Problems of Revisionism in Artistic Interpretations of Historical Events
Table of contents
Share
QR
Metrics
Problems of Revisionism in Artistic Interpretations of Historical Events
Annotation
PII
S207054760021662-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Khalilov 
Occupation: Research fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

In recent decades the discipline of American historical knowledge has been heavily influenced by the works of revisionist historians, who have dominated both science and education, as well as popular culture. New interpretations and reinterpretations of the past have become more popular than any previous efforts in the field. The contradictory nature and radical ideological content of revisionist interpretations of historical events made them highly appealing to a mass audience seeking an alternative to “boring” academic narratives, on the one hand, and on the other hand, they have caused considerable disruption for traditionalist historians, who had to evaluate and criticize not only the endeavors of their colleagues, but also those of laymen. Among the latter, representatives of cultural establishment, particularly literature and cinema, have a singular influence. In this article the author examines some examples of revisionist works of art, highlighting the main problems arising from specific readings of history, including historical inaccuracy, ideological bias, political partisanship, disregard for the sources, logical fallacies, a tendency to mythmaking, and numerous “artistic licenses”. 

Keywords
historical revisionism, US culture, Hollywood
Received
28.07.2022
Date of publication
23.08.2022
Number of purchasers
0
Views
70
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Несмотря на то что ревизионизм – как пересмотр представлений и концепций вследствие появления новых данных, так и реинтерпретации уже известных фактов – всегда являлся естественной частью процесса исторического познания, в публичном поле термин приобрёл очевидно негативный смысловой оттенок и фактически стал синонимичным «фальсификации истории».

2

Если в академической среде под ревизионизмом обычно понимается процесс взгляда на историю в ином ракурсе, отличном от господствующего (общепринятого, популярного, официально признанного) в данный момент, то в обиходе, особенно политическом, этот взгляд непременно является злоумышленным и ложным. При этом не делается особого различия между маргинальными и квазинаучными теориями и легитимными попытками критического переосмысления доминирующего дискурса.

3

Так, в 2003-м году тогдашний президент США Джордж Буш-младший дважды взывал к «историческим ревизионистам» в отношении критиков его первоначального обоснования необходимости вторжения в Ирак1.

1. Rees, Jonathan. What Did Bush Mean by "Revisionist Historians"? History News Network. Электронный ресурс. Available at: >>> (accessed: 20.04.2022).
4

Оживлённую дискуссию в годы его президентства вызвала федеральная программа по обучению истории, предлагавшая гранты на курсы со следующими методическими рекомендациями: «Традиционная американская история создаёт представление о важных проблемах, эпизодах и поворотных точках в истории Соединённых Штатов; сообщает о том как слова и дела индивидуальных американцев определяли курс нашей нации; каким образом идеалы свободы и демократии, сформулированные в основополагающих документах, сформировали и продолжают формировать, сражения и достижения Америки, а также её социальные, политические и юридические институты и отношения. Основной задачей традиционной истории является привитие ученикам понимания этих принципов и исторических событий и наиболее наглядно иллюстрирующих их персонажей».

5

Согласно наблюдению историка-ревизиониста Джеффа Риггенбаха, «правда – верность прошлому в той степени, в которой мы можем его реконструировать, – никогда не являлась основной целью авторов учебников»2. Их цель «не изучать, но инструктировать», а также «создать общий дискурс понимания», «привить и внедрить определённое общее представление» о национальной истории у студентов.

2. Riggenbach. Ibid, p.183.
6

В 2012 г., спустя три года после прихода в Белый дом демократов, патриотическая программа республиканской администрации была ликвидирована, а на смену ей в школьный куррикулум пришли «рабство, сегрегация, расизм, истребление коренных американцев, ксенофобия, нативизм, религиозные предрассудки, империализм, Ку-клукс-клан, эксплуатация рабочего класса, рост социального неравенства», а также история движения за гражданские права, суфражизма/феминизма и профсоюзов3.

3. Singer, Alan J. Social Studies for Secondary Schools: Teaching to Learn, Learning to Teach. Routledge, Oct 8, 2014. 281 pages, p. 15
7

Эта тенденция на субституцию патриотического воспитания критической теорией начала завоевывать доминирующие позиции со второй половины 1980-х годов, когда «историков консенсуса», уделявших основное внимание политическим, военным и дипломатическим аспектам, начали вытеснять социальные историки с их акцентом на повседневную общественную и культурную жизнь, борьбу за права, инклюзии и многообразии, а европоцентричный взгляд на прошлое сменил мультикультурный, с акцентом на роль женщин и меньшинств.

8

Сторонники нового подхода отмечают, что таким образом стали открываться малоизвестные страницы истории, появляться новые интерпретации и неожиданные ракурс на инциденты, а на смену зачастую грешащим поверхностностью масштабным изображениям исторических событий пришёл более персональный и гуманистический взгляд. Критики, однако, отмечают, что этот метод имеет свои недостатки и содержит не меньше поводов для упрёков в фальсификации. Воспоминания отдельных лиц зачастую расплывчаты, их интерпретации крайне умозрительны и пребывают на территории догадок и гипотез, а получающиеся изображения склонны к тенденциозности, предвзятости и искажениям реальных персонажей, индивидуальных действий и намерений. Как замечает историк Ян Скотт, «даже самые верные репродукции могут стать жертвой случайности и чрезмерно критической или агиографической субъективности»4.

4. Scott, Ian. American Politics in Hollywood Film. United Kingdom, Fitzroy Dearborn Publishers, 2000. 184 pages, p.139
9

В последние десятилетия наступление «новых историков» становится всё более агрессивным и бескомпромиссным. Повсеместно героическая, триумфальная история Америки как страны свободы, процветания и справедливости, образца добродетели и луча надежды для благополучия и мира во всём мире отвергается в пользу высококритичной в отношении нации и её достижений, с США как страной где господствовали классовый конфликт, расовая несправедливость, гендерное неравенство и «национальное высокомерие». Американское прошлое в глазах ревизионистов превратилось в «череду ужасных событий: насилия, войн, нетерпимости к другим, политической власти в руках лжецов и убийц»5.

5. Zinn, Howard. A People’s History of the United States, 1492-Present. Twentieth Anniversary Edition. New York: HarperCollins, 1999, p. 660.
10

«Новые историки» крайне пренебрежительны к традиционным историкам, которые, по их мнению, тщетно цепляются за «устаревшие представления об объективности». Любые претензии на беспристрастность и стремление к сохранению нейтральности стали рассматриваться как замаскированная поддержка статус-кво (со стороны леволиберальной публики) либо как проявления культурного и морального релятивизма (со стороны крайне правых).

11

Ревизионисты уверяют, что ставят перед собой цель исправить искажения и заблуждения предшественников, сделать события прошлого более «восприимчивыми» к современной перцепции и нравственной парадигме, «освободить от оков цензуры, пропаганды и предубеждённостей». Вопреки заявляемым декларациям о благих намерениях, однако, не стоит заблуждаться: агитация и предвзятость «продолжают оставаться прямой и явной угрозой»6.

6. Porzio, Stephen. Revisionism in Movies – Evidence, Interpretation & Perspectives. HistoryVault.ie. Available at: >>> (accessed: 18.04.2022).
12

Кинематограф как исторический источник

 

Как интерпретатор истории кино крайне подвержено влиянию текущей социально-политической реальности.

13

Фильмы отражают не столько историю периода, о котором они повествуют, сколько времён своего создания – вместе с господствующими предубеждениями, заблуждениями и фиксациями.

14

Специфика медиума предполагает также развлечение публики (через повествования увлекательных историй, понятных современной аудитории), мелодраматизацию событий и руководство идеологическими соображениями.

15

С момента превращения в популярную разновидность массового развлечения, значительное давление на кинематограф оказывали общественные организации – от многочисленных религиозных организаций до афроамериканских активистов с их публичными осуждениям, протестами и призывами к запрету, что в значительной степени повлияло как на содержание продукции, так и на развитие внутренней самоцензуры.

16

Характерным образцом может служить документальный фильм «Родная земля»/Native Land (1941) Лео Гурвица и Пола Стрэнда, который по изначальной задумке авторов должен был разоблачать несправедливости американского капитализма. Незадолго до премьеры, однако, Германия напала на Советский Союз, что привело к временной поддержке капиталистических стран в их борьбе со странами Оси. Внутри этого контекста известного как «Популярный фронт», авторы в спешном порядке перемонтировали фильм, превратив его в позитивное прославление Конституции, Билля о Правах и прочих патриотических символов. Ревизия Гурвица является ярким – но не в коей мере ни единичным или вопиющим – случаем послушной замены одной исторической интерпретации другой с целью подстроиться под меняющуюся «линию партии»7.

7. The Columbia Companion to American History on Film: How the Movies Have Portrayed the American Past. (2004). United States: Columbia University Press. Indtroduction, xiii
17

Для большинства книг и фильмов на историческую тематику исторические события служат не более чем фоном, на котором разворачивается вымышленная история. Но даже самым добросовестным и скрупулёзным авторам во многих случаях приходится полагаться на более поздние воспоминания, строить предположения и догадки, придумывать сцены и диалоги в интересах сторителлинга, прибегать к художественным вольностям и приёмам в целях создания драматического эффекта – например, компоновать несколько исторических событий и персонажей для соблюдения единства действия, времени и места, а также драматургической экономии.

18

Имеющий более высокую репутацию в плане исторической достоверности жанр невымышленной литературы (non-fiction) не гарантирует исторической аутентичности, как демонстрирует, например, творчества Гора Видала. Тщательнейшим образом проработанные, дотошно исследованные, на обширном историческом материале, включающем первоисточники по теме – дневники, письма, документы, романы Видала предлагают описания реальных исторических событий и людей. Тем не менее, подбор фактов – включение одних и опущение других, подача материала в целом выдаёт в нём приверженца либеральных, левых убеждений с собственными идеологическими представлениями и повесткой. Индивидуальные предпочтения, селективное обращение с материалом, задействование повествовательных приёмов, а также предубеждения, пристрастность и предвзятость продолжают оставаться препятствиями для значительной части пишущих на исторические темы авторов.

19

«Корни» и историческая достоверность

 

Едва ли не самым популярным историческим периодом для американцев является эра Реконструкции, последовавшая после Гражданской войны, где как дилетанты, так и профессионалы, ищут исторические объяснения значительной части современных социальных и политических проблем США.

20

В качестве иллюстративного примера здесь можно привести роман «Корни: История американской семьи»/Roots: The Saga of an American family (1976) Алекса Хейли. Ставшая бестселлером, удостоенная специального приза Пулитцеровской премии и адаптированная в невероятно успешный и влиятельный телевизионный минисериал, книга оказала значительное влияние на популярное коллективное сознание, публичное восприятие расизма и рабства и пробудила интерес к афроамериканской истории и культуре. Презентовавшаяся как «подлинная история, открытая автором в результате 12-тилетнего изучения истории своей семьи на протяжении семи поколений», однако, выпукло высвечивала все проблемы и недостатки дилетантского подхода к истории.

21

Повествование открывается в гамбийской деревушке Джуффуре, где члены семьи племени мандинка проживают в своих глиняных хижинах. Единственное подтверждение семейной истории Хейли исходило от Кебба Канга Фофана, джуффурского гриота (гриоты – западноафриканские барды и локальные протоисторики, в задачи которых входит в том числе хранение и передача устных традиций) с сомнительными доказательствами классификации в качестве такового, постоянно менявшего ключевые детали истории. Стал ли Хейли жертвой доброжелательного мошенничества или это было сознательной мистификацией со стороны автора, остаётся предметом догадок и споров.

22

Не лучшим образом обстояли дела и с американским периодом жизни семьи, где значительную часть свидетельств не только не удалось верифицировать, но в тех случаях, когда это удавалось, сохранившиеся записи (данные переписи, регистрации, волеизъявления и т.п.) прямо противоречили изложенным автором.

23

Книга содержит в себе классические примеры популярных логических ошибок. Если в африканском периоде главным упрёком по адресу автора было круговое подтверждение (автор рассказывал свою историю людям, которая затем возвращалась к нему из уст других), то в американском – предвзятость подтверждения (автор искал лишь информацию, соответствовавшую уже сложившемуся у него собственному представлению).

24

Профессор, священник и радиоведущий Майкл Эрик Дайсон следующим образом описал влияние книги Хейли: «Поиск своих корней изменил представление чернокожих о себе и восприятие их белой Америкой. Мы перестали быть генеалогическими кочевниками, лишёнными надежды узнать имена и наследие тех, из чьих чресл и культуры вышли. Хейли вписал чёрный народ в книгу американского наследия и помог нам поверить, что и мы можем найти своих предков. <…> Вот почему никакие промахи и недостатки книги Хейли не могут затмить тот сияющий свет, что он пролил на душу чёрных. Монументальный том Хейли помог убедить нацию в том, что история чёрных – это история Америки»8.

8. Дайсон, Майкл Эрик. Предисловие к «Корни» Алекса Хейли. Эксмо, 2019. с.3
25

«Корни» являются подтверждением тезиса о том, что фильмы являются продуктами своего времени, особенно если сравнить их с более ранними изображениями той же эпохи. Так, противоречивое, ныне воспринимающееся как вопиюще расистское «Рождение нации» Дэвида Уарка Гриффита было снято в Прогрессивную эру (1900–1915) с её сегрегацией, идеализацией довоенного Юга и резко негативным отношением к Реконструкции как к трагической странице в жизни страны. В аналогичном ключе «Унесённые ветром» рисовали идиллический распорядок и последующее уничтожение Плантационного идеала, где царили гармония и счастливое сосуществование рас. В свою очередь «Корни» принадлежали эпохе борьбы за гражданские права, бунта против существующих социальных устоев и нужд, связанных с расовой и этнической принадлежностью.

26

«Корни» также стали первыми провозвестниками политической корректности, введшей в моду концепцию «благородного дикаря» с сентиментальной идеализацией коренных народностей – чистых и неиспорченных созданий, становящихся жертвами жестокого обращения белых хищников.

27

В 1979 г. издатели учебников выпустили методические рекомендации для иллюстраторов, инструктировавшие авторов и редакторов относительно изображения расовых и этнических меньшинств. Согласно новой зарождавшейся догме, «включение негативной информации [о меньшинствах] несёт в себе предрассудки, даже если эта информация является подлинной»9. Разумеется, это не могло не стать причиной анекдотических случаев. Например, «изображения чёрных фермеров были запрещены для иллюстрации периода Реконструкции; если возникала необходимость, чёрные должны были изображаться в качестве, скажем, технического персонала в лабораторных халатах»10.

9. Zinn, Howard. A People’s History of the United States, 1492-Present. Twentieth Anniversary Edition. New York: HarperCollins, 1999, p. 660.

10. FitzGerald, Frances. America Revised: History Schoolbooks in the Twentieth Century. New York: Vintage Books, 1980 [1979]. p. 24.
28

Спустя 20 лет в аналогичном ключе издателями фирмы Макгроу-Хилл были спущены указания, чтобы на смену изображениям женщин-пионеров, выполняющих работу по дому, пришли «женщины-пионеры, занятые рубкой дров, с плугом или огнестрельным оружием в руках или в окружении крупных животных. Вместо изображений женщин, едущих на крытых фургонах с идущим рядом мужчиной, должны изображаться идущие или едущие вместе пары (или шагающие пешком женщины с мужчиной на лошади). Женщин-пассажирок на парусных лодках должны сменить женщины, управляющие парусами. Место женщин в качестве медсестёр, учительниц начальной школы, клерков, секретарей и кассиров должны занять женщины-доктора, профессора, менеджеры, полицейские офицеры, спортивные атлеты и строительные рабочие (в то время как мужчины должны изображаться в ролях сиделок, секретарей и учителей начальной школы)».

29

Как отмечает историк Дайан Равич, «некоторые из замещений требовали от авторов и художников сообщать неправду об истории. До второй половины XX века большинство женщин действительно трудилось сиделками, учителями и секретарями, и лишь небольшое число реализовывали себя в качестве докторов, профессоров, менеджеров и т.п. Притворяться иначе означает фальсифицировать прошлое; минимизировать барьеры, которые стояли перед женщинами; и делать вид, что гендерное равенство, достигнутое в конце XX – начале XXI века, являлось не более чем традиционным обычаем прошлого»11.

11. Ravitch, Diane. The Language Police: How Pressure Groups Restrict What Students Learn. New York: Knopf, 2003, p. 44.
30

Современное мифотворчество в «Линкольне» Стивена Спилберга

 

Со времён Золотой эры голливудские продюсеры и владельцы киностудий испытывают гордость за финансирование исторических фильмов как части «качественной» продукции своего бизнеса. Не довольствуясь простым воспроизведением прошлого, Голливуд одновременно пытается влиять на историю, выпуская фильмы, сознательно нацеленные на изменение социальных установок в вопросах, имеющих важную общественную и политическую значимость.

31

Классическими образцами «престижного» голливудского мифотворчества являются исторические драмы Стивена Спилберга. Его биографический «Линкольн» /Lincoln (2012) посвящён политическому маневрированию А. Линкольна в первые месяцы 1865 г. с целью обеспечить принятие 13-й поправки к Конституции США.

32

Авраам Линкольн остаётся, пожалуй, самой противоречивой политической фигурой в истории США. Его персоне и наследию посвящена львиная доля трудов исторических ревизионистов, от академичных Чарлза Бёрда и Уильяма Эпплмана Уильямса до популярных Гора Видала и Говарда Зина12.

12. Riggenbach, Jeff.Why American History is Not What They Say; An Introduction to Revisionism. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2009. 212 pp.
33

Ныне репутация Линкольна как «великого освободителя» серьёзно подорвана, в ревизионистских учебниках он рисуется без пяти минут тираном, в то время как борцы за социальную справедливость обвиняют его в использовании чёрных в качестве человеческого капитала и в причастности к истреблению коренных жителей Америки.

34

Фильм Спилберга является продолжателем тренда героизации отцов-основателей (феномен, получивший название Founders Chic13), но содержит характерный пример «мягкого» позитивного голливудского ревизионизма – кадр Линкольна, выступающего со второй инаугурационной речью в окружении публики, включающей в себя несколько демонстрируемых крупным планом чёрных лиц прямо у него за спиной. Как отчётливо видно на сохранившейся фотографии, в реальности Линкольна окружала полностью белая аудитория14.

13. Romano, R.C., Potter, C.B (edited by). Historians on Hamilton: How a Blockbuster Musical Is Restaging America's Past. Rutgers University Press, 2018, p.10

14. Wasser, Frederick. Lincoln: shared myths in a revisionist age. Jump Cut. Электронный ресурс. Available at: >>> (accessed: 21.04.2022).
35

Радикальный ревизионизм Оливера Стоуна

 

Антиподом классицистическому, конформистскому и либерально консервативному Спилбергу может служить противоречивая фигура Оливера Стоуна.

36

Сам Стоун (а также его поклонники) рассматривает себя если не в качестве «учителя истории» (чьей классной комнатой является кинозал), то популяризатора и проповедника исторического познания (о серьёзности его отношения к избранной роли, может служить, например, выступление перед членами Американской исторической ассоциации в 1997 году). Профессиональные историки, меж тем, не скрывают своего резко негативного отношения к тенденции Стоуна смешивать факты и домыслы в своём творчестве.

37

В рецензии на политический триллер «Джей Эф Кей»/JFK (1991) о масштабном заговоре вокруг убийства 35-го президента США колумнист «Вашингтон пост» Джордж Уилл не стеснялся в хлёстких эпитетах по адресу кинематографиста, заметив среди прочего, что «Стоун фальсифицирует [историю] в таком количестве, что может являться интеллектуальным социопатом, индифферентным к правде» (а также «пропагандистом, застывшим в 1960-х, как муха в янтаре, сочетающим моральное высокомерие с историческим невежеством» и «одним из тех активистов, столь озабоченных тем, чтобы творить историю, что забывают её учить»)15.

15. Will, George F. "JFK": Paranoid History. The Washington Post. December 26, 1991. Available at >>> (last accessed) 09.06.2022
38

В «Джей Эф Кей» Стоун настолько умело монтирует кадры реальной хроники в исторические реконструкции, что отличить факт от вымысла становится для обывателя задачей практически непосильной. Трепетно относящиеся к корректной идентификации источников, с тем чтобы другие могли проверить их достоверность, историки сокрушаются об отсутствии подобного выбора у зрителей фильмов Стоуна, приёмы которого находят мошенническими. Не менее проблематичной профессионалы находят склонность Стоуна к построению масштабных конспирологических теорий, редко выдерживающих углубленный анализ. Историки видят в этом чрезмерное упрощение сложных исторических проблем и проявление интеллектуальной лености.

39

Логичным апофеозом амбиций Стоуна как современного исторического летописца стал масштабный документальный телевизионный проект «Нерассказанная история США Оливера Стоуна»/Oliver Stone's Untold History of the United States (2012) с сопровождающей книгой в соавторстве с историком Питером Кузником, призванные «бросить вызов превалирующим ортодоксиям, чтобы раскрыть мрачную реальность о подъёме и падении Американской империи» (из аннотации к изданию для детей и юношества).

40

Ряд историков, в частности профессор Принстонского университета Шон Виленц, не преминули заметить, что уже громкое название вводит публику в заблуждение, поскольку подавляющее большинство, «если не все», из предлагаемых авторами интерпретаций известны по многочисленным ревизионистским историческим трудам об американской внешней политике, написанным за последние 50 лет. После чего Стоун и Кузник были вынуждены признать вторичность своих источников и заявить, что «ревизионистский нарратив» их труда является «доминирующим нарративом среди университетских историков», но пока не успел проникнуть в школы, популярные средства массовой информации и «ту часть Америки, что всё ещё цепляется за представления об американской исключительности»16.

16. Wilentz, Sean. Cherry-Picking Our History. Oliver Stone and Peter Kuznick’s ‘Untold History of the United States’ review. NY Books. ebruary 21, 2013 issue. Available at: >>> accessed: 09.06.2022
41

Идеологическая повестка и историческая фабрикация в работах приверженцев теории социального прогресса

 

Дисторсии становятся ещё более откровенными, когда задействуется политическая повестка, как в случае с современным мультикультурным прогрессивизмом с его амбициозными планами по перекраиванию общественного сознания через радикальное переписывание культурных кодов, а соответственно и исторических нарративов.

42

Широкий общественный резонанс приобрел «Проект 1619» – масштабная попытка журналистов «Нью-Йорк таймс» «переформатировать» историю США, на этот раз через призму рабовладения (в частности предлагая считать моментом «основания» страны прибытие первых порабощённых африканцев в Вирджинию на судне «Белый Лев»). Несмотря на крайнюю тенденциозность, ангажированность и идеологизированность, а также многочисленные фактологические ошибки, неточности и искажения, вызвавшие протесты со стороны сообщества профессиональных историков, политологов и экономистов, проект был удостоен Пулитцеровской премии и в ряде штатов стал частью школьной программы.

43

В кинокартине «Скрытые фигуры»/Hidden Figures (2016) режиссёра Теодора Мелфи большинство белых персонажей было придумано создателями «с целью репрезентации определённых расистских и сексистских моделей поведения, существовавших в 1950-е годы»17. Иными словами, сценарий сочинялся по стандартным повествовательным лекалам, отражающим современные представления об эпохе, с целью нарисовать как можно более вопиющую картину прошлого, где господствовали угнетение и дискриминация, попутно превратив реальных живых людей в картонные, карикатурные подобия.

17. History Vs Hollywood. Hidden Fugures. Электронный ресурс. Available at: >>> (accessed: 19.04.2022).
44

В то же время реальная Катрин Джонсон в интервью уверяла, что не чувствовала сегрегации в НАСА и что с ней обращались как с равной, а автор Марго Шеттерли, на книге которой основан фильм, признаёт, что несмотря на создаваемое впечатление, будто деятельность НАСА состояла едва ли не исключительно из деятельности людей, изображённых в картине, в действительности работа организации представляла собой огромную сеть из секций, отделов, подразделений, где прославляемые фильмом героини являлись важными, но отнюдь не ключевыми фигурами.

45

Альтернативная история и исполнение желаний

 

Отчасти как реакция на идеологическую полифонию и нелицеприятные исторические трактовки особую популярность в последнее время приобрёл жанр «альтернативной истории», ставший для американцев одновременно способом эскапизма и поводом ощутить себя «на правильной стороне истории».

46

Среди задающих тенденции авторов выделяется сценарист и режиссер Квентин Тарантино, чьи творения на историческую тематику характеризуются крайне свободным обращением с событиями прошлого18. Его фильмы «Бесславные ублюдки»/Inglourious Basterds (2009), «Джанго освобождённый»/Django Unchained (2012), «Омерзительная восьмёрка»/The Hateful Eight (2015) и «Однажды в… Голливуде»/Once Upon a Time … in Hollywood (2019) представляют альтернативные, идеализированные версии истории, «корректирующие» несправедливости прошлого. В «Ублюдках» высшие чины Нацистской партии, включая Гитлера и Геббельса, гибнут в оккупированной Франции от рук группы еврейско-американских партизан. В «Джанго» чёрный охотник за головами хлещет розгами и убивает белых владельцев плантаций. «Омерзительная восьмёрка» более сдержанна в плане фрейдовского исполнения желаний (wunscherfüllung), но и здесь можно наблюдать смену ролей и реверсирование власти (как в сцене, где бывший раб убивает генерала армии Конфедерации). Наконец, в «Голливуде» вместо жестокого убийства Шарон Тейт и её гостей последователями Чарлза Мэнсона зритель наблюдает жестокое истребление самих хиппи-злоумышленников.

18. Leaver, Mason. Quentin Tarantino and History Revisionism: Tracking the Authorship of Tarantino's Career. Cinemablograpy, 18.11.2019. Электронный ресурс. Available at: >>> (accessed: 20.04.2022).
47

«Творческие переосмысления» Тарантино нашли как своих защитников, так и хулителей (последние находят его подход к реальным трагическим событиям аморальным и легкомысленным19). Публичный французский интеллектуал Бернар-Анри Леви, обсуждая «Бесславных ублюдков», а также «Остров проклятых»/Shutter Island (2010) Мартина Скорсезе пишет по этому поводу, с упрёком и горечью: «[Для плохих парней из Голливуда]…реальность – всего лишь разновидность вымысла. Искусство идёт первым. Не память. Не говоря уже о моральности»20.

19. Cortellessa, Eric. The Problem with Quentin Tarantino’s Revisionism. Washington Monthly. 7.08.2019. Available at: >>> (accessed: 20.04.2022).

20. Lévy, Bernard-Henri. Hollywood's Nazi Revisionism. Wall Street Journal. 5.03.2010. Available at: >>> (accessed: 21.04.2022).
48

В аналогичном ключе сериал «Голливуд»/Hollywood (2020) сценариста и продюсера Райан Мёрфи творчески переписывает исторические страницы «золотой эпохи» голливудского кинопроизводства. Согласно аннотации на Википедии, сериал предлагает «системный демонтаж традиционной динамики власти в классической американской индустрии», где расизм и гомофобия «отправляются на свалку истории»21.

21. Hollywood (miniseries). Available at: >>>
49

Согласно сюжету, в послевоенные годы чёрный (а также гей) сценарист и режиссёр смешанных кровей снимают фильм с этнически многообразным актёрским составом, который становится хитом кинопроката и выигрывает главные премии Американской киноакадемии, в том числе за лучшую картину года.

50

По иронии, основная масса негативной реакции по адресу сериала исходила от прогрессивной критики, обвинившей создателей в «стирании жестокой голливудской истории расизма и гомофобии», а также легкомысленном отношении к процветавшим в описываемую эпоху предрассудкам, дискриминации, (сексуальному) принуждению, гонениям и иным разновидностям угнетения меньшинств22. По мнению критика Гардиан Люси Манган, потенциально идеальная завязка для сурового взгляда на острые темы прошлого через линзы текущих прогрессивистских движений (#MeToo, BLM и прочих) была израсходована создателями на очередное самопрославление индустрии. Получившийся на выходе продукт был охарактеризован ею и коллегами как «заурядная, когда не оскорбительная, фантазия на тему воображаемого исполнения подсознательных желаний», «контрфактологическая история» и «пустая ода шоу-бизнесу»23.

22. Holder, Miles. Netflix’s Hollywood Solves Racism and Homophobia With Speeches and Gowns. Fault magazine, 06.05.2020. Available at: >>> (accessed: 18.04.2022).

23. Mangan, Lucy. Hollywood review – Ryan Murphy’s Netflix epic is a hollow ode to showbiz. The Guardian, 1.05.2020. Available at: >>> (accessed: 18.04.2022).
51

Заключение

 

Литературный критик Лесли Фидлер рассказывал анекдотическую историю времён своего визита в Москву, когда по просьбе Госдепартамента США был приглашён посетить показ «Рождения нации», чтобы объяснить его смысл группе коммунистических чиновников. Ожидая резкого осуждения откровенного расизма, Ку-клукс-клана и искажения истории, Фидлер приготовился к тому, чтобы попытаться оправдать фильм в качестве «ребёнка своего времени». К удивлению – и даже потрясению – Фидлера, однако, коммунисты полностью подпали под драматургическую мощь картины и громко аплодировали именно в те моменты, когда по ожиданиям должны были клеймить расизм, Америку, капитализм etc. Таким образом, пишет педагог-теоретик и популяризатор Рэй Б. Браун, даже идеологическая индокринация оказалась беззащитной перед силой киноискусства24. В этом контексте становится особенно важным осознавать последствия и опасности, которые несут с собой художественные изложения реальных исторических событий.

24. Rollins, Peter C., edited by. Hollywood as Historian. American Film in a Cultural Context. The University Press of Kentucky, 1998, Foreword.

References

1. Rees, Jonathan. What Did Bush Mean by "Revisionist Historians"? History News Network. Ehlektronnyj resurs. Available at: https://hnn.us/articles/1532.html (accessed: 20.04.2022).

2. Riggenbach. Ibid, p.183.

3. Singer, Alan J. Social Studies for Secondary Schools: Teaching to Learn, Learning to Teach. Routledge, Oct 8, 2014. 281 pages, p. 15

4. Scott, Ian. American Politics in Hollywood Film. United Kingdom, Fitzroy Dearborn Publishers, 2000. 184 pages, p.139

5. Zinn, Howard. A People’s History of the United States, 1492-Present. Twentieth Anniversary Edition. New York: HarperCollins, 1999, p. 660.

6. Porzio, Stephen. Revisionism in Movies – Evidence, Interpretation & Perspectives. HistoryVault.ie. Available at: http://www.historyvault.ie/movies (accessed: 18.04.2022).

7. The Columbia Companion to American History on Film: How the Movies Have Portrayed the American Past. (2004). United States: Columbia University Press. Indtroduction, xiii

8. Dajson, Majkl Ehrik. Predislovie k «Korni» Aleksa Khejli. Ehksmo, 2019. s.3

9. Zinn, Howard. A People’s History of the United States, 1492-Present. Twentieth Anniversary Edition. New York: HarperCollins, 1999, p. 660.

10. FitzGerald, Frances. America Revised: History Schoolbooks in the Twentieth Century. New York: Vintage Books, 1980 [1979]. p. 24.

11. Ravitch, Diane. The Language Police: How Pressure Groups Restrict What Students Learn. New York: Knopf, 2003, p. 44.

12. Riggenbach, Jeff.Why American History is Not What They Say; An Introduction to Revisionism. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2009. 212 pp.

13. Romano, R.C., Potter, C.B (edited by). Historians on Hamilton: How a Blockbuster Musical Is Restaging America's Past. Rutgers University Press, 2018, p.10

14. Wasser, Frederick. Lincoln: shared myths in a revisionist age. Jump Cut. Ehlektronnyj resurs. Available at: https://www.ejumpcut.org/archive/jc55.2013/WasserLincoln/index.html (accessed: 21.04.2022).

15. Will, George F. "JFK": Paranoid History. The Washington Post. December 26, 1991. Available at https://www.washingtonpost.com/archive/opinions/1991/12/26/jfk-paranoid-history/1353d5cd-9d26-4088-acf7-d3ba5a0f8a0d/ (last accessed) 09.06.2022

16. Wilentz, Sean. Cherry-Picking Our History. Oliver Stone and Peter Kuznick’s ‘Untold History of the United States’ review. NY Books. ebruary 21, 2013 issue. Available at: https://www.nybooks.com/articles/2013/02/21/oliver-stone-cherry-picking-our-history/ accessed: 09.06.2022

17. History Vs Hollywood. Hidden Fugures. Ehlektronnyj resurs. Available at: https://www.historyvshollywood.com/reelfaces/hidden-figures/ (accessed: 19.04.2022).

18. Leaver, Mason. Quentin Tarantino and History Revisionism: Tracking the Authorship of Tarantino's Career. Cinemablograpy, 18.11.2019. Ehlektronnyj resurs. Available at: http://www.cinemablography.org/blog/quentin-tarantino-and-history-revisionism-tracking-the-authorship-of-tarantinos-career (accessed: 20.04.2022).

19. Cortellessa, Eric. The Problem with Quentin Tarantino’s Revisionism. Washington Monthly. 7.08.2019. Available at: https://washingtonmonthly.com/2019/08/07/the-problem-with-quentin-tarantinos-revisionism/ (accessed: 20.04.2022).

20. Lévy, Bernard-Henri. Hollywood's Nazi Revisionism. Wall Street Journal. 5.03.2010. Available at: https://www.wsj.com/articles/SB10001424052748704187204575102090312535452 (accessed: 21.04.2022).

21. Hollywood (miniseries). Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Hollywood_ (miniseries)

22. Holder, Miles. Netflix’s Hollywood Solves Racism and Homophobia With Speeches and Gowns. Fault magazine, 06.05.2020. Available at: https://fault-magazine.com/2020/05/netflixs-hollywood-solves-racism-and-homophobia-with-speeches-and-gowns/ (accessed: 18.04.2022).

23. Mangan, Lucy. Hollywood review – Ryan Murphy’s Netflix epic is a hollow ode to showbiz. The Guardian, 1.05.2020. Available at: https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2020/may/01/hollywood-review-ryan-murphy-netflix (accessed: 18.04.2022).

24. Rollins, Peter C., edited by. Hollywood as Historian. American Film in a Cultural Context. The University Press of Kentucky, 1998, Foreword.

Comments

No posts found

Write a review
Translate