Канадская Цифровая хартия принимает статус закона
Канадская Цифровая хартия принимает статус закона
Аннотация
Код статьи
S207054760023515-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Щукина Татьяна Александровна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В июне 2022 г. в канадский парламент был внесён законопроект (Bill C-27: Digital Charter Implementation Act), в котором регламентируются положения о введении в действие и дальнейшем соблюдении принципов Цифровой хартии Канады (Canada's Digital Charter), принятой в 2019 г. Он преследует три цели, а именно: усиление контроля за безопасностью персональных данных и личной информации, регулирование процессов, связанных с развитием систем искусственного интеллекта, а также дальнейшее продвижение идей, изложенных в канадской Цифровой хартии. Исходя из этих направлений, во вносимом на рассмотрение парламента законе по сути объединяются три нормативно-правовых акта: «О защите конфиденциальности пользователей» (Consumer Privacy Protection Act), «Об арбитраже по вопросам защиты личной информации и сохранности данных» (Personal Information and Data Protection Tribunal Act), «Об искусственном интеллекте и больших данных» (Artificial Intelligence and Data Act).

Цифровая хартия нашла отражение в подготовленном и выпущенном канадским Министерством по инновациям, науке и экономическому развитию документе под названием «Канадская цифровая хартия в действии: план канадцев для канадцев» (Canada's Digital Charter in Action: A Plan by Canadians, for Canadians). Важнейшее направление, которое определило правительство в качестве приоритетного для продвижения Канады в сфере инновационной цифровой экономики, связано с обеспечением безопасности и надёжности операций, осуществляемых в виртуальном пространстве. В связи с этим один из основополагающих принципов хартии сфокусирован на проблеме защиты персональных данных, актуальность которой в последние годы приобретает первостепенное значение.

 
Ключевые слова
правительство Канады, канадское Министерство по инновациям, науке и экономическому развитию, безопасность персональных данных, экономика больших данных, искусственный интеллект, закон «О защите конфиденциальности пользователей», закон «Об арбитраже по вопросам защиты личной информации и сохранности данных», закон «Об искусственном интеллекте и больших данных»
Классификатор
Получено
24.10.2022
Дата публикации
07.12.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
484
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В июне 2022 г. в канадский парламент был внесён законопроект (Bill C-27: Digital Charter Implementation Act), в котором регламентируются положения о введении в действие и дальнейшем соблюдении принципов Цифровой хартии Канады (Canada's Digital Charter), принятой в 2019 г. Он был представлен министром по инновациям, науке и промышленности Франсуа-Филиппом Шампанем (François-Philippe Champagne) и министром юстиции Давидом Ламетти (David Lametti). Говоря о необходимости принятия такого закона, Франсуа-Филипп Шампань подчёркивал, что «в современной экономике конкурентоспособность Канады будет зависеть от её способности внедрения цифровых инноваций в использовании различных баз данных. Безопасность и достоверность должны стать основой новой цифровой экономики. В области бизнеса закон предусматривает введение ясных и понятных правил при использовании инновационных методов работы с информацией и базами данных, а также формирование нового регулирующего механизма, ответственного за развитие систем искусственного интеллекта»1.

1. New laws to strengthen Canadians' privacy protection and trust in the digital economy. News release. June 16, 2022. Innovation, Science and Economic Development of Canada. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 5.07.2022).
2 Как отмечается в правительственных документах, законопроект преследует три цели, а именно: усиление контроля за безопасностью персональных данных и личной информации, регулирование процессов, связанных с развитием систем искусственного интеллекта, а также дальнейшее продвижение принципов и положений канадской Цифровой хартии. Исходя из этих направлений, во вносимом на рассмотрение парламента законе объединяются три нормативно-правовых акта: «О защите конфиденциальности пользователей» (Consumer Privacy Protection Act), «Об искусственном интеллекте и больших данных» (Artificial Intelligence and Data Act), «Об арбитраже по вопросам защиты личной информации и сохранности данных» (Personal Information and Data Protection Tribunal Act). Также в новом законе в качестве отдельного раздела будут зафиксированы правила и условия, определяющие использование электронной документации в государственном секторе.
3

Основные принципы и положения Цифровой хартии

 

Цифровая хартия нашла отражение в подготовленном и выпущенном канадским Министерством по инновациям, науке и экономическому развитию документе под названием «Канадская цифровая хартия в действии: план канадцев для канадцев» (Canada's Digital Charter in Action: A Plan by Canadians, for Canadians)2. В нём, наряду с формулировкой 10 принципов, конкретизируются цели и задачи, стоящие перед экономикой Канады и её населением в связи с углублением глобальных процессов в развитии инновационных цифровых технологий и их влияния на все сферы жизни общества.

2. Canada's Digital Charter in Action: A Plan by Canadians, for Canadians. 2019. Innovation, Science and Economic Development of Canada. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 11.03.2022).
4 Дискуссии на тему о том, какое место Канада может и должна занять в мировой цифровой экономике, в какой степени цифровизация оказывает влияние на жизнь канадцев, проводились как на государственном уровне, так и среди представителей бизнеса и научной общественности с начала 2000-х годов. Идея о том, что повсеместное внедрение инновационных цифровых технологий представляет собой огромный потенциал для развития экономической и социальной областей канадского общества, нашла поддержку всех участников этих обсуждений.
5

В результате одного из важных этапов таких дискуссий стало принятие в 2017 г. плана по развитию инноваций и повышению квалификации (Innovation and Skills Plan), который был закреплён в бюджете Канады3. Он предусматривал реализацию ряда правительственных инициатив, направленных на переобучение и повышение квалификации работающих канадцев, создание условий для процветания и увеличения численности среднего класса, который в свою очередь должен был стать локомотивом для продвижения страны на лидирующие позиции в системе мировой инновационной экономики.

3. Budget 2017. Government of Canada. Building a Strong Middle Class. Chapter 1. Skills, Innovation and Middle Class Jobs. Canada's Innovation and Skills Plan. Available at: >>>  (accessed 22.02.2022).
6 Следующим значительным шагом в подготовке к принятию Цифровой хартии можно считать инициированные правительством и начавшиеся в июне 2018 г. общенациональные консультации по вопросам, связанным с развитием процессов цифровизации во всех сферах жизни канадского общества (National Digital and Data Consultations). Хотя большинство опрошенных высоко оценили шансы Канады занять достойное место в наступившей цифровой эпохе, ими были высказаны опасения, по поводу обеспечения включённости наиболее широких слоёв населения в цифровую экономику, повышения их квалификации и переобучение, адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к новым условиям.
7 Наиболее острый вопрос, получивший приоритетное внимание в ходе дискуссий, касался проблем, связанных с использованием больших данных, которые являются мощнейшим инновационным инструментом, поддерживающим развитие робототехники, искусственного интеллекта и интернета вещей. Особую обеспокоенность канадцы выражали по поводу эффективности мер, направленных на защиту их персональных данных, а также на запрет на распространение экстремистской информации, призывающей к насильственным действиям, в онлайн-пространстве. Как один из итогов в результате проведённых консультаций канадским правительством был сформулирован общий принцип, согласно которому процессы сбора данных, их использования и управления должны осуществляться при максимальной открытости и доверии между гражданами, бизнесом и государственными органами.
8 Канада обладает достаточными преимуществами для встраивания своей экономики в систему мировой цифровой индустрии, среди которых можно отметить наличие высокотехнологичных исследовательских разработок, квалифицированной рабочей силы в различных областях, устойчивых и предсказуемых правил игры в инвестиционной сфере.
9

Канадцы относятся к нациям, которые широко пользуются интернетом. Так, например, 89% канадских граждан и 98% компаний имеют выход в интернет; 88% канадцев пользуются мобильными устройствами; в среднем каждый молодой житель в возрастной категории от 18 до 34 лет проводит в интернете пять часов в день4. Вместе с тем Канада сталкивается с рядом трудностей, связанных с особенностями своего географического положения. Это выражается в недостаточной степени охвата высокоскоростными цифровыми сервисами отдалённых, малозаселённых территорий.

4. Canada's Digital Charter in Action: A Plan by Canadians, for Canadians. 2019. Innovation, Science and Economic Development of Canada. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 11.03.2022).
10

Следует отметить, что Канада в этом направлении проявляет значительную заинтересованность в международном сотрудничестве. Она является активным участником проекта, организованного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD). Проект предусматривает оказание помощи правительствам разных стран при выработке ими стратегий и направлений развития в цифровой сфере (Going Digital Toolkit)5. Также Канада принимает участие в исследованиях в области искусственного интеллекта, проводимых странами Группы семи (G7).

5. Going Digital Toolkit. OECD Going Digital Toolkit. Available at: >>>  (accessed 17.05.2022).
11 Выработке основных положений и формулировке принципов Цифровой хартии предшествовала большая предварительная работа. В ходе общенациональных консультаций, которые были организованы Министерством по инновациям, науке и экономическому развитию, было проведено свыше 30 дискуссионных круглых столов, в которых приняли участие представители правительства, цифровой индустрии, экспертного сообщества, а также делегаты от разных слоёв населения страны – молодёжи, старшего поколения, женщин, коренных народов, иммигрантов. Было получено около двух тысяч письменных рекомендаций на сайт Министерства и через социальные сети.
12 Представляют интерес некоторые данные, которые были получены при опросах разных групп населения страны. Так, например, молодые канадцы считают, что сохранение конфиденциальности и доверия, запрет на распространение ложной информации играют ключевую роль в развитии демократических институтов в обществе. Для коренных народов наиболее существенное значение имеет обеспечение доступности к высокоскоростному интернету, особенно в отдалённых районах их проживания, и к различным цифровым сервисам, действующим в области образования, здравоохранения, правительственных служб. Для наименее защищённых слоёв населения, включая людей старшего возраста, наибольшую угрозу составляет проблема распространения мошеннических действий, осуществляемых в киберпространстве.
13 Рассмотрим принципы Цифровой хартии в формулировках, обозначенных в тексте документа:
14 1. Глобальный доступ. Все канадцы должны иметь равные возможности на право участия в мире цифровых технологий через обеспечение доступа, возможности подключения, повышения уровня и квалификации цифровой грамотности. 2. Надёжность и безопасность. Канадские граждане должны быть уверены в безопасности и надёжности сервисов, которыми они пользуются в онлайн-пространстве. 3. Контроль и согласие. Канадские граждане должны быть уверены, что их личная информация надёжно защищена, и иметь возможность осуществлять контроль над использованием, распространением и хранением своих персональных данных. 4. Открытость, мобильность и интерактивность. Канадские граждане должны иметь управляемый доступ к своим персональным данным и быть свободными в праве их передачи без ущерба для себя. 5. Открытое и современное цифровое правительство. Канадские граждане должны иметь доступ к правительственным цифровым сервисам, предоставляемым на безопасной и простой в использовании основе. 6. Обеспечение равных условий для всех участников. Правительство Канады должно способствовать укреплению лидерства страны в сфере цифровых инноваций и инноваций в области данных при сохранении условий честной конкуренции на рынке цифровой индустрии. 7. Использование цифровых технологий и баз данных на благо общества. Правительство Канады должно обеспечить условия для этического использования данных с целью продвижения открытости и улучшения жизни канадских граждан как внутри страны, так и за её пределами. 8. Сильная демократия. Правительство Канады должно обеспечивать условия для свободы самовыражения, в то же время защищать от онлайн-угроз и дезинформации, направленных на фальсификации в ходе выборных процессов и подрыв демократических институтов. 9. Борьба против ненависти и насильственного экстремизма.
15 Канадские граждане вправе ожидать, что цифровые платформы не будут распространять информацию криминального содержания, а также ведущую к ненависти и насильственному экстремизму.
16 10. Строгий контроль за соблюдением законов и реальная ответственность.
17 Предусматривается введение существенных штрафов за нарушение законов и административных мер, исполнение которых затрагивает вышеперечисленные принципы.
18 Наряду с разработкой и декларацией концептуальных основ, закреплённых в хартии, канадское правительство с 2017 г. через реализацию серии мероприятий обозначило свою позицию по практическому воплощению взятого курса на продвижение страны на лидирующие позиции в мировой цифровой экономике. В этой связи следует упомянуть ряд федеральных программ, действие которых направлено на расширение и улучшение качества работы сетей цифровой связи в масштабах страны. К 2030 г. в Канаде планируется обеспечить доступ к высокоскоростному интернету нового поколения (5G) 100% домохозяйств и коммерческих компаний.
19

Средства по одной из программ Connect to Innovate выделяются на развитие цифровой связи в малонаселённых и отдалённых районах страны, преимущественно в школах и учреждениях здравоохранения. К 2023 г. планируется охватить более 975 сообществ, из них 190 – коренных жителей6. Программа Connecting Families, которая была запущена в ноябре 2018 г., изначально помогала семьям с низкими доходами получить доступ в интернет, с тех пор более 75 тыс. домохозяйств воспользовались этой субсидией. В августе 2021 г. начался второй этап программы, в течение которого предполагается предоставление интернет-услуг более высокого качества7.

6. Connect to Innovate. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 19.04.2022).

7. Connecting Families. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 19.04.2022).
20

Параллельно канадское правительство реализует ряд программ, направленных на повышение уровня и квалификации цифровой грамотности различных групп населения как одну из важнейших задач, определяющих развитие инновационной экономики Канады. Среди них можно упомянуть программу CanCode, цель которой – оказание поддержки развитию цифровой грамотности у канадских учащихся, начиная с детского сада и до 12 лет, а также учительскому составу, который занят в этой сфере обучения. С 2017 г. она охватила более 4,5 млн ребят и более 220 тыс. учителей. С 2021–22 фин. г. было решено выделить дополнительные средства на её реализацию8. Ещё одна инициатива правительства – программа Digital Literacy Exchange Program предусматривает помощь в обучении навыкам работы в цифровом пространстве для тех слоёв населения, которые испытывают трудности в этой сфере, то есть люди старшего возраста, с низким доходом, представители коренного населения, а также проживающие в северных отдалённых районах. С 2018 г. более 400 тыс. человек прошли по ней обучение9.

8. CanCode. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 19.04.2022).

9. Digital Literacy Exchange Program. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 14.05.2022).
21

Важнейшее направление, которое определило канадское правительство в качестве приоритетного для продвижения Канады в сфере инновационной цифровой экономики, связано с обеспечением безопасности и надёжности операций, осуществляемых в виртуальном пространстве. С этой целью в 2018 г. была введена в действие национальная стратегия по кибербезопасности (National Cyber Security Strategy)10, концепция которой содержит широкий спектр вопросов, связанных с этой темой. Главная задача стратегии – выработка механизма и комплекса мер, направленных на защиту простых граждан и бизнес-сообщества от киберугроз. Для консолидации деятельности правительства в этой области образован новый Канадский центр по кибербезопасности (Canadian Centre for Cyber Security)11, а также в рамках Королевской канадской конной полиции (Royal Canadian Mounted Police, RCMP) создан отдел по координации работы в сфере киберпреступности (Natiоnal Cybercrime Coordination Unit)12.

10. National Cyber Security Strategy. Public Safety Canada. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 30.08.2022).

11. Canadian Centre for Cyber Security. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 30.08.2022).

12. The National Cybercrime Coordination Unit (NC3). Royal Canadian Mounted Police. Available at: >>>  (accessed 30.08.2022).
22

Борьба против распространения в интернете информации насильственного характера, которая может повлечь за собой террористические и экстремистские действия – ещё одно направление, которое находится в фокусе внимания канадского правительства. В мае 2019 г. Канада подписала «Призыв к действию» (Christchurch Call to Action)13, инициированный после расстрела в мечети в г. Крайстчерч (Новая Зеландия). Более 120 стран, представители онлайн-провайдеров, а также неправительственных организаций подписали этот документ.

13. Christchurch Call. To Eliminate Terrorist &Violent Extremist Content Online. Available at: >>> (accessed 11.07.2022).
23 Один из основополагающих принципов хартии, пункт 3, касается проблемы защиты персональных данных, актуальность которой в последние годы приобретает первостепенное значение. В настоящее время в Канаде эти вопросы регулируются двумя федеральными законами: «О защите персональной информации и электронных документов» (Personal Information Protection and Electronic Documents Act, PIPEDA) и «О конфиденциальности» (Privacy Act). Их исполнение находится в административном ведении Службы Комиссара Канады по конфиденциальности (Office of the Privacy Commissioner of Canada). С недавнего времени канадским правительством были введены регулирующие меры, ужесточающие ответственность организаций и компаний за нарушения в случае потери или кражи персональных данных потребителей их услуг. Компании обязаны как информировать самих граждан, понёсших ущерб, так и оповещать Комиссара Канады по конфиденциальности обо всех нарушениях, сохраняя эту информацию не менее чем в течение двух лет.
24

Значительные инвестиции канадское правительство вкладывает в развитие стартапов в сфере цифровой экономики. С января 2018 г. открыт портал «Инновационная Канада» (Innovation Canada)14, который аккумулирует информацию о программах и других видах поддержки для предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса. Ведущую роль в этом направлении государственной политики играет Фонд стратегических инноваций (Strategic Innovation Fund)15, который выделяет компаниям средства на исследовательские научно-технические разработки и развитие перспективных совместных проектов.

14. Innovation Canada. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 19.04.2022).

15. Strategic Innovation Fund. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: >>>  (accessed 19.04.2022).
25

В последние годы Канада проявляет большой интерес к изучению технологий, управляемых большими данными, которые являются ключевым компонентом в создании систем искусственного интеллекта, и вышла в этой области на лидирующие позиции в мире. В стране успешно действуют несколько центров по разработке ИИ – в Торонто, Монреале, Эдмонтоне. Проводимые ими исследования координируются в рамках государственной программы «Панканадская стратегия по развитию искусственного интеллекта» (Pan-Canadian Artificial Intelligence Strategy)16, которая была запущена в 2017 г. Примечательно, что Канада – первая страна в мире, которая поставила разработку ИИ в разряд национальных приоритетов. Как уже упоминалось выше, в этой области она тесно сотрудничает со странами Группы семи. Одним из примеров такого сотрудничества можно считать выдвинутое в 2018 г. по инициативе Канады и Франции предложение по созданию Международной группы по искусственному интеллекту (International Panel on Artificial Intelligence)17, призванной координировать международное взаимодействие в этом направлении.

16. Pan-Canadian Artificial Intelligence Strategy. CIFAR. Available at: >>> (accessed 15.09.2022).

17. Mandate for the International Panel on Artificial Intelligence. Canada. Prime Minister Justin Trudeau. Available at: >>>  (accessed 8.02.2022).
26

Цели законопроекта

 

Законопроект С-27 вносит существенные изменения в нормативно-правовую базу канадского законодательства. В настоящее время он прошёл первые слушания в канадском парламенте, и до утверждения его в сенате должно состояться ещё три раунда обсуждений. Если законопроект будет принят, а перспективы его принятия оцениваются как достаточно высокие, он, во-первых, модернизирует правовой механизм, действующий в Канаде по обеспечению защиты персональной информации в частном секторе, и, во-вторых, установит новую правовую базу для развития систем искусственного интеллекта.

27 Первая часть законопроекта предлагает введение в действие закона «О защите конфиденциальности пользователей», который должен заменить ныне действующий закон «О защите персональной информации и электронных документов». Он устанавливает правовые нормы, гарантирующие условия безопасного использования и хранения персональной информации канадских граждан, а также регламентирующие в этом отношении правила ответственности частных компаний. Суть действия предлагаемого закона можно охарактеризовать с точки зрения следующих позиций:
28 1) усиление контроля и прозрачности в деятельности организаций, аккумулирующих сведения о персональных данных; 2) предоставление канадцам права самим передавать личную информацию другим организациям на безопасной основе; 3) предоставление канадцам права на удаление личной информации, если она в дальнейшем не требуется; 4) обеспечение наиболее строгих условий для защиты персональных сведений несовершеннолетних граждан; 5) предоставление широких полномочий Комиссару Канады по конфиденциальности, включая возможность вынесения организации запрета на сбор или использование персональных данных; 6) установление системы штрафов для организаций, не соблюдающих законодательство.
29 Его правоприменение будет регламентироваться законом «Об арбитраже по вопросам защиты личной информации и сохранности данных», положения которого содержатся во второй части законопроекта С-27. В связи с этим предлагается создание специального судебного органа (Personal Information and Data Protection Tribunal), который будет осуществлять проверку правомерности решений Комиссара Канады по конфиденциальности. Также любая организация или частное лицо будут иметь возможность оспорить через арбитраж наложенный на них денежный штраф.
30 В третьей части законопроекта С-27 на рассмотрение представлен закон «Об искусственном интеллекте и больших данных», в котором прописаны правила сбора и обработки больших данных, а также нормы по внедрению и использованию систем искусственного интеллекта. Как подчёркивается, главная идея этого закона состоит в том, чтобы создать такую практику применения систем искусственного интеллекта, при которой канадские граждане должны быть ограждены от рисков нанесения им какого-либо вреда или ущерба. Административное регулирование этого закона будет сосредоточено в рамках полномочий Министерства по инновациям, науке и промышленности. Для усиления функций контроля за исполнением данного закона дополнительно предлагается создать должность Комиссара по вопросам искусственного интеллекта и большим данным (AI and Data Commissioner).
31 В зоне ответственности Министерства по инновациям, науке и промышленности будут находиться вопросы, касающиеся того, чтобы исполнение внутреннего канадского законодательства не входило в противоречие с международными нормами, действующими в этой сфере. Совместно с Комиссаром по вопросам искусственного интеллекта и большим данным оно также будет заниматься мониторингом на предмет соблюдения корпорациями корпоративных стандартов, проведением независимых аудиторских проверок, обменом информацией с другими заинтересованными организациями. В случаях если будет доказан факт незаконного использования больших данных при развитии систем искусственного интеллекта, или процесс внедрения ИИ через мошеннические схемы может привести к серьёзным экономическим потерям, регулирующим органам вменяется право наложить на компанию уголовный запрет или штрафные санкции.
32

Заключение

 

В последние десятилетия развитие цифровых технологий и их внедрение в экономические сферы жизни общества идут всё более ускоренными темпами. Не остаётся в стороне от этих процессов и Канада, правительство которой в качестве важнейшего национального приоритета определило выведение страны на лидирующие позиции в сфере цифровых инноваций, экономики больших данных, а также создания и внедрения систем искусственного интеллекта. Принятую в 2019 г. Цифровую хартию можно считать своего рода программным документом, в котором в декларативной форме правительство обозначило свою позицию по этим вопросам. Законопроект, предложенный на рассмотрение парламента, свидетельствует о том, что правительственный подход в этом отношении эволюционирует от состояния формальной декларативности в направлении реализации его в практическую плоскость.

Библиография

1. New laws to strengthen Canadians' privacy protection and trust in the digital economy. News release. June 16, 2022. Innovation, Science and Economic Development of Canada. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/innovation-science-economic-development/news/2022/06/new-laws-to-strengthen-canadians-privacy-protection-and-trust-in-the-digital-economy.html (accessed 5.07.2022).

2. Canada's Digital Charter in Action: A Plan by Canadians, for Canadians. 2019. Innovation, Science and Economic Development of Canada. Government of Canada. Available at: https://ised-isde.canada.ca/site/innovation-better-canada/en/canadas-digital-charter/canadas-digital-and-data-strategy (accessed 11.03.2022).

3. Budget 2017. Government of Canada. Building a Strong Middle Class. Chapter 1. Skills, Innovation and Middle Class Jobs. Canada's Innovation and Skills Plan. Available at: https://www.budget.gc.ca/2017/docs/plan/budget-2017-en.pdf (accessed 22.02.2022).

4. Canada's Digital Charter in Action: A Plan by Canadians, for Canadians. 2019. Innovation, Science and Economic Development of Canada. Government of Canada. Available at: https://ised-isde.canada.ca/site/innovation-better-canada/en/canadas-digital-charter/canadas-digital-and-data-strategy (accessed 11.03.2022).

5. Going Digital Toolkit. OECD Going Digital Toolkit. Available at: https://goingdigital.oecd.org/ (accessed 17.05.2022).

6. Connect to Innovate. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: https://ised-isde.canada.ca/site/connect-to-innovate/en (accessed 19.04.2022).

7. Connecting Families. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: https://ised-isde.canada.ca/site/connecting-families/en (accessed 19.04.2022).

8. CanCode. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: https://ised-isde.canada.ca/site/cancode/en (accessed 19.04.2022).

9. Digital Literacy Exchange Program. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: https://ised-isde.canada.ca/site/digital-literacy-exchange-program/en (accessed 14.05.2022).

10. National Cyber Security Strategy. Public Safety Canada. Government of Canada. Available at: https://www.publicsafety.gc.ca/cnt/rsrcs/pblctns/ntnl-cbr-scrt-strtg/index-en.aspx (accessed 30.08.2022).

11. Canadian Centre for Cyber Security. Government of Canada. Available at: https://cyber.gc.ca/en (accessed 30.08.2022).

12. The National Cybercrime Coordination Unit (NC3). Royal Canadian Mounted Police. Available at: https://www.rcmp-grc.gc.ca/en/nc3 (accessed 30.08.2022).

13. Christchurch Call. To Eliminate Terrorist &Violent Extremist Content Online. Available at: https://www.christchurchcall.com/ (accessed 11.07.2022).

14. Innovation Canada. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: https://ised-isde.canada.ca/site/innovation-canada/en (accessed 19.04.2022).

15. Strategic Innovation Fund. Innovation, Science and Economic Development Canada. Government of Canada. Available at: https://ised-isde.canada.ca/site/strategic-innovation-fund/en (accessed 19.04.2022).

16. Pan-Canadian Artificial Intelligence Strategy. CIFAR. Available at: https://cifar.ca/ai/ (accessed 15.09.2022).

17. Mandate for the International Panel on Artificial Intelligence. Canada. Prime Minister Justin Trudeau. Available at: https://pm.gc.ca/en/news/backgrounders/2018/12/06/mandate-international-panel-artificial-intelligence (accessed 8.02.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести