Политика Вашингтона в отношении Ирана в контексте усиления фактора регионализации
Политика Вашингтона в отношении Ирана в контексте усиления фактора регионализации
Аннотация
Код статьи
S207054760023441-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гегелашвили Нана Александровна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Института Соединённых Штатов Америки и Канады имени академика Г.А. Арбатова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье выявлены приоритеты Вашингтона при реализации его политики в отношении Тегерана в контексте усиления фактора регионализации. Даётся анализ подходов США к Ирану, определены причины повышенного интереса к этой стране со стороны как США, так и ЕС.

В последнее время Тегеран, несмотря на крайне жёсткие санкции со стороны Запада – США и ЕС – в значительной степени усилил свои позиции в мире как в контексте растущего значения фактора регионализации, так и одного из основных поставщиков газа и нефти на мировом рынке. В условиях санкционного режима главное беспокойство Тегерана будет связано в первую очередь с перспективами в отношении ядерной сделки – программы Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), что способно повлиять на выбор внешнеполитических приоритетов этой страны в будущем. Именно от этого будет зависеть внешнеполитический расклад этой страны: станет ли её сближение с США и ЕС ситуативным или же оно будет носить долгосрочный и стратегический характер. 

Сегодня большую озабоченность Вашингтона вызывает проникновение Китая на Ближний Восток в целом и в Иран, нацеленный на реальное подключение к инициативе Шёлкового пути, в частности. И хотя в настоящее время этот процесс определяется экономическим измерением, ясно, что это далеко не предел, чего не могут не понимать США. 

 

Ключевые слова
политика США, Иран, ядерная сделка, энергоресурсы, украинский кризис
Классификатор
Получено
06.08.2022
Дата публикации
07.12.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
356
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Кризис на Украине стал отправной точкой формирования долгого и тяжёлого процесса нового миропорядка, завершение которого всё ещё остаётся уравнением с двумя неизвестными. Глобализация активно сменяется регионализацией, идёт процесс формирования коалиций держав, деление мира на противоборствующие военно-политические и финансово-экономические блоки, имеющие диаметрально противоположные позиции по ключевым вопросам мироустройства и по фундаментальным ценностям. Военная операция России на Украине в значительной степени изменила геополитические реалии, усилив региональное измерение некоторых незападных стран, одной из которых стал Иран.

2 Последние события, развернувшиеся в связи с беспрецедентным противостоянием между коллективным Западом и Россией, наглядно продемонстрировали, что администрация Дж. Байдена в целом готова к определённому развороту, позволяющему снизить накал напряжённости в отношениях с Ираном и возобновить переговоры по крайне проблематичному Соглашению по ядерной программе. Такое положение дел объясняется, прежде всего, смещением приоритетов внешней политики текущей администрации, когда ключевым фокусом её внимания становится Китай, претендующий на роль мирового лидера, а также усиление роли и значения России в контексте её противостояния с Западом, перенапряжением самих США, вызванным, в первую очередь, снижением их ресурсного потенциала.
3

Перспективы ядерной сделки

 

Сегодня озабоченность Вашингтона в отношении ИРИ связана с ядерной сделкой Тегерана, усиливающимся влиянием этой страны на мировой арене в силу растущего значения регионального фактора, а также роли Тегерана как ключевого поставщика энергоресурсов на мировом рынке. Трансформация однополюсного мира, проблемы глобального характера, ситуация, связанная с вопросами безопасности, экономический и гуманитарный кризисы заставили администрацию президента США Дж. Байдена вернуть Ближневосточный регион в список основных приоритетов Вашингтона.

4

Ключевая задача администрации Дж. Байдена в отношении Ирана направлена на снижение напряжённости между обеими странами, обусловленной политикой «максимального давления» и созданием арабо-израильского фронта против Ирана президентом США Д. Трампом. Именно Д.Трамп стал инициатором выхода США из ядерной сделки – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), подписанного в 2015 г. пятью членами СБ ООН, а также Германией и Ираном и закреплённого резолюцией Совбеза 2231, восстановив санкции против Тегерана1.

1. Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе. РИА Новости. 07.07.2019. Available at: >>> (accessed: 17.06.2022).
5 В ответ на это Тегеран, вопреки ожиданиям Вашингтона, не пошёл на уступки относительно смягчения своих позиций по всему спектру крайне спорных американо-иранских отношений. Напротив, он отказался от ряда своих обязательств в рамках СВПД, увеличил темпы обогащения урана и как результат – расширил своё стратегическое партнёрство с основными противниками Вашингтона – Китаем и Россией. По мнению Вашингтона, новые шаги, предпринятые администрацией Дж. Байдена, должны были снизить накал страстей между США и их основными европейскими союзниками – Великобританией, Францией и Германией, являющимися подписантами СВПД, что, по логике Вашингтона, позволило бы ему переключить основное внимание на своих главных противников – Пекин и Москву. В частности, США призывали к созданию ограничения на развитие ракетных вооружений и к усилению контроля над Ираном со стороны МАГАТЭ. Тегеран же настаивал на отказе США от введения санкций, на снятии ограничений на экспорт нефти из Ирана и на юридических гарантиях, исключающих возможность выхода США из договорённостей в будущем, которые, на взгляд Тегерана, должны быть одобрены Конгрессом США. В какой-то степени сдвинуть ситуацию с мёртвой точки должно было и назначение Дж. Байденом своим представителем опытного специалиста по Ближнему Востоку Роберта Мэлли, который должен был возглавить группу переговорщиков с Ираном.
6

Похоже, что Дж. Байден будет отстаивать свою позицию в отношении Ирана, даже несмотря на ряд препятствий, стоящих на пути реализации его иранской политики. Первое связано с мощным противодействием со стороны антииранских сил в США и в регионе Ближнего Востока, выступающих против запуска её реализации до предоставления Тегераном обязательств в рамках СВПД и снижения его военного потенциала. Во-вторых, позиция Тегерана остаётся непреклонной – он не намерен проявлять гибкости до тех пор, пока Вашингтон не пойдёт ему на значительные уступки, связанные с отменой ряда введённых самых жёстких санкций против Ирана. Ведь, на взгляд Тегерана, его «ядерная программа преследует исключительно мирные цели, а исламский режим страны идеологически настроен против ядерного оружия»2.

2. Strategist: сближение США и Ирана при Байдене вполне возможно. Regnum. 08.02.2021. Available at: >>> (accessed: 11.07.2022).
7

В апреле 2021 г. был дан старт консультаций по ядерной сделке, проходивших в Вене, однако с марта 2022 г. они снова зашли в тупик. В какой-то степени импульс продолжению диалога привнёс состоявшийся 25 июня 2022 г. визит в ИРИ Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. Согласно его заявлению, основной задачей поездки было «преодоление тупика на переговорах по ядерной сделке, в результате чего обеими сторонами были достигнуты договорённости возобновить их в течение нескольких дней»3.

3. Боррель заявил о возобновлении переговоров Ирана и США по ядерной сделке. Ведомости. 25.06.2022. Available at: >>> (accessed: 01.07.2022).
8

На пресс-конференции по итогам этого визита министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян заявил, что «страна готова возобновить переговорный процесс по ядерной сделке в течение последующих нескольких дней, а для правительства важно, чтобы Иран полностью воспользовался экономическими выгодами от соглашения. Мы (Иран. – Н.Г.) будем стремиться разрешить противоречия путём переговоров и надеемся, что в этот раз США сделают реальные шаги для их завершения»4. О серьёзности намерений Ирана на этом направлении свидетельствует и тот факт, что как вышеназванный министр иностранных дел Ирана, так и главный переговорщик этой страны по вопросам иранской ядерной программы Али Багери Кани активно вели переговоры с официальными представителями ЕС, чтобы обсудить все имеющиеся детали соглашения.

4. Иран заявил, что готов в течение нескольких дней возобновить переговоры по ядерной сделке. ТАСС. 25.06.2022. Available at: >>> 03.07.2022).
9

В то же время, несмотря на то что администрацией президента Ирана Эбрахима Раиси особо отмечался тот факт, что «диалог может принести выгоду национальной экономике»5, местные издания, представляющие сторонников жёсткой линии, не снизили градус критики на возобновление переговоров. Консервативная газета «Кайхан» назвала визит Борреля «одним из элементов американского и европейского плана по заманиванию Тегерана в ловушку и выразила уверенность, что у Тегерана нет необходимости вести переговоры с Западом»6.

5. Иран адаптируется к требованиям США, но не забывает подстраховаться. ЦентрАзия. CentrlAsia. 28.06.2022 Available at: >>> (accessed: 05.07.2022).

6. Иран направляется на ядерные переговоры в Катар с смягченными позициями и обновленной командой. Middle East Eye. 27.06.2022. Available at: >>>  (accessed: 09.07.2022).
10

Вместе с тем представители администрации президента США заявили о готовности Вашингтона к ужесточению санкций в отношении Ирана в случае провала переговоров по восстановлению СВПД по иранской ядерной программе7.

7. Глава МИД Ирана заявил о готовности возобновить переговоры по ядерной сделке. Газета.ru. 25.06.2022. Available at: >>> (accessed: 01.07.2022).
11

Однако, невзирая на выпады со стороны администрации Дж. Байдена в адрес Ирана, буквально через три дня после состоявшейся встречи в Тегеране, 28 июня 2022 г. переговоры были продолжены, на сей раз в Дохе. Тем не менее, согласно заявлению, сделанному заместителем главы внешнеполитической службы ЕС Энрике Мора, являющимся координатором переговоров по ядерной сделке, «сторонам на переговорах по ядерной сделке в Дохе не удалось достигнуть того прогресса, на который они надеялись»8.

8. В ЕС заявили, что на переговорах по ядерной сделке в Дохе не удалось достигнуть прогресса. ТАСС. 29.06.2022. Available at: >>> (accessed: 05.07.2022).
12 Представляется, что вероятность ядерной сделки между Вашингтоном и Тегераном отнюдь не исключена. Более того, шансы на её заключение могут возрасти. Последнее зависело в значительной степени от итогов запланированного американским президентом Дж. Байденом в июле этого года визита на Ближний Восток. А главной целью визита должны быть проблемы энергетики, значение которой сильно возросло, равно как и выяснение чётких позиций стран региона в отношении России в контексте украинского кризиса, которые всё ещё характеризуются неопределённостью. При этом на кону – одна из ключевых стран региона – Саудовская Аравия с её гигантскими нефтяными ресурсами, способная снизить градус напряжения на энергетическом рынке и как результат – цены на нефть и продовольствие в США. С учётом непростых отношений США с Ираком – одним из основных стратегических союзников США в регионе, в котором политическая ситуация продолжает оставаться нестабильной из-за неспособности сформировать там правительство, Вашингтон может столкнуться с угрозой потери иракских поставок нефти, что способно сказаться на исходе промежуточных выборов. В случае получения твёрдой поддержки со стороны Эр-Рияда Вашингтон может дать старт новой эры американо-саудовских отношений в рамках «стратегического договора». При этом на пути этого серьёзным барьером становится набирающее обороты двустороннее стратегическое сотрудничество Эр-Рияда и Москвы. Саудовская Аравия не заняла открытой позиции против Москвы, участвует с ней в работе ОПЕК и при посредничестве Ирака начала переговоры по нормализации отношений с Ираном, ещё недавно считавшимся её недругом.
13 Однако Вашингтону так и не удалось убедить арабские страны и, прежде всего, Саудовскую Аравию, нарастить объём добываемой нефти для снижения её цены на мировом рынке и склонить их на свою сторону, что могло бы негативно сказаться на интересах России и, напротив, укрепить позиции США в регионе. Вот почему визит американского президента можно оценивать как очень скромный.
14 Таким образом, в настоящее время наблюдается некоторое снижение американского влияния на Ближнем Востоке, которое характеризуется пока ещё крайне незначительным, но, тем не менее, ростом регионального сотрудничества настолько, насколько это возможно в условиях совпадения и расхождения общих и частных интересов.
15

В конце июня 2022 г. Исламская Республика Иран подала заявку на вступление в группу БРИКС, заявив, что партнёрство в рамках организации могло бы принести «дополнительные преимущества»9, что отчасти может усилить позиции Тегерана в ходе переговоров.

9. Иран адаптируется к требованиям США, но не забывает подстраховаться. ЦентрАзия. CentrlAsia. 28.06.2022 Available at: >>> (accessed: 05.07.2022).
16

Несмотря на то что заявка в БРИКС и переговоры по ядерной сделке никак не связаны друг с другом, очевидно, что Иран в значительной степени рассчитывает на поддержку со стороны Пекина, который остаётся его ключевым торговым партнёром, а также Москвы, что, по логике Тегерана, может снизить оказываемое на него санкционное давление на самые чувствительные вопросы – вопросы экономики.

17

Возможные сценарии развития

 

Согласно заявлению, сделанному министром иностранных дел Ирана Амиром Абдоллахияном, «украинский кризис должен быть решён путём политических переговоров. Выход из кризиса должен быть политическим и переговоры между Россией и Украиной должны привести к прекращению военных действий»10. При этом Иран официально не признал воссоединение Крыма с Россией, независимость ДНР и ЛНР, а также Южной Осетии и Абхазии»11. На взгляд духовного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи, активно выступающего за прекращение огня на Украине, «в украинском кризисе виновата политика США, а Киев — её жертва»12.

10. Иран сделал заявление из-за спецоперации на Украине. Lenta.Ru 09.05.2022. Available at: >>> 05.06.2022).

11. Дмитрий Ермаков. "Это всё изменит". О чем договорились Россия и Иран. РИА Новости. 08.06.2022. Available at: >>> (accessed: 10.06.2022).

12. Там же.
18 Тем не менее, в условиях перекройки карты мира, когда на смену мировым державам приходят мощные региональные игроки в лице Ирана и Турции, роль и значение которых заметно возросли за последнее десятилетие, Тегерану становится крайне важно использовать все имеющиеся возможности, возникшие в результате событий на Украине для обеспечения своих национальных интересов.
19 Сегодня Тегеран вполне осознаёт тот факт, что Вашингтон может выйти из ядерной сделки, а его обязательства в случае решения этой проблемы вовсе не являются окончательными и бесповоротными.
20

На усиление позиций Тегерана на мировой шахматной доске может влиять тот факт, что Иран занимает второе место на мировом газовом рынке»13, что может позволить ему стать основным экспортёром газа в Европу в условиях введённых Западом санкций на поставки российских энергоресурсов. К тому же разведанные запасы сырой нефти ИРИ составляют 12% общемировых»14 «По оценкам Робина Миллса из вашингтонского Института арабских государств Персидского залива, при желании Иран способен вывести на рынок около миллиона баррелей нефти в сутки. Для администрации Байдена деэскалация между США и Ираном – шанс бороться с Россией без риска экономического кризиса» 15.

13. . О «трудных буднях» нефтегазовой сферы Ирана. ИНОСМИ. 19.02.2018. Available at: >>> (accessed: 17.06.2022).

14. Там же.

15. Дмитрий Ермаков. Указ. соч.
21 На взгляд Тегерана, в условиях противостояния США с КНР и Россией позиции Ирана могут усилиться. Вот почему одна из основных задач США – лишить Иран евразийских возможностей и отделить его от Китая и России.
22

По мнению профессора Ли Хайдуна (Li Haidong) из Института международных отношений Китайского университета иностранных дел, «США стремятся вытеснить Россию и занять её место как крупного поставщика энергоресурсов в Европу. Это важно не только для прибылей американских нефтяных и газовых компаний. Гораздо важнее другая цель: прочно привязать экономические интересы Европы к американским, чтобы она всегда была на стороне США при решении азиатско-тихоокеанских проблем. Если Европа начнёт покупать американские энергоресурсы в больших количествах, у США появится больше возможностей для вмешательства в стратегию независимости ЕС»16.

16. Олег Никифоров. В чем состоят американские стратегические интересы в Европе. Независимая газета. 11.04.2022. Available at: >>> (accessed: 15.05.2022).
23

Аналогичного мнения придерживается и сотрудник Китайского института современных международных отношений Дун Ифань (Dong Yifan), считающий, что «усилия по переманиванию Европы на свою сторону в вопросах поставок энергоресурсов в полной мере соответствуют давней тактике США, которые намерены «похитить» Европу у России. Такая тактика возникла ещё в годы холодной войны, когда США осуждали Европу за покупку газа у Советского Союза, утверждая, что она таким образом его финансирует»17. В любом случае, при сохранении влияния Соединённых Штатов на региональные политические и экономические процессы, мощные региональные игроки в лице Китая, России, Турции и Ирана, отстаивающие свои интересы в данном регионе, будут противостоять Вашингтону.

17. : Европа стала заложницей США из-за запрета на поставки российских энергоресурсов. Global Times (Китай). ИНОСМИ. 12.03.2022. Available at: >>>  (accessed: 19.04.2022).
24 Вместе с тем сегодня просматривается тенденция к сближению стран региона и с Россией, расширившей свои отношения с ними после арабской весны 2011 г. Это в значительной степени просматривается на примере Тегерана, начавшего укреплять свои связи с Москвой и Пекином.
25 Тем не менее, несмотря на присоединение Тегерана к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в сентябре 2021 г. при поддержке Москвы, мощного товарооборота между двумя странами, взаимовыгодных сделках в области энергетики, позиция Ирана к России остаётся всё ещё неоднозначной, главным образом из-за его неготовности сделать выбор – примкнуть к странам Запада или же сократить дистанцию с незападными странами.
26 В конце мая 2022 г. в Тегеране состоялась встреча вице-премьера России Александра Новака с иранским коллегой Мохаммадом Мохбером и представителями деловых кругов.
27

На встрече речь шла о важной «политической» сделке, согласно которой Тегеран отказывается от увеличения поставок нефти на международный рынок в обмен на финансирование некоторых иранских инфраструктурных проектов со стороны Москвы. В частности, ещё в начале 2022 г. Россия открыла кредит на 1,4 млрд евро для строительства на юге этой страны тепловой электростанции «Сирик»18.

18. Иран приступает к строительству ТЭС «Сирик» с российским финансированием. Report. Информационное агентство. 31.10.2020. Available at: >>> (accessed: 17.04.2022).
28

Обе стороны обсудили и возможности функционирования нефтегазового хаба, предназначенного для экспорта российских энергоносителей в Северный Иран, в обмен на экспорт иранской нефти и газа в Азиатско-Тихоокеанский регион. Также обсуждался вопрос поставок российского газа через Азербайджан с перспективой возможного экспорта из иранских портов. Между тем, сближение отношений между Москвой и Ираном в настоящее время всё ещё не находит активной поддержки со стороны иранского истеблишмента и время от времени вызывает недовольство. Согласно мнению бывшего иранского парламентария, представляющего реформаторские круги, Махмуда Садеги, «мы (Иран. – Н.Г.) официально стали заложниками России». Ряд иранских СМИ выражают недоумение чрезмерной самостоятельностью России, пытающейся решать за Тегеран все, даже за столом переговоров. Так, иранское издание «Джомхурий-е эслами» отмечает, что «такое неправильное представление об Исламской Республике Иран и иранском народе может погрузить россиян в иллюзию, ту самую, которая привела к вторжению Путина на Украину и его погружению в трясину опустошительной войны. Иран не позволит ни одной стране брать в заложники свои национальные интересы»19.

19. Марианна Беленькая. Иран стал заложником украинского кризиса. Коммерсантъ. 09.03.2022. Available at: >>> (accessed: 19.04.2022).
29

И хотя, согласно мнению директора исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислава Тарасова, «Москва на Ближнем Востоке исторически ведёт себя более компетентно, нежели Вашингтон, нужно признать, что Россия пока экономически не так сильна в регионе, чтобы конкурировать с американцами. Страны Ближнего Востока, в том числе Иран, ориентируются на Запад и хотят использовать его ресурс в своих интересах, но так, чтобы не испортить отношения с Россией, – на Востоке не играют в однополярный мир»20.

20. Дмитрий Ермаков. Указ. соч.
30 Вместе с тем необходимо отметить, что до начала конфронтации с США Тегеран активно проводил политику экономической многовекторности, и в случае снятия с него санкций со стороны Запада эта страна будет способна в ещё большей степени диверсифицировать маршруты транспортировки своих энергоносителей в Европу, что скажется на усилении её регионального влияния. Привлечение мощных западных инвестиций в создание инфраструктуры и транспортных сетей Ирана будет иметь огромный потенциал, способный превратить эту страну в крупнейший логистический узел не только для коридоров на Запад и Юго-Запад, но и на Восток и Юго-Восток.
31 В этом контексте особое внимание следует обратить на тот факт, что в настоящее время Тегеран ведёт длительные переговоры с соседними арабскими странами, для которых главной темой являются вопросы, связанные с энергетикой – нефтяной рынок и продовольственная безопасность. Если по итогам упомянутого выше визита президента США Дж. Байдена в страны Ближнего Востока будет принят проект дорожной карты, по которой будет разработана общая политика стран этого региона, касающаяся ключевых проблем энергетики – увеличения добычи нефти в мире и предельного уровня её стоимости, то это может радикально изменить нефтяную карту мира.
32

Согласно заявлению советника по нацбезопасности Джейка Салливана, в ходе поездки у Байдена будет возможность провести встречи с лидерами ряда стран, входящих в ОПЕК. «Мы придерживаемся общей позиции, заключающейся в том, что в мире нужно наладить достаточные поставки нефти. Это нужно и для защиты американских потребителей»21.

21. Байден во время визита на Ближний Восток обсудит тему продовольственной безопасности. Интерфакс. 11.07.2022. Available at: >>> (accessed: 13.07.2022).
33 Вот почему в настоящее время ключевым вопросом для Тегерана становится выбор между выстраиванием связей с США и ЕС, с одной стороны, и партнёрством с Китаем, Россией и Турцией – с другой.
34

В случае провала ядерной сделки отнюдь не исключается возрождение конструкта Россия – Турция – Иран, способного серьёзно повлиять на расклад сил в регионе. Не случайно, что в этом контексте французское издание «Атлантико» (Atlantico) сделало вывод о том, что «вдали от Европы разворачиваются важные события, смысл которых в том, что Россия, Турция и Иран продвигают свои фигуры на шахматной доске, чтобы вывести евразийское пространство из-под американского контроля. Если такой геополитический эксперимент увенчается успехом, то можно будет говорить о мировой стратегической революции»22.

22. Новая геополитика Закавказья: вытеснение США из региона может стать реальностью. Русстрат. Институт международных политических и экономических стратегий. 30.01.2022. Available at: >>> (accessed: 15.05.2022).
35 И действительно, при таком сценарии вполне возможно обеспечить выдавливание США из Закавказья, интерес к которому растёт в геометрической прогрессии не только у региональных игроков – Турции, России, Ирана, но и внерегиональных – США и ЕС. Однако судьба ядерной сделки всё ещё неизвестна, а Иран, занимающий важное геостратегическое положение и граничащий с двумя закавказскими государствами – Арменией и Азербайджаном, пока не торопится сделать свой окончательный выбор.
36 К тому же Россия, Турция и Иран, действуя в единой упряжке с Китаем, могут поставить под свой контроль морские и сухопутные пути из Азии в Европу, без оглядки на интересы США и отдельных европейских игроков.
37 В этом контексте также нельзя не учитывать и подходы США к странам Закавказья, позицию Турции – одного из самых строптивых партнёров Вашингтона, а также Ирана в контексте того внимания, которое он уделял и продолжает уделять государствам Закавказья.
38 Все три страны Закавказья граничат с крупнейшей региональной державой – Турцией, обеспечивающей доступ не только к Чёрному морю, но и в Персидский залив и Индийский океан, что имеет огромное значение для трансрегиональных экономических проектов этих стран.
39

Ряд крупнейших энергетических и транспортных проектов, в которых участвуют Турция, Азербайджан и Грузия, призваны обеспечить, с одной стороны, транспортировку энергоресурсов Каспия по альтернативным маршрутам в обход России, а с другой – предоставить возможность экспорта американского сжиженного газа как в страны Центральной, так и Восточной Европы, что в полной мере отвечает стратегическим устремлениям США в отношении России. В числе этих проектов центральное место занимает «Южный газовый коридор»23, являющийся одним из приоритетных для Запада, прежде всего для ЕС. Он призван диверсифицировать маршруты и источники поставок энергоресурсов Каспия на европейские рынки, чтобы повысить энергетическую безопасность Европы.

23. Southern Gas Corridor. Available at: >>> (accessed 27.04.2022).
40

Между тремя этими странами и США реализуются и другие крупнейшие энергетические проекты, имеющие глобальное значение. Все они стали ключевыми участниками магистрального трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан24, официальное открытие которого состоялось 13 июля 2006 г., а также Южно-Кавказского газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум25, вступившего в действие в июне 2018 г., что стало ещё одной вехой в расширении и укреплении связей между этими странами.

24. Socar Midstream. Baku Tbilisi Ceyhan (BTC). Oil Export Pipeline. Available at: >>> (accessed 14. 04.2022).

25. Socar. Baku-Tbilisi-Erzurum Gas Pipeline. Available at: >>> (accessed 29. 04.2022).
41

В октябре 2017 г. состоялось открытие железной дороги Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс26, которая соединила железнодорожные сети Азербайджана, Грузии и Турции. Для обеспечения транспортировки грузов из Китая и Казахстана по железной дороге БТК в пригороде Баку был построен крупнейший международный морской торговый порт Алят. Особо важное значение имеет Трансанатолийский трубопровод (TANAP)27, который был задуман ещё в 2006 г, как часть более масштабного проекта «Южный газовый коридор», протяженностью 3,5 тыс. км, по которому газ от месторождения Шах-Дениз на Каспии через территории Азербайджана, Грузии, Турции, Греции и Албании дойдёт до юга Италии.

26. Baku-Tbilisi-Kars (BTK) Rail Line, Azerbaijan, Georgia, Turkey. Available at: >>> (accessed: 21. 03.2022).

27. Trans Anatolian Natural Gas Pipeline Project. Available at: >>>  (accessed: 13.04.2022).
42 Поэтому не исключено, что в контексте событий на Украине подход США к Армении, которая является единственным союзником Москвы в Закавказье, может быть трансформирован вплоть до смещения её внешнеполитического вектора в сторону Запада. Это может способствовать радикальной трансформации всей конфигурации Закавказья.
43 Сегодня Азербайджан вместе с Грузией активно продвигают транзит в направлении «Восток – Запад» в отличие от Армении, которая пока ещё остаётся в стороне из-за того, что наиболее эффективные на сегодня маршруты в направлении «Север – Юг» (Россия – Иран) проходят по территории Азербайджана, отношения с которым у Еревана остаются не до конца урегулированными.
44

С другой стороны, намерения Баку, связанные с созданием Зангезурского коридора28, проходящего по территории Армении и соединяющего Азербайджан с Нахичеванью, вызывают особую озабоченность у Тегерана. Данный коридор может связать Азербайджан с Турцией, Израилем и ЕС по суше, оставив Иран неохваченным, что исключает его из транзитных проектов. Понятно, что такое положение дел не отвечает интересам Тегерана, поскольку сам Иран намерен играть важную роль в транзитных коридорах Север – Юг и Восток – Запад.

28. Зангезурский коридор уже становится реальностью, заявил Алиев. РИА Новости. 29.06.2022. Available at: >>> (accessed: 01.07.2022).
45

И не случайно, что согласно заявлению генерального директора по транзиту Министерства дорог и городского развития Ирана Амина Тарафо, «в ближайшее время будет сдан в эксплуатацию транзитный коридор Персидский залив – Чёрное море»29, маршрут которого предполагает использование автомобильного транспорта по Армении – Мегри – Вайоц-Дзор – Ерасх, который кстати, короче, чем маршрут через Азербайджан и в котором заинтересованы и Иран, и Армения, далее железной дорогой до морского порта Поти в Грузии, откуда через Чёрное море в болгарские порты Варна и Бургас. При этом запуск этого коридора ускорит торговлю Азии с Европой и ещё больше привяжет транзит к региональной и международной торговле согласно проекту «Один пояс – один путь» между Ираном, странами Закавказья и Черноморским регионом.

29. Закавказье опутывается сетью коммуникаций. В проектах РИА Regnum. 23.04.2021. Available at: >>> html (accessed: 01.07.2022).
46

В этой связи следует также отметить, что одна из стратегических задач США направлена на блокировку китайских экономических коридоров в рамках стратегии «Один пояс – один путь»30, предполагающий беспрепятственное продвижение китайских товаров в Турцию и далее в Европу по континентальному маршруту. Главная роль в этой части отводится Турции и Ирану, участвующих в этом китайском экономическом проекте. Поэтому Вашингтон будет использовать широкий спектр своего инструментария, направленного на максимальное снижение всех дивидендов, которые могут принести китайские и российские проекты.

30. Andrew Chatzky and James McBride. China’s Massive Belt and Road Initiative. Foreign Affairs. January 28, 2020. Available at: >>> (accessed: 05.07.2022).
47

Заключение

 

Перспективы ядерной сделки могут в значительной степени оказать влияние на выбор Ирана в отношении его внешнеполитических приоритетов – ориентация на партнёрство с США и ЕС или выстраивание долгосрочных связей с Китаем, Турцией и Россией. При этом Вашингтон будет пристально следить за действиями Тегерана не только в отношении Китая и России, но и на всём постсоветском пространстве, учитывая интерес Тегерана к Закавказью.

48 Представляется, что главным соображением, которым руководствуются как страны – экспортёры энергоресурсов, так и транзитные страны, является извлечения максимальной выгоды от продажи и прокачки нефти и газа. К тому же для таких стран, как Иран и Турция, тактическая конкуренция является их основной характеристикой, что не мешает возможности осуществлять стратегическое партнёрство. В частности, несмотря на политику США, направленную на вытеснение России из Закавказья и блокирования Ирана, Турция, являясь с некоторыми оговорками, но всё же партнёром США, пошла на сближение с Ираном, заинтересованным в экспорте газа в Европу через турецкую территорию, а также с Россией, руководствуясь соображением о том, что все три страны имеют общие экономические интересы, равно как и интересы в сфере безопасности. Тем не менее, главный интерес всех этих стран направлен на расширение и укрепление своих геополитических позиций в регионе. Все они также способны сформировать геополитический треугольник для противодействия усилиям внерегиональных акторов – прежде всего Запада во главе с США.
49 В этой связи нельзя не учитывать и фактор неопределённости будущего Ирана, который после снятия западных санкций может резко усилить своё региональное влияние, активировать маршруты транспортировки энергоносителей в Европу и стать ключевым игроком европейской политики, или же напротив – не выдержать резкой смены идеологического курса и взорваться изнутри.

Библиография

1. Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе. РИА Новости. 07.07.2019. Available at: https://ria.ru/20190707/1556236666.html (accessed: 17.06.2022).

2. Strategist: сближение США и Ирана при Байдене вполне возможно. Regnum. 08.02.2021. Available at: https://regnum.ru/news/polit/3184696.html (accessed: 11.07.2022).

3. Боррель заявил о возобновлении переговоров Ирана и США по ядерной сделке. Ведомости. 25.06.2022. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/06/25/928449-yadernoi-sdelke (accessed: 01.07.2022).

4. Иран заявил, что готов в течение нескольких дней возобновить переговоры по ядерной сделке. ТАСС. 25.06.2022. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15032227?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (accessed: 03.07.2022).

5. Иран адаптируется к требованиям США, но не забывает подстраховаться. ЦентрАзия. CentrlAsia. 28.06.2022 Available at: https://centrasia.org/news.php?st=1656445260 (accessed: 05.07.2022).

6. Иран направляется на ядерные переговоры в Катар с смягченными позициями и обновленной командой. Middle East Eye. 27.06.2022. Available at: https/www.middleeasteye.net/news/iran-nuclear-talks-qatar-softened-positions-refreshed-team (accessed: 09.07.2022).

7. Глава МИД Ирана заявил о готовности возобновить переговоры по ядерной сделке. Газета.ru. 25.06.2022. Available at: https://www.gazeta.ru/politics/news/2022/06/25/18004922.shtml?updated (accessed: 01.07.2022).

8. В ЕС заявили, что на переговорах по ядерной сделке в Дохе не удалось достигнуть прогресса. ТАСС. 29.06.2022. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15077603 (accessed: 05.07.2022).

9. Иран адаптируется к требованиям США, но не забывает подстраховаться. ЦентрАзия. CentrlAsia. 28.06.2022 Available at: https://centrasia.org/news.php?st=1656445260 (accessed: 05.07.2022).

10. Иран сделал заявление из-за спецоперации на Украине. Lenta.Ru 09.05.2022. Available at: https://lenta.ru/news/2022/05/09/iran_/ (accessed: 05.06.2022).

11. Дмитрий Ермаков. "Это всё изменит". О чем договорились Россия и Иран. РИА Новости. 08.06.2022. Available at: https://ria.ru/20220608/iran-1793709175.html_ (accessed: 10.06.2022).

12. Там же.

13. . О «трудных буднях» нефтегазовой сферы Ирана. ИНОСМИ. 19.02.2018. Available at: https://inosmi.ru/20180219/241493787.html_ (accessed: 17.06.2022).

14. Там же.

15. Дмитрий Ермаков. Указ. соч.

16. Олег Никифоров. В чем состоят американские стратегические интересы в Европе. Независимая газета. 11.04.2022. Available at: https://www.ng.ru/ng_energiya/2022-04-11/9_8414_europe.html?PREVIEW_SECRET_KEY=c5c0c04e9df24b824b947cf2badef0d2 (accessed: 15.05.2022).

17. : Европа стала заложницей США из-за запрета на поставки российских энергоресурсов. Global Times (Китай). ИНОСМИ. 12.03.2022. Available at: https://inosmi.ru/20220312/sanktsii-253335110.html (accessed: 19.04.2022).

18. Иран приступает к строительству ТЭС «Сирик» с российским финансированием. Report. Информационное агентство. 31.10.2020. Available at: https://report.az/ru/energetika/iran-pristupaet-k-stroitelstvu-tes-sirik-s-rossijskim-finansirovaniem/ (accessed: 17.04.2022).

19. Марианна Беленькая. Иран стал заложником украинского кризиса. Коммерсантъ. 09.03.2022. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5249946/ (accessed: 19.04.2022).

20. Дмитрий Ермаков. Указ. соч.

21. Байден во время визита на Ближний Восток обсудит тему продовольственной безопасности. Интерфакс. 11.07.2022. Available at: https://www.interfax.ru/world/851590/ (accessed: 13.07.2022).

22. Новая геополитика Закавказья: вытеснение США из региона может стать реальностью. Русстрат. Институт международных политических и экономических стратегий. 30.01.2022. Available at: https://russtrat.ru/reports/30-yanvarya-2022-0010-8417 (accessed: 15.05.2022).

23. Southern Gas Corridor. Available at: https://www.sgc.az/en (accessed 27.04.2022).

24. Socar Midstream. Baku Tbilisi Ceyhan (BTC). Oil Export Pipeline. Available at: https://www.socarmidstream.az/project/btc/ (accessed 14. 04.2022).

25. Socar. Baku-Tbilisi-Erzurum Gas Pipeline. Available at: http://www.socar.az/socar/en/activities/transportation/baku-tbilisi-erzurum-gas-pipeline (accessed 29. 04.2022).

26. Baku-Tbilisi-Kars (BTK) Rail Line, Azerbaijan, Georgia, Turkey. Available at: https://www.railway-technology.com/projects/baku-tbilisi-kars/ (accessed: 21. 03.2022).

27. Trans Anatolian Natural Gas Pipeline Project. Available at: www.tanap.com/tanap-project/why-tanap/ (accessed: 13.04.2022).

28. Зангезурский коридор уже становится реальностью, заявил Алиев. РИА Новости. 29.06.2022. Available at: https://ria.ru/20220629/koridor-1799031624.html (accessed: 01.07.2022).

29. Закавказье опутывается сетью коммуникаций. В проектах РИА Regnum. 23.04.2021. Available at: https://news.rambler.ru/army/46283769/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink html (accessed: 01.07.2022).

30. Andrew Chatzky and James McBride. China’s Massive Belt and Road Initiative. Foreign Affairs. January 28, 2020. Available at: https://www.cfr.org/backgrounder/chinas-massive-belt-and-road-initiative (accessed: 05.07.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести