Китай и динамика российского конфликта с Украиной и Западом
Китай и динамика российского конфликта с Украиной и Западом
Аннотация
Код статьи
S207054760023495-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Труш Сергей Михайлович 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Несмотря на всю сложность своих взаимоотношений, США и Китай в нынешней кризисной обстановке способны вступать в гласный или закрытый для России диалог по предотвращению ядерной эскалации на Украине в силу интересов собственной выживаемости. При всей идеологической зашоренности всех сторон нынешнего конфликта, взаимодействие США и КНР способно возыметь влияние и в Москве и в Киеве.

Ключевые слова
российско-украинский конфликт; треугольник США – КНР – РФ; ядерная эскалация; проблема Тайваня; 20-й съезд КПК
Классификатор
Получено
13.11.2022
Дата публикации
07.12.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
292
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Кризис вокруг Украины с самого начала стал фактором острого напряжения и дипломатического маневрирования в российско-американо-китайском треугольнике. Анализ этого маневрирования на первоначальном этапе спецоперации РФ находился в фокусе внимания политологов и экспертов разных стран, в том числе и автора данной статьи1. Настоящий материал продолжает эту тему, рассматривая её на нынешней фазе российско-украинского конфликта (май – ноябрь 2022 года).

1. Труш С.М. Российско-украинский кризис: фактор Китая. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. № 8. Стр.25–35. DOI: 10.31857/S2686673022080028
2

Китай – посредник в конфликте на Украине?

 

По мере дальнейшего обострения и эскалации российско-украинского столкновения и гибридной войны с Западом, Китай – на данный момент непосредственно не вовлечённая в него сторона – тем не менее, вынужден предпринимать новые шаги и дополнительные усилия, чтобы обезопасить себя от рисков этого глобального кризиса и обеспечить в нём свои разнонаправленные приоритеты.

3

В ходе саммита ШОС в Самарканде президент РФ В.Путин признал наличие у Китая «вопросов и озабоченностей» по поводу украинского конфликта. Китай при этом продолжает воздерживаться от критики российской специальной военной операции (СВО) на международных площадках, что и отметил президент В.Путин, поблагодарив Си за «сдержанную позицию»2.

2. Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином. Available at: >>> (accessed 30.10.22).
4 Приоритеты Китая в украинском конфликте можно тезисно сформулировать следующим образом. 1. Избежать эскалации конфликта до ядерного столкновения. Стремиться к переводу конфликта из острой горячей формы в менее острую и контролируемую. 2. Продолжить дозированную и контролируемую поддержку России, преимущественно дипломатическими и экономическими средствами, в качестве своего главного «квазисоюзника» и дружественного полюса многополярного мира. 3. При негативном для РФ развитии военного противостояния с Украиной и Западом не допустить резкого ослабления России и усугубления рисков её внутренней дестабилизации. 4. Демонстрировать вовне максимальную степень «нейтральности» Китая в российско-украинском противостоянии, приверженность ценностям «суверенитета» и территориальной целостности, не гегемонистского и справедливого подхода КНР к конфликтам такого рода. 5. Препятствовать неконтролируемому усилению стран НАТО и США в случае нарастания военных, экономических и иных трудностей России. 6. Максимально избегать подпадания под «вторичные» и любые новые санкции США в адрес экономических субъектов КНР при взаимодействии и оказании ими помощи в адрес России.
5 Даже беглый взгляд на корпус этих китайских интересов приводит к выводу о логическом несовпадении, «наложении» этих интересов друг на друга, вплоть до явных взаимных противоречий между ними. Очевидно, что Китаю трудно одновременно поддерживать Россию как де-факто своего главного дипломатического союзника в конфликте на Украине и демонстрировать мировому сообществу свою неангажированность и нейтральность в нём. Тем не менее, представляется, что все изложенные выше интересы жизненно важны для Китая, хотя и их достижение, баланс и «композиционное единство» представляют собой непростую задачу для китайской дипломатии.
6 Китай, действительно, в отличие от США и стран НАТО, на данный момент не участвует в существующем противостоянии России с Украиной. Он не отличается столь высоким уровнем своей политической и дипломатической ангажированности с Москвой или Киевом, не осуществляет никому массированные поставки вооружений, не предпринимает никаких экономических санкций в адрес кого-либо из участников конфликта. В каком-то смысле такая невовлечённость ограничивает для Пекина достижение некоторых из его выше означенных приоритетов, в частности, экономической и военной поддержки России. Однако в целом существующая дистанцированность Китая в данном конфликте до недавнего времени была оптимальна для его базовых интересов. На значительное усечение этой дистанцированности Пекин никоим образом не готов был пойти.
7 Вместе с тем США, Китай и Россия вступили в сложное дипломатическое уравнение в связи с украинским кризисом. Основными векторами взаимодействия в треугольнике до недавнего времени являлись, с одной стороны, линия на усугубляющуюся системную конфронтацию между Китаем и США, закреплённая в период администрации Д.Трампа и продолжаемая администрацией Дж. Байдена и, с другой стороны, тренд на укрепление всестороннего взаимодействия между РФ и КНР, чётко обозначившийся в последнее десятилетие. Сейчас можно предположить, что украинский кризис и его угрожающая миру динамика сформировали новый приоритет и мотивацию, сближающую действия Пекина и Вашингтона. Этот приоритет заключается в стремлении (пока мало согласованном друг с другом) избежать ядерной эскалации в столкновении России и Украины, как «тотальной» – глобального ядерного конфликта между Западом и РФ, так и «тактической». Под последней имеется в виду применение Москвой тактического ядерного оружия на украинском театре военных действий, а также применение украинской стороной «грязной бомбы» против военной инфраструктуры, либо гражданского населения РФ.
8 В этой связи логически возникает вопрос: готовы ли Вашингтон и Пекин – эти два на данный момент наиболее мощные и конфликтующие стороны глобального треугольника – к какой-то форме координации своих усилий, своего рода «двойном посредничестве» для сдерживания Москвы в текущем противостоянии? Если да, то какие позиции и инструменты совместного воздействия США и Китая – на Россию можно прогнозировать?
9 Можно сделать предположение, что несмотря на всю сложность и остроту своих взаимоотношений, США и Китай в нынешней кризисной обстановке способны вступать в гласный или закрытый для России диалог по предотвращению ядерной эскалации на Украине в силу интересов собственной выживаемости. Именно выживаемость – как запредельно высокая цена для обоих нынешних антагонистов – однозначно перекрывает все те риски и возможные внешнеполитические потери, не говоря уже о медийных дипломатических и иных осложнениях для обоих государств при неудаче подобного диалога.
10 Каждая из этих стран, США и Китай, действуя разрозненно и автономно, обладают своими инструментами принуждения Москвы во избежание ядерного кризиса. Для США главным в этом инструментарии является их ядерный потенциал упреждающего ответного, или ответно-встречного удара, делающего любые попытки Москвы уничтожить США суицидальными. Для Китая главным в таком инструментарии пока является лишь гипотетический отказ от солидарной с Москвой позиции в её нынешнем конфликте с Западом, переход на максимально нейтральные, а в перспективе на де-факто прозападные стратегические позиции давления на Москву для купирования её ядерной опасности. Оговоримся ещё раз, что в данном случае, речь идёт о гипотетической, но вероятностно не исключаемой ситуации, которая в настоящий момент внешнеполитически трудно реализуема.
11 В случае перехода Китая на позиции большей вовлечённости в российско-украинский конфликт и координации его действий с США, это не делает перспективы Москвы в ядерном обмене с США менее суицидальными. КНР, с его хотя и растущим, но пока ограниченным ядерным потенциалом не сможет сыграть решающую роль и предотвратить неотвратимость взаимного уничтожения РФ и США и, видимо, планеты Земля, если конфликт дойдёт до ядерного обмена. Прежде всего потому, что такой ядерный обмен будет «не его выбором». Но он реально окажется жертвой этого выбора, вне зависимости от того, кто и по каким причинам нажмёт красную кнопку первым.
12 Вместе с тем координация либо «двойное посредничество» Пекина и Вашингтона даёт Москве, Киеву и всему миру очевидные дополнительные шансы избежать апокалиптического сценария, и добиться от Москвы и Киева уступок, достаточных для двустороннего компромисса.
13 При всей жёсткости позиций обеих сторон нынешнего конфликта, если включить «рацио» и прагматический перебор всех вариантов исхода нынешней ситуации на гране ядерного столкновения, взаимодействие США и КНР способно возыметь влияние и в Москве и в Киеве.
14 В случае если такая координация Пекина и Вашингтона будет иметь место, главной первоначальной целью согласованных действий станет задача достичь хотя бы минимального перемирия и прекращения огня и задача усадить российскую и украинскую сторону за стол переговоров. Украинская сторона на данный момент отказывается их вести с президентом В. Путиным, выдвигая несоразмерное требование смены политического режима в РФ. Российская сторона заявляет, что она готова к переговорам уже сейчас, но выдвигает условия, неприемлемые на настоящий момент для украинцев.
15 Представляется, что Вашингтон и НАТО, будучи гибридной стороной конфликта, который ведётся Украиной на западные деньги и западным оружием, имеет возможность именно этими инструментами заставить Киев пойти на переговоры. Прямого управления Киевом у Запада нет, но степень контроля над ним достаточна для «принуждения к миру». Важной проблемой здесь является обеспечение единства голоса НАТО в этом вопросе включая голос Парижа, Берлина и Варшавы, но и эта проблема решаема.
16 Вклад Китая в мирный процесс будет заключаться в достижении определённых гарантий и уступок со стороны Москвы и, в первую очередь, контролируемых гарантий неприменения ядерного оружия в тотальном и в тактическом варианте. Это не будет простой задачей. Тем не менее, представляется, что Китай, на данный момент имеет определённый ресурс давления на Москву, который может убедить её пойти на компромиссы и переговоры. Помимо отмеченной выше угрозы возможной китайской «нейтрализации», тут важна роль КНР как ключевого экономического и технологического донора РФ в условиях западных санкций, ключевого импортёра энергоресурсов, субъекта политической и дипломатической поддержки РФ в ООН и в других международных форумах, делающих нынешнюю внешнеполитическую изоляцию РФ неполной. Трезво взвесив все существующие варианты и сценарии, и не являясь, по определению, параноидально ориентированной на ядерный апокалипсис, Москва, думается, сможет выбрать путь к компромиссу.
17 Вашингтон не может не рассматривать Пекин в качестве важного канала информации и коммуникации с Кремлём по Украине в целом и по ядерной эскалации в частности. При этом США вполне могут делиться с Китаем крайне конфиденциальной и недоступной и Пекину, и Москве информацией и гарантиями, иногда и не взирая на возможные агентурные потери, раскрытие или расшифровку источников, другие технические детали, для того чтобы довести до Москвы определённые доводы и опасения. В равной степени Москва может использовать Пекин для аналогичных действий в адрес Белого дома.
18 Какими дополнительными инструментами и факторами США и Китай могут воздействовать друг на друга для выхода на диалог и координацию по российско-украинскому конфликту?
19 Если говорить об американской стороне, то такими инструментами можно считать подвижки и компромиссы США в различных «узлах» китайско-американских отношений, которые возможно «отдать» Пекину для обеспечения его большей гибкости или податливости, дополнительной заинтересованности в деэскалации российско-украинского конфликта.
20 Китай в настоящее время серьёзно озабочен зажимами технологического обмена с США, ставящими в затруднение его самодостаточный экономический рост и мировой товарооборот.
21

В частности его сильно задели недавние меры США по ограничению доступа КНР к продвинутым американским технологиям производства микрочипов и процессоров высокого уровня. По имеющимся оценкам, в настоящее время КНР сама способна обеспечивать свои потребности в сложных микрочипах и процессорах для экспортной продукции лишь на 20%. Несмотря на эффективные шаги КНР по преодолению этого стратегически узкого места, оно пока остаётся таковым и особенно чувствительным для китайской военной и аэрокосмической отрасли, для производства суперкомпьютеров3.

3. U.S.-China Economic and Security Review Commission Hearing on "Challenges from Chinese Policy in 2022: Zero-COVID, Ukraine, and Pacific Diplomacy" Wednesday, August 3, 2022. Testimony by F.Fishman. Prepared statement by E.Weisman. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
22

Министерство торговли США фактически запретило американским компаниям и гражданам продавать в Китай высокотехнологичные микрочипы, созданные с использованием американских технологий. При этом США настаивают на подключение к данным ограничительным мерам других лидеров отрасли – Тайваня, Южной Кореи, Японии – без которых эти меры потеряли бы свою действенность. Дело в том, что США не производят микросхем нового поколения с параметром менее 10 нанометров. Крупнейшие американские компании в области полупроводников, в частности, Qualcomm и Nvidia практически не имеют собственных мощностей на территории США. Располагаясь преимущественно на Тайване, они делегируют местным производителям – в первую очередь лидеру рынка – компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) изготовление высокотехнологичных микросхем4.

4. А. Портанский Торговая война США – Китай перешла в сферу микрочипов. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
23 Принятые Вашингтоном фокусированные ограничения в данной области для КНР весьма болезненны. Ослабление этих мер со стороны США или какие-либо новые, более щадящие для Пекина договорённости на этот счёт имели бы для него существенную привлекательность.
24

Стимулирующим фактором к координации действий США и Китая по Украине могло бы стать нынешнее общее состояние двусторонних связей, которое можно назвать переходным, «транзитным», но не полностью необратимым. Несмотря на серьёзные противоречия, определённые силы внутри обоих государств не удовлетворены продолжающимся сползанием отношений к сценарию жёсткой холодной войны, идеологической конфронтации, экономическому размежеванию. Растёт понимание в обеих странах, что такой сценарий контрпродуктивен и крайне затратен для долговременных интересов развития и существования американского и китайского социумов в условиях глобального мира и остающейся взаимозависимой экономики. В политологических сферах обеих элит идёт разработка вариантов долговременного взаимодействия, сочетающих сферы конкуренции и сферы сотрудничества, прорабатывается сценарии разграничения соперничества и сотрудничества между двумя социумами в новую эпоху5. Перспектива тотального ядерного столкновения, к которому Россия и Запад вплотную подошли в украинском кризисе, отнюдь не вписывается в данную философию действия.

5. Rising to the challenge: Navigating competition, avoiding crisis, and advancing US interests in relations with China John R. Allen, Ryan Hass, and Bruce Jones November 2021.Доклад подготовлен на основании совместного исследовательского проекта Брукингского института (Вашингтон, США) и Института современных международных отношений (中国现代国际关系研究院) (Пекин, КНР). Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
25 Более активное подключение Китая к урегулированию российско-украинского конфликта весьма благотворно для интересов Китая в Европе. Традиционная линия КНР на Европу как самостоятельного игрока, попытка сколачивать различные внутриевропейские группировки внутри ЕС (формат Китай+16), инвестиционная активность Китая по участию в портовой и транспортной инфраструктуре (Греция, Италия, Германия, Сербия) проистекает из перспективной экономической роли этого региона в китайской геоэкономике. На Европу – в инвестиционном, логистическом и геоэкономическом смысле – делается большой акцент в китайском концепте «Один пояс – один путь», а ситуация замороженного или высоко интенсивного конфликта в Восточной Европе параллельно замораживает и китайские инвестиционные проекты.
26 В случае если китайская посредническая миссия в конфликте сможет в какой-то форме реализовываться, как это скажется на интересах России, каковы будут её плюсы и минусы?
27 Россия в настоящее время находится в острой фазе крупного международного кризиса. Речь идёт о разверзшейся пропасти ядерной войны. Исходя из этого, следует использовать все разумные и не заводящие в дальнейший тупик дипломатические возможности для разрешения сложившегося кризиса.
28

Китай весьма благоприятен Москве как потенциальный посредник. Во-первых, это крупный, влиятельный и глобально валидный партнёр. Его влияние на участников конфликта, прямых и косвенных, подкреплено его совокупной мощью. Его гарантии участникам конфликта будут уважаться. Во-вторых, с точки зрения России, он в состоянии сыграть роль «честного брокера», который не только не ангажирован в сторону Запада, но настроен к его целям максимально критично. Для Москвы и президента В. Путина – это важный, если не решающий аргумент. В-третьих, Китай в силу своей прошлой внешнеполитической линии и позиции, занятой после 24 февраля, сохраняет конструктивные отношения с Киевом и украинское руководство готово вести с ним переговоры. КНР имеет существенные экономические интересы на Украине; есть информация о предоставлении гуманитарной помощи КНР Украине через Венгрию и Польшу6.

6. В.Михеев, С. Луконин. Украинский кризис и Китай. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
29 Потенциальная посредническая роль Китая в российско-украинском конфликте неизбежно сопряжена и с негативными следствиями для Москвы. Эти негативы проявятся как с точки зрения интересов Москвы в этом конфликте, так и, говоря более широко, с точки зрения потенциала влияния и статуса РФ как мировой державы. Сутью любого компромиссного соглашения, которое будет продавливать, лоббировать посредник, в данном случае Китай, будут уступки для договорённостей сторон. При нынешней остроте и текущей ситуации в военных действиях на Украине, которые складываются для Москвы не так благоприятно, особенно в осенний период военной кампании, уступки Москвы должны быть существенны, чтобы Киев согласился на перемирие и прекращение огня. Скорее всего, речь может идти об отводе российских войск с части уже контролируемых ими территорий в недавно вошедших в состав России четырёх украинских областей – Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской, новой конфигурации границ или линии прекращения огня, условиях обмена пленных. За всеми этими уступками в качестве гаранта будет стоять и Китай – не самая оптимальная и безобидная позиция для партнёра Москвы по стратегическому сотрудничеству «без границ». Москва и Пекин впервые могут оказаться в такой дипломатически щекотливой ипостаси. Она может порождать новые трения, напряжения, дополнительные сферы расхождения и диссонанса интересов – уже по украинской проблематике.
30 Надо признать, что с точки зрения стремления России к самостоятельности и самодостаточности как мирового полюса, ситуация с китайским посредничеством политически весьма уязвима. В ситуации, когда один полюс мира является посредником и гарантом для другого, подобная «самодостаточность» России становится весьма условной категорией. Россию тогда вполне логично характеризовать «зависимым полюсом» или полюсом «второго разряда». Вопрос о том, в какой степени такой «макрорезультат» устроит Россию в качестве одной из реализованных целей спецоперации, остаётся открытым.
31 Помимо следствия для макроуровня – на уровне «полюсов» международной системы – заметно эволюционирует ситуация и на двустороннем и региональном уровнях между Москвой и Пекином. Наметившееся и до спецоперации на Украине движение Москвы к подчинённой и зависимой роли, роли «младшего брата» в стратегическом тандеме Москва – Пекин может получить новые импульсы и конкретные проявления. Это может быть и дальнейшее закрепление Пекина в качестве доминирующей державы в организации ШОС, со всеми вытекающими из этого стратегическими ориентирами данного формата, гораздо менее гармоничным интересам РФ. В этом ключе можно прогнозировать и закрепление Китая в качестве ключевого, если не монопольного игрока – и инвестора и экспортёра в российской экономике, особенно в энергетическом её сегменте. Заметно усилятся китайские позиции в Центральной Азии и во всём постсоветском пространстве. Китаю гораздо легче будет продавливать свои как на дрожжах растущие интересы в Арктике.
32 Китайская интонация относительно конкретного участия России в китайской военной стратегии в регионе АТР, в том числе в аспектах, касающихся Тайваня, Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, совместного противодействия форматам АУКУС (AUKUS) и «четвёрки» (QUAD), также станет ещё более повелительной.
33

Тайвань и Украина: две части одного уравнения

 

Особое место в современном раскладе китайско-американо-российских отношений занимает конфликт вокруг Тайваня. Обострение этого конфликта и мотивирующие его факторы также активно обсуждаются в российской и зарубежной политологической аналитике.

34 К разряду таких факторов, имеющих геополитический, исторический, военно-стратегический характер, следует добавить ещё одно, менее упоминаемое обстоятельство. Тайвань стал острой болевой точкой между Китаем и США, поскольку он представляет собой самостоятельную и отличную от КНР социально-экономическую и политическую модель, реализованную на базе этнически сходного с КНР социума. Тайвань достиг не меньших, а во многом и превосходящих КНР успехов в процессах модернизации, демократизации и социально-ориентированного развития. Самим фактом своего существования, при всей специфичности и отличиях тайваньского социума от общества и экономики на материке, Тайвань манифестирует собой альтернативный КНР путь развития. В условиях, когда противоборство между США и Китаем всё больше переходит в плоскость противоборства моделей роста и развития, наряду со всеми другими измерениями соперничества, это сильно подливает масло в огонь китайско-американского конфликта.
35 При этом тайваньская тема всё больше и всё сильнее рассматривается в тесной связке с кризисом на Украине. Для такой связки есть немало оснований. Оба конфликта, при всей разности их генезиса, истории и политического контекста – наиболее острые из текущих конфликтных напряжений, угрожающих мировой войной и затрагивающих ключевых противостоящих друг другу игроков – Китай, США, Россию. Оба конфликта чреваты самой острой ядерной эскалацией, прямым вовлечением в него широкого круга союзников и стран-интересантов. Оба конфликта рассматриваются его прямыми участниками сквозь призму последних «красных линий», «фронтира» противостояния, который ни в коем случае нельзя уступать сопернику.
36 Визит на Тайвань спикера Конгресса США Н. Пелоси в августе 2022 г., хотя и был во многом мотивирован внутриполитическими разборками в США, чётко обозначил американскую направленность на форсирование тайваньской темы в «ассортименте» американо-китайских противоречий. Этот демарш, несмотря на всю его экстравагантность, был воспринят Пекином как повышение уровня конфронтационности в самой чувствительной для Китая зоне отношений.
37 В этих событиях Пекин мог прочитать многие из посланных ему Америкой сигналов. Одним из основных был сигнал решимости США отстаивать принципы и идеалы демократии против авторитаризма на всех глобальных фронтах, будь то на Украине или на Тайване. Китай ответил усилением активности НОАК в акваториях, прилегающих к острову, проведением демонстративных учений с пусками ракет по пересекающей остров траектории. В качестве ответных мер Китай объявил также о разрыве контактов на рабочем военном уровне между соприкасающимися подразделениями НОАК и тайваньской армии, заморозке переговорных контактов на уровне министерств обороны обеих стран. Кроме того, Пекин объявил о приостановке переговоров с США по ряду вопросов, включая иммиграцию, международный терроризм, торговлю наркотиками, изменение климата.
38 Китай всегда традиционно проводил чёткое разграничение между вопросами территориальной целостности и суверенитета Украины и Тайваня, настаивая на том, что в первом случае речь идёт о конфликте между суверенными державами, а в случае с Тайванем – о противоречиях «внутри народа». Тем не менее, тот факт, что за обострением ситуации на Тайване и за спиной конфликта на Украине и в том, и в другом случае стоят США, делает этот вопрос взаимозависимым.
39 Традиционной военной стратегией США по тайваньскому вопросу является линия «стратегической неопределённости». Суть её заключается в том, что Вашингтон никогда не говорит определённо каким конкретно будет ответ США на военное вторжение со стороны КНР. На протяжении первых двух лет своей администрации президент Дж. Байден неоднократно демонстрировал колебания по этому вопросу.
40

В сентябре 2022 г. корреспондент Си-би-эс (CBS) прямо спросил его: «Итак, в отличие от Украины, если внести ясность, будут ли вооружённые силы США, наши военнослужащие, защищать Тайвань в случае вторжения со стороны КНР?» Дж. Байден ответил: «Да»7. Тем не менее, официальные лица Белого дома после этого заявления – и это уже не в первый раз – отметили, что линия США остаётся прежней. Данные шаги можно охарактеризовать как продолжение традиционной «стратегической неопределённости», только в ещё более усложнённом, «многоуровневом» варианте. Этот вариант, как представляется, обусловлен общими факторами нестабильности и разноголосицы мнений по вопросам, в том числе и внешней политики США, доминирующими на данный момент в политическом классе Америки. Не последнюю роль в этом диссонансе играл и фактор промежуточных выборов в Конгресс США в ноябре 2022, желание Дж. Байдена не потерять голоса правоконсервативных сторонников твёрдой поддержки «свободного» Тайваня в противовес «авторитарному» Пекину.

7. Taiwan: Political and Security Issues. Congressional Research Service, IF10275, Updated October 7, 2022. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
41

Тайваньская тема в связке с украинской в последнее время активно обсуждается и на официальном уровне РФ. Президент В.Путин в ключевых внешнеполитических выступлениях осенью 2022 г. неоднократно подчёркивал однозначную ответственность США за нагнетание тайваньского кризиса, но главное – неизменную поддержку и солидарность с Китаем в данном вопросе, принципиальную поддержку РФ линии «одного Китая». Об этом президент В.Путин говорил в своей речи на саммите ШОС в Самарканде8. Ещё более акцентировано эта тема звучала в речи президента РФ на Валдайском форуме9. Реагируя на эту речь, министр иностранных дел КНР Ван И, во встрече с С.Лавровым особо подчеркнул значимость поддержки и солидарности Москвы в этом вопросе10.

8. Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином. Available at: >>> (accessed 30.10.22).

9. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». Available at: >>> (accessed 30.10.2022).

10. Wang Yi Speaks with Russian Foreign Minister Sergey Lavrov on the Phone 2022-10-27. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
42 Возрастание связки Тайвань – Украина в российско-китайском дипломатическом гамбите не является случайным. Этот симптом говорит о динамике позиций Москвы и Пекина, их обоюдном стремлении усиливать координацию и значимость солидарности в борьбе с западным гегемонизмом и экспансионизмом на различных региональных направлениях. Для Москвы солидарность по Тайваню – ключевая «дипломатическая валюта», которой она оплачивает китайскую разностороннюю поддержку и понимание Пекина по украинскому вопросу. И значимость этой «валюты» по мере усугубления украинского кризиса для Москвы, очевидно, возрастает. Она, очевидно, возрастает и для китайской стороны, по мере роста неопределённости и напористости действий Вашингтона по этому вопросу и желанию КНР заручится стабильной поддержкой и военным плечом Москвы на случай возможных горячих сценариев в Тайваньском проливе.
43

Вместо заключения

 

В октябре 2022 г. состоялся XX съезд – традиционно этапное событие, в первую очередь для внутреннего – политического, экономического, социального развития КНР. Проходя на фоне обострения глобальных международных противоречий и, в первую очередь, кризиса в Восточной Европе, с их неопределённостью и остротой, съезд, насколько можно судить по его документам и кадровым решениям, оказался ещё более «интравертированным» событием, чем даже предполагалось. Внешнеполитической проблематике на съезде уделено рекордно минимальное внимание. В коротком внешнеполитическом разделе отчётного доклада ЦК ни одна из стран поимённо не называется. Нарратив доклада выдержан в эластичных и обтекаемых формулировках «общих принципов» и «задач» внешнеполитической идеологии КПК без какой-либо конкретики и выходов на практическую внешнюю политику.

44

Единственным более-менее конкретным внешнеполитическим тезисом доклада можно назвать закреплённую в нём приверженность КПК мирному решению тайваньской проблемы. Но при этом Си Цзиньпин заявил, что КНР «никогда не давала обязательств отказаться от применения силы» в решении тайваньского вопроса11.

11. Полный текст доклада 20-ому Всекитайскому съезду Коммунистической партии Китая. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
45

Несколько нестандартным для отчётных докладов ЦК выглядели пассажи про «чёрных лебедей» и полумистических «серых носорогов» – как символов будущей неопределённости и неожиданных негативных вызовов для КПК, как во внутренней, так и во внешней политике12. Данная терминология западной политологии, просочившаяся в ритуально стандартизированный язык партийных документов КПК, считается продуктом мышления либерального крыла китайской бюрократии, хорошо знакомой с западными политологическими текстами.

12. Ibid.
46 Съезд можно оценить как «съезд одного победителя» – Си Цзиньпина. Нынешний генсек достиг максимального результата, добившись неограниченного продления своих полномочий, зачистки потенциальных конкурентов по возрасту и по внутрипартийному статусу, усиления режима личной власти, дальнейшего усиления роли госсектора и административных мер в экономике. В политико-идеологическом плане наблюдатели прогнозируют усиление левого поворота в курсе КПК, очевидную ревитализацию методов управления и коллективистских ориентиров развития Китая, существовавших на дореформенном – до Дэн Сяопина – периоде истории КПК.
47 Если перебрасывать мостик от этих идеологизированных ориентиров во внешнюю политику, то, скорее всего, речь пойдёт о дальнейшем усилении тенденций на продолжение наступательного, самодостаточного, антигегемонистского курса во внешней политике КНР, его сильной националистической тональности, жёсткости и напористости во взаимоотношениях с ключевым международным антагонистом – США.
48 Это не исключает для китайской бюрократии возможности переступать через идеологические «красные линии» и ограничения, и достигать прагматического компромисса с противником по вопросам касающихся жизненных интересов государства, а тем более его выживания. Таких примеров немало в политической истории КПК. Например, можно вспомнить, период позднего Мао Цзэдуна, начало 1970-х годов.
49 В 1971 г. состоялся знаковый X съезд КПК, подводивший итоги «пролетарской культурной революции», осудившей дело политического отщепенца и предателя Линь Бяо, до недавнего времени являвшегося официальным преемником Мао. Съезд ориентировал партию на дальнейшее усиление борьбы с американским империализмом и советским ревизионизмом; в то время шли война и ковровые бомбардировки Соединёнными Штатами Вьетнама, которого Китай активно поддерживал, включая оружие и советников. Параллельно с этим уже имело место секретная подготовка визита Р. Никсона в Китай, тайные полёты госсекретаря США Г.Киссинджера в Пекин. В феврале 1972 г. состоялся этот визит, в ходе которого было заключено компромиссное шанхайское коммюнике. Было положено начало китайско-американскому сближению, новой конфигурации стратегического треугольника США – СССР – КНР.
50 В политической культуре и практике КНР действия и шаги высшего руководителя КНР очень часто носят знаковый, ритуально «установочный» характер. Показательно в этой связи, что практически первыми после XX съезда КПК мероприятиями с участием Си Цзиньпина стали два знаковых события, явно акцентированных китайскими медиа.
51

Первым из них стало посещение Си Цзиньпином, совместно с вновь избранным составом Постоянного комитета Политбюро ЦК, мемориального исторического комплекса в городе Яньань в провинции Шэнси13. В Яньане с 1937 по 1947 г. находился центр «советского района» – район дислокации и главная база коммунистов в период антияпонской войны. Здесь в то время располагался ЦК КПК во главе с Мао Цзэдуном. (характерно, что в этот период в составе руководства КПК в Яньане находился и отец Си Цзиньпина Си Чжунсюнь). Впоследствии коммунисты расширили свой контроль над всем Китаем в результате победы в гражданской войне с гоминьданом.

13. Си Цзиньпин подчеркнул необходимость сплоченно бороться за достижение целей, поставленных на 20-м съезде КПК. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
52

Второе событие, также подчёркнутое центральными медиа, стало приветственное письмо, направленное Си Цзиньпином в адрес участников гала-ужина Национального Совета американо-китайских отношений (NCUSCR)14. Национальный Совет является заметной общественной организацией США и эффективной лоббистской структурой в развитии экономических связей с КНР. Внимание вновь избранного лидера КНР к событию на укрепление диалога с США явилось показательным и явно продуманным жестом. Приветствие в адрес совета также направил и Дж. Байден.

14. Си Цзиньпин направил поздравления участникам ежегодного гала-ужина Национального комитета по американо-китайским отношениям. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
53 Эти символичные для китайской политической реальности жесты, много говорят о будущих ценностях нового руководства КПК. Идеологическая ориентация, левый поворот, наиболее вероятно, не будут помехой шагам, направленным на осуществление ключевых внешнеполитических интересов Китая в мире, и в первую очередь, интересов выживаемости, безопасности и экономического взаимодействия.

Библиография

1. Труш С.М. Российско-украинский кризис: фактор Китая. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. № 8. Стр.25–35. DOI: 10.31857/S2686673022080028

2. Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/69356 (accessed 30.10.22).

3. U.S.-China Economic and Security Review Commission Hearing on "Challenges from Chinese Policy in 2022: Zero-COVID, Ukraine, and Pacific Diplomacy" Wednesday, August 3, 2022. Testimony by F.Fishman. Prepared statement by E.Weisman. Available at: https://www.uscc.gov/sites/default/files/2022-08/Edward_Fishman_Testimony.pdf (accessed 30.10.2022).

4. А. Портанский Торговая война США – Китай перешла в сферу микрочипов. Available at: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/the-us-china-trade-war-has-moved-into-the-realm-of-microchips (accessed 30.10.2022).

5. Rising to the challenge: Navigating competition, avoiding crisis, and advancing US interests in relations with China John R. Allen, Ryan Hass, and Bruce Jones November 2021.Доклад подготовлен на основании совместного исследовательского проекта Брукингского института (Вашингтон, США) и Института современных международных отношений (中国现代国际关系研究院) (Пекин, КНР). Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2021/11/FP_20211105_us_china_rivalry_hass_jones_allen.pdf (accessed 30.10.2022).

6. В.Михеев, С. Луконин. Украинский кризис и Китай. Available at: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/ukrainian-crisis-and-china (accessed 30.10.2022).

7. Taiwan: Political and Security Issues. Congressional Research Service, IF10275, Updated October 7, 2022. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/IF10275.pdf (accessed 30.10.2022).

8. Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/69356 (accessed 30.10.22).

9. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69695 (accessed 30.10.2022).

10. Wang Yi Speaks with Russian Foreign Minister Sergey Lavrov on the Phone 2022-10-27. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/wjbz_663308/activities_663312/202210/t20221029_10794068.html (accessed 30.10.2022).

11. Полный текст доклада 20-ому Всекитайскому съезду Коммунистической партии Китая. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/t20221026_10792071.html (accessed 30.10.2022).

12. Ibid.

13. Си Цзиньпин подчеркнул необходимость сплоченно бороться за достижение целей, поставленных на 20-м съезде КПК. Available at: http://russian.people.com.cn/n3/2022/1028/c31521-10164410-6.html (accessed 30.10.2022).

14. Си Цзиньпин направил поздравления участникам ежегодного гала-ужина Национального комитета по американо-китайским отношениям. Available at: http://russian.people.com.cn/n3/2022/1027/c31521-10164340.html (accessed 30.10.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести