Некоторые особенности информационного обеспечения военных операций
Некоторые особенности информационного обеспечения военных операций
Аннотация
Код статьи
S207054760023458-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Золотарёв Павел Семёнович 
Должность: Руководитель научного направления
Аффилиация: Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Проводимая на Украине специальная военная операция показала не только неудовлетворительное состояние её информационного обеспечения, но выявило некоторые новые особенности, которые необходимо учитывать. В статье не ставится задача анализа причин слабого информационного обеспечения операции. Однако обращается внимание, что на уровне доктринальных документов, а именно военных доктрин России 2010 и 2014 гг. просматривается отрицательная динамика в объективности оценок особенностей современных военных конфликтов в части их информационного обеспечения. Среди проявившихся особенностей информационного обеспечения операций обращается внимание на резкое сокращение времени действенности мероприятий по дезинформации и недопустимости подмены планирования информационных операций мероприятиями пропагандистского характера. Отмечена эффективность использования консолидации возможностей космических систем различного назначения в поддержку одной из конфликтующих сторон и способной оказать существенное влияние на успешность военных действий. Сформулирован ряд рекомендаций, направленных на приведение в соответствие с требованиями времени планирования и организации информационных операций в России.

Ключевые слова
информационная операция, специальная военная операция, информационная среда, информационное обеспечение операций, воздействие на сознание, сети связи, централизация управления, военная доктрина, доктрина информационных операций, психологические операции
Классификатор
Получено
28.09.2022
Дата публикации
07.12.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
675
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Повышение важности информационного обеспечения военных операций – очевидный факт и не нуждается в обосновании. Однако информационная составляющая специальной военной операции (СВО), проводимой на Украине, вызывает необходимость обратить внимание на несколько моментов.

2 Прежде всего, справедливо будет отметить, что та часть информационного обеспечения СВО, которая была направлена на российское население, была проведена относительно неплохо. Но на этом, пожалуй, положительные оценки можно и закончить.
3 Не останавливаясь сразу на конкретных вопросах, обуславливающих подобную оценку, было бы целесообразно обратить внимание на то, что сложившаяся ситуация закономерна. Достаточно проследить за изменением положений Военной доктрины Российской Федерации с 2010 года.
4 В действующей редакции Военной доктрины, принятой в декабре 2014 года, отмечается, что «наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство» (пункт 11). К военным опасностям отнесено «использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях», а также «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества» (пункты 12 и 13). К характерным чертам и особенностям современных военных конфликтов отнесено «комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемым с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций» (пункт 15). Фактически содержание Военной доктрины отражает оборонительную позицию в информационном пространстве.
5 В текст предшествовавшей редакции Военной доктрины Российской Федерации, принятой в 2010 году и действовавшей до 2014 года, просматриваются и иные акценты. Среди характерных черт современных военных конфликтов отмечается «усиление роли информационного противоборства». Информационное противоборство предполагает действие двух противоборствующих сторон (пункт 12 Военной доктрины 2010 года). Следовательно, Россия к такому противоборству должна быть готова. В пункте 13 текста Военной доктрины 2010 года к числу особенностей современных военных конфликтов отнесено «заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы».
6 Таким образом, Военная доктрина России 2010 года, в отличие от действующей Военной доктрины, предусматривала способность к активным действиям в информационном пространстве.
7 Можно ли утверждать, что Россия до начала СВО планировала и проводила «мероприятия информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы»? Вряд ли можно отнести к подобным мероприятиям телевизионные передачи с так называемыми «экспертами», доводящими себя до состояния эмоционального самовозбуждения, пробуждая в аудитории нетерпимости и враждебности к братскому народу, готовности применить силу.
8 Были ли попытки до начала СВО создать благоприятный пропагандистский информационный фон для положительной или хотя бы сдержанной реакции мирового сообщества на применение военной силы? Ответ очевиден. Реальные действия носили противоположный характер. Россия пыталась ввести в заблуждение мировое сообщество о своих планах. Даже при контактах руководителей высшего уровня действия соответствовали решению задачи «введение противника в заблуждение».
9 В результате можно утверждать, что и при успешном уровне обоснованности проведения СВО, отрицательная реакция на действия России была бы неизбежной.
10

Кроме того, создаётся впечатление, что убедительное и аргументирование информирование собственного населения заменили таким информационным потоком, который больше соответствовал решению задачи «введение противника в заблуждение». И этот информационный поток не оказал должного воздействия на внешнюю аудиторию, а был успешен только по отношению к населению своей страны, за исключением небольшой группы военных специалистов1.

1. Л. Ивашов. Забыть о войне как о способе решения вопроса с Украиной. Новая газета. 12.02.2022. (у газеты отозвана лицензия 5.09.2022). Available at: >>> (accessed 27.09.2022).
11

Что касается США и их союзников, то они сохраняли уверенность в том, что созданная группировка войск однозначно свидетельствует о начале военной операции в ближайшее время. Примечательно, что единственный руководитель страны, который поддержал утверждение российского руководства об отсутствии намерений начинать военную операцию, был президент Украины Владимир Зеленский. Он 17 февраля 2022 г. назвал заявления о датах вторжения РФ работой против Украины, создающей панику2. Это заявление по своей сути соответствует рекомендациям древнекитайского полководца Сунь-Цзы – «Если ты не готов к войне, показывай, что ты готов. Если ты готов к войне, то показывай, что ты не готов»3. Судя по всему, этот способ введения противника в заблуждение президент Зеленский успешно использовал. Украина, неожиданно для российского военно-политического руководства, оказалась хорошо подготовленной к началу специальной операции.

2. Зеленский назвал заявления о датах «вторжения» РФ работой против Украины.  Известия. 17.02.2022. Available at: >>>  (accessed 27.09.2022).  

3. Сунь-цзы. Искусство войны. М.: Издательство АСТ, 2021.
12 Прежде чем продолжить анализ особенностей информационного обеспечения СВО на Украине, необходимо сделать несколько терминологических замечаний.
13

Понятийный аппарат, касающийся действий в информационном пространстве, не определён и, вероятнее всего, и не будет определён в обозримой перспективе. Темпы развития информационных технологий и, соответственно, расширения диапазона возможных действий в информационном пространстве опережают процесс формирования согласованного понятийного аппарата. Так, например, специалисты ещё не пришли к единому пониманию даже таких терминов, как «информационная война», «информационное противоборство». Одни считают, что их смысл тождественен, другие – что эти термины несут совершенно разное содержание4. В данной статье в термин «информационное обеспечение операции» вкладывается весь комплекс действий в информационном пространстве, проводимых перед началом операции и в ходе её проведения. К этим действиям может быть применён и термин «информационная операция». Но главное в том, что вкладывается в содержание данного термина.

4. В. Кихтан, З. Кичмасова Информационная война: понятие, содержание и основные формы проявления. Available at: >>>  (accessed 27.09.2022).  
14

Так, например, в США введено понятие «информационная среда»5, в которое вкладывается «совокупность отдельных лиц, организаций и систем, которые собирают, обрабатывают, распространяют информацию или действуют на её основе. Эта среда состоит из трёх частей: физической, информационной и когнитивной».

5. Information operations >>> (accessed 27.09.2022).
15 Физическое измерение состоит из систем командования и контроля, ключевых фигур, принимающих решения, и вспомогательной инфраструктуры, которая позволяет отдельным лицам и организациям осуществлять конкретные действия.
16 Информационное измерение определяет, где и как информация собирается, обрабатывается, хранится, распространяется и защищается.
17 Когнитивный аспект охватывает умы тех, кто передаёт, получает информацию, реагирует на неё или действует в соответствии с ней.
18 Такой подход, принятый в Соединённых Штатах, достаточно фундаментальный, но он базируется на большом опыте проведения как информационных, так и психологических операций, а также на давно существующих структурах и технических средствах, предназначенных для проведения психологических операций (объединённое командование психологических операций, командование специальных операций сухопутных войск и т.д.).
19

К сожалению, у России нет ни теоретических разработок подобного уровня, ни опыта, ни соответствующих структур. Поэтому далее по тексту используется термин «информационная операция» с выделением двух составляющих6. Одна связана с воздействием на сознание, вторая – с воздействием на технические средства.

6. П. Золотарёв. Глобальные процессы и информатизация военного дела. Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал]. 2009, №3 Available at: >>> , 22.11.2022 (accessed 27.09.2022).
20 Воздействие на сознание предполагает формирование информационного пространства, предназначенного для гражданского населения, служащих органов государственного управления, чиновников международных организаций и военнослужащих. По существующей терминологии, эти действия в значительной степени предусматриваются в рамках планирования психологических операций стратегического, оперативного и тактического уровня. На стратегическом уровне планирование и проведение действий в информационном пространстве относится к государственной функции, а не какого-либо одного ведомства. Основная задача – создать благоприятную обстановку для достижения политической цели, в том числе и в случае возможного применения военной силы.
21

«Если брать за критерий восприятие собственно российской спецоперации, то симпатии в значительной степени на стороне Украины. Образ суверенной страны, подвергшейся нападению многократно более мощного соседа, пробуждает сочувствие к первой и осуждение второго. Это касается всего земного шара – на Западе, конечно, выражено намного ярче, но распространено и на Востоке. Ожидать другого оснований не было»7.

7. Ф. Лукьянов Неожиданный индикатор перемен. Россия в глобальной политике. Том 20 №4 (116) июль-август 2022. Available at: >>> , 22.11.2022 (accessed 27.09.2022).
22 Задача информационного обеспечения начала СВО не была решена, но это упущение не Министерства обороны, а иных государственных структур, разрабатывавших и планировавших эту операцию.
23 Что касается хода военной операции, то в этом случае значительная часть задач, отнесённых к воздействию на сознание, должна уже решаться военным ведомством.
24 Прежде всего эти задачи должны быть связаны с:
25
  • поддержанием высокого морального духа военнослужащих своих вооружённых сил;
  • поддержанием уверенности населения своей страны в оправданности военных действий и людских потерь;
  • подрывом морального состояния военнослужащих противника;
  • формированием благоприятного отношения со стороны гражданского населения к военнослужащим по мере занятия территории противника;
  • дезинформацией и введением в заблуждение противника, включая политическое руководство, относительно планов своих действий;
  • обеспечением органов военного управления и военно-политического руководства своей страны на всех уровнях достоверной и объективной информацией.
26 Все эти задачи общеизвестны, но, к сожалению, ни одна из них не решается на должном уровне. Не останавливаясь на анализе причин сложившейся ситуации, можно только заметить, что в решающей степени ситуация обусловлена тем, что не были решены задачи информационного обеспечения перед началом операции.
27 Интересней обратить внимание на те особенности, которые проявились в ходе попытки решить нерешённые задачи задним числом по ходу операции.
28 Так, стремление подкрепить необходимость проведения СВО конкретными фактами столкнулось с тем, что возможности существующих информационных сетей позволяют проверять достоверность «конкретных фактов» по ходу их предъявления.
29 Дезинформация относится к одному из давно используемых инструментов военного противоборства («правда – первая жертва войны»), но любая дезинформация сохраняет свою действенность лишь в течение определённого времени, в полном соответствии с известной пословицей – «у лжи короткие ноги». Но если время действия дезинформации позволяет получить ожидаемый эффект, то её использование оправдано.
30 Обоснование необходимости проведения СВО явно должно было носить долговременный характер. Однако «факты», которые приводились после того, как операция началась, теряли свою убедительность в течение нескольких дней.
31 В сформировавшемся к настоящему времени глобальном информационном пространстве сложились такие условия, когда у лжи ножки стали совсем короткими.
32 Специалисты, которые занимаются дезинформацией, оказались к этому совершенно не готовы.
33 В результате аналогичная ситуация складывается и при попытках дезинформации противоположной стороны в ходе конфликта.
34 Если не удалась дезинформация в интересах боевых действий или операций, то последствия сказываются лишь на результаты военных действий. Более серьёзные последствия могут иметь дезинформации, направленные на сокрытие военных преступлений. В ходе военных действий нереально избежать преступлений со стороны военнослужащих. Такова реальность войны. Попытки скрыть преступления или обвинить другую сторону в своих преступлениях обречены на провал. Вопрос лишь времени. Обилие разных источников информации (камеры видеонаблюдения, съёмки на мобильные телефоны, данные от космических систем различного назначения, данные социальных сетей, фиксация содержания переговоров в сетях мобильной связи и т.д.), как показывает практика, позволяют быстро разоблачать дезинформацию. Тем более, когда противоположная сторона имеет превосходство в информационном пространстве, либо за счёт своего потенциала, либо за счёт помощи других стран и организаций. А попытки скрыть преступление наносят колоссальный вред имиджу страны и отношениям к её военным действиям.
35 При упущениях с обоснованием применения военной силы неизбежны проблемы с мотиваций действий военнослужащих. Особенно когда речь идёт не об отражении агрессии, а об осуществлении превентивного применения военной силы. Пропаганда с использованием одних и тех же «экспертов», способных говорить что угодно о чём угодно, не может обеспечить убедительную аргументацию и формирование глубокой убеждённости в правильности и справедливости проведения военной операции и необходимости рисковать жизнью.
36 Одна из особенностей современных военных конфликтов – невозможность изоляции происходящих действий от информационного пространства. В этом проявляется объективно развивающийся процесс превращения мирового сообщества в единую систему, все элементы которой последовательно пронизываются взаимными связями во всех сферах: экономической, банковской, транспортной, производственной и информационной.
37 В информационной сфере возникли и технические условия, исключающие возможность полной информационной изоляции. Наиболее характерный пример связан с космическими системами различного назначения. В космосе, как известно, государственных границ нет. В космосе, помимо государственных, растёт количество коммерческих систем и средств, предоставляющих всё расширяющийся спектр услуг (связь, геолокация, мониторинг земной поверхности и т.д.). Многие космические системы гражданского назначения еще на стадии разработки предусматриваются и для возможного использования военными ведомствами.
38 Ни одно государство не может быть полностью защищено от «съёма» с космического аппарата информации со своей территории и от поступления информации из космоса на свою территорию. Могут приниматься меры маскировки в оптическом или радиочастотном диапазонах, может в определённых районах «глушится» сигнал с космического аппарата, может с земли «ослепляться» оптика космического аппарата, возможна кибератака на наземные средства обработки информации от космических систем. Однако всё это даёт ограниченный эффект. Кроме того, многие из этих систем, в первую очередь коммерческие и гражданского назначения, предоставляют услуги в важных сферах (управление производственными процессами, глобального банкинга и т.д.). Нарушение их функционирования может затрагивать интересы государств, не имеющих отношения к текущему военному конфликту, а вмешательства могут иметь крайне опасные последствия в самых неожиданных сферах деятельности.
39

В таких условиях представляется крайне иррациональным принимать решения об ограничении доступа населения страны к источникам информации, оставляя лишь открытый доступ к своим официальным или лояльным источникам информации. Так, судя по некоторым исследованиям, по ходу проведения спецоперации интерес к государственным каналам у российского населения заметно сместился в сторону других источников информации. «Если до февраля Первый канал смотрели 33,7% населения, то в июле уже 25,5%. Охват «России-1» сократился с 30,9% до 23%, а НТВ – с 21,1% до 16,6%»8. Перекрытие доступа к иным источникам лишь увеличивает степень недоверия к официальным источникам информации. Как уже отмечалось, дезинформация носит всё более кратковременный характер, а молчать нельзя. Наше молчание заполняет противоположная сторона и делает это умело. Но если правда на нашей стороне, то и надо говорить правду, но убедительно, исключая неточности, не избегая неприятной правды. Признание ошибок свидетельствует о силе, а их лживое толкование или замалчивание приносит лишь ущерб и потерю доверия.

8.  Исследование: Аудитория российских госканалов за полгода резко снизилась. Бизнес Online (деловая электронная газета). 22.08.2022. Available at: >>>  (accessed 27.09.2022).  
40 Воздействие на технические системы.
41 К упоминавшейся ранее технической составляющей информационных операций, в данном случае отнесены следующие действия:
42
  • защита всех элементов своей системы государственного и военного управления (пунктов управления, систем связи и автоматизированных систем управления) от воздействия противника как огневыми, так и электронными (включая кибератаки) средствами поражения;
  • предотвращения доступа противника к информации в системе управления, а также к информационным потокам общения военнослужащих во внеслужебной сфере (с родственниками, детьми);
  • воздействие на все элементы системы управления противника в интересах нарушения их функционирования, доступа к информации в системе, срыв возможностей технических средств разведки и подготовки целеуказаний;
  • оперативное обеспечение достоверной и полной информацией органов военного и государственного управления, командиров от тактического до стратегического уровня;
  • оперативное обнаружение, подготовка и доведение целеуказаний до средств поражения в реальном масштабе времени;
  • защита от нарушения или ограничения технических возможностей своих средств массовой информации и обеспечение готовности к вмешательству либо к нарушению технических возможностей СМИ противоположной стороны. Поддержание готовности к расширению технических возможностей работы своих средств массовой информации на территорию противоположной стороны.
43 Эти действия могут предусматриваться в рамках психологических операций, операций радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и, судя по всему, в кибероперациях.
44 Кибероперации ещё находятся на стадии формирования и развития. Проблемы в киберсфере актуальны, но не относятся к особенностям, проявившимся в последнее время.
45 Представляется, что наиболее ярко проявились два момента.
46 Во-первых, в космическом пространстве, не имеющем государственных границ, сформировались возможности консолидации информации совершенно из разных систем по назначению и по государственной принадлежности для помощи одной из конфликтующих сторон.
47 По ходу СВО компания Илона Маска Starlink безвозмездно поставила приёмное оборудование своей сети Украине. Кроме того, коммерческие компании, занимающиеся съёмками из космоса, такие как Planet, Maxar и BlackSky, предоставляли Украине информацию, которая оказала большое влияние на возможность оперативного реагирования на действия российских вооружённых сил. Последующие успешные действия вооружённых сил Украины позволяют сделать вывод о том, что такая помощь может дать значительное превосходство в информационном обеспечении операции и вносит заметный вклад в достижение победы. Раньше международная поддержка одной из конфликтующих сторон могла дать возможность получить помощь в тыловом обеспечении (вооружения, военная техника, медикаменты и т.д.), военными советниками и добровольцами. Такая помощь связана с большими материальными затратами, сложностью и уязвимостью транспортных коммуникаций, необходимостью юридического оформления оказания такой помощи и значительным временем, необходимым для её реализации.
48

Предоставление помощи в виде информации от космических систем не связано с принятием юридических документов и заключением соглашений, с обозначением позиции поддержки одной из конфликтующих сторон. Такая помощь не нарушает никаких норм международного права космической деятельности, прежде всего потому что их фактически ещё не существует (за исключением ограничений на вывод ядерного оружия в космос и его испытания в космосе).

49 Во-вторых, использование потенциала космических систем открывает широкий диапазон возможностей для проведения современных военных операций. Но для этого необходимо иметь современные средства связи и управления. В этой связи следует вновь обратиться к доктринальным документам и сравнить их:
50
Военная доктрина 2010 года, пункт 12 Военная доктрина 2014 года
е) повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием; е) усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
51 Звучит похоже, но разница принципиальная. Потеряно «повышение оперативности управления». И это не результат неудачной формулировки, а следствие того, что выдвинуто на первый план – «усиление централизации управления». Но задачи усиления централизации управления и повышения оперативности управления вступают между собой в противоречие. Реальная тенденция для современных конфликтов заключается в снижении коэффициента централизации управления.
52 Коэффициент централизации (Кц) управления можно определить как соотношение количества информации, передаваемой для принятия решения на вышестоящий орган управления (Ip) к количеству информации, необходимой для принятия решения (Ir).
53 Кц = Ip/Ir
54 Вся информация, необходимая для принятия решения, передаётся на вышестоящий орган управления – самый высокий уровень централизации. В этом случае коэффициент централизации равен 1, нижестоящий орган управления лишён права принимать решения. Но это значит, что вышестоящий орган управления должен успеть осознать полученную информацию, найти решение и довести его до нижестоящего органа управления раньше, чем это решение устареет и не будет соответствовать обстановке. Уровень способности осуществлять управление отражается в понятии «оперативность управления». Чем выше централизация управления, тем сложнее обеспечивать должный уровень оперативности. Уровень централизации может быть понижен и повышена оперативность управления. Но для этого нижестоящий орган управления должен обладать определённым объёмом информации, когнитивными способностями к принятию определённых решений и доверием вышестоящего органа, разрешающего принимать такие решения самостоятельно.
55 Сетевые структуры связи позволяют нижестоящим органам управления получать значительно больший объём информации, необходимой для принятия решения, чем это было ранее. Развитие сетей связи «военного интернета» открывает возможности обеспечить более высокий уровень информированности во всех звеньях управления – от тактического до стратегического. Это открывает возможность предоставить бóльшую самостоятельность действий и создать условия для проявления творчества и инициативы в выполнении боевых задач, организации горизонтального взаимодействия и совместных действий с органами управления других родов и видов войск. В целом может быть снижена централизация управления, повышена его оперативность и эффективность выполнения боевых задач.
56 Было бы неверным утверждать, что проявившиеся проблемы с управлением войсками, отсутствием должного уровня информационного обеспечения практически на всех звеньях управления, обусловлены неправильной формулировкой одной из характерных особенностей современных военных конфликтов. Но и недооценивать упущения на доктринальном уровне нельзя.
57 Возвращаясь к вопросам использования космоса, необходимо учитывать, что космические системы прежде всего позволяют обеспечить эффективное использование высокоточных средств поражения любой дальности. Фактически в реальном масштабе времени осуществляется получение разведывательной информации, формирование целеуказаний с возможностью доведения до средств поражения и оценку результатов их действия.
58 Получается, что возможность государств, поддерживающих одну из конфликтующих сторон, не вовлекаясь в конфликт, предоставлять ей информацию от космических систем различного назначения, создаёт преимущества, существенно влияющие на исход конфликта.
59 Применительно к конкретной ситуации, связанной с СВО, упущения в информационной операции не только привели к превосходству украинской стороны в части использования космических систем (которыми Украина и не обладает), но и ограничили возможности развития российских космических систем. По одним направлениям развития в космической сфере Россия сама проявляет инициативу по прекращению международного сотрудничества, по другим направлениям зарубежные компании, в том числе частные, прерывают сотрудничество с Россией. Так, например, компания Starlink к данному моменту обеспечила возможность доступа к спутниковому интернету со всех континентов, включая Антарктиду. Но при этом не обеспечивается допуск к этой сети с территории РФ.
60 В принципе, развитие космического потенциала требует объединённых усилий государств. Изоляция или самоизоляция государства неизбежно обрекает его на отставание. Россия пока сохраняет сотрудничество в сфере пилотируемых полётов, но этого недостаточно, чтобы предотвратить дальнейшее отставание в сфере развития космических систем.
61 Хотя в статье уделялось внимание лишь нескольким проявившимся особенностям информационного обеспечения военных операций, в целом для решения задач информационного обеспечения в России целесообразно предпринять ряд мер как организационного, так и технического характера. Прежде всего, представляется необходимым:
62
  • разработать доктринальный документ, касающийся цели и задач информационной операции (доктрина информационных операций);
  • определить перечень органов государственного управления, участвующих в подготовке и проведении информационных операций;
  • определить ответственность органа государственного управления за подготовку и проведение информационной операции в целом, а также органов государственного управления, ответственных за решение конкретных задач информационной операции;
  • в Вооружённых силах России поднять на качественно новый уровень организационного и технического обеспечения подготовки и проведения информационных операций в части задач военного ведомства. В том числе:
- внести корректировку в структуру и содержание стратегических и оперативных планов в части подготовки и проведения информационных операций; - принять меры по подготовке специалистов в сфере информационного противоборства и по стимулированию проведения научных исследований в данной сфере; - поднять уровень технического обеспечения информационных операций; - в ходе учений повысить внимание к подготовке командных кадров, владеющих и умеющих использовать в полной мере возможности современных систем связи и управления; - разработать рабочие модели определённых задач информационных операций, связанных, например, с дезинформацией или введением противника в заблуждение, позволяющие для конкретных условий обеспечить их действенность и предотвратить обратный эффект.
63 Приведённые перечень рекомендаций не бесспорен и не может претендовать на полноту, а лишь обозначает некоторые направления работ, направленные на развитие возможностей России по информационному обеспечению проведения военных операций. Ситуация, складывающаяся в ходе проведения специальной военной операции на Украине, показала полное превосходство Украины в информационном пространстве как на стадии подготовки операции, так и в ходе её проведения. И такое положение вещей не связано лишь с проблемами военного ведомства. Более того, большая часть задач информационных операций должна решаться не военным ведомством, а другими государственными структурами. Организация и проведение информационных операций относится к государственной задаче.

Библиография

1. Л. Ивашов. Забыть о войне как о способе решения вопроса с Украиной. Новая газета. 12.02.2022. (у газеты отозвана лицензия 5.09.2022). Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2022/02/12/zabyt-o-voine-kak-o-sposobe-resheniia-voprosa-s-ukrainoi (accessed 27.09.2022).

2. Зеленский назвал заявления о датах «вторжения» РФ работой против Украины. Известия. 17.02.2022. Available at: https://iz.ru/1293007/2022-02-17/zelenskii-nazval-zaiavleniia-o-datakh-vtorzheniia-rf-rabotoi-protiv-ukrainy 22.11.2022 (accessed 27.09.2022).

3. Сунь-цзы. Искусство войны. М.: Издательство АСТ, 2021.

4. В. Кихтан, З. Кичмасова Информационная война: понятие, содержание и основные формы проявления. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-voyna-ponyatie-soderzhanie-i-osnovnye-formy-proyavleniya 22.11.2022 (accessed 27.09.2022).

5. Information operations https://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Doctrine/pubs/jp3_13.pdf (accessed 27.09.2022).

6. П. Золотарёв. Глобальные процессы и информатизация военного дела. Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал]. 2009, №3 Available at: http://rusus.ru/?act=read&id=173, 22.11.2022 (accessed 27.09.2022).

7. Ф. Лукьянов Неожиданный индикатор перемен. Россия в глобальной политике. Том 20 №4 (116) июль-август 2022. Available at: https://globalaffairs.ru/articles/indikator-peremen/, 22.11.2022 (accessed 27.09.2022).

8. Исследование: Аудитория российских госканалов за полгода резко снизилась. Бизнес Online (деловая электронная газета). 22.08.2022. Available at: https://m.business-gazeta.ru/news/560897 (accessed 27.09.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести