостановлена деятельность партийных организаций.
53 Степень свободы деятельности Академии наук СССР, включая международные научные связи, предопределила тот факт, что Советский Союз только в области фундаментальной науки устойчиво находился на передовых позициях в мире. В других сферах прорывы достигались только за счёт концентрации усилий на конкретных направлениях и на определённый временной интервал. Такая возможность прорывов обеспечивалась тоталитарным, а не авторитарным характером обществ. До последнего дня существования СССР большинство населения верило в превосходство социалистического строя, что объединяло и мотивировало общество.
54 К августу 1991 г. руководство страны подвело страну к переходу государственного устройства к качественному изменению – преобразованию Союза Советских Социалистических Республик в Союз Советских Суверенных Республик. Это направление развития получило поддержку населения страны. Его реализация позволила бы перейти к проверенному временем построению государств, предоставляющему широкие возможности для самоорганизации и самостоятельного развития субъектов в рамках одного государства. Но при таком варианте развития событий некоторые структуры центральной власти лишались бы значительной доли своей власти и влияния. Попытка государственного переворота 21 августа 1991 г., организованная руководством КГБ, не удалась, и начался лавинообразный процесс распада Советского Союза.
55 В период 1990-х годов, энергичный, но неординарный руководитель административно-командного стиля, став президентом России, не стал использовать этот свой потенциал и дал возможность молодым, но подготовленным лишь теоретически специалистам запустить механизм ускоренных демократических и рыночных преобразований.
56

Последующее развитие России по-разному оценивают в России и со стороны других стран. «Американцы считают, что в 1990-х годах Россия переживала период реформ и прогресса. Для большинства россиян, однако, это годы унижений, коррупции и упадка государственности. Многие американцы критикуют Путина за возврат к авторитаризму. Однако его сторонники могут возразить: наиболее актуальной задачей для России является восстановление её позиций на международной арене. Это мнение, по данным независимых социологических опросов, разделяет и большинство населения страны»23.

23. Г. Киссинджер. В стратегическом плане США и Россия необходимы друг другу // The International Herald Tribune, 20.03.2007.
57 Не исключено, что авторитарный этап был необходим для укрепления государственности и дальнейшего развития страны. Но авторитарный режим не только не способствует созданию условий для самоорганизации, но и ограничивает их. Длительный авторитарный период тормозит развитие. Как долго он продлится в России прогнозировать трудно, но на ближайшую перспективу он сохранится, несмотря на противоречие целям, изложенным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой в июле 2021 года.
58

В Стратегии установлено, что «Целями внешней политики Российской Федерации являются создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития страны, укрепления национальной безопасности, упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира». Аналогично сформулирована и цель обороны страны – «создание условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения её военной безопасности»24.

24. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Available at: >>> (accessed 25.10.2022).
59 Анализ официальных документов Российской Федерации в сфере безопасности показывает, что их отличает адекватная оценка реальных военных угроз и задач по реагированию на них, не предполагающая нарушение условий для развития страны. Причины противоречия реальной политики официальным доктринальным документам, утверждённым президентом страны не предмет данной статьи, а воспринимается как данность.
60

В целом проведённый анализ применительно к Китаю, европейским странам, США и России позволяет сделать вывод, что кроме России, во всех этих государствах, пусть и со своими особенностями, но создаются благоприятные условия для самоорганизации, а следовательно, и для развития. В России период укрепления государственности авторитарными методами затянулся и ограничивает условия для развития страны. Однако перспектива возврата к демократическому управлению в ближайшей перспективе невозможно. Как минимум, до завершения специальной операции на Украине авторитарное управление не только необходимо, но и требует жёсткого характера.

61 Теоретически, при умелой организации процесса импортозамещения можно в некоторой степени и по определённым направлениям создать условия для самоорганизации. Но сомнительно, что такое умение себя проявит. Что касается опоры на свои силы, то здесь тоже мало оснований для оптимизма. Технологическое отставание после проведённой реформы Академии наук быстро не сократить. Мало того, что ресурсы на науку государство выделяет на уровне 1% ВВП, но и приоритетные направления их распределения определяют не академики из президиума Академии наук, а чиновники из министерства. Впервые с времён Петра Первого Академия наук лишена самостоятельности.
62 Россия, как и Советский Союз, сможет развиваться самостоятельно и без особой помощи извне, но это будет развитие с темпами не догоняющей, а продолжающей отставать в своём развитии страны. При этом, в отличие от СССР, в России нет объединяющей идеи, способной мотивировать прорывы хоть в каких-то ограниченных областях. Патриотизм не созидательная идея, ибо стоит на фундаменте исторических побед, и обращена в прошлое, а не в будущее.
63 С таким потенциалом рассчитывать на формирование некоего нового миропорядка нет оснований, но можно разрушить тот, который существует. Россия со своим ресурсным потенциалом может с такой задачей справиться. Но надо ли это делать и насколько такие действия соответствуют трендам мирового развития?
64

Тренды изменения миропорядка

 

Мировой миропорядок под воздействием объективных факторов последовательно движется в сторону полицентричности. Это понимают и в Соединённых Штатах. Президент США Дж. Байден, ещё не выпустив свою Стратегию национальной безопасности, в предварительном документе отмечается: «Мы также должны учитывать реальность, заключающуюся в том, что распределение силы по всему миру меняется, создавая новые угрозы (We must also contend with the reality that the distribution of power across the world is changing, creating new threat.)25.

25. Renewing America’s advantages Interim National Security Strategic Guidance/ march 2021, p.7, Available at: >>> (accessed 25.10.2022).
65 Факт формирования полицентричного миропорядка достаточно очевиден, идёт процесс приобретения Человечеством качества единой живой системы, неравновесной и неоднородной, состоящей из отдельных структур.
66 В период биполярной системы возникали структуры объединений государств – НАТО, Организация Центрального договора – СЕНТО, Тихоокеанский пакт  – АНЗЮС, Организация договора Юго-Восточной Азии – СЕАТО, Организация Варшавского Договора – ОВД. Но эти структуры были ориентированы на обеспечение безопасности в узкой сфере и представляли собой региональные проекции глобального противостояния двух систем.
67 После распада биполярной системы межгосударственные структуры стали формироваться под воздействием других мотиваций, связанных, в основном, с обеспечением развития в условиях глобализации. Есть направления, которые силами одного государства, даже самого мощного, развивать невозможно. Одновременно глобальные системы коммуникаций порождают и проблемы глобального уровня. Совместные усилия могут объединять группы государств для решения конкретных задач, в таких сферах, как, например, космос, энергетика, здравоохранение, транспортные коммуникации и ряд других.
68 Когда спектр таких задач достаточно широкий и общий для нескольких государств, то вполне закономерно возникновение определённых организационных структур.
69 В Европе из всех организационных структур времён биполярного мира сохранилась только одна – НАТО. Распад ОВД вызвал сомнения относительно целесообразности сохранения Североатлантического альянса, но он смог адаптироваться и сохранить свою востребованность.
70 До февраля 2022 г. членство в Североатлантическом альянсе мотивировалось в основном тем, что позволяло каждому члену альянса минимизировать военные расходы (в районе 2% ВВП).
71 В 1993 г. организовался Европейский Союз. Проблем у ЕС много, в том числе внешнего характера (миграция, беженцы), но это проблемы развития, и Европейский Союз с ними последовательно справляется.
72 В 2001 г. по инициативе Китая, России, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Киргизии создана Шанхайская организация сотрудничества – ШОС. Позже к ШОС присоединились Пакистан и Индия, появились государства в статусе наблюдателей (Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия) и государства – партнёры по диалогу (Азербайджан, Армения, Непал, Камбоджа, Турция и Шри-Ланка). От первоначальной направленности на вопросы военной безопасности, с 2003 г акценты в деятельности ШОС сместились на торгово-экономическое сотрудничество и создание благоприятных условий для инвестиций.
73 В 1992 г. подписано Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА), а в 2018 г. на его основе подписано соглашение о его трансформации в ЮСМКА (USMCA), которое вступило в силу 1 июля 2020 г. Основная цель организации – создание благоприятной среды в сфере торговли инвестиций.
74 В октябре 2021 г. была сформирована четырёхсторонняя группа в составе Израиля, Индии, США и Объединённых Арабских Эмиратов (I2U2). Цель группы – развитие сотрудничества по экономическим и технологическим вопросам.
75

В январе 2019 г. было объявлено о формировании Газового форума Восточного Средиземноморья26. В составе организации Египет, Израиль, Греция, Кипр, Италия и Иордания. Основная цель организации – формирование регионального рынка газа. В мероприятиях форума участвует Франция и в статусе наблюдателей США и ЕС.

26.  Шесть средиземноморских стран создали газовую организацию // Коммерсант, 22.09.2020, Available at: >>>  (accessed 25.10.2022).  
76 В интересах сдерживания Китая в спорных районах Южно-Китайского моря США, Великобритания и Австралия образовали альянс АУКУС (AUKUS), предусматривающих взаимодействие не только в военной сфере.
77

Идёт процесс формирования структур как регионального, так и межрегионального уровня, с юридически обязывающими связями и с рекомендательными – как, например Группа семи (G7) или Группа двадцати (G20). Эти структуры начинают перекрывать глобальное пространство интересов и способствуют функционированию Человечества как единой системы. В такой системе «не выгодно» существовать в одиночку, но «выгодно», пусть и с потерей некоторых степеней свободы, объединяться в группы «по интересам». А многие «интересы» сегодня носят глобальный характер. Поэтому, упомянутая «потеря некоторых степеней свободы», прежде всего, исключает «хулиганское» поведение государств. Сознательное «нарушение правил создаёт такие угрозы, что государство, нарушившее эти правила, начинает купироваться и изолироваться по аналогии с нездоровыми клетками в живом организме»27.

27. Ю. Батурин. Первые тридцать лет // Россия в глобальной политике. 2022, том 20, №3 (115), май-июнь, с.149.
78 Если государство в таких условиях и решается на применение военной силы, то стремится замаскировать истинные цели этих действий, проводя их под флагом либо миротворчества, либо борьбы с терроризмом, противодействия распространению ядерного оружия, гуманитарной помощи и др. В инструмент внешней политики превратились частные военные компании. Их применение в определённых условиях позволяет достичь политических целей, избегая ответственности государства за их действия. Кроме того, по возможности привлекаются вооружённые силы союзников или партнёров, что позволяет снижать собственную нагрузку на ведение войны, перекладывая её на другие государства и одновременно перераспределяя на них часть своей ответственности.
79

В таком формирующемся миропорядке открытое и не обоснованное применение военной силы становится невыгодным. Отрицательная реакция мирового сообщества на применение военной силы может быть такой, что роль военной победы будет обесценена. «Некогда силовой инструмент достижения политических целей превращается в потенциал силовых возможностей, создающий самим фактом своего существования необходимые, хотя недостаточные для этого условия»28.

28. П. Золотарёв. Указ. соч.
80 Можно ли при таких тенденциях мирового развития вернуть мир в биполярное состояние? Необходимо учитывать те системные, можно сказать, тектонические сдвиги, которые происходят в мире и остаются вне зоны внимания тех, кто, как они считают, могут формировать новый миропорядок.
81

Юрий Батурин, говоря о прошедших годах с момента образования Российской Федерации, отметил, что «три десятилетия для нашей страны (и в меньшей степени – для мира) – это лишь миг Истории. Фернан Бродель называл такие исторические мгновения "долгая длительность". Она может охватывать многие годы, и каждая структурно представляет собой, говоря языком физики, полифуркацию, в которой рождаются зачатки новых траекторий развития, пересекаются, разделяются и очень нескоро сливаются в линию, которая будет определять какое-то, хотелось бы на не менее длительное время, предсказуемое будущее. Полифуркация возникает в сильно неравновесных обществах, а именно таким мы и были тридцать лет назад, и даже раньше, и продолжаем оставаться сегодня»29. Но если говорить не только о своей стране, а о Человечестве как неравновесной системе, то после многотысячелетнего периода эволюционного развития эта система подходит к критическому состоянию. Фактически происходит совпадение по времени неравновесности двух систем – локального уровня и глобального.

29. Ю. Батурин. Указ. соч., с. 142.
82 Переходные процессы смены состояния системы в точках бифуркации могут привести к состоянию, противоречащему направлению поступательного развития, завернув петлю спирали развития на уровень ниже достигнутого. Такие события уже были в начале ХХ века.
83 Так, Февральская революция 1917 года соответствовала естественному следующему этапу развития России. К 1913 г. Россия стремительно догоняла передовые европейские страны, а по некоторым направлениям занимала передовые позиции. Однако политически малозначимая и маловлиятельная партия РСДРП, благодаря, несомненно, гениальной личности – Владимиру Ильичу Ленину, предприняла в нужное время и в нужном месте активные действия, повернув развитие России на другой путь, предопределивший не только путь России, но и особенности развития всего мирового сообщества, сформировав биполярный миропорядок до конца ХХ века.
84 Аналогичный характер носили и события в августе 1991 г., когда действия небольшой группы, недееспособной по своей сути, но предпринявшей свои неудачные действия в критической точке переходного процесса СССР в качественно новое состояние, разрушили эту систему и направили развитие процессов на этом географическом пространстве совсем по иному пути.
85 Россия по своим масштабам такова, что любые её действия носят глобальный характер, что требует ответственного поведения.
86 Сегодня всё Человечество находится в переходном процессе и либо оно перейдёт в новое состояние, гармонично существуя на планете Земля, либо в точке бифуркации получит иной импульс, способный поставить финальную точку в существовании Человечества.

Библиография

1. Виолетта Ханенева. Медведев заявил о конце «однополярного мира // Газета.Ru 24.03.2022. Available at: https://www.gazeta.ru/politics/news/2022/03/24/17473075.shtml (accessed 25.10.2022).

2. Там же.

3. Лавров рассказал, с чем призвана покончить операция России на Украине // РИА Новости. 11.04.2022. Available at: https://ria.ru/20220411/operatsiya-1782906092.html (accessed 25.10.2022).

4. Киссинджер Генри. Мировой порядок: АСТ; Москва; 2015

5. Куликов Ю.А. Закономерности управления социально экономическими системами Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-upravleniya-sotsialno-ekonomicheskimi-sistemami/viewer (accessed 25.10.2022).

6. Там же.

7. Совсем не конец истории. О фатальных просчётах политики США после холодной войны. Независимая газета. 19.07.2022. Available at: https://www.ng.ru/editorial/2022-07-19/2_8490_editorial.html (accessed 25.10.2022).

8. Лавров заявил, что поставки оружия в Украину не лишают Россию права голоса. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/62af0dc29a794763fc087f42 (accessed 25.10.2022).

9. Вопрос о всеобщем и полном разоружении (A/RES/1884(XVIII)A/PV,1244, 17 октября 1963г.)

10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1962 9XVIII0, 13 декабря 1963 г.

11. В Женеве под эгидой ООН проходят переговоры по космической безопасности. Новости ООН от 14мая 2022. Available at: https://news.un.org/ru/story/2022/05/1423872 (accessed 25.10.2022).

12. П. Золотарев, А. Евсеенко. Космические операции в современной военной стратегии США. Анализ доктринальных документов Министерства обороны. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760013180-5-1/ (accessed 25.10.2022).

13. В Женеве под эгидой ООН проходят переговоры по космической безопасности. Новости ООН от 14мая 2022. Available at: https://news.un.org/ru/story/2022/05/1423872 (accessed 25.10.2022).

14. W. MacAskill. The Beginning of History. Surviving the Era of Catastrophic Risk. Foreign Affairs Today. September/October 2022. Available at: https://www.foreignaffairs.com/world/william-macaskill-beginning-history (accessed 25.10.2022).

15. Московский М.А. Дартмутский диалог: первые шаги неформальной советско-американской дипломатии // Вестник РУДН. серия: международные отношения. 2012, № 3, с.33-47.

16. Новые горизонты научной дипломатии в России. Доклад РСМД № 63\2020 https://russiancouncil.ru/activity/publications/novye-gorizonty-nauchnoy-diplomatii-v-rossii/ (accessed 25.10.2022).

17. Р. Бхуталингам. Китай – 2020: конфуцианская демократия? // Россия в глобальной политике, 2011, том 9, №1 (январь-февраль).

18. П. Золотарёв. Глобальное измерение войны // Россия в глобальной политике. 2010, №1, январь-февраль.

19. В. Лось. Трансформация традиционных европейских ценностей в условиях глобализации. Доклады института Европы № 302 Европейская культура: вызовы современности. Москва, 2014, с.13. Available at: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/302.pdf (accessed 25.10.2022).

20. Там же, с. 16.

21. Institute for Criminal Policy Research, Available at: https://nonews.co/directory/lists/countries/prison-population (accessed 25.10.2022).

22. Казачество в тюркском и славянском мирах. Казань 2018, Available at: http://archtat.ru/content/uploads/2020/02/kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah.-2.pdf (accessed 25.10.2022).

23. Г. Киссинджер. В стратегическом плане США и Россия необходимы друг другу // The International Herald Tribune, 20.03.2007.

24. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Available at: http://www.scrf.gov.ru/security/docs/document133/ (accessed 25.10.2022).

25. Renewing America’s advantages Interim National Security Strategic Guidance/ march 2021, p.7, Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/03/interim-national-security-strategic-guidance/ (accessed 25.10.2022).

26. Шесть средиземноморских стран создали газовую организацию // Коммерсант, 22.09.2020, Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4501684 (accessed 25.10.2022).

27. Ю. Батурин. Первые тридцать лет // Россия в глобальной политике. 2022, том 20, №3 (115), май-июнь, с.149.

28. П. Золотарёв. Указ. соч.

29. Ю. Батурин. Указ. соч., с. 142.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести