The Biden administration in search of a new balance for US policy in the Middle East
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Biden administration in search of a new balance for US policy in the Middle East
Annotation
PII
S207054760019808-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikolay Bobkin 
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

When taking office, the Biden administration made it clear that the Middle East would largely recede into the background on its foreign policy agenda. However, it is not yet clear to America's partners in the region what this means in practice, American actions do not seem to coincide with intentions. This study analyzes the background information for understanding US Middle East policy from the first year of the Biden presidency. Benchmarking was used to assess differences in the approaches of the Trump administration and the current US government towards the Middle East. Biden's priorities are determined in resolving current conflicts in Palestine, Syria and Yemen, and the US position on the renewal of the nuclear agreement with Iran is analyzed. Biden is said to have failed to deliver on his promises to the Palestinians, is pursuing ambiguous policies in Syria, is not consistently pushing for an end to the war in Yemen, and is pushing hard to get back to the Iran nuclear deal. Given these considerations, it is concluded that Biden will avoid military intervention in the Middle East, which could send a signal to America's adversaries that they have the opportunity to expand their influence in the region.

Keywords
Middle East, D. Biden administration, Iranian nuclear program, Palestine, Israel, Syria, war in Yemen, Saudi Arabia
Received
21.02.2022
Date of publication
22.04.2022
Number of purchasers
0
Views
211
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Внешняя политика США в отношении Ближнего Востока всегда определялась как внутренней политикой и американской самоидентификацией, так и различными концепциями стратегических интересов. Тем не менее, подход Байдена к этому региону по ряду вопросов отличается от подхода администрации Трампа.

2 В последние годы широкий круг политиков, учёных и обширные слои американской общественности стали глубоко обеспокоены высокими экономическими и человеческими издержками интервенций США на Ближнем Востоке. Они утверждают, что чрезмерно милитаризованный подход Америки не принёс стабильности и мира в регион.
3 Многие также предполагают, что давние национальные интересы США, такие как поток нефти и безопасность Израиля, похоже, больше не находятся под угрозой, в то время как многие цели США, такие как решение о создании двух государств для Израиля и палестинцев, сдерживание влияния Ирана и ликвидация терроризма, больше не выглядят достижимыми.
4

В результате администрации Байдена с первых дней президентства пришлось сосредоточиться на вопросах о том, насколько США должны уменьшить свою долю на Ближнем Востоке и насколько высоко они должны установить планку для вмешательства1.

1. Hazbun Waleed. Reimagining US Engagement with a Turbulent Middle East. Spring 2020. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
5

Байден корректирует стратегию США на Ближнем Востоке

 

Менее чем через три месяца после инаугурации новая администрация в общих чертах определила свой будущий курс. 3 марта 2021 г. администрация выпустила «Временное стратегическое руководство по национальной безопасности»2, чтобы передать видение президента Байдена того, как Америка будет взаимодействовать с миром, а также дать рекомендации департаментам и агентствам согласовать свои действия, поскольку администрация начинает работу над Стратегией национальной безопасности.

2. Interim National Security Strategic Guidance March 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
6 Документ охватывает достаточно вопросов обороны и внешней политики, чтобы дать хорошее представление о том, куда намерена двигаться администрация Дж. Байдена. Однако в этом стратегическом руководстве Ближнему Востоку уделено мало внимания, администрация изложила лишь некоторые важные точки отсчёта в отношении региона.
7 В частности, говорится о твёрдой поддержке Израиля со стороны США в сфере безопасности, но при этом подтверждается интерес США к решению израильско-палестинского конфликта на основе сосуществования двух государств. Признаётся иранская угроза региону и обещается «правильный размер» военного присутствия США в Персидском заливе.
8

Первые месяцы Байдена у власти были отмечены тем, что эксперты называют пассивной ближневосточной политикой, сосредоточенной больше на управлении статус-кво, чем на разрешении крупных конфликтов. Аналитики говорят, что в условиях, когда пандемия всё ещё в самом разгаре, внешнеполитический поворот к соперничеству с Китаем, растущая обеспокоенность по поводу позиции России в Восточной Европе и последствия хаотичного ухода США из Афганистана, Байдену, похоже, не хватает «широты» и воли проводить трансформационную политику на Ближнем Востоке3.

3. Russell Richard L. Commentary on the Biden administration’s “Interim National Security Strategic Guidance”. Defense University in Washington, D.C., the NESA Center. March 17, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
9

Хотя Байден и чиновники его администрации часто ссылаются на важность продвижения прав человека и демократии, они придерживаются прагматичного подхода к региону, не уделяя особого внимания этим вопросам. Преобладает мнение, что команда Байдена следует стратегии «безжалостного прагматизма» по отношению к Ближнему Востоку, сконцентрировавшись на обеспечении интересов США в регионе, исходя из ограниченности ресурсов4.

4. Karcic Hamza. What is Biden administration’s strategic outlook? April 20, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
10

Байден сосредоточился конкретно на том, чего США могут разумно достичь в регионе с ограниченными затратами. Бретт Макгерк, координатор Совета национальной безопасности по Ближнему Востоку, объясняет, что США по-прежнему привержены участию на Ближнем Востоке, но администрация Байдена отвергает «максималистские» цели трёх последних президентов. Он описал план «возврата к основам» в регионе, сосредоточив внимание на альянсах, «разумной стратегии», «чётких целях» и «ограниченной базе ресурсов». Администрация специально отвергла концепцию «смены режима»5.

5. Anderson Kerry Boyd. Will Biden be able to pursue his Middle East policies? February 01, 2022. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
11 В дополнение к стратегическому подходу у администрации есть конкретные политические цели на 2022 г. К ним относятся помощь иракским вооружённым силам и сохранение небольшого военного присутствия США в Сирии для предотвращения возрождения ИГИЛ. Белый дом поддерживает «Соглашения Авраама», инициированные администрацией Дональда Трампа, и надеется способствовать нормализации отношений между Израилем и другими арабскими государствами.
12

Восстановление ядерной сделки с Ираном

 

Самым принципиальным изменением в ближневосточной политике Соединённых Штатов многие аналитики называют возвращение администрации Байдена к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД)6.

6. Joint Comprehensive Plan of Action. Vienna, 14 July 2015 // US Department of State. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
13 Байден предполагал, что жесты доброй воли и активные уступки приведут Тегеран к столу переговоров. Действительно, несмотря на большие разногласия, и американское, и иранское руководство проявляли заинтересованность в возвращении к СВПД.
14

Вместе с тем, политика администрации США в отношении Ирана, наряду со сдерживанием распространения ядерного оружия, предусматривала решение других вопросов, таких как региональная стратегия Тегерана и его программы по баллистическим ракетам7.

7. Secretary Antony J. Blinken at a Press Availability. May 25, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
15

Подобная смешанная политика Белого дома в отношении Тегерана связана с тем, что администрация Байдена пыталась не допустить ухудшения отношений со своими региональными союзниками, такими как Израиль, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), которые по-прежнему рассматривают Иран как угрозу. Аналитики признают этот смешанный подход Байдена во многом похожим на подход Трампа, который выступал за всеобщие санкции с оговоркой, что они разработаны для того, чтобы извлечь максимальную выгоду из потенциальных будущих переговоров с Ираном8.

8. Ruggiero Anthony. Iran nuclear talks are restarting, but they’re pointless: Biden needs a bipartisan strategy. November 22, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
16

Однако в администрации Байдена не было понимания, насколько восприимчивым остаётся руководство Ирана к пересмотру переговоров с мировыми державами после ухода президента Трампа. Тегеран выдвинул условие, чтобы США сначала сняли санкции и предоставили гарантии того, что будущая администрация не откажется от возобновлённого соглашения9.

9. Guaranteeing permanent removal of sanction prerequisite for U.S. return to JCPOA. January 26, 2022. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
17

При этом большая проблема для президента Байдена заключается в том, что иранские лидеры, похоже, понимают рычаги влияния лучше, чем он. Иранская непримиримость становится всё более жёсткой, Тегеран расширил свою программу обогащения урана, чтобы приблизиться к оружейному уровню, при этом большая часть его ядерной эскалации произошла после избрания Байдена. После восьми раундов непрямых переговоров в Вене, которые начались в апреле 2021 г., сторонам так и не удалось найти формулу, которая удовлетворила бы и США, и Иран10.

10. Liechtenstein Stephanie. Iran nuclear talks resume, but time is running out to strike a deal. January 03, 2022. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
18 В настоящее время страны зациклены на вопросе снятия санкций, а Тегеран продолжает обогащать уран. Правительство Ирана по-прежнему отказывается вести прямые переговоры с Вашингтоном. Это означает, что европейским участникам СВДП приходится продолжать дипломатическое посредничество между ними. То, что США и Иран не разговаривают напрямую в Вене, не облегчает ситуацию.
19

Во многом переговоры носят технический характер, поскольку необходимо определить шаги, которые вернут ядерную программу Ирана туда, где она была в 2015 г.11 По некоторым вопросам уже есть решения. С другими – сложнее. Например, одним из способов избавиться от избыточного ядерного материала Ирана может быть отправка его в Россию. Это потребует времени, но оно осуществимо и уже делалось в прошлом. Что гораздо сложнее и до сих пор не согласовано, так это то, как поступить со многими современными, более эффективными и мощными центрифугами, которые Иран установил на обоих своих основных заводах в Фордо и Натанзе. Иран обогащает уран до 60%, что близко к оружейному. В соответствии с СВПД Ирану было разрешено обогащать уран до 3,67% с помощью ограниченного количества своих центрифуг первого поколения.

11. Lynch Colum. How Close Is Iran to Getting a Nuclear Weapon? January 10, 2022. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
20

Некоторые страны хотят, чтобы Иран уничтожил свои передовые центрифуги, но Иран предпочитает сохранить их. Одним из ключевых аспектов этой дискуссии является роль МАГАТЭ, которому поручено проверять, соблюдает ли Иран свои ядерные обязательства. Инспекторы МАГАТЭ регулярно посещают ядерные объекты Ирана, хотя в последние месяцы Тегеран жёстко ограничивает их доступ12.

12. IAEA and Iran: Chronology of Key Events. December 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
21 Хотя проверка ядерной стороны сделки осуществляется МАГАТЭ, нет никакого соответствующего органа, который занимается санкциями. Поэтому участники переговоров должны договориться о том, как это можно сделать. Это одна из самых неотложных проблем, которую необходимо решить для обеспечения начала переговоров. Поскольку США в одностороннем порядке вышли из сделки, именно Вашингтону, вероятно, придётся сделать первый шаг и снять некоторые санкции, прежде чем Тегеран примет меры по сокращению своей ядерной программы.
22 Вопрос гарантий со стороны США также остаётся нерешённым. Тегеран неоднократно публично заявлял, что он хочет, чтобы Вашингтон предоставил юридические гарантии того, что США больше не выйдут из сделки, если она будет восстановлена. Но такую юридическую гарантию предоставить президент Байден не может. Он уже сейчас, на этапе переговоров, борется с глубоко расколотым Конгрессом, к тому же и некоторые демократы скептически относятся к его дипломатии в отношении Ирана, в частности, председатель Сената по международным отношениям Боб Менендес).
23

Тем временем более 30 республиканцев в Сенате во главе с сенатором Тедом Крузом направили Байдену письмо с требованием дать им право голоса по вопросу о том, присоединятся ли США к ядерной сделке. «Мы подтверждаем наше мнение о том, что любое соглашение с Ираном относительно его ядерной программы настолько серьёзно для национальной безопасности США, что по определению это договор требует консультаций и согласия Сената», – написали они13.

13. United States Senate. President Joseph R. Biden. February 07, 2022. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
24

Бретт МакГерк, координатор Совета национальной безопасности Белого дома по Ближнему Востоку допускает реальную вероятность того, что «эти переговоры могут очень скоро провалиться». Об этом он заявил, выступая на мероприятии, организованном Фондом Карнеги за международный мир14.

14. Carnegie Connects: A Conversation with Brett McGurk. January 27, 2022. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
25

Иранские официальные лица в последнее время делали более оптимистичные заявления, в том числе, не исключая прямых переговоров с США в какой-то момент в будущем. Иранский президент Эбрагим Раиси полагает, что «если стороны готовы снять репрессивные санкции, есть место для любого соглашения»15. Однако пока нет конкретных признаков» для прямых американо-иранских переговоров, даже если их нельзя исключать в будущем.

15. Iran president discusses Vienna talks with French counterpart. January 30, 2022. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
26

С другой стороны, по мнению иранской стороны, трудности на переговорах во многом были связаны с игнорированием США нескольких ключевых вопросов, которые считаются в Тегеране решающими для возрождения ядерной сделки. Вашингтон не соглашается с требованием Ирана проверить экономические последствия отмены санкций США и предоставить гарантии возобновления международной торговли для Ирана. Эти вопросы требуют политических решений в Вашингтоне16.

16. Vienna talks at risk of impasse due to U.S. intransigence. January 24, 2022. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
27

Обещания Байдена палестинцам - год разочарования

 

У палестинцев есть основания полагать, что они предотвратили катастрофу с избранием Байдена. Администрация Д. Трампа на второй срок продолжала бы серьёзно бросать вызов палестинскому национальному движению и ставить под угрозу само существование Палестины. Байден обещал проводить политику, основанную на равной ценности жизни палестинцев и израильтян. Так утверждалось в программе «Джо Байден и арабо-арабское сообщество: план партнёрства»17.

17. Joe Biden and the arab-american community: a plan for partnership. April, 2020. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022)
28 Байден следующим образом изложил свой подход к палестино-израильскому конфликту:
29

- работать над тем, чтобы «палестинцы и израильтяне в равной степени пользовались свободой, безопасностью, процветанием и демократией»;

- политика будет основываться на приверженности решению на основе двух государств, «при котором Израиль и будущее жизнеспособное государство Палестина будут жить вместе в условиях мира, безопасности и взаимного признания».

- выступать против любых односторонних шагов любой из сторон, которые подрывают решение о двух государствах;

- выступать против аннексии и расширения поселений и «выступать против обоих в качестве президента»;

- предпринять «немедленные шаги для восстановления экономической и гуманитарной помощи палестинскому народу в соответствии с законодательством США, включая помощь беженцам, работу по урегулированию продолжающегося гуманитарного кризиса в Газе»;

- вновь открыть консульство США в Восточном Иерусалиме;

- работать над возобновлением миссии ООП в Вашингтоне.

30

Год спустя даже беглый взгляд на этот список показывает, что, за исключением твёрдой позиции против аннексии и расширения поселений, администрация Байдена не продвинулась в выполнении обещаний. Так, к примеру, оценил первый год президентства Байдена президент Арабско-американского института Джеймс Зогби18.

18. Zogby James. Biden’s Pledges to Palestinians - a Year of Disappointment. January 24, 2022. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022)
31

Помощь, которую США предложили палестинцам19, хотя и приветствовалась, составила 360 млн долл. – незначительная сумма по сравнению с ежегодной помощью Израиля в 3,8 млрд долларов.

19. U.S. Assistance for the Palestinian People. Antony J. Blinken, Secretary of State. May 26, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
32

Президент Байден и госсекретарь Блинкен неоднократно указывали, что решение о создании двух государств – единственный способ разрешить конфликт. Хотя план Трампа, в конечном счёте тоже склонялся к созданию двух государств, он далеко отклонялся от концепции, давно принятой международным сообществом. Администрация Байдена склоняется к более традиционному пониманию двух государств20.

20. The Declaration of Principles on Interim Self-Government Arrangements signed by Israel and the Palestine Liberation Organization (PLO) in 1993. Available at: >>>  (accessed: 15.02.2022).
33

За последний год положение палестинцев на оккупированных территориях заметно ухудшилось. Война в секторе Газа21, которая была спровоцирована действиями Израиля, угрожающими изменить статус-кво на Храмовой горе, и усилиями по выселению палестинцев из их домов в Иерусалиме, привела к гибели более 200 палестинцев.

21. After a Dramatic Year, What’s Next for Israelis and Palestinians? By FP Editors. December 20, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
34

После объявления о прекращении огня в секторе Газа Байден заявил, что разговаривал с премьер-министром Нетаньяху 6 раз за несколько дней. Этот подход был менее заметным, чем действия США в 2012 и 2014 гг., когда администрация Обамы направила в регион госсекретарей Клинтон и Керри соответственно, чтобы попытаться добиться прекращения огня. Тем не менее, его позиция знаменует собой отход от дружественного подхода администрации Трампа к Израилю. Действительно, бывший посол США в Израиле Дэвид Фридман сказал, что «администрация Трампа предоставила бы Израилю свободу действий для самозащиты»22.

22. Former Ambassador David Friedman: Trump administration would have given Israel free reign to defend itself. February 10, 2022. Available at: >>>  (accessed: 15.02.2022).
35

Администрация Байдена считает поселенческую деятельность и аннексию односторонними действиями, подрывающими перспективу решения на основе двух государств. Однако новое правительство Израиля объявило о планах значительно увеличить количество единиц жилья в поселениях на оккупированных землях и легализовало ряд ранее несанкционированных поселений23. Эти меры соответствуют прежней стратегии премьера Нетаньяху и ведут к дальнейшему укреплению израильского контроля над территориями с целью сделать невозможным создание жизнеспособного независимого палестинского государства.

23. Lis Jonathan and Shezaf Hagar. Israel Advances Thousands of Settlement Homes Despite Harsh U.S. Rebuke. October 27, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
36

Госсекретарь США Энтони Блинкен призвал отменить эти планы, предупредив, что, если Израиль продвинет поселения, это решение будет встречено резкой реакцией со стороны Америки. Однако планы Израиля утвердить и продвигать 1300 единиц жилья в палестинских городах и деревнях в зоне Западного берега, находящейся под полным контролем Израиля, были приняты. Это самое большое количество единиц жилья, которые Израиль предложил палестинцам за последние десять лет24.

24. Shezaf Hagar and Lis Jonathan. Israel Might Okay Twice as Many West Bank Housing Units for Jews as for Palestinians. October 22, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
37

Спустя год своего президентства Байден не смог выполнить своё обещание вновь открыть консульство для палестинцев в Иерусалиме. Открытие генерального консульства в Иерусалиме, которое в основном обслуживает палестинцев, рассматривалось его администрацией25, как шаг, который восстанавливает связи с палестинцами, статус которых был понижен администрацией Трампа.

25. Blinken announces US plans to reopen Jerusalem consulate. May 25, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
38

Израиль выступил против американского предложения вновь открыть консульство, что, по оценкам аналитиков, является демонстрацией неповиновения плану Байдена. Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет заявил в Кнессете, что его правительство стремится «снять этот вопрос с обсуждения». Вопреки решению администрации Байдена израильское руководство продолжает настаивать, что «Иерусалим – столица одного государства, Государства Израиль»26.

26. Israel warns US over plan to reopen Jerusalem consulate. September 01, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
39

Администрация Байдена не верит, что израильско-палестинские переговоры сейчас возможны. Блинкен разделил следующие шаги администрации по конфликту на три чётких последовательных этапа, которые должны были предшествовать любым усилиям по возвращению сторон за стол переговоров27:

27. Secretary Antony J. Blinken at a Press Availability. May 25, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
40

- сосредоточьтесь на гуманитарных и неотложных потребностях в восстановлении сектора Газа;

- реагируйте на действия Израиля и Палестины, которые снизят напряжённость и сведут к минимуму или предотвратят возобновление насилия;

- опирайтесь на предыдущие шаги, чтобы со временем улучшить жизнь людей и добавить чувство достоинства и надежды.

41 Таким образом, подход Байдена к израильско-палестинскому вопросу гораздо более осмотрителен, чем у его предшественника. Его администрация отдаёт приоритет предотвращению политического риска, а не прогрессу в реализации всеобъемлющей политической программы. Эта политика направлена на достижение лишь скромных успехов на местах. Такой подход вряд ли приведёт к значительным результатам.
42

Кроме того, аналитики отмечают, что Байден сохранил некоторые из самых противоречивых решений Трампа, особенно в отношении Израиля. В частности, он решил сохранить посольство США в Иерусалиме28 и не отменил признание Трампом претензий Израиля на суверенитет над оккупированными сирийскими Голанскими высотами.

28. US to keep embassy in Jerusalem: Biden’s top diplomat. January 20, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
43

Нынешняя администрация также полностью поддержала усилия Трампа по нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами29. Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Марокко и Судан договорились установить дипломатические отношения с Израилем в прошлом году в рамках «Соглашений Авраама», подписанных при посредничестве Трампа.

29. US will continue to encourage normalisation with Israel: Blinken. September 17, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
44

Безопасность Израиля остаётся главным приоритетом для администрации Байдена. «Основной, фундаментальный принцип для президента Байдена, как он часто говорит: если бы Израиля не существовало, нам пришлось бы его изобрести. И безопасность Израиля прежде всего в его и наших мыслях»30.

30. Ward Alex. Why isn’t Biden pushing Israel harder? May 20, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
45

Двусмысленность политики Байдена в отношении Сирии

 

Во время своей президентской кампании Джо Байден пообещал подтвердить американское лидерство в разрешении кризиса в Сирии. По прошествии одиннадцати лет сирийский конфликт превратился в серьёзную проблему международной безопасности. То, что началось в 2011 г. как народное восстание против правления Башара Асада, переросло в региональный конфликт, в котором принимают участие Россия, Иран, Турция, США и Израиль. При этом гражданская война между сирийскими политическими группировками не показывает никаких признаков разрешения.

46

К началу 2022 г. страна де-факто разделена на три зоны: остатки государства, управляемого Асадом, в котором проживает около 10 млн сирийцев; де-факто турецкий протекторат территорий на северо-западе, удерживаемых оппозицией, с населением около пяти млн сирийцев; и де-факто протекторат США на северо-востоке, где около четырёх млн сирийцев находятся под контролем возглавляемых курдами сирийских демократических сил31.

31. Rayburn Joel D. The Biden Administration’s Syria Policy: A Forecast for War. December 07, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
47

Байден не делал публичных заявлений о Сирии, которые обязывали бы его к определённой политике, вызывая вопросы о том, как его администрация, вероятно, будет вести себя со страной, которая приближается к концу целого десятилетия гражданской войны. В первые месяцы пребывания у власти его администрация подходила к Дамаску с особой осторожностью, которую в экспертной среде часто называли «пренебрежением»32.

32. Jeffrey James. A Deal Is Still Possible in Syria. December 13, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
48 В частности, указывалось, что администрация Байдена не назначала посланника по Сирии, отказывалась принимать представителей сирийской оппозиции и не реагировала на нарушение антисирийских санкций арабскими государствами. Лишь спустя 10 месяцев президентства Байдена, в конце сентября 2021 г., его администрация вернулась к сирийской политике.
49

20 сентября 2021 г. Итан А. Голдрич приступил к работе в качестве заместителя помощника государственного секретаря по делам Ближнего Востока, отвечая за политику в отношении Сирии и Ливана33. В первые дни его пребывания в должности в Госдепартаменте были проведены переговоры с делегацией антиасадовской коалиции, которая находится за границей, и её представители не избираются сирийским народом. Сирийцев сопровождали сотрудники американского Института Ближнего Востока, что дало повод назвать это мероприятие консультациями нового помощника государственного секретаря по делам Ближнего Востока34.

33. Ethan A. Goldrich deputy assistant secretary bureau of Near Eastern affairs. September 20, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).

34. Ward Alexander and Forgey Quint. Syrian opposition leaders plead for Biden’s help. October, 01. 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
50 На этой встрече конкретные решения не принимались, Итан А. Голдрич пообещал проводить политику в отношении режима Асада, которая будет определяться тремя «нет»: «Никакой нормализации, никакой отмены, отступления или сокращения санкций, и никаких денег на реконструкцию, пока не будет найдено политическое решение». Президент Байден публично не подтвердил эти три «нет». Американские заверения расходятся с реальной политикой, в частности, в отношении санкций против Сирии.
51 В то время как Сенат США не отменил санкции против режима Асада, администрация Байдена, похоже, готова предоставить исключения и освободить от них ряд международных организаций и иностранных государств. В качестве примеров можно привести решение Интерпола разрешить режиму Асада присоединиться к его сети, дипломатические контакты и экономические сделки ОАЭ с правительством Сирии, а также растущую нормализацию отношения Дамаска с Иорданией.
52

США не возражали против возобновления поставок природного газа из Египта в Ливан по Арабскому газопроводу, который тянется из Египта через Иорданию и Сирию в Ливан. Реализация проекта осложняется санкциями США против сирийского правительства, однако Вашингтон по просьбе Ливана предоставил исключение. План является частью поддерживаемых США усилий по решению проблемы нехватки электроэнергии в Ливане35.

35. Lebanon to get Egyptian gas via Syria in plan to ease crisis. September 08, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
53

По этому вопросу есть разногласия между Госдепартаментом США и Советом национальной безопасности, в котором предлагают воспротивиться новому региональному проекту газопровода. Вместо того чтобы угрожать санкциями или рассматривать альтернативные способы оказания помощи Ливану, должностные лица администрации в частном порядке защищали проект. Эксперты полагают, что в дополнение к пополнению казны Асада, проект может также подорвать более широкие цели США36.

36. . Rogin Josh. One year in, what is Biden’s real Syria strategy? No one knows. December 23, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
54

Законодатели США призывают Байдена предотвратить нормализацию арабских отношений с Сирией. Двухпартийная группа американских законодателей направила президенту Байдену письмо, в котором содержится призыв к администрации провести брифинг по её политике в отношении Сирии37. Они также выразили обеспокоенность тем, что ряд союзников Вашингтона на Ближнем Востоке продолжает нормализовать отношения с Асадом без каких-либо значимых противодействий со стороны США.

37. US lawmakers urge Biden to prevent Arab normalization with Syria. January 22, 2022. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
55 Складывается мнение, что этот сдвиг в политике США является отражением понимания администрацией Байдена сложившейся ситуации в Сирии. Не признавая правительство Асада, Вашингтон не может не учитывать, что при поддержке России и Ирана Дамаск успешно противостоит восстанию в течение десяти лет. Пока правительство Асада не контролирует всю страну, но оппозиция стала намного слабее, чтобы проводить операции по возвращению территорий. По мере продолжения боевых действий у противников Асада шансов выиграть эту войну становится всё меньше.
56 Что касается военной операции Америки в Сирии, то она не претерпела изменений, и есть признаки, что тысячи американских военнослужащих останутся в стране в обозримом будущем. Администрация Байдена не планирует вносить какие-либо изменения в численность американского военного контингента.
57 Объясняется это тем, что основной маршрут доступа к американским силам на северо-востоке Сирии пролегает через границу с Ираком. В Министерстве обороны говорят о том, что вывод войск из Ирака может негативно повлиять на сирийскую военную миссию США, забывая, что Конгресс никогда не санкционировал отправку американских войск в Сирию с какой-либо целью, не говоря уже о поддержке курдских сепаратистов в этой стране. Тем не менее, курды стали важнейшими союзниками США, получившими право на военную поддержку Вашингтона.
58

Американские сторонники курдов в Сирии настаивают, что обязательство теперь существует и должно быть выполнено. В нынешней администрации эта политика вряд ли изменится. Высказывается предположение, что Джо Байден может стать самым прокурдским президентом США за всю историю38.

38. Erdemir Aykan and Kowalski Philip. Joe Biden Will Be America’s Most Pro-Kurdish President. August 16, 2020. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
59

Политика Байдена в Йемене рискует иметь неприятные последствия

 

Начиная с лета 2015 г. Соединённые Штаты активно помогали военной интервенции Саудовской Аравии и её союзников по Персидскому заливу, особенно ОАЭ, против повстанческой группировки хуситов, получившей поддержку Ирана. Когда Мохаммед бин Салман, тогдашний министр обороны Саудовской Аравии, начал военную интервенцию в Йемене, Барак Обама решил оказать ему помощь, чтобы смягчить критику Эр-Риядом ядерной сделки с Ираном39.

39. Zenko Micah. Obama’s War of Choice: Supporting the Saudi-led Air War in Yemen. September 25, 2015. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
60

США взяли на себя это обязательство, не понимая, чего пытается достичь коалиция во главе с Саудовской Аравией. Генерал Ллойд Остин, командующий Центральным командованием США (ЦЕНТКОМ), заявил в марте 2015 г.: «В настоящее время я не знаю конкретных целей и задач саудовской кампании, и мне нужно знать это, чтобы иметь возможность оценить вероятность успеха» Он добавил, что с ним просто связался начальник обороны Саудовской Аравии за несколько часов до начала операции40.

40. Statement of general Lloyd J. Austin III commander U.S. Central Command before the Senate armed services committee on the posture of U.S. Central Command. March 26, 2015. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
61 Вооружённые силы США заправляли военные самолёты коалиции и предоставляли силам Саудовской Аравии и ОАЭ разведывательную информацию, тем самым помогая этим странам вести войну. Критики в США требовали от администраций Обамы и Трампа прекратить американское участие в этой войне. Их усилия не увенчались успехом.
62

Байден 4 февраля 2021 г. в своей внешнеполитической речи «Место Америки в мире» объявил о трёх решениях, касающихся политики его администрации в отношении войны в Йемене: прекращение всякой поддержки наступательных операций, включая продажу оружия, поддержка США мирной инициативы под руководством ООН и назначение дипломата-ветерана Тима Лендеркинга специальным посланником в Йемен. «Эта война должна закончиться, и, чтобы подчеркнуть нашу приверженность, мы прекращаем всю американскую поддержку наступательных операций в войне в Йемене, включая соответствующие продажи оружия», – заявил Байден41.

41. Remarks by President Biden on America’s Place in the World. February 04, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
63

В экспертной среде преобладает мнение, что такая позиция Байдена в отношении Йемена не являются отходом от политики предыдущих администраций, а направлена на медленный переход США от прямой поддержки одной из противоборствующих сторон к поиску роли посредника в разрешении конфликта42. По сути, при Байдене Соединённые Штаты перешли от поддержки одной стороны конфликта к роли миротворца.

42. Alamer Sultan. Biden and the War in Yemen: The Larger Context of the Shifts in the American Position. April 14, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
64

Байден исключил хуситов, формально известных как группировка «Ансараллах», из списка террористов, спустя год, его администрация снова намерена возвратить хуситов в список иностранных террористических группировок, как это сделал президент Трамп в последние дни своего пребывания в должности. Джеральд Фейерстайн, посол администрации Обамы в Йемене с 2010 по 2013 г., в этой связи заметил, что «администрация теперь признала, что эта стратегия, была ли она правильной или неправильной в феврале 2021 г., не работает, не сработала, и поэтому им необходимо изменить свой подход»43.

43. Knickmeyer Ellen. Yemen’s Houthis add to Biden’s foreign policy frustrations. February 02, 2022 Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
65

Подход Байдена ошибочен. Президент заявил, что «прекратит поддержку США наступательных операций в Йемене». Тем не менее, война в Йемене под руководством Саудовской Аравии по определению является наступательной операцией. Саудовская Аравия бомбит и блокирует другую страну. С марта 2015 г. по июль 2021 г. саудовцы осуществили более 23 тысяч авианалётов, в результате которых погибло или было ранено 18 616 мирных жителей44.

44. Yemen data project air raids summary August 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
66 Хуситы отвечают ракетными ударами, но, если авиаудары коалиции Саудовской Аравии прекратятся, у хуситов не будет причин провоцировать своих могущественных соседей. Пока США материально и риторически поддерживают выбранную Саудовской Аравией войну, утверждение Байдена о том, что США прекратят поддержку наступательных операций, выглядит неубедительно.
67

Второй важный недостаток подхода Байдена, как полагают некоторые аналитики, заключается в том, что он не призывал к немедленному прекращению саудовской блокады Йемена45.

45. Sheline Annelle R. and Riedel Bruce. Biden’s broken promise on Yemen. September 16, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
68

Действительно, блокада в первую очередь блокирует поступление топлива в порт Ходейда, контролируемый хуситами. Саудовская Аравия также препятствует использованию международного аэропорта Саны.

69 Блокады не могут быть оборонительными, это – часть наступательных операций, и поэтому вмешательство США после принятия новой позиции по Йемену должно было прекратиться. Однако администрация Байдена продолжает не только поддерживать блокаду, но и иногда объявляет, что ВМС США перехватили контрабандное оружие из Ирана, что указывает на более активную роль в блокаде, чем признаёт Белый дом.
70

Политика администрации Байдена основана на признании того, что превратить Саудовскую Аравию в изгоя очень сложно. Энтони Блинкен приветствовал предложение саудовцев о прекращении огня и осудил хуситов за его отклонение, проигнорировав тот факт, что хуситы должны были согласиться на полную сдачу своего оружия и территории46.

46. Secretary Antony J. Blinken on CNN’s Fareed Zakaria GPS with Fareed Zakaria. May 23, 2021. Available at: >>> (accessed: 15.02.2022).
71 У хуситов нет причин соглашаться на такие условия, особенно потому, что они чувствуют (справедливо), что они побеждают. Вашингтон осуждает ракетные удары хуситов, но часто умалчивает о саудовских авианалётах, которые обычно более смертоносны. Вероятно, это отражает недовольство США поддержкой хуситов со стороны Ирана. Тем не менее, хуситы не являются иранскими марионетками, и их попытки контролировать Йемен будут продолжаться, даже если Иран откажется от той помощи, которую они оказывают.
72

Заключение

 

Когда мы смотрим на внешнеполитическую деятельность администрации Байдена в первый год её существования, мы видим, что США пытаются вернуться к своим претензиям на мировое лидерство, но в то же время испытывают трудности с формированием новых международных инициатив перед лицом всё более сложных глобальных вызовов.

73 Вашингтон не справляется с лидерством во многих вопросах, от пандемии до экономического неравенства, от возрождения западного альянса до борьбы с такими державами, как Россия и Китай, которые хотят пересмотреть международную систему в свою пользу. В этом контексте можно утверждать, что риторика Байдена «Америка вернулась» остаётся невыполненной, по крайней мере, на данный момент.
74 Байден радикально изменил подход своего предшественника к «максимальному давлению» на Иран и занял менее конфронтационную позицию по отношению к Тегерану. Этот выбор способствовал снижению активности США в Сирии, в отношении которой у новой администрации США, похоже, отсутствует чёткая стратегия.
75 С другой стороны, основы политики США на Ближнем Востоке остаются в силе. Байден попытался более сбалансированно подходить к израильско-палестинскому конфликту, отношения с Израилем и Египтом остаются позитивными. В то же время США по-прежнему глубоко привержены безопасности монархий Персидского залива. Тем не менее, Вашингтон всё больше беспокоит отсутствие ощутимых достижений в Йемене.
76 Однако усилия Байдена по «правильному размеру» военного присутствия США на Ближнем Востоке могут быть сорваны из-за непредвиденных обстоятельств в регионе. Возобновление иранского стремления к ядерному оружию или ирано-израильский конфликт, например, могут помешать военному присутствию США в регионе сместиться в Азию. В конечном счёте придётся подождать, чтобы увидеть, насколько желаемый подход администрации Байдена к национальной безопасности справляется с изменчивыми реалиями мировой политики.
77 После Афганистана администрация Байдена сталкивается на Ближнем Востоке с сохраняющимися опасениями по поводу репутации Америки как надёжного партнёра. Ближний Восток, который ранее во многом формировался мировыми державами, сейчас находится в разгаре внутреннего преобразования, которое делает его более устойчивым к воздействию внешних сил, включая Соединённые Штаты.

References

1. Hazbun Waleed. Reimagining US Engagement with a Turbulent Middle East. Spring 2020. Available at: https://merip.org/2020/06/reimagining-us-engagement-with-a-turbulent-middle-east/ (accessed: 15.02.2022).

2. Interim National Security Strategic Guidance March 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (accessed: 15.02.2022).

3. Russell Richard L. Commentary on the Biden administration’s “Interim National Security Strategic Guidance”. Defense University in Washington, D.C., the NESA Center. March 17, 2021. Available at: https://nesa-center.org/commentary-on-the-biden-administrations-interim-national-security-strategic-guidance/ (accessed: 15.02.2022).

4. Karcic Hamza. What is Biden administration’s strategic outlook? April 20, 2021. Available at: https://www.aa.com.tr/en/analysis/analysis-what-is-biden-administration-s-strategic-outlook/2214227 (accessed: 15.02.2022).

5. Anderson Kerry Boyd. Will Biden be able to pursue his Middle East policies? February 01, 2022. Available at: https://www.arabnews.com/node/2016396 (accessed: 15.02.2022).

6. Joint Comprehensive Plan of Action. Vienna, 14 July 2015 // US Department of State. Available at: https://www.state.gov/documents/organization/245317.pdf (accessed: 15.02.2022).

7. Secretary Antony J. Blinken at a Press Availability. May 25, 2021. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-a-press-availability-5/ (accessed: 15.02.2022).

8. Ruggiero Anthony. Iran nuclear talks are restarting, but they’re pointless: Biden needs a bipartisan strategy. November 22, 2021. Available at: https://www.fdd.org/analysis/2021/11/22/iran-nuclear-talks-restarting/ (accessed: 15.02.2022).

9. Guaranteeing permanent removal of sanction prerequisite for U.S. return to JCPOA. January 26, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/469509/Guaranteeing-permanent-removal-of-sanction-prerequisite-for-U-S (accessed: 15.02.2022).

10. Liechtenstein Stephanie. Iran nuclear talks resume, but time is running out to strike a deal. January 03, 2022. Available at: https://www.politico.eu/article/iran-nuclear-talks-resume-deal-vienna/ (accessed: 15.02.2022).

11. Lynch Colum. How Close Is Iran to Getting a Nuclear Weapon? January 10, 2022. Available at: https://foreignpolicy.com/2022/01/10/iran-nuclear-weapon-breakout/ (accessed: 15.02.2022).

12. IAEA and Iran: Chronology of Key Events. December 2021. Available at: https://www.iaea.org/newscenter/focus/iran/chronology-of-key-events (accessed: 15.02.2022).

13. United States Senate. President Joseph R. Biden. February 07, 2022. Available at: https://www.politico.com/f/?id=0000017e-d5e2-ddf9-a9fe-dff2c1f00000 (accessed: 15.02.2022).

14. Carnegie Connects: A Conversation with Brett McGurk. January 27, 2022. Available at: https://carnegieendowment.org/2022/01/27/carnegie-connects-conversation-with-brett-mcgurk-event-7796 (accessed: 15.02.2022).

15. Iran president discusses Vienna talks with French counterpart. January 30, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/469638/Iran-president-discusses-Vienna-talks-with-French-counterpart (accessed: 15.02.2022).

16. Vienna talks at risk of impasse due to U.S. intransigence. January 24, 2022. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/469431/Vienna-talks-at-risk-of-impasse-due-to-U-S-intransigence (accessed: 15.02.2022).

17. Joe Biden and the arab-american community: a plan for partnership. April, 2020. Available at: https://joebiden.com/joe-biden-and-the-arab-american-community-a-plan-for-partnership/ (accessed: 15.02.2022)

18. Zogby James. Biden’s Pledges to Palestinians - a Year of Disappointment. January 24, 2022. Available at: https://www.thenation.com/article/politics/biden-israel-palestine-2021/ (accessed: 15.02.2022)

19. U.S. Assistance for the Palestinian People. Antony J. Blinken, Secretary of State. May 26, 2021. Available at: https://www.state.gov/u-s-assistance-for-the-palestinian-people/ (accessed: 15.02.2022).

20. The Declaration of Principles on Interim Self-Government Arrangements signed by Israel and the Palestine Liberation Organization (PLO) in 1993. Available at: https://www.un.org/unispal/permanent-status-issues/# (accessed: 15.02.2022).

21. After a Dramatic Year, What’s Next for Israelis and Palestinians? By FP Editors. December 20, 2021. Available at: https://foreignpolicy.com/2021/12/20/israelis-palestinians-2021-gaza-war-election-new-government-peacemaking/ (accessed: 15.02.2022).

22. Former Ambassador David Friedman: Trump administration would have given Israel free reign to defend itself. February 10, 2022. Available at: https://www.jns.org/former-ambassador-david-friedman-trump-administration-would-have-given-israel-free-reign-to-defend-itself/?utm_source=The+Daily+Syndicate&utm_campaign=84f5afb1ff-Daily+Syndicate+5-23-21+%28new%29_COPY_01&utm_medium=email&utm_term=0_8583953730-84f5afb1ff-%5BLIST_EMAIL_ID%5D&ct=t%28Daily+Syndicate+5-23-21+%28new%29_COPY_01%29 (accessed: 15.02.2022).

23. Lis Jonathan and Shezaf Hagar. Israel Advances Thousands of Settlement Homes Despite Harsh U.S. Rebuke. October 27, 2021. Available at: https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-israel-advances-thousands-of-west-bank-settlement-homes-despite-u-s-objections-1.10330655 (accessed: 15.02.2022).

24. Shezaf Hagar and Lis Jonathan. Israel Might Okay Twice as Many West Bank Housing Units for Jews as for Palestinians. October 22, 2021. Available at: https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-israel-might-ok-twice-as-many-west-bank-housing-units-for-jews-than-for-palestinians-1.10317103 (accessed: 15.02.2022).

25. Blinken announces US plans to reopen Jerusalem consulate. May 25, 2021. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2021/5/25/blinken-announces-us-plans-to-reopen-jerusalem-consulate (accessed: 15.02.2022).

26. Israel warns US over plan to reopen Jerusalem consulate. September 01, 2021. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2021/9/1/israel-warns-us-over-plan-to-reopen-jerusalem-consulate (accessed: 15.02.2022).

27. Secretary Antony J. Blinken at a Press Availability. May 25, 2021. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-a-press-availability-5/ (accessed: 15.02.2022).

28. US to keep embassy in Jerusalem: Biden’s top diplomat. January 20, 2021. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2021/1/20/us-secretary-of-state-blinken-us-embassy-to-remain-in-jerusalem (accessed: 15.02.2022).

29. US will continue to encourage normalisation with Israel: Blinken. September 17, 2021. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2021/9/17/us-will-continue-to-encourage-normalisation-with-israel-blinken (accessed: 15.02.2022).

30. Ward Alex. Why isn’t Biden pushing Israel harder? May 20, 2021. Available at: https://www.vox.com/22442000/biden-israel-gaza-hamas-history-policy (accessed: 15.02.2022).

31. Rayburn Joel D. The Biden Administration’s Syria Policy: A Forecast for War. December 07, 2021. Available at: https://www.hoover.org/research/biden-administrations-syria-policy-forecast-war (accessed: 15.02.2022).

32. Jeffrey James. A Deal Is Still Possible in Syria. December 13, 2021. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/syria/2021-12-13/deal-still-possible-syria (accessed: 15.02.2022).

33. Ethan A. Goldrich deputy assistant secretary bureau of Near Eastern affairs. September 20, 2021. Available at: https://www.state.gov/biographies/ethan-a-goldrich/ (accessed: 15.02.2022).

34. Ward Alexander and Forgey Quint. Syrian opposition leaders plead for Biden’s help. October, 01. 2021. Available at: https://www.politico.com/newsletters/national-security-daily/2021/10/01/syrian-opposition-leaders-plead-for-bidens-help-494552 (accessed: 15.02.2022).

35. Lebanon to get Egyptian gas via Syria in plan to ease crisis. September 08, 2021. Available at: https://www.reuters.com/business/energy/egypt-says-it-hopes-export-gas-supply-lebanon-with-power-soon-2021-09-08/ (accessed: 15.02.2022).

36. . Rogin Josh. One year in, what is Biden’s real Syria strategy? No one knows. December 23, 2021. Available at: https://www.washingtonpost.com/opinions/2021/12/23/biden-syria-policy-assad-middle-east/ (accessed: 15.02.2022).

37. US lawmakers urge Biden to prevent Arab normalization with Syria. January 22, 2022. Available at: https://www.middleeasteye.net/news/syria-war-us-lawmakers-urge-biden-prevent-arab-normalisation (accessed: 15.02.2022).

38. Erdemir Aykan and Kowalski Philip. Joe Biden Will Be America’s Most Pro-Kurdish President. August 16, 2020. Available at: https://www.fdd.org/analysis/2020/08/16/biden-will-be-most-pro-kurdish-president/ (accessed: 15.02.2022).

39. Zenko Micah. Obama’s War of Choice: Supporting the Saudi-led Air War in Yemen. September 25, 2015. Available at: https://www.cfr.org/blog/obamas-war-choice-supporting-saudi-led-air-war-yemen (accessed: 15.02.2022).

40. Statement of general Lloyd J. Austin III commander U.S. Central Command before the Senate armed services committee on the posture of U.S. Central Command. March 26, 2015. Available at: https://www.armed-services.senate.gov/imo/media/doc/Austin_03-26-15.pdf (accessed: 15.02.2022).

41. Remarks by President Biden on America’s Place in the World. February 04, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/02/04/remarks-by-president-biden-on-americas-place-in-the-world/ (accessed: 15.02.2022).

42. Alamer Sultan. Biden and the War in Yemen: The Larger Context of the Shifts in the American Position. April 14, 2021. Available at: https://carnegieendowment.org/sada/84326 (accessed: 15.02.2022).

43. Knickmeyer Ellen. Yemen’s Houthis add to Biden’s foreign policy frustrations. February 02, 2022 Available at: https://apnews.com/article/joe-biden-middle-east-foreign-policy-yemen-houthis-0875560b0e2c0b7f3465b26d80a0c45f (accessed: 15.02.2022).

44. Yemen data project air raids summary August 2021. Available at: https://us16.campaign-archive.com/?u=1912a1b11cab332fa977d3a6a&id=dc65fb0e66 (accessed: 15.02.2022).

45. Sheline Annelle R. and Riedel Bruce. Biden’s broken promise on Yemen. September 16, 2021. Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2021/09/16/bidens-broken-promise-on-yemen/ (accessed: 15.02.2022).

46. Secretary Antony J. Blinken on CNN’s Fareed Zakaria GPS with Fareed Zakaria. May 23, 2021. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-on-cnns-fareed-zakaria-gps-with-fareed-zakaria/ (accessed: 15.02.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate