"Triangle" China – USA – Russia and Africa
Table of contents
Share
QR
Metrics
"Triangle" China – USA – Russia and Africa
Annotation
PII
S207054760019800-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Batyuk 
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Yury Morozov
Occupation: Leading Research Officer
Affiliation: Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The growing interest of the United States, China and the Russian Federation in Africa in the recent years seems completely understandable. The natural resources of the Black continent, the high rates of economic growth of a number of African countries - all this cannot but attract the attention of Moscow, Beijing and Washington. The leaders of the three great Powers reasonably believe that the place and the role of theirs countries in the international arena will largely be determined by the ability to establish mutually beneficial cooperation with the leading regions of the planet, including the African continent. Currently, Russia's influence in Africa is significantly inferior to the American and Chinese presence on the continent, but in recent years Moscow has been making considerable efforts to restore its positions there, which it had during the Cold War.

Keywords
African continent, minerals, natural resources, foreign trade, military aid, extremist groups
Received
25.02.2022
Date of publication
22.04.2022
Number of purchasers
11
Views
1137
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1 В современных условиях объектом конкуренции таких глобальных игроков, как США, Россия и Китай, являются ведущие регионы нашей планеты. В последние годы растёт внимание ведущих держав к ресурсам Африканского континента.
2

Мировые политические и деловые элиты более не рассматривают Африку как «чёрную дыру», как сплошную зону экономического упадка, социальной деградации и политического хаоса. Напротив, Чёрный континент считается всё более перспективным направлением экономического и политического сотрудничества.

3

Уже теперь доходность вложений в добывающую промышленность в Африке значительно выше, чем в других регионах мира, а стоимость добытой продукции на 20–30% ниже. Помимо экспорта этих ресурсов, глобальных акторов привлекают африканские рынки сбыта их товаров и быстрорастущая платёжеспособность стран континента. Уже сегодня в Африке проживают более 1 млрд человек и их спрос на товары и услуги быстро растёт. К 2040-м годам на Африку будет приходиться 80% прироста мирового среднего класса. И как следствие этой тенденции, на этот континент будут смещаться интересы мировых производителей. Фактически речь будет идти о перенастройке многих отраслей мировой экономики с целью увеличения их прибыли.

4

Отсюда – растущий интерес Вашингтона, Пекина и Москвы к Чёрному континенту. В настоящее время, однако, позиции трёх великих держав в Африке не равны: по степени своего влияния на страны региона первую строчку занимает Китай, далее следуют Евросоюз и Соединённые Штаты, а Россия только начала своё возвращение в Африку после ухода оттуда в 90-х годах прошлого века.

5

Интересы и цели Китая в Африке

 

В современных условиях Китай стремится закрепить за собой значительную часть ресурсной базы Африки, достаточной для успешного противостояния нарастающей конкуренции с западным миром во главе с Соединёнными Штатами. Поэтому именно природные ресурсы являются основной частью торговли КНР с африканскими странами. Так, нефть составляет 64% общего импорта Китая из Африки. Африка также обеспечивает 6% китайского импорта железной руды и 8,3% импорта меди. Поэтому импорт природных ресурсов Чёрного континента является краеугольным камнем для китайской энергетической стратегии. Об этом свидетельствуют следующие факты – в 2013 г. объёмы африкано-китайской торговли превысили 210 млрд долл., тем самым Пекин оставил Вашингтон далеко позади себя, а в 2018 г. КНР обогнала другие экономически развитые страны, став крупнейшим партнёром Африки в области импорта и экспорта (рис. 1).

6

Рисунок 1. Основные направления экспорта и импорта Африки, млрд долл.

7

Источник: данные ITC за 2018 год.

8

Вот почему у Пекина возник соблазн преобразовать «занятое» Западом на континенте экономическое, политическое и военное пространство. В этих целях Китай приступил к реализации «Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства» с большинством государств Африки. И в отличие от европейских стран, которые руководствуясь комплексом вины за колониальное прошлое континента, долгое время были сосредоточены на гуманитарной помощи африканским странам, Китай сделал акцент на взаимной торговле и на инвестициях африканским партнёрам1. Это привело к тому, что Африка стала стремительно превращаться в континент, во многом зависящий от КНР. Ибо Пекин активно предоставляет африканским государствам большие объёмы кредитов для их инфраструктурного развития (дороги, мосты, линии электропередач и т.п.), однако большая часть работ осуществляется китайскими рабочими с применением китайской техники и оборудования и с использованием около 2/3 материалов китайского происхождения. Таким образом, китайские кредиты в страны Африки почти не попадают, а поступают в казну КНР, а на странах-заёмщиках этих кредитов повисают долгосрочные долги. Так, из 37 африканских государств, участвующих в реализации экономической инициативы Пекина «Один пояс – один путь» на континенте, бóльшая часть уже успела сильно задолжать Поднебесной. При этом Китай предлагает им «пакистанскую» модель погашения долгов в виде получения прав по организации своего бизнеса на их территориях по льготным налоговым ставкам. Так, получив от Исламабада разрешение на создании возле порта Гвадар свободной экономической зоны, Пекин взял на себя обязательство ежегодно засчитывать в погашение задолженности Пакистана по китайским кредитам фиксированную сумму (а если страна не может заплатить по китайским кредитам, то Поднебесная становится полноправным владельцем построенных ей объектов).

1. Ирисова О. Гуманный империализм: как Китай завоёвывает Африку. Available at: >>> (accessed 15.09.2021).
9 Тем не менее, идея проекта «Один пояс – один путь» была широко поддержана на континенте, поскольку она предоставляет африканским странам возможность получить широкий доступ не только к мировым рынкам сбыта своей продукции, но и к развитию собственной инфраструктуры и логистики. Однако африканские партнёры Китая по проекту часто жалуются, что для его реализации привлекается больше китайской рабочей силы, чем требуется, а некоторые китайские компании зарекомендовали себя плохим обращением с африканскими сотрудниками. Они также обеспокоены наплывом китайских мелких предпринимателей и торговцев, которые конкурируют с местными производителями. Растёт и число случаев, когда дешёвый китайский импорт заменяет собой продукцию, произведённую африканцами, что стало серьёзной проблемой в африканском текстильном секторе.
10

Чтобы нивелировать негативные последствия своей экономической экспансии в Африке, Китай активно использует свою «мягкую силу» в виде гуманитарной помощи, при поддержке которой было реализовано несколько сотен проектов, включая строительство больниц и медицинских центров на Африканском континенте2. КНР также сыграла значительную роль в помощи в борьбе стран региона с пандемиями коронавируса и лихорадки Эбола, которые ставят под угрозу поставки необходимых ресурсов в Китай.

2. Полонский И. Как Китай колонизирует Африку. Проект «Один пояс – один путь» оставил в долгах целый континент. Available at: >>> (accessed 10.11.2021).
11

Помимо этого, Китай подготовил немалое количество африканских студентов и внедрил свои образовательные программы в местные вузы (например, в Кении, Мозамбике и Танзании)3. Благодаря этому китайский язык активно изучают в учебных заведениях многих африканских государств, где он рассматривается как очень перспективный, поэтому многие африканские учащиеся предпочитают осваивать китайский язык, а не английский. Регулярную переподготовку проходит и инженерный состав добывающей промышленности Африки, для которой КНР поставляет своё оборудование.

3. Чуриков А. Ветер дует из Поднебесной // Российская газета 22.10.2019. Федеральный выпуск № 238(7996).
12

Ради усиления влияния в африканских странах Пекин готов даже поступиться иногда своими принципами, чтобы создать на континенте положительный имидж Китая (к примеру, Пекин оказывает помощь Буркина-Фасо, несмотря на то что эта страна признаёт суверенитет Тайваня). В немалой степени этому способствует и то обстоятельство, что в Восточной Африке проживают многочисленные китайские диаспоры, насчитывающие более полумиллиона человек, которые являются проводниками китайского культурного влияния.

13

Для Китая также немаловажное значение имеет увеличение своего политического влияния на государства континента4. Ибо в противостоянии с США ему необходимы африканские партнёры, которые могли бы поддержать китайские инициативы при решении глобальных и региональных проблем в международных организациях, включая ООН, где представители Африки составляют большинство. Поэтому Китай продолжает активно вкладывать миллиардные инвестиции в геополитическое будущее Африки.

4. Новая империя: зачем Китай в XXI веке «колонизирует» Африку. Available at: >>>(accessed 05.12.2021).
14 В целом и китайская, и африканская стороны довольны сложившейся ситуацией в их взаимоотношениях, где каждая из них получает выгоду. Развитие инфраструктуры в Африке обеспечивает китайские корпорации работой и прибылью, а китайские проекты положительно сказываются на экономике африканских государств. При этом в отличие от Вашингтона и Брюсселя, Пекин не требует от руководства африканских стран проведения реформ, борьбы с коррупцией и других неудобных для многих правящих в Африке режимов преобразований.
15

Постепенно нарастает и военно-политическое присутствие КНР на континенте. Если прежде Китай воздерживался от отправки своих войск в Африку для ликвидации там военных конфликтов в соответствии с резолюциями ООН, то в середине 2000-х годов в «горячих точках» на континенте появились китайские миротворцы. Помимо этого, в Джибути была создана первая военно-морская база НОАК за пределами КНР (её создание было обусловлено потребностью Китая в защите транспортировки нефти и других важных природных ресурсов из Африки и стран Ближнего Востока). Эта военно-политическая активность Пекина в Африке не осталась без внимания Вашингтона, что стало одной из причин создания в 2008 г. Африканского командования вооруженных сил США, которое формально создавалось для противодействия терроризму и повстанцам в регионе Сахара – Сахель и в дельте Нигера, но на самом деле его появление было обусловлено соперничеством с Китаем. С этой же целью в 2021 г. в Индо-Тихоокеанском регионе был создан военно-политический союз АУКУС (AUKUS), куда вошли США, Великобритания и Австралия.

16

Стратегические интересы Соединённых Штатов в Африке

 

В Соединённых Штатах давно уже не смотрят на Чёрный континент как на некую социально-экономическую и политическую «чёрную дыру». Мимо внимания американских правящих кругов не прошло то обстоятельство, что в последние годы Африка относится к числу наиболее динамично развивающихся регионов планеты. В самом деле, средний ежегодный прирост общего ВВП Африки составил с 2008 по 2016 г. 4%5; именно в Африке располагаются 11 из 25 наиболее быстрорастущих экономик (Южный Судан, Египет, Руанда, Бенин, Танзания, Эфиопия, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Кения, Гана, Малави и Нигер)6.

5. Подбиралина Г.В., Азиагба Дж. Факторы экономического роста стран Африки к югу от Сахары: современные тенденции // Контуры глобальных трансформаций. – Т. 11, № 5, 2018. – С. 43.

6. International Monetary Fund, 2020 GDP growth (annual %). Available at: >>> (accessed 20.08.2021).
17

С другой стороны, именно в Африке, по данным Всемирного банка, расположены 9 из 10 беднейших стран мира (Экваториальная Гвинея, Зимбабве, Демократическая Республика Конго, Свазиленд, Эритрея, Мадагаскар, Бурунди, Сьерра-Леоне, Сан-Томе и Принсипи). 33 африканских государства относятся к так называемому «четвёртому миру», то есть к наименее развитым странам со слаборазвитой экономикой и крайне низким уровнем жизни. Многие из этих стран – типичные «несостоявшиеся государства» (failed states) со всеми присущими им особенностями (внутренняя нестабильность, целый «букет» серьёзнейших социальных проблем, постепенное проникновение исламских радикалов)7.

7. Батюк В.И. Африка в американской стратегии локальной войны. // США Канада: экономика, политика, культура. 2013. № 12, с. 71-80.
18

Вот это сочетание возможностей и рисков, безусловно, привлекает внимание американских правящих кругов. Как отмечается в «Стратегии национальной безопасности», утверждённой президентом Д. Трампом в декабре 2017 г., «в Африке расположены многие из самых быстрорастущих экономик мира, которые представляют собой потенциальные новые рынки для американских товаров и услуг Спрос на качественный американский экспорт высок и, вероятно, будет расти по мере увеличения населения и процветания Африки Число стабильных африканских государств выросло с эпохи независимости, поскольку многие страны вышли из разрушительных конфликтов и прошли демократические преобразования. Несмотря на этот прогресс, многие государства сталкиваются с политической нестабильностью Многие африканские государства являются ареной борьбы с насильственным экстремизмом и террористами-джихадистами. ИГИЛ, «Аль-Каида» и их сторонники действуют на постоянной основе и увеличили смертоносность своих атак, распространились на новые районы и нацелились на граждан и интересы США. Китай расширяет своё экономическое и военное присутствие в Африке, превращаясь из мелкого инвестора на континенте два десятилетия назад в крупнейшего торгового партнёра Африки сегодня. Мы будем расширять торговые и коммерческие связи, чтобы создавать рабочие места и создавать богатство для американцев и африканцев Мы будем продолжать работать с партнёрами над повышением способности их служб безопасности противостоять терроризму, торговле людьми и незаконной торговле оружием, и природными ресурсами. Мы будем работать с партнёрами, чтобы победить террористические организации и других лиц, которые угрожают гражданам США и нашей Родине»8.

8. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. – P. 52-53.
19

Несмотря на серьёзные политические различия между администрациями Трампа и Байдена, последняя придерживается в целом схожих подходов к африканской политике Соединённых Штатов. В утверждённом в марте 2021 г. «Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности» отмечается: «Мы будем сотрудничать с динамичными и быстрорастущими африканскими экономиками, оказывая помощь странам, страдающим от плохого управления, экономических трудностей, проблем со здоровьем и отсутствия продовольственной безопасности, усугубляемых пандемией Мы поможем африканским странам бороться с угрозами, создаваемыми изменением климата и насильственным экстремизмом, и поддержим их экономическую и политическую независимость перед лицом чрезмерного иностранного влияния»9.

9. Interim National Security Strategic Guidance. March 2021. President Joseph R. Biden, Jr. – Р. 11
20 Эти подходы американских правящих кругов к африканской политике нашли своё отражение и в военной политике Соединённых Штатов на континенте. Свидетельством того, что Африканский континент занимает куда более значимое место в американской военной политике, чем это было раньше, стало образование Африканского командования (АФРИКОМ) – самого «молодого» из региональных командований вооружённых сил США, указ о формировании которого был подписан президентом Дж. Бушем-младшим 6 февраля 2007 года.
21

В распоряжении командования нет крупных и боеготовых подразделений вооружённых сил Соединённых Штатов. Поэтому свои задачи АФРИКОМ решает не за счёт размещения на континенте крупного американского воинского контингента на постоянной основе, а посредством налаживания сотрудничества в сфере безопасности с африканскими государствами10.

10. Батюк В.И. Указ. соч.
22

Выступая перед сенатским комитетом по делам вооружённых сил, командующий Африканским командованием ВС США генерал С. Таунсенд подчеркнул, что с точки зрения американских национальных интересов Африка имеет глобальное стратегическое значение, примыкая к Южному флангу НАТО, торговым потокам через Красное море, к Ближнему Востоку и Индийскому океану. В непосредственной близости к Чёрному континенту расположены такие важнейшие морские торговые пути, как Гибралтарский и Сицилийский проливы, Красное море, Баб-эль-Мандебский и Мозамбикский проливы. Эти пути имеют огромное значение не только для глобальной торговли, но и для текущих операций и планов действий в чрезвычайных ситуациях семи командований ВС США. Эти коридоры обеспечивают треть перевозок между Северной Америкой и Азией и треть мировых перевозок нефти. Безопасность США и мира зависит от беспрепятственного доступа к этим торговым маршрутам, подчеркнул Таунсенд11.

11. Statement of General Stephen J. Townsend, United States Army Commander United States Africa Command before the United States Senate Committee on Armed Services. April 22, 2021 – Р. 4-5.
23

Ещё несколько лет тому назад американские военные рассматривали террористические группировки, действующие на территории континента («Аль-Каида» – в странах Магриба, «Боко Харам» – в Нигерии и «Аль-Шабаб» – в Сомали) в качестве угрозы номер один12.

12. Statement of General Carter F. Ham, USA Commander United States Africa Command before the Senate Armed Services Committee. 7 March 2013. – Р. 17.
24 Теперь перед АФРИКОМ стоят иные задачи. В своём выступлении перед сенатским комитетом по делам вооружённых сил Таунсенд с тревогой сообщил об огромных инвестициях КНР в экономику африканских стран (только в развитие инфраструктуры Африки Китай в последние годы вложил до 60 млрд долл.). Командующий был вынужден констатировать, что на Чёрном континенте в настоящее время США и их союзники проигрывают экономическое соревнование Пекину.
25 Но дело не только в экономике – американцев беспокоит и военная активность Китая в Африке. Именно на территории Чёрного континента, в Джибути, китайская сторона строит свою первую заморскую военно-морскую базу – всего в 12 км от американского лагеря Лемонье – передового пункта базирования африканского командования, где размещены 3400 сотрудников Министерства обороны США. По прогнозу Таунсенда, китайская база в Джибути – это только начало; опираясь на своё экономическое присутствие в Африке, Китай, по мнению командующего, будет и в дальнейшем наращивать своё военное присутствие на континенте.
26

Американских военных беспокоит и российская активность в Африке, которая, по их мнению, носит «дестабилизирующий» характер. «Российские частные военные компании (ЧВК) оказывают дестабилизирующее влияние в Африке, часто обеспечивая российские инвестиции за счёт интересов Африки», – утверждает командующий АФРИКОМ. Особенно раздражает генерала Таунсенда действия российских ЧВК в Ливии, где в 2019 г. они сбили американский беспилотник и даже разместили в стране «высокоэффективные истребители»13.

13. Statement of General Stephen J. Townsend, United States Army Commander United States Africa Command before the United States Senate Committee on Armed Services. April 22, 2021 – Р. 4-5.
27

Цели и задачи России на Африканском континенте

 

По сравнению с Китаем и Соединёнными Штатами Россия пока не является ведущим актором на Африканском континенте. Объём торговли России с африканскими странами невелик. Он, по данным за 2017 г., составлял 20 млрд долл. объём торговли Китая – 148 млрд долл. и США – 54,2 млрд долл. При этом главными торговыми партнёрами России в Африке в 2018 г. были Египет (1,1137% всего внешнеторгового оборота России), Алжир (0,7853%), Марокко (0,2145%), ЮАР (0,1553%) и Тунис (0,1191%). Среди стран Африки наибольшую долю в импорте России заняли ЮАР (0,3288%), Марокко (0,2296%), Египет (0,2211%), Кот-д’Ивуар (0,0801%) и Тунис (0,0574%). Что касается товарооборота РФ с другими странами континента, то он ещё меньше14. К этому следует добавить, что, в отличие от США и КНР, в Африке нет российских военных подразделений и частей. Тем не менее, в последнее время российско-африканские отношения стремительно растут.

14. Африка – Россия: достижения, проблемы, перспективы: совместный доклад Российского совета по международным делам и Союза «Африканская деловая инициатива». Доклад № 53/2020 // Российский совет по международным делам. 20 февраля 2020. Available at: >>> (accessed 09.08.2021).
28

Этому способствовало проведение в 2019 г. росийско-африканского саммита в Сочи (в котором участвовали 43 лидеров африканских стран, многим из которых были списаны их долги перед РФ), продемонстрировавшего желание Москвы занять достойное место на Африканском континенте. Это связано с тем обстоятельством, что в перспективе РФ будет испытывать дефицит по ряду полезных ископаемых, которые добываются в Африке. Так, на грани истощения находятся многие эксплуатируемые месторождения российских полезных ископаемых, в том числе марганца (почти на 100%), хрома (на 80%), бокситов (на 60%), а Африка является одним из главных обладателей этих ресурсов в мире15. Вот почему способствовать завоеванию Россией достойного места на Африканском континенте будут её крупные компании, которые в настоящее время предпринимают заметные усилия для расширения своих позиций в разработке природных ресурсов Африки (рис 2).

15. Наш интерес в Африке: Зачем Россия вступает в борьбу за влияние на самом жарком континенте // Царьград. 15 июля 2018. Available at: >>> (accessed 25.01.2022).
29 Рисунок 2. Участие российских компаний в экономическом освоении Африки
30

Соколов А. Мы замиряем Землю. Что могут дать миру военные базы России // Политнавигатор. 01.07.2021. >>>

31

Наиболее значительными проектами на континенте являются: добыча «Алросой» алмазов в Анголе и «Норникелем» никеля в Ботсване; разработка месторождений нефти в прибрежной зоне Кот-д’Ивуара и Ганы; освоение «Лукойлом» месторождений марганца и компанией «Ренова» ванадия в ЮАР; добыча «Газпромнефтегазом» нефти в Экваториальной Гвинее16. А для «Росатома» поставки африканского урана имеют стратегическое значение, так как в перспективе структура мирового энергопотребления будет наравне с «зелёными технологиями» дрейфовать в сторону атомно-газовой энергетики. Вот почему важность урана стремительно растёт, а его экспорт из Африки способствует упрочению позиций России в качестве энергетической сверхдержавы. В этих целях «Росатом» планирует построить в Уганде атомную электростанцию, что позволит ему существенно расширить добычу урана (в 2017 г. Россия подписала с Угандой соответствующий меморандум по развитию инфраструктуры атомной энергии»)17. Благодаря активности этих компаний в 2013–2018 гг. объём российско-африканской торговли удвоился (с 9,9 млрд долл., до 20,2 млрд), а доля продовольствия и промышленных товаров за этот период в 2 раза превзошла объём российских поставок военной техники и вооружения (ВВТ) в Алжир (2,2 млрд долл.) и Египет на (4,5 млрд).

16. Бакланов А. Россия – Африка: среднесрочный план действий // Россия в глобальной политике. 10.08.2018. Available at: >>> (accessed 12.12.2021).

17. Уганда ведёт с Россией переговоры о строительстве АЭС // РИА Новости. 18.10.2018 Available at: >>> (accessed 25.09.2021).
32 Таким образом, Россия постепенно восстанавливает своё положение на Африканским континенте и в расширении там рынков сбыта своей продукции, особенно в тех отраслях, где она сохраняет конкурентоспособность, например – в области экспорта российского ВВТ (в настоящее время 13% закупаемых африканцами вооружений – российского происхождения). Россия также занимается подготовкой африканских военнослужащих в своих военных заведениях. Эта стратегия военно-технического сотрудничества РФ с государствами континента коррелируется с другими задачами России в Африке.
33

Наиболее важная среди них – создать на континенте самодостаточный российско-африканский кластер с суммарным ВВП около 4,5 трлн долл., который может обеспечить к 2030–2050 гг. завоевание Россией достойного места на глобальном уровне за счёт замещения импорта продукции из европейских стран и из США выгодной торговлей со странами Африки, что может значительно снизить зависимость России от Запада. Это возможно при проведении Москвой грамотной политики, особенно в области формирования торгового пространства, на условиях, близких по своей структуре «Всеобъемлющему региональному экономическому партнёрству» КНР. Это позволит одновременно создать огромный рынок сбыта для российских товаров, получить финансовый источник для их дальнейшего совершенствования, а также сформировать представление о России как об одном из самых привлекательных акторов в Африке18, в связи с чем Москва заинтересована в повышении политического взаимодействия со странами континента, без чего невозможно добиться повышение «стратегического веса» РФ на континенте.

18. Стратегические интересы России в Африке // Русстрат. 14 февраля 2021. Available at: >>> (accessed 31.01.2022).
34 К другим задачам России в Африке относятся: противодействие установлению гегемонии США над стратегическими ресурсами континента (в противном случае есть риск потерять их если не навсегда, то на долгое время); обеспечение безопасности своих национальных интересов в мусульманских странах Африки с целью предотвращения политической радикализации исламских течений в этих странах. Важную роль будет играть поддержка России со стороны африканских стран в рамках ООН по очень важной для Москвы тематике – введения против неё западных санкций, из-за ситуации на Востоке Украины и возвращения Крыма в состав РФ. По этим важным для России вопросам ряд африканских стран в настоящее время ведут себя достаточно индифферентно. Поэтому Москве будет необходимо приложить немало усилий для того, чтобы они изменили своё поведение и поддержали Россию на международном уровне.
35

Заключение

 

Исходя из изложенного выше, можно сделать следующие выводы.

36 Во-первых, в современных условиях Африка является одним из главных «призов» в геополитическом и экономическом соперничестве США, Китая и России, стратегическая цель которых – укрепить свои позиции на этом континенте, что гарантирует приток существенного объёма африканских ресурсов для их национального развития в условиях возрастающей конкуренции на глобальном уровне. Вот почему эти акторы активно развивают взаимодействие с африканскими странами. Свидетельство тому – 25,8% внешней торговли большинства стран Африки приходится на Китай, 8,6% – на США, и только 3,7% – на Россию, остальные проценты принадлежат Евросоюзу и ряду других государств. Такая негативная тенденция для российских интересов в Африке обусловлена тем обстоятельством, что Москва лишь в начале пути по восстановлению своих позиций на континенте.
37 Во-вторых, пока российские экономические позиции в Африке ещё далеки от достижений советских времён и от успехов КНР на этом континенте. При этом он является доступным пространством для проведения там активной российской наступательной политики, которая может обеспечить завоевание Россией достойного места в нарастающей геополитической конкуренции в мире. И при проведении Москвой грамотной политики, направленной на развитие сотрудничества с африканскими странами, особенно в варианте формирования торгового пространства на российских условиях, возможно создание на континенте российско-африканского экономического кластера, в котором Москва будет замыкать на себя местные экономические процессы. Это также позволит создать рынок сбыта для российских товаров, получить финансовый источник их дальнейшего совершенствования и разработки новых технологий.
38 В-третьих, в современных условиях Китай стремится закрепить за собой добычу значительной части полезных ископаемых в Африке, способных обеспечить КНР ресурсной базой, достаточной для успешного противостояния с США. При этом китайское руководство осознаёт уязвимость формирующегося в Африке китайского кластера от американского и европейского влияния. Отсюда возникает стремление Пекина преобразовать уже «занятое» Западом на континенте экономическое, политическое и военное пространство. Китай приступил к реализации «Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства» с государствами Африки, сделав акцент на взаимной торговле и на инвестициях африканским партнёрам. Для Китая важное значение имеет и усиление своего политического влияния в африканских странах, которые могли бы в нужный момент поддержать китайские инициативы при решении региональных проблем в рамках международных организаций, включая ООН, где представители Африки составляют большинство. Поэтому Китай продолжает активно вкладывать миллиардные инвестиции в геополитическое будущее Африки.
39 В-четвёртых, в настоящее время Соединённые Штаты при проведении своей африканской политики сталкиваются с китайской и российской конкуренцией и в экономической, и в военно-политической сферах. На фоне противостояния с китайским и российским проникновением в Африку борьба с экстремистскими группировками, с точки зрения Вашингтона, утратила свою приоритетность. В настоящее время, однако, США более не могут просто «уйти» из региона, как это было после окончания холодной войны, когда Чёрный континент перестал быть ареной советско-американского противоборства. Слишком важна Африка для официального Вашингтона – и с экономической, и с геополитической точек зрения.

References

1. Irisova O. Gumannyj imperializm: kak Kitaj zavoyovyvaet Afriku. Available at: https://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/283713-gumannyi-imperializm-kak-kitai-zavoevyvaet-afriku (accessed 15.09.2021).

2. Polonskij I. Kak Kitaj koloniziruet Afriku. Proekt «Odin poyas – odin put'» ostavil v dolgakh tselyj kontinent. Available at: https://fishki.net/3359664-kak-kitaj-koloniziruet-afriku-proekt-odin-pojas--odin-puty-ostavil-v-dolgah-celyj-kontinent.html (accessed 10.11.2021).

3. Churikov A. Veter duet iz Podnebesnoj // Rossijskaya gazeta 22.10.2019. Federal'nyj vypusk № 238(7996).

4. Novaya imperiya: zachem Kitaj v XXI veke «koloniziruet» Afriku. Available at: https://realt.onliner.by/2018/08/14/china-95 (accessed 05.12.2021).

5. Podbiralina G.V., Aziagba Dzh. Faktory ehkonomicheskogo rosta stran Afriki k yugu ot Sakhary: sovremennye tendentsii // Kontury global'nykh transformatsij. – T. 11, № 5, 2018. – S. 43.

6. International Monetary Fund, 2020 GDP growth (annual %). Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2021/April (accessed 20.08.2021).

7. Batyuk V.I. Afrika v amerikanskoj strategii lokal'noj vojny. // SShA  Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2013. № 12, s. 71-80.

8. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. – P. 52-53.

9. Interim National Security Strategic Guidance. March 2021. President Joseph R. Biden, Jr. – R. 11

10. Batyuk V.I. Ukaz. soch.

11. Statement of General Stephen J. Townsend, United States Army Commander United States Africa Command before the United States Senate Committee on Armed Services. April 22, 2021 – R. 4-5.

12. Statement of General Carter F. Ham, USA Commander United States Africa Command before the Senate Armed Services Committee. 7 March 2013. – R. 17.

13. Statement of General Stephen J. Townsend, United States Army Commander United States Africa Command before the United States Senate Committee on Armed Services. April 22, 2021 – R. 4-5.

14. Afrika – Rossiya: dostizheniya, problemy, perspektivy: sovmestnyj doklad Rossijskogo soveta po mezhdunarodnym delam i Soyuza «Afrikanskaya delovaya initsiativa». Doklad № 53/2020 // Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. 20 fevralya 2020. Available at: https://russiancouncil.ru/activity/publications/afrika-rossiya-dostizheniya-problemy-perspektivy/ (accessed 09.08.2021).

15. Nash interes v Afrike: Zachem Rossiya vstupaet v bor'bu za vliyanie na samom zharkom kontinente // Tsar'grad. 15 iyulya 2018. Available at: https://tsargrad.tv/articles/nash-interes-v-afrike-zachem-rossija-vstupaet-v-borbu-za-vlijanie-na-samom-zharkom-kontinente_146540 (accessed 25.01.2022).

16. Baklanov A. Rossiya – Afrika: srednesrochnyj plan dejstvij // Rossiya v global'noj politike. 10.08.2018. Available at: https://globalaffairs.ru/articles/rossiya-afrika-srednesrochnyj-plan-dejstvij/ (accessed 12.12.2021).

17. Uganda vedyot s Rossiej peregovory o stroitel'stve AEhS // RIA Novosti. 18.10.2018 Available at: https://ria.ru/20181018/1530931260.html (accessed 25.09.2021).

18. Strategicheskie interesy Rossii v Afrike // Russtrat. 14 fevralya 2021. Available at: https://russtrat.ru/reports/14-fevralya-2021-2357-3033 (accessed 31.01.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate