Исламский терроризм в Мозамбике и роль США
Исламский терроризм в Мозамбике и роль США
Аннотация
Код статьи
S207054760023479-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пархоменко Валентин Константинович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье дан анализ основных причин возникновения и нынешней террористической активности исламистского повстанческого движения ИГ-Мозамбик в северной провинции Мозамбика Кабу-Делгаду. Ключевые предпосылки подъёма там в последние годы джихадизма автор усматривает в игнорировании исламским духовным руководством провинции интересов молодых мусульман, экономических и социальных лишениях подавляющего большинства её населения на фоне изобилия природных ресурсов, в коррупции и неэффективном управлении ею центральным правительством и местными властями. Исследуется нынешняя и потенциальная помощь Мозамбику в борьбе с исламистскими террористами со стороны африканских государств – членов САДК и Руанды, а также стран ЕС и США, хотя Вашингтон в лице Государственного департамента и Министерства обороны ограничивался до последнего времени лишь официальными заявлениями в поддержку мозамбикского руководства, а также периодическим участием американского спецназа в подготовке мозамбикских силовиков для борьбы с местными джихадистами. 

Ключевые слова
Cахель, природные ресурсы, экстремизм, исламский терроризм, джихадизм, ИГИЛ (организация признана в РФ террористической), САДК, ИГ-Мозамбик, АФРИКОМ
Классификатор
Получено
31.10.2022
Дата публикации
07.12.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
482
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В последние годы Африка к югу от Сахары стала новым глобальным очагом исламистского терроризма. После серии крупных поражений в Ираке и Сирии Исламское Государство (ИГИЛ – организация признана в РФ террористической) предприняло и реализовало попытку утвердиться на Африканском континенте, создав около десяти своих ячеек в районе Сахеля, на Африканском Роге, в Центральной Африке и на западноафриканском побережье. Согласно индексу терроризма, разрабатываемому одним из ведущих международных центров – Сиднейским институтом экономики и мира (Австралия), страны Африки к югу от Cахары являются в настоящее время глобальным эпицентром терроризма. В отчёте Института «Исламское государство Сирии и Леванта» и его филиалы названы самой смертоносной на сегодняшний день террористической группировкой. На них пришлось 48% всех погибших в мире от рук исламистских экстремистов в 2021 год1. Отряды боевиков-джихадистов захватывают территории Африканского континента, формируя союзы с действующими там антиправительственными повстанцами, терроризируя местное население, принуждая к участию в боевых действиях детей-солдат и используя антиправительственную пропаганду для вербовки своих сторонников среди многочисленного населения Африки, особенно из числа безработной и недовольной своим социально-экономическим положением африканской молодёжи. Исламисты стремятся контролировать стратегические, богатые природными ресурсами территории, такие как золотодобывающие районы Буркина-Фасо и богатое природным газом и нефтью побережье Мозамбика. Несмотря на разгром «Исламского халифата» на Ближнем Востоке, главной и конечной целью ИГИЛ (организация признана в РФ террористической), как и «Аль-Каиды» (признана в РФ террористической) по-прежнему остаётся «освобождение земель Аллаха от присутствия крестоносцев», то есть свержение нынешних светских режимов в арабских и африканских мусульманских странах и установления в них теократического строя, основанного и управляемого согласно нормам шариата (исламского права), а в перспективе – объединение их всех в один всемирный халифат.

1. Global Terrorism Index 2022. Institute for Economics and Peace. 1 March 2022. Available at: >>> (accessed 15.09.2022).
2

Одно из таких пополнений в «семье» ИГИЛ (организация признана в РФ террористической) активно действует в последние пять лет в Мозамбике. Первоначально известное как «Ансар аль-Сунна ва Джамаа», а также «Аш-Шабааб» (не имеет отношения к одноименной сомалийской исламистской группировке «Аш-Шабаб») мозамбикское повстанческое движение под его нынешним названием ИГ-Мозамбик является примером того, как головная центральная организация может использовать актуальные социально-экономические и политические проблемы в этой восточноафриканской стране для усиления своего влияния и контроля над её территорией. Связанная с ИГ экстремистская группировка на севере Мозамбика – один из последних примеров, когда cалафистско-джихадистское движение угрожает распространиться на другие африканские страны. Мали, Чад, Нигерия, Сомали и Кения уже борются с исламистами внутри и за пределами своих границ. При его дальнейшем распространении исламистское повстанческое движение на севере Мозамбика может добавить к этому списку уязвимых африканских стран ещё два крупных соседних государства – Южно-Африканскую Республику и Танзанию. Помимо потенциально негативного воздействия на соседние страны, разрушительные последствия повстанческого движения ИГ-Мозамбик для собственного государства были и остаются весьма серьёзными. Группировка бросила вызов правительству Мозамбика, угрожая ему потерей значительных финансовых поступлений в госбюджет в результате добычи и производства обнаруженных в северной провинции страны Кабу-Делгаду больших запасов сжиженного природного газа (СПГ), что является краеугольным камнем её будущего экономического роста и развития2.

2. Robbie Grammar, Jack Detch and Mary Yang. The Islamic State Sets Sights on Africa. Foreign Policy. May 12, 2022. Available at: >>> (accessed 20.08.2022).
3

Истоки и причины джихадистского движения

 

Ислам в Мозамбике появился, ещё до колониального правления и около 20% его граждан являются мусульманами, большинство которых (54%) проживает на севере страны в провинции Кабу-Делгаду. И хотя первые акты насилия – нападения на местные полицейские участки были совершены выступающей за создание исламского государства группировкой ИГ-Мозамбик в 2017 г., её происхождение и становление как экстремистского повстанческого движения можно проследить до 1998 г., когда усилившиеся расхождения в практике исповедания ислама в Мозамбике привели её к отколу от большинства мусульман этой провинции. Особое внимание руководство отколовшейся группы уделяло вербовке и исламистской индоктринации местной молодёжи. Усиливавшейся с каждым годом радикализации и оппозиционности молодых мусульман на севере Мозамбика весьма способствовало проникновение в этот регион экстремистски настроенных священнослужителей из ближайших и соседних исламских стран, таких как Танзания и Кения, а также поддержавших их некоторых представителей местной молодёжи, которые, возвратившись на родину после учёбы в медресе Судана, Саудовской Аравии, Ливии и Египта, начали оспаривать авторитет местных религиозных лидеров. Таким образом, медресе и мечети стали центрами вербовки будущих джихадистов по всему региону3.

3. Insurgency in Northern Mozambique: Nature and Response. Congressional Research Service. In Focus. Updated July 28, 2021. Available at: >>> (accessed 15.07.2022).
4 Вербовщики-экстремисты вскоре начали бросать вызовы местным мусульманским лидером и насаждать ортодоксальные исламские обычаи. Они настаивали на запрете продажи и употребления алкоголя, выступали против зачисления детей в государственные школы и трудоустройства женщин на работу вне дома. Помимо усиливавшихся разногласий и стычек на религиозной почве, у местной радикально настроенной молодёжи были и другие, весьма серьёзные причины для проявления своего недовольства.
5

Провинция Кабу-Делгаду является самым бедным и депрессивным регионом Мозамбика и неизменно находится на последнем месте в стране по всем показателям социально-экономического развития. Местные безработные молодые люди вступали в воинственно настроенную экстремистскую группировку из-за обещанных им стипендий, работы и/или денег. В настоящее время экстремисты используют комбинацию материальных выгод, убеждений, похищений и угроз физической расправой, чтобы расширить свою базу поддержки4.

4. Ruchita Beri. Rising Terrorism in Mozambique. November 3, 2021. Available at: >>> (accessed 14.05.2022).
6 На сегодняшний день рядовые члены группировки ИГ-Мозамбик – это местные жители, в основном бедные рыбаки и, как было отмечено ранее, безработная молодёжь. Хотя некоторые из них вполне могли стать джигадистами в результате собственных религиозных убеждений, у большинства исламистских повстанцев были и остаются свои личные, более приземлённые мотивы для присоединения к этой группировке, поскольку хроническая нищета и безработица, а также притеснение и произвол со стороны местных властей остаются уделом большинства обитателей этого региона.
7

В течение ряда лет руководители мусульманской общины провинции Кабу-Делгаду неоднократно обращались к властям в Мапуту с просьбой обратить внимание на эту обосновавшуюся в городе Мосимбоа-да-Прая исламистскую группу, которая стала устанавливать контроль над местными мечетями и возводить свои собственные, вести антиправительственные пропаганду и проповедовать версию так называемого «чистого ислама», не соответствующую местным суфийским традициям. Эти обращения-жалобы исходили от Исламского совета провинции Кабу-Делгаду, члены которого предупреждали центральные власти о потенциальной опасности со стороны этой воинствующей радикальной группы и неприемлемости её экстремистской идеологии. Однако ни правительство, ни местные власти на это не реагировали и, по существу, на протяжении нескольких лет скрывали информации о надвигавшейся экстремистской угрозе5.

5. Rajen Harshe. Burgeoning Terrorism in Africa: A Critical Overview. Available at: >>> (accessed 17.03.2022).
8

Причины нынешнего конфликта

 

Напряжённость в Кабу-Делгаду усилилась после 2009 г., когда правительство Мозамбика выделило эту провинцию в качестве будущего источника доходов от добычи полезных ископаемых и углеводородов. В 2009 г. в её западном районе было обнаружено богатое месторождение рубинов, за которым последовало открытие гигантских запасов природного газа на морском дне у портового города Пальма. Эти огромные природные богатства, оцениваемые в 160 трлн куб. футов, были провозглашены гарантией превращения восьмой по уровню бедности страны Африки (в пересчёте ВВП на душу населения) в будущего крупного производителя сжиженного природного газ (СПГ), то есть в новый Катар6.

6. Thierry Vircoulon. Mozambique: from natural gasfields to Islamic insurgency. Available at: >>> (accessed 11.04.2021).
9 Большинство крупных западных и азиатских газодобывающих компаний устремились в Кабу-Делгаду и пообещали правящей элите огромные инвестиции объёмом около 100 млрд долл. в течение 20 лет для развития потенциала СПГ. Эйфория о будущих доходах от добычи и производства СПГ создала иллюзию мгновенного богатства и сделала Мозамбик похожим на Эльдорадо XXI века. Одной из беднейших африканских стран – Мозамбику суждено было превратиться из государства-рантье в государство ультрарантье, которое стали обхаживать все крупные газодобывающие компании мира и правительства их стран.
10

Эйфория охватило всех, в том числе и зарубежных доноров. Именно на этом фоне в 2017 г. возникла исламистская угроза в приграничной северной провинции Кабу-Делгаду по поводу будущих доходов от СПГ и других природных богатств этого региона, где проживает большая часть населения страны, особенно беднейшего. Фактически более половины всех мозамбикцев (52%) живут в четырёх, включая Кабу-Делгаду, северных провинциях, где уровень бедности составляет 68% по сравнению с 19% на юге7.

7. Ibidem.
11

Перспектива значительного повышения уровня жизни, однако быстро обернулась для населения Кабу-Делгаду так называемым «проклятием природных ресурсов». С 2010 г. местные власти начали изгонять жителей провинции с принадлежавших им участков земли, которые в конечном счёте были переданы владельцам концессий на добычу полезных ископаемых и углеводородов, в основном высокопоставленным военным и функционерам правящей партии ФРЕЛИМО из племени макондо, к которому принадлежит нынешний президент Мозамбика Филипе Ньюси8. Многие местные жители, имевшие земельные участки вокруг газовых разработок и рудников рубинов, получили пакет документов на переселение от транснациональных компаний по производству с СПГ в Африке – французской «Тотал» (Total), итальянской «ЭНИ» (ENI) и американской «ЭксонМобил» (ExxonMobil), которым в конечном счёте были проданы права на добычу природного газа, нефти и рубинов, жаловались на непрозрачность этих сделок, потерю средств к существованию из-за вынужденного переселения и отсутствия доступа к возможностям трудоустройства в нефтегазовой отрасли и добыче драгоценных камней.

8. Gregory Pirio, Robert Pitelli and Yusuf Adam. The many Drivers Enabling Violent Extremism in Northern Mozambique. >>> (accessed 19.08.2022).
12

Началась массовая конфискация земель за символическую компенсацию, а охранники горнодобывающих компаний развернули жёсткую борьбу с нелегальными старателями, пытавшимися добывать драгоценные камни. Возникшее массовое недовольство местных жителей неправомерными действиями центрального правительства и провинциальных властей по поводу справедливой компенсации за потерянные ими земельные участки было на руку будущим повстанцам. И хотя лояльные правительству местные исламские советы предупреждали руководство страны о существовании террористической группировки и о потенциальной угрозе с её стороны, оно ничего не предпринимало до тех пор, пока боевики не начали совершать нападение на полицейские участки, а также на правительственных чиновников и жителей Кабу-Делгаду9.

9. Michael Shurkin. Understanding the Meteoric Rise of the Islamic State in Mozambique. New Lines Institute for Strategy and Policy. June 22, 2021. Available at:>>> (accessed 19.08.2021).
13 Несмотря на последовавшие репрессии со стороны полиции и сотрудников службы безопасности, приведшие к арестам почти 500 джихадистов, нападения не только продолжались, но и участились.
14

Переход группировки ИГ-Мозамбик к воинственности был начат с мобилизации в мечетях своих сторонников и с выступлений против лояльных властям местных религиозных лидеров за недостаточное соблюдение ими исламских законов и угроз им физической расправой. После ряда местных стычек эта группировка исламистских радикалов начала превращаться из религиозной секты в боевую организацию. Примерно в 2015 г. её лидеры начали создавать тренировочные лагеря в северных районах Кабу-Делгаду и учредили совет по разработке военной стратегии10. В октябре 2017 г. ИГ-Мозамбик предприняла ряд нападений на полицейские посты, убила двух офицеров и ненадолго захватила стратегический портовый город Мосимбоа-да-Прая. В последующие месяцы боевики устраивали нападения и поджоги в деревнях Кабу-Делгаду, в результате которых были убиты и ранены многие мирные жители11. После перехода в 2017 г. к открытым военным действиям ИГ-Мозамбик, по существу, контролировала территорию провинции Кабу-Делгаду и превратилось в хорошо вооружённое военное формирование, ведущее жестокую борьбу против мозамбикской армии, правоохранительных органов и местных жителей. Её методы действий и требования становились всё более жёсткими. Она призывала к введению в стране законов шариата, не признавала ни местных властей, ни правительство Мозамбика и начала формировать тайные лагеря в разных округах провинции Кабу-Делгаду. Там боевиков ИГ-Мозамбик обучали бывшие мозамбикские полицейские и пограничники, которые были уволены со службы и затаили обиду на правительство12. Руководство группы также связывалось с другими исламистскими боевиками в Восточной Африке и, как сообщалось, нанимало военных инструкторов из Сомали, Танзании и Кении.

10. Daveed Gartenstein, Emelie Chace – Donahue and Colin P. Clarke. The Evolution and Escalation of the Islamic State Threat to Mozambique. Available at: >>> (accessed 19.08.2022).

11. Galeb Weiss, Islamic State Claims First Attack in Mozambique. Available at: >>> (accessed 19.08.2022).

12. Rising Terrorism in Mozambique. Available at: >>> (accessed 19.08.2022).
15 С 2017 г. внезапные нападения ИГ-Мозамбик особенно участились. Их главными объектами были деревни и городские посёлки, торговые центры и рынки, сельскохозяйственные угодья, грузовой и пассажирский транспорт. Атаки джихадистов сопровождались нанесением увечий, пытками, обезглавливанием, убийствами и массовым похищением людей, в том числе женщин и детей.
16

География, формы и методы насилия со временем менялись. Сначала нападения были направлены на прибрежные районы, где основными целями джихадистов были полицейские участки, военные лагеря, правительственные и административные здания, больницы, учебные заведения, частные компании и банки. Вскоре группировка продемонстрировала свою способность нападать на хорошо охраняемые города, такие как Мосимбоа-да-Прая и Пальма. Первым массовым вооружённым наступлением стало нападение 5 октября 2017 г. на портовый город Мосимбоа-да-Прая и быстро распространилось по всему северо-восточному побережью страны. Боевики штурмовали городские полицейские участки, грабили их арсеналы и более суток вели бои с силами безопасности, в результате чего погибли десятки человек, в том числе и со стороны нападавших13. Жителям города, столкнувшимся с боевиками непосредственно перед его захватом, они заявили, что хотели только напасть на государственные органы и не платить налоги. Правительственные войска освободили Мосимбоа-да-Прая через три дня. Был совершён также налёт боевиков на прибрежный посёлок Олумби, примерно в 70 км от города Пальма.

13. Enio Viegas Filipe Chingotuane and Edna Rachel Isaias Sidumo. Strategic Options for Managing Violent Extremism in Southern Africa. Available at: >>> (accessed 19.08.2022).
17 Силы безопасности ответили на эти нападения массовыми арестами, что в ряде случаев вызвало недовольство у мирного населения. Сначала силовики начали арестовывать подозреваемых боевиков и коллаборационистов, но в итоге ими были задержаны и сотни местных жителей.
18 В декабре 2017 г. правительственные войска провели воздушную, наземную и морскую атаку на деревню Митумботе, неподалёку от города Мосимбоа-да-Прая, которая тогда считалась оплотом боевиков. В течение 2018 и в последующие годы исламисты продолжали наступать на деревни на южном побережье страны, почти не встречая сопротивление со стороны сил безопасности и наводя ужас на местное население сжиганием жилья и массовыми казнями.
19

С наступлением 2020 г. боевики стали более организованы, лучше оснащены т сформировали как минимум три ударные группы на севере, в центре и на юге провинции Кабу-Делгаду. Они постепенно расширяли поле своего оперативного присутствия и осуществляли всё более дерзкие вылазки. В апреле 2020 г. джихадисты провели наступление широким фронтом на севере страны, уничтожив несколько армейских складов, а также организовав серию налётов на военные объекты, в результате которых было убито и ранено 80 солдат регулярной мозамбикской армии и четыре десятка местных ополченцев. Потери террористов, по заявлению правоохранителей, составили тогда не менее 30 человек14.

14. Mozambique admits presence of Islamic State fighters for first time. Available at: >>> (accessed 15.03.2021).
20

24 марта 2021 г. отряд боевиков ИГ-Мозамбик численностью более сотни человек захватил прибрежный город Пальма. Они удерживали его в течение десяти дней, грабя и терроризируя мирных жителей, многих из которых убили, в том числе двух иностранных специалистов – граждан Великобритании и Южной Африки, работавших на газодобывающем комплексе15.

15. Emilia Columbo and Austin C. Doctor. Foreign Fighters and the Trajectory of Violence in Northern Mozambique. Available at: >>> (accessed 18.09.2022).
21

4 апреля правительственные войска вернули контроль над практически разрушенной террористами Пальмой. Но были и более существенные потери для экономики страны. Французская компания «Тотал», управляющая проектом по добыче природного газа у побережья Пальмы, приняла решение не только о прекращении операций из-за атак повстанцев, но и отозвала весь свой персонал. 26 апреля, сославшись на форс-мажорные обстоятельства, дирекция компании заявила, что больше не сможет гарантировать свои обязательства перед Мозамбиком ввиду ухудшившейся ситуации с безопасностью в стране16.

16. Kennedy Sene Lwa. Total suspends gas projects in Mazambique over Palma attack. Available at: >>> (accessed 13.06.2022).
22

К концу апреля – началу мая 2021 г. от рук террористов погибло более 3 000 мозамбикских военных и мирных граждан, а общее число перемещённых лиц возросло до 280 000 человек17.

17. Michael Shurkin. Understanding the Meteoric Rise of the Islamic State in Mozambique. New Lines Institute for Strategy and Policy. June 22, 2021. Available at: >>> (accessed 21.08.2021).
23

При принятии ответных мер на мятеж ИГ-Мозамбик, включая дублирующие одна другую проблемы в области безопасности, институциональные ограничения и нехватку финансовых ресурсов, правительство Мозамбика также столкнулось с рядом внутриполитических трудностей. Политическая власть в стране по-прежнему разделена между правительством Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), которое находится у власти с момента обретения Мозамбиком в 1975 г. независимости, и оппозицией – Мозамбикским национальным сопротивлением (РЕНАМО). Нынешние разногласия между этими двумя партиями тесно связаны с неудачами в интеграции бойцов РЕНАМО в вооружённые силы Мозамбика, как это было предусмотрено в соглашении, положившем конец гражданской войне (1977–1992). Возобновившийся и длившийся между правящей партией и оппозицией с апреля 2013 г. по август 2019 г. конфликт, потребовавший ещё одно мирное соглашение, вызвал раскол в РЕНАМО. Отколовшаяся группировка перешла к вооружённой борьбе, нападая на экономические и гражданские объекты в центральной части Мозамбика. Начавшиеся столкновения правительственных войск с отрядами раскольников из РЕНАМО совпали с мятежом ИГ-Мозамбик и нанесли серьёзный ущерб государству в провинции Кабу-Делгаду. В этих условиях президенту Филипе Ньюси пришлось заключить в конце октября 2020 г. перемирие с отколовшейся группировкой РЕНАМО, чтобы позволить правительственным войскам сконцентрировать свои усилия против ИГ-Мозамбик на севере страны18. Проблема РЕНАМО представляет собой как риск, так и возможности, связанные с реакцией правительства страны на ИГ-Мозамбик. Группировка может кооптировать в свои ряды как действующих, так и демобилизованных мозамбикских военнослужащих из отколовшейся части РЕНАМО, учитывая их жалобы на недостаточность проведения правительственной программы разоружения, демобилизации и реинтеграции. Политическое руководство РЕНАМО также неоднократно пыталось использовать слабость правительства в провинции Кабу-Делгаду в качестве политической дубинки и активно освещало нарушение прав человека военнослужащими ФРЕЛИМО во время операций по борьбе с ИГ-Мозамбик19. По мере обострения кризиса в Кабу-Делгаду соседние с Мозамбиком страны настаивали на более активном своём участии в его ликвидации. Особую обеспокоенность проявили государства – члены Сообщества развития стран юга Африки (САДК), опасаясь, что угроза безопасности со стороны боевиков может распространиться на север, в Танзанию, и на юг, в центральные районы Мозамбика, граничащие с ЮАР.

18. All Africa. Mozambique: Nyusi to Stop up fight against Militant Group. Available at: >>> (accessed 21.08.2921).

19. Ibidem.
24

Но достичь соглашения относительно объединения усилий на борьбу с мозамбикскими исламистами оказалось непростой задачей. По мнению некоторых аналитиков, президент Мозамбика Филипе Ньюси, который в тот момент являлся председателем САДК, якобы сопротивлялся региональному вмешательству, потому что хотел скрыть от посторонних глаз масштабы теневой экономики Кабу-Делгаду, которая включала в себя сети незаконного оборота наркотиков, предположительно осуществляемого бизнесменами, связанными с правящей партией ФРЕЛИМО20.

20. Emily Estelle and Jessica Trisko Darden. Combating the Islamic State’s spread in Africa. Assessment and Recommendations for Mozambique. Critical Threats. American Enterprise Institute. February 2021. Available at: >>>  (accessed 14.07.2022).
25 Сторонники Ньюси отвергали эти обвинения как необоснованные и объясняли проявленные им поначалу осторожность и нерешительность тем, что он пытался обеспечить тщательное обдумывание любого иностранного вмешательства и сохранение контроля со стороны Мозамбика над такой акцией своих союзников. Первые сообщения о возможности развёртывания войск государств САДК появились в августе 2020 г., сразу же после захвата боевиками города Мосимбоа-да-Прая. Впоследствии этот вопрос регулярно поднимался на каждом внеочередном саммите этой организации, но её участникам раз за разом не удавалось прийти к соглашению. Мозамбик обвинял южноафриканские государства в нерешительности и нежелании помогать в борьбе с радикальными исламистами. В САДК, в свою очередь утверждали, что власти в Мапуту сами не горят желанием размещать у себя иностранные войска и даже не сформулировали официальный запрос о необходимости и характере этой помощи. Пока обе стороны переводили стрелки друг на друга, мозамбикские вооружённые силы продолжали терять контроль над районами Кабу-Делгаду.
26

Участие стран САДК

 

В марте 2021 г., после нападения боевиков ИГ-Мозамбик на Пальму ситуация стала критической. После длительных проволочек и особенно после захвата Пальмы президент Ньюси в качестве председателя САДК созвал 8 апреля 2021 г. внеочередное совещание организации, на котором блок обязался направить техническую группу из соседних государств в Мапуту, чтобы оценить, какую роль может сыграть регион в боевых действиях против ИГ-Мозамбик. За день до этой встречи Ньюси заявил, что Мозамбик возглавит любую военную операцию с участием САДК. «Те, которые прибудут из-за границы, нас не заменят. Они нас поддержат», – сказал он в эфире государственного телевидения. В опубликованном позже заключительном слове президент заявил, что Мозамбик будет готов действовать «скоординировано при наличии структуры поддержки и конкретных региональных усилий для противодействия угрозе терроризма»21. Призыв президента Мозамбика к иностранной помощи был, по существу, мерой вынужденной. C самого начала было ясно, что армия и силы безопасности страны не в состоянии бороться с повстанцами. Эффективно противостоять им на обширной территории покрытой густыми тропическими лесами провинции Кабу-Делгаду было сложной задачей для любой армии и оказалось особенно трудным для плохо обеспеченных финансовыми ресурсами и недостаточно обученных вооружённых сил Мозамбика.

21. Cabo Delgado: President says Mozambique is open to receiving any type of support. Available at: >>> (accessed 14.07.2022).
27

Комментируя складывающуюся ситуацию, многие эксперты отмечали, что в своём стремление оказать помощь союзнику по САДК партнёры Мозамбика должны проявить осторожность, иначе они рискуют лишь усложнить и без того непростую обстановку в стране. Поддержанные из-за рубежа контртеррористические операции без плана по устранению внутренних причин конфликта могут лишь усугубить человеческие страдания, бедность и недовольство своим государством, которые испытывают многие местные жители. Более разумный подход для Мозамбика и его партнёров заключался бы, по их мнению, в сочетании военных операций с усилиями по устранению внутренней напряжённости и наращивании потенциала страны для решения проблем собственной безопасности22. 23 июня 2021 г., после нескольких месяцев дискуссий и отказов вмешиваться в непростую внутреннюю ситуацию на севере Мозамбика, 16 государств – членов САДК согласились развернуть войска в составе резервных сил численностью в 2 000 человек для «борьбы с терроризмом и актами насильственного экстремизма в Кабу-Делгаду». Принятое САДК в рамках Пакта о взаимной обороне решение приветствовалось многими местными и международными наблюдателями, которые выступали за то, чтобы государства южной части Африки объединили свои усилия и помогли Мозамбику восстановить безопасность и обеспечить защиту гражданского населения на севере страны. Несмотря на оговорки, связанные с возможностями САДК (эту организацию часто изображают как более слабое объединение, чем другие региональные органы на континенте, особенно Экономическое сообщество западноафриканских государств – ЭКОВАС), многие увидели в этой акции «наилучший шанс получить всеобъемлющий ответ, который будет служить интересам региона»23. Среди основных аргументов в пользу регионального вмешательства называлась опасность распространения насилия на соседние с Мозамбиком государства и связанная с этим необходимость скоординированного реагирования, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта24. 15 июля 2021 г. правительство Мозамбика одобрило развёртывание миссии САДК в Мозамбике (SAMIM)25. Достигнув соглашения с правительством Мозамбика, Руанда, не являющаяся членом САДК, неделей ранее направила около 1 000 своих солдат и полицейских в Кабу-Делгаду. Военная операция Руанды в Мозамбике началась после визита в Кигали в мае 2021 г. президента Франции Эммануэля Макрона. Некоторые комментаторы в этой связи предположили, что Руанда, финансируемая Францией, вмешалась в этот конфликт для того, чтобы укрепить интересы Парижа, оказав помощь французской газодобывающей компании «Тотал» восстановить работу по добыче и производству СПГ в провинции Кабу-Делгаду26. В результате совместной операции САДК и Руанды были уничтожены все основные базы повстанцев и освобождены занятые ими территории провинции Кабу-Делгаду. Руандийские силы также захватили полуостров Афунги, где компания «Тотал» инвестировала в многомиллиардный газовый проект и отбили стратегический порт Мосимбоа-да-Прая. Войска САДК были развёрнуты в центре Кабу-Делгаду и в направлении столицы провинции города Пемба, а также в районе Нангаде недалеко от границы с Танзанией.

22. Emilly Estell and Jessica Trisko Darden. Combatting tht Islamic State’s spread in Africa. Assessment and Recommendations for Mozambique. Critical Threats. American Enterprise Institute. February 2021. Available at: >>>  (accessed 14.07.2021).

23. Alex Vines. Responding the Mozambique’s Islamic Insurgency: Will Foreign Military Assistance make a Difference. Available at: >>> (accessed 14.07.2021).

24. Southern African nations to send troops to Mozambique. Africa News. June 23, 2021. Available at: >>> (accessed 20.07.2021).

25. Méryl Demuynck, Gijs Weijenberg. The Upcoming SADC Intervention. Available at: >>> (accessed 20.07.2021);

26. Phil Clark. How big is the Islamist threat in Mozambique? Available at: >>> (accessed 16.07.2021).
28

Джихадисты возвращаются

 

Но как показало дальнейшее развитие ситуации, исламистский мятеж в Кабу-Делгаду не угас. Небольшие группы ИГ-Мозамбик, часто не превышающие нескольких десятков человек, продолжают терроризировать местные общины в центральной, прибрежной и северной частях этой провинции. Они также перешли в поросшую густыми тропическими лесами соседнюю провинцию Ньяса – преимущественно мусульманскую, как и Кабу-Делгаду, что вынудило рассредоточить задействованный в контртеррористической операции ограниченный контингент стран САДК и Руанды. По оценкам Международной организации миграции (МОМ), в результате последней вспышки насилия общее число перемещённых лиц в Кабу-Делгаду составило почти миллион человек27. Несмотря на поддержку, которую Мозамбик получил от вооружённых сил стран САДК, повстанцы далеки от поражения. Согласно оценкам некоторых объективных наблюдателей, число нападений через год после начала иностранной военной помощи лишь подтвердило то, что уже было ясно и до этой акции: правительство Мозамбика ошибается, утверждая, что восстание было вызвано внешним силами. По их мнению, конфликт имеет внутреннее происхождение из-за плохого управления и плохих отношений между центральными властями государства и значительной частью его граждан. И пока правительство будет игнорировать этот факт, нападения террористов не прекратятся28.

27. Obi Anyadike. Military intervention has not stopped Mozambique’s jihadist conflict. Available at: >>> (accessed 19.09.2021).

28. Mozambique’s jihadist rebels launch new offensive in North Africa. Available at: >>> (accessed 09.09.2022).
29

В ходе совместной военной операции удалось вытеснить повстанцев из главных городов и деревень Кабу-Делгаду в леса, но это фактически выставило сельских жителей на передовую линию борьбы с исламистами. Мозамбикские власти и полиция не успевают реагировать на дерзкие нападения на деревни и жестокие расправы над местным населением со стороны прячущихся в тропических лесах джихадистов. Непрекращающиеся случаи нападений террористов на жителей деревень из близкой к ним лесной зоны весьма затрудняют их защиту правительственными силами и военным контингентом САДК и требуют адекватного ответа на решение этой проблемы со стороны местной администрации и силовых структур. В августе 2022 г. на состоявшемся в Малави саммите стран САДК было принято решение о продлении военной операции против исламистских повстанцев в Мозамбике29. По мнению аналитиков, опыт коллективной борьбы с террористами за прошедший год свидетельствует о том, что для окончательного подавления этого исламистского мятежа требуется что-то гораздо большее, чем применение военной силы. Речь в данном случае идёт об устранении политических и социально-экономических причин этого конфликта30.

29. Lameck Masina. SADC Leaders Pledge Continued Fight against Insurgents in Mozambique. Available at: >>> (accessed 07.09.2022).

30. Ramos Miguel, Andre Baptista. Officials Say Insurgency Northern Mozambique is Spreading. Available at: >>> (accessed 07.07.20);
30

ИГ-Мозамбик и позиция США

 

По мнению высокопоставленных чинов Министерства обороны, контртеррористическая операция САДК и Руанды на севере Мозамбика при дипломатической поддержке Португалии и других стран Европейского Союза «была достаточно эффективной и является хорошим примером африканского решения африканских проблем». Об этом заявил командующий вооружённых сил США в Африке (АФРИКОМ) генерал Стивен Таунсенд в ходе брифинга для прессы в начале 2022 г., подчеркнув, что Соединённые Штаты обеспокоены распространением терроризма на Африканском континенте. Особую опасность, по мнению американского генерала, представляют вооружённые действия ИГ-Мозамбик на севере страны, в провинции Кабу-Делгаду, где находится одно из крупнейших месторождений природного газа в Африке и где консорциум международных энергетических компаний планирует добывать энергоресурсы, что принесло бы огромную пользу правительству и народу Мозамбика. И поскольку добыча этого жизненно важного ресурса для жителей страны находится в настоящее время на грани срыва из-за террористических действий ИГ-Мозамбик, то реакция США на эту угрозу, как подчеркнул командующий АФРИКОМ, заключается в том, чтобы организовать развёртывание африканских союзнических сил на борьбу с мозамбикскими джихадистами. Самым важным фактором в этой борьбе, по мнению Таунсенда, было участие в ней стран Сообщества развития юга Африки, а также Руанды, которые направили свои вооружённые силы на то, чтобы «вытеснить исламских экстремистов из населённых пунктов Кабу-Делгаду в отдалённые районы джунглей». И хотя, как отметил командующий АФРИКОМ, «они (террористы) находятся всё ещё там, но проведённые САДК против них военные операции были весьма эффективными». Это и есть то решение проблемы, которое, как подчеркнул американский генерал, хотели бы видеть США: «действия, возглавляемые африканскими партнёрами, подкрепляемые другими международными партнёрами и поддерживаемыми Соединёнными Штатами там, где мы можем протянуть руку помощи»31. Упомянув о «протянутой руке помощи» со стороны США, генерал, видимо, имел в виду начавшееся в марте 2021 г. обучение американскими спецназовцами мозамбикских военнослужащих по проведению операций против распространившегося тогда на северо-востоке Мозамбика исламистского повстанческого движения. Американская программа оказалась весьма скромной по своей продолжительности: в течение двух месяцев десять «зелёных беретов» из спецназа АФРИКОМ должны были обучить мозамбикских морских пехотинцев всем необходимым навыкам для успешной борьбы с исламистскими повстанцами. Но это знаменовало собой вступление Командования вооружённых сил США в Африке в регион, где в прошлом американские военные усилия были больше сосредоточены на оказание гуманитарной помощи. В сообщении посольства США в Мозамбике по этому поводу подчёркивалось, что «Соединённые Штаты остаются приверженными к поддержке Мозамбика c помощью многостороннего и целостного подхода к противодействию и предотвращению распространения терроризма и насильственного экстремизма». Также подчёркивалось, что этот подход касается вопросов социально-экономического развития и ситуации с безопасностью32. Этот шаг со стороны Вашингтона был предпринят вскоре после того, как Мозамбик согласился на такое обучение со стороны своей бывшей метрополии Португалии, а также резкого увеличения в декабре 2020 г. числа визитов в страну западноевропейских официальных лиц. Вместе с тем официальный представитель Министерства обороны США Джон Кирби заявил тогда на одной из пресс-конференций, что планов чисто военного вмешательства с американской стороны во внутренний конфликт в Мозамбике нет, как нет и запроса на этот счёт со стороны мозамбикского руководства. Следуя этой политической линии, администрация США сделала первоначально акцент на оказание Мозамбику экономической и гуманитарной помощи в борьбе с джихадистами. Спонсированные США инициативы включали предоставление грантов для содействия конструктивному диалогу между местными жителями и молодёжью, религиозными лидерами и представителями сил безопасности, программу помощи в наращивании потенциала правоохранительных органов для взаимодействия с пострадавшими от исламистов общинами и в расследовании террористических акций, а также программу Агентства США по международному развитию (USAID) на сумму в два млн долл. для повышения экономической и гражданской занятости молодёжи в Кабу-Делгаду33. В ответ на насилие и разрушение гражданских объектов и жилых построек в провинции Агентство оказало гуманитарную помощь в виде серии поставок, чтобы удовлетворить неотложные потребности жителей региона, насильственно перемещённых из своих домов. В рамках этой помощи примерно 20 000 перемещённых семей были обеспечены жильём, одеялами и кухонными принадлежностями, доставленными по морю со складов Агентства в Дубае, Объединённых Арабских Эмиратов и Пизе (Италия). По линии Государственного департамента Соединённые Штаты также выдели Мозамбику в 2021 г. 700 тыс. долл. в виде гуманитарной помощи, которая помогла Агентству ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) предоставить убежище, а также оказать психологическую поддержку для многих из 28 тыс. человек, покинувших свои дома в результате теракта в Пальме34. Помимо геостратегических и военно-политических причин, возникшая в Кабу-Делгаду критическая ситуация в результате разрушительных действий исламистских повстанцев затрагивала и экономические интересы Америки, в частности судьбу кредита Экспортно-импортного банка США на сумму 4,7 млрд долл. для реализации проекта французской компании «Тотал» и около 1,5 млрд долл. в виде страхования политических рисков международной финансовой корпорацией развития США для отдельного запланированного проекта по добыче и переработке природного газа американской корпорации «ЭксонМобил»35. Хотя, как отмечают аналитики, интересы США на юге Африки различны, но их объединяет общая цель противодействия региональным многополярным тенденциям, особенно растущему на Африканском континенте влиянию Китая. Поскольку у Мозамбика в будущем есть шанс стать одним из крупнейших в мире экспортёров сжиженного природного газа, если его обширные северные морские месторождения, которые находятся в настоящее время в непосредственной близости к зоне, контролируемой террористами, будут полностью задействованы, то у США были и остаются по сей день серьёзные опасения относительно того, что усиление китайского влияния в Мозамбике может отрицательно сказаться на интересах Америки, связианных с глобальной энергетической отраслью, которая будет создана в регионе после поражения исламистов. Оно также может способствовать, по их мнению, нынешним усилиям Пекина к более тесному подключению африканских стран, не имеющих выхода к морю, к китайской инициативе «Один пояс – один путь» через трансграничные перевозки – мозамбикские торговые коридоры. Поэтому, как полагают некоторые аналитики, за участием США в очередной подготовке мозамбикского спецназа стоит не только объявленная Америкой борьба после трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке с джихадистами по всему миру, но и намерение Вашингтона использовать возникшую геополитическую ситуацию в Восточной Африке, чтобы под предлогом борьбы с терроризмом сдерживать усиливающееся там влияние Пекина36. 31 января 2022 г. Соединённые Штаты запустили в Мозамбике очередную совместную программу по обмену военным опытом, в рамках которой армия США продолжает обучать мозамбикский спецназ навыкам ведения антитеррористических операций. Это третья c марта 2021 г. программа подготовки американскими военными мозамбикских силовиков, которая подтвердила дальнейшее американо-мозамбикское сотрудничество в области безопасности. В ноябре 2021 г. командующий вооружёнными силами США в Африке генерал Стивен Таунсенд посетил Мапуту, месяц спустя после захода в столицу Мозамбика американского военно-морского корабля «Хершель "Вуди" Уильямс» (Hershel "Woody" Williams). В 2021 г. Министерство обороны США также организовало проведение медицинских курсов по оказанию помощи раненым и провело подготовку санитаров и спасателей для вооружённых сил Мозамбика, которые должны были продолжиться в 2022 году. Расширение сотрудничества в течение последних двух лет в области безопасности, в ходе которого Соединённые Штаты стали крупнейшим донором Мозамбика, происходит в то время, когда эта юго-восточная африканская страна с помощью многонациональной региональной коалиции продолжает вести вооружённую борьбу за восстановление контроля над своим северо-восточным регионом. В мае 2021 г. посол Мозамбика в США Карлос душ Сантуш охарактеризовал открытие в 2010 г. огромных запасов природного газа на северном побережье своей страны как изменение экономики региона и всего Африканского континента. Посол также заявил, что Кабу-Делгаду стала мировой провинцией природного «газа Мозамбика». Однако его оптимизм пока не оправдался. Мозамбик не обладает военным потенциалом и другими ресурсами, необходимыми для подавления очагов повстанческого движения ИГ-Мозамбик в одностороннем порядке, и поэтому в 2021–2022 гг. США увеличили ему помощь в области безопасности. Критики этой военной помощи, в частности американский аналитик Стивен Лич, утверждают, что администрация Байдена должна отозвать своих «зелёных беретов» из Мапуту, чтобы уменьшить представление о том, что Мозамбик является последним полем битвы США против филиалов ИГИЛ в Африке. Лич и разделяющие его точку зрения американские и некоторые западноевропейские наблюдатели советуют уделить приоритетное внимание дипломатии и целенаправленному социально-экономическому развитию этой восточноафриканской страны для устранения коренных причин продолжающегося там внутреннего конфликта37. Но с гуманитарной катастрофой, развязанной этим конфликтом, нельзя, считают их оппоненты, справиться только дипломатическими средствами. Присутствие даже весьма ограниченного по своей численности американского спецназа позволило Соединённым Штатам установить с Мозамбиком политическое и военное партнёрство в рамках дипломатической кампании, направленной на то, чтобы повлиять на правительство страны как на своего предпочтительного партнёра. Успех США в конкуренции великих держав в Африке зависит, по их мнению, от способности Соединённых Штатов быть надёжным партнёром африканских правительств, поскольку конфликты из-за природных ресурсов продолжают вспыхивать по всему континенту. Соединённые Штаты не в состоянии установить мир в Кабу-Делгаду в одиночку, но могут помочь своим африканским партнёрам, включая Мозамбик, в устранении политических и социально-экономических причин повстанческого движения тамошних джихадистов. И это может подтолкнуть, как они считают, правительство Мозамбика к проведению внутренних реформ, необходимых для предотвращения возможных вспышек насилия в одном из самых запущенных и богатых природными ресурсами регионов страны38.

31. Guy Martin. Africom praises SADC involvement in Mozambique. Available at: >>> (accessed 17.10.2022).

32. US Government Provides Military Training to Mozambican Marines. Available at: >>> (accessed 11.09.21).

33. USAID “Mozambique Fact Sheet” USAID “Mozambique Fact Sheet”. Available at: >>> (accessed 10.10.2021).

34. US deliver humanitarian relief supplies in response to insecurity in Mozambique. Available at: >>> (accessed 10.10.2021).

35. Insurgency in Northern Mozambique: Nature and Responses. Available at: >>> (accessed 21.09.2021).

36. Andrew Korybko. Mozambique’s the Newest Front in the US So-called Global War on Terror. Available at: >>> (accessed 12.08.2022).

37. Steven Leach. The US Military should sty out of Mozambique’s Cabo Delgado. Available at: >>> (accessed 12.08.2022).

38. Jakkie Cilliers, Liesl Louw-Vaudran, Timothy Walker, Willem Els and Martin Ewi. Available at: >>> (accessed 12.08.2022).
31

Заключение

 

Своё участие в реализации таких реформ видят в настоящее время и в Вашингтоне. В начале апреля 2022 г. Белый дом дал понять, что в рамках нового плана по нормализации обстановки в Мозамбике Соединённые Штаты в соответствии с подписанным в декабре 2019 г. при широкой поддержке обеих палат Конгресса законом «О глобальной нестабильности» (GFA) намерены смягчать внутренние насильственные конфликты, устраняя их основные причины. Закон носит избирательный характер и только пять стран и областей, в число которых включён и Мозамбик, названы в качестве приоритетных. Эти страны были выбраны на основе трёх критериев: 1) интересы национальной безопасности США; 2) уровень насилия или нестабильности в стране и 3) приверженность этой страны демократическим институтам, её экономический потенциал, а также вероятность того, что оказанная ей помощь США будет действенной. Закон также предусматривает разработку под руководством Государственного департамента, правительственных учреждений США, таких как Агентство США по международному развитию, Министерство обороны и других, 10-летнего плана для Мозамбика, объединяющего дипломатическую помощь, а также помощь в целях развития и безопасности. Планирование будет направлено на обеспечение скоординированного объединения сильных сторон и опыта взаимодействия администрации США с правительством Мозамбика, международными организациями по развитию, международными, многосторонними организациями и частным сектором39. Судя по сообщениям американских и западноевропейских СМИ, а также по академическим публикациям, новый план США по урегулированию конфликта в Мозамбике в соответствии с законом «О глобальной нестабильности» даёт возможность устранить глубоко укоренившиеся там причины внутреннего конфликта и в целом будет способствовать стабилизации обстановки в этой стране.

39. Edward A. Burner. New US Plan to Address’s Conflict Could Boost Mozambique’s Gains. Available at: >>> (accessed 14.10.2022).

Библиография

1. Global Terrorism Index 2022. Institute for Economics and Peace. 1 March 2022. Available at: https://reliefweb.int/report/world/global-terrorism-index-2022 (accessed 15.09.2022).

2. Robbie Grammar, Jack Detch and Mary Yang. The Islamic State Sets Sights on Africa. Foreign Policy. May 12, 2022. Available at: https://foreignpolicy.com/2022/05/12/islamic-state-africa-sahel-terrorist-groups-counterterrorism/ (accessed 20.08.2022).

3. Insurgency in Northern Mozambique: Nature and Response. Congressional Research Service. In Focus. Updated July 28, 2021. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/IF11864.pdf (accessed 15.07.2022).

4. Ruchita Beri. Rising Terrorism in Mozambique. November 3, 2021. Available at: https://www.idsa.in/taxonomy/term/158 (accessed 14.05.2022).

5. Rajen Harshe. Burgeoning Terrorism in Africa: A Critical Overview. Available at: https://www.terrorismwatch.org/2021/10/burgeoning-terrorism-in-africa-critical.html (accessed 17.03.2022).

6. Thierry Vircoulon. Mozambique: from natural gasfields to Islamic insurgency. Available at: https://ideas4development.org/en/mozambique-gas-fields-islamist-insurgency/ (accessed 11.04.2021).

7. Ibidem.

8. Gregory Pirio, Robert Pitelli and Yusuf Adam. The many Drivers Enabling Violent Extremism in Northern Mozambique. https://africacenter.org/spotlight/the-many-drivers-enabling-violent-extremism-in-northern-mozambique/ (accessed 19.08.2022).

9. Michael Shurkin. Understanding the Meteoric Rise of the Islamic State in Mozambique. New Lines Institute for Strategy and Policy. June 22, 2021. Available at: https://newlinesinstitute.org/terrorism/understanding-the-meteoric-rise-of-the-islamic-state-in-mozambique/ (accessed 19.08.2021).

10. Daveed Gartenstein, Emelie Chace – Donahue and Colin P. Clarke. The Evolution and Escalation of the Islamic State Threat to Mozambique. Available at: https://www.fpri.org/article/2021/04/the-evolution-and-escalation-of-the-islamic-state-threat-to-mozambique/ (accessed 19.08.2022).

11. Galeb Weiss, Islamic State Claims First Attack in Mozambique. Available at: https://www.longwarjournal.org/archives/2019/06/islamic-state-claims-first-attack-in-mozambique.php (accessed 19.08.2022).

12. Rising Terrorism in Mozambique. Available at: https://www.americansecurityproject.org/the-concerning-rise-of-terrorism-in-mozambique/ (accessed 19.08.2022).

13. Enio Viegas Filipe Chingotuane and Edna Rachel Isaias Sidumo. Strategic Options for Managing Violent Extremism in Southern Africa. Available at: https://www.ijr.org.za/portfolio-items/strategic-options-for-managing-violent-extremism-in-southern-africa-the-case-of-mozambique/ (accessed 19.08.2022).

14. Mozambique admits presence of Islamic State fighters for first time. Available at: https://www.thesouthafrican.com/news/mozambique/mozambique-admits-presence-of-islamic-state-fighters-for-first-time/ (accessed 15.03.2021).

15. Emilia Columbo and Austin C. Doctor. Foreign Fighters and the Trajectory of Violence in Northern Mozambique. Available at: https://warontherocks.com/2021/04/foreign-fighters-and-the-trajectory-of-violence-in-northern-mozambique/ (accessed 18.09.2022).

16. Kennedy Sene Lwa. Total suspends gas projects in Mazambique over Palma attack. Available at: https://kenyanbulletin.com/2021/04/28/total-suspends-gas-project-in-mozambique-over-palma-attack/ (accessed 13.06.2022).

17. Michael Shurkin. Understanding the Meteoric Rise of the Islamic State in Mozambique. New Lines Institute for Strategy and Policy. June 22, 2021. Available at: https://newlinesinstitute.org/terrorism/understanding-the-meteoric-rise-of-the-islamic-state-in-mozambique/ (accessed 21.08.2021).

18. All Africa. Mozambique: Nyusi to Stop up fight against Militant Group. Available at: https://allafrica.com/stories/202010260370.html (accessed 21.08.2921).

19. Ibidem.

20. Emily Estelle and Jessica Trisko Darden. Combating the Islamic State’s spread in Africa. Assessment and Recommendations for Mozambique. Critical Threats. American Enterprise Institute. February 2021. Available at: https://www.criticalthreats.org/wp-content/uploads/2021/02/Combating-the-Islamic-State’s-Spread-in-Africa.pdf (accessed 14.07.2022).

21. Cabo Delgado: President says Mozambique is open to receiving any type of support. Available at: https://clubofmozambique.com/news/cabo-delgado-president-says-mozambique-is-open-to-receiving-any-type-of-support-177776/ (accessed 14.07.2022).

22. Emilly Estell and Jessica Trisko Darden. Combatting tht Islamic State’s spread in Africa. Assessment and Recommendations for Mozambique. Critical Threats. American Enterprise Institute. February 2021. Available at: https://www.criticalthreats.org/wp-content/uploads/2021/02/Combating-the-Islamic-State’s-Spread-in-Africa.pdf (accessed 14.07.2021).

23. Alex Vines. Responding the Mozambique’s Islamic Insurgency: Will Foreign Military Assistance make a Difference. Available at: https://pureportal.coventry.ac.uk/en/publications/responding-to-mozambiques-islamic-insurgency-will-foreign-militar (accessed 14.07.2021).

24. Southern African nations to send troops to Mozambique. Africa News. June 23, 2021. Available at: https://www.africanews.com/2021/06/23/southern-african-nations-to-send-troops-to-mozambique/ (accessed 20.07.2021).

25. Méryl Demuynck, Gijs Weijenberg. The Upcoming SADC Intervention. Available at: https://icct.nl/publication/the-upcoming-sadc-intervention-a-new-way-ahead-to-combat-terrorism-in-mozambique/ (accessed 20.07.2021); Alex Vines. Responding to Mozambique’s Islamic Insurgency. Available at: https://gjia.georgetown.edu/2021/09/15/responding-to-mozambiques-islamic-insurgency-will-foreign-military-assistance-make-a-difference/ (accessed 20.07.2021).

26. Phil Clark. How big is the Islamist threat in Mozambique? Available at: https://theconversation.com/how-big-is-the-islamist-threat-in-mozambique-and-why-are-rwandan-troops-there-168123 (accessed 16.07.2021).

27. Obi Anyadike. Military intervention has not stopped Mozambique’s jihadist conflict. Available at: https://www.thenewhumanitarian.org/news-feature/2022/03/08/military-intervention-has-not-stopped-mozambique-jihadist-conflict (accessed 19.09.2021).

28. Mozambique’s jihadist rebels launch new offensive in North Africa. Available at: https://www.africanews.com/2022/08/23/mozambiques-jihadi-rebels-launch-new-offensive-in-north/ (accessed 09.09.2022).

29. Lameck Masina. SADC Leaders Pledge Continued Fight against Insurgents in Mozambique. Available at: https://www.globalsecurity.org/military/library/news/2022/01/mil-220112-voa07.htm (accessed 07.09.2022).

30. Ramos Miguel, Andre Baptista. Officials Say Insurgency Northern Mozambique is Spreading. Available at: https://nationworldnews.com/officials-say-insurgency-spreading-in-northern-mozambique/ (accessed 07.07.20); Comfort Ero. Mozambique’s Insurgency Requires a multi-Pronged Response. Available at: https://www.crisisgroup.org/africa/southern-africa/mozambique/mozambiques-insurgency-requires-multi-pronged-response (accessed 17.10.2022).

31. Guy Martin. Africom praises SADC involvement in Mozambique. Available at: https://www.defenceweb.co.za/joint/diplomacy-a-peace/africom-praises-sadc-involvement-in-mozambique/ (accessed 17.10.2022).

32. US Government Provides Military Training to Mozambican Marines. Available at: https://mz.usembassy.gov/u-s-government-provides-military-training-to-mozambican-marines/ (accessed 11.09.21).

33. USAID “Mozambique Fact Sheet” USAID “Mozambique Fact Sheet”. Available at: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1860/ILRG_Mozambique_Fact_Sheet_A4_2.19.19_1.pdf (accessed 10.10.2021).

34. US deliver humanitarian relief supplies in response to insecurity in Mozambique. Available at: https://www.usaid.gov/news-information/press-releases/may-6-2021-us-delivers-humanitarian-relief-supplies-insecurity-mozambique (accessed 10.10.2021).

35. Insurgency in Northern Mozambique: Nature and Responses. Available at: https://www.everycrsreport.com/reports/IF11864.html (accessed 21.09.2021).

36. Andrew Korybko. Mozambique’s the Newest Front in the US So-called Global War on Terror. Available at: https://orientalreview.org/2021/03/31/mozambiques-the-newest-front-in-the-us-so-called-global-war-on-terror/ (accessed 12.08.2022).

37. Steven Leach. The US Military should sty out of Mozambique’s Cabo Delgado. Available at: https://www.justsecurity.org/75698/the-us-military-should-stay-out-of-mozambiques-cabo-delgado-send-diplomats-who-know-the-terrain/ (accessed 12.08.2022).

38. Jakkie Cilliers, Liesl Louw-Vaudran, Timothy Walker, Willem Els and Martin Ewi. Available at: https://reliefweb.int/report/mozambique/what-would-it-take-stabilise-cabo-delgado (accessed 12.08.2022).

39. Edward A. Burner. New US Plan to Address’s Conflict Could Boost Mozambique’s Gains. Available at: https://www.usip.org/publications/2022/04/new-us-plan-address-conflict-could-boost-mozambiques-gains (accessed 14.10.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести