Foreign direct investments in U.S. agricultural land
Table of contents
Share
QR
Metrics
Foreign direct investments in U.S. agricultural land
Annotation
PII
S207054760019822-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alla Korotkikh 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

U.S. agricultural land remains attractive to foreign investors. As of December 31, 2020, foreign direct investment in this property amounted to $4.5 million, which is three times higher than in 2014. Foreign individuals and companies currently held an interest in nearly 15.2 million hectares of US agricultural land. This represents 2.9 percent of all privately owned agricultural land in the United States.

Almost half of the reported foreign interest holdings of U.S. land are arable land and pastures, with timber and forestland accounting for 46 percent of the total acreage, which are mainly used by timber and "green" energy companies. 

Canadian investors own the largest amount of reported foreign-held agricultural land, with 32 percent. Foreign persons from an additional four countries, the Netherlands, Italy, the United Kingdom, and Germany collectively held 31 percent of the foreign-held acreages in the United States.

The state of Texas has the largest amount of foreign-held U.S. agricultural land. Maine has the second, Alabama - the third largest amount of foreign-held agricultural land. Three states collectively held more than 25% of the reported foreign-held agricultural land in the United States, the vast majority of which is forestland.

Current law imposes no restrictions on the amount of private U.S. agricultural land that can be foreign owned. However, several states have imposed certain prohibitions or restrictions on foreign ownership, but do not significantly inhibit foreign farmland ownership, while most states expressly allow foreign ownership. 

The US government controls direct investment flows. Federal law requires foreign persons and entities to disclose to USDA information related to foreign investment and ownership of U.S. agricultural land. The Agricultural Foreign Investment Disclosure Act of 1978 (AFIDA) and its federal regulations, implemented by USDA, established a nationwide system for the collection of information pertaining to foreign ownership of U.S. agricultural land. At the federal level, the Committee on Foreign Investment (CFIUS) authorized to review certain transactions involving foreign investment in the United States in order to determine the effect of such transactions on U.S. national security.

 

Keywords
agricultural land, foreign direct investment, arable land, pastures, forestland, foreign-held agricultural land
Received
29.03.2022
Date of publication
22.04.2022
Number of purchasers
0
Views
207
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

США возглавляют рейтинг инвестиционно привлекательных стран мира. Инвесторы высоко оценивают высокий научно-технический уровень экономики, благоприятный инвестиционный климат, квалификацию рабочей силы, политическую и экономическую стабильность. При этом сельское хозяйство – не самая привлекательная для вложения иностранного капитала отрасль американской экономики, несмотря на ёмкий внутренний рынок, богатые ресурсы сельскохозяйственных земель, значительный научно-технический потенциал отрасли. Доля сельского хозяйства в прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в экономику США в 2020 г. составила всего 1,9%. Но поток ПИИ в сельскохозяйственные земли и компании, связанные с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, растёт, с каждым годом увеличивая значение иностранной собственности в активах американского агропромышленного комплекса.

2

Прямые иностранные инвестиции представляют собой долгосрочные вложения зарубежных физических и юридических лиц в экономику принимающей страны, обеспечивающие контроль и активное участие в управлении инвестора своими активами1. Они осуществляются не только посредством приобретения прав пользования землёй сельскохозяйственного назначения, но также путём долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с американским юридическими и физическими лицами, учреждения предприятий или компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Хотя сегодня гораздо чаще иностранные инвесторы создают агропромышленные компании путём слияния или поглощения уже существующих в стране-реципиенте фирм.

1. Супян В.Б. Стратегия Дж. Байдена: возвращение «большого государства». США & Канада: экономика, политика, США & культура. 2021, № 7, с. 5–18. DOI: 10.31857/S268667300015570-7
3 Среди стимулов ПИИ – поиск новых рынков сбыта, более дешёвых ресурсов, стремление расширить объём выпускаемой продукции, выстраивание производственно-сбытовых цепочек для последующего вывоза сельскохозяйственной продукции за рубеж и др.
4 В XXI веке ключевым фактором привлекательности сельского хозяйства в качестве объекта иностранных инвестиций является долгосрочная тенденция роста цен на пищевые продукты на фоне ограниченности природных ресурсов, что подогревает экономические интересы инвесторов перспективами получения высокой прибыли. Как правило, основными носителями ПИИ являются ТНК, которые заинтересованы в экспорте продукции, произведённой в принимающей стране.
5 Последние пять лет ПИИ в сельскохозяйственные земли США быстро растут после спада в начале второго десятилетия (диагр.1). Зарубежные страны, преодолев последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., постепенно восстанавливают объёмы инвестирования на докризисном уровне (в 1990-х годах они составляли 10–11 млн долл. в год), когда инвестиции рассматривались в качестве одного из основных средств интеграции национальной экономики в глобальное хозяйство. После падения до минимального уровня в 1,4 млн долл. в 2014 г. поток ПИИ увеличился, и к 2019 г. вырос почти до 6 млрд долларов.
6

Существенное стимулирующее влияние на рост ПИИ оказывает повышение цен на сельскохозяйственные угодья. За 2011–2020 гг. цены выросли на треть: на пахотные земли – с 7,36 тыс. до 10,13 тыс. долл. за 1 га, на пастбищные – с 2,64 тыс. до 3,46 тыс. долл., что усилило интерес зарубежных стран к сельскохозяйственным угодьям США2. Однако пандемия коронавируса и спад экономической активности в мире негативно сказались на динамике ПИИ. В 2020 г. их уровень снизился до 4,5 млн долл. (При написании работы были использованы американские статистические материалы, в основе которых лежат отчёты иностранных инвесторов о проведенных трансакциях, которые они направляют в МСХ США. Отчёты носят заявительных характер, их достоверность сотрудниками МСХ не проверяется).

2. Land Values 2021 Summary (August 2021). USDA. National Agricultural Statistics Service. Available at: >>> (accessed: 15.01.2022).
7

Диаграмма 1

Динамика прямых иностранных инвестиций в сельскохозяйственные земли США, 2011–2020 гг.

8

9

Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land through December 31, 2011-2020. Farm Service Agency and the Farm Production and Conservation Business Center. USDA. Available at: >>> (дата обращения 24.02.2022).

10

Тенденции и особенности прямых иностранных инвестиций в сельскохозяйственные земли США

 

Сегодня в иностранной собственности находится 2,9% частных сельскохозяйственных земель США, которые занимают почти 60% земельного фонда США. Согласно данным МСХ США, в 2020 г. их площадь составила 537 млн га. В данном случае речь идёт о землях, которые иностранные инвесторы контролируют через прямое владение частных лиц, американских дочерних или иностранных компаний, а также через долгосрочную аренду. Согласно данным МСХ США на 31 декабря 2020 г., иностранные юридические и физические лица владели 15,2 млн га сельскохозяйственных земель, включая пашню, пастбища, леса и лесные угодья. По своему размеру эта площадь сопоставима с территорией штата Айова.

11

Помимо этих площадей в базе данных МСХ США есть так называемые неиндентифицированные земли – около 120 тыс. га стоимостью 336 млн долл., владелец которых не установлен, и 0,4 млн га, у которых неизвестны страны, гражданами которых являются их владельцы. Стоимость этой земли оценивается в 1,4 млрд долларов3.

3. Brian Boyce. Much U.S. farmland is foreign-held, but what are the intentions. AGDAILY. July 28, 2017. Available at: >>>(accessed: 09.12.2021).
12 Большая часть сельскохозяйственных земель, принадлежащих иностранным собственникам, приходится на лесные угодья. В 2020 г. они составили 46%, пахотные земли занимали 29% земель, 19% – пастбища, 4% –- другие сельскохозяйственные земли и 2% – земли хозяйственного назначения под жилыми и производственными постройками, дорогами, другими объектами инфраструктуры (диагр. 2).
13

Диаграмма 2

Структура сельскохозяйственных земель США в иностранном владении 2009 год2020 год

14

РИС

15

16

Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land Through December 31, 2020. Farm Service Agency and Farm Production and Conservation Business Center. USDA. Available at: >>> (дата обращения 18.02.2022).

17 Преобладание лесных угодий в структуре земельной собственности иностранных инвесторов объясняется тем, что это направление инвестиций рассматривается в качестве долгосрочного, устойчивого источника получения прибыли. Большую часть роста инвестиций в лесные угодья обеспечивают зарубежные лесопромышленные, горнодобывающие, а также энергетические компании, специализирующиеся на «зелёной» энергетике, в частности ветряных электростанциях.
18

Например, крупнейшим землевладельцем в штате Мэн является канадская лесопромышленная компании «Ирвинг вудлендс» (Irving Woodlands), в собственности которой находится 480 тыс. га американских лесов и лесных угодий4.

4. Renée Johnson Foreign Farmland Ownership in the United States. November 18, 2021. Available at: >>> (accessed: 02.02.2022)
19 Данные диаграммы 2 позволяют оценить изменения в структуре зарубежных земельных владений, произошедшие с 2009 по 2020 г. Очевидно существенное укрепление позиций пахотных земель – их доля выросла более чем вдвое, до 29%, на фоне падения удельного веса (но не площадей) лесных угодий на 13 п.п. и умеренного сокращения доли пастбищ – на 2 п.п. Это означает, что иностранные инвесторы, сохраняя интерес к приобретению земель всех категорий, постепенно смещают акцент на пашню, сделки по которой растут опережающими темпами. За последние 12 лет площадь пахотных земель в иностранной собственности увеличилась почти в 4 раза, до 4,44 млн га, тогда как площадь лесных угодий выросла на треть, при этом сохранив лидирующие позиции по размеру площадей – 7,19 млн га. Размер пастбищ увеличился на 55%, до 2,89 млн га.
20

Площадь сельскохозяйственных угодий всех категорий, находящихся в собственности зарубежных инвесторов, постепенно растёт. С 2019 по 2020 г. она увеличилась на 1 млн га, а за период 2009– 2020 гг. – на 6,57 млн га, до 15,51 млн га, или на 73% (табл. 1). Американские специалисты отмечают, что одним из факторов, стимулировавших этот процесс, стали договоры долгосрочной аренды земли, подписанные иностранными энергетическими компаниями с американскими фермерами на установку ветрогенераторов. За пять лет число американских ферм, сдающих земли под ветрогенераторы национальным и зарубежным компаниям выросло в 2 раза, с 10 тыс. в 2012 г., до 20 тыс. в 2017 г., а число ветряных турбин за это время увеличилось с 9 тыс. до 14 тысяч5.

5. Коротких А.А. Производство и использование энергии в фермерских хозяйствах США. Журнал США & Канада: экономика, политика, культура. 2020, № 7, с. 94–112. DOI: 10.31857/S268667300010137-0
21

Таблица 1

Площади сельскохозяйственных земель в США (по видам использования) в иностранном владении в 2009, 2019 и 2020 гг.

22
Категории земель 2009 г. 2019 г. 2020 г. Динамика за 2009–2020 гг.
  млн га Доля, % млн га Доля % млн га Доля, % %
Сельскохозяйственные земли, всего 8,94 100 14,52 100 15,51 100 73
Леса и лесные угодья 5,31 59 7,13 49 7,19 46 35
Пахотные земли 1,13 13 3,68 25 4,44 29 293
Пастбища 1,86 21 2,80 19 2,89 19 55
Другие сельскохозяйственные земли* 0,41 5 0,62 4 0,70 4 70
Земли хозяйственного назначения** 0,24 2 0,29 2 0,29 2 20

* Неудобья, водно-болотные угодья и другие малоценные сельскохозяйственные земли. ** Хозяйственные и жилые постройки на фермах, дороги, пруды, другие инфраструктурные сооружения. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land through December 31, 2020. Farm Service Agency and Farm Production and Conservation Business Center, USDA. Available at: >>> (usda.gov) (датаобращения 25.02.2022).

23

Региональная структура ПИИ

 

Сельскохозяйственные земли, находящиеся в собственности или арендуемые иностранными инвесторами, расположены во всех 50 штатах. Однако по территории страны они распределены неравномерно. Лидерами по количеству сельскохозяйственных земель в иностранной собственности являются штаты Техас – 1,9 млн га и Мэн – 1,4 млн га в 2020 году. За ними следуют Алабама – 720 тыс. га, Колорадо – 715 тыс. га и Вашингтон – 635 тыс. га. На уровень ниже стоят штаты Луизиана, Мичиган, Флорида, Нью-Мексико и Орегон (табл. 2).

24 Всего в 10 ведущих штатах сосредоточено почти 60% земель, принадлежащих иностранным инвесторам. Причём доля зарубежных владений земельных ресурсов каждого из названных штатов растёт. В штате Мэн концентрация иностранных земель достигает рекордных значений – в 2020 г. иностранным инвесторам принадлежала почти 1/5 частных сельскохозяйственных земель штата. На втором месте Гавайи – 9,2%, и это несмотря на запрет на продажу сельскохозяйственных земель иностранным инвесторам в этом штате. Большая часть таких земель на Гавайях приходится на пастбища, а в штате Мэн – это лесные угодья.
25

Таблица 2

Ведущие штаты по площади сельскохозяйственных земель в иностранной собственности на 31 декабря 2020 г.

26
  Штаты Площадь, тыс. га Структура с/х земель в иностранном владении Доля в площади частных с/х земель штата, % Крупнейшие страны-инвесторы и их доля в с/х землях в иностранном владении штата
1 Техас 1 909,7 40% – лес 30% – пастбища 26% – пашня 3,1 Канада – 35% Нидерланды – 9%
2 Мэн 1 418,0 98% – лес 1% – пастбища 1% – пашня 19,5 Канада – 80% Нидерланды – 9%
3 Алабама 720,7 98% – лес 0,6% – пастбища 0,2% – пашня 6,2 Нидерланды – 52% Канада – 17%
4 Колорадо 715,0 50% – лес 43% – пастбища 1% – пашня 4,8 Канада – 33% Италия – 18% Германия – 8% Великобритания – 8%
5 Вашингтон 635,0 56% – лес 16% – пастбища 24% – пашня 7,1 Канада – 46% Великобритания – 15% Нидерланды – 10%
6 Луизиана 561,5 84% – лес 3 % – пастбища 9 % – пашня 5,8 Канада -28% Нидерланды -22% Великобритания – 9%
7 Мичиган 551,1 86% – лес 0,2% – пастбища 12% – пашня 5,7 Великобритания – 34% Канада – 25% Италия – 8%
8 Флорида 514,9 60% – лес 14% – пастбища 16% – пашня 5,8 Нидерланды – 17% Германия – 8% Канада – 6%
9 Нью-Мексико 496,1 1% – лес 80% – пастбища 16% – пашня 3,7 Великобритания – 18% Германия – 16% Канада – 10%
10 Орегон 472,3 79% – лес 10% – пастбища 10% – пашня 4,6 Канада – 36%
  США, всего 15 215,9 46% – лес 19% – пастбища 29% – пашня 2,9 Канада – 29% Нидерланды – 14% Италия – 7% Великобритания – 6% Германия – 6%

Tricia Barnes, Mary Estep, Veronica Gray, Catherine Feather and Phil Sronce. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land through December 31, 2020. Available at: >>> (датаобращения 25.01.2022)

27 Техас располагает 12,5% сельскохозяйственных земель страны, находящихся в иностранной собственности, что выводит его на лидирующие позиции по данному показателю. Структура земельной собственности довольно дифференцирована: 40% составляют лесные угодья, 30% – пастбища и 26% – пахотные земли. Наиболее крупные участки земли принадлежат Канаде – 35% сельскохозяйственных земель штата, принадлежащих зарубежным инвесторам, и Нидерландам – 9% (табл. 2).
28 Штат Мэн, который ещё пять лет назад возглавлял данный список, сегодня занимает второе место. Практически все сельскохозяйственные земли в иностранном владении – это леса и лесные угодья, 80% которых находятся в собственности Канады. На втором месте – Нидерланды. Их доля – 9%.
29 В Алабаме – третьем по площади сельскохозяйственных земель, принадлежащих иностранному капиталу, 98% земель приходится на леса и лесные угодья. Крупнейшими инвесторами являются Нидерланды – 52% и Канада – 17%.
30 В штате Колорадо половина земель приходится на леса и лесные угодья, 43% - на пастбища. Крупнейшим иностранным собственником земель является Канада, которой принадлежит треть земельных ресурсов, находящихся в иностранном владении, и треть – странам ЕС (Италии, Германии) и Великобритании.
31 Пятое место в списке штатов, располагающих наиболее крупными участками сельскохозяйственных земель в иностранной собственности, занимает штат Вашингтон. Лес и лесные угодья составляют 56% иностранных землевладений, 24% – пахотные земли и 16% – пастбища. Основными инвесторами являются Канада, которой принадлежит 46% земель, Великобритания –15% и Нидерланды – 10%.
32 В Луизиане, Мичигане и Орегоне более 80% земель в иностранной собственности составляют леса. А наиболее крупными наделами земли владеют Канада, Нидерланды, Германия и Италия.
33 Во Флориде на лес и лесные угодья приходится 60% земель в иностранной собственности, ещё 16% составляет пашня и 14% – пастбища. Крупнейшими инвесторами являются Канада, Нидерланды, Германия и Италия.
34 И, наконец, Нью-Мексико, занимающий 10 строку в списке ведущих штатов по площади иностранных землевладений в США. В этом штате 80% земель, контролируемых зарубежными странами, приходится на пастбища. Среди стран-инвесторов наиболее крупными наделами земли владеют Великобритания, Германия и Канада.
35 Согласно статистическим данным МСХ США, штатами, представляющими наибольший интерес для иностранного капитала и показавшими наибольший прирост площадей в иностранном владении в 2020 г. были Оклахома, где иностранные инвесторы приобрели 155,2 тыс. га, Техас – 116,0 тыс. га и Колорадо – 115,7 тыс. га. Эти три штата обеспечили более 40% прироста площадей, перешедших в иностранную собственность. Большую часть земель составляют леса и лесные угодья.
36

Нулевой прирост отмечен в штатах Аляска, Делавэр, Коннектикут и Гавайи. Штат Орегон – единственный, в котором площадь сельскохозяйственных земель, принадлежащих иностранным владельцам, сократилась на 19 тыс. га, что связано с истечением срока аренды, а также с продажей части сельскохозяйственных земель6.

6. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land Through December 31, 2020. Farm Service Agency and Farm Production and Conservation Business Center. USDA. Available at: 2020_afida_annual_report.pdf (usda.gov) (accessed: 20.12.2021).
37

Основные страны-инвесторы в сельскохозяйственные земли США

 

Почти 64% сельскохозяйственных земель США в иностранной собственности приходится на пять стран. Крупнейшим землевладельцем является Канада. По данным на 31 декабря 2020 г., этой стране принадлежало более 5 млн га, 2/3 из которых составляли леса и лесные угодья и 1/3 – пахотные земли. Наиболее крупные наделы земли находятся в штатах Мэн, Вашингтон, Техас, Колорадо, Оклахома, Орегон, Айова. Доля Канады в площадях, принадлежащих иностранным инвесторам, составила почти 33%, стоимость земель оценивается в 11,5 млрд долларов7.

7. Tricia Barnes, Mary Estep, Veronica Gray, Catherine Feather and Phil Sronce. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land through December 31, 2020. Available at: >>> (accessed: 11.02.2022).
38 Второе место занимают Нидерланды, которым на конец 2020 г. принадлежало около 2 млн га стоимостью 2 млрд долл. Большую их часть составили леса и лесные угодья в штатах Вашингтон, Мэн, Флорида. Доля страны в землях, принадлежащих иностранным владельцам, почти 13%.
39 На третьей позиции находится Италия, которая владеет 1,1 млн га сельскохозяйственных земель, что составляет более 7% площади земель в иностранной собственности. Большая часть земель приходится на пашню, треть – на пастбища. Италия владеет большими земельными наделами в Техасе, Орегоне, Небраске, Айове и Колорадо. Стоимость земель оценивается в 5,4 млрд долларов.
40 Четвёртую строчку занимает Великобритания. Этой стране принадлежит менее 1 млн га стоимостью 5,3 млрд долл. Одну половину земельной площади составляют леса, другую – пастбища и пашня в равных пропорциях. Большая часть земель находится в штатах Вашингтон, Техас, Калифорния, Колорадо и Мичиган. Доля страны в площади сельскохозяйственных, принадлежащих зарубежным инвесторам, составляет 8%.
41 Германия, занимающая пятое место среди основных иностранных инвесторов, владеет 835 тыс. га, или 6% площадей в иностранной собственности. Земельная собственность страны разделена между пашней (40%), лесами (30%) и пастбищами (30%), большая часть которых находится в Техасе, Нью-Мексико и Колорадо. Стоимость сельскохозяйственных угодий составила 8,2 млн долларов
42 Значительные площади американских сельскохозяйственных угодий принадлежат Португалии, Франции, Дании, Люксембургу, Мексике, Швейцарии и Японии (табл. 3). Каждая из перечисленных стран владеет наделами от 250 тыс. до 600 тыс. га.
43

Таблица 3

Площадь и стоимость сельскохозяйственных земель США в иностранной собственности на 31 декабря 2020 г., по странам*

44
  Страны Площадь, тыс. га Доля в площади с/х земель в иностранном владении, % Стоимость земель**, млрд долл.
1 Канада 5002,4 32,2 11,5
2 Нидерланды 2001,0 12,9 6,8
3 Италия 1093,8 7,1 5,4
4 Великобритания 942,9 6,1 4,4
5 Германия 835,0 5,4 8,2
6 Португалия 591,9 3,8 3,3
7 Франция 501,4 3,2 2,1
8 Дания 325,8 2,1 1,1
9 Люксембург 319,2 2,0 1,8
10 Мексика 280,6 1,8 1,2
11 Швейцария 276,0 1,7 1,1
12 Япония 257,0 1,6 2,9
       
21 Китай (искл. Гонконг) 142,5 0,9 2,0
  РФ 0,3 <0,01 0,003
         
  Ведущие 5 стран 9891,7 63,8 37,2
  Другие страны 5618,1 36,2 30,4
  С/х земли в иностранном владении, всего 15509,8 100 67,6

* Включая сельскохозяйственные земли хозяйственного назначения. ** Стоимость – это фактическая цена покупки или оценочная стоимость на момент приобретения. Tricia Barnes, Mary Estep, Veronica Gray, Catherine Feather and Phil Sronce. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land Through December 31, 2020. Available at: >>> (датаобращения 02-11.02.2022).

45 Таким образом, в 2020 г. площадь сельскохозяйственных земель всех категорий в иностранной собственности в США превысила 15,5 млн га, её стоимость оценивается в 67,6 млрд долл. На сегодняшний день это незначительная часть сельскохозяйственных земель страны, но их площадь растёт, причём в последние годы ускоренными темпами. Если с 2009 по 2015 г. земли в иностранной собственности или долгосрочной аренде увеличивались в среднем на 0,3 млн га в год, то после 2015 г. – в среднем на 0,9 млн га. В частности, с 2018 по 2019 г. они увеличились на 1,2 млн га, с 2019 по 2020 г. – на 1 млн.
46 Критики иностранной собственности на американские сельскохозяйственные земли часто ссылаются на угрозу продовольственной безопасности США, используя этот аргумент для запрета на её продажу иностранным физическим или юридическим лицам. Но анализ, который провели американские специалисты, показал, что самой большой группой иностранных инвесторов остаются лесопромышленные компании и компании, занимающиеся возобновляемыми источниками энергии. Именно на леса и лесные угодья приходится почти половина иностранных инвестиций. В качестве примера приводят две зарубежные компании, занимающиеся производством энергии из возобновляемых источников, – португальскую EDP Renewables и итальянскую Enel Green Power, которые контролируют значительные участки сельскохозяйственных угодий на условиях долгосрочной аренды.
47 EDP Renewables проектирует, строит и эксплуатирует ветряные электростанции и солнечные парки по всей Северной Америке. Компания владеет 53 ветряными электростанциями и пятью солнечными парками в 14 штатах США, а также в Канаде, Мексике и ещё в 12 странах мира. Компания является четвёртым крупнейшим производителем ветровой энергии в мире.
48 Enel Green Power – мультинациональная компания со штаб-квартирой в Риме, имеет филиалы в 27 странах, включая Россию. На её предприятиях вырабатывают электроэнергию из таких возобновляемых источников как солнечный свет, водные потоки, ветер, приливы, геотермальная энергия, а также биотопливо.
49

Китай как страна-инвестор в аграрный сектор США

 

Среди стран, инвестирующих в сельскохозяйственные земли США, особое внимание американского правительства, общественности и научного сообщества привлекает Китай. Эта тема не сходит со страниц газет, ей посвящены многочисленные научных исследования. В стране не прекращаются бурные дебаты по поводу угроз для национальной безопасности США, исходящих от Китая, несмотря на то, что страна в настоящее время находится в третьем десятке по объёму ПИИ в американские сельскохозяйственные земли.

50

Китай производит около четверти мирового объёма сельскохозяйственной продукции. Однако высокая численность населения, превышающая 1,4 млрд человек, ограниченность природных ресурсов для развития сельскохозяйственного производства на фоне растущего спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие на внутреннем рынке способствуют росту их импорта. Сегодня Китай является вторым после США крупнейшим мировым импортёром сельскохозяйственной продукции. По данным ООН, за последние 10 лет её стоимость выросла в 2,6 раза, с 47,7 млрд в 2009 г. до 123,7 млрд долл. в 2018 г. Причём темпы импорта растут так стремительно, что это вызывает обеспокоенность руководства Китая по поводу растущей зависимости страны от импорта8.

8. USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>> (accessed: 16.10.2021).
51

Инвестиционная политика Китая в сфере сельского хозяйства

 

Необходимость удовлетворения высокого и постоянно растущего спроса на аграрную продукцию на внутреннем рынке самой быстрорастущей экономики в мире побудила Китай расширить её производство за счёт инвестирования в сельскохозяйственные земли и агропромышленные компании зарубежных стран для создания там производственно-сбытовых кластеров и последующего экспорта выращенной продукции в Китай. Таким способом Китай диверсифицирует источники импорта продовольствия и одновременно расширяет производство за рубежом тех видов продукции, которые китайские фермеры не могут производить в достаточных объёмах. За последние 20 лет инвестиционная политика Китая эволюционировала, и приоритеты сместились с прямого инвестирования в земли на приобретение зарубежных агропромышленных компаний, создание совместных предприятий и дочерних компаний в сфере сельскохозяйственного производства.

52 Примеров реализации проводимой Китаем инвестиционной политики множество. Среди наиболее крупных инвестиций можно назвать приобретение в 2010–2014 гг. одной из крупнейших пищевых компаний Китая «Брайт Фудс» (Bright Foods) доли в британской компании «Уитабикс» (Weetabix) – производителя зерновых завтраков, за 1,9 млрд долл. и доли в израильской молочной компании «Тнува» (Tnuva) за 2,1 млрд долларов.
53 В 2013 г. частная свиноводческая компания Китая – «Хуанхуэй» (Shuanghui) – приобрела за 7,1 млрд долл. американскую мясоперерабатывающую компанию «Смитфилд фудс» (Smithfield Foods) – крупнейшего в мире переработчика свинины.
54 В 2014–2016 гг. Китайская национальная корпорация КОФКО, которая специализировалась на зерне, растительных маслах и пищевых продуктах (China National Cereals, Oils and Foodstuffs Corporation, COFCO), приобрела две торговые компаний – гонконгскую «Нобл агри» (Noble Agri) и голландскую «Нидера» (Nidera) с общим объёмом инвестиций почти 3 млрд долл. для расширения торговли зерном и другими сырьевыми товарами, их переработки и контроля над логистикой.
55

Специалисты МСХ США проанализировали направления и объёмы китайских инвестиций в сфере сельскохозяйственного производства и пришли к выводу, что половина инвестиционных потоков в 2014 г. приходилась на страны Азии, 15% – на страны Европы, 14% – на Океанию, 12% – Африку, 6% – на страны Латинской Америки и 2% – на Северную Америку. При этом уровень китайских прямых инвестиций в аграрный сектор зарубежных стран за 2009–2016 гг. вырос в 10 раз, до 3,3 млрд долларов9.

9. Fred Gale and Elizabeth Gooch. China’s Agricultural Investment Abroad Is Rising. Amber Waves. April 24, 2018. ERS. USDA. Available at: >>> (accessed: 22.01.2022).
56 Заметим, что Министерство торговли и Министерство сельского хозяйства Китая приводят другие данные. Согласно материалам Министерства торговли, объём китайских прямых инвестиций в аграрный, лесной и рыбный секторы в 2016 г. составил 14,9 млрд долл., по данным МСХ Китая – 26 млрд долл. Расхождения в цифрах возникли из-за того, что МСХ относит к сельскохозяйственным инвестициям приобретение перерабатывающих, торговых, транспортных компаний, работающих с аграрной продукцией. Но оба министерства единодушны в количестве китайских инвесторов. В качестве таковых в 2014 г. выступили более 1300 китайских агропромышленных компаний и предприятий, которые направили свои капиталы в более 100 стран мира, вложив их преимущественно в предприятия пищевой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, в логистические компании, а также в семеноводство.
57

Вместе с тем исследования, проведённые МСХ Китая, выявили низкую эффективность использования приобретённой иностранной собственности. В период 2009–2013 гг. китайские компании использовали только 12,8% сельскохозяйственных земель, купленных за рубежом, а уровень инвестирования составил 5% запланированного из-за непредвиденных препятствий и отсутствия финансовой поддержки со стороны правительства страны. Более того, большинство китайских зарубежных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве имели низкую или отрицательную прибыль, что китайские предприниматели связывают с неопытностью и отсутствием знаний о специфике работы на мировых рынках, нехваткой технического персонала, плохим знанием иностранных языков, проблемами с местной бюрократией, коррупцией, ограничениями на иммиграцию и др.10

10. Ibid.
58

Динамика прямых инвестиций Китая в сельскохозяйственные земли и компании США

 

Инвестируя в сельскохозяйственные угодья США, Китай стремится использовать преимущества аграрного сектора этой страны – богатые земельные ресурсы, лидерство в области аграрных технологий, эффективные методы управления и маркетинга, квалифицированные кадры, которые высоко ценятся во всём мире. Поэтому Китай рассматривает ПИИ не только как средство закрепления на американском рынке, но и как доступ к новейшим технологиям производства и переработки сельскохозяйственной продукции, ноу-хау в области логистики для последующей модернизации сельскохозяйственного сектора Китая. Правительство Китая поддерживает инвесторов, выделяя субсидии на открытие курсов по обучению начинающих предпринимателей, на содержание информационных центров, страхование рисков и модернизацию портов.

59 Однако, несмотря на прилагаемые китайским правительством и деловыми кругами усилия, на долю США приходится лишь 1–2% общего объёма инвестиций Китая в сельское хозяйство зарубежных стран. В списке ведущих стран-инвесторов в сельскохозяйственные земли США Китай находится на 21-ом месте. В его собственности к концу 2020 г. было 142,5 тыс. га земель стоимостью 2,04 млрд долл., 25% из которых составляла пашня, остальное – пастбища, лесные угодья и «другие сельскохозяйственные земли» (к которым американская статистика относит малоценные для сельскохозяйственного использования земли, водно-болотные угодья, непродуктивные леса и т.п.).
60 Данные табл. 4 показывают тенденции и объёмы прямых капиталовложений китайских инвесторов, в число которых входят не только чисто китайские компании, но и американские сельскохозяйственные корпорации с участием китайского капитала. Примечательно, что в последние годы большую часть инвестиций осуществляют именно такие корпорации. Так, в 2020 г. прямые инвестиции Китая в американские сельскохозяйственные земли составили 136,6 млн долл., из которых 130 млн поступили от американских корпораций. Китайские компании, как правило, осуществляют относительно небольшие инвестиции. Например, в 2011 г. два китайских предпринимателя потратили 10 млн долл. на покупку 10 тыс. га в штате Юта, чтобы выращивать люцерну для последующего вывоза в Китай.
61

Таблица 4

Прямые инвестиции Китая в сельскохозяйственные земли США, 1970-2020 гг.

62
Годы Площадь, га Объём инвестиций, млн долл. Штаты, где находятся основные площади
2020 54 203 136,6  
2019 21 0,2  
2018 101 4,5  
2017 171 1,3  
2016 29 7,8  
2015 53 1,2  
2014 677 0,7 Мэн, Флорида
2013 59 792 501,3 Вирджиния, Иллинойс, Колорадо, Миссури, Оклахома, Северная и Южная Каролина, Техас, Юта
2012 971 1,9 Аризона, Мэриленд, Сев. Каролина, Техас
2011 2 384 7,5 Аризона, Вирджиния, Мэриленд, Техас
2010 2 778 4,2 Аризона, Джорджия, Техас
2000–2009 7 400 61,6 Аризона, Вашингтон, Вирджиния, Калифорния, Миссури, Флорида, Техас
1990–1999 14 592 43,6  
1980–1989 8 977 51,5  
1970–1979 2 558 7,7  
Всего 154 707 831,6  

Fred Gale and Elizabeth Gooch. China’s Agricultural Investment Abroad Is Rising. Amber Waves April 24, 2018. ERS. USDA. Available at: >>> (дата обращения 04.03.2022); Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land Through 2014-2020. Tricia Barnes, Mary Estep, Veronica Gray, Catherine Feather and Phil Sronce. Available at: >>> (датаобращения 25.02.2022).

63 Несмотря на то что поток китайских инвестиций в американские земли крайне нестабилен, на протяжении последних 40 лет наблюдается положительная динамика капиталовложений, что свидетельствует о растущей заинтересованности китайских компаний в американском рынке.
64 Китайские инвесторы расширяют своё присутствие в американском аграрном секторе и связанных с ним отраслях, приобретая не только сельхозугодья, но и агропромышленные, торгово-распределительные, пищеперерабатывающие предприятия и компании. Объёмы китайских инвестиций в сельское хозяйство США и количество сделок с каждым годом увеличиваются. Если за 2000–2006 гг. было осуществлено 11 сделок на сумму 8 млн долл., то в последующие 7 лет количество сделок выросло до 15, а объём прямых инвестиций, даже если исключить покупку американского мясоперерабатывающего гиганта «Смитфилд», вырос в 10 раз, до 87 млн долл. В последующие три года тенденция сохранилась – за 2014–2016 гг. Китай осуществил шесть сделок на общую сумму 198 млн долл. (табл.5).
65

Таблица 5

Прямые инвестиции Китая в агропродовольственный сектор США, 2000–2016 гг.

66
Годы Количество сделок Объём инвестиций, млн долл. Штаты
2016 1 15 Айова
2015 2 129 Калифорния, Канзас
2014 3 54 Иллинойс, Индиана, Калифорния
2013 3 7 116 Вирджиния, Калифорния, Флорида
2012 3 19 Вирджиния, Калифорния, Невада
2011 3 17 Калифорния, Техас, Юта
2010 3 31 Айова, Калифорния
2009 0 0  
2008 3 16 Иллинойс, Калифорния (2), Миссури
2007 2 4 Иллинойс, Калифорния
2007–2013 15 7 203  
2000–2006 11 8 Аризона, Калифорния (7), Миссури, Массачусетс, Техас
Всего 34 7 409  

Fred Gale and Elizabeth Gooch. China’s Agricultural Investment Abroad Is Rising Amber Waves April 24, 2018 ERS USDA. Available at: >>> (дата обращения 25.02.2022).

67 В 2013 году китайская фирма «Хуанхуэй» привлекла к себе широкое внимание общественности США, когда приобрела американского гиганта по производству и переработке свинины «Смитфилд фудс» за рекордные 7,1 млрд долларов. Сделка сделала «Хуанхуэй», ныне WH Group Limited, одним из крупнейших иностранных владельцев сельскохозяйственных земель в США, поскольку вместе с компанией она приобрела принадлежащие ей почти 60 тыс. га сельскохозяйственных земель и 50 свиноферм на сумму более 500 млн долл. Сегодня компания имеет 100 дочерних компаний в 32 штатах страны и 8 государствах, на которых занято 63 тыс. рабочих.
68 Следующим крупным сельскохозяйственным проектом стало создание в 2015 г. совместного предприятия между крупнейшей китайской молочной компанией «Йили групп» (Yili Group) и американским кооперативом «Дэари Фармерс оф Америка» (Dairy Farmers of America) для строительства завода по производству сухого молока в штате Канзас.
69 В 2016 г. китайская WH Group купила два элеватора в Огайо (одном из штатов, где законодательно введены ограничения на продажу сельскохозяйственных земель иностранцам). Это позволило компании обходиться без посредников в обеспечении кормовыми ингредиентами свиней компании «Смитфилд». Ещё одна сделка – приобретение китайской агропромышленной компанией «Нью-Хоуп груп» (New Hope Group) 20%-ной доли американской торгово-зерновой компании Lansing Group, что обеспечило доступ к импортным кормам.
70 В 2017 г. китайская национальная химическая корпорация ChemChina приобрела швейцарскую компанию – производителя семян и сельскохозяйственных химикатов «Сингента» (Syngenta) за 43 млрд долл., а вместе с ней 20 американских ферм общей площадью 1,5 тыс. га.
71 На сегодняшний день Китай контролирует через производственные контракты или на правах собственности более 400 американских ферм, ему принадлежат откормочные площадки, 33 перерабатывающих предприятия, торгово-распределительные сети.
72

Тем не менее, уровень китайских активов в агропромышленном секторе США составляет незначительную долю вложений Китая в американскую экономику. Так, за 2000–2016 гг. из общего количества в 1340 инвестиций лишь 34 имели отношение к сельскому, лесному и рыбному хозяйству, а объём инвестиций за этот период составил 7,4 млрд долл., или 6,8% суммарного объёма китайских капиталовложений в экономику страны11.

11. Ibid.
73

И ещё добавим, что хотя расходы Китая в зарубежные сельскохозяйственные предприятия только кажутся большими, они скромны по сравнению с масштабом импорта сельскохозяйственной продукции: в 2016 г. иностранные инвестиции в сельское хозяйство за рубежом составили всего 3% стоимости ввезённой в Китай сельхозпродукции12.

12. USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>> (accessed: 16.10.2021).
74 Несмотря на скромное место Китая в потоке иностранных капиталов в аграрный сектор США и нестабильность его инвестиций, в США нарастает обеспокоенность их ростом и переходом под контроль Китая американских земель, ферм и агропродовольственных компаний. В 2018 г. спецслужбы США заявили, что целенаправленные приобретения Китаем американских фирм представляют собой «беспрецедентную угрозу» для Соединённых Штатов.
75 Споры об американских фермах, находящихся в собственности Китая, происходят на фоне усилий Конгресса и двух последних администраций по сдерживанию экономической зависимости от Китая, особенно в ключевых отраслях, одной из которых, наряду с полупроводниками и добычей полезных ископаемых, является производство пищевых продуктов.
76

Государственный контроль за иностранными инвестициями в сельскохозяйственные земли США

 

В США нет законодательного запрета на зарубежные капиталовложения в сельскохозяйственные земли, но существует система государственно-правового учёта ПИИ и оценки их соответствия интересам национальной безопасности. Основа системы учёта была заложена в 1978 г. с принятием закона «О раскрытии информации об иностранных инвестициях в сельское хозяйство» (Agricultural Foreign Investment Disclosure Act, AFIDA). В соответствии с ним, иностранное физическое или юридическое лицо, которое приобретает, продаёт или инвестирует в сельскохозяйственные угодья, обязано в течение 90 дней представить отчёт о проведённой сделке МСХ США или Агентству сельскохозяйственных услуг (Farm Service Agency) округа, в котором находится земля. В законе определена информация, которую должно предоставить иностранное лицо и даны толкования используемым терминам. Например, сельскохозяйственная земля определена как земельный участок размером не менее 4 га, который может принести доход в размере 1000 долл. в год от сельскохозяйственной деятельности. Участок можно приобрести в собственность или взять в долгосрочную аренду. Отчёт содержит 17 пунктов, которые необходимо раскрыть в том числе местоположение и стоимость земли, источники финансирования, предполагаемое использование приобретённого участка, сведения о владельце, его гражданство и др.

77 Несоблюдение требований закона влечёт за собой гражданско-правовые санкции в отношении иностранного лица и/или юридических лиц, указанных в отчёте, в размере до 25% рыночной стоимости приобретённого участка земли. Отметим, что штрафы применяют редко – последний был наложен в 2014 году.
78 Одновременно закон освобождает от обязанности информирования в случае, если земля имеет обременения (находится в залоге или приобретена по ипотеке), передана в аренду на срок менее 10 лет, имеет право на несельскохозяйственное использование, например, добычу полезных ископаемых.
79 Контролем за операциями по слиянию или поглощению фирм, проверкой соответствия иностранных инвестиций интересам национальной безопасности на федеральном уровне занимается Комитет по иностранным инвестициям США (Committee on Foreign Investment in the United States, CFIUS), созданный в 1975 г. Комитет является межведомственным органом, напрямую подчиняющимся президенту США. Он наделён полномочиями блокировать или налагать ограничительные меры в отношении любой сделки при несоблюдении требований закона. С момента создания Комитета президенты только 5 раз блокировали сделки. Причём ни одна из них не касалась сельского хозяйства.
80

Процесс проверки на соответствие интересам национальной безопасности был значительно реформирован в результате принятия в августе 2018 г. закона «О модернизации оценки рисков иностранных инвестиций» (Foreign Investment Risk Review Modernization ActFIRRMA). Он расширил юрисдикцию Комитета, включив в неё отдельные покупки, договоры долгосрочной аренды, а также прочие инвестиции иностранными лицами в американские активы в определённых ключевых отраслях, включая отрасли, связанные с производством пищевых продуктов. До его принятия проверка сделок на соответствие национальной безопасности носила добровольный характер и применялась только по отношению к тем сделкам, которые угрожали поставить американскую компанию под полный контроль иностранного лица13.

13. Tricia Barnes, Mary Estep, Veronica Gray, Catherine Feather and Phil Sronce. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land through December 31, 2020. Available at: >>> (accessed: 15.01.2022).
81

Для защиты сельскохозяйственного сектора от иностранного контроля посредством инвестиций, приобретений, слияний или соглашений со стороны ряда стран, в первую очередь Китая, в 2021 г. Конгрессом США был одобрен закон «Об ассигнованиях на сельское хозяйство, сельское развитие, Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов и связанных с ними агентств на 2022 год» (Agriculture, Rural Development, Food and Drug Administration, and Related Agencies Appropriations Act, 2022). Этот документ предусматривает финансирование сельскохозяйственных исследований, программ развития фермерских хозяйств, покрытия ущерба от стихийных бедствий и одновременно наделяет министра сельского хозяйства полномочиями блокировать в течение финансового года, то есть до 1 октября 2022 г., любую покупку сельскохозяйственных земель компаниями, полностью или частично контролируемыми правительством Китая, России, Ирана и Северной Кореи. [10]

82

Другой закон HR4502 – «О труде, здравоохранении и социальных услугах, образовании, сельском хозяйстве, развитии сельских районов, энергетике и водоснабжении, финансовых услугах и государственном управлении, внутренних делах, окружающей среде, военном строительстве, делах ветеранов, транспорте, а также об ассигнованиях на жилищное строительство и городское развитие на 2022 г.» (H.R.4502 - Labor, Health and Human Services, Education, Agriculture, Rural Development, Energy and Water Development, Financial Services and General Government, Interior, Environment, Military Construction, Veterans Affairs, Transportation, and Housing and Urban Development Appropriations Act, 2022) требует от МСХ США принять меры по «запрещению покупки» сельскохозяйственных земель «компаниями, полностью или частично принадлежащими Китаю, России, Ирану или Северной Корее». Кроме того, данный документ запрещает участие в программах, финансируемых МСХ США, сельскохозяйственным землям, находящимся в собственности Китая, России, Ирана или Северной Кореи14.

14. AN ACT Making appropriations for the Departments of Labor, Health and Human Services, and Education, and related agencies for the fiscal year ending September 30, 2022, and for other purposes. Available at: >>> (accessed: 25.01.22).
83

По данным МСХ США, в 2019 г. в собственности Китая, России и Ирана в общей сложности находилось менее 220 тыс. га, или 1,3% всех сельскохозяйственных земель, принадлежащих иностранным инвесторам. Причём на Китай приходилась почти вся указанная площадь (99%). Земли в собственности России не превышают 350 га. МСХ США не сообщает о каких-либо иностранных сельскохозяйственных угодьях, принадлежащих Северной Корее15.

15. Renée Johnson Foreign Farmland Ownership in the United States. November 18, 2021. Available at: >>> (accessed: 02.03.2022).
84 На региональном уровне ситуация иная. В законодательстве штатов нет единого подхода к решению вопроса продажи сельскохозяйственных земель иностранным лицам. Обзор законов штатов, проведённый исследователями из Национального центра сельскохозяйственного права Университета штата Арканзас, показал, что ни один штат США не ввёл абсолютный запрет на иностранную земельную собственность. Несколько штатов имеют определённые ограничения, например, на размер земельного участка или срок владения, на владение иностранными корпорациями, на вид использования земель, но большинство штатов приветствуют иностранные инвестиции.
85 Ограничения в виде периодической отчётности и регистрации сделок существуют в Арканзасе, Висконсине, Иллинойсе, Канзасе, Миссури, Мэне, Небраске, Огайо, Северной Каролине.
86 В шести штатах действуют законы, запрещающие иностранное владение сельскохозяйственными угодьями. Это Айова, Гавайи, Миннесота, Миссисипи, Оклахома и Северная Дакота. Правда, законодательство некоторых из них одновременно предусматривает исключения. Например, в штате Айова, который является главным аграрным штатом страны, иностранным физическим и юридическим лицам разрешено владение сельскохозяйственными землями, если они получены по наследству, приняты в обеспечение долга или в качестве взыскания долга (но такие земли необходимо продать в течение 2 лет), приобретены для проведения исследований или экспериментальных работ, для тестирования или производства семян, взяты в аренду (на срок не более 12 лет), если участок земли не превышает 13 га и не будет использоваться для сельскохозяйственных целей. В Миннесоте разрешено продавать земли иностранным лицам под ветрогенераторы, а также для проведения исследовательских работ и экспериментов. В Оклахоме разрешено владение или приобретение земли иностранными корпорациями при условии, что эти корпорации учреждены в соответствии с законами штата.
87

Подобные исключения позволяют иностранным компаниям расширять свои землевладения. В результате, по состоянию на 31 декабря 2020 г. суммарная площадь сельскохозяйственных земель в иностранной собственности в названных шести штатах составила 634 тыс. га, что на 20% больше, чем в 2019 г. Рост площадей обеспечили преимущественно два штата: Оклахома – почти 60% прироста и Айова – треть16.

16. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land Through December 31, 2020. Farm Service Agency and Farm Production and Conservation Business Center. USDA. Available at: >>> (accessed: 11.02.2022); 2020_afida_annual_report.pdf (accessed: 11.02.2022).
88

Заключение

 

Таким образом, сельскохозяйственные земли, находящиеся в собственности иностранных инвесторов или взятые в долгосрочную аренду, составляют всего 2,9% частных сельскохозяйственных земель США. Однако данный объект недвижимости по-прежнему привлекает внимание зарубежных инвесторов. Поток ПИИ растёт, особенно интенсивно – последние пять лет.

89 Почти половина зарубежных землевладений в США приходится на лесные угодья, капиталовложения в которые поступают преимущественно от «зелёных» энергетических и лесопромышленных компаний. В последние годы наблюдается смещение приоритетов иностранных инвесторов на пахотные земли, что в значительной степени обусловлено опережающим ростом цен на эту категорию земель в США, общемировым трендом роста цен на продовольствие, что подогревает ожидания инвесторов получения более высокой прибыли.
90 Иностранные инвестиции поступают во все без исключения штаты, но треть сельскохозяйственных земель сосредоточена в 5 штатах – Техасе, Мэне, Алабаме, Колорадо и Вашингтоне. Ведущее положение среди стран-инвесторов занимают Канада, Нидерланды, Италия, Великобритания и Германия, на которые приходится более 60% объёма ПИИ в сельскохозяйственные земли США.
91 США приветствуют приток иностранного капитала в аграрную отрасль, но, опасаясь усиления контроля иностранных инвесторов над американской собственностью, законодательно регулируют и ограничивают его потоки. Ограничения касаются в первую очередь Китая, который продолжает расширять своё присутствие на американском рынке, скупая сельскохозяйственные угодья, приобретая крупные агропредприятия, что, по мнению правительства и администрации США, может поставить под угрозу продовольственную и национальную безопасность страны.
92 По мнению специалистов, ПИИ в сельскохозяйственные земли США продолжат рост на фоне усиления нестабильности геополитический и экономической ситуации и связанной с этим перспективы обострения мировой продовольственной проблемы, роста цен на сельскохозяйственные земли в условиях ограниченности их ресурсов в мире.

References

1. Supyan V.B. Strategiya Dzh. Bajdena: vozvraschenie «bol'shogo gosudarstva». SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2021, № 7, s. 5–18. DOI: 10.31857/S268667300015570-7

2. Land Values 2021 Summary (August 2021). USDA. National Agricultural Statistics Service. Available at: https://www.nass.usda.gov/Publications/Todays_Reports/reports/land0821.pdf (accessed: 15.01.2022).

3. Brian Boyce. Much U.S. farmland is foreign-held, but what are the intentions. AGDAILY. July 28, 2017. Available at: https://www.agdaily.com/insights/not-just-u-s-farmland-foreign-held-whats-intentions/ (accessed: 09.12.2021).

4. Renée Johnson Foreign Farmland Ownership in the United States. November 18, 2021. Available at: https://crsreports.congress.gov/IF11917.pdf (accessed: 02.02.2022)

5. Korotkikh A.A. Proizvodstvo i ispol'zovanie ehnergii v fermerskikh khozyajstvakh SShA. Zhurnal SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2020, № 7, s. 94–112. DOI: 10.31857/S268667300010137-0

6. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land Through December 31, 2020. Farm Service Agency and Farm Production and Conservation Business Center. USDA. Available at: 2020_afida_annual_report.pdf (usda.gov) (accessed: 20.12.2021).

7. Tricia Barnes, Mary Estep, Veronica Gray, Catherine Feather and Phil Sronce. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land through December 31, 2020. Available at: https://www.fsa.usda.gov/Assets/USDA-FSA-Public/usdafiles/EPAS/PDF/2020_afida_annual_report.pdf (accessed: 11.02.2022).

8. USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: https://apps.fas.usda.gov/gats/ExpressQuery1.aspx (accessed: 16.10.2021).

9. Fred Gale and Elizabeth Gooch. China’s Agricultural Investment Abroad Is Rising. Amber Waves. April 24, 2018. ERS. USDA. Available at: https://www.ers.usda.gov/amber-waves/2018/april/china-s-agricultural-investment-abroad-is-rising/ (accessed: 22.01.2022).

10. Ibid.

11. Ibid.

12. USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: https://apps.fas.usda.gov/gats/ExpressQuery1.aspx (accessed: 16.10.2021).

13. Tricia Barnes, Mary Estep, Veronica Gray, Catherine Feather and Phil Sronce. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land through December 31, 2020. Available at: https://www.fsa.usda.gov/Assets/USDA-FSA-Public/usdafiles/EPAS/PDF/2020_afida_annual_report.pdf (accessed: 15.01.2022).

14. AN ACT Making appropriations for the Departments of Labor, Health and Human Services, and Education, and related agencies for the fiscal year ending September 30, 2022, and for other purposes. Available at: https://www.appropriations.senate.gov/news/majority/summary-agriculture-rural-development-food-and-drug-administration-and-related-agencies-appropriations-act-2022 (accessed: 25.01.22).

15. Renée Johnson Foreign Farmland Ownership in the United States. November 18, 2021. Available at: https://crsreports.congress.gov/IF11977.pdf (accessed: 02.03.2022).

16. Foreign Holdings of U.S. Agricultural Land Through December 31, 2020. Farm Service Agency and Farm Production and Conservation Business Center. USDA. Available at: https://www.fsa.usda.gov/Assets/USDA-FSA-Public/usdafiles/EPAS/PDF/ (accessed: 11.02.2022); 2020_afida_annual_report.pdf (accessed: 11.02.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate