Финансовые рынки в США и в России
Финансовые рынки в США и в России
Аннотация
Код статьи
S207054760022713-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Давыдов Андрей Юрьевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Института США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются основные тенденции развития финансовых рынков в США и в России. Анализируются различные модели финансирования, институты и инструменты финансовых рынков. Исследуются структурные изменения на американском и российском финансовых рынках. Оценивается воздействие западных санкций на российский рынок ценных бумаг.

Ключевые слова
экономика США, финансовый рынок, долговые ценные бумаги, пенсионные фонды, коммерческие банки, российская экономика, западные санкции
Классификатор
Получено
28.07.2022
Дата публикации
24.10.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
633
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В ближайшие годы из-за введённых против Российской Федерации многочисленных санкций со стороны Запада нашей стране предстоит решать непростую проблему финансирования национальных капитальных вложений. Вместо приоритетного развития экспортных производств, которые были созданы во многом благодаря прямым иностранным инвестициям, необходимо решать достаточно сложные вопросы замены импорта по целому ряду направлений, самостоятельно разрабатывать и внедрять новые прогрессивные технологические процессы, создавать современное оборудование и информационные продукты, менять сложившуюся транспортную инфраструктуру и налаженные схемы логистики.

2 Решение этих задач требует мобилизации колоссальных денежных ресурсов. Найти и правильно использовать эти ресурсы необходимо в рамках российской экономики, не рассчитывая на поддержку иностранных инвесторов, которые в последние годы уходят из России. Сможет ли наша страна решить эту непростую задачу? От успешного решения проблемы будут зависеть наши позиции в будущей мировой экономике. Для решения современных финансовых проблем Россия может учитывать опыт других государств, которые научились вполне успешно использовать национальные денежные ресурсы. В этой статье автор предпринял попытку оценить положительный и отрицательный опыт Соединённых Штатов в использовании финансовых рычагов экономического роста.
3

Основные элементы современного финансового рынка Соединённых Штатов

 

В отличие от большинства европейских и азиатских государств США исторически были вынуждены использовать чисто рыночную модель финансирования бизнеса со всеми её достоинствами и недостатками. После обретения страной независимости выяснилось, что европейские (прежде всего британские) банки не спешат вкладывать деньги в развитие бывшей колонии. Собственных бюджетных доходов у американского государства практически не было. В стране массово создавались небольшие региональные коммерческие банки, они могли финансировать текущие расходы предприятий и населения, но серьёзными денежными ресурсами для обеспечения экономического роста не располагали.

4

В 1933 г., в период «Великой депрессии» Конгресс США одобрил закон Гласса – Стиголла (Glass-Steagall Act)1, который разделил инвестиционную и банковскую деятельность и ограничил спекуляции кредитных институтов на финансовом рынке. В последующие годы значение банковского капитала в экономическом развитии США возрастало, но до настоящего времени банки не сумели обрести лидерских позиций в национальном хозяйстве.

1. Glass-Steagall Act of 1932. Available at: >>>  (accessed 20.06.2022).
5 Суть современной американской финансовой модели состоит в мобилизации временно свободных денежных остатков путём эмиссии долговых ценных бумаг и их продажи населению и различным финансовым институтам (банкам, страховым и инвестиционным компаниям и пр.). Полученные таким образом деньги могут вкладываться в строительство и развитие производственных и сервисных предприятий, торговлю, индустрию отдыха и т.д.
6 На протяжении длительного исторического периода эта финансовая модель позволяла Соединённым Штатам добиваться достаточно высоких темпов экономического роста. Администрации США сумели успешно использовать национальный финансовый рынок для финансирования дефицитов федерального и муниципальных бюджетов, выпуская государственные долговые ценные бумаги, которые пользовались устойчивым спросом на внутреннем рынке. Более того, в конце XX – начале XXI века американским транснациональным корпорациям и государству удалось внедрить свои долговые ценные бумаги на мировые финансовые рынки, где они заняли лидирующие позиции. Многие крупные государства (Китай, Россия, Япония) стали активно покупать американские государственные долговые обязательства для накопления в собственных национальных валютных резервах. Вплоть до последнего времени долгосрочные облигации американского казначейства считались надёжным вложением денег, ибо их обеспечение гарантировалось экономическим потенциалом самой крупной мировой экономики.
7 Не стоит чрезмерно идеализировать роль финансовых рынков в экономическом развитии. Динамика котировок долговых ценных бумаг подвержена сильному влиянию средне- и долгосрочных экономических циклов. В отдельные периоды эти циклы совпадают, что ведёт к обесценению долговых ценных бумаг. Подтверждение тому – «Великая депрессия» 1929–1933 гг. и ипотечный кризис 2008–2009 гг. В периоды масштабных экономических спадов стоимость ценных бумаг может снижаться в несколько раз, что ведёт к потерям инвесторов и банкротству предприятий.
8 Каковы же особенности современного американского финансового рынка? В чём его отличия от рынков других стран?
9

В настоящее время национальный финансовый рынок США является самым большим в мире, он в значительной степени обеспечивает потребности этой крупнейшей экономики. Капитализация американского рынка, то есть совокупная стоимость обращающихся на нём ценных бумаг, сильно меняется в зависимости от фаз экономического цикла, но в любом случае она оценивается десятками триллионов долларов, то есть сопоставима с валовым продуктом США. Во II квартале 2022 г. Федеральная резервная система (ФРС) США оценивала все активы американского финансового рынка в 127 трлн долларов2.

2. Financial Accounts of the United States - Z.1 Available at: >>>  (accessed 10.07.2022).
10 Американская экономика располагает развитой финансовой инфраструктурой, в этом бизнесе заняты десятки фондовых бирж, сотни инвестиционных и страховых компаний, пенсионных фондов, брокеров и дилеров. Финансовый рынок США использует все возможности современных информационных технологий, интернет-торговли, кибербезопасности. При этом он тесно связан с другими мировыми финансовыми центрами в Европе и Азии.
11 В последние 30 лет существенное влияние на американскую экономику оказывают иностранные прямые и портфельные инвестиции. Тем не менее, в основе американского финансового рынка лежат национальные сбережения, то есть деньги мелких вкладчиков, которые грамотно аккумулируются инвестиционными институтами и направляются на развитие наиболее прибыльных и перспективных отраслей и производств. Именно таким образом финансируется структурная перестройка американской экономики. При этом на фоне опережающего роста сферы услуг в хозяйственном комплексе США именно финансовые услуги демонстрируют самый заметный рост и высокую производительность труда.
12 На финансовом рынке США в последние десятилетия происходят существенные структурные изменения. Увеличивают своё присутствие на рынке Федеральная резервная система и коммерческие банки, а доля традиционных инвестиционных институтов снижается.
13

Во II квартале 2022 г. доля ФРС в совокупных финансовых активах США составила 6,7% по сравнению с 1,7% в 2000 г.3 Объясняется этот феномен тем, что в последние годы ФРС была вынуждена активно скупать государственные долговые бумаги, эмитируемые американским казначейством для финансирования растущего бюджетного дефицита США. Внешний спрос снизился, ибо иностранные инвесторы из Китая, Саудовской Аравии и России уже не покупают американские казначейские векселя. Национальные коммерческие банки также прохладно относятся к идее увеличения государственных долговых обязательств в своих активах.

3. Monetary policy report June 17 2022. Available at: >>>  (accessed 10.07.2022).
14 Для покупки этих бумаг ФРС увеличивает безналичную денежную массу в обращении. А это в конечном счёте стимулирует инфляционные процессы в американской экономике.
15 Другим негативным последствием растущей доли ФРС в финансовых активах является вытеснение с американского финансового рынка корпоративных долговых бумаг. Поскольку все более заметные денежные средства направляются на финансирование федерального долга, спрос на корпоративные акции и облигации снижается. Недостаточное финансирование бизнеса стимулирует депрессивные тенденции в американской экономике.
16

Увеличение доли коммерческих банков в финансовых активах США связано с принятием закона «О финансовой модернизации», называемого также по фамилиям его инициаторов Законом Грэмма – Лича – Блайли (Gramm - Leach - Bliley Financial Services Modernization Act)4. Этот закон, принятый в 1999 г., фактически снял запреты на инвестиции со стороны банков, установленные законом Гласса – Стиголла . К началу ХХI века закон Гласса –Стиголла перестал работать, банки научились его обходить, создавая дочерние инвестиционные компании. Кроме того, запреты на совмещение функций коммерческих и инвестиционных банков, установленные законом , размывались через принятие судебных решений.

4. Financial Services Modernization Act of 1999. Available at: >>>  (accessed 10.07.2022).  
17

Коммерческие и сберегательные банки стали более активно работать на фондовом рынке, соответственно доля всех кредитных организаций (включая ФРС и государственные финансовые компании) на финансовом рынке США выросла с 37% в 2000 г. до 44% в 2022 году5.

5. Financial Accounts of the United States - Z.1. Available at: >>>  (accessed 10.07.2022).
18

Значение традиционных инвестиционных институтов на финансовом рынке США постепенно снижается. За период 2000–2022 гг. доля страховых компаний в совокупных финансовых активах снизилась с 10% до 7%6. Удельный вес пенсионных фондов не изменился, он остался на уровне 21%. До 16% выросла рыночная доля паевых инвестиционных фондов.

6. Ibidem.
19 Тем не менее, несмотря на ослабление позиций институциональных инвесторов на финансовом рынке США, их приоритет сохраняется. В начале 2022 г. на долю традиционных инвестиционных институтов приходилось почти 56% активов финансового рынка США. Можно предположить, что такое соотношение рыночных долей между банковскими и инвестиционными компаниями является близким к оптимальному и сохранится в обозримом будущем.
20 Если говорить об источниках финансирования американской экономики, то именно институциональные инвесторы продолжают вкладывать «длинные» деньги в её развитие. В настоящее время около 70% денежных ресурсов американские компании получают благодаря эмиссиям корпоративных облигаций и их размещению на американском и глобальном финансовом рынках, в то время как банковские кредиты обеспечивают лишь 20% денежных потребностей предприятий, финансируя приобретение оборотных средств.
21 Корпоративные ценные бумаги, как правило, имеют значительно более высокую доходность по сравнению с банковскими депозитами. Доходность корпоративных облигаций достигает 10%, это существенно выше процентов по банковским депозитам. Федеральная резервная система США в последние годы поддерживала процентную ставку для банков почти на нулевом уровне, а банки предлагали клиентам невысокие проценты по депозитам.
22 Альтернативой являются вложения в акции и облигации производственных и торговых сетей, а также в производные финансовые инструменты, например в паи инвестиционных компаний и взаимных фондов. Соединённые Штаты имеют развитую сеть инвестиционных институтов, и у вкладчиков есть выбор размещения денежных средств. Современные финансовые инструменты являются достаточно ликвидными, с помощью современных информационных технологий их можно оперативно трансформировать в безналичные деньги и перевести в любой регион мира.
23 Нельзя не сказать о глобальном значении американского финансового рынка. До последнего времени американские корпорации использовали для своего развития не только национальные денежные ресурсы, но и инвестиции из других стран. Инфраструктура мирового финансового рынка построена таким образом, что инвестор из любой страны может вложить деньги в акции или облигации любой корпорации, которая кажется ему достаточно надёжной.
24

До кризиса 2008–2009 гг. Соединённые Штаты были лидером мирового финансового рынка. В 2000-м году доля выпущенных, но не погашенных американских долговых обязательств на международных рынках достигала 28%7. По итогам кризиса 2008–2009 гг. этот показатель снизился до 20%, но показатели конкурентов (Британия, Китай, Сингапур) были заметно ниже.

7. BIS Summary of debt securities outstanding. Available at: >>>  (accessed 10.07.2022).
25

В феврале 2022 г. удельный вес США на международных рынках долговых ценных бумаг снизился до 8,6%8. В лидеры мирового финансового рынка вышла Британия с показателем 12%, резиденты королевства разместили на международных рынках ценные бумаги на сумму 3,4 трлн долларов. На втором месте Каймановы острова с показателем 10%. На Кайманах зарегистрировано огромное число иностранных фирм. На долю всех офшорных территорий приходится 15% международных долговых обязательств.

8. Ibidem.
26 Относительное снижение доли США на мировом рынке выпущенных, но не погашенных долговых ценных бумаг объясняется несколькими причинами. Первая состоит в том, что мировой финансовый рынок является конкурентным, многие страны и корпорации борются за доступ к денежным ресурсам инвесторов, а им американская экономика уже не кажется самой надёжной и доходной.
27 Вторая причина состоит в том, что корпорациям сложно и дорого пройти процедуру листинга (регистрации) на американских фондовых биржах. Поэтому даже американские компании в последние годы предпочитают регистрироваться и продавать свои акции и облигации в Лондоне и на азиатских торговых площадках. К тому же практически все зарубежные площадки работают с ценными бумагами, номинированными в разных валютах, а американские биржи продают только долларовые финансовые инструменты.
28 Таким образом, в современном многополюсном мире финансовые рынки дрейфуют в сторону Азии, где концентрируются солидные денежные ресурсы. А США постепенно теряют статус надёжного заёмщика.
29

Проблемы российского финансового рынка

 

Современный российский финансовый рынок по размерам и роли в экономике можно охарактеризовать как развивающийся и периферийный. В отличие от Соединённых Штатов, использовавших чисто рыночную модель финансирования бизнеса, в российской экономике всегда лидирующую роль играло государство. Именно государство с бóльшим или меньшим успехом обеспечивало инвестиции в экономику, стимулируя развитие ключевых отраслей и хозяйственный рост.

30 Тем не менее, за последние 30 лет финансовый рынок России продемонстрировал впечатляющие успехи. Значительное число крупных корпораций и банков стали акционерными обществами и разместили свои ценные бумаги на российских и зарубежных торговых площадках.
31

В декабре 2020 г. общая капитализация, то есть суммарная рыночная стоимость акций, всех российских компаний составила 83,4 трлн рублей9, более триллиона долларов по тогдашнему валютному курсу. Конечно, эта цифра невелика, если сравнивать её с показателями Соединённых Штатов. Капитализация 2500 эмитентов, разместивших свои бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), составляла в 2020 г. 27 трлн долларов.

9. Статистические показатели банковского сектора РФ. Available at: >>> (accessed 10.07.2022).
32 К сожалению, пандемия COVID-19 сильно затормозила экономический рост во всех странах и негативно отразилась на финансовых рынках. К 30 декабря 2021 г. капитализация российских компаний снизилась до 62,7 трлн рублей, то есть за год она упала на 33%.
33 Начало специальной военной операции РФ на Украине и введение семи пакетов антироссийских санкций со стороны недружественных государств привело к заметному обесценению акций крупнейших российских эмитентов.
34 Для того чтобы уменьшить финансовые потери, Банк России на месяц приостановил работу фондовых площадок, торги на биржах стали постепенно возобновляться после 26 марта 2022 г. Первые результаты этих торгов продемонстрировали заметную корректировку стоимости акций российских компаний. Так, например, акция Сбербанка, стоившая на пике в октябре 2021 г. 388 рублей, обесценилась к апрелю 2022 г до 111 рублей. К июлю 2022 г. котировки Сбербанка подорожали до 126 рублей. Акция Газпрома, стоившая в начале 2022 г. 339 рублей, подешевела к июлю до 126 рублей. Аналогичная ситуация сложилась с акциями других российских эмитентов.
35 В более неприятной ситуации оказались российские компании, разместившие свои ценные бумаги на зарубежных торговых площадках. С начала 2000-х годов крупные российские корпорации регистрировали свои бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже в форме американских депозитарных расписок (АДР) и на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок (ГДР). Делалось это для привлечения зарубежных инвесторов, российские бумаги до 2022 г. хорошо торговались. После начала специальной военной операции торги российскими ценными бумагами на западных биржах были заблокированы.
36 С российского фондового рынка ушли все западные инвестиционные и паевые фонды, которые до февраля 2022 г. активно покупали ценные бумаги отечественных компаний. Например, Норвежский фонд национального благосостояния держал в качестве одного из активов крупный пакет акций российской торговой сети «Магнит». Сразу после начала специальной военной операции весь этот пакет был продан на Московской межбанковской валютной бирже.
37 Уход западных инвесторов, на долю которых приходилось до трети операций на российском фондовом рынке, заметно уменьшил уровень спроса на российские ценные бумаги. Можно предположить, что невысокий уровень спроса на российском рынке ценных бумаг сохранится до завершения специальной военной операции.
38 Помимо политических факторов, которые рано или поздно будут урегулированы, динамичному развитию российского финансового рынка препятствует ряд нерешённых внутренних проблем, которые характерны для развивающихся экономик. В качестве наиболее серьёзной проблемы можно выделить концентрацию спроса на небольшом количестве корпоративных ценных бумаг крупнейших эмитентов. Это такие российские компании, как Сбербанк, Газпром, Роснефть, Норникель, Лукойл. Удельный вес сделок с ценными бумагами этих эмитентов составляет 80–90% общего дневного оборота Московской межбанковской валютной биржи. Покупки-продажи акций других российских компаний незначительны, иногда их нет совсем. Подобная проблема существует практически на всех торговых площадках мира, кроме американских.
39 Среди других проблем, присущих российскому финансовому рынку, можно выделить незначительность собственного капитала большинства компаний, регулярную невыплату дивидендов акционерам, скудную информацию о финансовом состоянии эмитентов.
40

Несмотря на существующие проблемы, российский финансовый рынок сильно недооценён, а потому среди национальных инвесторов существует интерес к вложениям в корпоративные ценные бумаги. В марте 2022 г., уже после начала специальной военной операции количество российских инвесторов выросло на 753 тысячи и достигло 18,9 миллиона10.

10. Изоляция пойдёт на пользу российскому фондовому рынку. Available at: >>>  (accessed 10.07.2022).
41 К сожалению, мелкие вкладчики инвестиционных компаний и паевых фондов вряд ли смогут заметно поспособствовать росту российского финансового рынка. Для динамичного развития рынка необходимо участие крупных игроков, таких как, коммерческие банки, пенсионные фонды, страховые компании. Как следует из предыдущего раздела, именно эти финансовые институты являются основными участниками финансового рынка.
42 В России коммерческие банки привыкли зарабатывать на обслуживании бюджетных счетов, на спекуляциях с валютой, потребительских кредитах, ипотеке. Из-за введённых Западом антироссийских санкций и законодательных ограничений по покупке-продаже иностранной валюты возможности получения банковской прибыли в этом сегменте сузились. Потребительские кредиты и ипотека из-за высоких процентных ставок вряд ли будут пользоваться повышенным спросом у населения и предприятий. Вложения банков в корпоративные ценные бумаги очень незначительны. А это перспективный сегмент российской экономики, позволяющий получать прибыль и обеспечивать экономический рост страны.
43

Общий объём активов коммерческих банков РФ во II квартале 2022 г. оценивался Банком России в 120 трлн рублей11, что составляет 92% валового продукта страны. По мнению известного российского экономиста академика А. Аганбегяна, «в наших банках в 2,5 раза больше денег, чем во всех вместе взятых бюджетах и фондах, а 70% активов этих банков находится в руках государства»12. При этом, по оценке Банка России, лишь 14% банковских активов РФ вложено в различные ценные бумаги. Поскольку законодательство России не ограничивает работу банков на финансовом рынке, они могли бы неплохо зарабатывать, инвестируя деньги в акции и облигации предприятий реального сектора экономики.

11. Статистические показатели банковского сектора РФ. Available at: >>>  (accessed 10.07.2022).

12. Аганбегян А. Есть ли у вас план, мистер Фикс? Аргументы и факты. 2020, № 26.
44 Существуют в России и другие сильные финансовые институты, способные стать влиятельными инвесторами национальной экономики. Это пенсионные фонды, страховые компании, паевые и инвестиционные фирмы.
45 В США в настоящее время именно пенсионные фонды являются основными институциональными инвесторами. Выход на российский финансовый рынок растущего массива национальных пенсионных накоплений приведёт к росту спроса на корпоративные и государственные ценные бумаги и будет способствовать повышению их рыночной стоимости. Для расширения масштабов российского финансового рынка Министерство финансов могло бы выпустить долгосрочные облигации государственного займа на 10 лет и более. Это создало бы базу для инвестиций пенсионных фондов.
46 Приоритет вложений в государственные долговые обязательства в качестве законодательного требования приведёт к тому, что пенсионные накопления превратятся в средство финансирования государственного долга. Эти вложения фондов обеспечат сохранность пенсионных накоплений. В конечном счёте это означает принятие на себя государством ответственности за финансирование пенсий из бюджета.
47 Пенсионные фонды могли бы вкладывать свободные денежные ресурсы в ценные бумаги надёжных российских компаний, таких как Газпром, Сбербанк, Роснефть. Чтобы привлечь эти ресурсы, необходимо не только развивать рынок корпоративных ценных бумаг, но и стремиться к динамичному росту экономики. В этом случае финансовые инструменты российских корпораций станут более привлекательными для вложений.
48 Сказанное в полной мере относится и к страховым компаниям, которые в настоящее время предпочитают накапливать денежные ресурсы, но не инвестируют их в финансовые инструменты. По мере оживления российского финансового рынка будет активизироваться деятельность паевых фондов и инвестиционных компаний, которые сильно пострадали в 2022 г. из-за антироссийских санкций.
49

Заключение

 

Для того чтобы финансовый рынок России обеспечивал экономический рост, необходима программа мобилизации и рационального использования денежных ресурсов. В разработке программы могли бы принять участие Министерство финансов и Банк России, заинтересованные финансовые структуры, включая коммерческие банки, инвестиционные компании, пенсионные и страховые фонды.

50 Программа должна быть нацелена на разработку стратегии развития российского финансового рынка и его институтов и содействовать улучшению взаимодействия финансовых структур с регулирующими органами. Со стороны государства, видимо, потребуются дополнительные налоговые преференции потенциальным инвесторам.
51 Практическая реализация программы позволила бы объединить усилия всех институтов и организаций, связанных с финансовой деятельностью, для проведения необходимых преобразований с целью развития российского финансового рынка.

Библиография

1. Glass-Steagall Act of 1932. Available at: www.federalreservehistory.org/essays/glass-steagall-act#:~:text=June%2016%2C%201933,Roosevelt%20in%20June%201933 (accessed 20.06.2022).

2. Financial Accounts of the United States - Z.1 Available at: www.federalreserve.gov/releases/z1/default.htm (accessed 10.07.2022).

3. Monetary policy report June 17 2022. Available at: www.federalreserve.gov/monetarypolicy/files/20220617_mprfullreport.pdf (accessed 10.07.2022).

4. Financial Services Modernization Act of 1999. Available at: www.federalreservehistory.org/essays/gramm-leach-bliley-act (accessed 10.07.2022).

5. Financial Accounts of the United States - Z.1. Available at: www.federalreserve.gov/releases/z1/default.htm (accessed 10.07.2022).

6. Ibidem.

7. BIS Summary of debt securities outstanding. Available at: www.stats.bis.org/statx/srs/table/c1?f=pdf (accessed 10.07.2022).

8. Ibidem.

9. Статистические показатели банковского сектора РФ. Available at: www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review (accessed 10.07.2022).

10. Изоляция пойдёт на пользу российскому фондовому рынку. Available at: www.dp.ru/a/2022/05/25/Razmezhevanie_vo_blago (accessed 10.07.2022).

11. Статистические показатели банковского сектора РФ. Available at: www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review (accessed 10.07.2022).

12. Аганбегян А. Есть ли у вас план, мистер Фикс? Аргументы и факты. 2020, № 26.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести