Автомобильная промышленность Канады: современное состояние, вызовы и перспективы развития
Автомобильная промышленность Канады: современное состояние, вызовы и перспективы развития
Аннотация
Код статьи
S207054760023504-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Чаленков Александр Александрович 
Должность: Аспирант
Аффилиация: Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье анализируются основные проблемы и перспективы развития автомобильной промышленности Канады, являющейся одной из ведущих подотраслей в структуре всей обрабатывающей промышленности страны. Ввиду нарушения мировых цепочек поставок, вызванных коронавирусным кризисом 2020 г., а также другими макроэкономическими и геоэкономическими шоками последних лет, автомобильная промышленность Канады, конкурируя с автопроизводителями из других стран на мировом рынке, испытывает серьёзные сложности, ставшие причиной значительного снижения её экономических результатов в последние годы. Это, в свою очередь, негативно влияет на специфические показатели, среди которых – спрос на трудовые ресурсы в секторе, объём налоговых поступлений в бюджет, доля национальной продукции на внутреннем автомобильном рынке страны и так далее. Тем не менее, у страны есть значительный потенциал для развития отрасли как за счёт собственных экономических ресурсов, так и макрорегиональных, Канада имеет все шансы для трансформации собственной автомобильной промышленности под современные и перспективные нужды мирового рынка.

Ключевые слова
Канада, автомобильная промышленность, США, Мексика, электромобили, обрабатывающая промышленность, инвестиции
Классификатор
Получено
04.10.2022
Дата публикации
07.12.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
561
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Автомобильная промышленность Канады является одной из важнейших производственных отраслей страны – до начала пандемии коронавируса её вклад в ВВП обрабатывающей промышленности составлял в разные годы до 10%, а доля в торговом обороте обрабатывающей промышленности составляла до 23%1. Вместе с тем по итогам 2020 г. Канада заняла седьмое место в мире по объёму экспорта продукции готовых автомобилей с долей мирового рынка 5,1% и суммой 32 млрд долл. США. По этому показателю она обогнала Испанию с долей 5% и суммой 32 млрд долл. США и немного отстала от Бельгии с долей 5,3% и суммой 33,3 млрд2. Годовые результаты продаж за последние 5 лет в товарных категориях «готовые автомобили» и «автозапчасти» приведены на графиках 1 и 23.

1. Invest in Canada. Industries/Automotive. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).

2. World’s Top Exports. Car exports by country. Available at >>> (accessed 03.10.2022).

3. Statistics Canada. Table 16-10-0047-02. Manufacturers' sales inventories orders and inventory-to-sales ratios for motor vehicle and motor vehicle parts manufacturing industries. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
2

График 1

Суммарные продажи готовых автомобилей в Канаде в 2018–2021 гг.

3

4

График 2

Суммарные продажи автозапчастей в Канаде в 2018–2021 гг.

5

6 Но на графиках видно, что в последние годы экономические показатели автомобильной промышленности страны в части продаж готовых автомобилей и запчастей заметно снизились. То же видно и на полугодовых и квартальных графиках производства готовых автомобилей (графики 3 и 4): стабильное снижение этого показателя (почти в 4 раза в I полугодии 2022 г. в сравнении с тем же периодом 2021 г., причём в I квартале 2022 г. показатель ниже, чем в тот же период 2018 г.) наряду с ростом конкуренции с иностранными производителями как на внутреннем североамериканском рынке, так и за его пределами, и приводят к пониманию необходимости технологической трансформации этой отрасли обрабатывающей промышленности.
7

График 3

Производство автомобилей в Канаде в 2018–2022 гг., первые полугодия

8

9

График 4

Производство автомобилей в Канаде в 2018-2022 гг., поквартально

10

11

Вдобавок, в 2022 г. на всю глобальную отрасль автомобильной промышленности существенное влияние стали оказывать два дополнительных и очень существенных фактора: стремительный рост мировой инфляции, который рискует перерасти в «Великую рефляцию»4, а также мировой энергокризис, спровоцированный санкциями западных стран против РФ на фоне СВО по защите населения Донбасса, в числе которых – предстоящие ценовые ограничения5 на покупку российских нефти и газа, при введении которых РФ намерена отказаться6 от поставок энергоресурсов в адрес стран, согласившихся ввести «ценовой потолок».

4. В Credit Suisse ожидают конца эпохи низкой инфляции и начала «Великой рефляции». Available at: >>>(accessed 03.10.2022).

5. Нефть и газ накрыли потолками. >>> (accessed 03.10.2022).

6. Новак пообещал прекратить поставки нефти тем, кто введёт потолок цен. Avaliable at: >>>   (accessed 03.10.2022).
12 В данной статье предпринята попытка проанализировать экономические показатели и нынешнее технологическое состояние автомобильной промышленности Канады, определить перспективы её развития и источники финансирования для успешной реализации масштабных инвестиционных проектов по технологической трансформации данной отрасли.
13

Ключевые препятствия для развития канадской автомобильной промышленности

 

На экономические результаты работы канадской автомобильной промышленности влияет целый набор как локальных, так и глобальных факторов. К последним, в частности, можно отнести то, что канадская автомобильная промышленность преимущественно ориентирована на экспорт – 85% произведённой ей продукции отправляется на внутренний рынок США7. При этом собственных автопроизводителей и брендов со значительным вкладом в общие показатели индустрии у Канады практически нет: действующие на территории страны предприятия встроены в производственную цепочку автомобилей в качестве сборочных цехов для таких крупнейших иностранных компаний, как американские «Форд мотор» (Ford Motor Company), «Дженерал моторс» (General Motors, GM), «Фиат Крайслер» (Fiat Chrysler, FCA) и японских «Тойота» (Toyota) и «Хонда» (Honda). Тем не менее говорить о полном отсутствии собственных перспективных компаний из автомобильной отрасли в Канаде нельзя: в таблице 1 приведён их полный перечень с кратким описанием спецификации компаний.

7. 25 Canadian Auto Industry Statistics to Cruise to in 2021. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
14

Таблица 1

Перечень собственных автопроизводителей Канады и их специализация

15
Компания Специализация
«Кэнэдиан электрик виклс» (Canadian Electric Vehicles) Конструктивные решения, детали, техническая поддержка для преобразования обычных транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в экологически чистые электромобили.
«Фелино корпорэйшн» (Felino Corporation) Производство гоночных автомобилей и суперкаров.
«Гранд вест транспортейшн групп» (Grande West Transportation Group) Производство автобусов.
«Интермеканика» (Intermeccanica) Производство комплектов для тюнинга автомобилей, компания из Италии переехала сначала в США, затем в Канаду. Сейчас занимается производством электрических commuter cars (этот тип компактных автомобилей подразумевает использование в повседневной жизни, яркий пример – автомобили Smart).
«ИНКАС» (INKAS) Производство бронированых автомобилей.
«Магна интернешнл» (Magna International) Производство автозапчастей, один из крупнейших представителей отрасли в Северной Америке. Поставщик «Дженерал моторс», «Форд» «Фиат Крайслер», «БМВ» (BMW), «Мерседес» (Mercedes), «Тойота», «Тесла» (Tesla) и «Тата моторс» (Tata Motors).
«Магнум карс» (Magnum Cars) Производство спортивных и гоночных автомобилей.
«Мультиматик» (Multimatic) Производство комплексных автомобильных узлов, в том числе подвески, кузовных элементов и структур, композитных элементов.
«Нью флаер» (New Flyer) Производитель транзитных автобусов
«Нова бас» (Nova Bus) Производство автобусов, принадлежит «Вольво» (Volvo Busses).
«Превост кар» (Prevost Car) Производство автобусов.
«Террадин арморд виклс» (Terradyne Armored Vehicles) Производство бронированых автомобилей.
16

Для понимания части нынешних фундаментальных проблем канадской автомобильной промышленности необходимо разобраться в предпосылках её формирования в том виде, в котором она существует сейчас. Ключевым событием, которое привело канадскую автомобильную промышленность к процветанию во второй половине прошлого столетия, стало подписание в 1965 г. Канадско-американского автомобильного договора. Его прямым результатом стал быстрый и кратный рост числа выпускаемых в стране автомобилей и их последующий экспорт в США: если в 1964 г. только 7% произведённых в стране автомобилей поступали на внутренний рынок США, то всего через четыре года этот показатель вырос до 60%8. Суть соглашения состояла в том, что между Канадой и США отменялись пошлины на автомобили, в том числе и на грузовики и автобусы, а также на шины и запчасти. При этом «Большая тройка» в лице «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», к которым позднее присоединилась «Вольво», взяли на себя обязательство обеспечить достигнутое ранее соотношение производства к продажам автомобилей в Канаде. Таким образом, рост продаж американских автомобилей в Канаде автоматически должен был приводить к росту производства автомобилей внутри страны и их экспорта в США. Добиться выполнения этого условия американским автопроизводителям удалось за счёт открытия крупных филиалов заводов непосредственно на территории Канады, где впоследствии производились унифицированные модели для внутреннего рынка США. Однако в 2001 г. действие этого соглашения формально было прекращено ввиду того, что ВТО признала его не соответствующим принципам свободной торговли. Однако на практике его условия к тому моменту уже не выполнялись из-за вступившего в силу 1 января 1994 г. договора о создании НАФТА9.

8. Canadian motor show and pics. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).

9. Комкова Е.Г. Канада и НАФТА: итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции. Рос. акад. наук, Ин-т Соед. Штатов Америки и Канады, Рос. о-во изучения Канады. - Москва : Ин-т США и Канады РАН, 2005 (М. : Тип. ИНИОН РАН). - 349 с. : ил., табл.. Aviable at: >>> (accessed 03.10.2022).
17

Договор о создании НАФТА предполагал создание зоны свободной торговли, в состав которой, помимо Канады и США, вошла Мексика. Именно это привело к тому, что инвестиционный интерес со стороны как американских, так и других мировых автопроизводителей сместился в пользу южного, а не северного соседа США. Уже к 2004 г. 80–90%10 общего объёма инвестиций в автомобильную промышленность приходилось на южные штаты США и Мексику. В последующем десятилетии такая практика принесла свои плоды: если в 2004 г. на территории, охваченной соглашением НАФТА, 74% произведённых автомобилей приходились на США, 17% – на Канаду и только 9% – на Мексику, то в 2014 г. распределение составило 67%, 14% и 19% соответственно. При этом общий объём производства автомобилей за этот период вырос не так значительно: с 15,8 млн до 16,9 млн единиц11. Из этих цифр становится очевидно, что прирост производства автомобилей в Мексике был обеспечен преимущественно за счёт отъёма доли у США и Канады.

10. Why Mexico is winning the auto jobs war. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).

11. Ibidem.
18

Интерес автопроизводителей с мировым именем к Мексике, к числу которых, помимо «Дженерал моторс» и «Форд», относятся «Тойота», «Хонда», «Мазда» (Mazda), «Фольксваген» (Volkswagen), «БМВ», «Ауди» (Audi) и «Хёндэ» (Hyundai), обусловлен сразу несколькими факторами. Первый и самый главный – стоимость трудовых ресурсов. Если в 80-х и 90-х годах прошлого века Канада, по словам индустриального аналитика WardsAuto Хейга Стоддарда, была «любимым дешёвым регионом», то уже в середине первого десятилетия XXI века таким регионом стала Мексика, сохранившая это преимущество даже несмотря на конкуренцию с Китаем по этому параметру. Так, в середине второго десятилетия стоимость труда в северных штатах США была близка к 60 долл. в час, в то время как на юге страны она составляла 40 долл. в час, а в Мексике была менее 10 долл. в час. В Канаде она была значительно выше. К этому стоит добавить и тот факт, что среднестатистический мексиканец в год работал на 450 часов больше, чем житель Северной Америки. Такой разрыв обусловлен и тем, что в США и в Канаде, в отличие от Мексики, важную роль в защите трудовых прав населения, занятого в автомобильной промышленности, играют хорошо организованные профсоюзы. Один из самых свежих примеров – петиция с требованием полного раскрытия параметров коллективного договора до проведения голосования, запущенная движением «Солидарность» внутри крупнейшего местного профсоюза частного сектора Unifor12. Если коротко, то коллективный договор – это один из важнейших документов, определяющих жизнь рабочего, но канадским сотрудникам компаний «Большой тройки» запрещено знакомиться с его параметрами до момента принятия решения о его ратификации. Напротив, в США полный текст этого договора со всеми правками и изменениями публикуется местным профсоюзом автоработников, и сотрудники компаний могут изучить его перед тем, как отправиться на собрание, где будут приниматься решения о внесении изменений в этот договор и его ратификации. Тех же условий требуют и подписанты петиции из движения «Солидарность». На данный момент число подписантов превышает 1,8 тыс. человек13.

12. Canadian Auto Workers Fight for Contract Transparency. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).

13. Full contract disclosure before we vote. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
19

Вместе с тем специализированный Канадский профсоюз автоработников (CAW) имеет возможность влиять и на процесс принятия корпоративных инвестиционных решений. Яркий пример – соглашение об инвестпрограмме стоимостью 2 млрд долл. по модернизации производственной площадки «Форд» в Онтарио, достигнутое в конце сентября 2020 г. под давлением занятых там членов этого профсоюза. Оно же стало основой для аналогичных переговоров с «Дженерал моторс» и «Фиат Крайслер»14.

14. Union representing Canadian auto workers announces new deal with Ford. Available at: >>> (ac6ssed 03.10.2022).
20

В совокупности все эти факторы привели к тому, что многие компании сделали свой выбор именно в пользу Мексики – такой вывод можно сделать, если посмотреть на перечень ключевых инвестпроектов за последние шесть лет в обеих странах (см. табл. 2)15.

15. Why Mexico is winning the auto jobs war. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
21

Таблица 2

Инвестиционная деятельность американских автопроизводителей в Канаде и Мексике с 2013 г.

22
Автопроизводитель Мексика Канада
«Дженерал моторс» (General Motors) Инвестировала 5 млрд долл. США и создала 5,6 тыс. рабочих мест с 2013 по 2018 год в рамках производственных центров в Толуке, Рамос-Ариспе, Силао и Сан-Луис-Потоси. Закрыла одну из трёх сборочных линий в Ошаве и перенесла производства модели «Шевроле Камаро» (Chevrolet Camaro) в Лэнсинг, что привело к потере 1 тыс. рабочих мест.
«Форд» (Ford) Инвестирует 2,5 млрд долл. США в строительство новых заводов по производству двигателей и трансмиссий в Чиуауа и Гуанахуато в центральной Мексике, что позволит создать 3,8 тыс. рабочих мест. Канада подавала заявку на завод по производству двигателей и трансмиссий, но проиграла Мексике; компания инвестировала 565 млн долл. США в площадку в Оквиле для производства «Форд Эдж» (Ford Edge) и «Линкольн MKX» (Lincoln MKX).
«Тойота» (Toyota) Инвестировала 1 млрд долл. США в производство в Гуанахуато для выпуска модели «Королла» (Corolla) с 2019 г., что создало 2 тыс. новых рабочих мест. Производство модели «Королла» было перенесено в Мексику.
«Мазда» (Mazda) Инвестирует 800 млн долл. США на строительство нового завода в Саламанке для выпуска Mazda3, Mazda2 и Scion iA для Toyota.  
«Хонда» (Honda) Инвестирует 1,27 млрд долл. США в регионе Селайя для производства кроссоверов Fit и HR-V, а также комплектов трансмиссии.  
«Ауди» (Audi) Инвестирует 1,3 млрд долл. США в штате Пуэбла для организации производства кроссоверов модели Q5.  
«Крайслер» (Chrysler) Запланировано расширение существующих производств в стране. Инвестирует 2 млрд долл. США на переоборудование завода по производству минивэнов в Винсдоре.
«БМВ» (BMW) Инвестировала 1 млрд долл. США и создала 1,5 тыс. рабочих мест в Сан-Луис-Потоси в 2019 году, где будут выпускаться модели 3-й серии.  
«Киа» (Kia) Инвестирует 1 млрд долл. США в расширение производственных мощностей завода для выпуска моделей Rio и Forte в Нуэво-Леоне, недалеко от Монтеррея, на котором с 2016 г. работают 3 тыс. человек.  
«Даймлер» и «Ниссан» (Daimler and Nissan) Инвестируют в строительство совместного предприятия в Агуаскальентес стоимостью 1,4 млрд долл. США для выпуска компактных моделей Mercedes-Benz и Infiniti.  
«Лексус» (Lexus)   Инвестпроект по запуску производства кроссоверов RX и RX Hybrid на площадке в Онтарио.
«Ягуар» и «Лэнд Ровер» (Jaguar Land Rover)   Компания отказалась от запланированного ранее строительства сборочного завода в Винсдоре.
23

Перспективы и конкурентные преимущества канадской автомобильной промышленности

 

У канадской автомобильной промышленности есть значительные конкурентные преимущества, а также перспективы для дальнейшего роста. Важно отметить, что зарплата в этой отрасли вносит порядка 8,7 млрд долл. США в экономику страны (по данным на 2019 г.), в отрасли она примерно на 30% выше, чем в среднем по стране. Отрасль также важна с точки зрения вопроса гендерного равенства: более 27% занятых в канадской автомобильной промышленности – женщины, и этому показателю есть куда расти в дальнейшем. Согласно некоторым прогнозам, к 2024 г. в отрасли будет создано дополнительно 125 тыс. прямых рабочих мест и ещё порядка 400 тыс. в дилерских сетях и компаниях постпродажного сервиса16.

16. 25 Canadian Auto Industry Statistics to Cruise to in 2021. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
24

Крайне значимой частью данной отрасли в Канаде было и остаётся производство автомобильных запчастей. Это наиболее перспективное направление17, в том числе и потому что оно обходится дешевле, чем в Мексике, даже с учётом параметров соглашения ЮСМКА (USMCA).

17. Ibidem.
25 Экономические результаты этой подотрасли даже с началом пандемии коронавируса снижались меньше, чем непосредственно производство. В этом смысле она более застрахована от падения глобального спроса, чем непосредственно подотрасль производства готовых автомобилей – будучи поставщиком отдельных универсальных элементов и конструкций, любая компания снижает для себя риски, связанные с глобальным спросом на конкретные типы и категории автомобилей, связанные с предпочтениями потребителей в различных регионах (например, в США наибольшим спросом пользуются пикапы и SUV, в то время как в Европе – более компактные городские седаны).
26

Ключевым направлением для канадской автомобильной промышленности в ближайшем будущем должны стать производство электромобилей и специфических запчастей и компонентов для них. На то есть сразу несколько весьма очевидных причин, среди которых и то, что в середине ноября 2020-го канадский премьер-министр Джастин Трюдо объявил о планах страны прийти к нулевому балансу выбросов к 2050 г. (net-zero emissions)18. Участие страны в глобальном переходе к производству электромобилей может стать одним из главных элементов соответствующей стратегии, поскольку Канада определила для себя расширение доли электромобилей среди общего объёма транспорта в стране в качестве основного вклада в программу снижения выбросов СО2 с 12 до 7 мегатонн в год к 2030 г. Так, согласно стратегии снижения объёма выбросов углекислого газа, на долю электромобилей должно приходиться 10% продаж новых авто к 2025 г., 40% – к 2030 г. и 100% – к 2040 году19.

18. Trudeau unveils Canada's net-zero by 2050 plans. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).

19. Accelerating Canada’s electric vehicle transition. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
27

Стоит отметить, что в Канаде уже сейчас достаточно быстрыми темпами растёт внутренний рынок электромобилей – в 2020 г. порядка 3,5% новых зарегистрированных автомобилей используют электрическую тягу. При этом их доля среди ежегодно регистрируемых новых авто стабильно растёт: в 2011 г. их доля в общем объёме составляла только 0,03%. Суммарно в 2020 г. в Канаде было зарегистрировано 54,3 тыс. новых автомобилей с нулевыми выбросами (ZEV), из которых 71,8% пришлось на электромобили, работающие на батареях (BEV)20.

20. Zero-emission vehicles in Canada, 2020. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
28

При этом существующая инфраструктура производств в сфере автомобильной промышленности Канады уже на данный момент имеет множество конкурентных преимуществ. Во-первых, Канада – единственная страна в Западном полушарии, недра которой обладают всеми критически важными минеральными ресурсами для производства батарей для электромобилей21. Во-вторых, только с 2020 по 2021 г. в производство электромобилей в Канаде было инвестировано 4,45 млрд долл.22 – подробный перечень последних инвестпроектов представлен в табл. 3. Стоит отметить, что многие собственные канадские автопроизводители уже имеют значительную экспертизу в области производства электромобилей и необходимых для них запчастей (табл. 2).

21. Mining gives Canada a competitive advantage in electric vehicle market. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).

22. EV supply chain. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
29

Таблица 3

Последние крупнейшие инвестпроекты канадских автопроизводителей

30
Компания, дата Инвестпроект
«НоваБас» (NovaBus), июнь 2021 г. Инвестпроект на 184 млн долл. США по модернизации проиводств электробусов в Сэнт-Эсташе и Сен-Франсуа-дю-Лак в Квебеке. Канадское правительство выделило на этот проект ещё 15 млн через Стратегический инновационный фонд
«Пьемонт литиум» (Piedmont Lithium), Австралия, янв. 2021 г. Инвестпроект на 14,5 млн долл. (Sayona Mining) в Квебеке по добыче лития
«Дженерал моторс» (General Motors), янв. 2021 г. Инвестпроект на 1 млрд долл. по трансформации производственной площадки в Игнерсолле, Онтарио в хаб по производству электрических фургонов для служб доставки
«Стилантис» (Steelantis), окт. 2020 г. Объявила о намерении инвестировать до 1,5 млрд долл. в мультиэнергетическую платформу на сборочной фабрике в Винсдоре, предназначенную для гибридных автомобилей с сетевым питанием и электромобилей на батареях, создав тем самым 2 тыс. новых рабочих мест к 2024 г.
«Форд» (Ford), сент. 2020 г. Объявила о намеринии инвестировать 1,8 млрд долл. в производство электромобилей в Канаде. Сборочный комплекс компании в Оаквиле будет переведён с производства двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на производство электромобилей
«Корвус энерджи» (Corvus Energy), Норвегия, март 2020 г. Инвестпроект на 20,8 млн долл. в Ричмонде по расширению существующего предприятия по производству систем накопления энергии (energy storage system – ESS)
31

В плане экспорта электромобилей Канада тоже прирастает довольно быстрыми темпами – с 2019 по 2020 г. положительный прирост по этому показателю составил 26,5%. Однако такая высокая относительная цифра объясняется скорее эффектом низкой базы – в абсолютных значениях за тот же период показатель экспорта составил 3,9 млн долл. – по нему Канада занимает только 31-е место в мире23. Тем не менее, потенциал экспорта электромобилей и запчастей к ним, помимо вышеописанных производственных преимуществ местных компаний, заключается и в существующих общих договорных основах: на данный момент у Канады заключено 15 соглашений о свободной торговле с 51 страной, на которые приходится 1,5 млрд потребителей и 60% мирового ВВП24.

23. World’s Top Exports / Electric cars exports by country. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).

24. Canada’s free trade agreements. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
32

Способы и направления трансформации канадской автомобильной промышленности

 

Чтобы повысить свои конкурентные преимущества на мировом рынке электромобилей и запчастей к ним, Канаде необходимо сделать большой шаг в развитии внутреннего рынка – правдивость этого тезиса подтверждается положениями Новой торговой теории Пола Кругмана, согласно которым расширение экспортного потенциала страны напрямую связано с объёмом её внутреннего рынка. Для достижения этой цели, согласно мнению аналитиков PwC Canada Нила Манжи, доктора Оливера Воллмера и Эдуардо Фусаро25, стране в целом и отдельным её отраслям в частности необходимо предпринять следующие меры экономического характера:

25. Accelerating Canada’s electric vehicle transition. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
33
  • Производители оригинального оборудования (OEM-производители): массовое внедрение будет зависеть от производителей, разрабатывающих и производящих автомобили, охватывающие более широкий спектр моделей во всех ценовых категориях и типах продуктов в соответствии с ожиданиями клиентов;
  • Правительство: стимулы, предусмотренные в текущих планах Канады по борьбе с изменением климата, будут иметь решающее значение для поощрения инвестиций в инфраструктуру, а также покупки автомобилей клиентами в ближайшем будущем;
  • Коммунальные услуги: канадским коммунальным компаниям необходимо инвестировать в сетевую инфраструктуру, чтобы поддерживать интеллектуальное управление непостоянными активами, пиками спроса на электроэнергию и двусторонним потоком энергии. Регулирующие органы этих коммунальных предприятий должны будут признать ценность и необходимость требуемых инвестиций;
  • Автозаправочные станции: операторам необходимо будет разработать стратегии изменения своих бизнес-моделей в зависимости от местоположения, стимулов и потребительского спроса;
  • Горнодобывающая промышленность: чтобы максимально эффективно использовать изобилие полезных ископаемых в Канаде, используемых в батареях для электромобилей, потребуются большие инвестиции в горнодобывающий сектор страны.
34 Важно отметить, что ускоренная реализация инвестпроектов в области электромобилей в Канаде будет зависеть не только от прямых инвестиций со стороны, занятых в этой и смежных отраслях компаний, но также и от привлечения кредитных средств со стороны крупнейших североамериканских инвестбанков. В этом отношении стоит отметить, что само по себе развитие этих отраслей уже сейчас выглядит крайне привлекательно для самих инвестбанков, подверженных мировой ESG-повестке. На этом моменте стоит остановиться подробнее.
35

Дело в том, что для коммерческих банков по всему миру (исключение составляют только узкоспециализированные банки, созданные специально для поддержки инвестпроектов в определённых отраслях экономики, и так называемые институты развития) ESG-повестка и современные принципы устойчивого развития в последние годы стали ключевыми параметрами в процессе принятия инвестиционных решений. Вот что об этом пишет консалтинговое агентство «Стэндарт энд Пурс» (Standart & Poors) в одном из своих последних отчётов: «Наиболее значимым экологическим фактором для банков является риск изменения климата, поскольку политики внедряют правила по сокращению выбросов парниковых газов для достижения целей Парижского соглашения. Это может стать риском для банков, подверженных или имеющих значительные доходы от отраслей с большими выбросами парниковых газов, такие как нефть и газ, металлургия и горнодобывающая промышленность, транспорт или производство невозобновляемой электроэнергии. Эти секторы подвержены изменениям политики, которые ухудшают их бизнес-модели и доходы, что в конечном счёте приводит к дополнительным кредитным убыткам»26.

26. ESG Credit Indicators Report Card: North American Banks. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
36

Иными словами, инвестбанки, для которых инвестиции в нефтегазовую индустрию по-прежнему являются тактически привлекательными, учитывая начавшийся ещё в 2020 г. новый мировой сырьевой суперцикл, а также нынешние цены на нефть27 и газ (для первых – рекордные с 2018 и 2014 гг., для вторых – исторически максимальные в странах ЕС), вынуждены оттенять свои текущие «грязные» инвестиции участием в инвестпроектах, соответствующих мировой экологической повестке.

27. Morgan Stanley ожидает подъема цены Brent до $100 за баррель к третьему кварталу. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
37

В этом отношении важно понимать, что в первую очередь это касается именно американских и канадских банков – крупнейших в мире. Так, согласно данным доклада «Banking on Climate Chaos 2021», по итогам пяти лет с подписания Парижского климатического соглашения, 60 крупнейших мировых инвестбанков вложили в отрасль ископаемого топлива 3,8 трлн долл. Все три первых места принадлежат американским банкам: лидером в этом списке стал «Джей-Пи Морган Чейс энд ко.» (J.P. Morgan Chase & Co.), вложивший в отрасль 313,74 млрд долл., на втором месте – «Ситигруп инк.» (Citigroup Inc.) с показателем 237,5 млрд, а на третьем – «Вэлс Фарго энд ко.» (Wells Fargo & Co.) (223,35 млрд)28. Значительные инвестиции в этот период сделал и Королевский банк Канады. Можно констатировать, что для инвестбанков из этого списка инвестиции в отрасли, связанные с производством электромобилей в Северной Америке, если и не станут одним из ключевых инвестиционных направлений, то как минимум будут значительно финансироваться по остаточному принципу ввиду репутационных рисков.

28. Banking on Climate Chaos 2021: Fossil Fuel Finance Report. Available at: >>> (accessed 03.10.2022).
38

Заключение

 

Анализ текущего состояния канадской автомобильной промышленности в контексте макрорегиональных и глобальных экономических вызовов современности показывает, что хотя эта отрасль обрабатывающей промышленности Канады в данный момент испытывает сложности в части производства готовых автомобилей, что подтверждается статистическими данными, у неё по-прежнему остаются возможности для возврата на траекторию устойчивого роста. Для этого в ближайшем на производство автомобилей на альтернативных источниках питания. Этому будущем, как представляется, должна произойти масштабная технологическая трансформация отрасли и её переориентация должны способствовать стимулирование инвестиций в соответствующие НИОКР, автоматизация производств для повышения производительности труда в отрасли и снижения себестоимости такого труда, а также выработка долгосрочных ESG-стратегий в компаниях, работающих в отрасли производства автомобилей.

Библиография

1. Invest in Canada. Industries/Automotive. Available at: https://www.investcanada.ca/industries/automotive (accessed 03.10.2022).

2. World’s Top Exports. Car exports by country. Available at https://www.worldstopexports.com/car-exports-country/ (accessed 03.10.2022).

3. Statistics Canada. Table 16-10-0047-02. Manufacturers' sales inventories orders and inventory-to-sales ratios for motor vehicle and motor vehicle parts manufacturing industries. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=1610004702 (accessed 03.10.2022).

4. В Credit Suisse ожидают конца эпохи низкой инфляции и начала «Великой рефляции». Available at: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/09/02/938810-credit-suisse-ozhidayut-reflyatsii (accessed 03.10.2022).

5. Нефть и газ накрыли потолками. https://www.kommersant.ru/doc/5546268 (accessed 03.10.2022).

6. Новак пообещал прекратить поставки нефти тем, кто введёт потолок цен. Avaliable at: https://www.rbc.ru/politics/01/09/2022/6310bc6b9a7947552c379629 (accessed 03.10.2022).

7. Canadian Auto Industry Statistics to Cruise to in 2021. Available at: https://reviewlution.ca/resources/canadian-auto-industry-statistics/ (accessed 03.10.2022).

8. Canadian motor show and pics. Available at: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Tn83vCpxFwsJ:https://www.autocar.co.uk/car-news/motor-shows/canadian-motor-show-report-and-pics&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (accessed 03.10.2022).

9. Комкова Е.Г. Канада и НАФТА: итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции. Рос. акад. наук, Ин-т Соед. Штатов Америки и Канады, Рос. о-во изучения Канады. - Москва : Ин-т США и Канады РАН, 2005 (М. : Тип. ИНИОН РАН). - 349 с. : ил., табл.. Aviable at: https://search.rsl.ru/ru/record/01002865987 (accessed 03.10.2022).

10. Why Mexico is winning the auto jobs war. Available at: https://www.freep.com/story/money/cars/2015/06/13/auto-investment-plants-jobs-us-canada-mexico-nafta/27551801/ (accessed 03.10.2022).

11. Ibidem.

12. Canadian Auto Workers Fight for Contract Transparency. Available at: https://labornotes.org/2020/09/canadian-auto-workers-fight-contract-transparency (accessed 03.10.2022).

13. Full contract disclosure before we vote. Available at: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:S4L7HigQBsQJ:solidaritymovement.ca/petition/&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (accessed 03.10.2022).

14. Union representing Canadian auto workers announces new deal with Ford. Available at: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:rRYL6c9PnQkJ:https://globalnews.ca/news/7350344/unifor-ford-contract-canadian-auto-workers/&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (ac6ssed 03.10.2022).

15. Why Mexico is winning the auto jobs war. Available at: https://www.freep.com/story/money/cars/2015/06/13/auto-investment-plants-jobs-us-canada-mexico-nafta/27551801/ (accessed 03.10.2022).

16. Canadian Auto Industry Statistics to Cruise to in 2021. Available at: https://reviewlution.ca/resources/canadian-auto-industry-statistics/ (accessed 03.10.2022).

17. Ibidem.

18. Trudeau unveils Canada's net-zero by 2050 plans. Available at: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:MHHxb_fSsngJ:https://www.bbc.com/news/world-us-canada-55006702&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (accessed 03.10.2022).

19. Accelerating Canada’s electric vehicle transition. Available at: https://www.pwc.com/ca/en/industries/automotive/publications/accelerating-canadas-electric-vehicle-transition.html (accessed 03.10.2022).

20. Zero-emission vehicles in Canada, 2020. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/11-627-m/11-627-m2021033-eng.htm (accessed 03.10.2022).

21. Mining gives Canada a competitive advantage in electric vehicle market. Available at: https://policyoptions.irpp.org/magazines/september-2020/mining-gives-canada-a-competitive-advantage-in-electric-vehicle-market/ (accessed 03.10.2022).

22. EV supply chain. Available at: https://www.investcanada.ca/industries/batteries-and-electric-vehicles-ev (accessed 03.10.2022).

23. World’s Top Exports / Electric cars exports by country. Available at: https://www.worldstopexports.com/electric-cars-exports-by-country/ (accessed 03.10.2022).

24. Canada’s free trade agreements. Available at: https://www.investcanada.ca/programs-incentives/canadas-free-trade-agreements (accessed 03.10.2022).

25. Accelerating Canada’s electric vehicle transition. Available at: https://www.pwc.com/ca/en/industries/automotive/publications/accelerating-canadas-electric-vehicle-transition.html (accessed 03.10.2022).

26. ESG Credit Indicators Report Card: North American Banks. Available at: https://www.spglobal.com/_assets/documents/ratings/research/esg-credit-indicator-report-cards/esg-indicators-north-america-banks.pdf (accessed 03.10.2022).

27. Morgan Stanley ожидает подъема цены Brent до $100 за баррель к третьему кварталу. Available at: https://ru.investing.com/news/commodities-news/article-2130237 (accessed 03.10.2022).

28. Banking on Climate Chaos 2021: Fossil Fuel Finance Report. Available at: http://priceofoil.org/2021/03/24/banking-on-climate-chaos-2021/ (accessed 03.10.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести