Влияние украинского конфликта на отношения США со странами Ближнего Востока
Влияние украинского конфликта на отношения США со странами Ближнего Востока
Аннотация
Код статьи
S207054760022702-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бобкин Николай Николаевич 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Международный контекст войны на Украине сложен и требует глубокого изучения. Шестимесячный период боевых действий даёт необходимую возможность задуматься об их последствиях для международных отношений. В глобальном контексте США вынуждены признать, что не удалось безоговорочно сплотить своих союзников против России, сохраняющей союзы по всему миру, которые важны для Москвы и дорого обходятся Западу. Не удалось и обеспечить принятие тотальных экономических санкций, которые в итоге ударили по российской экономике, но, судя по нынешним тенденциям, не привели к ожидаемым Вашингтоном размерам негативных последствий. 

Война на Украине оказалась проблемой не только глобальной, но региональной. Регион Ближнего Востока не свободен от этих последствий. В статье приведены результаты анализа позиции ведущих стран региона (Саудовская Аравия, Иран и Израиль) в отношении военного конфликта на Украине. Сделан вывод, что, в отличие от большей части Европы, страны Ближнего Востока проводят относительно нейтральную политику в отношении российской операции на Украине. В регионе сомневаются в эффективности и значении альянса НАТО, по ряду причин не поддерживают антироссийскую политику Вашингтона и сохраняют взвешенную позицию по отношению к кризису на Украине.

 
Ключевые слова
Ближний Восток, США, администрация Д. Байдена, война на Украине, Саудовская Аравия, Иран, Израиль
Классификатор
Получено
30.08.2022
Дата публикации
24.10.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
312
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

После начала 24 февраля 2022 г. Специальной военной операции (СВО) России на Украине политика Белого дома в отношении Ближнего Востока претерпела изменения, администрация Байдена стала руководствоваться новым набором мотивов и расчётов с целью не потерять своё влияние в регионе.

2 К знакомым проблемам в отношениях с ближневосточными странами добавились последствия дипломатического кризиса с Россией. Хотя ещё слишком рано оценивать полное воздействие войны на ближневосточную политику США, ясно, что последствия будут многоаспектными.
3 Во-первых, то ограниченное сотрудничество, которое оставалось между Вашингтоном и Москвой в регионе, закончилось. По всему региону правительства и политические деятели в основном избегают открытого присоединения либо к российской, либо к украинско-западной стороне, предпочитая пока оставаться нейтральными. Они пытаются балансировать, заигрывая как с Россией, так и со странами Запада и даже пытаясь занять посредническую роль, как это предлагали Израиль и Саудовская Аравия. Лишь правительства Ирана и Сирии, а также «Хезболла» в Ливане и хуситы в Йемене выразили солидарность с Россией.
4 Во-вторых, российско-украинский конфликт замедлил ход переговоров США по возобновлению ядерной сделки с Ираном. Хотя попытки вернуться к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) к сентябрю 2022 г. продолжались, есть ощущение, что в Тегеране пытаются получить максимальную выгоду, учитывая, что Америке нужна иранская нефть для оказания экономического давления на Россию и снижения мировых цен.
5

В-третьих, что не менее важно, война на Украине нарушила работу глобального энергетического рынка и ослабила усилия по восстановлению после пандемии. Санкции, изолирующие Россию, негативно сказываются на мировой экономике, которая так и не оправилась от COVID-19. Они ведут к падению глобального экономического роста, который, как прогнозирует МВФ, замедлится с 6,1% в 2021 г. до 3,6% в 2022 г.1 В этих условиях некоторые страны Ближнего Востока и Северной Африки сильно зависят от импорта продовольствия и энергии, что делает их особенно уязвимыми для экономических потрясений, вызванных событиями на Украине.

1. Russia’s War on Ukraine: The Economic Impact of Sanctions. Congressional Research Service (CRS). May 3, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
6

Саудовская Аравия отвернулась от администрации Байдена

 

В связи с войной на Украине США особо нуждаются в Саудовской Аравии и её соседях. США и Европа хотели бы, чтобы их партнёры на Ближнем Востоке добывали больше нефти, чтобы снизить мировые цены, поддерживали различные резолюции ООН против Москвы и помогали с санкциями в отношении России. Однако пока Америка не смогла убедить своих союзников встать на её сторону.

7

Визит Байдена в Саудовскую Аравию2 и встречи с её руководством в июле 2022 г. были прагматичным и, возможно, необходимым шагом как для Соединённых Штатов и Саудовской Аравии, так и для региона в целом. К началу войны на Украине отношения между администрацией Байдена и странами Персидского залива заметно обострились, официальные лица Саудовской Аравии критиковали американскую политику в Персидском заливе и особо выражали обеспокоенность усилиями Вашингтона по возрождению ядерной сделки с Ираном. На этом фоне Белый дом потерпел неудачу в попытке организовать телефонные переговоры по украинской повестке между президентом Байденом и наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом и наследным принцем Абу-Даби Мохаммедом бен Заидом Аль Нахайяном3.

2. The Outcomes of President Biden's Trip to Saudi Arabia. July 18, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).

3. Saudi Arabia and UAE leaders 'reject calls with US President Biden. March 09, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
8

На состоявшихся в ходе визита Байдена переговорах Саудовская Аравия не встала на сторону его администрации и проигнорировала просьбы США об увеличении добычи нефти, чтобы обеспечить эмбарго на поставки российской нефти в Европу. Когда дело дошло до нефти, американо-саудовские отношения из более или менее дружественных превратились в откровенно антагонистические. В мае 2022 г., несмотря на давление Запада на Москву и возможный запрет ЕС на импорт российской нефти, Эр-Рияд решил продолжить сотрудничество с Россией в рамках ОПЕК+. Принц Абдель Азиз бин Салман, министр энергетики, заявил, что Эр-Рияд надеется «выработать соглашение с ОПЕК+, в которое входит Россия», настаивая на том, что «мир должен признавать ценность» альянса производителей нефти4.

4. Saudi Arabia set to support Russia’s role in Opec+ despite looming sanctions. May 22, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
9 Саудовская Аравия и Россия возглавляют группу производителей нефти, которые выяснили, как работать вместе, чтобы поддерживать высокие цены. Первая возглавляет Организацию стран – экспортёров нефти (ОПЕК), состоящую из 13 членов, а вторая – группу из десяти производителей, не входящих в ОПЕК. Вместе они называются ОПЕК+.
10 Саудовская Аравия проявляет всё меньший интерес к сотрудничеству с Соединёнными Штатами в нефтяных вопросах, поскольку они стала конкурирующим экспортёром нефти. В настоящее время американские компании экспортируют около трёх млн баррелей в день по сравнению с 6,8 млн баррелей Саудовской Аравии. При этом саудовцы намеренно ограничивают добычу, чтобы поддерживать рост цен.
11

На экстренном совещании в среду 23 мая 2022 г. производители проголосовали за то, чтобы придерживаться своего плана по увеличению совместной добычи всего на 400 тыс. баррелей в день каждый месяц. ОПЕК утвердил это решение, провёл распределение увеличения объёмов добычи и составил график экспортных поставок. Таким образом, требуемое США решение об увеличении добычи нефти на два млн баррелей в сутки принято не было5.

5. 29th OPEC and non-OPEC Ministerial Meeting. No 12/2022. Vienna, Austria. Jun 02, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
12 Саудовская Аравия объяснила свою позицию тем, что ОПЕК+ – торгово-экономическая организация, управляющая рынками, а не геополитикой. Однако именно политические соображения явно влияют на нынешний подход Эр-Рияда, где считают Россию ключевым партнёром в ОПЕК+ и не хотят отказываться от России или игнорировать её интересы. Есть мнение, что таким образом обе страны также посылают неявный сигнал Вашингтону и Брюсселю о том, что, если они введут санкции в отношении экспортёров энергоресурсов, им придётся смириться с последствиями.
13

Они подчёркивают для западных стран, что энергетическая геополитика изменилась и их экономические интересы всё больше связываются с Азией. Но, отказываясь увеличивать добычу, ОПЕК+ отказывается от заявленной цели обеспечения стабильности рынка и, похоже, игнорирует опасения своих крупнейших клиентов6.

6. Cahill Ben. Sanctions Drive Russian Oil into the Shadows. March 25, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
14

Глава МИД Саудовской Аравии говорит об этом прямо. Основой безопасности арабских государств Персидского залива он назвал единство не в поддержке Соединённых Штатов, а в совместной борьбе с региональными вызовами, среди которых «ядерный проект Ирана, его поддержка и вооружение ополченцев, его дестабилизирующее поведение в регионе». Он призвал не к конфронтации с Тегераном на американской стороне, а к «диалогу и общению с Ираном на единой позиции» всех стран Персидского залива7.

7. Gulf united on Russia-Ukraine war, says Saudi foreign minister. June 01, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
15

Израиль избегает обострения отношений с Россией

 

В отношении войны на Украине израильтяне заняли противоречивую позицию. Премьер-министр Нафтали Беннетт воздержался от публичного осуждения России, хотя его министр иностранных дел Яир Лапид допускал публичные осуждения российской военной операции. В целом официальный Израиль делал всё возможное, чтобы не занимать однозначную позицию, стараясь не испортить отношения со всеми сторонами, вовлечёнными в конфликт.

16

Сигнал о своей зарождающейся политике полной двусмысленности Израиль дал уже в течение первой недели войны. Подход Израиля, как отмечают некоторые эксперты, лучше всего описывает одно слово: «подстраховаться» во всех сферах, в той или иной степени связанных с кризисом8.

8. Lis Jonathan. Despite Public Support for Ukraine, Israeli Leaders Stay Vague on Moscow's Invasion. Feb 27, 2022. >>> (accessed: 29.08.2022).
17 Делалось это с откровенной оглядкой на реакцию Вашингтона. Канцелярия премьер-министра Израиля и Министерство иностранных дел в течение нескольких недель заявляли, что администрация Байдена понимает необходимость Израиля выверить свою реакцию на российское вторжение, чтобы сохранить координацию с Россией в области безопасности в Сирии.
18 Так, Израиль отклонил просьбу США стать соавтором резолюции Совета Безопасности ООН от 25 февраля, осуждающей вторжение России, что вызвало протест администрации Байдена. Израиль медлил, пока США собирали соавторов резолюции и не давал чёткого ответа до начала встречи. Представитель Министерства иностранных дел Израиля заявил, что решение не принимать просьбу США стать соавтором резолюции было связано с тем, что Израиль не является членом Совета Безопасности ООН, и было ясно, что Россия наложит вето. Однако самые близкие союзники и партнёры США в отличие от Израиля поддержали резолюцию.
19 После голосования, на которое Россия действительно наложила вето, постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд передала послание послу Израиля Гиладу Эрдану, в котором подчеркнула разочарование администрации Байдена. Однако через неделю, когда стало ясно, что подавляющее большинство государств мира готовы осудить Россию, Тель-Авив развернулся и проголосовал за аналогичную резолюцию на Генассамблее ООН.
20

В Вашингтоне Израиль осуждают за то, что он слишком нейтрален по отношению к России после начала войны. Один из самых ярых сторонников Иерусалима, сенатор Линдси Грэм был «очень разочарован» отказом Израиля продать Украине противоракетную систему противовоздушной обороны «Железный купол». Бывший советник Трампа по национальной безопасности генерал-лейтенант Х.Р. Макмастер сказал, что «израильтянам должно быть стыдно» из-за того, что их правительство не поддерживает Киев9.

9. General McMaster Talks to Haaretz on Ukraine, Iran, Putin and Biden. April 01, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
21

Одна из причин, по которой Израиль вёл и ведёт себя сдержанно по отношению к России, заключается в её военном присутствии в Сирии. Военная координация между Израилем и Россией в Сирии не прерывалась с тех пор, как Израиль осудил вторжение России в Украину. Россия сохраняет огромное влияние в Сирии, но, как отмечают многие наблюдатели, пока позволяет Израилю действовать там против расширения военного присутствия Ирана. Израильские официальные лица заявили, что им необходимо осторожно подходить к украинскому кризису, чтобы обеспечить продолжение такого положения10.

10. Zilber Neri. Why Naftali Bennett Went to Moscow March 07, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
22

Во время встречи в Риге 7 марта 2022 г. министр иностранных дел Израиля Яир Лапид заверил госсекретаря США Блинкена, что Израиль находится на стороне США в войне на Украине, но должен учитывать свои жизненно важные интересы безопасности в Сирии, которые невозможно обеспечивать при конфронтации с Россией. «Способ остановить войну – это вести переговоры. Израиль ведёт переговоры с обеими сторонами, как с Россией, так и с Украиной, и мы работаем в полной координации с нашим самым большим союзником, Соединёнными Штатами, и нашими европейскими партнёрами», – объяснил он позицию Тель-Авива11. Но соображения собственной безопасности и стремление свести на нет усилия Ирана по созданию ракетных баз у израильских границ остаются для Израиля в приоритете12.

11. Magid Jacob. Blinken tells Lapid the US ‘very much appreciates’ Israeli mediation in Ukraine. March 07, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).

12. Dennis Ross to TML: Israel’s Stance on Russia-Ukraine War Is Balanced. (accessed: 29.08.2022). Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
23 В экономическом отношении Израиль в значительной степени независим от газа благодаря своим крупным газовым месторождениям в Средиземном море и даже рассматривает возможность отправки сжиженного природного газа в Европу, хотя объёмы будут ограничены. Тем не менее, страна сталкивается с ростом цен на муку, поскольку импортирует половину своей пшеницы из России и ещё 30% из Украины. Россия также является основным поставщиком угля для производства электроэнергии в Израиль; покупка угля из других источников повысит стоимость.
24 До сих пор Израиль не решался предоставить Украине какую-либо военную помощь, даже оборонительную. Вопрос о поставках оружия в правительстве не обсуждался. Речь идёт исключительно о гуманитарной помощи в ограниченных размерах.
25

Первая поставка была осуществлена в апреле 2022 г., когда была одобрена отправка украинским экстренным службам 2 000 касок и 500 бронежилетов. Последующие отправки включали в себя 1 500 касок, 1 500 защитных жилетов, сотни противоминных костюмов, 1 000 противогазов13.

13. Israel sends more defensive aid to Ukraine. July 14, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
26

Из Израиля было также доставлено более 100 т гуманитарной помощи, в том числе 17 т медицинского оборудования и медикаментов, израильские системы очистки воды и комплекты аварийного водоснабжения, а также тысячи палаток, одеял, спальных мешков и верхней одежды. Кроме того, в Украину прибыли несколько бригад израильских медиков-добровольцев, Израиль также сформировал полевой госпиталь.

27

С начала войны Израиль ограничивает въезд украинских беженцев на свою территорию. Согласно данным комитета Кнессета по вопросам труда и социального обеспечения, в страну прибыло 14 528 украинских беженцев, которые не имеют права на получение гражданства в соответствии с израильским законом «О возвращении». Всего с начала войны в страну въехало около 32 тыс. украинцев, из которых подать заявление на получение гражданства имеют право только 15 тыс. украинских евреев. Украинским беженцам, не имеющим права на получение гражданства, была выдана трёхмесячная въездная виза. Согласно заявлению МВД, визы будут продлеваться автоматически без необходимости посещения украинскими беженцами какого-либо государственного учреждения14.

14. Israel to extend visas of Ukrainian refugees, allow them to work. May 23, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
28

После введения беспрецедентных санкций против России, в том числе направленных против её олигархов, Израиль оказался в числе очень немногих якобы «западных» государств, которые их не выполнили. Есть простое объяснение, почему израильские лидеры решили защищать судьбу и активы «своих» олигархов. Многие из них обосновались в Израиле, но сохранили значительные активы в России и вокруг неё, а также инвестировали в местные компании. По оценкам, за последние 30 лет финансовое влияние этих олигархов достигло от 5% до 10% ВВП Израиля15. Отсюда стремление максимально ограничить действие санкций, которым они подвергаются.

15. Why is Israel so Soft on Moscow? March 22, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
29

В июле 2022 г. Нафтали Беннета на премьерском посту сменил его партнёр по коалиции и глава внешнеполитического ведомства Яир Лапид, которому предстоит выстраивать в дальнейшем российско-израильские отношения. С началом СВО в качестве главы Министерства иностранных дел Яир Лапид стал для Москвы едва ли не наименее приемлемым израильским политиком на этом посту. Президент Путин прислал письмо с поздравлениями, когда Лапид вступил в должность, однако телефонных переговоров или встреч с российским президентом у нового премьера пока не было, что указывает, как считают некоторые эксперты, на отсутствие прежнего взаимодействия, которое поддерживалось его предшественниками16.

16. Harkov Lahav. How will Lapid respond to the Russia-Jewish Agency affair? – analysis. July 25, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).17
30

Июльская поездка президента Байдена на Ближний Восток мало способствовала изменению позиции Израиля по Украине. Преобладает мнение, что никаких серьёзных достижений американской стороны в этом не было. Большая часть поездки была посвящена сдерживанию Ирана и восстановлению испорченных связей с давними арабскими партнёрами. В Израиле президент был вынужден отказаться от части своей повестки, отодвинув украинскую тематику на второй план17. Озабоченность США по поводу Ирана была главной мотивацией для переговоров не только с Израилем, но и с арабскими государствами.

17. Phillips James & Venable John. Biden’s Middle East Trip Should Be Judged by Its Long-Term Security Results. August 01, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
31

Иран поддерживает Россию в сдерживании США и НАТО

 

Москва и Тегеран долгое время сотрудничали, когда их интересы совпадали, особенно в противодействии США на Ближнем Востоке, но их недавние действия подчёркивают более согласованные усилия по укреплению партнёрства. В последние месяцы, высокопоставленные российские и иранские официальные лица часто встречались, чтобы активизировать сотрудничество и подписать экономические и военные соглашения. Президенты Владимир Путин и Эбрагим Раиси разговаривали, по крайней мере, 4 раза с начала СВО. Путин посетил Тегеран в июле 2022 г., что стало его первой зарубежной поездкой за пределы бывшей территории Советского Союза с начала войны18.

18. Leader meets Putin, says dollar must be removed from bilateral trade. July 19, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
32 Взаимодействие Москвы и Тегерана в настоящее время отражает углубляющиеся и потенциально более сбалансированные отношения, в которых Россия уже не является абсолютно доминирующей стороной. Обе страны переходят к стратегическому партнёрству с целью бросить вызов интересам США и их союзников не только на Ближнем Востоке, но в Европе и во всём мире. Важно, что в Тегеране такой подход одобрен на самом высоком уровне верховным руководителем Исламской Республики Иран.
33

Аятолла Али Хаменеи с первых дней войны определил позицию, при которой Тегеран, поддерживая усилия по прекращению конфликта на Украине, возлагает вину за случившееся не на Россию, а на Соединённые Штаты. Первопричиной кризиса он считает политику США на Украине. Об этом иранский лидер говорил в телеобращении к нации. «Решение любого кризиса» лежит в его «первопричине», сказал он, обвиняя Вашингтон и его союзников в разжигании украинского кризиса и называя украинцев «жертвами» политики США. «США затащили Украину туда, где она сейчас находится», – сказал он. «Вмешавшись во внутренние дела Украины, устроив цветные революции и свергнув одно правительство и поставив к власти другое, США втянули Украину в эту ситуацию». Он добавил, что из кризиса на Украине можно извлечь «уроки», уточнив, что правительство, которое полагается на США, «должно знать, что это всего лишь мираж»19.

19. Iran supports ending the war in Ukraine; US root of Ukraine crisis. March 01, 2022. Available at: >>> accessed: 29.08.2022).
34

На экстренной сессии Генассамблеи ООН 2 марта 2022 г. 141 из 193 государств-членов проголосовали за резолюцию, призывающую к немедленному выводу российских войск с Украины. Против проголосовали только пятеро – Россия, Беларусь, Северная Корея, Эритрея и Сирия. Иран был среди 35 стран, включая Китай, которые воздержались. В своём заявлении представитель Ирана в ООН Маджид Тахт Раванчи подчеркнул, что необходимо уважать как «суверенитет и территориальную целостность всех государств», так и соображения безопасности России. В его заявлении также утверждалось, что предложенной секретариатом ООН резолюции не хватало «беспристрастности и реалистичных механизмов для разрешения кризиса мирными средствами»20.

20. Nada Garrett. Iran Blames US, West for Ukraine War. April 26, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
35

По мере того как на Украине разворачивается кризис, Иран сохраняет приверженность этой позиции, в которой сочетаются понимание опасений России по поводу расширения НАТО и предпочтение дипломатии войне. Тегеран призывает все стороны работать над урегулированием кризиса путём переговоров и прекратить военные действия. При этом, как полагают в правительстве Ирана, Украина обязана отказаться от предоставления своей территории для расширения НАТО, что является серьёзной угрозой стабильности и безопасности, в том числе и государств Закавказья у иранских границ21.

21. New world order. July 19, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
36

Такой подход не является конъюнктурным, он закреплён в новой иранской доктрине «Поворот на Восток», которую Тегеран рассматривает как идеологическую основу для внешней политики, открывающей доступ к основным мировым рынкам и обеспечивающей противодействие западным санкциям22. Таким образом Иран может проводить свою политику многосторонности, постепенно отказываясь от концепции, основанной преимущественно на торгово-экономическом сотрудничестве с Западной Европой, которая не в первый раз поддерживает США в санкционной политике против Тегерана. Исходя из этого, Иран признаёт Россию жизненно важным звеном евразийского равновесия, частью которого он хочет быть. Это требует улучшения отношений с Москвой.

22. Iran looks east after China-led bloc OKs entry. September 18, 2021. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
37

Вместе с тем отдельными бывшими политиками в Иране эта позиция подверглась критике. Некоторые из них отмечают, что позиция России представляет угрозу национальным интересам Ирана и затрудняет преодоление проблемы санкций. Али Мотахари, умеренный консервативный политик и бывший член парламента, к примеру, так объяснил свою позицию: «На последнем этапе возрождения ядерного соглашения Тегеран должен отбросить в сторону свои опасения и решить оставшиеся проблемы путём прямых переговоров с Соединёнными Штатами. Россия глубоко обеспокоена возобновлением СВПД и улучшением экономических отношений Ирана с Западом и хочет, чтобы Иран продолжал оставаться её заложником и щитом против Запада. Иран должен ставить свои национальные интересы выше интересов России»23.

23. Zakeri Shirin. The Impact of the Ukraine War on the Iranian Nuclear Deal. April 11, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
38

С тем, что углубление российско-иранских связей почти наверняка поставит под угрозу интересы США и их союзников на Ближнем Востоке, можно согласиться24. К примеру, российская поддержка зарождающейся военно-космической программы Ирана и его военно-воздушных сил может повысить наступательный потенциал иранских вооружённых сил и усилить противодействие, которое он оказывает США и их партнёрам в регионе. Кроме того, растущее влияние Ирана в Сирии позволит Тегерану более эффективно угрожать Израилю. Наконец, занятая Тегераном позиция по Украине позволяет значительно расширить выгодные экономические связи с Россией, в том числе для смягчения санкций США.

24. New horizons of Tehran-Moscow partnership against West. July 20, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
39

Одними из последствий войны являются новые обстоятельства в Сирии, возникшие в результате того, что Москва переключает своё внимание на Украину. Это поднимает вопросы об образовавшемся вакууме в Сирии, которым могут воспользоваться антиасадовские силы, и теперь Ирану необходимо приспособиться к тому, чтобы сирийское правительство не потерпело серьёзных неудач из-за того, что Россия может сделать для Дамаска немного меньше. Можно согласиться с прогнозом, что это может означать, дальнейшее расширение и укрепление иранского влияния в Сирии25.

25. Cafiero Giorgio. How the Ukraine war is advancing Iran's influence in Syria? May 16, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
40

Этот фактор важно иметь в виду, когда оцениваешь итоги переговоров в Дамаске главы иранского внешнеполитического ведомства Амира Абдоллахиана, на которых Палестина занимала центральное место в дискуссиях26. Акцент на палестинском вопросе был преднамеренной установкой иранской стороны на то, чтобы подчеркнуть статус Сирии как составной части так называемой «оси сопротивления» и что Дамаск не собирается присоединяться к растущей тенденции арабской нормализации отношений с Израилем. Принципиально то, что Дамаск не собирается отказываться от стратегических отношений с Тегераном или пересматривать их, чтобы успокоить арабские государства.

26. Iran, Syria open new chapter in relations. July 02, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
41 Иран в ходе украинского кризиса не отказывается от тесного взаимодействия с Россией на переговорах по восстановлению СВПД, которые продолжаются в Вене между Ираном и представителями России, Китая, Великобритании, Франции и Германии (США не принимают непосредственного участия в процессе).
42 США попытались через своих европейских союзников убедить иранскую делегацию в том, что из-за конфликта на Украине и роста напряжённости в отношениях с Западом российское правительство больше не заинтересовано в достижении прогресса по иранской ядерной сделке. На самом деле Россия призвала США к большей приверженности сделке. Кроме того, россияне потребовали гарантий, что санкции, связанные с конфликтом на Украине, не повлияют на торговлю между Москвой и Тегераном. Призыв России в последнюю минуту предоставить письменные гарантии со стороны США поставил переговоры на паузу из-за неготовности Вашингтона принять это условие.
43

14 марта 2022 г. министр иностранных дел Ирана Амир Абдоллахиан встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Они провели совместную пресс-конференцию, на которой заявили, что Москва получила письменные гарантии от Вашингтона относительно сотрудничества в рамках иранской ядерной сделки, и что США гарантировали, что санкции против России не повлияют на их торговлю с Ираном. В ходе встречи Лавров и Амир Абдоллахиан подчеркнули прочные связи между Россией и Ираном, а также заинтересованность двух стран в долгосрочном сотрудничестве, особенно в сфере экономических отношений. В совместном заявлении утверждается, что санкции США не нанесут ущерба праву России на «свободную торговлю, экономическое и инвестиционное сотрудничество и военно-техническое сотрудничество» с Ираном27.

27. Lavrov: Russia in Receit of Written Guarantee from US over Vienna Deal with Iran. March 15, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
44

Эта российско-иранская инициатива была вызвана также тем, что в Соединённых Штатах группа сенаторов-республиканцев призвала президента Байдена прекратить переговоры с Ираном по ядерной сделке. Они подчёркивали, что сделка будет означать «большую уступку» президенту России Путину в разгар войны. Однако американские представители на переговорах в Вене сочли требования России «уместными» и упомянули, что санкции против России и СВПД – отдельные вопросы и «между ними нет никакой связи». Переговоры были продолжены, в текст предстоящего соглашения были включены дополнительные положения для обеспечения того, чтобы все проекты и направления деятельности, предусмотренные в СВПД, включая сотрудничество с Ираном на Бушерской АЭС, были защищены от негативного воздействия США и санкций ЕС против России28.

28. Russia demands incorporated into JCPOA text: spokesperson. March 16, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
45 Поддерживая Москву в сдерживании США и НАТО, Тегеран предпринимает шаги по развитию своих отношений со многими странами мира и в некоторых случаях поднял их до стратегического уровня. Об этом можно судить по дипломатическим шагам Ирана в период президентства Эбрагима Раиси. Вступив в должность в августе 2021 г., Раиси начал укреплять связи Ирана с соседними странами и не западными мировыми державами.
46 В первые недели своего президентства Раиси удалось подготовить почву для того, чтобы Иран стал полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Процесс предоставления Ирану статуса полноправного члена начался в прошлом году, а завершён на саммите ШОС, который состоялся в Самарканде 15 сентября этого года. Полноправное участие Ирана в Шанхайской организации сотрудничества одобрено на саммите. Помимо ШОС Иран стремится присоединиться к группе развивающихся экономик, которая называется БРИКС. Министр иностранных дел Ирана Амир Абдоллахиан заявил, что Иран является одной из первых стран, которая собирается стать членом БРИКС+. В настоящее время БРИКС включает Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую Республику.
47

Параллельно со своими усилиями по вступлению в престижные международные институты правительство президента Раиси предпринимает дипломатические усилия, чтобы нормализовать отношения с некоторыми арабскими странами в регионе Западной Азии. Раиси и Амир Абдоллахиан посетили некоторые арабские страны. Теперь эти усилия, похоже, приносят плоды, поскольку ближайшие американские союзники – Объединённые Арабские Эмираты и Кувейт решили в ближайшее время направить послов в Иран. Что касается отношений с Эр-Риядом, то готовится встреча министров иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии в Багдаде29.

29. Iran adapts to new realities in foreign relations. July 30, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
48

Работа по восстановлению СВПД по иранской ядерной программе в венском формате находится на финишной прямой, но ещё не все вопросы закрыты. 15 августа 2022 г. Амир Абдоллахиан заявил, что, «если соглашение не будет достигнуто, конец света не наступит». Отвечая на военные угрозы администрации Байдена, министр иностранных дел Ирана сказал: «Они говорят о плане "Б", но у нас есть и свой план "Б". В конце концов, я считаю, что все вопросы должны решаться путём переговоров»30. Тегеран не отказывается от своей оборонной и региональной политики и намерен сохранить свои суверенные ядерные права.

30. Vienna talks at “now or never” stage. August 15, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.08.2022).
49

Заключение

 

Администрация Байдена пытается перезагрузить отношения США с важными ближневосточными партнёрами. Предыдущая модель их сотрудничества, которую часто обозначают как «соглашением о нефти для Запада в обмен на безопасность стран Персидского залива», применима всё в меньшей степени. Как полагают в администрации Байдена, Вашингтону нужно обновлённое партнёрство на новых условиях, где у арабских государств были бы чёткие обязательства и конкретная ответственность в союзных отношениях с США.

50 На данном этапе Белый дом предпринимает политические усилия с целью объединить как можно больше ближневосточных государств вокруг своего лидерства в противостоянии России на Украине. В этой связи вызывает вопрос способность американского правительства навязать свою волю в обширном регионе Ближнего Востока.
51 Война на Украине поставила арабские государства Персидского залива в сложное дипломатическое положение. Они в основном заняли нейтральную, неоднозначную позицию, призывая обе стороны проявлять сдержанность. Оставаясь близкими партнёрами США, большинство из них установили более тесные связи с Россией в попытке диверсифицировать свои международные отношения и, следовательно, не желают открыто противодействовать ни одной из сторон.
52 Что касается Эр-Рияда и Абу-Даби, то их реакция на украинский кризис разворачивалась на фоне растущего недовольства администрацией Байдена и роста сомнений в надёжности Вашингтона в роли гаранта их безопасности. Обе страны опасаются неизбежного ухода США из региона и пересматривают свою политику не в пользу Америки. Хотя ни одна страна Персидского залива не хочет создавать впечатление, что она на стороне России, Саудовская Аравия и ОАЭ, не опасаясь вызвать раздражение у Запада, не колеблясь, демонстрируют своё недовольство США во время этого кризиса.
53 Рост цен на нефть заставил США оказать давление на арабские страны Персидского залива, чтобы они увеличили добычу. Несмотря на активное лоббирование со стороны администрации Байдена в течение нескольких недель после начала событий на Украине и визита премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона в Саудовскую Аравию и Объединённые Арабские Эмираты, обе страны не стали поддерживать их в санкционном давлении на Россию.
54 Существует более широкая тенденция, когда Саудовская Аравия и другие страны региона недовольны изменением позиции США на Ближнем Востоке без учёта потребностей своих партнёров, особенно в области безопасности. Саудовская Аравия и ОАЭ ожидали от администрации Байдена большей поддержки в войне в Йемене и в устранении связанных с этим рисков, таких как ракетные атаки хуситов. Монархии Персидского залива критикуют попытки Белого дома вернуться к ядерной сделке с Ираном, не затрагивая иранскую программу баллистических ракет и региональное влияние через посредников в Ираке, Ливане, Сирии и Йемене.
55 США неоднократно призывали израильтян выступить против России, но пока Израиль отказывается поставлять оружие Украине или присоединяться к санкциям против Москвы. Среди союзников Америки голос Израиля по украинскому кризису не слышен, израильские лидеры не хотят лоб в лоб противостоять Кремлю, с которым они связаны стратегическими и экономическими интересами.
56 Киев разочарован неоднократным отказом Израиля предоставить Украине систему противоракетной обороны «Железный купол» и другое вооружение. Израильские военные эксперты полагают, что поставки компонентов «Железного купола» требуют отправки израильских специалистов, что означало бы военное вмешательство Израиля в войне против России. Такой сценарий политиками еврейского государства не рассматривается.
57

Близкие отношения Ирана с Российской Федерацией, наряду с усилиями Тегерана по сохранению связей с Украиной, усложнили подход иранского руководства к СВО. Хотя Иран не признал независимость Донецкой и Луганской народных республик, он одновременно не подверг критике военную операцию и воздержался при голосовании по резолюции Генассамблеи ООН, осуждающей вторжение России в Украину. Тегеран, как и Россия, выступает против расширения НАТО, его беспокоят возможные негативные последствия войны для переговоров по иранской ядерной программе. В украинском руководстве считают Иран союзником России в этом конфликте и проявляют пассивность в отношениях с Тегераном.

58 Если СВПД будет восстановлен и США отменят санкции, Иран снова будет открыт для бизнеса в энергетике, судоходстве, металлургии, автомобилестроении, страховании и других секторах. Страна может увеличить производство нефти на 900 тыс. баррелей в день в течение трёх месяцев после ослабления санкций, а в течение шести месяцев может выйти на полную мощность – около 3,7 млн баррелей в день. В Иране также есть примерно 100 млн баррелей сырой нефти и конденсата в хранилищах, которые могут быть выпущены на рынок практически немедленно. Всё это может ослабить напряжённость на мировом рынке, который был потрясён конфликтом России и Украины.
59 Иран, вероятно, мог бы вывести на рынок до 1 млн баррелей в сутки к концу этого года, но, несмотря на экономическую заинтересованность, Тегеран не стал участвовать в санкционном давлении на Россию, стратегические соображения преобладают, а в них базой остаётся антиамериканизм.
60 Что касается газа, то, несмотря на вторые по величине запасы газа в мире (после России), Иран пока не располагает инфраструктурой и мощностями для поставок газа в Европу, даже после снятия санкций. Заменить российский газ иранским в Европе в ближайшей перспективе не получится. Тем не менее, война на Украине идёт на пользу иранской экономике с точки зрения роста цен на нефть и газ.
61 В конце августа 2022 г. голосование в ООН по антироссийской резолюции, предложенной Украиной, показало, что количество стран, готовых безоговорочно поддерживали Киев за полгода уменьшилось в два с половиной раза. Менее трети стран мира готовы поддерживать политику США и НАТО, среди них и большинство стран Ближнего Востока.

Библиография

1. Russia’s War on Ukraine: The Economic Impact of Sanctions. Congressional Research Service (CRS). May 3, 2022. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF12092 (accessed: 29.08.2022).

2. The Outcomes of President Biden's Trip to Saudi Arabia. July 18, 2022. Available at: https://www.npr.org/2022/07/18/1112036563/the-outcomes-of-president-bidens-trip-to-saudi-arabia (accessed: 29.08.2022).

3. Saudi Arabia and UAE leaders 'reject calls with US President Biden. March 09, 2022. Available at: https://www.middleeasteye.net/news/saudi-arabia-uae-leaders-mbs-mbz-reject-call-biden (accessed: 29.08.2022).

4. Saudi Arabia set to support Russia’s role in Opec+ despite looming sanctions. May 22, 2022. Available at: https://www.middleeasteye.net/news/saudi-arabia-set-support-russias-role-opec-despite-looming-sanctions (accessed: 29.08.2022).

5. 29th OPEC and non-OPEC Ministerial Meeting. No 12/2022. Vienna, Austria. Jun 02, 2022. Available at: https://www.opec.org/opec_web/en/press_room/6882.htm (accessed: 29.08.2022).

6. Cahill Ben. Sanctions Drive Russian Oil into the Shadows. March 25, 2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/sanctions-drive-russian-oil-shadows (accessed: 29.08.2022).

7. Gulf united on Russia-Ukraine war, says Saudi foreign minister. June 01, 2022. Available at: https://www.arabnews.com/node/2094546/saudi-arabia (accessed: 29.08.2022).

8. Lis Jonathan. Despite Public Support for Ukraine, Israeli Leaders Stay Vague on Moscow's Invasion. Feb 27, 2022. https://www.haaretz.com/israel-news/2022-02-27/ty-article/.premium/despite-public-support-for-ukraine-israeli-leaders-stay-vague-on-moscows-invasion/0000017f-f81d-d044-adff-fbfd56760000 (accessed: 29.08.2022).

9. General McMaster Talks to Haaretz on Ukraine, Iran, Putin and Biden. April 01, 2022. Available at: https://www.haaretz.com/us-news/2022-04-01/ty-article/.premium/general-mcmaster-talks-to-haaretz-on-ukraine-iran-putin-and-biden/00000180-5bb9-d718-afd9-dfbd485d0000 (accessed: 29.08.2022).

10. Zilber Neri. Why Naftali Bennett Went to Moscow March 07, 2022. Available at: https://foreignpolicy.com/2022/03/07/israel-ukraine-mediation-russia-bennett-putin/ (accessed: 29.08.2022).

11. Magid Jacob. Blinken tells Lapid the US ‘very much appreciates’ Israeli mediation in Ukraine. March 07, 2022. Available at: https://www.timesofisrael.com/blinken-tells-lapid-us-very-much-appreciates-israeli-mediation-in-ukraine/ (accessed: 29.08.2022).

12. Dennis Ross to TML: Israel’s Stance on Russia-Ukraine War Is Balanced. (accessed: 29.08.2022). Available at: https://themedialine.org/top-stories/dennis-ross-to-tml-israels-stance-on-russia-ukraine-war-is-balanced (accessed: 29.08.2022).

13. Israel sends more defensive aid to Ukraine. July 14, 2022. Available at: https://www.jpost.com/international/article-712085 (accessed: 29.08.2022).

14. Israel to extend visas of Ukrainian refugees, allow them to work. May 23, 2022. Available at: https://www.timesofisrael.com/israel-to-extend-visas-of-ukrainian-refugees-allow-them-to-work-in-country/ (accessed: 29.08.2022).

15. Why is Israel so Soft on Moscow? March 22, 2022. Available at: https://orientxxi.info/magazine/why-is-israel-so-soft-on-moscow,5472 (accessed: 29.08.2022).

16. Harkov Lahav. How will Lapid respond to the Russia-Jewish Agency affair? – analysis. July 25, 2022. Available at: https://www.jpost.com/diaspora/article-713003 (accessed: 29.08.2022).17

17. Phillips James & Venable John. Biden’s Middle East Trip Should Be Judged by Its Long-Term Security Results. August 01, 2022. Available at: https://www.heritage.org/middle-east/commentary/bidens-middle-east-trip-should-be-judged-its-long-term-security-results (accessed: 29.08.2022).

18. Leader meets Putin, says dollar must be removed from bilateral trade. July 19, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/474826/Leader-meets-Putin-says-dollar-must-be-removed-from-bilateral (accessed: 29.08.2022).

19. Iran supports ending the war in Ukraine; US root of Ukraine crisis. March 01, 2022. Available at: https://english.khamenei.ir/news/8879/Iran-supports-ending-the-war-in-Ukraine-US-root-of-Ukraine-crisis accessed: 29.08.2022).

20. Nada Garrett. Iran Blames US, West for Ukraine War. April 26, 2022. Available at: https://iranprimer.usip.org/index.php/blog/2022/mar/03/iran-blames-us-west-ukraine-war (accessed: 29.08.2022).

21. New world order. July 19, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/474831/New-world-order (accessed: 29.08.2022).

22. Iran looks east after China-led bloc OKs entry. September 18, 2021. Available at: https://www.france24.com/en/live-news/20210918-iran-looks-east-after-china-led-bloc-oks-entry (accessed: 29.08.2022).

23. Zakeri Shirin. The Impact of the Ukraine War on the Iranian Nuclear Deal. April 11, 2022. Available at: https://www.osmed.it/2022/04/11/the-impact-of-the-ukraine-war-on-the-iranian-nuclear-deal/ (accessed: 29.08.2022).

24. New horizons of Tehran-Moscow partnership against West. July 20, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/474838/New-horizons-of-Tehran-Moscow-partnership-against-West (accessed: 29.08.2022).

25. Cafiero Giorgio. How the Ukraine war is advancing Iran's influence in Syria? May 16, 2022. Available at: https://english.alaraby.co.uk/analysis/how-ukraine-war-advancing-irans-influence-syria (accessed: 29.08.2022).

26. Iran, Syria open new chapter in relations. July 02, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/474294/Iran-Syria-open-new-chapter-in-relations (accessed: 29.08.2022).

27. Lavrov: Russia in Receit of Written Guarantee from US over Vienna Deal with Iran. March 15, 2022. Available at: https://www.farsnews.ir/en/news/14001224000975/Lavrv-Rssia-in-Recei-f-Wrien-Garanee-frm-US-ver-Vienna-Deal-wih-Iran (accessed: 29.08.2022).

28. Russia demands incorporated into JCPOA text: spokesperson. March 16, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/471125/Russia-demands-incorporated-into-JCPOA-text-spokesperson (accessed: 29.08.2022).

29. Iran adapts to new realities in foreign relations. July 30, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/475202/Iran-adapts-to-new-realities-in-foreign-relations (accessed: 29.08.2022).

30. Vienna talks at “now or never” stage. August 15, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/475701/Vienna-talks-at-now-or-never-stage (accessed: 29.08.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести