Ключевые вызовы БРИКС на современном этапе
Ключевые вызовы БРИКС на современном этапе
Аннотация
Код статьи
S207054760023450-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Евсеенко Андрей Сергеевич 
Должность: Учёный секретарь
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Актуальность дальнейшего наращивания сотрудничества в рамках форума БРИКС возросла после начала российской специальной военной операции на Украине. Однако объединение не может базироваться исключительно на продвижении китайских или российских интересов, равно как и на жёсткой антизападной платформе. Инициированные в его рамках проекты остро нуждаются в расширении потенциала. Это требует не только наращивания сотрудничества в рамках уже сложившихся взаимосвязей, но и привлечения к нему новых участников. Каждый из них обладает набором преимуществ и недостатков с точки зрения укрепления потенциала БРИКС. Поэтому важно не только определить вектор развития объединения, но и её приоритетные задачи. Дихотомия «функциональность-масштабность» будет и дальше сдерживать развитие БРИКС. Тем не менее, интерес к форуму со стороны развивающихся стран незападного мира сохранится. 

Ключевые слова
БРИКС, развивающиеся страны, экономика, Китай, Россия, сотрудничество, миропорядок
Классификатор
Получено
28.09.2022
Дата публикации
07.12.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
422
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Начатая Россией в феврале 2022 г. специальная военная операция (СВО) ускорила процессы формирования многополярной политической системы. Также был актуализирован поиск коллективных механизмов противодействия санкционному давлению стран Запада и преодоления дисбалансов инфраструктурного и технологического развития. Одним форматом международного сотрудничества, способного дать ответ на эти вызовы современности, является объединение БРИКС. Его участники остаются приверженными идее международной кооперации вне западноцентричных форматов, однако продолжают сталкиваться с серьёзными вызовами в рамках своих национальных экономик.

2 Потенциал данного объединения регулярно привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей. Наиболее актуальные вызовы перед БРИКС, его потенциал и структурные недостатки подробно рассматривались в работах Я.Д. Лисоволика, Е.Я. Араповой, Д.В. Разумовского. В зарубежной политической науке данная проблематика затрагивалась в работах А. Раббани, П. Лоу, Ф. Мельничука. Тем не менее, не все авторы учитывали в своих работах контекст СВО и возможные сценарии расширения объединения, не оценивали кандидатов на вступление с точки зрения наращивания потенциала БРИКС, его возможного вклада в решение глобальных проблем. Это обусловило использование в работе методов критического и ситуационного анализов.
3

Специфика БРИКС обусловила и терминологический аппарат работы. «Ядро» форума составляют страны – лидеры развивающегося мира. К этой же категории относятся и потенциально новые члены БРИКС1. Важно уточнить, что понятие «развивающаяся» не является исчерпывающей характеристикой экономического развития страны. Согласно классификации, используемой в рамках Программы развития ООН (United Nations Development Program), к «развивающимся» относятся страны, занимающие места с 51 по 75 в рейтинге Индекса человеческого развития. Последний высчитывается на основе среднего дохода на душу населения, продолжительности жизни и уровня образования2. Единственным исключением среди членов БРИКС является Россия, обладающая статусом «переходной экономики»3.

1. Human Development Reports. United Nation Development Program. 11.06.2022. URL: >>> (accessed: 10.10.2022).

2. Gbadamosi A. Understanding the Developed/Developing Country Taxonomy. Advocates for International Development. 09.07.2022. URL: >>> (accessed: 12.09.2022).

3. World Economic Situation Prospects 2022. United Nations: official site. 19.09.2022. URL: >>> (accessed: 29.09.2022).
4

Слабость структурных механизмов БРИКС

 

Следует заметить, что рассматриваемое объединение нуждается в выработке чёткой программы действий, спрос на которую обозначали Бразилия и Индия4. В её основе могло бы лежать решение проблем энергетической и продовольственной безопасности5. В 2022 г. именно они вышли на первое место в глобальной повестке, вытеснив пандемию COVID-19.

4. Эксперты обсудили роль БРИКС в глобальном управлении. Российский совет по международным делам. 29.07.2022. URL: >>> (accessed: 01.08.2022).

5. Разумовский Д.В. БРИКС – обретение второго дыхания? Международный дискуссионный клуб «Валдай». 13.07.2022. URL: >>> (accessed: 28.07.2022).
5

Вместе с тем БРИКС нуждается в дальнейшем совершенствовании своей институциональной основы, позволяющей шагнуть выше площадки для переговоров. Прежде всего, речь идёт о Новом банке развития (НБР), наиболее успешной и актуальной инициативе БРИКС на данный момент. Во второй половине 2010-х годов его основными достижениями стали получение международных кредитных рейтингов, выработка структур, ответственных за подготовку кредитуемых проектов, и проведение их технико-экономических обоснований. Также к успехам НБР стоит отнести создание программ облигаций в национальной валюте в Китае, ЮАР и России6.

6. Andreoni M. What happened to the BRICS bank? // The Third Pole. 18.11.2019. URL: >>> (accessed: 14.08.2022).
6

В то же время НБР, как и самой площадке БРИКС, недостаёт понятного вектора развития. Финансируемые банком проекты решают разрозненные задачи в разных регионах мира и не подчинены единой цели. Несмотря на подписанные меморандумы о сотрудничестве с некоторыми другими банками развития, НБР по-прежнему финансирует проекты в одиночку. В его управлении доминирует Китай. В результате нехватка партнёров и сравнительно узкий круг стран-участниц ограничивают объёмы привлекаемых средств7. Сам порядок финансирования проектов характеризуется непрозрачностью8.

7. Modak P. The New Development Bank Turns Six: Evaluating Successes, Failures and Challenges // Center for Public Policy Research. 26.07.2021. URL: >>>

8. How BRICS’ New Development Bank can improve transparency and accountability // The Conversation. 13.07.2022. URL: >>> (accessed: 21.08.2022).
7

Не менее сомнительна и реализуемость многих проектов, несмотря на их целесообразность. Для создания резервной валюты нужен рост объёмов товарооборота между всеми участниками БРИКС, а не только между отдельными его членами. Пока же перспективы создания свободной экономической зоны в рамках стран БРИКС выглядят малореальными. У развивающихся стран Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока таможенные тарифы выше, чем у развитых стран Европы и Северной Америки9. Приход туда дешёвых импортных товаров, особенно китайских, будет иметь крайне тяжёлые последствия для местных производителей. Однако без масштабного роста товарооборота внутри БРИКС не будет предпосылок для роста расчётов в национальных валютах и накопления соответствующих валютных резервов. Только тогда возникнет спрос на создание резервной валюты в рамках объединения10.

9. The Contribution of Customs to Economic Competitiveness. World Customs Organization. 23.11.2021. URL: >>> (accessed: 16.08.2022).

10. Комарова А. В МЭР озвучили условия создания новой резервной валюты БРИКС. Банки.Ру [электронный ресурс] 27.06.2022. URL: >>> (дата обращения: 03.08.2022).
8

Последняя, безусловно, остаётся востребованным финансовым инструментом. Помимо хронической нехватки резервных валют у центральных банков, государствам БРИКС важно сохранять возможность обслуживания внешнего долга и ведения взаиморасчётов с незападными странами в условиях санкционных рисков11. Однако доля расчётов в национальных валютах между членами БРИКС пока невысока. В 2022 г. она достигла 36%. Также сохраняется проблема волатильности и малой ликвидности национальных валют стран – участниц БРИКС. Доллар остаётся мировой резервной валютой в силу своей стабильности и принимается по всему миру. Ни одна из валют стран БРИКС не обладает подобными характеристиками. Юань входит в число мировых резервных валют, но не является свободно конвертируемым. К тому же ни одна из стран БРИКС, кроме России, не провозгласила курс на дедолларизацию экономики12.

11. Шульгин М. Резервная валюта БРИКС. Размышления на тему дедолларизации. Финам [электронный ресурс]. 27.06.2022.  URL: >>>  (дата обращения: 03.08.2022).

12. Liu, Z., & Papa, M. (2022). Can BRICS De-dollarize the Global Financial System? (Elements in the Economics of Emerging Markets). Cambridge: Cambridge University Press. DOI:10.1017/9781009029544
9

Создание альтернативы системе банковских переводов SWIFT также требует роста товарооборота. Китайский аналог, трансграничная межбанковская платёжная система (Cross-Border Interbank Payment System, CIPS), востребована только 676 юридическими лицами, тогда как SWIFT используется 11 тыс. организаций. В целом будущее CIPS (как и любой другой системы банковских переводов), её востребованность напрямую зависят от доли её валюты в глобальных платежах. Применительно к юаню, она составляет 3,2%13. Таким образом, появление альтернатив SWIFT со стороны стран БРИКС во многом обуславливается балансом движения капиталов, капиталоёмкостью их рынков и общей интернационализацией их экономик.

13. Qinqin P., Jia D., Cheng K. Analysis: China's CIPS cannot rescue Russian banks from SWIFT ban // Nikkei Asia. 03.03.2022. URL: >>> (accessed: 23.09.2022).
10

Ещё одним весьма актуальным вызовом для БРИКС, помимо наращивания внешнеэкономических связей, остаётся принятие чётких правил вхождения в ассоциацию новых участников. В данном вопросе консенсуса между действующими членами пока нет. В предыдущие годы Китай и Россия выступали за принятие в БРИКС лидеров региональных интеграционных объединений. Именно по этим критериям в 2010 г. в объединение была принята ЮАР. Размер её экономики и численность населения не являются крупнейшими на Африканском континенте. Однако уровень её диверсификации, как и широты торговых связей, вместе со статусом «ворот в Африку» и лидерством в Южноафриканском таможенном союзе способствовали присоединению ЮАР к блоку БРИК14.

14. Jiménez A. South Africa’s role in the BRICS. Working Paper. University of Navarra. 29.03.2019. URL: >>> (accessed: 12.08.2022).
11 Однако сейчас под вопросом остаётся статус вновь принятых участников. Одним из вариантов может быть расширение «ядра» ассоциации. Именно этот подход был применён в 2010 г. в контексте присоединения к блоку ЮАР. Сейчас эта формула предлагается Китаем в рамках его председательства в БРИКС в 2022 г. Однако данный концепт будет работать на усиление позиций объединения в глобальной политике и экономике лишь в случае вступления в его ряда стран, обладающих макроэкономической стабильностью, крупными суверенными фондами и диверсифицированной экономикой. Всеми этими характеристиками не обладает ни один из нынешних кандидатов на вступление в БРИКС. Их экономики остаются аграрно-сырьевыми, предельно зависимыми от конъюнктуры мирового рынка, и перманентно нуждаются в притоке инвестиций. В результате их вступления в БРИКС возрастёт нагрузка на действующие институты ассоциации, прежде всего на НБР. Потенциал объединения будет скорее ослабевать, чем укрепляться при вступлении в блок проблемных акторов.
12

Другим вариантом является дальнейшее сопряжение БРИКС с региональными интеграционными объединениями, в которых страны «ядра» являются лидерами. В подобном процессе «интеграции интеграций» на платформе БРИКС высказывала заинтересованность Россия15. С одной стороны, подобный подход позволяет избежать асимметрии развития, которой опасается Индия. Официальный Дели не заинтересован в превращении БРИКС в инструмент одностороннего укрепления Китая16. С другой стороны, при таком подходе к расширению из интеграции выпадает Ближний Восток, не представленный в БРИКС. Сама площадка рискует превратиться в сугубо диалоговую. При столь разнообразном составе участников, со столь разными взглядами на вызовы современного мира, будет проблематично выработать общие направления деятельности ассоциации и принять конкретные шаги в рамках достигнутых договорённостей. Во многом поэтому российские официальные лица высказывают скепсис по вопросу принятие в БРИКС новых членов в краткосрочной перспективе17.

15. Встреча «БРИКС плюс». Kremlin.ru [электронный ресурс]. 24.06.2022. URL: >>> (дата обращения: 16.08.2022).

16. Арапова Е., Лисоволик Я. БРИКС+: ответ Глобального Юга на новые вызовы (в контексте китайского председательства в БРИКС). Международный дискуссионный клуб «Валдай». URL: >>> (дата обращения: 07.08.2022).

17. Сергей Рябков: Нам действительно объявлена тотальная война // Международная жизнь. 07.09.2022. URL: >>> (дата обращения: 12.09.2022).
13

Расширение БРИКС: сильные и слабые стороны потенциальных членов

 

Отсутствие критериев и механизма приёма в ассоциацию новых участников не отменяет готовности отдельных стран стать её полноправным членом. Одной из таких стран является Аргентина, подавшая заявку на членство в марте 2022 г. Её экономика не только уступает по размерам бразильской и мексиканской, но и испытывает перманентные долговые проблемы18. В наиболее перспективное интеграционное объединение региона, Тихоокеанский альянс (Alianza del Pacífico) Аргентина не входит. Она является членом стагнирующего Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). При этом лидер субрегионального объединения «Общий рынок Юга» (МЕРКОСУР) – Бразилия в БРИКС уже представлена. Тем не менее, Аргентина входит в число ведущих мировых экспортёров сельскохозяйственной продукции19. Поэтому её включение в БРИКС оправдано, если данный форум рассчитывает играть существенную роль в решении глобальных продовольственных проблем. Сама Аргентина рассматривает членство в БРИКС через призму диверсификации своих экономических связей и необходимости альтернатив существующему миропорядку20.

18. Gonzalez E. Argentina’s perpetual crisis // El Pais. 05.03.2021. URL: >>> (accessed: 10.09.2022).

19. Argentina. The International Fund for Agricultural Development (IFAD). 13.11.2021. URL: >>>  (accessed: 22.07.2022).

20. La carta del Presidente al Brics para el ingreso de Argentina y el pedido de Gioja para que se llame "Bricsa" // Política Argentina. 19.05.2022. URL: >>> (accessed: 15.08.2022).
14

Однако у включения Аргентины в блок могут быть серьёзные проблемы. Главным препятствием является её региональное соперничество с Бразилией. Оно дополнялось сложными личными взаимоотношениями между бывшим бразильским президентом Жаиром Болсонару и аргентинским лидером Альберто Фернандесом21. Столь же непростыми бразильско-аргентинские отношения были в годы нахождения у власти в обеих странах правительств левого толка. Поводом для осложнения отношений двух региональных держав становились принципы торговой политики в рамках МЕРКОСУР22. Перспективы бразильско-аргентинских отношений при избранном президенте, Инасиу Луле Да Силве, остаются неопределёнными.

21. Ayerdi R. Fernández and Bolsonaro meet for only second time at Americas Summit // Buenos Aires Times. 10.06.2022. URL: >>> (accessed: 26.07.2022).

22. Boadle A. South American trade bloc looks left, hits bumps in the road // Reuters. 08.12.2022. URL: >>> (accessed: 14.08.2022).
15

Проигнорировать позиции самой Бразилии не получится. Безусловно, её вес в рамках БРИКС не выглядит внушающим: низкие темпы роста экономики сочетаются с незначительным весом страны в мировом ВВП23. Более того, жёсткие антикитайские высказывания президента Болсонару, его антиглобалистская риторика вызывали сомнения относительно будущего БРИКС и членства там Бразилии. Все они были развеяны в ходе XI саммита БРИКС в ноябре 2019 года. Именно Ж. Болсонару попытался сформулировать практическую повестку в рамках БРИКС, отойдя от характерной для объединения декларативности24. В целом попытка президента Болсонару развернуть внешнюю политику своей страны удалась лишь частично из-за сильного противодействия со стороны местного политического истеблишмента25. Важно учитывать, что проблемы в национальной экономике остаются объективным стимулом для поддержания курса на диверсификацию внешних связей Бразилии.

23. Brazil GDP Growth Rate. Trading Economics. 06.08.2022. URL: >>>

24. Разумовский Д.В. Указ. соч.

25. Безерра М. Дипломатия Жаира Болсонару: демонтаж традиционной бразильской внешней политики // Ибероамериканские тетради. – 2020. – а №8. С. 35-42. >>>
16

Дополнительно усиливает позицию Бразилии в вопросе приёма новых членов её значение для связей Китая и России в Западном полушарии. Для РФ Бразилия остаётся не только крупнейшим торговым партнёром в Латинской Америке (5,2 млрд долл. российского экспорта в 2021 г.)26. Благодаря лидерству в МЕРКОСУР, она долгие годы остаётся для России «воротами» в другие региональные экономики27. К тому же на фоне СВО страны нацелились на дальнейшее наращивание товаропотока, что очень важно для России в условиях беспрецедентного санкционного давления28. Поэтому для РФ было бы крайне недальновидно игнорировать позицию латиноамериканского партнёра в вопросе расширения БРИКС. Та же ситуация с Китаем. Для него Бразилия остаётся важным экономическим партнёром – туда вложено более половины всех китайских инвестиций в Латинской Америке29. При этом как России, так и Китаю не приходится рассчитывать на безусловное одобрение их инициатив Бразилией. Сотрудничество с Китаем не только не привело к укреплению позиций Бразилии в мировой экономике, но и создало риски для отношений с США. Поэтому практически все кандидаты на президентский пост опустили вопрос бразильско-китайского партнёрства в своих предвыборных программах30. России же, даже после победы на выборах в октябре 2022 г. Инасиу Лулы Да Силвы, одного из сторонников создания БРИКС, предстоит столкнуться c разным отношением бразильского истеблишмента к СВО31. Подобная совокупность факторов осложняет возможности РФ и КНР продавить членство регионального соперника Бразилии в БРИКС. Таким образом, Бразилия сохраняет высокие шансы остаться единственным представителем Латинской Америки и подчеркнуть тем самым своё региональное лидерство.

26. Export value of goods from Russia in 2021, by major country of destination. Statista. June 2022. URL: >>> (accessed: 22.09.2022).

27. Sutyrin, S., Trofimenko, O.Y., & Koval, A. (Eds.). (2019). Russian Trade Policy: Achievements, Challenges and Prospects (1st ed.). Routledge. >>>

28. Russia almost doubles exports' value to Brazil in first half of 2022: mainly fertilizers and fuel // MercoPress: South Atlantic News Agency. 15.08.2022. URL: >>> (accessed: 22.08.2022).

29. de Castro Neves, L.A., Cariello, T. (2022). China’s Growing Presence in Brazil and Latin America. In: Wang, H., Miao, L. (eds) Transition and Opportunity. China and Globalization. Springer, Singapore. >>>

30. Top Presidential Candidates Overlook China in Government Plan // Folha de S. Paulo. 22.08.2022. URL: >>> (accessed: 28.08.2022).

31. Harrison C., Wilkinson H. Latin American Leaders React to Russia’s Invasion of Ukraine // Americas Society Council of the Americas. 11.04.2022. URL: >>> (accessed: 23.08.2022).
17 Несколько иная ситуация со вторым государством, официально подавшим заявку на вступление в БРИКС, с Ираном. Официальный Тегеран может сыграть существенную роль в обеспечении энергетической безопасности даже в условиях санкционного давления со стороны коллективного Запада. Прежде всего, речь идёт о странах Юго-Восточной Азии, традиционных покупателей иранских энергоносителей. Его возможности по обеспечению транзита грузов по транспортному коридору «Север – Юг» остаются привлекательными для индийского и российского бизнеса. Несколько недооценённым выглядит потенциал Ирана в экспорте военных технологий. Непосредственно БРИКС интересен Ирану как переговорная площадка для расширения связей по линии «Юг – Юг». Иных направлений для укрепления внешнеэкономических связей Тегерана пока не просматривается.
18

Однако расширять их необходимо для вывода иранской экономики из тупика. Как и Аргентина, Иран при вступлении в БРИКС станет достаточно проблемным участником. Страна остро нуждается в притоке инвестиций и технологий из-за рубежа. Её экономика так и не была диверсифицирована и продолжает опираться на экспорт углеводородов. Доходы от него остаются невысокими не только из-за необходимости преодолевать санкционное давление, но и из-за необходимости отвечать на демпинг российских поставщиков энергоносителей. Лидером региональных интеграционных объединений Иран не является. При этом его руководство весьма специфично относится к международным обязательствам. Официальный Тегеран их сторонится, предпочитая заключать «дорожные карты», а не договоры с конкретными обязательствами сторон. Примером является ирано-китайское соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, заключённое в марте 2021 г. Оно не предполагает конкретных обязательств сторон и призвано обеспечить общие рамки для китайско-иранского сотрудничества в будущем32. Москва к подобному формату отношений не готова и желает получить твёрдые обязательства от иранских партнёров33. По этой причине между двумя сторонами всё ещё не заключён договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве34.

32. Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian's Regular Press Conference. Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. 29.03.2021. URL: >>> (accessed: 12.09.2022).

33. Кожанов Н. Партнёры по санкциям: чего хочет Москва от нового президента Ирана // Forbes. 26.01.2022. URL: >>> (дата обращения: 16.09.2022).

34. МИДы России и Ирана обменялись проектами договора о сотрудничестве // Коммерсант. 29.08.2022. URL: >>> (дата обращения: 16.09.2022).
19

Третьей страной, подавшей в 2022 г. заявку на вступление в БРИКС, стал Алжир. Так же как и Иран, страна долгие годы находится под давлением американских санкций. Их масштаб несоизмеримо меньший – они касаются лишь поставок американских вооружений в Алжир в рамках военного сотрудничества. Тем не менее, США не сделали ничего для фундаментального перелома в американо-алжирских отношениях. На протяжении десятилетий продолжается прямолинейное усиление военного потенциала Марокко, ключевого регионального соперника Алжира35. Вашингтон признал суверенитет официального Рабата над Западной Сахарой. Более того, после начала СВО отдельные представители американского политического истеблишмента заявили о необходимости введения санкций против Алжира за импорт российских вооружений36. Таким образом, у Алжира есть объективные предпосылки расширять свои связи с лидерами незападного мира.

35. Zoubir Y. The United States and Algeria: A New Strategic Partnership? // Journal of Middle Eastern and Islamic Studies (in Asia), 2011, Vol.5, Issue 4, Pages 1-27, DOI: 10.1080/19370679.2011.12023188

36. Bipartisan letter to US Secretary of State Blinken calls for sanctions on Algerian regime // The North Africa Post. 30.09.2022. URL: >>> (accessed: 03.10.2022).
20

Данная перспектива способна укрепить потенциал БРИКС при решении глобальных проблем в вопросах энергетической и продовольственной безопасности. Алжир остаётся крупнейшим производителем и экспортёром газа среди стран Африканского континента37. Его сельскохозяйственный сектор имеет потенциал для роста, в том числе в вопросе поставок продукции в развивающиеся страны38. Тем не менее, следует заметить, что обе сферы сталкиваются с серьёзными вызовами. Для наращивания газодобычи Алжиру необходима поддержка внешних акторов в вопросах геологоразведки, расширении производственной инфраструктуры и инвестиций39. В тех же инновациях и инвестициях нуждается и алжирский сельскохозяйственный сектор40. Решать проблему доступа к инновациям собственными силами лидеры Алжира не намерены. Страна располагает крупнейшим среди африканских государств суверенным фондом объёмом порядка 70 млрд долл. Однако эти средства (по политическим причинам) расходуются не на развитие отраслей экономики, а на преодоление последствий ценовых «шоков»41. Поэтому вступление Алжира в БРИКС не будет способствовать укреплению финансовых инструментов объединения.

37. Production volume of natural gas in Africa as of 2021, by country. Statista. 11.11. 2022. URL >>> (accessed: 14.11.2022).

38. Matallah, M.A.A., Benmehaia, M.A. and Benmebarek, A. Agricultural exports and potentials of Algeria: an econometric investigation through gravity model // International Journal of Economic Policy in Emerging Economies, 2021, Vol. 14, No. 3, pp.319–335. DOI: 10.1504/IJEPEE.2021.114949

39. Fasanotti F. Europe turns to Algeria for natural gas // Geopolitical Intelligence Services. 20.10.2022. URL: >>> (accessed: 05.11.2022).

40. Agriculture in Algeria - Growth, Trends, Covid-19 Impact, and Forecasts (2022-2027). Mordor Intelligence. 13.10.2022. URL: >>> (accessed: 14.11.2022).

41. Leroueil J. Sovereign Wealth Funds: African States Can Do Better! // Ressources Magazine. 22.01.2022 URL: >>>  (accessed: 10.11.2022).
21

Также важно учитывать некоторые особенности алжирской внешней политики. Его политический истеблишмент предпочитает многосторонним форматам сотрудничества двусторонние договорённости42. Страна по историческим меркам недавно начала выходить из классической парадигмы Движения неприсоединения, стремясь адаптировать свой интерес к нейтралитету в международных отношениях под актуальные тенденции глобальной политики43. Сама внешняя политика Алжира постепенно перестаёт быть исключительной компетенцией политического истеблишмента, становясь частью общественного запроса. Таким образом, по мере эволюции БРИКС из объединения «клубного формата» в международную организацию с конкретным набором обязательств у каждого из участников, позиция Алжира может стать проблемой при реализации той или иной инициативы или работы механизма принятия решений в рамках БРИКС.

42. Zardo F., Loschi С. EU-Algeria (non)cooperation on migration: A tale of two fortresses // Mediterranean Politics, 2022, Vol.27, Issue 2, Pages 148-169, DOI: 10.1080/13629395.2020.1758453

43. Ghebouli Z. The war in Ukraine: A test for Algiers’ non-alignment doctrine. Middle East Institute. 07.07.2022. URL: >>> (08.11.2022).
22

Ещё три потенциальных претендента на вступление в его ряды из числа ближневосточных государств были обозначены президентом международного форума Пурнимой Ананд в июле 2022 г. Первый из них – Турция сохраняет курс на уменьшение своей зависимости от мировых держав и по-прежнему заинтересована в полицентричном миропорядке44. Наиболее ярким олицетворением данного курса стала сделка между Россией и Турцией по закупке комплекса ПВО С-400. Турция осложнила, но не разорвала отношения с НАТО. Одновременно она сохранила конструктивные отношения с РФ, невзирая на угрозы санкционного давления со стороны США. Кроме общего с действующими участниками БРИКС взгляда на международные отношения, Анкара, как и Тегеран, крайне заинтересована в диверсификации внешнеторговых связей, а также в расширении доли турецких товаров на рынках Глобального Юга45. Итоги президентских выборов 2023 г. с низкой долей вероятности изменят этот курс. Он пользуется популярностью в турецком обществе46. При этом среди турок сохраняется запрос на поддержание нейтралитета в международных отношениях, особенно на фоне российско-украинского конфликта47.

44. Kutlay M., Öniş Z. Turkish foreign policy in a post-western order: strategic autonomy or new forms of dependence? // International Affairs, Vol. 97, Issue 4, July 2021, Pages 1085–1104, >>>

45. Alti A. Explaining Turkey’s interest in BRICS // Asia Times. 02.08.2018. URL: >>> (accessed: 20.08.2022).

46. Turkey’s 2023 Elections: The Opposition Bloc’s Strategy & Prospects. Middle East Institute. 10.06.2022. URL: >>> (accessed: 23.07.2022).

47. 80% of Turks 'neutral' to war between Russia and Ukraine // Fondazione PIME Onlus – AsiaNews. 05.03.2022. URL: >>> (accessed: 06.07.2022).
23

Тем не менее, для Турции характерны те же недостатки, что и для других кандидатов на вступление в БРИКС. Она не располагает крупными суверенными фондами, не является лидером интеграционных объединений. Её экономика по-прежнему невелика, а макроэкономическая стабильность подрывается валютно-денежной политикой нынешних турецких властей. Конфликт на Украине продемонстрировал характерную для ближневосточных государств корреляцию между продовольственной безопасностью и устойчивостью действующего турецкого политического режима. Также важно учитывать, что стремление сбалансировать внешние связи не означает разрыва или конфронтации Анкары с западными институциями. В турецком обществе сохраняется запрос на сотрудничество с ними48. Поэтому местный политический истеблишмент не пойдёт на полный разрыв отношений с коллективным Западом и будет нацелен на наиболее выгодные направления сотрудничества с незападными акторами.

48. Ünlühisarcıklı O., Tastan K., Canbilek С. Turkish Perceptions of the European Union 2022. German Marshall Fund. 14.04.2022. URL: >>> (accessed: 25.08.2022).
24

Во многом аналогичная ситуация с ещё одним претендентом на членство в БРИКС – Египтом. Те же проблемы с инфляцией и обслуживанием внешнего долга, валютный кризис, острая потребность в иностранных инвестиций, зависимость между политической стабильностью и продовольственной безопасностью, отсутствие лидерских позиций в интеграционных объединениях49. Каир, как и Анкара, претендуют на роль «энергетического хаба» между Западом и Востоком. Для Турции этот статус означает роль надёжного транзитёра. Она не обладает существенными запасами углеводородов, тогда как Египет является одним из поставщиков газа в Европу50. Однако, в отличие от Турции, Египет не демонстрирует такую же устойчивость перед рисками американских санкций. Примером является отказ Каира от приобретения российских истребителей Су3551 и отдачу приоритета поставкам зерна из США в рамках тендера летом 2022 года52. Таким образом, ценность Египта как ещё одного участника БРИКС выглядит сомнительной. Его присоединение не увеличит потенциал объединения. Одновременно его членство затруднит принятие решений, идущих в разрез с интересами коллективного Запада.

49. Egypt: Overview. The World Bank. 16.05.2022. URL: >>> accessed: 25.08.2022).

50. Rabinovitch A., El Safty S.EU, Israel and Egypt sign deal to boost East Med gas exports to Europe. Reuters. 15.06.2022. URL: >>>

51. Liam D. Egypt’s Sukhoi Su-35Es sold to Iran due to US pressure // Military Africa. 05.09.2022. URL: >>> (accessed: 10.09.2022).

52. Hogan M. U.S. wheat offered lowest in Egypt's GASC tender, traders say // NASDAQ. 19.07.2022. URL: >>>  (accessed: 10.09.2022).
25

Столь же противоречивой выглядит и кандидатура Саудовской Аравии. С одной стороны, она остаётся лидером Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАСПЗ) и одним из ключевых участников ОПЕК+. Более того, КСА диверсифицировала нефтяной экспорт и не ориентируется исключительно на покупателей из Северного полушария53. В целом, её включение было существенным укреплением возможностей БРИКС по решению проблем энергетической безопасности. Более того, суверенные фонды КСА были бы серьёзным подспорьем для финансовых институтов БРИКС. Эр-Рияд сохраняет курс на диверсификацию своих связей. Это обусловлено, в том числе, попытками США внести ценностный аспект в двусторонние отношения и ограничить сотрудничество с КСА на отдельных направлениях54. Одновременно Саудовская Аравия не отказывается от амбиций региональной державы, статус которой могло бы подчеркнуть вступление КСА в БРИКС.

53. International Trade. Q1. 2022. General Authority for Statistics. 10.07.2022.URL: >>> (accessed: 13.09.2022).

54. Parker J., Lynch T. Russia and Saudi Arabia: Old Disenchantments, New Challenges // Strategic Perspectives. 2021. No. 35. >>> (accessed: 13.09.2022).
26

При этом Королевство остаётся важным связующим звеном американской системы союзов в регионе и продолжает опираться на военно-политическое сотрудничество с США в решении наиболее актуальных проблем национальной безопасности. К тому же такие члены БРИКС, как Китай и Россия, остаются важными партнёрами Ирана, регионального соперника КСА, отношения с которым Эр-Рияд пока не восстановил. Экономика, несмотря на усилия правящей династии, не диверсифицирована, по-прежнему опирается на экспорт углеводородов и зависит от конъюнктуры мировых рынков. Доходы от реализации энергоносителей КСА предпочитает инвестировать в экономику развитых, а не развивающихся стран55.

55. Flush With Oil Profits, Saudi Arabia Pours $7.5 Billion into U.S. Stocks from Amazon to Microsoft // Wall Street Journal. 16.08.2022. URL: >>> (accessed: 29.08.2022).
27

Заключение

 

Таким образом, любые варианты расширения БРИКС сохраняют риск асимметрии в развитии участников форума. Участники и кандидаты на вступление совпадают во взглядах на справедливый миропорядок, однако по-разному воспринимают вызовы глобального мира и реагируют на него. Привлекательность БРИКС снижается непрописанными правилами вступления и достаточно слабыми институциональными механизмами. Это ставит под вопрос достижение достаточно амбициозных задач, провозглашаемых участниками форума. Фактически БРИКС претендует на роль интегратора развивающихся стран Глобального Юга, альтернативного коллективному Западу центра силы. Для этого объединение должно превратиться из переговорной и координационной площадки в глобальную экономическую и политическую организацию с множеством участников и конкретным функционалом.

28 Таковым может быть формирование зоны свободной торговли на пространстве Глобального Юга. Это потребует создание особой таможенной системы, перехода на торговлю в незападных валютах, создание новых механизмов финансовых расчётов и т.д. На сегодняшний день подобное направление выглядит маловероятным из-за роста центробежных тенденций в мировой экономике, кризисом идей глобализации в современном мире.
29 Другим направлением развития БРИКС могло бы быть решение проблем энергетической и продовольственной безопасности. Однако в форуме не задействованы все ключевые игроки на рынке углеводородов, а у самого блока нет успешного опыта соответствующих инициатив за предыдущие годы. В сфере продовольствия ситуация несколько иная. В БРИКС задействованы ведущие мировые производители сельскохозяйственной продукции и не исключено вступление ещё одного, Аргентины. К тому же у объединения есть положительный опыт взаимодействия в данном вопросе. Тем не менее, он требует единства взглядов на решения продовольственной проблемы, которое будет сложно достичь в нынешней международной обстановке.
30 Однако это не отменяет необходимости определиться в векторе развития объединения и принципов вступления в него новых членов. При этом расширение числа участников неизбежно приведёт к сужению повестки форума и усложнению поиска компромисса. Поэтому в краткосрочной перспективе БРИКС, вероятнее всего, останется площадкой для продвижения китайских и российских экономических интересов. Интерес к объединению со стороны развивающихся стран обусловлен слабыми позициями этой категории государств во Всемирном банке, кризисом ВТО и бесперспективностью реформы ООН.
31 Необходимо отметить, что формат не сможет базироваться на жёсткой антизападной повестке. Китай и Россия нацелены бросить вызов западноцентричному миропорядку, тогда как Индия и ЮАР придерживаются стратегического нейтралитета. В основе философии объединения могут лежать лишь стимулирование к диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических связей, выстраивание сотрудничества на взаимодействии разных институционально-политических систем. Формат БРИКС не даст новый импульс глобализации. Тем не менее, данное объединение стран сохраняет потенциал для решения отдельных транснациональных проблем.

Библиография

1. Human Development Reports. United Nation Development Program. 11.06.2022. URL: https://hdr.undp.org/data-center/documentation-and-downloads (accessed: 10.10.2022).

2. Gbadamosi A. Understanding the Developed/Developing Country Taxonomy. Advocates for International Development. 09.07.2022. URL: https://www.a4id.org/policy/understanding-the-developeddeveloping-country-taxonomy/ (accessed: 12.09.2022).

3. World Economic Situation Prospects 2022. United Nations: official site. 19.09.2022. URL: https://www.un.org/development/desa/dpad/wp-content/uploads/sites/45/WESP2022_ANNEX.pdf (accessed: 29.09.2022).

4. Эксперты обсудили роль БРИКС в глобальном управлении. Российский совет по международным делам. 29.07.2022. URL: https://russiancouncil.ru/news/eksperty-obsudili-rol-briks-v-globalnom-upravlenii/ (accessed: 01.08.2022).

5. Разумовский Д.В. БРИКС – обретение второго дыхания? Международный дискуссионный клуб «Валдай». 13.07.2022. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/briks-obretenie-vtorogo-dykhaniya/ (accessed: 28.07.2022).

6. Andreoni M. What happened to the BRICS bank? // The Third Pole. 18.11.2019. URL: https://www.thethirdpole.net/en/regional-cooperation/new-development-bank/ (accessed: 14.08.2022).

7. Modak P. The New Development Bank Turns Six: Evaluating Successes, Failures and Challenges // Center for Public Policy Research. 26.07.2021. URL: https://www.cppr.in/articles/the-new-development-bank-turns-six-evaluating-successes-failures-and-challenges

8. How BRICS’ New Development Bank can improve transparency and accountability // The Conversation. 13.07.2022. URL: https://theconversation.com/how-brics-new-development-bank-can-improve-transparency-and-accountability-186265 (accessed: 21.08.2022).

9. The Contribution of Customs to Economic Competitiveness. World Customs Organization. 23.11.2021. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/key-issues/ecp/the-contribution-of-customs-to-economic-competitiveness.pdf?la=en (accessed: 16.08.2022).

10. Комарова А. В МЭР озвучили условия создания новой резервной валюты БРИКС. Банки.Ру [электронный ресурс] 27.06.2022. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10968546 (дата обращения: 03.08.2022).

11. Шульгин М. Резервная валюта БРИКС. Размышления на тему дедолларизации. Финам [электронный ресурс]. 27.06.2022. URL:https://www.finam.ru/publications/item/rezervnaya-valyuta-briks-razmyshleniya-na-temu-dedollarizacii-20220627-142002 (дата обращения: 03.08.2022).

12. Liu, Z., & Papa, M. (2022). Can BRICS De-dollarize the Global Financial System? (Elements in the Economics of Emerging Markets). Cambridge: Cambridge University Press. DOI:10.1017/9781009029544

13. Qinqin P., Jia D., Cheng K. Analysis: China's CIPS cannot rescue Russian banks from SWIFT ban // Nikkei Asia. 03.03.2022. URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Caixin/Analysis-China-s-CIPS-cannot-rescue-Russian-banks-from-SWIFT-ban (accessed: 23.09.2022).

14. Jiménez A. South Africa’s role in the BRICS. Working Paper. University of Navarra. 29.03.2019. URL: https://www.unav.edu/documents/16800098/17755721/DT-01-2019_South-Africa_ENG+%281%29.pdf (accessed: 12.08.2022).

15. Встреча «БРИКС плюс». Kremlin.ru [электронный ресурс]. 24.06.2022. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/68700/videos (дата обращения: 16.08.2022).

16. Арапова Е., Лисоволик Я. БРИКС+: ответ Глобального Юга на новые вызовы (в контексте китайского председательства в БРИКС). Международный дискуссионный клуб «Валдай». URL: https://ru.valdaiclub.com/files/41948/ (дата обращения: 07.08.2022).

17. Сергей Рябков: Нам действительно объявлена тотальная война // Международная жизнь. 07.09.2022. URL: https://interaffairs.ru/news/show/36895 (дата обращения: 12.09.2022).

18. Gonzalez E. Argentina’s perpetual crisis // El Pais. 05.03.2021. URL:https://english.elpais.com/usa/2021-03-05/argentinas-perpetual-crisis.html (accessed: 10.09.2022).

19. Argentina. The International Fund for Agricultural Development (IFAD). 13.11.2021. URL:https://www.ifad.org/en/web/operations/w/country/argentina (accessed: 22.07.2022).

20. La carta del Presidente al Brics para el ingreso de Argentina y el pedido de Gioja para que se llame "Bricsa" // Política Argentina. 19.05.2022. URL: https://www.politicargentina.com/notas/202205/44238-la-carta-del-presidente-al-brics-para-el-ingreso-de-argentina-y-el-pedido-de-gioja-para-que-se-llame-bricsa.html (accessed: 15.08.2022).

21. Ayerdi R. Fernández and Bolsonaro meet for only second time at Americas Summit // Buenos Aires Times. 10.06.2022. URL: https://www.batimes.com.ar/news/latin-america/fernandez-and-bolsonaro-meet-for-only-second-time-at-americas-summit.phtml (accessed: 26.07.2022).

22. Boadle A. South American trade bloc looks left, hits bumps in the road // Reuters. 08.12.2022. URL: https://www.reuters.com/article/uk-southamerica-mercosur-idUKBRE8B617920121207 (accessed: 14.08.2022).

23. Brazil GDP Growth Rate. Trading Economics. 06.08.2022. URL: https://tradingeconomics.com/brazil/gdp-growth

24. Разумовский Д.В. Указ. соч.

25. Безерра М. Дипломатия Жаира Болсонару: демонтаж традиционной бразильской внешней политики // Ибероамериканские тетради. – 2020. – а №8. С. 35-42. https://doi.org/10.46272/2409-3416-2020-8-3-35-42

26. Export value of goods from Russia in 2021, by major country of destination. Statista. June 2022. URL: https://www.statista.com/statistics/1002015/russia-leading-export-partners/ (accessed: 22.09.2022).

27. Sutyrin, S., Trofimenko, O.Y., & Koval, A. (Eds.). (2019). Russian Trade Policy: Achievements, Challenges and Prospects (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429464041

28. Russia almost doubles exports' value to Brazil in first half of 2022: mainly fertilizers and fuel // MercoPress: South Atlantic News Agency. 15.08.2022. URL: https://en.mercopress.com/2022/08/15/russia-almost-doubles-exports-value-to-brazil-in-first-half-of-2022-mainly-fertilizers-and-fuel (accessed: 22.08.2022).

29. de Castro Neves, L.A., Cariello, T. (2022). China’s Growing Presence in Brazil and Latin America. In: Wang, H., Miao, L. (eds) Transition and Opportunity. China and Globalization. Springer, Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-16-8603-0_8

30. Top Presidential Candidates Overlook China in Government Plan // Folha de S. Paulo. 22.08.2022. URL: https://www1.folha.uol.com.br/internacional/en/brazil/2022/08/top-presidential-candidates-overlook-china-in-government-plan.shtml (accessed: 28.08.2022).

31. Harrison C., Wilkinson H. Latin American Leaders React to Russia’s Invasion of Ukraine // Americas Society Council of the Americas. 11.04.2022. URL: https://www.as-coa.org/articles/latin-american-leaders-react-russias-invasion-ukraine (accessed: 23.08.2022).

32. Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian's Regular Press Conference. Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. 29.03.2021. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202103/t20210329_9170715.html (accessed: 12.09.2022).

33. Кожанов Н. Партнёры по санкциям: чего хочет Москва от нового президента Ирана // Forbes. 26.01.2022. URL: https://www.forbes.ru/society/453617-partnery-po-sankciam-cego-hocet-moskva-ot-novogo-prezidenta-irana (дата обращения: 16.09.2022).

34. МИДы России и Ирана обменялись проектами договора о сотрудничестве // Коммерсант. 29.08.2022. URL:https://www.kommersant.ru/doc/5535711 (дата обращения: 16.09.2022).

35. Zoubir Y. The United States and Algeria: A New Strategic Partnership? // Journal of Middle Eastern and Islamic Studies (in Asia), 2011, Vol.5, Issue 4, Pages 1-27, DOI: 10.1080/19370679.2011.12023188

36. Bipartisan letter to US Secretary of State Blinken calls for sanctions on Algerian regime // The North Africa Post. 30.09.2022. URL: https://northafricapost.com/61268-bipartisan-letter-to-blinken-calls-for-sanctions-on-algerian-regime.html (accessed: 03.10.2022).

37. Production volume of natural gas in Africa as of 2021, by country. Statista. 11.11. 2022. URL https://www.statista.com/statistics/1197984/production-volume-of-natural-gas-in-african-countries/ (accessed: 14.11.2022).

38. Matallah, M.A.A., Benmehaia, M.A. and Benmebarek, A. Agricultural exports and potentials of Algeria: an econometric investigation through gravity model // International Journal of Economic Policy in Emerging Economies, 2021, Vol. 14, No. 3, pp.319–335. DOI: 10.1504/IJEPEE.2021.114949

39. Fasanotti F. Europe turns to Algeria for natural gas // Geopolitical Intelligence Services. 20.10.2022. URL: https://www.gisreportsonline.com/r/algeria-europe/ (accessed: 05.11.2022).

40. Agriculture in Algeria - Growth, Trends, Covid-19 Impact, and Forecasts (2022-2027). Mordor Intelligence. 13.10.2022. URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/agriculture-in-algeria (accessed: 14.11.2022).

41. Leroueil J. Sovereign Wealth Funds: African States Can Do Better! // Ressources Magazine. 22.01.2022 URL:https://ressources-magazine.com/news/sovereign-wealth-funds-african-states-can-do-better/ (accessed: 10.11.2022).

42. Zardo F., Loschi С. EU-Algeria (non)cooperation on migration: A tale of two fortresses // Mediterranean Politics, 2022, Vol.27, Issue 2, Pages 148-169, DOI: 10.1080/13629395.2020.1758453

43. Ghebouli Z. The war in Ukraine: A test for Algiers’ non-alignment doctrine. Middle East Institute. 07.07.2022. URL: https://www.mei.edu/publications/war-ukraine-test-algiers-non-alignment-doctrine (08.11.2022).

44. Kutlay M., Öniş Z. Turkish foreign policy in a post-western order: strategic autonomy or new forms of dependence? // International Affairs, Vol. 97, Issue 4, July 2021, Pages 1085–1104, https://doi.org/10.1093/ia/iiab094

45. Alti A. Explaining Turkey’s interest in BRICS // Asia Times. 02.08.2018. URL: https://asiatimes.com/2018/08/explaining-turkeys-interest-in-brics/ (accessed: 20.08.2022).

46. Turkey’s 2023 Elections: The Opposition Bloc’s Strategy & Prospects. Middle East Institute. 10.06.2022. URL: https://www.mei.edu/events/turkeys-2023-elections-opposition-blocs-strategy-prospects (accessed: 23.07.2022).

47. 80% of Turks 'neutral' to war between Russia and Ukraine // Fondazione PIME Onlus – AsiaNews. 05.03.2022. URL: https://www.asianews.it/news-en/80-of-Turks-'neutral'-to-war-between-Russia-and-Ukraine-55291.html (accessed: 06.07.2022).

48. Ünlühisarcıklı O., Tastan K., Canbilek С. Turkish Perceptions of the European Union 2022. German Marshall Fund. 14.04.2022. URL: https://www.gmfus.org/news/turkish-perceptions-european-union-2022 (accessed: 25.08.2022).

49. Egypt: Overview. The World Bank. 16.05.2022. URL: https://www.worldbank.org/en/country/egypt/overview accessed: 25.08.2022).

50. Rabinovitch A., El Safty S.EU, Israel and Egypt sign deal to boost East Med gas exports to Europe. Reuters. 15.06.2022. URL: https://www.reuters.com/business/energy/eu-israel-egypt-sign-deal-boost-east-med-gas-exports-europe-2022-06-15/

51. Liam D. Egypt’s Sukhoi Su-35Es sold to Iran due to US pressure // Military Africa. 05.09.2022. URL: https://www.military.africa/2022/09/egypts-sukhoi-su-35es-sold-to-iran-due-to-us-pressure/ (accessed: 10.09.2022).

52. Hogan M. U.S. wheat offered lowest in Egypt's GASC tender, traders say // NASDAQ. 19.07.2022. URL:https://www.nasdaq.com/articles/u.s.-wheat-offered-lowest-in-egypts-gasc-tender-traders-say (accessed: 10.09.2022).

53. International Trade. Q1. 2022. General Authority for Statistics. 10.07.2022.URL: https://www.stats.gov.sa/sites/default/files/ITR%20Q12022E.pdf (accessed: 13.09.2022).

54. Parker J., Lynch T. Russia and Saudi Arabia: Old Disenchantments, New Challenges // Strategic Perspectives. 2021. No. 35. https://www.ndu.edu/Portals/68/Documents/stratperspective/inss/Strategic-Perspectives-35.pdf (accessed: 13.09.2022).

55. Flush With Oil Profits, Saudi Arabia Pours $7.5 Billion into U.S. Stocks from Amazon to Microsoft // Wall Street Journal. 16.08.2022. URL: https://www.wsj.com/articles/saudi-fund-spends-oil-windfalls-on-7-5-billion-in-u-s-stocks-from-amazon-to-microsoft-11660645409 (accessed: 29.08.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести