Консолидированные долги нефинансового сектора США: постпандемические оценки
Консолидированные долги нефинансового сектора США: постпандемические оценки
Аннотация
Код статьи
S207054760023472-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кириченко Элина Всеволодовна 
Должность: Ведущий научный сотрудник, руководитель Группы экономических исследований США
Аффилиация: Национальный исследовательский Институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Целью статьи является исследование тенденций, проблем и рисков консолидированных внутренних долгов нефинансового сектора США на современном этапе. Рассматриваются проблемы бюджетов разных уровней: федерального и бюджетов штатов, а также влияние «пандемийного» кризиса на их доходы и расходы. В рамках анализа долгов нефинансового сектора США выделяются национальный (суверенный) долг США, агрегированные долги штатов и муниципалитетов, исследуется неоднородность их финансового положения. Затрагиваются долговые проблемы нефинансового бизнеса, прежде всего корпоративные долги. Особое внимание уделяется задолженности американских домохозяйств.

Ключевые слова
бюджетные дефициты, долги нефинансового сектора, суверенный долг, долги штатов, корпоративный долг, долги домашних хозяйств
Классификатор
Получено
12.07.2022
Дата публикации
07.12.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
353
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В 2020 г. наблюдалось самое значительное годовое повышение задолженности в мире за 50 лет. Согласно последним данным МВФ, объём мирового долга увеличился на 28 процентных пунктов (п.п.), достигнув в 2020 г. 256% ВВП. Коэффициент государственного долга в мире подскочил до рекордных 99% ВВП. Долг частных нефинансовых корпораций и домашних хозяйств также достиг новых максимальных показателей. Повышение задолженности было особенно заметно в странах с развитой экономикой, где уровень государственного долга вырос примерно с 70% ВВП в 2007 г. до 124% ВВП в 2020 г. Долг частного сектора повышался более умеренными темпами, со 164% до 178% ВВП за тот же период1.

1. Gaspar V., Medas P., and Perrelli R. Global Debt Reaches a Record $226 trillion. IMF Blog. December 15, 2021. Available at: >>> (accessed 12.05.2022).
2 Соединённые Штаты стали крупнейшим должником в мире. Долги включают долговые ценные бумаги (казначейские ценные бумаги, коммерческие ценные бумаги, ценные бумаги, обеспеченные агентствами и спонсируемыми государством предприятиями (GSE), муниципальные ценные бумаги, корпоративные и иностранные облигации), а также кредиты депозитных учреждений, ипотечные, потребительские кредиты, другие кредиты и авансы.
3 2020 и 2021 годы были форс-мажорными для экономики Соединённых Штатов Америки. Пандемия и вызванные ею локдауны привели к глубокой рецессии. По оценке Национального бюро экономических исследований (National Bureau of Economic Research, NBER), она была короткой (c февраля по апрель 2020 г.), но очень болезненной для экономики. Затем последовало быстрое восстановление социально-экономических показателей, что оказало влияние на эволюцию и состояние консолидированных долгов. Однако США столкнулись с новыми вызовами: реструктуризация рынка труда и растущая инфляция, что несёт новые риски.
4 Анализируя внутренние долги нефинансового сектора США, автор посчитал необходимым выделить национальный (суверенный) долг США, агрегированные долги штатов и муниципалитетов, долги нефинансового бизнеса (прежде всего корпоративные долги), задолженность американских домохозяйств. Каждое из этих направлений заслуживает отдельного расширенного исследования. Их анализ в сжатом виде поможет лучше представить общую картину тенденций и проблем консолидированных долгов США.
5 В «пандемийные» годы государственные долги достигли 44% консолидированных долгов нефинансового сектора США (см. табл. 1). Объёмы государственных долгов увязаны с бюджетными дисбалансами; дефицит бюджета увеличивает накопленные долговые обязательства. Важно проанализировать, с какими результатами бюджеты государственных органов управления разного уровня вышли из кризиса.
6

Консолидированный государственный бюджет

 

В 2020 фин. г. расходы федерального бюджета достигали 31,4 трлн долл., а в 2021 фин. г. несколько снизились – до 29,7 трлн (около 30% ВВП). Расходы бюджетов штатов и местных органов власти в 2021 фин. г. составляли порядка 14,8% ВВП2. Таким образом, через консолидированный государственный бюджет перераспределяется почти 45% ВВП.

2. Federal Government Current Expenditures. State and Local Government Current Expenditures. Retrieved from Federal Reserve Bank of St. Louis. May 8, 2022. Available at: >>> (accessed 20.05.2022).
7 Финансовый год на федеральном уровне США начинается с первого октября. Естественно, внимание экспертов приковано к изменениям объёма и структуры федерального бюджета.
8

В проекте бюджета на 2023 фин. г., представленного администрацией Дж. Байдена в Конгресс, федеральные расходы за 2021 фин. г. оцениваются в 6822 млрд долл. (30,5% ВВП), поступления – 4047 млрд (18,1% ВВП), дефицит – 2775 млрд (12,4% ВВП)3.

3. Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2023. Table S-1. Available at: >>> (accessed 25.05.2022).
9

Наиболее крупными источниками государственных поступлений являются (2021 фин. г.) индивидуальные подоходные налоги (2044 млрд долл.), налоги социального страхования (952 млрд), корпоративные подоходные налоги (372 млрд), налог в фонд «Медикэр» (295 млрд долл.). На них приходилось более 90% федеральных доходов4.

4. Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2023. Table S-3. Available at: >>> (accessed 25.05.2022).
10

Расходы подразделяются на три основных блока. Во-первых, так называемые дискреционные ассигнования (discretionary spending). Они утверждаются каждый год. До 30 сентября Конгресс обязан принять 12 законопроектов об ассигнованиях основных направлений государственной деятельности (appropriations acts) на следующий финансовый год. Во-вторых, обязательное финансирование (mandatory spending) социально-значимых программ, которые принимаются специальными законами (authorization laws) и действуют до тех пор, пока не будут законодательно пересмотрены или прекращены. В-третьих, выплата процентов по долгам5.

5. Кириченко Э.В. Растущий бюджетный дефицит и государственный долг США: оценки, проблемы, риски // Международная экономика. 2021. №11. С. 812-825. DOI 10.33920/vne-04-2111-01
11

Ассигнования в 2021 фин. г. на обязательные программы оценивались в 4047 млрд долл., дискреционные расходы – в 1636 млрд., чистые процентные выплаты по долгу – 352 млрд. Прогнозируется, что последние вырастут за десятилетие до 1019 млрд в 2031 г., с 1,6% до 2,9% ВВП6.

6. Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2023. Tables S-1, S-3. Available at: >>> (accessed 25.05.2022).
12

За первую половину 2022 фин. г. дефицит федерального бюджета сократился по сравнению с прошлым финансовым годом и стал сопоставим с дефицитом доковидного периода. В течение первых шести месяцев 2022 фин. г. федеральное правительство имело дефицит в размере 667 млрд долл., что на 61% меньше, чем за тот же период 2021 фин. г. (1,7 трлн долл.). Доходы увеличились на 25%, до 2,1 трлн долл. Рост зарплаты, особенно среди работников с высокими доходами, которые облагаются более высокими налоговыми ставками, способствовал увеличению этих налоговых поступлений. Поступления от корпоративного подоходного налога также выросли на 22%. За рассматриваемый период расходы сократились на 18% по сравнению с предыдущим финансовым годом, что отражает продолжающееся снижение затрат на борьбу с пандемией. Так, расходы на пособия по безработице уменьшились на 186 млрд долл. (89%) вследствие того, что в сентябре 2021 г. истёк срок действия дополнительных пособий, а также из-за того, что общая безработица снизилась. Расходы же на основные программы обязательных ассигнований выросли из-за увеличения числа бенефициаров и более высоких сумм ежемесячных пособий. Последние с учётом высокой инфляции были скорректированы, увеличившись в размере на 5,9% на 2022 фин. г. (это самая большая корректировка с 1982 г.)7.

7. Tracking the Federal Deficit: March 2022. Available at: >>> (accessed 28.04.2022).
13

Штатные и муниципальные органы власти играют важную роль в экономической жизни Соединённых Штатов. Именно они обеспечивают выполнение значительной части общественных услуг для населения в области образования, здравоохранения, инфраструктуры.

14 В большинстве штатов финансовый год начинается 1 июля, исключением являются Нью-Йорк, где финансовый год начинается 1 апреля, Техас – 1 сентября, Алабама, Мичиган, г. Вашингтон (округ Колумбия) – 1 октября. Все штаты (за исключением Вермонта) в соответствии со своим законодательством обязаны принять сбалансированный бюджет. Однако по итогам финансового года расходы могут превышать поступления, что не запрещается законом.
15

По оценкам Бюро экономического анализа, суммарные расходы бюджетов штатов и местных органов власти в 2021 г. составили 3428,6 млрд долл.8 Национальная ассоциация бюджетных служащих штатов (National Association of State Budget Officers), занимающаяся мониторингом социально-экономических показателей именно американских штатов, даёт следующие данные об их агрегированных расходах: в 2021 фин. г. они равнялись 2,65 трлн долл., увеличившись с 2,28 трлн в 2020 фин. г. При этом расходы финансировались на 34,8% из основных фондов штатов, на 23% из других фондов штатов и на 40,5% из федерального бюджета. Самыми крупными затратными статьями являются расходы на образование и здравоохранение9.

8. Federal Government Current Expenditures. State and Local Government Current Expenditures. Retrieved from Federal Reserve Bank of St. Louis. May 8, 2022. Available at: >>> (accessed 12.05.2022).

9. Summary: 2021 State Expenditure Report. November 19, 2021. National Association of State Budget Officers. Available at: >>> (accessed 10.06.2022).
16 Различия в финансовом состоянии бюджетов отдельных штатов велики. Сравнительный анализ затрудняется тем, что некоторые штаты принимают бюджеты не ежегодно, а на два года. Кроме того, из-за политических разногласий между губернаторами и законодательными органами нередко принятие решений затягивается.
17 Тот факт, что легистратуры штатов США, как и многие местные органы власти, работают в рамках требований о сбалансированных бюджетах, становится острой проблемой в период кризиса. Чтобы представить сбалансированный бюджет, администрация должна сделать сложный выбор: либо увеличить доходы, повысив налоги, либо уменьшить расходы, сократив предоставление государственных услуг. Особенно остро эта проблема встала во время «пандемийной» рецессии. Правительства штатов и местные органы власти столкнулись с непредвиденными расходами. Повысилась роль правительств штатов и местных органов власти в предоставлении жизненно важных услуг общественного здравоохранения (вакцинация, госпитализация), что увеличило нагрузку на бюджет.
18

С самого начала пандемии прогнозировался значительный дефицит их бюджетов. Бюджетное управление Конгресса, БУК (Congressional Budget Office, CBO), тесно увязывало бюджетные результаты с уровнем безработицы в штате. Однако в условиях пандемии безработица не стала определяющим фактором поступлений в бюджет государственных органов. Кроме того, прогнозы по безработице оказались неточными.

19

Бюджетное управление Конгресса прогнозировало, что безработица в 2020 и 2021 гг. составит соответственно 11,5% и 9,3% 10. Вместе с тем в 2020 г. уровень безработицы в США увеличился до двузначных значений только с апреля по июль, при этом в апреле он взлетел до 14,7%, но затем стал снижаться и в декабре уже оценивался в 6,7%. В 2021 г. безработица к июню сократилась до 5,9% , а к концу года упала до 3,9%11.

10. Interim Economic Projections for 2020 and 2021. Available at: >>> (accessed 12.05. 2022).

11. Unemployment Rate. Retrieved from Federal of St. Louis Reserve Bank. Updated June 3. 2022. Available at: >>> (accessed 10.06.2022).
20

Сработала совокупность факторов, поддерживающих поступления в бюджет штатов в период пандемии. Существенную помощь оказали меры, предпринятые федеральным центром. Был принят ряд чрезвычайных законов: закон «О помощи в связи с короновирусом и экономической безопасности» (The Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security - CARES) от марта 2020 г., закон «О реагировании на коронавирус в первую очередь для семей» (Families First Coronavirus Response Act – FFCRA) от марта 2020 г., закон «О дополнительных ассигнованиях на реагирование на коронавирус и помощь в связи с коронавирусом» от декабря 2020 г. (Coronavirus Response and Relief Supplemental Appropriations Act of 2021 – CRRSAA) и закон «Об американском плане спасения» от марта 2021 г. (American Rescue Plan Act of 2021 – ARPA). По подсчётам экспертов, в рамках этих законов было выделено до 6 трлн долл. помощи населению, бизнесу, штатам12. Как отмечалось выше, трансферты из федерального бюджета покрыли 40,5% агрегированных расходов штатов.

12. Богаевская О.В., Бунина А.А., Давыдов А.А., Десятски Е.А., Дмитриев С.С., Журавлева В.Ю., Кислицын С.В., Кириченко Э.В., Кулакова В.К., Мишин И.О., Шлихтер А.А. Первый год Джозефа Байдена в Белом доме. Анализ и прогноз. 2022. №1, DOI: 10.20542/afij-2022-1-54-77
21

Занятость оказала меньшее влияние на налоговые поступления во время пандемии, чем во время циклических рецессий. Во многом это было связано с тем, что безработица быстрее росла в низкооплачиваемых секторах, а высокооплачиваемые сектора поддерживали налоговые поступления. Следует учитывать, что в структуре поступлений в бюджеты штатов большую роль играют налоги с продаж. По данным Центра бюджетных и политических приоритетов (Center of Budget and Policy Priorities), налоги на продажи в 2019 г. составляли 34% всех налоговых поступлений штатов из собственных источников. Наиболее сильно пострадали от пандемии секторы услуг, которые во многих штатах не включены в налоговую базу с продаж . Кроме того, в условиях пандемии американцы сумели адаптировать свои потребности и образ жизни к новой реальности, переключив спрос на товары. Рост цен на последние опережал рост цен на услуги, что тоже расширяло налоговую базу.

22

Пакеты помощи федерального правительства в связи с пандемией поддерживали доходы домохозяйств. Доля государственных трансфертов в этих доходах во II квартале 2020 г. составляла 27,6%, во II квартале 2021 г. – 20,7%13. Как следствие, поддерживалась покупательная способность населения и сбор налогов с продаж в штатах. Многие штаты продлили сроки подачи налоговых деклараций. Таким образом, часть поступлений просто была отложена. Всё это привело к меньшему снижению налоговой базы штатов, чем ожидалось.

13. Лебедева Л. Ф. Социальная повестка администрации Дж. Байдена. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. №2. С. 24-35. DOI 10.31857/S268667302202002X
23

По данным Национальной ассоциации бюджетных служащих штатов, за 2020 и 2021 фин. гг. консолидированные доходы правительств штатов оказались на 2,2% выше прогнозов до пандемии. При этом сюда не входят трансферты от федерального правительства14.

14. Fiscal Survey of States. National Association of State Budget Officers. Available at: >>> survey- of- states (accessed 12.05.2022).
24

Что касается поступлений в бюджеты местных органов власти, то они очень зависят от налогообложения собственности. Поступления от налога на имущество в 2019 г. составляли 30% доходов органов местного самоуправления. В период пандемии цены на жилье даже выросли, поддерживая базу местного налога на недвижимость.

25

«Устойчивость бюджетов штатов и местных органов власти стала одним из самых больших сюрпризов пандемии COVID-19. Прогнозы с первых дней пандемии были ужасными: оценки недополучения доходов приближались к 1 трлн долл. Однако к весне 2021 г. многие штаты были завалены излишками наличности», – делает заключение Джефри Клеменс, преподаватель Калифорнийского университета в Сан-Диего, специализирующийся на долговых проблемах американских штатов15.

15. Clemens Jeffrey. The Resilience of State and Local Government Budgets in the Pandemic. University of California, San Diego. March 29, 2022. Available at: >>> (accessed 15.05. 2022).
26 Точная оценка поступлений в бюджет по-прежнему остаётся проблемой для штатов, так как существует множество внешних факторов, которые могут повлиять на их динамику.
27 Растущий дефицит федерального бюджета, не позволяющий сократить государственные долги, стал центром политической борьбы двух партий и политических игр.
28

Внутренние долги нефинансового сектора США

 

Внутренние долги нефинансового сектора США выросли с 2018 г. по 2021 г. с 52,1 трлн долл. до 65,1 трлн, а финансового сектора с 15,7 трлн до 18 трлн (см. табл. 1). В целом совокупный долг всех субъектов экономики США в IV квартале 2021 г. превысил 83 трлн долл. (361% ВВП страны).

29

Таблица 1

Внутренние долги финансового и нефинансового секторов США, IV кв. 2018–2021 фин. гг., трлн долл.

30
Держатели долгов 2018 2019 2020 2021
Нефинансовый сектор: 52,1 54,5 61,3 65,2
Федеральное правительство 17,9 19,0 23,6 25,3
Штаты и местные органы 3,1 3,1 3,2 3,3
Домовладения 15,6 16,1 16,7 17,9
Бизнес 15,5 16,3 17,7 18,6
Финансовый сектор 15,7 16,0 17,0 18,1

Источник: Financial Accounts of the United States. Debt Outstanding by Sector. 9 November 2022. Available at: >>>  (accessed 24.11. 2022).

31

Национальный (суверенный) долг США

 

Дефицит федерального бюджета финансируется прежде всего за счёт займов у американских физических и юридических лиц, ФРС, международных инвесторов, иностранных правительств (публичный долг, public debt). Казначейство США выпускает рыночные ценные бумаги (treasuries), которые подразделяются на 4 вида в зависимости от срока погашения: краткосрочные векселя (Bills) – до 1 года; среднесрочные облигации (Notes) – от 1 года до 10 лет; долгосрочные облигации (Bonds) – более 10 лет, защищённые от инфляции облигации (Treasury Inflation Protected Securities - TIPS) – 5, 10 и 30 лет.

32

По данным на декабрь 2021 г., Министерство финансов США выпустило долговых рыночных бумаг на сумму 22 590,1 млрд долл., в том числе казначейских векселей на 3 770,1 млрд долл., среднесрочных облигаций на 13 000,5 млрд, долгосрочных на 3 481,5 млрд, TIPS на 1 728,6 млрд долл.16 Такая структура долга растягивает по времени выкуп бумаг и уплату процентов, уменьшая риски невыплат долговых обязательств.

16. Economic Report of the President. Wash. 2022. Table B-51. Available at: >>> (accessed 06.06.2022).
33

Однако существует ещё так называемый межгосударственный долг (intragovernmental debt), представляющий собой государственные нерыночные ценные бумаги. Прежде всего это особая серия долговых бумаг – Government Account Series. Большая их часть находится в руках крупных государственных целевых фондов. По состоянию на 30 сентября 2021 г. внутригосударственный долг составлял 6,2 трлн долл.17

17. Financial Report of the United States Government . Note 13. Bureau of the Fiscal Service . Available at: >>> (accessed 26.06.2022).
34

Характерной чертой финансового рынка США является высокая роль рынка ценных бумаг. Повторяющийся из года в год дефицит федерального бюджета порождает необходимость выпуска казначейских ценных бумаг. Обязательное присутствие «безрисковых активов» в инвестиционном портфеле финансовых институтов увеличивает спрос на государственные долговые бумаги. Динамичное развитие рынка ценных бумаг в США во многом опиралось на рост доходов населения18.

18. Портной М.А. Американские бюджетные проблемы – мифы и реальные проблемы // Современные проблемы экономики США и Канады. Отв. ред. В.Б. Супян. М.: ИСКРАН. 2013.
35

Таблица 2

Основные держатели казначейских облигаций, млрд долл.

36
Основные держатели 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Всего 19 018,7 23 600,9 25 284,7
Правительства штатов и местные органы власти 793,1 1 111,9 1 397,1
Взаимные фонды 2 350,6 3 552,9 2 988,8
Пенсионные фонды* 1 049,5 1 218,8 1 124,7
Депозитарные институты 935,1 1 264,9 1 539,6
Иностранные держатели 6 844,2 7 070,7 7 739,4

*Частные пенсионные фонды и пенсионные фонды штатов и муниципалитетов. Источник: Составлено по: Economic Report of the President. 2022. Table B-52.

37 Как видно из таблицы, более двух третей всего объёма казначейских облигаций США приходится на внутренних инвесторов.
38 Валовой федеральный долг с некоторыми корректировками подпадает под установленный законом лимит (debt ceiling). Политические противоречия между республиканцами и демократами по вопросам решения растущего бюджетного дефицита и потолка государственного долга неоднократно приводили США на грань технического дефолта. Последний раз Казначейство находилось в подвешенном состоянии с 1 августа 2021 г. (на тот момент лимит был установлен на уровне 28,4 трлн долл.) до октября того же года. Конгресс не мог принять решение о новом долговом потолке, в результате чего Министерство финансов не имело право выпускать новые долговые бумаги. В октябре 2021 г. после ожесточённых политических баталий долговой потолок был поднят Конгрессом на сумму 480 млрд долл, а в декабре – до 2,5 трлн долл. Предполагается, что этого должно хватить для оплаты счетов правительства до конца 2022 года.
39

Ведутся постоянные дискуссии: где «красная черта» для потолка национального долга? Следует учитывать ряд факторов, смягчающих для США эту проблему19. Самым важным из них является то, что долг номинирован в национальной валюте и государство может использовать денежную эмиссию для его оплаты. Кроме того, казначейские ценные бумаги до сих пор считались одними из самых надёжных и ликвидных ценных бумаг. Однако теперь при высоком росте инфляции денежная эмиссия ещё больше увеличит инфляционный риск. Санкции же, предпринятые Соединёнными Штатами в отношении Центрального банка РФ, подрывают доверие к таким вложениям.

19. Кириченко Э.В. Указ. соч. с. 819–820;
40

Неоднородность в финансовом положении разных штатови муниципалитетов

 

Власти штатов на регулярной основе обращаются к заёмным средствам на рынке. Последние достаточно охотно предоставляют кредиты для финансирования инфраструктурных проектов, привлечь средства для покрытия дефицитов текущих операций для штатов бывает труднее.

41

По данным на 2020 г., в 13 штатах долги превышали активы. Самый крупный долг накопила Калифорния (362,82 млрд долл.), однако при её огромных активах (301,1 млрд) чистая позиция этого штата является не столь неблагоприятной, чем у некоторых других штатах с меньшим долгом, но небольшими активами20.

20. DePietro Andrew. States with the Most and Least Debt in 2020. Forbes. Nov. 23, 2020. Available at: >>> (accessed 12.05.2022).
42 Американские штаты не могут объявить себя банкротом. Но во многих штатах банкротство могут объявить муниципальные власти. В годы «Великой рецессии» 2008–2009 гг. в США активно обсуждались предложения о внесении в федеральное законодательство положения о возможности объявления штата банкротом, что позволило бы местным правительствам в судебном порядке снять с себя часть возрастающих социально-экономических обязательств и долгов. Однако эти предложения не были кодифицированы. По убеждению противников банкротства, последние не исправят сложную бюджетную ситуацию, но приведут к повышению стоимости заёмных средств.
43

Долговые бумаги штатов и муниципалитетов рассматриваются как рискованные и обычно выпускаются под больший процент по сравнению с федеральными облигациями. Так, по данным экспертов Исследовательской службы Конгресса, в марте 2020 г. доход на 30-летние казначейские облигации (трежерис) составляли 1,46% (федеральный долг) и 3,4% для муниципальных бумаг21. Соотношение долга к годовым доходам местных органов власти, как правило, выше, чем у правительств штатов.

21. State and Local Governments Debt and COVID-19. April 10, 2020. Available at: >>>  (accessed 12.05.2022).
44

Долги нефинансовых компаний

 

Внутренние долги бизнеса за рассматриваемый период росли: в 2019 фин. г. они составляли 16,3 трлн долл., в 2020 – 17,7 трлн, а в 2021 – 18,5 трлн (см. табл. 1).

45

Значительная часть этой суммы (11,1 трлн долл. в кризисный 2020 фин. г.) приходилась на корпоративные долги, подавляющее место в которых занимали облигации и коммерческие бумаги (7,3 трлн), а также банковские кредиты (1,5 трлн). Первые выросли на 10,4% по сравнению с предыдущим годом, вторые – на 8,8%22.

22. Financial Stability Report. Available at: >>> (accessed 26.06.2022).
46

Что касается малых и средних компаний США, то в 2020 фин. г. 14% из них имели долг в размере 50–100 тыс. долл., 20% – 100–250 тыс., 21% не имели долгов23.

23. Level of Debt Held by Small and Medium Companies in the U.S. Statista. Feb. 21, 2022. Available at: >>> (accessed 12.05.2022).
47 Совокупный долг нефинансового бизнеса продолжал расти в течение 2021 г. Однако отношение долга к ВВП снизилось с «пандемических максимумов» вследствие быстрых темпов роста ВВП. Важно, что общий объём выпуска рискованных долговых обязательств бизнеса – высокодоходных облигаций и займов с привлечением институциональных заёмных средств – сократился.
48

Задолженность среднестатистического американца

 

Особое место занимают активы и долги домашних хозяйств. Домохозяйства являются одним из главных инвесторов в финансовые бумаги. Они активно осваивают финансовые инвестиции в качестве инструмента сбережений (см. табл. 3).

49 Всё больше американцев в качестве альтернативы банковским депозитам приобретают ценные бумаги. Как видно из табл. 3, в IV квартале 2021 г. на руках домашних хозяйств было облигаций государственных фондов на сумму почти 17 трлн долл. плюс других облигаций в прямом владении более чем на 3 трлн долл. Параллельно американцы наращивают свои вложения в финансовые институты, действующие как институциональные инвесторы (частные и государственные накопительные пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды всех видов и другие инвестиционные фонды).
50

Таблица 3

Активы и долги домашних хозяйств*, IV квартал 2021 г., млрд долл.

51
Активы Долги
168 642,1 (всего) 18 352,6 (всего)
Нефинансовые активы 50426,4 Финансовые активы 118215,7 В том числе:  
В том числе:   В том числе:   Ипотека 11742,5
Недвижимость 38105,5 Акции в прямом владении 32502,6 Потребительский кредит (consumer credit) 4434,4
Потребительские товары длительного пользования 7287,7 Акции не в прямом владении 17063,0    
Неприбыльные нефинансовые активы 5033,2 Облигации в прямом владении 3145,6    
    Облигации не в прямом владении 6131,4    
    Облигации государственных фондов 16992,2    
    Некорпоративный бизнес 15125,1    

*Статистика ФРС включает сюда также неправительственные организации, оказывающие услуги населению

Источник: Составлено по Balance Sheet of Households and Nonprofit Organizations, 1952 – 2022. >>> 

52

По данным ФРС, агрегированные долги домашних хозяйств в IV квартале 2021 г. достигли 18,4 трлн долл. (это 80% ВВП США). 64% этих долгов приходилось на ипотеку. Закредитованность среднестатистического американца высока. Долг американских домохозяйств, помимо ипотечных кредитов, включает автокредиты, кредитные карты, студенческие долги.

53

В ноябре 2021 г. Кредитное бюро Experian, проанализировав свою базу данных о кредитах, опубликовало исследование, в котором утверждается, что долг одного гражданина США составляет примерно 93 тыс. долл. При этом средние показатели долгов таковы:

54 • люди в возрасте от 25 до 40 лет в среднем должны по 87 тыс. долл. • средний долг по студенческому кредиту – 38 877 долл. • средний долг по автокредиту – 19 011 долл. • средний долг по персональному кредиту – 12 306 долл.
55

Отмечается, что 81% молодых семей в США имеют совокупный долг в 2 трлн долл. Три четверти этих денег приходится на долги за образование24.

24. Кредитование в США. Available at: >>> (accessed 13.06.2022).
56

Важно, что совокупные показатели просроченной задолженности по всем долговым продуктам оставались низкими и даже снижались в период пандемии благодаря уступкам кредиторов, а также реализации закона «О помощи в связи с короновирусом и экономической безопасности» от марта 2020 г. Так называемые веерные выплаты отчасти шли на уплату долгов. Уровень просроченных кредитов был значительно ниже, чем в годы «Великой рецессии» 2008–2009 годов.

57

По данным Федерального банка Нью-Йорка, в I квартале 2022 г. долг домашних хозяйств показал тенденцию к росту (1,7%). Объём выданных ипотечных кредитов снизился по сравнению с исторически высокими объёмами, наблюдавшимися в 2021 г., но всё же он был больше, чем в I квартале 2020 г. К началу мая 2022 г. ставки по ипотеке в США подскочили до 5,27% – самый высокий показатель с 2009 года25.

25. Total Household Debt Increases in Q1 2022, Driven by Mortgage and Auto Balances. Press Release. Available at: >>> (accessed 13.06.2022).
58

Заключение

Инфляция, реструктуризация рынка труда, проблемы с цепочкой поставок, не исчезающий COVID-19 и возможная новая волна пандемии, глобальные конфликты – всё это риски для экономики США, которые влияют на положение всех экономических субъектов и на государственные финансы.

59 Растущий государственный долг становится серьёзным вызовом для США. Он возник из-за традиционного для этой страны долгового финансирования экономического роста и дефицита госбюджета. К этому добавились огромные затраты в период пандемии на антикризисные программы.
60 Резкое повышение национального долга усиливает факторы уязвимости. По оценкам МВФ, государственный долг США в пандемийный 2020 год рос быстрее, чем в годы глобального кризиса 2008–2009 гг. Высокие уровни долга ограничивают возможности государства поддерживать восстановление экономики и инвестиционный потенциал частного сектора.
61 Неблагоприятное соотношение долгов и активов у некоторых штатов вызывает обеспокоенность у инвесторов, и стоимость размещения ценных бумаг для этих штатов может оказаться слишком высокой. Если американская экономика снова столкнётся с рецессией, кредитный рынок в определённых условиях может перестать давать в долг правительствам штатов и местным органам власти.
62 Экстренные меры федерального правительства и денежно-кредитная политика Федеральной резервной системы США удачно дополнили друг друга в разгар «пандемийного» кризиса. Действия, предпринятые ФРС, способствовали снижению процентных ставок до предельных значений и облегчили осуществление заимствований для государственного и частного секторов.
63 В настоящее время внимание денежно-кредитной политики ФРС США переключается на рост инфляции и инфляционных ожиданий. По мере повышения процентных ставок в целях предотвращения высокой инфляции возрастёт стоимость заимствования. Если государственный и частный сектор будут вынуждены одновременно сокращать долю заёмных средств, то это негативно отразится на перспективах экономического роста.
64 Результаты социально-экономического развития США двух последних лет показали необходимость пересмотра базовых прогнозных моделей (трендовая методика не действовала в условиях пандемии).

Библиография

1. Gaspar V., Medas P., and Perrelli R. Global Debt Reaches a Record $226 trillion. IMF Blog. December 15, 2021. Available at: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2021/12/15/blog-global-debt-reaches-a-record-226-trillion (accessed 12.05.2022).

2. Federal Government Current Expenditures. State and Local Government Current Expenditures. Retrieved from Federal Reserve Bank of St. Louis. May 8, 2022. Available at: https://fred.stlouisfed.org/series/SLEXPND (accessed 20.05.2022).

3. Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2023. Table S-1. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/05/budget_fy22.pdf (accessed 25.05.2022).

4. Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2023. Table S-3. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/05/budget_fy22.pdf (accessed 25.05.2022).

5. Кириченко Э.В. Растущий бюджетный дефицит и государственный долг США: оценки, проблемы, риски // Международная экономика. 2021. №11. С. 812-825. DOI 10.33920/vne-04-2111-01

6. Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2023. Tables S-1, S-3. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/05/budget_fy22.pdf (accessed 25.05.2022).

7. Tracking the Federal Deficit: March 2022. Available at: https://bipartisanpolicy.org/report/deficit-tracker/ (accessed 28.04.2022).

8. Federal Government Current Expenditures. State and Local Government Current Expenditures. Retrieved from Federal Reserve Bank of St. Louis. May 8, 2022. Available at: https://fred.stlouisfed.org/series/SLEXPND (accessed 12.05.2022).

9. Summary: 2021 State Expenditure Report. November 19, 2021. National Association of State Budget Officers. Available at: https://www.nasbo.org/reports-data/state-expenditure-report (accessed 10.06.2022).

10. Interim Economic Projections for 2020 and 2021. Available at: https://www.cbo.gov/system/files?file=2020-05/56351-CBO-interim-projections.pdf (accessed 12.05. 2022).

11. Unemployment Rate. Retrieved from Federal of St. Louis Reserve Bank. Updated June 3. 2022. Available at: https://fred.stlouisfed.org/ (accessed 10.06.2022).

12. Богаевская О.В., Бунина А.А., Давыдов А.А., Десятски Е.А., Дмитриев С.С., Журавлева В.Ю., Кислицын С.В., Кириченко Э.В., Кулакова В.К., Мишин И.О., Шлихтер А.А. Первый год Джозефа Байдена в Белом доме. Анализ и прогноз. 2022. №1, DOI: 10.20542/afij-2022-1-54-77

13. Лебедева Л. Ф. Социальная повестка администрации Дж. Байдена. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. №2. С. 24-35. DOI 10.31857/S268667302202002X

14. Fiscal Survey of States. National Association of State Budget Officers. Available at: https://www.nasbo.org/reports-data/fiscal- survey- of- states (accessed 12.05.2022).

15. Clemens Jeffrey. The Resilience of State and Local Government Budgets in the Pandemic. University of California, San Diego. March 29, 2022. Available at: https://econofact.org/the-resilience-of-state-and-local-government-budgets-in-the-pandemic (accessed 15.05. 2022).

16. Economic Report of the President. Wash. 2022. Table B-51. Available at: https://www/whitehouse.gov>2022/04/ERP_2022_pdf (accessed 06.06.2022).

17. Financial Report of the United States Government. Note 13. Bureau of the Fiscal Service. Available at: https://www.fiscal.treasury.gov/reports-statements/financial-report/government-financial-position-and-condition.html (accessed 26.06.2022).

18. Портной М.А. Американские бюджетные проблемы – мифы и реальные проблемы // Современные проблемы экономики США и Канады. Отв. ред. В.Б. Супян. М.: ИСКРАН. 2013.

19. Кириченко Э.В. Указ. соч. с. 819–820; Портной, Указ. соч. с. 20–21.

20. DePietro Andrew. States with the Most and Least Debt in 2020. Forbes. Nov. 23, 2020. Available at: https://www.forbes.com/sites/andrewdepietro/2020/11/23/states-with-the-most-and-least-debt-in-2020/?sh=d8bada978a3a (accessed 12.05.2022).

21. State and Local Governments Debt and COVID-19. April 10, 2020. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF11502 (accessed 12.05.2022).

22. Financial Stability Report. Available at: https://www.federalreserve.gov/publications/may-2021-borrowing-by-businesses-and-households.htm (accessed 26.06.2022).

23. Level of Debt Held by Small and Medium Companies in the U.S. Statista. Feb. 21, 2022. Available at: https://www.statista.com/statistics/427056/debts-held-by-smes-usa (accessed 12.05.2022).

24. Кредитование в США. Available at: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Кредитование_в_США (accessed 13.06.2022).

25. Total Household Debt Increases in Q1 2022, Driven by Mortgage and Auto Balances. Press Release. Available at: https://www.newyorkfed.org/newsevents/news/research/2022/20220510 (accessed 13.06.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести