The Atlantic vector of Germany in the global arms export system
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Atlantic vector of Germany in the global arms export system
Annotation
PII
S207054760020764-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana Khrishkevich 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Pskov State University
Address: Russian Federation, Pskov
Edition
Abstract

The article is devoted to the current state of German arms exports and supply directions. The main focus is on exports carried out within the framework of cooperation with the United States and NATO. The article examines the socio-political debates that are caused by exports to "third countries" that contradict political principles. The article analyzes the legislation on the basis of which the sale of weapons and the supply of four major companies, including Heckler & Koch, Rheinmetall, ThyssenKrupp Marine Systems and Kraus-Maffei Wegmann. The article concludes that the results of the federal elections in 2021 and the beginning of a special operation in Ukraine in 2022 have posed new challenges to the government of O. Scholz. They are connected with the discussion about the sale of lethal weapons to the countries of the conflict.

Keywords
Germany, USA, NATO, arms export, Heckler & Koch, foreign trade legislation of Germany
Received
26.04.2022
Date of publication
24.06.2022
Number of purchasers
0
Views
171
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1

Введение

 

По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ – SIPRI), на протяжении 2015–2020 гг. продажи вооружений крупнейшими оборонными компаниями продолжали расти. В 2020 г. сто крупнейших компаний увеличили сбыт на 17% по сравнению с 2015 г. Несмотря на сокращение мировой экономики, продажи оружия росли. Наибольшее количество подобных компаний приходится на США, но своё традиционное место в группе лидеров занимает и Федеративная Республика Германия. В 2015–2019 гг. она находилась на четвёртом месте в мире в списке крупнейших поставщиков основных видов обычных вооружений, при этом на её долю приходилось 5,8% общемирового объёма поставок. В 2020 г. общий объём продаж четырёх ведущих немецких компаний в рейтинге СИПРИ достиг 8,9 млрд долл., что составило рост на 1,3% по сравнению с 2019 г. Объём продаж крупнейшего производителя вооружений в Германии «Рейнметалл» (Rheinmetall) в 2020 г. вырос на 5,2%. Самая крупная доля немецкого экспорта (30%) шла в государства Азии и Океании. 26% поставок осуществлялись в государства Европы и 24% – в страны Ближнего Востока. В 2015–2019 гг. Германия экспортировала основные виды вооружений в 55 стран. Почти половина объёма экспорта основных видов вооружений приходилась на морские платформы, в основном – подводные лодки (39% совокупного экспорта). Среди крупных экспортных сделок, согласованных в 2019 г., были поставки четырёх фрегатов в Бразилию, четырёх фрегатов в Египет и 508 боевых бронированных машин в Великобританию1.

1.Ежегодник СИПРИ 2020: вооружения, разоружение и международная безопасность: Пер. с англ. – ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН. – М.: ИМЭМО РАН, 1998 – 2020. – 2021. С. 334.
2

ФРГ стремится к диверсификации своей роли в мировой политике и большинство данных аспектов хорошо изучены. Заметное место среди отечественных и зарубежных исследований, посвящённых международной повестке Германии занимают работы, рассматривающие её союзнические отношения в рамках трансатлантического партнёрства2, пристальное внимание уделяется двусторонним отношениям со странами арабского мира3. Однако место Германии в системе глобального экспорта вооружения осмыслено не столь подробно4. Цель данного исследования состоит в анализе экспорта вооружения ФРГ как инструмента сотрудничества с США и НАТО, а также в ответе на вопрос, как меняется позиция федерального правительства О. Шольца в отношении поставок вооружения на современном этапе.

2. Синдеев А.А. Принципы и подходы к решению региональных проблем: США и западные союзники в Совбезе ООН при Д. Трампе // США & Канада: экономика, политика, культура, 2020; 50(10): 26-44. DOI: 10.31857/S268667300011804-4

3. Трунов Ф.О. Военно-политическое измерение отношений Германии и Саудовской Аравии на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 4. С. 663—674. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-4-663-674

4. Егоров А.И. Позиция Германии по вопросу нераспространения оружия массового уничтожения и ядерных материалов (1990-е – начало 2000-х гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 367. С. 64–68.
3 Помимо данных СИПРИ, сведения об экспорте вооружений в ФРГ публикуются ежегодно с 1999 г. в Отчётах федерального правительства об экспортной политике в отношении обычных вооружений (Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter). В них перечисляются лицензии на экспорт, выданные для всех вооружений, а также фактический экспорт боевого оружия в страны мира. Детализированная информация о продажах стрелкового оружия, боевых танков, боевых бронированных машин, крупнокалиберных артиллерийских систем, боевых самолётов, ударных вертолётов, военных кораблей и ракетных пусковых установок представлена в Регистре ООН о торговле оружием.
4

Политические принципы и законодательство, регулирующие экспорт вооружения

 

Военные ограничения, наложенные на ФРГ по окончании Второй мировой войны, не затронули производство стрелкового вооружения. Статья 26 Основного закона 1949 г. гласила: «Оружие, предназначенное для ведения войны может производиться, транспортироваться и использоваться только с разрешения федерального правительства. Подробности регулируются федеральным законом»5. После объединения в 1990 г. экспорт вооружений осуществляется на основе так называемых политических принципов, которые призваны подчеркнуть международные и правовые обязательства Федеративной Республики Германия в интересах безопасности. Принципы указывают на приверженность сотрудничеству на европейском и атлантическом уровнях в рамках Общей внешней политики и политики безопасности, оборонно-экономическому сотрудничеству государств-членов в рамках Европейского оборонного союза и партнёрству по Североатлантическому договору. В «Политических принципах федерального правительства по экспорту военного оружия и других вооружений от 26 июня 2019 г.» подчёркиваются правила, являющиеся ключевыми при выборе страны-покупателя: соблюдение прав человека; учёт внутреннего и внешнего положения; отношение к борьбе с международным терроризмом и организованной преступности; соблюдение международных обязательств, а также аспектов нераспространения, разоружения и контроля над вооружениями; строгий контроль за экспортом в так называемые «третьи страны» (за пределы ЕС и НАТО); способность оборонно-технической промышленности сотрудничать с ЕС и НАТО6.

5. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. 23.05.1949. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 07.04.2022).

6. Politische Grundsätze der Bundesregierung für den Export von Kriegswaffen und sonstigen Rüstungsgütern (Fassung vom 26. Juni 2019) // Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter im ersten Halbjahr 2021 Rüstungsexportbericht. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, Berlin. S.7.
5

Одновременно при экспорте вооружения из ФРГ накладываются ограничения в тех случаях, если речь идёт о стране, вовлечённой в вооружённые конфликты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Устава ООН – неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооруженное нападение на члена организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности). А также в те страны, где «грозит вспышка вооружённых столкновений или может быть усугублена существующая напряжённость». Кроме того, если есть достаточные подозрения в том, что вооружение будет использовано для «внутренних репрессий» или для других продолжающихся и систематических нарушений прав человека; если экспорт поставит под угрозу основные интересы безопасности Федеративной Республики Германия; если экспорт будет серьёзным бременем для внешних отношений с третьими странами. Однако «политические принципы» содержат существенную оговорку: разрешение на продажу третьим странам может быть одобрено в интересах внешней политики или политики безопасности ФРГ «в исключительных случаях, с учётом интересов альянса»7. В подобных случаях основанием будут служить «Принципы политики утверждения экспорта федерального правительства при поставках в третьи страны стрелкового и лёгкого оружия, связанных с ним боеприпасов и соответствующего производственного оборудования».

7. Ibid., p.8.
6

Основанием для экспорта вооружения служат закон «О внешнеэкономической деятельности» (Außenwirtschaftsgesetz, AWG, 06.06.2013) и закон «О контроле над военным оружием» (Gesetz über die Kontrolle von Kriegswaffen, KrWaffKontrG, 20.04.1961) в совокупности с нормативной базой ООН (Договор о торговле оружием, 24.12.2014 г.). Закон о внешней экономике регулирует внешние экономические перевозки и исходит из предпосылки, что все операции с зарубежными странами полностью разрешены, если на них не были наложены прямые ограничения: «Товарные, сервисные, капитальные, платёжные и другие экономические перевозки с зарубежными странами, а также перевозки иностранных ценностей и золота между внутренними странами (внешнеэкономические перевозки) в принципе свободны. Во внешнеэкономических перевозках правовым регулированием могут быть ограничены юридические операции и действия или предписаны обязанности по действиям, направленные на предотвращение нарушения мирного сосуществования народов, предотвращение угрозы международным отношениям Федеративной Республики Германия»8.

8. Außenwirtschaftsgesetz,AWG, 06.06.2013 [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 06.04.2022).
7 Закон «О внешнеэкономической деятельности» дополняется Положением о внешнеэкономической деятельности (Außenwirtschaftsverordnung, AWV, 02.08.2013). Это постановление содержит правила, регулирующие внешнеэкономические перевозки. Также в него включены конкретные запреты и разрешительные обязательства, которые, в частности, касаются контроля за экспортом оружия и вооружений. Для этого существует экспортный список, который прилагается к внешнеэкономическому регламенту. В нём перечислены товары, которые могут продаваться на международном уровне только с разрешения или при определённых условиях. В список включены, в частности, оружие, боеприпасы, оборудование для производства оружия и боеприпасов, оборудование для ядерных инженерных целей, станки, электроника, телекоммуникации, отдельные химические вещества. Таким образом, экспорт вооружений является средством экономической политики, но с условием, что одобрение экспорта вооружений в каждом конкретном случае зависит от соображений внешней политики и политики безопасности. Позиция Федерального министерства экономики и климата была озвучена министром Питером Альтмайером, который подчеркнул стремление к диалогу с оборонной промышленностью, так как экспорт вооружений является очень чувствительной областью и поэтому требует чёткого правового регулирования и строгого контроля.
8 Список экспорта тесно связан с так называемым списком военных товаров. Это Вассенаарское соглашение 1995 г., заключённое с целью повышения ответственности при передачах обычных вооружений, товаров и технологий «двойного применения» для предотвращения их дестабилизирующего воздействия. В Вассенаарском соглашении, государства согласились на единый список вооружений, подлежащих контролю. Список военного оружия – это приложение к закону «О контроле над военным оружием». Например, боевым оружием считаются истребители, танки, полностью автоматическое стрелковое оружие и военные корабли. Предметы вооружения, которые не являются боевым оружием, обозначены как «другие предметы вооружения», чей список обширен. Среди них, например, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные винтовки, радиолокационная техника и радиотехника, а также некоторые взрывчатые вещества, предназначенные для военного использования. В отношении «других вооружений» применяются правила экспорта закона «О внешнеэкономической деятельности» и Положения о внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, принцип «свободы дорожного движения» в экономике. Это означает, что заявители имеют принципиальное право на выдачу разрешения на экспорт. Тем не менее, федеральное правительство всё равно может запретить экспорт в отдельных случаях, в соответствии с §4 закона «О внешнеэкономической деятельности» – «Ограничения и обязанности по защите общественной безопасности и иностранных интересов». Существующие принципы экспорта вооружения тем не менее подвержены политической конъюнктуре, что стало явно в ходе проведения специальной военной операции на Украине.
9

Экспорт вооружения как инструмент сотрудничества со странами-партнёрами

 

Помимо европейского направления значительную роль в экспорте вооружения играет атлантический вектор, то есть торговля со странами НАТО и странами «приравненными» к НАТО (Австралия, Новая Зеландия, Япония, Швейцария). Политические принципы формулируют это как «сотрудничество в интересах альянса и/или Европы». Например, в 2017 г. индивидуальных разрешений на экспорт вооружений было выдано на сумму в 6,24 млрд евро. Причём, 2,45 млрд из этой суммы пришлись на страны ЕС и НАТО. Главным образом ФРГ продаёт подводные лодки, боевые корабли и танки, немалую долю занимает стрелковое вооружение. Только за период правления «большой коалиции» с 1917 по 2021 г. правительство разрешило экспорт вооружений на сумму 22,5 млрд евро. Главными импортёрами за данный период стали две страны НАТО – Венгрия, которая приобрела произведённые в ФРГ вооружения на 2,66 млрд евро и США (2,36 млрд). В число десяти важнейших заказчиков вошли страны, не являющиеся ни членами НАТО, ни странами ЕС, в частности Алжир (2,0 млрд евро), Египет (1,88 млрд евро) и Катар (0,72 млрд евро). Из ежегодных отчётов правительства следует, что за весь период правления Ангелы Меркель совокупный объём экспорта немецких вооружений превысил 85 млрд евро.

10

Согласно регистру ООН о торговле оружием в 2020 г. ФРГ продавала США и партнёрам по НАТО: пистолеты-пулемёты, штурмовые винтовки, лёгкие пулемёты, ручные подствольные и станковые гранатомёты, безоткатные орудия, револьверы и самозарядные пистолеты, переносные противотанковые ракетные установки и ракетные комплексы, боевые бронированные машины и артиллерийские системы большого калибра9. По данным Федерального министерства экономики и защиты климата общая стоимость разрешений на экспорт вооружений в 2020 г. составила 5,824 млрд евро. Из них 49,9% пришлось на страны ЕС/НАТО и страны приравненные к НАТО. В первой половине 2021 г. были выданы разрешения на экспорт вооружений на общую сумму около 2,3 млрд евро, что составляет 78,3% для стран ЕС, НАТО и приравненных к НАТО. Для третьих стран в течение отчётного периода было выдано экспортных разрешений на сумму около 0,49 млрд евро10.

9. Germany [Elektronische Ressource]: URL: // >>> (Behandlungsdatum: 07.04.2022).

10. Rüstungsexportkontrolle [Elektronische Ressource]: URL:  >>> (Behandlungsdatum: 06.04.2022).
11 Вопреки политическим принципам к импортёрам продукции немецкого военно-промышленного комплекса относятся и регионы с нестабильной политической ситуацией. Доля экспорта в Алжир, Катар, Египет, Саудовскую Аравию и ОАЭ с 2009 по 2017 г. менялась. В первую очередь это коснулось стрелкового вооружения. К 2013 г. она возросла почти вдвое, с 43,2 до 83,5%. В 2016 г. такого оружия было поставлено на 16,4 млн евро, в 2017 г. – на 15,1 млн. Однако в 2017 г. в эти страны было поставлено почти на 1,5 млн евро меньше лёгкого стрелкового оружия, которое наиболее чисто используется во внутренних конфликтах. Речь преимущественно идёт об оружии, производимом компанией «Хеклер и Кох» (Heckler & Koch). Учитывая, что некоторые из названных стран были затронуты «арабской весной», очевидно то, что германские оппозиционные политики называют «безответственностью» в области поставок вооружения.
12 Лидерами по производству вооружения в ФРГ являются четыре компании: «Хеклер и Кох», «Рейнметалл», «ТиссенКрупп марине системс» (ThyssenKrupp Marine Systems) и «Краус-Маффай Вегманн» (Kraus-Maffei Wegmann).
13

«Хеклер и Кох» производит огнестрельное оружие всех видов и поставляет напрямую как минимум в 88 стран, включая страны НАТО. Долгое время одним из самых продаваемых видов стрелкового оружия являлась автоматическая винтовка G3. В настоящее время фирма производит пистолеты-пулемёты (МР7А1, UMP, MP5), штурмовые винтовки (HK433, HK416 A5-11", G36, HK417 A2 – 13"), пулемёты (MG4, MG5), высокоточные винтовки (G28), гранатомёты (AG36, GLM, HK169, HK269, GMG)11.

11. Heckler Koch URL: >>> (Behandlungsdatum: 07.04.2022)
14

«Рейнметалл» – один из ведущих мировых поставщиков крупнокалиберного оружия и боеприпасов. Мировую известность имеют гладкоствольные танковые пушки L44 и L55. Компания разрабатывает, производит и экспортирует военные колёсные бронемашины (GTK Boxer Jodaa, Fuchs 1A8), гусеничные бронемашины (Puma, Leopard, Linx), военные грузовики, боеприпасы. Танковая пушка L44 используется как стандартное гладкоствольное орудие НАТО для основных боевых танков «Леопард 2» (Leopard 2) и «Абрамс М1А1» (AbramsM1A1). Помимо использования в качестве основного вооружения для основного боевого танка «Леопард 2», это орудие было интегрировано в ряд иностранных танков и производится по лицензии в Соединённых Штатах. Большой интерес у покупателей вызывают 120-мм танковые боеприпасы PELE. Это инертный снаряд, который не содержит взрывчатых веществ. При попадании в цель материал с низкой плотностью внутри снаряда настолько сжимается, что вызывает взрыв боеголовки, в результате чего образуется большое количество осколков, которые летят по траектории снаряда. PELE можно переоборудовать в многоцелевые боеприпасы или бронебойные снаряды12.

12. Military Vehicles [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 06.04.2022).
15

«ТиссенКрупп марине системс» строит и поставляет 16-ти военно-морским силам по всему миру (включая 6 стран НАТО) подводные лодки (класс HDW Class 209/1400mod, 209, 212, 214), фрегаты класса 123, 124, 125 и корветы класса 130 (для ВМС Германии), а также большой флот технологии MEKO. В частности, поставки идут в Израиль, Малайзию, Турцию13.

13. ThyssenKrupp Marine Systems URL: >>> (Behandlungsdatum: 07.04.2022)
16

«Краус-Маффай Вегманн» производит гусеничные машины (варианты основного боевого танка «Леопард»: 2А7+, 2А6, 2А5, 2А4, 1А5), боевые машины пехоты (Puma), дистанционно управляемые боевые модули KMW (FLW100), колёсные транспортные средства (бронеавтомобиль Fennek и бронетранспортёры Dingo и Boxer)14.

14. URL: >>> (Behandlungsdatum: 06.04.2022).
17 Традиционным покупателем выступают Соединённые Штаты Америки. Среди поставок большого объёма в США выделяются пистолеты-пулемёты, штурмовые винтовки и ручные подствольные и станковые гранатомёты «Хеклер и Кох».
18

Таблица 1

Поставки германского вооружения в США с 2006 по 2020 г., ед.

19
Год Пистолеты-пулемёты Штурмовые винтовки Ручные подствольные и станковые гранатомёты
2006 405 2323 10411
2007 425 2783 316
2008 1150 1585 573
2009 788 1585 16
2010 307 1593 7102
2011 307 1593 7102
2012 1071 5350 13488
2013 725 927 554
2014 259 726 9849
2015 3 583 2861
2016 31 4 -
2017 51 104 1
2018 67 6019 -
2019 28 6988 10
2020 228 2016 -

Составлено по отчётам ФРГ в Регистр обычных вооружений ООН15.

15. Germany [Elektronische Ressource]: URL: // >>> (Behandlungsdatum: 06.04.2022).
20 Великобритания в основном является потребителем стрелкового вооружения. Помимо этого, из совместных европроектов при участии ФРГ Великобритания получает истребители «Еврофайтер» (Eurofighter) и транспортные самолёты.
21

Таблица 2

Поставки германского вооружения в Великобританию с 2006 по 2020 г., ед.

22
Год Пистолеты-пулемёты Штурмовые винтовки Ручные подствольные и станковые гранатомёты
2006 425 77 398
2007 119 767 1121
2008 122 371 890
2009 160 371 728
2010 65 2329 755
2011 2394 - 755
2012 36 32 1017
2013 - 257 1607
2014 22 143 1374
2015 10 402 8
2016 10 207 12
2017 - 96 87
2018 - 98 87
2019 - 2 -
2020 - 10477 -

Составлено по отчётам ФРГ в Регистр обычных вооружений ООН16.

16. Ibidem.
23

Одним из покупателей немецкого вооружения является партнёр по НАТО – Турция. В последней трети ХХ века Турция входила в первую пятёрку покупающих немецкое оружие. Правительства Германии неоднократно подвергались критике за то, что Турция использовала немецкое стрелковое вооружение в курдском конфликте, а затем в сирийском. Среди поставок присутствуют боевые корабли, подводные лодки, танки Leopard. Значительную долю составляет стрелковое вооружение. Так, ФРГ: в 2006 г. поставила 48 танков, в 2007 – 113, в 2008 – 108, в 2009 – 28, в 2010 – 18, в 2011 – 18, в 2012 – 13 и в 2013 – 117.

17. Ibidem.
24

В 2014 г. значительный интерес к немецкому оружию проявили прибалтийские страны. Например, в 2015 г. Литва запросила у правительства ФРГ боевые бронированные машины «Боксер» (Boxer) в целях модернизации устаревшего парка. Однако запрос партнёра по НАТО был отклонён в связи с требованием бундесвера расширить собственную модернизацию. В ответ правительство Литвы предложило Министерству обороны Германии так называемую межправительственную сделку. В 2020 г. ФРГ поставило Литве 28 боевых бронированных машин «Боксер» и артиллерийские системы большого калибра18.

18. Ibidem.
25

Особое место в проектах ФРГ занимает Украина. Сюда не осуществляются поставки летального боевого вооружения, но с начала 2000-х годов на территории Украины действуют трастовые фонды НАТО. Германия присоединилась к ним в 2014 г., с началом нового этапа, ознаменовавшегося большей широтой охвата, не ограничивающегося традиционными ранее для подобных фондов процедурами по обезвреживанию боеприпасов. С 2014 г. фонды финансируют мероприятия по модернизации командования, контроля и связи, логистики и стандартизации в вооружённых силах и пограничной службе; обеспечение кибернетической безопасности; переподготовку и социальную адаптацию военных; медицинскую реабилитацию (в первую очередь на Донбассе). Общий размер фондов НАТО на Украине составляет около 40 млн евро. Большая их часть была запущена в сентябре 2014 г. после Уэльского саммита НАТО как «ответ на агрессивные действия России против Украины». Ведущей страной-спонсором являются США, чей вклад составляет 25 млн. евро. Помимо стандартного для ФРГ участия в уничтожения обычных боеприпасов и запасов противопехотных мин, Германия руководит программой «УКР Диспосэл оф радиоактив вейст II» (UKR Disposal of Radioactive Waste II) по утилизации радиоактивных отходов в Житомирской области, запущенной в 2016 г. Вклад ФРГ составляет более 1 млн евро. В то же время Германия поставила на Украину в 2019 г. охотничьи и спортивные ружья и пистолеты на общую сумму 2,1 млн евро19. С началом специальной военной операции ФРГ пересмотрела своё отношение к поставкам вооружения и из арсеналов бундесвера вооружённым силам Украины были переданы 1000 ручных противотанковых гранатомётов и 500 переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» (Stinger).

19. Trust Fund projects promoting security and defence reform. [Electronic resource]: URL: >>> (accessed: 07.04.2022).
26

Запросы в бундестаг как элемент общественного контроля за экспортом вооружения

 

Дебаты Германии по экспорту вооружений были чрезвычайно накалёнными на протяжении десятилетий. В частности, критики экспорта оказывали постоянное давление на федеральное правительство с целью максимально полного его прекращения. Заметное внимание уделялось тому факту, что политика Германии по экспорту вооружений затрудняет сотрудничество в области вооружений с европейскими партнёрами, особенно с Францией и Великобританией. Сотрудничество рассматривалось как механизм успешной конкуренции на международном уровне в разработке и внедрении новых технологий и как основа для развития стратегического потенциала Европейского Союза20.

20. Krause J. Deutschlands Rüstungsexportpolitik auf dem Prüfstand. ISPK Policy Brief. Nr.7. Kiel, März 2019. S. 3.
27 Наиболее дискуссионным является вопрос о поставках вооружения третьим странам. Парламентская оппозиция резко критикует правительство за продолжение экспорта вооружений на Ближний Восток. Непрекращающиеся дебаты в бундестаге провоцируются запросами фракций СДПГ и «Союза 90/Зелёные». Как правило, они посвящены вопросам объёмов поставок, сумме, типам вооружения. Так, в 2018 г. представители фракции депутатов от «Союза 90/Зелёные» подали запрос, в преамбуле которого отмечалось, что доля экспорта вооружения за пределы ЕС, НАТО и равноправных членов НАТО составляет значительно больше 50%, что нарушает принципы федерального правительства. Таким образом, федеральное правительство способствует обострению существующих конфликтов или войн с помощью политики экспорта, и, следовательно, продолжает массово нарушать то, что сформулировано как «сдержанная, ответственная политика экспорта вооружений». В качестве вопроса фигурировало: для каких третьих государств в 2018 г. были выданы разрешения на поставки вооружений в соответствии с законом «О внешнеэкономической деятельности» и в какой сумме? В результате поступил развёрнутый ответ, включающий полный перечень стран. В таблице 3 представлена малая часть поставок вооружения за 2018 г. Перечень «третьих стран» включает в себя Косово, Мали, Филиппины, Нигерию, Сербию, Сенегал, Катар, Вьетнам, Индию, Ватикан, Иорданию, Тунис и пр.
28

Таблица 3

Разрешения на поставки вооружений, включая военное оружие, в некоторые третьи страны (с распределением доходов по землям)21

21. Deutscher Bundestag Drucksache 19/10392 19. Wahlperiode 21.05.2019 Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage der Abgeordneten Katja Keul, Katharina Dröge, Margarete Bause, weiterer Abgeordneter und der Fraktion BÜNDNIS 90/DIE GRÜNEN – Drucksache 19/9853 – Rüstungsexporte nach Bundesländern im Jahr 2018.
29
Земля Страна Сумма в евро
Баден-Вюртемберг Афганистан 379 270
  Египет 3 040 039
  Алжир 243 699 137
  Израиль 65 289 291
  Казахстан 61 690
  Киргизстан 42 100
  Ливан 911 600
  Малайзия 2 700 124
  Пакистан 7 288 295
  Молдова 23 400
Бавария Афганистан 4 498 566
  Египет 2 503 009
  Алжир 567 119 416
  Израиль 15 663 098
  Ливан 439 537
  Малайзия 1 913 707
  Пакистан 68 498 378
  Украина 582 904
Бранденбург Сирия 280 500
  Ливан 1 202 600
  Пакистан 414 482
Бремен Алжир 6 985 940
Гамбург Украина 133 777
30

В сентябре 2021 г. депутат бундестага от партии зелёных подняла вопрос о стоимости разрешений федерального правительства на экспорт вооружений для государств, участвующих в войне в Йемене и Ливии (Египет, Бахрейн, Йемен, Ливия, Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Судан и Турция) в течение 19-легислатурного периода? Ответ представлен в таблице 4 за два периода – в 2017 г. и в 2021 г. Федеральное правительство подчёркивает, что в боевых действиях в первую очередь участвует Саудовская Аравия, а Катар и Турция стоят на стороне признанного правительства. Посол Египта в Берлине Халед Галал Абдельхамид рассматривает экспорт вооружений Германии как доказательство доверия: «Германия может быть уверена, что это вооружение будет использоваться для правильных целей»22.

22. Deutsche Waffen für Krisenregion [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 09.04.2022).
31

Таблица 4

Разрешения на поставки вооружений в страны, участвующие в войне в Йемене и Ливии, евро23

23. Schriftliche Frage an die Bundesregierung im Monat September 2021 Frage Nr. 81
32
Страна С 24 октября по 31 декабря 2017 г. С 1 января по 5 сентября 2021 г.
Египет 280 814 379 152 453 957
Бахрейн 241 590 0
Йемен 0 14 008*
Иордания 15 068 172 1 274 368
Катар 40 182 814 52 762 293
Кувейт 3 208 145 4 464 520
Ливия 0 0
Саудовская Аравия 7 460 272 2 194 226**
Судан 0 179 201***
Турция 4 482 504 11 032 920
Объединённые Арабские Эмираты 2 081 883 24 236 848
Итого 353 539 759 248 612 341

* Получатель: Миссия ООН. ** Стоимость основана на экспортных разрешениях, связанных с правительственными программами, а также включает разрешения на защитное снаряжение для использования в гражданских аэропортах. *** Получатель: Делегация ЕС.

33

Общественную функцию контроля над вооружением и разоружением взял на себя Берлинский информационный центр трансатлантической безопасности (Berlin Information-center for Transatlantic Security, BITS), основанный в 1991 г. Эксперты центра ежегодно публикуют материалы, посвящённые немецкому вооружению и проблемам нераспространения оружия. Критике были подвергнуты введённые федеральным правительством стандарты выдачи разрешений на экспорт стрелкового оружия в страны, не входящие в НАТО. Эти правила были ужесточены в 2015 г. в рамках так называемых базовых ставок стрелкового оружия. С этого момента стрелковое оружие подлежало дополнительным проверкам «после отгрузки» (Post-Shipment), которые немецкие органы могли проводить на месте после доставки стрелкового оружия соответствующему государственному получателю. Однако, по словам аналитика центра Бьёрна Мюллера, такими выборочными проверками контролируются только штурмовые винтовки и пистолеты, причём в 2017 г. были проведены только две контрольные проверки, а в 2018 г. – одна24. Подобный контроль не является обязательным и не затрагивает экспорт в страны НАТО и ЕС.

24. Müller B. Vor-Ort-Überprüfungen von Waffenexporten – Reform der deutschen Endverbleibskontrolle überfällig? [Elektronische Ressource]: URL: >>>  (Behandlungsdatum: 06.04.2022).
34

В ответ на критику министерства иностранных дел и обороны подчёркивают, что их проекты в первую очередь защищают интересы ФРГ. Они обеспечивают безопасность на внешних границах ЕС, особенно с началом миграционного кризиса. Они направлены на усиление контроля над стрелковым оружием на Африканском континенте с целью обуздания насилия и устранения одной из основных причин миграции25. Ещё одним аргументом сторонников производства вооружения являются 80 тыс. рабочих мест, что особенно важно в современных социально-экономических условиях. Кроме того, указывается на то, что в 2018–2019 гг. правительство Германии приостановило экспорт некоторых видов вооружений в Саудовскую Аравию и Турцию, которые в 2015–2019 гг. входили в число крупнейших импортёров оружия. В 2019 г. Германия также объявила о прекращении выдачи новых лицензий на экспорт оружия в Турцию, которое может быть использовано в конфликте между Турцией и курдскими повстанческими группировками в Сирии. Однако эти ограничения не распространялись на экспорт военно-морской техники и, следовательно, не повлияют на поставку шести подводных лодок в Турцию, запланированную на 2022–2027 гг.

25. Kontrolle von Kleinwaffen und Munition / Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepo-tenziale (Jahresabrüstungsbericht 2019). S. 61. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 06.04.2022).
35

Коалиционный договор 2021 г. и новые подходы правительства О. Шольца

 

В сентябре 2021 г. на федеральных выборах победу одержала коалиция в составе СДПГ, «Союза 90/Зелёные» и СвДП. Коалицию возглавил лидер СДПГ Олаф Шольц. 24 ноября 2021 г. был принят коалиционный договор, который, с одной стороны, подтвердил приверженность принципам атлантической солидарности, с другой – обозначил новые подходы к экспорту вооружения. Договор повторил тезис о том, что трансатлантический альянс является центральной опорой, а НАТО неотъемлемой частью безопасности: «Наши солдаты вносят непременный вклад в защиту страны, мира и международной безопасности», а также традиционные слова о международном мультилатерализме, возрождении идеи разоружения и контроля над вооружениями: «Мы поддерживаем усилия альянса по традиционному и ядерному разоружению, а также контроль над вооружением, мы укрепим европейскую опору в НАТО и выступаем за более интенсивное сотрудничество между НАТО и ЕС». В то же время договор не обошёл призыв к ограничительной политике экспорта вооружений и требование введения обязательных правил для регулирования экспорта. Договор призвал к принятию национального закона о контроле за экспортом вооружения: «Наша цель политические принципы федерального правительства в отношении экспорта военного оружия и расширение контроля после отгрузки». В целом текст договора повторил задачи 2019 г., сохранив мысль об исключениях в «обоснованных случаях», которые должны быть публично задокументированы и отказе на экспорт государствам, если они непосредственно участвуют в войне26.

26. Mehr Fortschritt wagen Bündnis für Freiheit, Gerechtigkeit und Nachhaltigkeit Koalitionsvertrag 2021 – 2025 zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands (SPD), BÜNDNIS 90 / DIE GRÜNEN und den Freien Demokraten (FDP). S. 143-145. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 06.04.2022).
36

Несмотря на столь «миролюбивую» политическую риторику, за первые семь недель своего пребывания в должности новое правительство одобрило экспорт вооружений в размере 2,2 млрд евро. Подавляющее число поставок (99%) идёт членам ЕС, государствам НАТО и приравненным к ним. Например, для Нидерландов была одобрена поставка артиллерийских боеприпасов различных калибров на сумму 1,79 млрд евро, для Австралии – 207,6 млн, США – 60,5 млн, Великобритании – 37,1 млн. Однако небольшая часть поставок третьим странам на сумму 2,35 млн евро остаётся спорной. Критике подвергся экспорт, который ушёл в Египет ещё от правительства А. Меркель на 4,35 млрд евро, несмотря на то что страна вовлечена в конфликты в Йемене и Ливии27. В ответ на критику Свен Гигольд, государственный секретарь парламента в Министерстве экономики, подчеркнул, что военное оружие не было поставлено в третьи страны с момента смены правительства: «Выражение партнёрства заключается в том, что мы поставляем друг другу вооружение в Европе, а также нашим союзникам». На поставки вооружений в развивающиеся страны новое правительство до сих пор вообще не выдавало никаких разрешений.

27. Deutsche Rüstungsexporte für 2,2 Milliarden Euro genehmigt – vor allem für Partner.[Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 06.04.2022).
37

В декабре 2021 г. министр иностранных дел ФРГ от партии «Союз90/Зелёные» Анналена Бербок заявила, что правительство Германии намерено ужесточить контроль за экспортом вооружений. По её словам, пересмотр политики в области экспорта оружия был одним из пунктов коалиционного договора: «Мы работаем над законопроектом, который пояснит, исходя из каких критериев одобряется экспорт вооружений». По мнению научного сотрудника Центра германских исследований Института Европы РАН Александра Камкина, желая ужесточить контроль за экспортом вооружений, коалиция хочет изменить курс прежнего правительства28. Интересно, что большинство экспортных контрактов правительства А. Меркель было одобрено в последние девять дней пребывания у власти. Ключевым импортёром немецкого оружия оставался Египет, который закупает подводные лодки, системы войсковой ПВО и другие вооружения, что вызвало недовольство у оппозиционной Левой партии29.

28.Германия планирует ужесточить контроль за экспортом оружия // Ведомости, 27.12.2021. [Электронный ресурс]: URL: >>> // (Дата обращения: 07.04.2022).  
29. Deutschlands Rüstungsexporte steigen auf Rekordwert. Spiegel [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 07.04.2022).
38

Тема экспорта вооружения приобрела новое звучание в связи с началом специальной операции на Украине. Ещё в апреле 2021 г. Украина попросила у Германии оборонительное вооружение, в частности, подержанные корветы, компоненты противокорабельных ракет, системы ПВО и оборудование для разминирования. Члены правительства отнеслись к этой инициативе по-разному. Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас отрицательно отнесся к возможным поставкам вооружений украинской стороне. Министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр и председатель внешнеполитического комитета бундестага Норберт Рёттген поддержали её. В мае 2021 г. сопредседатель партии «Союз 90/Зелёные» Роберт Хабек, посетив Украину, снова вернулся к идее оборонительных вооружений для украинской армии: «Украине, по моему мнению, трудно отказать в оружии для обороны, для самообороны, в оборонительных вооружениях». Однако данная инициатива была негативно воспринята в правительстве, так как, по мнению председателя фракции социал-демократов в бундестаге Рольфа Мютцениха, это могло бы стать поводом для России нарастить военный контингент на границе: «Требование поставить Украине так называемые оборонительные вооружения легкомысленно и показывает в очередной раз, насколько неискренны «зелёные» и насколько мало они способны править страной». Солидарную позицию занял официальный представитель канцлера Штеффен Зайберт, подчеркнув, что Германия оказывает Украине дипломатическую, политическую и экономическую помощь: «Немецкое правительство остаётся при своём мнении, что конфликт между Россией и Украиной требует политического решения, предпосылкой которого является всеобъемлющая реализация минских договорённостей, мы не выдаём разрешения на поставки в Украину боевого оружия»30. Критика немецкой экспортной политики стало общим местом для директора Центра либеральной современности (Zentrum Liberale Moderne) Ральфа Фюкса, который называет тезис об отказе от экспорта вооружений в кризисные регионы «аполитичной отговоркой» и «псевдонейтралитетом». По его мнению, поставки в Украину систем ПВО, противотанковых вооружений и разведывательной техники стало бы фактором сдерживания.

30. Deutschland liefert Waffen der Bundeswehr. Tagesschau [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 08.04.2022).
39

В марте 2022 г. в бундестаге активизировались дебаты по вопросу экспорта вооружения на Украину. Фракции потребовали всесторонней проработки и дальнейшего ужесточения санкций против России. Министр обороны Кристин Ламбрехт заявил 6 апреля 2022 г., что федеральное правительство работает над тем, чтобы поставлять Украине больше оружия. «Тем не менее, украинское правительство специально попросило не сообщать публично о конкретных поставках. Мы должны оставить Россию в неведении относительно типов и количества поставляемого оружия»31. 27 апреля канцлер Олаф Шольц согласился на поставку тяжёлых вооружений на Украину. 28 апреля бундестаг большинством голосов одобрил экспорт 50 зенитных самоходных установок «Гепард», а концерн «Рейнметалл» запросил у правительства ФРГ разрешение на поставку 88 танков «Леопард» и 100 боевых машин пехоты. Аналогичный запрос на поставку 100 самоходных установок PzH 2000 отправила компания «Краус-Маффай Вегманн».

31. Fraktion fordern Aufklärung der Kriegsverbrechen in der Ukraine / Bundestag [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 08.04.2022).
40

На протяжении мая министр иностранных дел Анналена Бербок неоднократно подтверждала готовность к поставкам вооружения и боеприпасов на Украину. Однако процесс затормозился. На встрече с министром иностранных дел Польши Збигневом Рау 24 мая, в ответ на обвинения в «неопределённости», А. Бербок отметила, что «тяжёлые вооружения не могут быть поставлены нажатием кнопки или щелчком пальцев», необходимо провести ревизию имеющейся техники и проверить, «что имеется в наличии, а что должно быть отремонтировано»32. Таким образом, федеральное правительство демонстрирует курс на атлантическую солидарность, одновременно затягивая процесс непосредственного вмешательства в конфликт и прямых поставок тяжёлого вооружения в зону боевых действий.

32. Warnungen aus Warschau. Sueddeutsche Zeitung. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 25.05.2022).
41

Заключение

 

В настоящее время политика экспорта вооружений ФРГ остро нуждается в реформе, она должна соблюдать международно-правовые нормы, с осторожностью используя поставки летального вооружения. Не оставляет сомнения тот факт, что весьма спорными остаются вопросы соблюдения политических принципов, что означает необходимость разработки новых подходов, основанных на конституционном понимании безопасности и законности. Политика в области вооружений нынешнего федерального правительства пока продолжает политику красно-зелёной коалиции 1998–2005 гг., основной целью которой было исключить экспорт в так называемые «третьи страны». Однако с началом специальной операции на Украине ФРГ оказывается под всё более плотным давлением союзников по НАТО, побуждающих к атлантической солидарности в поставках тяжёлого вооружения, в том числе в страны конфликта. Закон «О контроле за экспортом вооружений» продолжает оставаться камнем преткновения для политических сил, в первую очередь СДПГ и «зелёных», которые видят ограничительную практику экспорта как предпосылку доверия к внешней политике Германии, если она хочет реализовать политические принципы, принятые для предотвращения кризисов, урегулирования конфликтов и содействия миру.

References

1. Ezhegodnik SIPRI 2020: vooruzheniya, razoruzhenie i mezhdunarodnaya bezopasnost': Per. s angl. – IMEhMO im. E. M. Primakova RAN. – M.: IMEhMO RAN, 1998 – 2020. – 2021. S. 334.

2. Sindeev A.A. Printsipy i podkhody k resheniyu regional'nykh problem: SShA i zapadnye soyuzniki v Sovbeze OON pri D. Trampe // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura, 2020; 50(10): 26-44. DOI: 10.31857/S268667300011804-4

3. Trunov F.O. Voenno-politicheskoe izmerenie otnoshenij Germanii i Saudovskoj Aravii na sovremennom ehtape // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. T. 19. № 4. S. 663—674. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-4-663-674

4. Egorov A.I. Pozitsiya Germanii po voprosu nerasprostraneniya oruzhiya massovogo unichtozheniya i yadernykh materialov (1990-e – nachalo 2000-kh gg.) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 367. S. 64–68.

5. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. 23.05.1949. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gg/BJNR000010949.html (Behandlungsdatum: 07.04.2022).

6. Politische Grundsätze der Bundesregierung für den Export von Kriegswaffen und sonstigen Rüstungsgütern (Fassung vom 26. Juni 2019) // Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter im ersten Halbjahr 2021 Rüstungsexportbericht. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, Berlin. S.7.

7. Ibid., p.8.

8. Außenwirtschaftsgesetz,AWG, 06.06.2013 [Elektronische Ressource]: URL: //https://www.gesetze-im-internet.de/awg_2013/ (Behandlungsdatum: 06.04.2022).

9. Germany [Elektronische Ressource]: URL: // https://www.unroca.org/ (Behandlungsdatum: 07.04.2022).

10. Rüstungsexportkontrolle [Elektronische Ressource]: URL: /https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/FAQ/Aussenwirtschaft/faq-ruestungsexporte.html (Behandlungsdatum: 06.04.2022).

11. Heckler Koch URL: https://www.heckler-koch.com/en/products/military.html (Behandlungsdatum: 07.04.2022)

12. Military Vehicles [Elektronische Ressource]: URL: https://rheinmetall-defence.com/en/rheinmetall_defence/systems_and_products/index.php (Behandlungsdatum: 06.04.2022).

13. ThyssenKrupp Marine Systems URL: https://www.thyssenkrupp-marinesystems.com/en/products-services (Behandlungsdatum: 07.04.2022)

14. URL: https://www.kmweg.com/systems-products/ (Behandlungsdatum: 06.04.2022).

15. Germany [Elektronische Ressource]: URL: // https://www.unroca.org/ (Behandlungsdatum: 06.04.2022).

16. Ibidem.

17. Ibidem.

18. Ibidem.

19. Trust Fund projects promoting security and defence reform. [Electronic resource]: URL: https://www.nato.int/docu/trust/trust-eng.pdf (accessed: 07.04.2022).

20. Krause J. Deutschlands Rüstungsexportpolitik auf dem Prüfstand. ISPK Policy Brief. Nr.7. Kiel, März 2019. S. 3.

21. Deutscher Bundestag Drucksache 19/10392 19. Wahlperiode 21.05.2019 Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage der Abgeordneten Katja Keul, Katharina Dröge, Margarete Bause, weiterer Abgeordneter und der Fraktion BÜNDNIS 90/DIE GRÜNEN – Drucksache 19/9853 – Rüstungsexporte nach Bundesländern im Jahr 2018.

22. Deutsche Waffen für Krisenregion [Elektronische Ressource]: URL: https://www.tagesschau.de/inland/ruestungsexporte-deutschland-107.html (Behandlungsdatum: 09.04.2022).

23. Schriftliche Frage an die Bundesregierung im Monat September 2021 Frage Nr. 81

24. Müller B. Vor-Ort-Überprüfungen von Waffenexporten – Reform der deutschen Endverbleibskontrolle überfällig? [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bits.de/public/gast/19mueller-01.htm 18. Mai 2019 (Behandlungsdatum: 06.04.2022).

25. Kontrolle von Kleinwaffen und Munition / Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepo-tenziale (Jahresabrüstungsbericht 2019). S. 61. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2338308/72907bb7d44eb603a2edd1ae88363f02/jab2019-data.pdf (Behandlungsdatum: 06.04.2022).

26. Mehr Fortschritt wagen Bündnis für Freiheit, Gerechtigkeit und Nachhaltigkeit Koalitionsvertrag 2021 – 2025 zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands (SPD), BÜNDNIS 90 / DIE GRÜNEN und den Freien Demokraten (FDP). S. 143-145. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/service/gesetzesvorhaben/koalitionsvertrag-2021-1990800 (Behandlungsdatum: 06.04.2022).

27. Deutsche Rüstungsexporte für 2,2 Milliarden Euro genehmigt – vor allem für Partner.[Elektronische Ressource]: URL: https://www.rnd.de/politik/2-2-milliarden-euro-deutsche-ruestungsexporte-genehmigt-vor-allem-fuer-partner-TNCK3ARFRRLXAMP7UMUKZSVQQM.html (Behandlungsdatum: 06.04.2022).

28. Germaniya planiruet uzhestochit' kontrol' za ehksportom oruzhiya // Vedomosti, 27.12.2021. [Ehlektronnyj resurs]: URL: //https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/12/26/902689-germaniya-uzhestochit (Data obrascheniya: 07.04.2022).

29. Deutschlands Rüstungsexporte steigen auf Rekordwert. Spiegel [Elektronische Ressource]: URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/ruestungsexporte-grosse-koalition-genehmigte-last-minute-ausfuhren-neuer-rekordwert-a-17154801-04d0-470f-bfba-b6aab80baaea (Behandlungsdatum: 07.04.2022).

30. Deutschland liefert Waffen der Bundeswehr. Tagesschau [Elektronische Ressource]: URL: https://www.tagesschau.de/inland/waffenlieferung-ukraine-101.html (Behandlungsdatum: 08.04.2022).

31. Fraktion fordern Aufklärung der Kriegsverbrechen in der Ukraine / Bundestag [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2022/kw14-de-aktuelle-stunde-ukraine-889104 (Behandlungsdatum: 08.04.2022).

32. Warnungen aus Warschau. Sueddeutsche Zeitung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/baerbock-polen-russland-1.5591478 (Behandlungsdatum: 25.05.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate