Левые правительства Латинской Америки во внешнеполитической стратегии США: возможен ли диалог?
Левые правительства Латинской Америки во внешнеполитической стратегии США: возможен ли диалог?
Аннотация
Код статьи
S207054760023893-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Воротникова Татьяна Александровна 
Должность: Учёный секретарь
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается внешнеполитическая линия США в отношении умеренных левых правительств стран Латинской Америки, среди которых Колумбия, Чили и Перу. Показаны основные точки пересечения интересов, в рамках которых возможно выстраивание конструктивного диалога, а также ключевые факторы, ограничивающие сближение. Сделан вывод о том, что, несмотря на политические расхождения, просматривается стремление Вашингтона к двустороннему сотрудничеству по конкретным вопросам и в тех направлениях, где латиноамериканские партнёры готовы к ответным шагам.

Ключевые слова
США, Колумбия, Чили, Перу, внешняя политика левых, международное сотрудничество, двусторонний диалог
Классификатор
Получено
15.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
243
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

На современной политической карте Латинской Америки всё большее влияние приобретают лидеры, разделяющие левые политические взгляды, что ставит перед США задачу укрепления своего присутствия в регионе.Наибольшее значение для новой волны левоориентированных правительств имели победы Густаво Петро в Колумбии в 2022 г. и годом ранее Габриэля Борича в Чили и Педро Кастильо в Перу. Не случайно именно эти страны выбрал для посещения государственный секретарь США Энтони Блинкен в октябре 2022 года. Колумбия традиционно является ключевым союзником Вашингтона в Южной Америке. Чили занимает одно из ведущих мест в региональном контексте, возглавляемая молодым президентом, от которого ожидают значимых шагов на международной арене. Кроме того, в ходе этого визита американская делегация приняла участие в Генеральной Ассамблее Организации американских государств, которая проходила в Перу, претендующей на усиление своих региональных позиций.

2

Стимулы к конвергенции

 

В Вашингтоне исходят из того, что сегодня необходимо предпринимать шаги по возвращению США в страны Латинской Америки, отношения с которыми в последние годы отличались непоследовательностью и были поставлены на некоторую паузу1. Такое намерение явно обозначено в Национальной стратегии безопасности, выпущенной в октябре 2022 г., где раздел, посвящённый этой части света начинается словами: «Ни один регион так не связан с США как Западное полушарие»2. При этом диалог с лидерами, которым априори свойственен антиамериканизм3, мог бы предусмотрительно стать отправной точкой к достижению поставленной цели.

1. Евсеенко А.С. Американские инициативы на латиноамериканском направлении: проблемы и перспективы // США & Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 7. С. 83-89. DOI: 10.31857/S268667300015578-5

2. National Security Strategy. The White House, October 2022. Available at: >>> (accessed 10.11.2022).

3. Андреев А.С., Розенталь Д.М. Левый регионализм в Латинской Америке: традиции и современность // PolitBook. 2021. №1. С. 25-47.
3

Белый дом с прагматизмом оценивает перспективы выстраивания отношений со своими идеологическими оппонентами, рассчитывая извлечь пользу из более гибкого подхода к ведению дел. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что Вашингтон с одобрением воспринял полновесное восстановление дипломатических отношений между Колумбией и Венесуэлой, приостановленных де-факто после признанная в 2019 г. колумбийским президентом Иваном Дуке альтернативным главой венесуэльского государства Хуана Гуайдо4. Энтони Блинкен заметил, что налаживание привычных связей между соседними народами может способствовать продвижению венесуэльской демократиив Боливарианской республике5.

4. Colombia y Venezuela arrancan una nueva era de relaciones diplomáticas // El Pais, 28 de Agosto, 2022. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).

5. Dos meses del gobierno Petro: ¿relaciones Colombia-Estados Unidos pasan el examen? // El Espectador, 9 de Octubre, 2022. Available at: >>> (accessed 12.11.2022).
4

Что касается латиноамериканских партнёров США, то в их стране не наблюдается единообразия взглядов, а в разных странах имеют место как объективные, так и личностные факторы, определяющие вектор отношений с гегемоном. Для новых лидеров первостепенное значение имеет преемственность в политике и интеграция национального общества, почти во всех случаях крайне поляризованного и разделённого. Для Петро, призывающего к национальному консенсусу, конфронтационный тон абсолютно не приемлем ни во внутренней, ни во внешней политике. В этой связи для него крайне необходимо сохранять прежние внешнеполитические связи, несмотря на разницу в подходах к их реализации. Кроме того, помимо политической обусловленности, традиционная глубокая интеграция экономики Колумбии в американский рынок (40% всей сельскохозяйственной продукции, производимой в Колумбии, поставляется в США, прямые инвестиции с севера составляют 7,8 млрд долл., а в американских компаниях занято боле 100 тыс. колумбийцев6) не позволяет радикально менять внешнеполитические ориентиры.

6. Secretary Blinken Travels to Bogota to Advance the U.S.-Colombia Partnership. US Department of State, October 3, 2022. Available at: >>> (accessed 13.11.2022).
5

Чилийский лидер Габриэль Борич – один из наиболее умеренных политиков нынешней левой волны, выстраивающий свои приоритеты в соответствии со своим убеждениями, где первое место занимает уважение прав человека и борьба с их несоблюдением вне зависимости от того, правительство с какой идеологией, по его мнению, их нарушает. Так, он неоднократно выступал с критикой венесуэльского и никарагуанского режимов7, что тактически сближает его позиции с политикой, которой стойко придерживаются США в отношении Кубы, Венесуэлы и Никарагуа, которых Джон Болтон,занимая пост советника по национальной безопасности, назвал «тройкой тираний»8. При этом Борич также выступает с резким осуждением «несправедливой и неприемлемой» блокады Кубы со стороны США9.

7. Gabriel Boric: “Me enoja cuando eres de izquierda y no puedes hablar de Venezuela o Nicaragua” // El Pais, 23 Septiembre, 2022. Available at: >>> (accessed 24.09.2022).

8. Bernal R. Bolton dubs Cuba, Venezuela and Nicaragua the “Troika of Tyranny”// The Hill, January 11, 2018. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).

9. Presidente de la República Gabriel Boric Font interviene en la segunda sesión plenaria la IX Cumbre de las Américas // Prensa Presidencia, 10 de Junio 2022. Available at: >>> (accessed 28.10.2022).
6

В свою очередь, успехи во внешней политике крайне важны для президента Перу Педро Кастильо, правительство которого находится в перманентном состоянии политической нестабильности и существенно ослаблено внутренними противоречиями и борьбой с оппозицией. Нахождение компромисса с Вашингтоном и решение ряда принципиальных вопросов в экономике при поддержке США может стать значимым фактором усиления позиций его администрации.

7

Границы сближения и расхождения

 

О потенциале сближения США с левыми администрациями в Латинской Америке можно судить по результатам упомянутого турне Энтони Блинкена по трём странам региона (Колумбия, Чили и Перу), которое продлилось с 3 по 7 октября 2022 года.

8

Основными темами для обсуждения с руководством Колумбии стали общие приоритеты, включая защиту демократии во всём регионе, решение проблемы нелегальной миграции, противодействие незаконному обороту наркотиков, сокращение масштабов насилия и соблюдение прав человека, а также преодоление климатического кризиса.Большое внимание было уделено выполнению Мирного соглашения 2016 г. (между правительством и повстанческой группировкой «Революционные вооружённые силы Колумбии» – FARC), крупнейшим иностранным донором которого являются США, предоставив более 1 млрд долл. помощи для его реализации10. Кроме того, Блинкен посетил миграционный центр в Боготе, чтобы выразить поддержку программы временной защиты венесуэльских мигрантов, которую Вашингтон расценивает как образец для всего региона11.

10. Secretary Blinken Travels to Bogota to Advance the U.S.-Colombia Partnership. US Department of State, October 3, 2022. Available at: >>> (accessed 13.11.2022).

11. Secretary Antony J. Blinken and Colombian President Gustavo Petro at a Joint Press Availability. Remarks for the Press. US Department of State, October 3, 2022. Available at: >>> (accessed 13.11.2022).
9

Основой сотрудничества с Чили остаётся торговля и инвестиции. 2023 г. станет юбилейным в двухсотлетней истории американо-чилийских отношений, а также будет отмечаться 20-летие с момента подписания соглашения о зоне свободной торговли между странами. С 2003 г. объём двусторонней торговли вырос в 4 раза и к сегодняшнему дню составил 32,8 млрд долларов12. Другой сферой, в которой сходятся интересы двух лидеров и в которой США рассчитывают на конструктивное сотрудничество, стала широкая климатическая повестка. В 2019 г. Чили председательствовала на Конференции ООН по изменению климата (COP25), а в 2022 г. на IXсаммите Америк стала инициатором коалиции в защиту океана. Чили ставит амбициозные цели в области чистой энергетики, уже обеспечивая 45% электроснабжения страны за счёт возобновляемых источников13, что отвечает запросу правительства Джозефа Байдена.

12. Secretary Blinken Travels to Chile to Advance our Enduring Partnership. US Department of State, October, 5, 2022. Available at: >>> (accessed 13.11.2022).

13. Chile’s Energy Transformation Is Powered by Wind, Sun and Volcanoes // InvestChile, 14 de Agosto 2017. Available at: >>> (accessed 12.11.2022).
10

В диалоге с перуанским правительством поднимались вопросы совместной работы в сфере борьбы с нелегальным рыболовством – критической отрасли для Перу (Блинкен даже посетил местный рыбный рынок, позавтракав бутербродом с рыбой и поговорив с местными торговцами14). Неконтролируемый вылов рыбы наносит значительный ущерб морской экономике и окружающей среде, а также непосредственно влияет на заработок местных жителей, занятых в этом бизнесе. Велись переговоры по решению проблем продовольственной безопасности и поставок удобрений, а также по расширению программ сотрудничества в области культурного наследия.

14. Secretary Antony J. Blinken Remarks to the Press. US Department of State, October 7, 2022. Available at: >>> (accessed 12.11.2022).
11

Степень возможного сближения между США и латиноамериканским странами вне зависимости от идеологической направленности стоящих у власти сил традиционно ограничивается ключевым фактором –асимметрией в экономических и политических отношениях, преодолеть которую не удастся только за счёт политической воли руководства. В нынешних обстоятельствах она усиливается воздействием глобальных экономических трансформаций и отсутствием новых механизмов выработки коллективных решений на основе равенства и солидарности. Тогда как именно эти два принципа международного взаимодействия имеют особое значение для латиноамериканских левых. В частности, кравному представительству на мировой арене как мировых держав, так и средних, и малых стран, громко призывает Борич, назвавшийошибкой решение Джозефа Байдена не приглашать Кубу, Венесуэлу и Никарагуа на Саммит Америк, проходивший в Лос-Анджелесе в июне 2022 года15.

15. Cómo el Presidente Boric cuestionó política exterior de Estados Unidos // El Siglo, 10 de Junio 2022. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).
12

Изначальная разница позиций оппонентов по многим вопросам, которая определяет стартовые условия для диалога, не позволяет рассчитывать на достаточно значимое для сближения преодоление противоречий. Следует, например, отметить расхождения в подходах к ключевой для Колумбии и Перу проблеме борьбы с наркоугрозой. Жёсткие меры, которые отстаивают США (принудительное уничтожение посевов, силовые методы борьбы, ужесточение наказания) доктринально неприемлемы для левых, выступающих за декриминализацию крестьян, выращивающих наркосодержащие культуры, и смягчение правовых режимов в сфере наркопреступлений. Кроме того, латиноамериканцы не довольны миграционной политикой, которую проводят США: поощряя поддержку венесуэльских беженцев в регионе, Белый дом не имеет однозначного решения по проблеме легализации мигрантов у себя в стране16. При этом полной гармонии в отношениях не наблюдалось даже между идеологическими союзниками. Так, Дональд Трамп и Иван Дуке не могли найти общего языка по всё тем же проблемам международной повестки, в том числе венесуэльскому кризису и вопросу сертификации колумбийского государства в области незаконного оборота наркотиков.

16. Кудеярова Н.Ю. Миграционная проблематика в американо-латиноамериканских отношениях (конфликты и решения) // США & Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 7. С. 76-82. DOI: 10.31857/S268667300015577-4
13

Заключение

 

Таким образом, всё вышесказанное подводит к мысли о том, что отсутствие конфронтационной риторики и стремление к демонстрации дружественного тона в диалоге с обеих сторон (при сохранении всей разницы в подходах) свидетельствует о наличие значительных предпосылок к более конструктивному и тесному взаимодействию между правительствами в Латинской Америке и их северным соседом, нежели можно было бы ожидать, исходя только лишь из идеологических рамок оппонентов.

14

Выбор наиболее оптимального круга обсуждаемых вопросов, поднимаемых в ходе двусторонних бесед на высоком дипломатическом уровне, из множества конфликтных и проблемных тем, очевидно, направлен на сближение позиций, нежели на их размежевание. Судя по заявлениям политиков, преобладает обоюдное понимание того, что точечная работа по этим направлениям будет более эффективно играть в пользу сторон, чем попытки поиска всеобъемлющего партнёрства, не имевшие успеха в силу целого ряда причин политического, экономического и историко-культурного характера.

15

Представляется, что, работа, строящаяся на основе двустороннего сотрудничества между Вашингтоном и латиноамериканскими столицами, будет иметь бóльший успех, чем поиск конвергенции в многосторонних форматах. Вероятнее всего, не следует рассчитывать на демонстрацию широкой взаимодополняющей поддержки на крупных международных площадках. Стороны продолжат выступать, исходя из собственных программных убеждений, и отстаивать односторонние интересы, избегая согласованных коллективных действий, как в решении региональных, так и глобальных вопросов международной политики.

Библиография

1. Евсеенко А.С. Американские инициативы на латиноамериканском направлении: проблемы и перспективы // США & Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 7. С. 83-89. DOI: 10.31857/S268667300015578-5

2. National Security Strategy. The White House, October 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 10.11.2022).

3. Андреев А.С., Розенталь Д.М. Левый регионализм в Латинской Америке: традиции и современность // PolitBook. 2021. №1. С. 25-47.

4. Colombia y Venezuela arrancan una nueva era de relaciones diplomáticas // El Pais, 28 de Agosto, 2022. Available at: https://elpais.com/america-colombia/2022-08-28/colombia-reinicia-relaciones-con-venezuela-este-lunes-con-la-posesion-del-embajador-en-caracas.html (accessed 14.11.2022).

5. Dos meses del gobierno Petro: ¿relaciones Colombia-Estados Unidos pasan el examen? // El Espectador, 9 de Octubre, 2022. Available at: https://www.elespectador.com/mundo/america/dos-meses-del-gobierno-petro-relaciones-colombia-estados-unidos-pasan-el-examen/ (accessed 12.11.2022).

6. Secretary Blinken Travels to Bogota to Advance the U.S.-Colombia Partnership. US Department of State, October 3, 2022. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinken-travels-to-bogota-to-advance-the-u-s-colombia-partnership/ (accessed 13.11.2022).

7. Gabriel Boric: “Me enoja cuando eres de izquierda y no puedes hablar de Venezuela o Nicaragua” // El Pais, 23 Septiembre, 2022. Available at: https://elpais.com/chile/2022-09-23/gabriel-boric-me-enoja-cuando-eres-de-izquierda-y-no-puedes-hablar-de-venezuela-o-nicaragua.html (accessed 24.09.2022).

8. Bernal R. Bolton dubs Cuba, Venezuela and Nicaragua the “Troika of Tyranny”// The Hill, January 11, 2018. Available at: https://thehill.com/latino/414333-bolton-dubs-cuba-venezuela-and-nicaragua-the-troika-of-tyranny/ (accessed 23.10.2022).

9. Presidente de la República Gabriel Boric Font interviene en la segunda sesión plenaria la IX Cumbre de las Américas // Prensa Presidencia, 10 de Junio 2022. Available at: https://prensa.presidencia.cl/fotonoticia.aspx?id=195963 (accessed 28.10.2022).

10. Secretary Blinken Travels to Bogota to Advance the U.S.-Colombia Partnership. US Department of State, October 3, 2022. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinken-travels-to-bogota-to-advance-the-u-s-colombia-partnership/ (accessed 13.11.2022).

11. Secretary Antony J. Blinken and Colombian President Gustavo Petro at a Joint Press Availability. Remarks for the Press. US Department of State, October 3, 2022. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-colombian-president-gustavo-petro-at-a-joint-press-availability/ (accessed 13.11.2022).

12. Secretary Blinken Travels to Chile to Advance our Enduring Partnership. US Department of State, October, 5, 2022. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinken-travels-to-chile-to-advance-our-enduring-partnership/ (accessed 13.11.2022).

13. Chile’s Energy Transformation Is Powered by Wind, Sun and Volcanoes // InvestChile, 14 de Agosto 2017. Available at: https://investchile.gob.cl/es/chiles-energy-transformation-is-powered-by-wind-sun-and-volcanoes/ (accessed 12.11.2022).

14. Secretary Antony J. Blinken Remarks to the Press. US Department of State, October 7, 2022. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-to-the-press-15/ (accessed 12.11.2022).

15. Cómo el Presidente Boric cuestionó política exterior de Estados Unidos // El Siglo, 10 de Junio 2022. Available at: https://elsiglo.cl/2022/06/10/como-el-presidente-boric-cuestiono-politica-exterior-de-estados-unidos/ (accessed 15.11.2022).

16. Кудеярова Н.Ю. Миграционная проблематика в американо-латиноамериканских отношениях (конфликты и решения) // США & Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 7. С. 76-82. DOI: 10.31857/S268667300015577-4

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести