Гренландия в арктической стратегии США: вызов для датско-американских отношений?
Гренландия в арктической стратегии США: вызов для датско-американских отношений?
Аннотация
Код статьи
S207054760023886-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Белухин Никита Евгеньевич 
Должность: аспирант ИМЭМО, младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В настоящий момент всё отчётливей проявляется устойчивое стремление автономного правительства Гренландии перевести отношения с США в двустороннюю плоскость, оставив Данию «за скобками», и расширить собственные дипломатические полномочия. Так как Гренландия не поддерживает милитаризацию, оптимальным для Дании и США будет расширение технических возможностей в сфере domain awareness в арктических широтах. В экономической области для США стоит сложная задача поддержки создания рентабельной добывающей промышленности на территории Гренландии, что, однако, может прийти в противоречие с экологическими приоритетами нынешнего гренландского правительства.

Ключевые слова
США, Дания, Гренландия, Арктика, редкоземельные металлы, Фарерские острова, парадипломатия
Классификатор
Получено
15.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
413
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Гренландия после Второй мировой войны занимала важное место в американо-датских отношениях, будучи напрямую связанной с безопасностью территории самих США. Значение Гренландии также существенно возросло в 2004 г. с подписанием соглашений Игалику и модернизацией базы Туле на территории острова, которые создали, в том числе, механизмы для двустороннего взаимодействия США и Гренландии. В настоящий момент, когда на Арктику распространяется общий тренд конкуренции великих держав и автономные власти острова активно расширяют собственные дипломатические компетенции, роль Гренландии в американской арктической стратегии вновь оказывается в фокусе внимания Вашингтона и Копенгагена.

2

Арктическое измерение датско-американских отношений

 

В тексте новой арктической стратегии США на 2022–2032 гг., опубликованной 7 октября 2022 г., Гренландия формально называется всего в двух отрывках текста и оба раза в контексте намерений США «углублять отношения с ключевыми союзниками и партнёрами». При этом намерение сотрудничать с Гренландией специально уточняется при упоминании Королевства Дания: «Королевство Дания (включая Гренландию), Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция выступают важнейшими партнёрами в реализации нашего общего видения будущего Арктики»1. Кроме того, в стратегическом прогнозе «Безопасность и оборона Дании до 2035 г.», представленной 3 октября 2022 г. Микаэлем Зильмером Джонсом, ранее постоянным представителем Дании в НАТО, в частности, говорится: «Именно в Арктике союзные отношения Королевства с США выступают наиболее отчётливо и закреплены широким двусторонним оборонным соглашением. В рамках этих отношений затрагивается и оборона территории самих США, и, таким образом, они носят взаимозависимый характер. Ключевые интересы США в Арктике делают управление союзными отношениями с США и исполнение – как формальное, так и неформальное – союзных обязательств перед США ещё более деликатными. США определяют в широком плане стратегические установки в Арктике и угрозы, стоящие в повестке дня в области безопасности и то, как Королевство может поспособствовать их разрешению»2. Этот стратегический прогноз будет одной из отправных точек для переговоров о новом межпартийном соглашении об оборонной политики Дании на период 2024–2029 гг., где будет затрагиваться и Арктический регион. Таким образом, в двух недавних стратегических документах как США, так и Дании, опубликованных в сентябре-октябре 2022 г., подчёркивается центральное значение Гренландии и Датского Содружества для союзных отношений США и Дании, а арктическое измерение этих союзных отношений выходит на первый план.

1. National Strategy for the Arctic Region. The White House, 07.10.2022. Available at: >>> (accessed 21.10.2022).

2. Dansk sikkerhed og forsvar frem mod 2035. – Den sikkerhedspolitiske analysegruppe, København, September 2022, 84 s. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
3

В этом свете также примечательны слова Эдмунда Йонсена, представителя Фарерских островов в датском Фолькетинге в 1994–1998 гг., в 2007–2015 гг. и в 2019–2022 гг., который по завершении своей 34-летней политической карьеры в сентябре 2022 г. сказал: «Дания обладает фантастической возможностью, которой у неё бы не было при отсутствии Содружества. Оно даёт Дании фантастический шанс стать посредником между великими державами, с одной стороны, и Фарерскими островами и Гренландией  – с другой. Но то, что Дания действительно выступит в этой роли, нельзя принимать как нечто само собой разумеющееся». Кроме того, Э. Йонсен отметил, что «баланс сил в Содружестве склонился к северу», что попросту должно вынудить Копенгаген «больше вовлекать Фарерские острова и Гренландию в процесс принятия решений». На настоящий момент конкретным шагом в этом направлении остаётся создание в октябре 2021 г. Координационного комитета по вопросам обороны, внешней политики и безопасности, где министры Дании, Гренландии и Фарерских островов, которые в своей деятельности касаются подобных вопросов, будут проводить заседания раз в год для обсуждения проблем, которые затрагивают все три части Содружества. Первое заседание комитета состоялось 9 июня 2022 г., в его итоговом заявлении, среди прочего, было зафиксировано: «Комитет отмечает, что Фарерские острова и Гренландия завершают разработку «арктической политики» и «внешнеполитической стратегии» соответственно, и работа над подготовкой общей арктической стратегии продолжится после принятия этих документов»3. Таким образом, датскими властями был сделан ещё один шаг к постепенному расширению дипломатических компетенций автономных территорий. Стоит, однако, упомянуть, что сам термин Содружество (дат. Rigsfælleskabet) или «Датское Содружество» (дат. Det Danske Rigsfælleskab), означающий единое государство Дании, Гренландии и Фарерских островов формально не закреплён в конституции страны, но является устоявшимся и употребляется повсеместно в СМИ, парламентских выступлениях и в официальных документах. Э. Йонсен также отметил, что датская сторона порой проявляла меркантильное отношение к Содружеству, измеряя его в «кронах и эре»4. Более того, неосторожные высказывания датских политиков в адрес Гренландии или Фарерских островов порой приводят к противоречиям и напряжённым дискуссиям.

3. Sluterklæring fra Møde i Udenrigs-, Sikkerheds- og Forsvarspolitisk Kontaktudvalg i Tórshavn den 9. juni 2022. Statsministeriet, 09.06.2022. Available at: >>>   (accessed 28.11.2022).

4. Krog A. Afgående færøsk MF'er opfordrer danskerne til at sætte mere pris på rigsfællesskabet. Altinget, 26.09.2022. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
4

К примеру, во время приёма в посольстве США в феврале 2021 г. Сёрен Пепе Поульсен, председатель Консервативной народной партии (КНП) Дании, неосторожно сравнил Гренландию с «Африкой на льду», что получило широкую огласку в СМИ в октябре 2022 г. во время предвыборной кампании в преддверии внеочередных парламентских выборов в Дании, которые состоялись 1 ноября 2022 г. Лидеру КНП даже пришлось принести извинения гренландцам в ходе теледебатов между кандидатами на пост премьер-министра, а газета «Юлландс-Постен» (Jyllands-Posten) сочла неприемлемым сравнение столь важной и стратегической для положения Дании территории с условной страной Глобального Юга особенно в присутствии американских дипломатов, которые могли неверно истолковать слова датского парламентария5. Кроме того, показательной в этом свете стала и статья Пеле Броберга, члена гренландского парламента от партии «Налерак», выступающей за независимость Гренландии, ранее занимавшего посты министра иностранных дел и министра торговли и промышленности, опубликованная в октябре 2022 г, в которой автор заявил, что историческое расследование болезненных аспектов датско-гренландских отношений должно «обозначить чёткие границы того, как Гренландия покинет датское королевство»6. В статье П. Броберг также заявил, что «примирение», которое призвано обеспечить упомянутое расследование, «произойдёт автоматически, когда Гренландия выйдет из состава датского государства и вернёт себе свою идентичность». В настоящий момент, когда по итогам внеочередных парламентских выборов в ноябре 2022 г., большинство левоцентристского блока во главе с социал-демократами зависит от двух депутатов из Гренландии и одного от Фарерских островов, у датских автономий в перспективе появляется больше пространства для политического торга и возможностей для оказания давления на Копенгаген, особенно если начатые лидером социал-демократов Метте Фредериксен переговоры по формированию межблокового правительства окажутся неудачными или приведут к неустойчивому правительству7.

5. Maressa J. E. Søren Pape Poulsen har trådt gennem den sikkerhedspolitiske is. Jyllands-Posten, 11.10.2022. Available at: >>> (accessed 21.10.2022).

6. Broberg P. Pele Broberg: Udredning skal skabe klare rammer for at forlade det danske kongerige. Altinget, 24.10.2022. Available at: >>> (accessed 08.11.2022).

7. Valganalyse: Grønlandske politikere har sikret et rødt flertal - men risikerer ikke at få afgørende magt. KNR, 02.11.2022. Available at: >>>   (accessed 08.11.2022).
5

В ситуации, когда внутри Содружества Дании, Гренландии и Фарерских островов происходит болезненная выработка нового modus vivendi в сфере внешней политики, особый интерес представляет расширение сотрудничества США и Гренландии, которое сама Гренландия хотела бы вести без лишнего привлечения Копенгагена. Это происходит не только на фоне расширения внешнеполитических компетенций и сети представительств Гренландии и Фарерских островов, но и к появлению на территории самой Гренландии всё большего числа дипломатических представительств. В этой ситуации гренландские власти не всегда считают, что представителей Дании стоит приглашать на встречи, где, по их мнению, обсуждаются внутриполитические вопросы, а датская сторона, напротив, стремится к тому, чтобы без её участия не обсуждались военно-политические вопросы. В самой Гренландии за последние годы возросло количество зарубежных представительств: помимо открытия американского консульства в составе восьми сотрудников, генеральное консульство в гренландской столице открыла Исландия, почётных консулов в Гренландии успело назначить уже десять государств включая Канаду, Соединённое Королевство, Германию и Южную Корею, а также всех трёх северных соседей Дании – Швецию, Норвегию и Финляндию. В сентябре 2022 г. мероприятия по подготовке к началу работы представительства в Гренландии начал ЕС, который заявил о намерении открыть такое представительство ещё в октябре 2021 г. Ожидается, что представительство ЕС в Гренландии начнёт работу в начале 2023 года8.

8. EU åbner kontor i Nuuk. Nuuk ugeavis, 21.09.2022. Available at: >>> (accessed 08.11.2022).
6

Дания в условиях расширения внешнеполитической деятельности Гренландии стремится усилить механизмы контроля за дипломатическими шагами гренландских властей. Так в начале 2010-х годов единственным представителем центральной власти в Нууке был ригсомбудсман, после своего создания в октябре 2012 г. в Нуук также переехал штаб объединённого Арктического командования датских вооружённых сил, сейчас в свете роста зарубежных представительств с недавнего времени в столице Гренландии также размещаются на постоянной основе представитель Министерства иностранных дел Дании и несколько сотрудников Министерства обороны. Ситуация осложняется и тем, что датское правительство, с одной стороны, стремится не выступать в роли бывшей колониальной метрополии, которая жёстко контролирует все действия своей автономии, а с другой – регулярно объясняет «дипломатические порывы» Гренландии консервативной части Фолькетинга и датской прессы, которые порой рассматривают такие действия, как противоречащие конституции. Ситуация усугубляется и проблемами в коммуникации между гренландским и датским правительствами, о точных намерениях друг друга они часто узнают постфактум. Отдельной внешнеполитической стратегии у Гренландии при этом до сих пор нет, что также затрудняет для датчан анализ её внешнеполитических намерений. Для самих иностранных дипломатов и консульских работников это создаёт довольно запутанную среду, когда их прямой контакт с гренландскими властями может быть рассмотрен датскими дипломатами в Копенгагене в качестве faux pas, то есть нарушения заведённого протокола9.

9. Gad U. P. Nuuk As a Diplomatic Scene. Protocol, Pitfalls, And Practice. – DIIS Policy Brief, 22.09.2022. Available at: >>> (accessed 08.11.2022).
7 В настоящий момент особый интерес вызывают объявленные в мае 2022 г. планы США по модернизации базы Туле в Гренландии, при этом конкретные детали подобного шага ещё не уточнены. Сотрудничество между американскими и гренландскими властями серьёзно набрало обороты с июня 2019 г., когда были подписаны два меморандума о взаимопонимании. Позднее в рамках этих меморандумов США выделили два пакета экономической помощи Гренландии (в апреле 2020 г. и сентябре 2021 г.), а также возобновили работу уже упомянутого американского консульства на территории Гренландии в июне 2020 г. и предприняли ряд других важных шагов, которые имеют как военно-политическое, так и экономическое измерение (см. табл.).
8

Таблица

Ключевые инициативы в американо-гренландских отношениях 2019-2022 гг.

9
Дата Событие
4 июня 2019 г. Подписание двух меморандумов о взаимопонимании между США и Гренландией
Август-сентябрь 2019 г. Предложение Д. Трампа купить Гренландию и отмена планировавшегося визита президента США в Данию
20 апреля 2020 г. Статья посла США в Дании Карлы Сандс на портале Altinget о необходимости помочь Гренландии «реализовать свой потенциал» в связи с российской и китайской угрозой в Арктике
23 апреля 2020 г. Выделение первого пакета американской помощи Гренландии
15 июня 2020 г. Возобновление работы американского консульства в Нууке
Июль 2020 г. Визит государственного секретаря Майка Помпео в Данию, первое в практике Содружества совместное совещание министров иностранных дел США, Дании, Гренландии и Фарерских островов
Октябрь 2020 г. Согласование новых условий проведения тендера на обслуживание авиабазы Туле и принятие общего плана американо-гренландского сотрудничества
Май 2021 г. Визит государственного секретаря Энтони Блинкена в Данию, совместное совещание министров иностранных дел США, Дании, Гренландии и Фарерских островов
Май 2021 г. Делегация посольства США посетила Фарерские острова для изучения гаваней – Торсхавна, Рунавика и других
Сентябрь 2021 г. Выделение второго пакета американской помощи Гренландии
15 сентября 2021 г. Возобновление работы совместного американо-гренландского комитета
Май 2022 г. Посольство США в Дании подтвердило планируемые инвестиции в модернизацию базы Туле
Июль 2022 г. Посольство США в Дании сообщило, что американская исследовательская группа в сотрудничестве с Данией и Гренландией посетила остров для изучения возможных мест для установки радаров
11-15 августа 2022 г. Визит нового посла США в Дании Алана Левенталя в Гренландию
18 октября 2022 г. Проведение ежегодного заседания совместного американо-гренландского комитета

Источник: составлено автором.

10

Военное сотрудничество США с Гренландией и Фарерскими островами

 

Для Гренландии милитаризация, означающая строительство новых военных объектов, является болезненным вопросом, так как чревато потерей и без того ограниченных земельных ресурсов. В настоящее время, однако, речь идёт о модернизации уже существующей базы Туле и возможном строительстве дополнительных радаров на острове для расширения возможностей разведки, наблюдения и мониторинга в регионе (domain awareness). Даже при согласовании условий реализации арктического оборонного соглашения, которое завершилось в мае 2022 г., Гренландия настояла на том, чтобы образовательная часть соглашения была направлена в большей степени на подготовку кадров для спасательных служб, а не военных, как планировалось изначально в феврале 2021 г. По всей видимости, к концу 2022 г. или в начале 2023 г. Дания, США и Гренландия также смогут разрешить вопрос с возвращением контракта на обслуживание базы Туле компании, подконтрольной гренландскому правительству, который вызывал напряжённость в американо-гренландских отношениях с 2014 г. после того, как контракт неожиданно получила американский концерн «Вектрус» (Vectrus). Новые условия проведения тендера на обслуживание базы Туле были достигнуты в конце октября 2020 г. и оформлены в рамках обмена дипломатическими нотами, «Общего плана американо-гренландского сотрудничества в поддержку нашего понимания в отношении Питуффика (авиабазы Туле)» (Common Plan for U.S.-Greenland Cooperation in Support of our Understanding for Pituffik, Thule Air Base), где были, в частности, подписи посла США в Дании Карлы Сандс, и премьер-министра Гренландии Кима Кильсена, и ряда других документов. Примечательно, что Гренландия активно стремилась представить такое разрешение этого тянувшегося с 2014 г. вопроса в первую очередь как шаг к укреплению и углублению двусторонних отношений с США, о чём свидетельствуют упомянутый «Общий план» и документ под названием «Дополнительные инициативы для улучшенного сотрудничества в Питуффике (на авиабазе Туле)» (Additional Initiatives for Improved Cooperation at Pituffik, Thule Air Base), где США обозначили намерения расширить возможности коммерческого использования военной инфраструктуры в интересах местных сообществ, оказывать медицинские услуги местному населению за счёт ресурсов базы и увеличить сотрудничество с деловыми кругами Гренландии, которые бы могли лучше использовать экономические возможности, связанные с американским военным присутствием на острове, а также описали ряд других планируемых инициатив10. В соответствии с «Общим планом» четырьмя основными областями двухстороннего сотрудничества США и Гренландии выступают торговля и инвестиции, энергетика и добывающая промышленность, образовательное и культурное сотрудничество, сотрудничество в области науки и экологии.

10. Olsvig S. «Uagununa Nunarput» («It’s Our Country»). Greenland’s Aim to Move From Trilateralism With Denmark and the US, to US-Greenlandic Bilateralism. In Danish Foreign Policy Review 2022 Ed. by Kristian Fischer, Hans Mouritzen. – DIIS, Copenhagen, 2022, pp. 74-107.
11

Стоит отметить и активизацию фарерского направления американской дипломатии. После подписания 12 ноября 2020 г. декларации о партнёрстве, которая является первым подобным документом в истории их отношений и затрагивает, среди прочего, исследования, торговлю и здравоохранение, контакты между Фарерскими островами и США стали более интенсивными. Так, в октябре 2019 г. Фарерские острова посетил эсминец «Дональд Кук» (USS Donald Cook), что стало первым визитом американского военного корабля на территорию островов за более чем 30 лет11. В мае 2022 г. в гавань Рунавика зашёл эсминец «Портер» (USS Porter), в том же месяце гавань Торсхавна дважды посетили атомные подводные лодки – «Джон Уорнер» (USS John Warner) и «Индиана» (USS Indiana). По словам фарерского министра иностранных дел, несмотря на то что американский флот ранее использовал Норвегию и Соединённое Королевство, чтобы «не провоцировать Фарерские острова», речь идёт не о военных операциях, а о логистическом и прочем обслуживании кораблей и их экипажей12.

11. Leo J. H. US destroyer makes two-day visit to the Faroe Islands. Local.fo, 01.11.2019. Available at: >>> (accessed 09.11.2022).

12. Joensen K. Den amerikanske flåde drager nytte af færøske havne. Sermitsiaq, 18.05.2022. Available at: >>> (accessed 09.11.2022).
12

Для Дании включение в арктическую стратегию США будет становиться всё более важным ресурсом по созданию особых отношений, которые Дания стремилась выстроить с американскими партнёрами по меньшей мере с начала 2000-х годов. Ранее ключевым ресурсом созидания особого партнёрства выступало участие Дании в операциях НАТО и международных коалиционных операциях под руководством США в Ираке, Афганистане, Ливии и Сирии. Как уже было сказано, на настоящий момент наиболее острым является вопрос создания системы радаров, дронов, спутников и патрулей, которые были бы способны осуществлять эффективный мониторинг за обширной арктической территорией Гренландии и её прибрежными водами, а также за районом Фареро-Исландского рубежа. Признаком недостаточных датских ресурсов в этой области является то, что в мае 2021 г. Арктическое командование Дании выступило с инициативой «Стражи Гренландии», в рамках которой рядовым жителям Гренландии предлагается скачивать специальное мобильное приложение или получить бесплатный навигатор GPS, если человек часто бывает в районах за пределами мобильного покрытия, с помощью которых можно передавать сведения, к примеру, о судне, терпящем крушение, потенциальной экологической катастрофе и военных активностях и прочих происшествиях напрямую в штаб Арктического командования13.

13. Kristensen K. Er du den nye Grønlandsvogter? Sermitsiaq, 27.05.2022. Available at: >>> (accessed 09.11.2022).
13 Таким образом, в нынешних условиях главным вкладом Дании в арктическую стратегию США могло бы стать расширение технических возможностей мониторинга арктического пространства, так как оно не будет означать милитаризацию Гренландии и Фарерских островов, но в то же время будет соответствовать американским интересам в регионе.
14

Ресурсный потенциал Гренландии

 

Экспертное сообщество сходится во мнении, что Гренландия обладает существенным ресурсным потенциалом, что особенно важно в контексте стратегической автономии ЕС и потребностей американской экономики, а также учитывая китайское доминирование в сфере редкоземельных элементов практически на всех стадиях производства. Около 90% всех поставляемых на мировой рынок редкоземельных металлов добывается и производится в Китае, 80% производственных цепочек солнечных батарей и аккумуляторов для электрокаров также приходится на Китай. На этом фоне, к примеру, Ян Хуллеберг, вице-президент объединения датских компаний «Зелёная энергетика Дании» (Green Power Denmark), специализирующихся на возобновляемой энергетике, считает, что на территории ЕС есть масса ресурсов, необходимых для зелёного перехода, но он решил не добывать их, сделав ставку на глобальное разделение труда. В нынешних условиях, полагает Я. Хуллеберг, ЕС должен вновь развивать добывающую промышленность на своей территории, иначе он не получит доступа к необходимым ресурсам14. Другой датский эксперт, Флемминг Ларсен, директор геологической службы Дании и Гренландии, признаёт, что концепция замкнутой экономики не может удовлетворить потребности в литии и других редкоземельных металлах и элементах15, поэтому поиск стабильных источников поставок критически важного сырья не теряет своей остроты. Гренландия в этом отношении обладает значительными залежами цинка, золота, титана и не в последнюю очередь редкоземельных металлов, но их полноценной реализации препятствуют транспортные и технические издержки, и пока находится не так много компаний, готовых на широкомасштабные инвестиции по фактически созданию рентабельной добывающей промышленности Гренландии. Сейчас в Гренландии функционируют два предприятия добывающей промышленности – на юго-западе Гренландии, 160 км к югу от Нуука, где добываются рубины и в районе Кангерлуссуака, где работает предприятие, производящее сырьё для цементной промышленности. Ни одно из этих предприятий не носит стратегически важного значения16. В 2023 г., по сообщениям австралийской компании «Танбриз» (Tanbreez), она приступит к добыче редкоземельных элементов в горах Кринглерне и будет ориентироваться прежде всего на ЕС и США как потенциальных потребителей, что в перспективе станет первым стратегически важным предприятием на территории Гренландии17.

14. Rothstein O., Rasmussen S. B. Den danske energisektor vil have europæiske miner. Danwatch, 3. November 2022. Available at: >>> (accessed 11.11.2022).

15. Larsen F. Geus-direktør: Cirkulær økonomi kan ikke sikre os nok kritiske råstoffer til den grønne omstilling. Altinget, 23.09.2022. Available at: >>> (accessed 08.11.2022).

16. Taarup-Esbensen J. Risikoforsker: Grønland kan levere kritiske råstoffer og sikre EU’s grønne omstilling. Altinget, 10.10.2022. Available at: >>> (accessed 08.11.2022).

17. Белухин Н. Датское Содружество в прицеле великих держав. РСМД, 04.10.2022. Available at: >>> (accessed 04.11.2022).
15 В этом отношении как для США, так и для ЕС в ближайшем будущем актуальной будет задача создания эффективной добывающей промышленности в Гренландии и сопутствующей системы образования для подготовки необходимых кадров и повышения квалификации уже существующей рабочей сил, разработки инновационных технологий добывающей промышленности в арктических условиях, инвестиций в ледокольный флот, который гарантировал бы транспортную доступность отдалённых районов Гренландии, а также повышения безопасности навигации в арктических широтах за счёт более надёжных карт морских льдов, так как сообщение с отдельными частями Гренландии по-прежнему сопряжено со значительными транспортными рисками. Стоит отметить, что упомянутые пакеты американской помощи были направлены, прежде всего, на развитие местной системы образования. При этом важно учитывать и экологические приоритеты гренландского правительства, которое осенью 2021 г. восстановило мораторий на добычу ресурсов в районах с содержанием радиоактивных элементов, поставив крест на разработке месторождения редкоземельных металлов Кванефьельд, которое ранее считалось потенциальным флагманом экономического развития Гренландия. Экономические интересы и сопутствующие им крупные проекты добывающей промышленности и беспокойство о хрупкой экосистеме Гренландии, учитывая нарастающее глобальное потепление, также могут прийти в противоречие друг с другом.
16

Заключение

 

География и ресурсный потенциал Гренландии дают Дании возможность использовать остров в качестве важного инструмента улучшения отношений с США и поддержания статуса «образцового» союзника за счёт усиления внимания Вашингтона к Арктике и Северной Атлантике. В то же время это потребует существенных финансовых вложений с датской стороны как в вопросе развития добывающей промышленности на острове, так и наращивания технической возможностей разведки и мониторинга происшествий на обширном пространстве Гренландии и Фарерских островов. При этом сама Гренландия всё чаще проявляет стремление к самостоятельности, поднимая болезненные исторические вопросы в отношениях с Данией и добиваясь новых политических уступок. В перспективе власти автономии также будут самостоятельно пытаться выстроить выгодное экономическое сотрудничество с Вашингтоном, по возможности без излишнего привлечения датских коллег.

Библиография

1. National Strategy for the Arctic Region. The White House, 07.10.2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf (accessed 21.10.2022).

2. Dansk sikkerhed og forsvar frem mod 2035. – Den sikkerhedspolitiske analysegruppe, København, September 2022, 84 s. Available at: https://www.forsvaret.dk/globalassets/fmn/dokumenter/nyheder/2022/-dansk-sikkerhed-og-forsvar-mod-2035-den-sikkerhedspolitiske-analyserapport-.pdf (accessed 23.10.2022).

3. Sluterklæring fra Møde i Udenrigs-, Sikkerheds- og Forsvarspolitisk Kontaktudvalg i Tórshavn den 9. juni 2022. Statsministeriet, 09.06.2022. Available at: https://www.stm.dk/statsministeriet/publikationer/sluterklaering-fra-fra-moede-i-udenrigs-sikkerheds-og-forsvarspolitisk-kontaktudvalg-i-t%C3%B3rshavn-den-9-juni-2022/ (accessed 28.11.2022).

4. Krog A. Afgående færøsk MF'er opfordrer danskerne til at sætte mere pris på rigsfællesskabet. Altinget, 26.09.2022. Available at: https://www.altinget.dk/arktis/artikel/afgaaende-faeroesk-mfer-opfordrer-danskerne-til-at-saette-mere-pris-paa-rigsfaellesskabet (accessed 23.10.2022).

5. Maressa J. E. Søren Pape Poulsen har trådt gennem den sikkerhedspolitiske is. Jyllands-Posten, 11.10.2022. Available at: https://jyllands-posten.dk/debat/kommentar/international/ECE14481988/soeren-pape-poulsen-har-traadt-gennem-den-sikkerhedspolitiske-is/ (accessed 21.10.2022).

6. Broberg P. Pele Broberg: Udredning skal skabe klare rammer for at forlade det danske kongerige. Altinget, 24.10.2022. Available at: https://www.altinget.dk/arktis/artikel/pele-broberg-udredning-skal-skabe-klare-rammer-for-at-forlade-det-danske-kongerige (accessed 08.11.2022).

7. Valganalyse: Grønlandske politikere har sikret et rødt flertal - men risikerer ikke at få afgørende magt. KNR, 02.11.2022. Available at: https://knr.gl/da/nyheder/valganalyse-gr%C3%B8nlandske-politikere-har-sikret-et-r%C3%B8dt-flertal-men-risikerer-ikke-f%C3%A5 (accessed 08.11.2022).

8. EU åbner kontor i Nuuk. Nuuk ugeavis, 21.09.2022. Available at: https://sermitsiaq.ag/node/239695 (accessed 08.11.2022).

9. Gad U. P. Nuuk As a Diplomatic Scene. Protocol, Pitfalls, And Practice. – DIIS Policy Brief, 22.09.2022. Available at: https://www.diis.dk/en/research/nuuk-as-a-diplomatic-scene (accessed 08.11.2022).

10. Olsvig S. «Uagununa Nunarput» («It’s Our Country»). Greenland’s Aim to Move From Trilateralism With Denmark and the US, to US-Greenlandic Bilateralism. In Danish Foreign Policy Review 2022 Ed. by Kristian Fischer, Hans Mouritzen. – DIIS, Copenhagen, 2022, pp. 74-107.

11. Leo J. H. US destroyer makes two-day visit to the Faroe Islands. Local.fo, 01.11.2019. Available at: https://local.fo/us-destroyer-makes-two-day-visit-to-the-faroe-islands/ (accessed 09.11.2022).

12. Joensen K. Den amerikanske flåde drager nytte af færøske havne. Sermitsiaq, 18.05.2022. Available at: https://sermitsiaq.ag/node/237348 (accessed 09.11.2022).

13. Kristensen K. Er du den nye Grønlandsvogter? Sermitsiaq, 27.05.2022. Available at: https://sermitsiaq.ag/node/229601 (accessed 09.11.2022).

14. Rothstein O., Rasmussen S. B. Den danske energisektor vil have europæiske miner. Danwatch, 3. November 2022. Available at: https://danwatch.dk/den-danske-energisektor-vil-have-europaeiske-miner/ (accessed 11.11.2022).

15. Larsen F. Geus-direktør: Cirkulær økonomi kan ikke sikre os nok kritiske råstoffer til den grønne omstilling. Altinget, 23.09.2022. Available at: https://www.altinget.dk/miljoe/artikel/geus-direktoer-cirkulaer-oekonomi-sikrer-ikke-nok-kritiske-raastoffer-til-den-groenne-omstilling (accessed 08.11.2022).

16. Taarup-Esbensen J. Risikoforsker: Grønland kan levere kritiske råstoffer og sikre EU’s grønne omstilling. Altinget, 10.10.2022. Available at: https://www.altinget.dk/arktis/artikel/risikoforsker-groenland-kan-levere-kritiske-raastoffer-og-sikre-eus-groenne-omstilling (accessed 08.11.2022).

17. Белухин Н. Датское Содружество в прицеле великих держав. РСМД, 04.10.2022. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/datskoe-sodruzhestvo-v-pritsele-velikikh-derzhav/ (accessed 04.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести