Президент Байден и Иран: оценка перспектив возвращения к СВПД
Президент Байден и Иран: оценка перспектив возвращения к СВПД
Аннотация
Код статьи
S207054760020708-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бобкин Николай Николаевич 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье анализируются позиции США и Ирана на переговорах по возобновлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), оцениваются наиболее серьёзные разногласия в подходах сторон, высказываются предположения о вероятных изменениях в процессе диалога, ведущегося в Вене с участием всех стран, подписавших ядерное соглашение с Тегераном. Несмотря на множество противоречивых действий и заявлений, исходящих от высокопоставленных иранских лидеров, похоже, что Тегеран был готов к быстрому возвращение к СВПД, однако Вашингтон не смог возобновить соблюдение условий первоначального соглашения. Научная гипотеза автора заключается в том, что происходящее между Ираном и США представляет собой противостояние двух принципиальных точек зрения. США игнорируют нормы международного права и пытаются навязать свою политику в интересах сохранения своей гегемонии в мире. Иран считает, что СВПД, одобренный ООН, должен соблюдаться всеми сторонами без исключений. По мнению автора, надежды администрации Байдена на достижение лучшего соглашения, с дополненными положениями о региональной политике Ирана и его ракетных программ, на данный момент нереалистичны и что окно для продолжения диалога не будет открыто долго. Внутренняя оппозиция политике Байдена мешает возрождению СВПД.

Ключевые слова
США, Иран, СВПД, ядерное соглашение, президент Байден, Али Хаменеи, переговоры в Вене, ядерная программа Ирана
Классификатор
Получено
02.05.2022
Дата публикации
24.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
519
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1

Введение

 

Президент Джо Байден вступил в должность, пообещав вернуть США в ядерную сделку с Ираном. Но сделать это оказалось непросто для его администрации, отчасти из-за сложной политики вокруг соглашения как в Вашингтоне, так и в Тегеране, а также из-за напряжённых отношений между двумя странами, которые значительно испортились при предшественнике Байдена – Дональде Трампе.

2

После выхода США из ядерного соглашения с Ираном в мае 2018 г. ожидалось, что дальнейшая американская политика на иранском направлении будет зависеть от исхода президентских выборов в США в 2020 г. Второй срок Дональда Трампа, согласно широко распространённому мнению, означал бы продолжение его политики «максимального давления» на Тегеран, тогда как избрание бывшего вице-президента Джо Байдена связывали со стремлением Вашингтона вернуться к ядерной сделке 2015 г., закреплённой в Совместном всеобъемлющем плане действий1, одобренным Советом Безопасности ООН2.

1. Joint Comprehensive Plan of Action. Vienna, 14 July 2015. // US Department of State. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).

2. Security Council, Adopting Resolution 2231 (2015), Endorses Joint Comprehensive Agreement on Iran’s Nuclear Programme. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
3 Три года «максимального давления» на Тегеран, организованного президентом Трампом и его госсекретарём Майком Помпео, не смогли сломить иранское правительство и ограничить его региональную активность. Фактически этот шаг Белого дома спровоцировал ядерный прорыв в Иране. С начала 2019 г. Тегеран постепенно объявлял о ряде так называемых обратимых нарушений своих обязательств по ядерной сделке, о превышении пределов своих запасов обогащённого урана и уровня его обогащения.
4 США предпринимают усилия вернуться к СВПД и заставить Иран соблюдать ограничения, связанные с его ядерной программой. Но до сих пор прогресс в возрождении СВПД был медленным, и даже если он будет реанимирован, нет никаких признаков того, что Иран готов на уступки в своей региональной политике и развитии ракетного потенциала страны.
5

Байден чётко обозначил свою стратегию в отношении Ирана

 

Излагая свой подход к перезагрузке отношений с Тегераном в статье, опубликованной в сентябре 2020 г.3, Байден пообещал показать «непоколебимую приверженность» предотвращению приобретения Ираном ядерного оружия и предложить Тегерану «надёжный путь назад к дипломатии». Тогда он был уверен, что его администрация «сделает своим приоритетом правильную политику в отношении Ирана» и устранит недостатки «безрассудного выхода» Трампа из СВПД.

3. Joe Biden: There's a smarter way to be tough on Iran. Opinion by Joe Biden. CNN. September 13, 2020. Available at: >>>  (accessed: 23.05.2022).
6 К наиболее негативным последствиям решения США об отказе от ядерного соглашения Байден относил возобновление Тегераном ядерной программы. Он признавал, что администрация Трампа освободила Тегеран от обязательств по ядерной сделке, а «время прорыва» чтобы произвести в Иране достаточное количество расщепляющегося материала для одной бомбы сократилось до нескольких месяцев.
7 Кроме того, по его признанию, такая политика США подтолкнула Россию и Китай к сближению с Ираном, в то же время опустив трансатлантические отношения Вашингтона до самого низкого уровня за последние десятилетия. Смесь конфронтации и изоляции в иранской политике Трампа поставила Америку на грань новой войны. Как отмечал Байден, США попали в международную изоляцию, потеряв поддержку европейских союзников, что привело к отмене эмбарго на поставки оружия Ирану и к отказу от принятия против Тегерана новых санкций в ООН, несмотря на нарушения иранской стороной соглашения по ограничению его ядерной программы.
8 В иранской программе Байдена предусматривалось:
9 - взять на себя обязательство не допустить, чтобы Иран приобрёл ядерное оружие;
10 - в качестве отправной точки для последующих переговоров, предложить Тегерану вернуться к дипломатии и к строгому соблюдению ядерной сделки;
11 - возобновить полноценное взаимодействие с европейскими союзниками для работы над усилением и расширением положений ядерной сделки, а также над решением других проблемных вопросов в целях снижения региональной напряжённости;
12 - продолжать противодействовать дестабилизирующей деятельности Ирана, которая угрожает американским друзьям и партнёрам в регионе;
13 - тесно сотрудничать с Израилем, чтобы гарантировать, что он сможет защитить себя от Ирана и его союзников;
14 - предпринять шаги, чтобы санкции США не помешали Ирану бороться с COVID-19;
15 - продолжить применять адресные санкции против нарушений прав человека в Иране, его поддержки терроризма и программы создания баллистических ракет.
16 Пойти по пути дипломатии, как отмечал Байден, Вашингтон будет готов, если Тегеран проявит готовность согласиться с американскими условиями возобновления ядерного соглашения.
17

Иранское руководство выдвинуло свои условия

 

Политики в Иране приветствовали поражение Трампа, однако скептически относились к перспективам улучшения отношений с США. Преобладала оценка, что для Тегерана всё равно, останется ли Трамп или его сменит Байден. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи подчёркивал, что на иранскую политику не повлияет победа Байдена на президентских выборах в США. «Наша политика чётко определена, и приход и уход президентов не повлияют на неё», – сказал Хаменеи4.

4. Supreme Leader's speech widely covered by Pakistani media. November 04, 2020. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
18

По поводу предложений Байдена о повторном присоединении к ядерной сделке заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи высказался так: «СВПД – это не ворота, из которых каждый может выйти или вернуться, когда захочет. Есть правила и условия, о которых нужно договориться, но путь назад открыт»5.

5. Iran does not care whether Trump stays, nor gets excited with incoming Biden. November 11, 2020. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
19 Иранское руководство выдвинуло свои условия, которые указывали на твёрдость позиции Тегерана. В случае возвращения к ядерному соглашению Соединённые Штаты должны отменить все санкции, которые они наложили после выхода из СВПД. Наряду с выплатой компенсации за ущерб, который эти санкции нанесли иранской экономике. Это требование выдвигалось в качестве предварительного шага для возобновления переговоров по СВПД с участием Вашингтона.
20

Тегеран не собирался капитулировать ради снятия санкций. Президент Хасан Роухани настаивал, что Иран выиграл экономическую войну с Америкой. «Хотя экономическая война действительно создала много трудностей, но в конечном счёте иранский народ выиграл войну с США и теперь стал более сильным и стойким, чем когда-либо», – заявил он6.

6. President Rouhani says Iran wins US economic war. December 15, 2020. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
21 Было очевидно, что жёсткость иранской позиции не будет подвержена конъектурным соображения текущего момента. Подтверждением было внесение в парламент законопроекта о бюджете на следующий иранский год на основе национальных возможностей и международных реалий без учёта отмены американских санкций.
22

После вступления в должность Байдена 20 января 2021 г. иранские требования к новой администрации США не изменились. Тегеран предлагал Вашингтону отменить санкции до возвращения к ядерной сделке. На это указывал Аббас Арагчи, заявив: «Мы вели переговоры с доброй волей и реализовали сделку также с доброй волей. Теперь настала очередь нового американского правительства исправить ошибки прежней администрации»7.

7. Senior diplomat says Iran not interested in direct talks with new US admin "yet". January 23, 2021. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
23 В подкрепление своих требований консервативные законодатели в меджлисе попытались оказать давление на новую администрацию США, приняв закон, требующий ускорить производство обогащённого урана в Иране, и выслать из страны ядерных инспекторов ООН, если санкции в отношении нефтяного и банковского секторов не будут сняты к началу февраля, через две недели после инаугурации Байдена.
24

Сложность отношений между США и Ираном, взаимное недоверие, а также открытое и скрытое вмешательство израильско-арабской оси являлись камнями преткновения для возвращения США за стол переговоров по СВПД. Чтобы затруднить путь к новому соглашению арабо-израильское лобби в Вашингтоне пыталось сорвать намерения Байдена и выдвигало не относящиеся к ядерному соглашению вопросы. В частности, речь шла об ограничении ракетной мощи Ирана. Израиль, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты по-прежнему поддерживали американскую политику «максимального давления» на Иран времён Трампа8.

8. Biden has opportunity to return to JCPOA. January 29, 2021. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
25 Ирану всё же пришлось вернуться к переговорам по СВПД без отмены санкций в отношении иранской банковской системы и экспорта нефти. Первое после победы Байдена на президентских выборах заседание участников СВПД на уровне заместителей министров иностранных дел прошло 16 декабря 2020 г. в режиме видеоконференции. В нём приняли участие представители стран E3+2 (Китай, Франция, Германия, Россия, Великобритания) и Иран.
26

Повестка дня была сосредоточена на усилиях по поддержанию СВПД, эффективных способах полной реализации соглашения всеми сторонами и на подготовке к обмену мнениями на уровне министров. США по настоянию иранской стороны в переговорах не участвовали, их интересы представляли европейцы. Иранская сторона продолжала настаивать на выполнении администрацией Байдена выдвинутых Тегераном предварительных условий по возвращению к СВПД9.

9. JCPOA joint commission's 1st meeting in post-Trump era. December 16, 2020. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
27

Ядерная сделка висит на волоске

 

К маю 2022 г, спустя год после того, как представители Ирана, США и других мировых держав впервые собрались в Вене, чтобы возобновить СВПД, работа над возвращением США к ядерному соглашению не была завершена. Ядерная программа Ирана продолжает расширяться, в то время как санкции США эпохи Трампа остаются в силе. Вашингтон не пошёл на обеспечение Тегерану определённых экономических дивидендов, а Тегеран не предпринял необходимые шаги для поддающегося проверке сворачивания своей ядерной программы.

28

Справедливо отмечается, что, если переговоры не достигнут заявленных результатов или ядерный прогресс Ирана не замедлится, может скоро наступить точка невозврата к СВПД. При таком сценарии допускается, что тупик в дипломатии может привести к переходу к боевым действиям со стороны США и их союзников против Ирана, чтобы добиться прекращения ядерных исследований в военных целях10.

10. The Iran Nuclear Deal at Six: Now or Never. Report 230 / Middle East & North Africa. January 17, 2022. Available at: >>> (accessed: 25.05.2022).
29 Вместе с тем, хотя Вашингтон не отказался от санкций, на что надеялся Тегеран, и упустил возможность проявить жесты доброй воли по отношению к иранскому народу в условиях пандемии COVID-19, первые несколько месяцев переговоров в целом были продуктивными. Их шесть раундов с апреля по июнь 2021 г. наметили общие контуры возможного компромисса в отношении отказа Ирана от ядерного оружия и ослабления американских санкций. Тогда администрация президента Хасана Роухани стремилась сохранить СВПД как своё главное наследие 8-летнего управления страной.
30 Последовавшие затем в Иране в июне 2022 г. президентские выборы приостановили переговоры на пять месяцев. До их возобновления в конце ноября иранским руководством больше внимания уделялось пересмотру предыдущего прогресса, чем поиску путей устранения оставшихся проблем. Для нового правительства, которое возглавляет избранный президентом Эбрахим Раиси и в котором доминируют консерваторы, само ядерное соглашение с СВПД является наследием сомнительной ценности. Полагая, что иранская экономика выдержала и пережила худшее не только из-за санкций США, но и из-за глобальной пандемии, руководство страны не высоко оценивало финансовые и экономические дивиденды, которые может принести возобновление сделки.
31 В окружении президента полагали, что в ответ на иранское согласие вернуться к диалогу в Вене администрация Дж. Байдена должна проявить бóльшую гибкость в ослаблении санкций. При этом от США требовали гарантий, что и после окончания президентства Дж. Байдена при условии соблюдения Ираном своих обязательств в рамках СВПД Вашингтон не будет препятствовать иранской международной торговле, включая экспорт нефти.
32

Эти ожидания иранского руководства не оправдались. Республиканцы были в основном едины в оппозиции усилиям администрации Дж. Байдена по возобновлению СВПД, хотя они вынужденно признавали, что поддерживают стремление США к тому, чтобы у Ирана не было ядерного оружия. Однако вопрос, как помешать этому без дипломатии, остался в США нерешённым. На это, в частности, указывает сенатор-республиканец Рэнд Пол, признавший, что «отказ от предыдущего соглашения был ошибкой, потому что, по общему мнению, сейчас мы находимся в гораздо более сложном положении, чем были, когда у нас было соглашение»11.

11. Desiderio Andrew. Dems start questioning Biden admin's Iran nuclear talks. Politico. March 22, 2022. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
33 Двухпартийный скептицизм в отношении усилий президента Дж. Байдена по возрождению ядерной сделки с Ираном оказался не напрасным, на это указывает отсутствие итоговых результатов восстановления СВПД. Разногласия между Вашингтоном и Тегераном продолжают тормозить переговоры. В Конгрессе настаивают, что обе стороны должны заниматься вопросами, выходящими за рамки СВПД, параллельно с переговорами в Вене предлагается включить в повестку такие вопросы, как двусторонний и региональный диалоги, направленные на снижение напряжённости между Тегераном и его арабскими соседями, а также ограничения на ракетные программы Ирана.
34 В ответ Тегеран неоднократно призывал к «полной отмене» санкций США в отношении Ирана, в том числе в отношении его программ создания баллистических ракет и другой военной деятельности. Администрация Дж. Байдена была готова отменить только те санкции, которые были сняты при реализации СВПД и вновь введены, когда Соединённые Штаты вышли из соглашения.
35 Европейские союзники США предлагают администрации Байдена ослабить санкции в отношении экспорта иранской нефти и разрешить репатриацию связанных с этих доходов, а также замороженных активов Ирана за границей. При этом от Тегерана требуется одновременно отказаться от наиболее важных элементов своей ядерной деятельности, а именно высокоуровневого обогащения урана, установки передовых центрифуг и производства металлического урана. Иран также должен предоставить расширенный доступ для инспекторов ООН.
36

В экспертной среде преобладает мнение, что в этих целях обе стороны должны договориться о последовательности шагов в области ослабления санкций и возвращения Ирана к ограничениям своей ядерной программы в соответствии с СВПД. Такой подход поможет развеять как недоверие Ирана в отношении того, получит ли он эффективную экономическую помощь, так и опасения США и Европы в отношении нераспространения ядерного оружия. В этой связи высказывается обеспокоенность тем, что «темпы, которыми продвигаются переговоры, не поспевают за темпами ядерных достижений Ирана», которые ускорились на протяжении всех переговоров12.

12. Lynch Colum. How Close Is Iran to Getting a Nuclear Weapon? Foreign Policy. January 10, 2022. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
37

Официальные лица США оценивали, что Иран вскоре может достичь порога «ядерного прорыва», а это означает, что он сможет произвести достаточно расщепляющегося материала для создания одной ядерной бомбы. В этот момент, хотя Ирану потребуется освоить несколько дополнительных сложных шагов для создания жизнеспособного ядерного оружия, Белый дом намекнул, что Соединённые Штаты могут рассмотреть альтернативные стратегии13.

13. Masterson Julia. Iran Nuclear Deal Hangs in the Balance. Arms Control Today. March 2022. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
38

Вместе с тем, 4 февраля 2022 г. администрация Дж. Байдена восстановила исключения, позволяющие российским, китайским и европейским компаниям работать с гражданской ядерной программой Ирана. В администрации это шаг объяснили стремлением к тому, чтобы международные партнёры США по СВПД могли снизить растущие риски ядерного нераспространения14. Государственный департамент направил в Конгресс отчёт, подписанный госсекретарем Энтони Блинкеном, в котором поясняется, что восстановление отказов поможет переговорам в Вене.

14. Pamuk Humeyra. U.S. restores sanctions waiver to Iran with nuclear talks in final phase. Reuters. January 26, 2022. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
39 Шесть раундов переговоров с апреля по июнь 2021 г. наметили общие контуры возможного компромисса в отношении отказа Ирана от ядерного оружия и ослабления американских санкций. С марта 2022 г. переговоры по СВПД снова поставлены на паузу.
40

Представитель МИД ИРИ, говоря об этом, признал, что всё проделанное ранее и сам переговорный процесс находятся «на грани испарения». Иран продолжает находиться под огромным давлением жёстких санкций, а разногласия, которые в настоящее время мешают переговорам, не только остаются, но и пополняются новыми15.

15. Yet Another Attempt to Jeopardize Vienna Talks by U.S. Politics. Tehran Times. May 16, 2022. Available at: >>> . (accessed: 23.05.2022).
41

США и Иран обвиняют друг друга в саботаже переговоров. Посол США в ООН Линда Томас-Гринфилд обвинила Тегеран в том, что на переговорах он занял «расплывчатую, нереалистичную, максималистскую и неконструктивную позицию как по ядерным вопросам, так и по вопросам санкций». В своём ответном заявлении посол Ирана Маджид Тахт Раванчи выступил против этих обвинений, отметив, что переговоры могут увенчаться успехом при условии, что Вашингтон прекратит устанавливать искусственные сроки, прибегать к угрозам и запугиванию, выдвигать необоснованные обвинения и вести дезинформационную кампанию против иранской позиции в Вене16.

16. Statement On “Non-Proliferation: implementation of Security Council resolution 2231 (2015)”, UNSC. December 14 2021. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
42 Что касается дезинформации из администрации Дж. Байдена, то Раванчи во многом прав. К примеру, Белым домом была предпринята попытка объяснить очередное прекращение переговоров изменившейся позицией России, которая якобы потребовала, чтобы западные санкции в связи с её специальной военной операцией на Украине не повлияли на будущие отношения с Ираном. Москва и Тегеран опровергают эту версию.
43

Сергей Лавров во время встречи с иранским коллегой заявил, что Москва получила от Вашингтона письменные гарантии того, что санкции Запада в отношении России из-за Украины не повлияют на сотрудничество Москвы с Тегераном в рамках ядерной сделки 2015 года17.

17. Amir Abdollahian: Russia to cooperate with Vienna talks until agreement reached. Politics. Tehran Times. March 16, 2022. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
44 На самом деле, переговоры не возобновляются потому, что Тегеран требует отмены признания Соединёнными Штатами в период президента Д. Трампа Корпуса стражей исламской революции Ирана (КСИР) иностранной террористической организацией. В Вашингтоне готовы выполнить это условие, однако взамен требуют, чтобы Тегеран предоставил гарантии того, что он снизит напряжённость на Ближнем Востоке и не будет мстить в дальнейшем за убийство генерала КСИР Касема Сулеймани в январе 2020 года.
45

Иран подобные предложения отвергает. Представитель иранского внешнеполитического ведомства объяснил, что убийство Сулеймани «не останется безнаказанным», даже если США исключат КСИР из списка иностранных террористических организаций. По его словам, месть за смерть командующего специальными силами КСИР является «фундаментальным принципом» внешней политики Ирана18.

18. Foreign ministry: Perpetrators of Soleimani assassination will be brought to justice. Politics. Tehran Times. April 18, 2022. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
46 Президент Ирана Раиси, выступая в январе 2022 г. по случаю второй годовщины убийства генерала Сулеймани Соединёнными Штатами, заявил, что бывший президент США Д. Трамп должен предстать перед судом за это убийство, иначе Тегеран отомстит.
47

Судьба СВПД и события на Украине

 

В настоящее время переговоры по-прежнему зашли в тупик, а перспективы по-прежнему непредсказуемы. Данная ситуация вряд ли изменится в связи с событиями на Украине, хотя в Иране есть и такие политики, которые считают, что в интересах Тегерана целесообразно использовать разногласия между США и Россией для восстановления отношений с Западом. Речь идёт о стратегическом выборе на перспективу и кардинальном изменении внешнеполитического курса Ирана.

48 Теоретически подобного хода событий исключать нельзя, особенно, принимая во внимание, что США стали связывать снятие санкций с возможностью возвращения иранской нефти на европейский рынок, чтобы ослабить зависимость от России и сбить высокие цены на топливо.
49 Поскольку Соединённые Штаты и Запад стремятся отрезать Россию от мировой экономики, возникает необходимость заменить российский экспорт нефти и природного газа в Европу. Иран обладает четвёртыми по величине запасами нефти в мире после Венесуэлы, Саудовской Аравии и Канады, а Россия занимает восьмое место. Кроме того, Иран обладает вторыми по величине запасами природного газа после России, поэтому у него есть ресурсы, чтобы поддержать мировой энергетический рынок, если он будет освобождён от санкций.
50 Пока иранское руководство от спекуляций на этой почве воздерживается. Тем не менее, Иран, пользуясь сложным экономическим положением Запада, стремится выторговать себе максимально выгодные условия в рамках новой ядерной сделки, но это вовсе не указывает на намерения Тегерана сблизиться с Америкой.
51 Верховный лидер аятолла Али Хаменеи обвинил в войне на Украине США и западные державы. «Корнем кризиса в Украине является политика США, которая создаёт кризис, и Украина является одной из жертв этой политики», – сказал он в телевизионном выступлении 1 марта 2022 г. «Мафиозный режим» в Вашингтоне создаёт в мире кризисы, от которых и питается, полагает Хаменеи.
52

Он сослался на сложную ситуацию на Украине как на свидетельство того, что Соединённые Штаты не являются надёжным союзником. «Поддержка западными правительствами назначенных ими администраций и политиков – это мираж», – настаивал он19.

19. Iran supports ending the war in Ukraine; US root of Ukraine crisis. March 01, 2022. Available at: >>> accessed: 23.05.2022).
53 На экстренной сессии Генассамблеи ООН 2 марта 2022 г. 141 из 193 государств-членов проголосовали за резолюцию, призывающую к немедленному выводу российских войск с Украины. Против проголосовали только пятеро – Россия, Беларусь, Северная Корея, Эритрея и Сирия. Иран был среди 35 стран, включая Китай, которые воздержались.
54

В своём заявлении представитель Ирана в ООН Маджид Тахт Раванчи подчеркнул, что необходимо уважать как «суверенитет и территориальную целостность всех государств», так и соображения безопасности России. В его заявлении также утверждалось, что предложенной секретариатом ООН резолюции не хватало «беспристрастности и реалистичных механизмов для разрешения кризиса мирными средствами»20.

20. Nada Garrett. Iran Blames US, West for Ukraine War. April 26, 2022. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
55 На практике Иран после ввода санкций против России стал одной из первых стран, которая предложила расширение сотрудничества, чтобы смягчить последствия репрессий. Он сразу предложил поставки своих медикаментов, стройматериалов, продуктов питания и одежды, отметив, что рассчитывает на увеличение товарооборота с Россией в 4 раза.
56 Москва и Тегеран работают над объединением систем передачи финансовых сообщений в обход международной системы SWIFT, ведут переговоры о взаимном признании национальных платёжных карт. Активизировалось обсуждение логистического маршрута «Север – Юг» через Каспий. Он рассчитан на транспортировку грузов из Индии и государств Персидского залива в Западную и Северную Европу через Иран, Азербайджан и Россию, в том числе посредством соединения железных дорог этих трёх стран. Россия и Иран продолжают прорабатывать стратегическое соглашение сроком на 20 лет, наподобие недавно подписанного между Ираном и Китаем. Раньше не было импульсов для ускорения этого процесса, но сейчас многое меняется.
57

Заключение

 

Иранские политики неоднократно подчёркивали, что Тегеран не отступит от своих «красных линий». Хотя исключение Соединёнными Штатами КСИР из списка террористических организаций является одним из тупиков на переговорах в Вене, это ещё не всё. Есть и другие тупиковые ситуации, которые необходимо разрешить Белому дому, и крайне важно не подрывать остающиеся в Вене проблемы только из-за одного расхождения во мнениях.

58 Как виновник нынешнего затруднительного положения, США обязаны принять практические меры вместо продолжающейся ошибочной политики крайнего давления, активно реагировать на законные и разумные опасения Ирана и содействовать на переговорах скорейшему решению нерешённых вопросов.
59

Тем не менее, администрация Дж. Байдена идти на уступки Тегерану не желает, добиваясь поддержки своей неконструктивной позиции от главных союзников США. В совместном заявлении от 9 мая 2022 г. «Большая семёрка» призвала Иран «воздерживаться от дальнейшей эскалации своей ядерной деятельности» и прекратить все разработки баллистических ракет, способных доставлять бомбы. «Мы призываем Иран воспользоваться предложением, которое в настоящее время находится на столе, чтобы довести переговоры до успешного завершения», – говорится в совместном коммюнике21.

21. G7 Virtual Summit on Iran. May 9, 2022. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
60

Задержки, вызванные позицией Вашингтона, создают в Иране пространство для противников восстановления СВПД. Консервативные законодатели в иранском парламенте исходят из того, что проект текста соглашения, подготовленного в Вене, нарушает «красные линии» Ирана, поскольку он не даёт гарантий, которые Тегеран ищет в отношении ослабления санкций. В письме от 10 апреля 2022 г. президенту Раиси 250 членов меджлиса заявили, что возвращение к СВПД требует правовых гарантий того, что США не будут нарушать соглашение в будущем22.

22. Parliament writes to Raisi, insists on guarantees in Vienna talks. Politics. Tehran Times. April 10, 2022. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).
61 Администрация Дж. Байдена также сталкивается с внутренней оппозицией. У членов Конгресса, вероятно, будет 30-дневное окно для голосования, чтобы одобрить или не одобрить любое соглашение, достигнутое для восстановления соблюдения США и Ираном СВПД в соответствии с законом «О пересмотре иранского ядерного соглашения» 2015 г. Голосование за неодобрение со стороны Палаты представителей и Сената, помешает Байдену снять санкции, а значит СВПД восстановлен не будет.
62

Не случайно, в экспертном обзоре внешней политики президента Байдена, опубликованном Фондом защиты демократий (FDD) в апреле этого года, иранский трекер его администрации оказался на последнем месте, получив оценку «Тенденция очень негативная»23. С этим заключением американских экспертов можно согласиться. Сегодня очевидно, что не удалось изменить отношения США и Ирана в той мере, в какой Байден обещал в ходе своей предвыборной программы. Его видение проблемы оказалось ошибочным, а предвыборная программа в отношении Тегерана не сработала в желаемой степени.

23. Biden Administration Foreign Policy Tracker: April. April 1, 2022. Available at: >>> (accessed: 23.05.2022).

Библиография

1. Joint Comprehensive Plan of Action. Vienna, 14 July 2015. // US Department of State. Available at: https://www.state.gov/documents/organization/245317.pdf (accessed: 23.05.2022).

2. Security Council, Adopting Resolution 2231 (2015), Endorses Joint Comprehensive Agreement on Iran’s Nuclear Programme. Available at: https://www.un.org/press/en/2015/sc11974.doc.htm (accessed: 23.05.2022).

3. Joe Biden: There's a smarter way to be tough on Iran. Opinion by Joe Biden. CNN. September 13, 2020. Available at:https://edition.cnn.com/2020/09/13/opinions/smarter-way-to-be-tough-on-iran-joe-biden/index.html (accessed: 23.05.2022).

4. Supreme Leader's speech widely covered by Pakistani media. November 04, 2020. Available at: https://en.irna.ir/news/84098436/Supreme-Leader-s-speech-widely-covered-by-Pakistani-media (accessed: 23.05.2022).

5. Iran does not care whether Trump stays, nor gets excited with incoming Biden. November 11, 2020. Available at: https://en.irna.ir/news/84559211/Vienna-talks-need-guarantee-of-adherence-to-bear-fruit (accessed: 23.05.2022).

6. President Rouhani says Iran wins US economic war. December 15, 2020. Available at: https://en.irna.ir/news/84148063/President-Rouhani-says-Iran-wins-US-economic-war (accessed: 23.05.2022).

7. Senior diplomat says Iran not interested in direct talks with new US admin "yet". January 23, 2021. Available at: https://en.irna.ir/news/84195945/Senior-diplomat-says-Iran-not-interested-in-direct-talks-with (accessed: 23.05.2022).

8. Biden has opportunity to return to JCPOA. January 29, 2021. Available at: https://en.irna.ir/news/84202947/Biden-has-opportunity-to-return-to-JCPOA (accessed: 23.05.2022).

9. JCPOA joint commission's 1st meeting in post-Trump era. December 16, 2020. Available at: https://en.irna.ir/news/84149959/JCPOA-joint-commission-s-1st-meeting-in-post-Trump-era (accessed: 23.05.2022).

10. The Iran Nuclear Deal at Six: Now or Never. Report 230 / Middle East & North Africa. January 17, 2022. Available at: https://www.crisisgroup.org/middle-east-north-africa/gulf-and-arabian-peninsula/iran/230-iran-nuclear-deal-six-now-never (accessed: 25.05.2022).

11. Desiderio Andrew. Dems start questioning Biden admin's Iran nuclear talks. Politico. March 22, 2022. Available at: https://www.politico.com/news/2022/03/22/democrats-biden-admin-iran-nuclear-talks-00019455 (accessed: 23.05.2022).

12. Lynch Colum. How Close Is Iran to Getting a Nuclear Weapon? Foreign Policy. January 10, 2022. Available at: https://foreignpolicy.com/2022/01/10/iran-nuclear-weapon-breakout/ (accessed: 23.05.2022).

13. Masterson Julia. Iran Nuclear Deal Hangs in the Balance. Arms Control Today. March 2022. Available at: https://www.armscontrol.org/act/2022-03/news/iran-nuclear-deal-hangs-balance (accessed: 23.05.2022).

14. Pamuk Humeyra. U.S. restores sanctions waiver to Iran with nuclear talks in final phase. Reuters. January 26, 2022. Available at: https://www.reuters.com/world/middle-east/biden-administration-restores-sanctions-waiver-iran-talks-final-phase-2022-02-04/ (accessed: 23.05.2022).

15. Yet Another Attempt to Jeopardize Vienna Talks by U.S. Politics. Tehran Times. May 16, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/472676/Yet-Another-Attempt-to-Jeopardize-Vienna-Talks-by-U-S. (accessed: 23.05.2022).

16. Statement On “Non-Proliferation: implementation of Security Council resolution 2231 (2015)”, UNSC. December 14 2021. Available at: https://newyork.mfa.ir/portal/product/8202/451/Statement-On-%E2%80%9CNon-Proliferation-implementation-of-Security-Council-resolution-2231-2015-UNSC (accessed: 23.05.2022).

17. Amir Abdollahian: Russia to cooperate with Vienna talks until agreement reached. Politics. Tehran Times. March 16, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/471134/Amir-Abdollahian-Russia-to-cooperate-with-Vienna-talks-until (accessed: 23.05.2022).

18. Foreign ministry: Perpetrators of Soleimani assassination will be brought to justice. Politics. Tehran Times. April 18, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/471849/Foreign-ministry-Perpetrators-of-Soleimani-assassination-will (accessed: 23.05.2022).

19. Iran supports ending the war in Ukraine; US root of Ukraine crisis. March 01, 2022. Available at: https://english.khamenei.ir/news/8879/Iran-supports-ending-the-war-in-Ukraine-US-root-of-Ukraine-crisis accessed: 23.05.2022).

20. Nada Garrett. Iran Blames US, West for Ukraine War. April 26, 2022. Available at: https://iranprimer.usip.org/index.php/blog/2022/mar/03/iran-blames-us-west-ukraine-war (accessed: 23.05.2022).

21. G7 Virtual Summit on Iran. May 9, 2022. Available at: https://iranprimer.usip.org/index.php/blog/2022/may/09/g7-virtual-summit-iran (accessed: 23.05.2022).

22. Parliament writes to Raisi, insists on guarantees in Vienna talks. Politics. Tehran Times. April 10, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/471554/Parliament-writes-to-Raisi-insists-on-guarantees-in-Vienna-talks (accessed: 23.05.2022).

23. Biden Administration Foreign Policy Tracker: April. April 1, 2022. Available at: https://www.fdd.org/analysis/2022/04/01/biden-administration-foreign-policy-tracker-april/ (accessed: 23.05.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести