Альянс США – Япония – Республика Корея как часть Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Джо Байдена
Альянс США – Япония – Республика Корея как часть Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Джо Байдена
Аннотация
Код статьи
S207054760022725-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мотявин Михаил Михайлович 
Должность: Аспирант
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова РАН (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье обозначена стратегия администрации Джо Байдена по развитию сотрудничества с Японией и Республикой Корея в рамках трёхстороннего альянса и подчёркивается роль Сеула, без участия которого комплексное взаимодействие маловероятно. 

Ключевые слова
Северо-Восточная Азия, Корейский полуостров, американское присутствие в Северо-Восточной Азии, альянс США – Япония – Республика Корея, Индо-Тихоокеанский регион
Классификатор
Получено
14.09.2022
Дата публикации
24.10.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
503
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В рамках Четырёхстороннего диалога по безопасности (Quad group of nations, Quad), состоявшегося в сентябре 2021 г., президент Соединённых Штатов Америки Джозеф Байден заявил: «Будущее каждой из наших наций – и всего мира – зависит от свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, стойкого и процветающего»1.

1. Remarks by President Biden, Prime Minister Morrison of Australia, and Prime Minister Johnson of the United Kingdom Announcing the Creation of AUKUS. 15.09.2021. Available at: >>> (accessed 22.03.2022).
2

В опубликованной в феврале 2022 г. стратегии США подчёркивается особая важность Индо-Тихоокеанского региона для Вашингтона2. Так, в документе говорится, что в регионе проживает более половины населения мира, на него приходится почти две трети мировой экономики и семь крупнейших в мире вооружённых сил. В нём базируется больше военнослужащих США, чем в любом другом регионе, поддерживаются более трёх миллионов американских рабочих мест и из него поступает свыше 900 млрд долл. прямых иностранных инвестиций. В независимости от политических настроений находящегося у руля в Белом доме лица, будь то Джордж Буш-младший, Барак Обама или Дональд Трамп, каждый уделял Индо-Тихоокеанскому региону особую роль и внёс свою лепту в укрепление в нём позиций Вашингтона. Нынешний президент Байден решил пойти ещё дальше, создавая новые военно-политические блоки, такие как АУКУС (Australia, United Kingdom, United States, AUKUS) и уже упомянутый диалог по безопасности.

2. U.S.-Indo-Pacific-Strategy. 11.02.2022. Available at: >>> (accessed 22.03.2022).
3

Соединённые Штаты в своей стратегии обозначили, что будут вести работу в каждом уголке Индо-Тихоокеанского региона, начиная от Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии и заканчивая Океанией и Тихоокеанскими островами. В связи с растущей силой Китая, который является основным противником США в регионе, Вашингтон делает особый упор на свои альянсы. Так, ключевыми союзниками в Северо-Восточной Азии для США являются Япония и Республика Корея (РК). Во время своего первого года правления президент Байден обозначил ключевые направления развития альянсов с Токио и Сеулом, концентрируясь на новых областях сотрудничества. Так, ещё в марте 2021 г. Вашингтон обозначил важность и перспективы развития трёхстороннего альянса3. Однако между Японией и Республикой Корея до сих пор существуют неурегулированные споры, мешающие нормализации двусторонних отношений. Соединённые Штаты всегда старались выступать посредником в переговорах Токио и Сеула, стремясь найти точки соприкосновения двух держав для укрепления альянса.

3. Michelle Ye Hee Lee. As Biden seeks to restore alliances, a souring Japan-South Korea relationship presents a challenge. The Washington Post. 02.03.2021. Available at: >>> (accessed 15.04.2022).
4

Пути развития трёхстороннего альянса при администрации Дж. Байдена

 

Трёхстороннее сотрудничество США – Японии – Республики Корея развивалось из соображений безопасности государств в отношении КНДР. Созданная в 1999 г. «Трёхсторонняя координационная группа по надзору» (Trilateral Coordination Oversight Group, TCOG) смогла укрепить механизм между союзниками по наблюдению за развитием ядерной программы Пхеньяна. Со временем группа эволюционировала, стали осуществляться встречи на уровне высших должностных лиц, проводиться совместные военные учения и обмен разведданными, однако при администрации Мун Чжэ Ина отношения Республики Корея и Японии испортились, поставив под угрозу многие ключевые отрасли сотрудничества. Новая администрация Юн Сок Ёля поставила себе цель добиться улучшений в рамках двусторонних отношений.

5

Во время встречи в Мадриде 29 июня 2022 г. на полях саммита НАТО лидеры трёх государств договорились укрепить сотрудничество в области безопасности в связи с ядерными и ракетными угрозами КНДР4. Подобная встреча состоялась впервые с сентября 2017 г. Стороны подтвердили готовность оказывать поддержку в условиях кризисов и отвечать совместно на вызовы. Президент Байден подчеркнул важность трёхстороннего альянса для полной денуклеаризации Корейского полуострова и обеспечения свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона. Три лидера согласились работать вместе для обеспечения выполнения резолюций Совета Безопасности ООН, направленных на сдерживание оружейных программ КНДР. Премьер-министр Японии Фумио Кисида заручился поддержкой лидеров США и Республики Корея в решении вопроса о возвращении похищенных японских граждан Пхеньяном в 1970-х и 1980-х годах. Страны также подтвердили свою приверженность базовым демократическим ценностям, а Токио и Сеул договорились приложить максимум усилий в работе над налаживанием взаимоотношений, забыв о прошлых обидах. Министр иностранных дел Республики Корея заявил о надежде в скором времени возобновить обмен военными разведданными с Японией в рамках соглашения «ГСОМИЯ» (General Security of Military Information Agreement, GSOMIA), которое было под угрозой разрыва при администрации Мун Чжэ Ина.

4. Japan, South Korea, U.S. eye deeper security ties in first summit in five years. Japan Times. 29.06.2022. Available at: >>> (accessed 05.09.2022).
6 Все три страны имеют общие интересы в укреплении экономических отношений, но для этого Японии и Республике Корея необходимо внести друг друга в «белый список» государств, которым предоставляется преференциальный режим при лицензировании экспорта. В своё время Япония внесла существенный вклад в запуск Всеобъемлющего и прогрессивного Соглашения Транстихоокеанского партнёрства (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP) после выхода из него администрации Трампа. Руководство Республики Корея в данный момент работает над присоединением к Соглашению, к которому, возможно, и администрация Байдена в скором времени захочет вернуться.
7

Ряд экспертов полагают, что Республика Корея может внести существенный вклад в развитии инфраструктуры Индо-Тихоокеанского региона, расширив возможности подключения к цифровому пространству5. Используя свои передовые национальные компании в области информационных технологий и принимая иностранную помощь, Республика Корея может соединить весь регион в цифровом формате. Вашингтон, Токио и Сеул могут работать вместе над обеспечением надёжных правил и норм для управления цифровым пространством.

5. Sook Jong Lee. Rebuilding the US-South Korea-Japan Trilateral Relations in the Indo-Pacific Region. Wilson Center. 23.05.2022. Available at: >>> (accessed 05.09.2022).
8 Три страны признают центральную роль Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South East Asian Nations, ASEAN) и важность Индии в их видении региона. Проработка общего подхода к странам-партнёрам и Индии в отдельности может стать синергетическим эффектом, а образовательные и культурные обмены послужат укреплению дипломатических и экономических связей.
9

Сегодня в повестку дня также включены вопросы здравоохранения и изменения климата. Помимо этого происходит сотрудничество на уровне агентств трёх стран. Агентство США по международному развитию (The US Agency for International Development, USAID), Корейское агентство по международному сотрудничеству (Korea International Cooperation Agency, KOICA), Японское агентство по международному сотрудничеству (Japan International Cooperation Agency, JICA) предоставляют финансирование в области правового и судебного развития и расширения прав женщин. Так, в 2019 г. Республика Корея и Япония оказали помощь организациям 19 азиатских стран, связанных с развитием демократии, на общую сумму в 135,295 млн долл. и 40,549 млн долл. соответственно, а США, в свою очередь, выделили тем же самым организациям 943,986 млн долл.6 Также на мировой арене три страны входят в число крупнейших доноров Фонда демократии ООН, ФДООН (The United Nations Democracy Fund, UNDF), на которых приходится 40% совокупного финансирования с 2005 года.

6. Nicholas Szechenyi, Hannah Fodale, Jada Fraser. The Case for U.S.-Japan-ROK Cooperation on Democracy Support in the Indo-Pacific Region. Center for Strategic & International Studies. 03.11.2021. Available at: >>> (accessed 15.04.2022).
10

Возможно усиление помощи и поддержки правовой и судебной систем государств Юго-Восточной Азии. Также США и Республика Корея неоднократно заявляли о расширении прав и возможностей женщин, что сможет обеспечить долгосрочную стабильность и экономический рост и имеет центральное значение для качества демократической практики управления. На мировой арене все три государства придерживаются схожей позиции. Япония занимает шестое место в десятке стран по государственным вкладам в структуру ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин «ООН-женщины» (United Nations Entity for Gender Equality and the Empowerment of Women, UN Women)7.

7. Top government partners. UN Women. Available at: >>> (accessed 15.04.2022).
11

Крупнейшая страна Юго-Восточной Азии Индонезия также представляет особый интерес для стран трёхстороннего альянса8. Она является ключевым партнёром в координации поддержки демократии в Индо-Тихоокеанском регионе. США, Япония и Республика Корея по отдельности укрепляли связи с Индонезией, включив в повестку дня разные формы сотрудничества, в том числе кибербезопасность. Сотрудничество в области поддержки демократии может стать для государств ещё одним полем для потенциального взаимодействия и укрепления альянса США – Япония – Республика Корея.

8. Dian Septiari. US lays on the charm, highlights Indo-Pacific values during Indonesia visit. The Jakarta Post. 01.06.2021. Available at: >>> (accessed 15.04.2022).
12

Для Соединённых Штатов Америки трёхсторонний альянс представляет собой эффективное средство для функционирования самостоятельных альянсов (США – Япония; США – РК), удерживая вместе двух ключевых союзников Вашингтона. Администрация Байдена рассматривает трёхсторонний формат как один из главных приоритетов в Индо-Тихоокеанском регионе. Одним из ярых сторонников данного подхода является государственный секретарь Блинкен, в пору администрации Обамы занимавшийся продвижением трёхстороннего сотрудничества в рамках Стратегии по восстановлению баланса9. Сегодня в его задачу входит перестройка трёхстороннего альянса под Индо-Тихоокеанский контекст. Неоднократно подчёркивалась необходимость расширений полномочий альянса – от фокусировки на угрозе со стороны КНДР, до всеобъемлющего экономического сотрудничества и взаимопомощи в вопросах глобальной безопасности. Приоритеты заключаются в поддержке демократических ценностей, изучении изменений климата, кибербезопасности, здравоохранения, готовности к противодействиям пандемиям10. Большая часть мировой торговли проходит через Индо-Тихоокеанский регион.

9. Sakata Yasuyo. The US-Japan-ROK Trilateral in the Indo-Pacific Era: Strategic Alignment or Still in Flux? The Asan Forum. 28.06.2021. Available at: >>>  (accessed 18.04.2022).

10. Antony J. Blinken, Lloyd J. Austin III. America’s partnerships are ‘force multipliers’ in the world. The Washington Post. 14.03.2021. Available at: >>> (accessed 18.04.2022).
13 Сегодня администрация Байдена сталкивается с менее ожесточённым противостоянием во взаимоотношениях своих союзников, однако пока трения остаются. Необходимо согласовывать позиции в Индо-Тихоокеанском регионе по вопросам обороны, а также в вопросах экономики и общих ценностях.
14 Япония поддерживает позицию США по вопросам расширения полномочий трёхстороннего альянса, но ранее не желала следовать всей повестке и придерживалась более умеренной точки зрения из-за недостаточного уровня доверия между Токио и Сеулом. Однако особенно выражала заинтересованность в трёхстороннем сотрудничестве в области безопасности в качестве продолжения американо-японского альянса. Для Японии США являются единственным формальным союзником по договору, где прописан пункт о взаимной обороне. Такая же ситуация складывается и во взаимоотношениях у США с Республикой Корея. Токио и Сеул не стремятся следовать полному внешнеполитическому курсу Вашингтона, а желают продуктивного сотрудничества там, где это необходимо и возможно.
15

Токио рассматривает трёхсторонний формат как расширение альянса с Вашингтоном для достижения стратегической цели по установлению мира и стабильности в Северо-Восточной Азии. Несмотря на изменения в стратегической концепции с Азиатско-Тихоокеанского на Индо-Тихоокеанский регион, Япония продолжает укрепление позиций в рамках трёхстороннего сотрудничества. Хотя Токио и Сеул являются ключевыми недостающими звеньями в Индо-Тихоокеанской стратегии, Япония неохотно признавала Республику Корея в качестве своего партнёра в регионе11. Это было связано с нерешительностью администрации Мун Чжэ Ина по отождествлению Республики Корея как глобального игрока, однако с приходом администрации Юн Сок Ёля мнение Токио может измениться. Поведение Республики Корея способно существенно влиять на политику Японии в рамках трёхстороннего альянса и балансировка между расширенным или ограниченным взаимодействием зависит от того, насколько готов Сеул к активным действиям.

11. Scott W. Harold, Akutsu Hiroyasu, Jeffrey W. Hornung, Soo Kim, Yasuyo Sakata. The U.S.-Japan Alliance and Rapid Change on the Korean Peninsula. RAND Corporation. March 2021. Available at: >>> (accessed 18.04.2022).
16

Одним из важнейших элементов углубления сотрудничества в рамках альянса может стать полная передача оперативного командования во время боевых действий (OPCON) со стороны Соединённых Штатов южнокорейскому руководству. Для этого Сеулу необходимо расширить свои стратегические возможности, способности планирования и эксплуатации вооружённых сил за пределами Корейского полуострова. Подобные действия включают в себя более тесное сотрудничество с Вашингтоном и Токио. Так, 31 августа 2022 г. прошли отдельные четырёхдневные учения между США и Республикой Корея под названием «Совместные учения по координации огня» (Combined Joint Fires Coordination Exercise, CJFCX)12. Впервые учениями руководил не американский генерал, а высокопоставленный офицер вооружённых сил Республики Корея. Была осуществлена проверка способностей Сеула по ведению боевых действий в условиях военного времени, тем самым Вашингтон сделал ещё один шаг на пути к полной передаче оперативного командования Сеулу.

12. Jeongmin Kim. US, ROK conduct live-fire drills in simulated response to North Korean invasion. NKNews. 31.08.2022. Available at: >>> (accessed 12.09.2022).
17 Поскольку военное взаимодействие Республики Корея и Японии возможно лишь в долгосрочной перспективе, в краткосрочной могут быть осуществлены политические консультации и обмен разведданными. Для снижения вероятности политических осложнений, публичная дипломатия может преподносить подобные действия в рамках более масштабного процесса. Не как противостояние с Корейской Народно-Демократической Республикой, а в качестве гуманитарной помощи и действий по ликвидации последствий стихийных бедствий.
18 Расширение масштабов военных учений также является ключевой мерой, которая может служить укреплению трёхстороннего альянса за пределами Корейского полуострова. Учения направлены на улучшение оперативной совместимости и координации действий союзников в обнаружении и отслеживании пусков баллистических ракет.
19

Звучат мнения о том, что Конгрессу США необходимо провести слушания по трансформации альянса, ключевым выводом которых станет понимание необходимости передачи оперативного командования в военное время для укрепления взаимодействия между США и Республикой Корея, одновременно позволяя Сеулу взять на себя не только бо́льшую роль в альянсе, но и бо́льшую региональную ответственность13.

13. Clint Work. Transforming the U.S.-ROK Alliance through a Trilateral Prism. The National Bureau of Asian Research. 01.08.2022. Available at: >>> (accessed 31.08.2022).
20

Также Конгресс США может проводить регулярные трёхсторонние консультации с законодателями Республики Корея и Японии. Проведение встреч высшего военного командования, посещение военных баз и осуществление консультаций для укрепления материально-технической и оперативной связи между участниками трёхстороннего альянса, по мнению сторон, смогли бы внести взаимодополняющий вклад каждой из них в обеспечение стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии14.

14. Evans J.R. Revere. An Opportunity for Renewal. The National Bureau of Asian Research. 01.08.2022. Available at: >>> (accessed 31.08.2022).
21 При администрациях консерваторов Республика Корея выступала за тесное сотрудничество в рамках трёхстороннего альянса. Ли Мён Бак и Пак Кын Хе пытались модернизировать формат в соответствии с взаимодействиями с США и Японией, что привело к подписанию в 2016 году Соглашения о сотрудничестве между Японией и РК, но основной упор всё равно делался на КНДР и её ядерной программе. С приходом администрации Мун Чжэ Ина подход изменился, основной акцент начал ставиться на стратегической автономности. Либералы продолжали взаимодействие с Вашингтоном и Токио, но в более узких рамках. Лишь в 2021 г. администрация Мун Чжэ Ина начала пересмотр своей внешнеполитической стратегии, уже не стараясь абстрагироваться от упоминания свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона и своего участия в его развитии. После победы Юн Сок Ёля, участие Республики Корея в рамках трёхстороннего формата начало усиливаться и углубляться.
22

Победа на выборах консервативной партии РК и её значение для трёхстороннего альянса

 

Юн Сок Ёль, одержавший победу на президентских выборах в марте 2022 г. в качестве кандидата от консервативной партии «Сила народа» (People Power Party, PPP), является источником надежды для США в изменении ситуации со своими союзниками в Северо-Восточной Азии. Разница между кандидатами по результатам выборов составила всего лишь 247 тыс. голосов15, что говорит о глубоких разногласиях внутри южнокорейского общества в понимании будущего своей страны. Некоторые журналисты даже охарактеризовали их как самые спорные выборы за всю демократическую историю государства16.

15. Yoon wins by 0.74% point; Huh Kyung-young gets 0.83% of votes. The Korea Herald. 10.03.2022. Available at: >>> (accessed 07.04.2022).

16. Michelle Ye Hee Lee, Min Joo Kim. What you need to know about South Korea’s president-elect, Yoon Suk-yeol. The Washington Post. 09.03.2022. Available at: >>> (accessed 07.04.2022).
23

В августе 2022 г., когда прошли 100 дней с момента его избрания, согласно проведённому опросу, только 24% опрошенных поддерживают политику Юн Сок Ёля, 66% высказываются против нынешнего курса17. В основном, недовольство южнокорейского народа вызвано внутриполитическими проблемами – высокими ценами на электроэнергию, ростом инфляции, кадровыми перестановками в правительстве и т.д. Однако если посмотреть на предпринятые шаги Юн Сок Ёля во внешней политике, можно увидеть, что он смог достичь определённых успехов в исполнении предвыборных обещаний.

17. Yoon’s approval rating drops to all-time low. The Korea Herald. 05.08.2022. Available at: >>> (accessed 29.08.2022).
24

21 мая 2022 г., во время саммита США и Республики Корея, в Сеуле у Юн Сок Ёля сложились доверительные и тёплые отношения с президентом Байденом. В ходе встречи Юн объявил, что РК примет участие в Индо-Тихоокеанской экономической программе, возглавляемой США, и согласна провести предварительные переговоры об участии в так называемом альянсе «Чип 4» (Chip 4), совместно с США, Японией и Тайванем, в рамках которого будет обеспечена безопасность цепочек поставок полупроводников18.

18. Park Chan-kyong. Will South Korea join US-led chip alliance ‘Chip 4’, and risk business ties with China? South China Morning Post. 28.07.2022. Available at: >>> (accessed 29.08.2022).
25 Юн расширяет сферу сотрудничества с США, помимо безопасности, он стремится к взаимодействию в области искусственного интеллекта, квантовых вычислений, технологий пятого поколения (5G) и аэрокосмической отрасли. Во время визита Байдена в Южную Корею «Самсунг» (Samsung) и «Хёндай» (Hyundai) объявили об инвестициях в США в размере 22 млрд долл. Это поможет создать десятки новых рабочих мест и уменьшит зависимость США и РК от полупроводниковых заводов на Тайване.
26

В июне 2022 г. Юн Сок Ёль стал первым президентом Республики Корея, который принял участие в саммите НАТО. В итоговом документе лидеры стран – участниц данной организации обозначили Россию «прямой угрозой», а Китай «системным вызовом». Сеул под данным документом подпись ставить не стал. Однако само присутствие Республики Корея на встрече говорит о сближении страны с Западом19. Также в рамках саммита прошла трёхсторонняя встреча с США и Японией.

19. Sue Mi Terry. Yoon’s Strong Start in Foreign Policy. Foreign Policy. 18.08.2022. Available at: >>> (accessed 29.08.2022).
27 После саммита НАТО министры иностранных дел РК и Японии провели ряд совместных встреч и 18 июля страны договорились координировать свою внешнюю политику в отношении КНДР и найти вопрос решения проблем исторического характера, которые вызывают до сих пор трения в отношениях двух государств.
28

Юн Сок Ёль заявил, что он отказывается от политики своего предшественника по недопущению размещения дополнительного контингента противоракетного комплекса наземного базирования «ТХААД» (THAAD), намерен участвовать в совершенствовании сети противоракетной обороны совместно с США и желает вступить в трёхсторонний военный союз. Юн описал «ТХААД» как средство самообороны против КНДР, размещение которого не подлежит обсуждению20. С 8 по 14 августа Республика Корея приняла участие в учениях по отслеживанию и предупреждению ракет совместно с войсками США и Японии у побережья Гавайев.

20. Jeong-Ho Lee. South Korea Says Missile Shield ‘Not Negotiable’ With China. Bloomberg. 11.08.2022. Available at: >>> (accessed 12.09.2022).
29

В то же время Юн Сок Ёль смог достичь возобновления полномасштабных военных учений, прекратившихся при Дональде Трампе. Крупнейшие за последние годы военные учения – «Щит свободы Ульчи» (Ulchi Freedom Shield) – начались в Сеуле 22 августа с участием большого числа американских и южнокорейских самолётов, военных кораблей, танков и военнослужащих21.

21. Kim Tong-Hyung. US, South Korea to begin expanded military drills next week. ABC News. 17.08.2022. Available at: >>> (accessed 30.08.2022).
30

Продолжая оказывать давление на КНДР, Юн Сок Ёль впервые за пять лет назначил специального посла по правам человека в Пхеньяне, несмотря на то что администрация Байдена, со своей стороны, оставила схожую должность вакантной.

31

Единственной внешнеполитической ошибкой, по мнению американских специалистов, со стороны Юн Сок Ёля было игнорирование спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси во время её нахождения в Сеуле после визита на Тайвань22. Юн ограничился телефонным разговором с третьим лицом в политической иерархии США, что многих специалистов озадачило, а саму Пелоси крайне разозлило. Некоторые политологи данное решение аргументировали нежеланием Сеула очень сильно злить Пекин23, однако сам Юн утверждал, что он просто находится в отпуске. Демонстрируя во всеуслышание попытки придерживаться жёсткой политики в отношении Пекина, своим поступком Юн Сок Ёль больше убедил как сторонников, так и противников, в нежелании обострять ситуацию.

22. Min Joo Kim. South Korea’s president skips Nancy Pelosi meeting due to staycation. The Washington Post. 04.08.2022. Available at: >>> (accessed 30.08.2022).

23. S. Nathan Park. South Korea’s Presidential Snub of Pelosi Was an Unforced Blunder. Foreign Policy. 05.08.2022. Available at: >>> (accessed 30.08.2022).
32

В августе месяце исполнилось 30 лет с момента установления дипломатических отношений Республики Корея с Китайской Народной Республикой. После прошедших выборов в РК, многие западные специалисты восприняли пришедшего президента как настроенного против Пекина. Бывший дипломат Ви Сон Рак высказался о подходе новой администрации к Китаю следующим образом: «У Южной Кореи никогда не было, как нет и сейчас, продуманной политики по отношению к Китаю, кроме как изо всех сил стараться не злить его24». В 1992 г. Сеул разорвал дипломатические отношения с Тайванем в угоду восстановлению отношений с Пекином, однако сделал это гораздо позже других стран, но с заметным рвением. Не было вынесено Тайбею уведомления о необходимости продажи дипломатической собственности, с целью её полной передачи в руки Пекина. Также Республика Корея была одной из первых стран, которая возобновила деловые отношения с Китаем после событий, случившихся на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Совсем недавно Сеул отказался присоединяться к критике Австралии, Канады, Японии и других стран по поводу нарушений прав человека Пекином в Синьцзяне и Гонконге.

24. Alastair Gale. U.S. Secretaries of State, Defense Push Back Against China in Tokyo Trip. The Wall Street Journal. 16.03.2019. Available at: >>> (accessed 13.09.2022).
33 Единственное с чем не может согласиться Сеул, так это с давлением Пекина по отказу от союза с Вашингтоном. Республика Корея рассматривает альянс с США как единственную защиту против КНДР, а не как глобальное соглашение с Вашингтоном. Находясь всё время меж двух огней, Сеул старается не повышать градус напряжённости в отношениях с Пекином и удовлетворять желания Вашингтона так, чтобы он продолжал защищать Республику Корея от угроз со стороны Пхеньяна.
34

Так Юн Сок Ёль, критиковавший администрацию Мун Чжэ Ина за нерешённый вопрос с размещением дополнительных батарей «ТХААД», сам не спешит их устанавливать и стремится уговорить Пекин на модернизацию уже имеющихся объектов, а не установку новых25.

25. Joel Atkinson. Don’t Mistake South Korea’s Yoon Suk-yeol for a China Hawk. The Diplomat. 27.08.2022. Available at: >>> (accessed 13.09.2022).
35

Возможно состоится встреча между Си Цзиньпинем и Юн Сок Ёлем в ноябре 2022 г., в повестку дня которой будет включён данный вопрос26. КНР, в свою очередь, сформулировала пять пунктов по улучшению двусторонних отношений с РК, основным посылом которых является дистанцирование от альянса с США, что в Институте политических исследований АСАН (The ASAN Institute for Policy Studies) расценили «как поведение хозяина к рабу», оставляющее шрам на 30-летней истории взаимоотношений двух стран27. Республика Корея вынуждена лавировать между США и КНР во избежание нанесения вреда своим собственным интересам.

26. Park Chan-kyong. Seoul has ‘no more plans’ to deploy China-opposed US THAAD missiles, hopes for Xi-Yoon summit. This Week in Asia. 07.09.2022. Available at: >>> (accessed 13.09.2022).

27. South Korea Needs to Properly Respond to China’s ‘Five Points’. The ASAN Institute for Policy Studies. 23.08.2022. Available at: >>> (accessed 13.09.2022).
36 Юн Сок Ёль уникален тем, что является индивидуалистом, который не подчиняется политическим боссам и фракциям или группам интересов и, вероятно, разрушит многие устоявшиеся традиции. Не имея никакого опыта в политике, но оставив след в истории в качестве принципиального и неподкупного прокурора, он может преобразовать процессы принятия решений, передав власть кабинету министров. Перед выборами бытовало мнение, что он может использовать президентскую власть в качестве инструмента мести, прекрасно зная обо всех элементах коррупции в высших политических эшелонах, однако он вряд ли станет преследовать оппонентов, исповедуя свой неумолимый прагматизм.
37

Сеул столкнулся с серьёзной нехваткой военной силы из-за падения демографии28. В связи с этим руководству Республики Корея предстоит ускорить и увеличить программы высокотехнологичного вооружения, включая наступательные и оборонительные возможности. Данные преобразования возможны также в рамках трёхстороннего альянса, что обусловлено лидерством США во многих областях, в которых заинтересован Сеул, например, в средствах космического базирования.

28. Chung Min Lee. South Korea’s Military Needs Bold Reforms to Overcome a Shrinking Population. Carnegie Endowment for International Peace. 29.06.2021. Available at: >>> (accessed 07.04.2022).
38 Юн Сок Ёль является новичком в политике с ограниченным опытом работы в сферах национальной безопасности. Однако он способен удивить своих недоброжелателей, если выполнит обещание не руководить страной путём принятия мелких бюрократических решений. Все президенты с 1990-х годов обещали искоренить остатки имперского наследства в президентстве, но никто из них не преуспел, поскольку поддавались искушению воспользоваться огромными возможностями президентского кресла. Юн Сок Ёль, в свою очередь, намерен сократить президентский аппарат на 30% и упразднить должности старших секретарей.
39 На протяжении всей своей карьеры Юн говорил, что всегда был верен Конституции своей страны, а не конкретным лидерам, включая президентов. Поэтому, если он сдержит слово, то сможет действительно добиться революционных изменений.
40

Юн Сок Ёль уже продемонстрировал желание к изменениям и наведению порядка, отказавшись от использования Голубого дома в качестве своей резиденции, что было одним из главных символов имперского президентства29. Но главным препятствием на пути к успешному руководству страной может стать именно внутриполитическая составляющая, которая досталась от предыдущей администрации: низкая рождаемость, продолжающаяся пандемия, кризис на рынке недвижимости и сложная политическая обстановка, в рамках которой Юн Сок Ёлю предстоит обеспечивать национальное единство. Любое действие со стороны руководства страны может восприниматься в штыки обществом, в котором сохраняется сильный раскол. Также Юну предстоит работать с парламентом, в котором вплоть до 2024 г. будет сохраняться демократическое большинство, что сыграет соответствующую роль при проведении определённых законопроектов и назначении на должности в правительстве.

29. Neha Banka. Explained: Why South Korea’s president-elect wants to relocate the presidential office. The Indian Express. 23.03.2022. Available at: >>> (accessed 07.04.2022).
41

Заключение

 

Республика Корея является краеугольным камнем трёхстороннего альянса, без неё полноценное сотрудничество и противодействие угрозам и вызовам со стороны Корейской Народно-Демократической Республики и Китайской Народной Республики невозможно. Администрация Мун Чжэ Ина только лишь к концу своего срока стала претворять в жизнь изменения, соответствующие желаниям Вашингтона. Внешнеполитический курс Юн Сок Ёля был сразу обозначен поддержкой либерального международного порядка, сотрудничеством с мировыми демократиями и сопротивлением автократическим и нелиберальным практикам.

42 Проведённый анализ помогает прийти к выводу, что в отношении Соединённых Штатов Юн Сок Ёль продолжит реализацию намеченного курса, обозначенного во время совместного саммита двух стран. Также Юн увеличит поддержку Индо-Тихоокеанской стратегии для усиления взаимодействия с Соединёнными Штатами Америки и дальнейшего присоединения Республики Корея к Индо-Тихоокеанской экономической системе. Уже произошло увеличение частоты совместных военных учений. Размещение дополнительного контингента противоракетного комплекса наземного базирования «ТХААД» пока поставлено на паузу в ожидании совместной встречи с лидером КНР. Вероятно, продолжится курс на присоединение к Всеобъемлющему соглашению о Транстихоокеанском партнёрстве (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP) и к Соглашению о партнёрстве в цифровой экономике (Digital Economy Partnership Agreement, DEPA).
43 Что касается Японии, то ожидается увеличение усилий по восстановлению двусторонних отношений. Также вероятно улучшение трёхсторонней координации между союзниками по планированию действий в отношении КНДР.
44 Четырёхсторонний диалог по безопасности представляет интерес для Юн Сок Ёля, идеи и цели которого он поддерживает и в котором желает добиться членства для Республики Корея, для начала организовав сотрудничество в рабочих группах. Увеличится сотрудничество Сеула с демократическими странами по многосторонним инициативам, например, в таких областях, как здравоохранение, киберпространство, передовые технологии, сети пятого поколения и устойчивые цепочки поставок.
45

Укрепление альянсов с союзниками и превращение Республики Корея в координационный центр в цепочке поставок, который ориентирован на демократические государства, является приоритетными целями для Юн Сок Ёля, претворение в жизнь которых сопряжено со многими рисками. Смещение экономики страны от взаимодействия с главным партнёром в этой отрасли, а именно с Китаем, займёт несколько лет, если даже не десятилетия. Зависимость от Пекина слишком велика, и прекратить взаимодействие невозможно без существенного удара по экономическому росту. Экономика Сеула зависит от постоянного увеличения торговли с Китаем, приостановка которой сулит не только экономические издержки, но и политические. Сил на подобные трансформации у Республики Корея может не хватить без помощи её союзников30.

30. Niklas Swanström. South Korea’s Relations With China and the US Under President-elect Yoon. The Diplomat. 22.03.2022. Available at: >>> (accessed 11.04.2022).

Библиография

1. Remarks by President Biden, Prime Minister Morrison of Australia, and Prime Minister Johnson of the United Kingdom Announcing the Creation of AUKUS. 15.09.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/09/15/remarks-by-president-biden-prime-minister-morrison-of-australia-and-prime-minister-johnson-of-the-united-kingdom-announcing-the-creation-of-aukus/ (accessed 22.03.2022).

2. U.S.-Indo-Pacific-Strategy. 11.02.2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (accessed 22.03.2022).

3. Michelle Ye Hee Lee. As Biden seeks to restore alliances, a souring Japan-South Korea relationship presents a challenge. The Washington Post. 02.03.2021. Available at: https://www.washingtonpost.com/national-security/biden-japan-korea-allies-blinken/2021/03/01/a3604258-76e4-11eb-9537-496158cc5fd9_story.html (accessed 15.04.2022).

4. Japan, South Korea, U.S. eye deeper security ties in first summit in five years. Japan Times. 29.06.2022. Available at: https://www.japantimes.co.jp/news/2022/06/29/national/japan-sk-us-talks/ (accessed 05.09.2022).

5. Sook Jong Lee. Rebuilding the US-South Korea-Japan Trilateral Relations in the Indo-Pacific Region. Wilson Center. 23.05.2022. Available at: https://www.wilsoncenter.org/article/rebuilding-us-south-korea-japan-trilateral-relations-indo-pacific-region (accessed 05.09.2022).

6. Nicholas Szechenyi, Hannah Fodale, Jada Fraser. The Case for U.S.-Japan-ROK Cooperation on Democracy Support in the Indo-Pacific Region. Center for Strategic & International Studies. 03.11.2021. Available at: https://www.csis.org/analysis/case-us-japan-rok-cooperation-democracy-support-indo-pacific-region (accessed 15.04.2022).

7. Top government partners. UN Women. Available at: https://www.unwomen.org/en/partnerships/donor-countries/top-donors (accessed 15.04.2022).

8. Dian Septiari. US lays on the charm, highlights Indo-Pacific values during Indonesia visit. The Jakarta Post. 01.06.2021. Available at: https://www.thejakartapost.com/news/2021/06/01/us-lays-on-the-charm-highlights-indo-pacific-values-during-ri-leg-of-sea-tour.html (accessed 15.04.2022).

9. Sakata Yasuyo. The US-Japan-ROK Trilateral in the Indo-Pacific Era: Strategic Alignment or Still in Flux? The Asan Forum. 28.06.2021. Available at: https://theasanforum.org/the-us-japan-rok-trilateral-in-the-indo-pacific-era-strategic-alignment-or-still-in-flux/#22 (accessed 18.04.2022).

10. Antony J. Blinken, Lloyd J. Austin III. America’s partnerships are ‘force multipliers’ in the world. The Washington Post. 14.03.2021. Available at: https://www.washingtonpost.com/opinions/2021/03/14/americas-partnerships-are-force-multipliers-world/ (accessed 18.04.2022).

11. Scott W. Harold, Akutsu Hiroyasu, Jeffrey W. Hornung, Soo Kim, Yasuyo Sakata. The U.S.-Japan Alliance and Rapid Change on the Korean Peninsula. RAND Corporation. March 2021. Available at: https://www.rand.org/pubs/conf_proceedings/CFA945-1.html (accessed 18.04.2022).

12. Jeongmin Kim. US, ROK conduct live-fire drills in simulated response to North Korean invasion. NKNews. 31.08.2022. Available at: https://www.nknews.org/2022/08/us-rok-conduct-live-fire-drills-in-simulated-response-to-north-korean-invasion/ (accessed 12.09.2022).

13. Clint Work. Transforming the U.S.-ROK Alliance through a Trilateral Prism. The National Bureau of Asian Research. 01.08.2022. Available at: https://www.nbr.org/publication/u-s-japan-rok-trilateral-cooperation-transforming-the-u-s-rok-alliance-through-a-trilateral-prism/ (accessed 31.08.2022).

14. Evans J.R. Revere. An Opportunity for Renewal. The National Bureau of Asian Research. 01.08.2022. Available at: https://www.nbr.org/publication/u-s-japan-rok-trilateral-cooperation-an-opportunity-for-renewal/ (accessed 31.08.2022).

15. Yoon wins by 0.74% point; Huh Kyung-young gets 0.83% of votes. The Korea Herald. 10.03.2022. Available at: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20220310000518 (accessed 07.04.2022).

16. Michelle Ye Hee Lee, Min Joo Kim. What you need to know about South Korea’s president-elect, Yoon Suk-yeol. The Washington Post. 09.03.2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/world/2022/03/09/south-korea-yoon-suk-yeol-president/ (accessed 07.04.2022).

17. Yoon’s approval rating drops to all-time low. The Korea Herald. 05.08.2022. Available at: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20220805000545 (accessed 29.08.2022).

18. Park Chan-kyong. Will South Korea join US-led chip alliance ‘Chip 4’, and risk business ties with China? South China Morning Post. 28.07.2022. Available at: https://www.scmp.com/week-asia/politics/article/3186805/will-south-korea-join-us-led-chip-alliance-chip-4-and-risk (accessed 29.08.2022).

19. Sue Mi Terry. Yoon’s Strong Start in Foreign Policy. Foreign Policy. 18.08.2022. Available at: https://foreignpolicy.com/2022/08/18/yoon-suk-yeol-south-korea-foreign-policy-china-united-states-japan-100-days/ (accessed 29.08.2022).

20. Jeong-Ho Lee. South Korea Says Missile Shield ‘Not Negotiable’ With China. Bloomberg. 11.08.2022. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-08-11/south-korea-says-missile-shield-not-negotiable-with-china (accessed 12.09.2022).

21. Kim Tong-Hyung. US, South Korea to begin expanded military drills next week. ABC News. 17.08.2022. Available at: https://abcnews.go.com/US/wireStory/us-south-korea-begin-expanded-military-drills-week-88427799 (accessed 30.08.2022).

22. Min Joo Kim. South Korea’s president skips Nancy Pelosi meeting due to staycation. The Washington Post. 04.08.2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/world/2022/08/04/nancy-pelosi-south-korea-president-staycation/ (accessed 30.08.2022).

23. S. Nathan Park. South Korea’s Presidential Snub of Pelosi Was an Unforced Blunder. Foreign Policy. 05.08.2022. Available at: https://foreignpolicy.com/2022/08/05/south-korea-presidential-snub-pelosi/ (accessed 30.08.2022).

24. Alastair Gale. U.S. Secretaries of State, Defense Push Back Against China in Tokyo Trip. The Wall Street Journal. 16.03.2019. Available at: https://www.wsj.com/articles/u-s-secretaries-of-state-defense-push-back-against-china-in-tokyo-trip-11615900076?mod=searchresults_pos1&page=1 (accessed 13.09.2022).

25. Joel Atkinson. Don’t Mistake South Korea’s Yoon Suk-yeol for a China Hawk. The Diplomat. 27.08.2022. Available at: https://thediplomat.com/2022/08/dont-mistake-south-koreas-yoon-suk-yeol-for-a-china-hawk/ (accessed 13.09.2022).

26. Park Chan-kyong. Seoul has ‘no more plans’ to deploy China-opposed US THAAD missiles, hopes for Xi-Yoon summit. This Week in Asia. 07.09.2022. Available at: https://www.scmp.com/week-asia/politics/article/3191700/seoul-has-no-plans-deploy-china-opposed-us-thaad-missiles-hopes (accessed 13.09.2022).

27. South Korea Needs to Properly Respond to China’s ‘Five Points’. The ASAN Institute for Policy Studies. 23.08.2022. Available at: http://en.asaninst.org/contents/south-korea-needs-to-properly-respond-to-chinas-five-points/ (accessed 13.09.2022).

28. Chung Min Lee. South Korea’s Military Needs Bold Reforms to Overcome a Shrinking Population. Carnegie Endowment for International Peace. 29.06.2021. Available at: https://carnegieendowment.org/2021/06/29/south-korea-s-military-needs-bold-reforms-to-overcome-shrinking-population-pub-84822 (accessed 07.04.2022).

29. Neha Banka. Explained: Why South Korea’s president-elect wants to relocate the presidential office. The Indian Express. 23.03.2022. Available at: https://indianexpress.com/article/explained/south-korea-president-office-blue-house-defence-ministry-7832408/ (accessed 07.04.2022).

30. Niklas Swanström. South Korea’s Relations With China and the US Under President-elect Yoon. The Diplomat. 22.03.2022. Available at: https://thediplomat.com/2022/03/south-koreas-relations-with-china-and-the-us-under-president-elect-yoon/ (accessed 11.04.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести