Перезагрузка политики Канады в отношении Китая после парламентских выборов 2021 года
Перезагрузка политики Канады в отношении Китая после парламентских выборов 2021 года
Аннотация
Код статьи
S207054760018764-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Володин Дмитрий Анатольевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

После парламентских выборов в сентябре 2021 г. правительство Дж. Трюдо начало перезагрузку политики Канады в отношении Китая. Несмотря на обширные и крайне выгодные экономические связи с Китаем, ценность отношений с Соединёнными Штатами для Канады гораздо выше. Важную роль играет и резкий рост антикитайских настроений в канадском обществе, происходивший в течение в 2018–2021 гг. из-за удерживания в китайской тюрьме двух канадских граждан. Заявления и действия правительства Дж. Трюдо осенью 2021 г. указывают на готовность Канады поддержать и участвовать в стратегии США по сдерживанию Китая.

Ключевые слова
Канада, канадско-китайские отношения, внешняя политика Канады, канадско-американские отношения, Азиатско-Тихоокеанский регион
Классификатор
Получено
18.12.2021
Дата публикации
28.02.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
956
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 Для Канады традиционно главным вопросом во внешней политике являются отношения с Соединёнными Штатами. Однако резкое нарастание напряжённости в американо-китайских отношениях, начавшееся при прошлом американском президенте Д. Трампе и сохраняющееся при его преемнике Дж. Байдене, создало качественно новую международную ситуацию. США всё больше выстраивают отношения с другими странами в зависимости от того, чью сторону они занимают в американо-китайском противостоянии. Особенно остро Вашингтон ставит этот вопрос перед другими англосаксонскими странами (Великобританией, Австралией, Новой Зеландией и Канадой), имеющими с Соединёнными Штатами общее происхождение и язык и глубже всего интегрированные с ними в военно-политической сфере.
2

До осени 2021 г. из всех англосаксонских стран наиболее неясной для Вашингтона оставалась позиция Канады. Во многом это было связано с так называемым делом Мэн Ваньчжоу, финансового директора китайской компании «Хуавей» (Huawei), задержанной 1 декабря 2018 г. в аэропорту Ванкувера по запросу американских властей. В ответ китайские власти арестовали канадских граждан Майкла Спейвора и Майкла Коврига. В течение трёх лет, пока шло судебное разбирательство дела Мэн Ваньчжоу, эти два канадца оставались в китайской тюрьме, создавая крайне неблагоприятный фон для всего комплекса двусторонних отношений. В условиях нахождения М. Коврига и М. Спейвора фактически в качестве заложников официальная Оттава старалась лишний раз не провоцировать Пекин. Таким образом, правительство Дж. Трюдо держало паузу в отношении принятия каких-либо значимых шагов на китайском направлении1.

1. Подробнее см.: Солянова М.В. Новейший этап политики Канады в отношении КНР: переход к противостоянию? // США & Канада: экономика, политика, культура. 2021. №12. DOI: 10.31857/S268667300017540-4
3 В сентябре 2021 г. ситуация, однако, изменилась.
4

Прежде всего, 20 сентября 2021 г. в Канаде состоялись парламентские выборы, на которых вновь победила Либеральная партия. Хотя эта победа была недостаточно убедительной, вновь оставив либералов правительством меньшинства и повышая, таким образом, угрозу новых досрочных выборов2, обновленное правительство Дж. Трюдо получило от избирателей формальный мандат и некоторый запас времени на разработку нового курса в отношении Китая.

2. Комкова Е.Г. Внеочередные выборы в Канаде: референдум по Трюдо. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. № 52(1):5-20. DOI: 10.31857/S2686673022010011
5

22 сентября 2021 г., но уже в США, состоялось ещё одно важное событие – утверждение Д. Коэна в качестве нового американского посла в Канаде. На слушаниях в комитете по международным отношениям Сената он заявил, что администрация Дж. Байдена ждёт, когда правительство Дж. Трюдо опубликует общие основы своей политики в отношении Китая3.

3. Blatchford A. Biden’s Pick for Ambassador to Canada Says U.S. Watching for Trudeau’s Updated China Policy. 23.09. 2021. Available at: >>>  (accessed 14.12.2021).
6 А ещё через день, наконец, разрешилось дело Мэн Ваньчжоу: в ответ на её признание сокрытия информации о нарушении компанией «Хуавей» санкций против Ирана американские власти сняли с неё более серьёзные обвинения и отозвали ордер на её экстрадицию в США. В тот же самый день (24 сентября 2021 г.), когда Мэн Ваньчжоу была освобождена в Канаде из-под домашнего ареста и вылетела в Китай, по тому же самому маршруту, но в обратном направлении, последовали выпущенные из китайской тюрьмы канадцы М. Ковриг и М. Спейвор.
7 Таким образом, в сентябре 2021 г. возникли необходимые предпосылки для разработки канадским правительством новой политики в отношении Китая. В дискуссиях, активно развернувшихся в Канаде по этому поводу сразу после освобождения Коврига и Спейвора, чётко обозначились два основных блока вопросов: военно-политический и экономический.
8 Говоря о военно-политической составляющей, стоит отметить, что в настоящее время Канада находится вне активно создаваемой Соединёнными Штатами новой архитектуры безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) или, как стало принято обозначать в последние несколько лет, Индо-Тихоокеанского региона. Последним элементом в этой новой системе безопасности региона стал трёхсторонний альянс Австралии, Великобритании и США – АУКУС (AUKUS), объявленный его участниками 15 сентября 2021 года. Новая структура имеет ярко выраженную антикитайскую направленность, учитывая, что помимо самих Соединённых Штатов очень напряжённые отношения с Китаем и у Австралии. Особенно австралийско-китайские отношения обострились после того как официальная Канберра потребовала международного расследования происхождения вируса COVID-19.
9 Первым проектом АУКУС станет помощь Австралии в приобретении 8 атомных подводных лодок. Однако сами участники этого альянса подчёркивают, что подлодками дело не ограничится и сотрудничество будет также включать такие вопросы, как кибербезопасность, искусственный интеллект, квантовые технологии.
10

Примечательно, что страны – создатели АУКУС, ближайшие союзники Канады, не только не пригласили её присоединиться к ним, но и держали официальную Оттаву в полном неведении о формировании этого альянса. Канадские министры обороны и иностранных дел, соответственно, Х. Саджан и М. Гарно, были проинформированы своими британскими и австралийскими коллегами об образовании АУКУС лишь за считанные часы до официального объявления об этом4.

4. Fife R. Canada Caught off Guard by New Security Pact between U.S., Australia and Britain // The Globe and Mail. 17.09.2021.
11 Важное место в новой архитектуре безопасности Индо-Тихоокеанского региона администрация Дж. Байдена отводит ещё одной структуре – Четырёхстороннему диалогу по вопросам безопасности (Quadrilateral Security Dialogue – QUAD), в котором Канада также никак не представлена. Членами Диалога являются Австралия, Индия, Япония и сами Соединённые Штаты, а 24 сентября 2021 г. (то есть практически через неделю после образования) в Вашингтоне прошёл первый саммит лидеров этих четырёх стран.
12 Тот факт, что Канада оказалась вне формируемой новой системы безопасности АТР создаёт ряд серьёзных проблем для неё.
13

Прежде всего, это грозит маргинализацией положения Канады в регионе. Западное побережье Канады омывается Тихим океаном, поэтому Канада считает себя тихоокеанской державой. С другой стороны, в регионе она воспринимается как североамериканская держава, причём во многом как простой придаток Соединённых Штатов. Это серьёзно снижает интерес стран региона к развитию отношений с Канадой. В то же время именно эти страны, даже без учёта Китая, считаются наиболее перспективными экономическими партнёрами Канады. Чаще всего в этом плане упоминаются Япония, Индия, Южная Корея, Вьетнам. Общее членство с этими странами не только в сугубо экономических объединениях, таких как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Транстихоокеанское партнёрство (ТТП), но и в структурах по обеспечению безопасности в регионе открыло бы перед Канадой дополнительные возможности. В этой связи уместно вспомнить, что Канада исторически рассматривает участие в многосторонних военных альянсах как возможность для развития экономических связей со своими союзниками. Достаточно сказать, что именно Канада была инициатором второй статьи в Североатлантическом договоре, согласно которой «договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом»5. Таким образом, неучастие Канады в новых военно-политических структурах в регионе препятствует полноценному развитию отношений с тихоокеанскими странами.

5. Североатлантический договор. Вашингтон. 4.04.1949. Available at: >>> (accessed 11.12.2021).
14

Вторая возможная угроза, которая нависает над Канадой в этой связи, заключается в возможном прекращении обмена разведданными с Соединёнными Штатами. Стоит вспомнить, что Канада вместе с США, Великобританией, Австралией и Новой Зеландией входит в разведывательный альянс «Пять глаз» (Five Eyes)6. Тот факт, что в образованный АУКУС вошли лишь три члена этого альянса делает вполне логичным предположение, что обмен разведданными между Вашингтоном и его союзниками может проходить в более узком составе, без участия Канады и Новой Зеландии. В настоящее время сохранение Оттавой доступа к американским разведданным прямо увязывается Вашингтоном с её запретом на использование оборудования китайской компании «Хуавей» при создании своих национальных сетей сотовой связи пятого поколения (5G). Так, ещё в феврале 2019 г. тогдашний госсекретарь США М. Помпео предупреждал, что Вашингтон не сможет доверять тем союзникам, которые допустят компанию «Хуавей» в свои сети сотовой связи пятого поколения и прекратит обмен разведданными с такими странами7.

6. Подробнее см.: Володин Д.А. Современная разведывательная система Канады // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 11. С. 60-79. DOI: 10.31857/S268667300012342-6

7. Sachidina O. ‘A Real Risk’: U.S. Warns Allies Against Allowing Huawei in 5G Networks. 21.02.2019. Available at: >>> (accessed 15.12.2021).
15

По состоянию на начало февраля 2022 г. Канада остаётся единственным участником альянса «Пять глаз», которая не ввела такой запрет. Позиция официальной Оттавы особенно бросается в глаза с учётом того, что призыву США последовали не только все остальные англосаксонские страны, но и ряд государств АТР (Япония, Индия, а также не признаваемый на уровне ООН Тайвань). Основные опасения США и этих стран связаны с тем, что оборудование таких китайских компании, как «Хуавей», может использоваться для шпионажа. В этой связи часто упоминается принятый в 2017 г. в Китае закон о национальной разведке и особенно его 7-ая статья, которая обязывает организации и граждан страны «поддерживать, помогать и сотрудничать с государственной разведкой в соответствии с законом»8.

8. Kharpal A. Huawei Says It Would Never Hand Data to China’s Government. Experts Say It Wouldn’t Have a Choice. 4.03.2019. Available at: >>>  (accessed 15.12.2021).
16

Наряду с военно-политической составляющей пересмотр политики Канады в отношении Китая включает и экономическое измерение. Китай является вторым по величине торговым партнёром Канады после США. По итогам 2020 г. двусторонний товарооборот превысил 100 млрд кан. долл., причём дефицит Канады составляет более 50 млрд долл. (см. таблицу). Важно, однако, подчеркнуть, что, несмотря на 2-е место, значение Китая как торгового партнёра несопоставимо с ролью США: если на Соединённые Штаты в 2020 г. пришлось 73,4% канадского экспорта то на Китай лишь 4,8%9. В этом смысле более правильно говорить, что есть США, а есть все остальные торговые партнёры Канады, включая и Китай.

9. О торговле Канады с США см.: Хорошилов Е.Е. Политика администрации Байдена и экономические интересы Канады // Россия и Америка в XXI веке. 2021. No. 3. Available at: >>>. DOI: 10.18254/S207054760017049-0
17 Таблица Торговля Канады с Китаем (в млрд кан. долл.)
18
Год Экспорт Импорт
2016 21,0 64,4
2017 23,6 70,9
2018 27,7 75,6
2019 23,3 75,0
2020 25,2 76,5

Источник: Canada-China Fact-Sheet. Available at: >>>> (accessed 12.12.2021).

19

После парламентских выборов внутри страны также обострилась дискуссия о возможности переориентации экономических связей с Китаем на другие страны Индо-Тихоокеанского региона. Поводом для этого стала речь посла Канады в Китае Д. Бартона на Канадско-китайском деловом совете 28 сентября 2021 года. Выступая всего лишь через несколько дней после освобождения из китайской тюрьмы канадцев М. Спейвора и М. Коврига, он призвал вернуться к прошлой модели отношений между двумя странами и видеть в Китае, прежде всего, крайне выгодного для Канады экономического партнёра, а лишь затем обращать внимание на все остальные факторы. Как отмечал Бартон, «крайне важно, чтобы канадские компании воспользовались возможностями и постоянным экономическим ростом Азии и Китая… Независимо от взгляда на него, Китай действительно невозможно игнорировать»10.

10. Blackwell T. Barton’s Advice? Embrace China // The National Post. 12.10.2021.
20 Заявление канадского дипломата стало своего рода спусковым крючком для активного обсуждения вопроса о том, какими должны быть отношения Канады с Китаем в экономической сфере и должны ли они быть вообще. Так, научный сотрудник Школы глобальных проблем им. Манка при Торонтском университете, а в прошлом тоже посол Канады в Китае, Д. Малруни, раскритиковал Бартона за его «необычно восторженное» восприятие нового 5-летнего плана развития Китая и в то же время невнимание к опасностям ведения бизнеса в этой стране. Для Малруни, однако, самым тревожным моментом стало то, что он усмотрел в выступлении Бартона тестирование новой политики Дж. Трюдо в отношении Китая, приправленной выражениями озабоченности, но в целом повторяющей прошлую политику, направленную на расширение связей с Китаем и, прежде всего, в торговой сфере.
21

Установку Бартона на максимальное использование канадским бизнесом возможностей в Китае счёл неправильной и известный канадский политконсультант по странам Азии Дж. Маклеод. Вместо этого, по его словам, Канада должна рассмотреть возможность сокращения связей с Китаем. Он исходит из того, что с учётом агрессивных действий Китая в отношении Тайваня и военной активности в Южно-Китайском море конфликты Китая с Канадой будут только увеличиваться с течением времени. В качестве альтернативы Китаю для закупки и сбыта канадских товаров Маклеод предлагает развивать отношения с тремя густонаселенными странами в Южной и Юго-Восточной Азии: Бангладеш, Вьетнамом и Таиландом11.

11. McLeod G. Seeking Friendlier Alternatives to China // The National Post. 16.10.2021.
22

Однако нашлись союзники и у Бартона. Так, исполнительный директор Канадско-китайского делового совета С. Кутулакос, с одной стороны, отметила, что Канаде не грозит чрезмерная зависимость от торговли с Китаем, учитывая объём канадского экспорта в США, но, с другой стороны, фактически отвергла возможность найти в Азии другие страны, которые могли заменить для Канады Китай как экономического партнёра. В частности, она сослалась на то, что на Индию, ещё одну страну с более чем миллиардным населением, в 2020 г. пришлось лишь 0,7% канадского экспорта12, то есть в 7 раз меньше, чем в Китай.

12. The Saturday Debate. Has Canada's Relationship with China Become Too Damaged? // The Toronto Star. 9.10.2021.
23

Важным фактором, который не может не учитывать правительство Дж. Трюдо при разработке новой политики в отношении Китая, стал резкий рост антикитайских настроений в канадском обществе, пока их соотечественники М. Спейвор и М. Ковриг удерживались в китайской тюрьме. По результатам опроса общественного мнения, проведённого Институтом Ангуса Рида (The Institute Angus Reid) в конце сентября – начале октября 2021 г., то есть через несколько дней после освобождения Спейвора и Коврига, число канадцев положительно относящихся к Китаю составило всего 10% (см. график). Хуже чем к Китаю канадцы относились только к Саудовской Аравии. Данную тенденцию на рост негативных оценок Китая фиксируют и другие канадские социологические службы. Так, согласно опросу, проведённому компанией «Нанос рисёрч» (Nanos Research) одновременно с Институтом Ангуса Рида, с 2019 г. число противников участия китайской компании «Хуавей» в строительстве сетей мобильной связи пятого поколения в Канаде выросло с 53% до 76%, и в настоящее время этот проект поддерживают лишь 10% канадцев13. Аналогичные пропорции имеют место и по другим ключевым вопросам канадско-китайских отношений. В частности, если говорить об экономической составляющей, то 69% канадцев выступают против переговоров по заключению соглашения о свободной торговле с Китаем, а 76% и вовсе считают, что главным вопросом в канадско-китайских отношениях должны быть права человека, а не экономика и торговля. Опросы показывают, что канадское общество готово одобрить более жёсткий курс в отношении Пекина, который требует от Оттавы Вашингтон. По состоянию на конец 2021 г. подавляющее большинство канадцев (87%) в той или иной степени поддерживают участие Канады в коллективных усилиях с другими странами по сдерживанию Китая14. Таким образом, настроения общественности крайне затрудняют правительству Дж. Трюдо предпринимать сколько-нибудь серьёзные шаги по улучшению отношений с Китаем.

13. Chase S. Poll Shows Hardening Position on China among Canadians // The Globe and Mail. 11.10.2021.

14. Ibidem; Также см.: Globe and Mail/Nanos Survey 2021-1982. Available at: >>>  (accessed 13.12.2021).
24

График

Доля канадцев положительно относящихся к Китаю

25

26

Источник: https://angusreid.org/canada-china-huawei-meng-michaels-oct-2021/ (accessed 30.11.2021).

27

На данный момент нет полной ясности, в каком виде будут представлены результаты работы правительства Дж. Трюдо по пересмотру политики в отношении Китая, и пойдёт ли оно вообще на такой шаг. С одной стороны, после последних парламентских выборов в Канаде сменился министр иностранных дел: вместо М. Гарно на этот пост была назначена М. Жоли. Хотя она и имеет опыт работы на различных министерских должностях в правительстве Дж. Трюдо15, у неё нет специальной подготовки в области международных отношений. Помимо получения нового руководителя в канадском МИД кардинально обновился и отдел по Большому Китаю, у которого появился новый директор, новый заместитель директора и новый ведущий специалист по политическим вопросам16. Это может снизить роль канадского внешнеполитического ведомства в разработке новой политики в отношении Китая. В то же время МИД не единственный участник этого процесса. Ключевую роль играет Управление премьер-министра (Prime Minister’s Office) и Министерство международной торговли.

15. См.: Исраелян Е.В. Персоналии и приоритеты нового правительства Канады // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 2. С. 61–77. DOI: 0.31857/S268667300008241-5

16. Glavin T. ‘Audacious Humility’. Is There Any Hope That Melanie Joly Will Be Tougher on Beijing Than Her Predecessors? // The National Post. 28.10.2021.
28

На официальную Оттаву также очень сильное влияние в этом вопросе оказывается и со стороны Вашингтона. Уже упоминались слова американского посла в Канаде Д. Коэна о желании Вашингтона прояснить позицию своего северного соседа в отношении Китая. О том, что администрация Дж. Байдена считает этот вопрос одним из важнейших в двусторонних отношениях, Коэн подтвердил в начале декабря 2021 г., приступив к своим новым обязанностям. В интервью одной из ведущих канадских газет «Глоб энд Мейл» он отметил, что Китай является главной угрозой демократическим странам и что Вашингтон рассчитывает, что Канада поможет противостоять растущим военным, политическим и экономическим амбициям Пекина. Как отметил Коэн, «важно, пока Канада формулирует свою политику в отношении Китая, пока Соединённые Штаты пересматривают свою политику в отношении Китая, чтобы две страны осуществляли это согласованно друг с другом. Канада, пожалуй, является самым важным союзником США и согласие по таким критически важным вопросам, как отношения с Китаем, действительно важно для долгосрочных американо-канадских отношений»17.

17. Fife R. New U.S. Envoy Says Biden Wants Canada’s Help to Confront China // The Globe and Mail. 10.12.2021.
29

Американские сигналы были услышаны в Оттаве. В ноябре 2021 г. стало известно, что правительство Дж. Трюдо разрабатывает стратегию Канады в отношении Индо-Тихоокеанского региона, главным элементом которой станет проблема сдерживания Китая18. Общие контуры этой стратегии позволяют предположить, что Оттава рассчитывает достичь этой цели за счёт усиления в противовес Китаю других «полюсов» в Индо-Тихоокеанском регионе и, соответственно, усиления своих связей со странами в Южной и Юго-Восточной Азии. Главная ставка, судя по всему, делается на Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Входящие в неё страны, с одной стороны, могут в максимальной степени экономически заменить Китай, а, с другой – имеют крайне сложные с ним отношения. В середине ноября 2021 г. было объявлено о решении правительства Дж. Трюдо начать переговоры о заключении соглашения о свободной торговли с АСЕАН19.

18. Fife R., Chase S. Ottawa Draws Up Indo-Pacific Strategy with Focus on China // The Globe and Mail. 5.11.2021

19. Chase S. Canada, Southeast Asian Bloc Begin Trade Talks // The Globe and Mail. 17.11.2021.
30 Какими бы ни были формулировки в отношении Китая в публичной канадской стратегии, и учитывая неясность со сроками её публикации (и даже возможности невыхода её вообще), сами по себе они не могут служить достаточным основанием для точной оценки новой политики Оттавы в отношении Пекина. Крайне важны те решения, которые вынуждено будет принять правительство Дж. Трюдо в предстоящие месяцы по наиболее противоречивым вопросам канадско-китайских отношений.
31 Прежде всего, это всё тот же вопрос о запрете оборудования «Хуавей» в канадских сетях сотовой связи пятого поколения. В конце сентября 2021 г., после освобождения из китайской тюрьмы М. Спейвора и М. Коврига, премьер-министр Дж. Трюдо заявил, что решение правительства будет принято в предстоящие недели, однако по состоянию на 1 февраля 2022 г. оно так и не объявлено. Тем не менее фактически запрет уже введён, причём гораздо раньше. В июне 2020 г. две крупнейшие канадские телекоммуникационные компании – «Белл Кэнада» (Bell Canada) и «Телус» (Telus Corp) объявили об отказе от оборудования «Хуавей» при создании своих линий сотовой связи пятого поколения. Третья крупная канадская компания в этой сфере – «Роджерс комьюникейшнс» (Rogers Communications) – приняла такое решение ещё в 2018 году. Тот факт, что премьер-министр специально упомянул об отказе этих компаний от оборудования «Хуавей», говорит о согласованности действий правительства и частного бизнеса, позволяя таким образом Дж. Трюдо минимизировать политические издержки для канадско-китайских отношений. Сигналом является и требование в августе 2021 г. Оттавы к китайской телекоммуникационной компании «Чайна мобайл» (China Mobile) прекратить свою деятельность в Канаде по соображениям национальной безопасности.
32 Во-вторых, какой будет позиция Канады в отношении Тайваня? С момента установления дипломатических отношений с КНР в 1970 г. официальная Оттава придерживается политики одного Китая, признавая в этом качестве только его материковую часть. В то же время у неё существуют обширные и многолетние связи с Тайванем (с 1942 по 1970 г. именно этот остров Канада признавала как Китай). В Оттаве функционирует представительство Тайваня по экономическому и культурному сотрудничеству, а в Тайбэе открыто Торговое представительство Канады.
33 Крайне важным сигналом о возможном ужесточении политики Канады в отношении Китая стал проход в середине октября 2021 г. канадского фрегата «Виннипег» (HMCS Winnipeg) вместе с американским ракетным эсминцем «Дьюи» (USS Dewey) через Тайваньский пролив. Это событие привлекло внимание по двум причинам: это был первый такой случай после разрешения дела Мэн Ваньчжоу и это произошло во время обострения отношений между Китаем и Тайванем, причём последнему публично (и самим Дж. Байденом) была обещана военная поддержка США в случае нападения на остров.
34

Китай очень серьёзно отнесся к этим морским манёврам. На встрече в Оттаве 21 октября 2021 г. в рамках Китайско-канадского диалога второго трека (China-Canada Track Two Dialogue) китайскими участниками было заявлено, что проход канадского военного корабля через Тайваньский пролив «не способствует миру и что Канада должна воздержаться от подобных шагов в будущем»20. Более того, используя неформальный характер таких встреч, китайские гости, позволили себе выражения, которые были бы немыслимы в публичной дипломатии. В частности, было сказано, что «Канада должна усвоить уроки из своих ошибок и перестать быть марионеткой (lapdog) Соединённых Штатов для нормализации отношений»21.

20. Chase S. Refrain from Sending Warships Through the Taiwan Strait, China Tells // The Globe and Mail. 2.11.2021.

21. Ibidem.
35

По мнению М. Коула, научного сотрудника Института Макдональда – Лорье, принадлежность Канады к демократическим странам требует пересмотра её позиции по Тайваню. Он предлагает два изменения: более чётко сформулировать, что канадская политика одного Китая «никоим образом не признаёт Тайвань частью КНР, и что Оттава лишь “принимает к сведению” претензии Китая на суверенитет над этим островом»; кроме того, Канада вместе со своими союзниками должна обеспечить в регионе постоянное военное присутствие для недопущения нападения на Тайвань22.

22. Cole M. Ottawa Needs to Develop a Modern Policy for Taiwan // The Globe and Mail. 20.10.2021
36

Наконец, в-третьих, это отношение к возможному участию Китая и Тайваня в Транстихоокеанском партнёрстве. Создание этого объединения обычно связывают со стремлением администрации Б. Обамы создать противовес экономическому влиянию Китая в регионе. Среди 12 стран, учредивших этот форум в феврале 2016 г., была и Канада23. После избрания президентом Д. Трампа США вышли из этой организации, а оставшиеся участники подписали новый документ – Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства.

23. Подробнее см.: Немова Л.А. Транстихоокеанское партнёрство: выгоды и издержки с точки зрения Канады // Россия и Америка в XXI веке. 2016. No. 2. Available at: >>> (accessed 15.12.2021).
37

В сентябре 2021 г. Китай и Тайвань подали заявки на вступление в ТТП, причём Пекин опередил Тайбэй лишь на несколько дней (16 и 22 сентября соответственно). Это ставит Канаду, как и остальных участников Транстихоокеанского партнёрства, перед трудным выбором. К заявке Китая правительство Дж. Трюдо отнеслось весьма прохладно. В частности, в заявлении К. Чжоу (Chris Zhou), пресс-секретаря министра международной торговли Мэри Ын (Мэри Нг – Mary Ng), отмечалось, что решения о приёме новых членов «принимаются консенсусом и что любая страна, которая присоединяется к ТТП, должна отвечать и соблюдать высокие типовые нормы и амбициозные обязательства по доступу на свой рынок, предусмотренные в ТТП»24. Хотя Тайвань в большей степени соответствует этим критериям, однако, по мнению аналитиков, будет отвергнута и его кандидатура из-за неготовности участников ТТП принять Тайбэй и одновременно отвергнуть Пекин25. Для Канады (как и для входящей в ТТП Мексики) вопрос о приёме Китая в Транстихоокеанское партнёрство ещё более опасный. Дело в том, что по заключённому в 2018 г. новому соглашению о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (ЮСМКА), «страна-участница должна информировать других участников о намерении заключить торговое соглашение с "нерыночной страной", а после заключения ознакомить их с текстом этого соглашения. Если содержание соглашения не понравится другим странам-участницам, то они могут выйти из ЮСМКА с сохранением режима свободной торговли между собой»26.

24. Blanchfield M. Canada Cool to China’s Bid to Join Pacific Rim Trade Pact // The Times Colonist. 6.10.2021.

25. Chase S. Ottawa Won’t publicly Support Taiwan or China Joining TPP // The Globe and Mail. 24.09.2021.

26. Комкова Е.Г. ЮСМКА вместо НАФТА // Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 4. С. 50-58. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-4-50-58
38 Подводя итоги, можно отметить, что начатый правительством Дж. Трюдо пересмотр политики Канады в отношении Китая чётко обозначил главную проблему этого процесса: для Канады вопрос об отношениях с Китаем неразрывно связан с вопросом об отношениях с США. В течение многих лет Канаде удавалось получать все политические, экономические и военные выгоды от соседства с Соединёнными Штатами и в то же время пользоваться возможностями, созданными китайским экономическим чудом. Однако в условиях конфронтации между Вашингтоном и Пекином реализовывать далее такую модель отношений с этими странами невозможно: любой шаг (или даже бездействие) Канады в сторону одной из этих сверхдержав рассматривается другой как действие, направленное против неё. Ожидания, что с уходом Д. Трампа с поста президента, градус противостояния между Вашингтоном и Пекином пойдёт на спад, также не оправдались. В этих условиях дальнейшее нежелание Канады присоединяться к антикитайскому фронту грозит сорвать улучшение канадско-американских отношений, начавшееся после избрания президентом США Дж. Байдена. Помимо теснейших и многообразных связей с США важную роль в решении Оттавы к какой стороне примкнуть, играет и то, что многие американские союзники, которых Канада считает и своими союзниками, уже выразили готовность поддержать курс США на сдерживание Китая. Оказаться чужим среди своих – неприемлемый вариант для канадской политической элиты. Таким образом, для правительства Дж. Трюдо пересмотр политики в отношении Китая это ещё в какой-то степени и цивилизационный выбор.

Библиография

1. Подробнее см.: Солянова М.В. Новейший этап политики Канады в отношении КНР: переход к противостоянию? // США & Канада: экономика, политика, культура. 2021. №12. DOI: 10.31857/S268667300017540-4

2. Комкова Е.Г. Внеочередные выборы в Канаде: референдум по Трюдо. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. № 52(1):5-20. DOI: 10.31857/S2686673022010011

3. Blatchford A. Biden’s Pick for Ambassador to Canada Says U.S. Watching for Trudeau’s Updated China Policy. 23.09. 2021. Available at: https://www.politico.com/news/2021/09/23/biden-canada-ambassador-nominee-china-policy-514053 (accessed 14.12.2021).

4. Fife R. Canada Caught off Guard by New Security Pact between U.S., Australia and Britain // The Globe and Mail. 17.09.2021.

5. Североатлантический договор. Вашингтон. 4.04.1949. Available at: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_17120.htm (accessed 11.12.2021).

6. Подробнее см.: Володин Д.А. Современная разведывательная система Канады // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 11. С. 60-79. DOI: 10.31857/S268667300012342-6

7. Sachidina O. ‘A Real Risk’: U.S. Warns Allies Against Allowing Huawei in 5G Networks. 21.02.2019. Available at: https://www.ctvnews.ca/politics/a-real-risk-u-s-warns-allies-against-allowing-huawei-in-5g-networks-1.4307754 (accessed 15.12.2021).

8. Kharpal A. Huawei Says It Would Never Hand Data to China’s Government. Experts Say It Wouldn’t Have a Choice. 4.03.2019. Available at: https://www.cnbc.com/2019/03/05/huawei-would-have-to-give-data-to-china-government-if-asked-experts.html (accessed 15.12.2021).

9. О торговле Канады с США см.: Хорошилов Е.Е. Политика администрации Байдена и экономические интересы Канады // Россия и Америка в XXI веке. 2021. No. 3. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760017049-0-1/?sl=ru (accessed 1.02.2022). DOI: 10.18254/S207054760017049-0

10. Blackwell T. Barton’s Advice? Embrace China // The National Post. 12.10.2021.

11. McLeod G. Seeking Friendlier Alternatives to China // The National Post. 16.10.2021.

12. The Saturday Debate. Has Canada's Relationship with China Become Too Damaged? // The Toronto Star. 9.10.2021.

13. Chase S. Poll Shows Hardening Position on China among Canadians // The Globe and Mail. 11.10.2021.

14. Ibidem; Также см.: Globe and Mail/Nanos Survey 2021-1982. Available at: https://nanos.co/wp-content/uploads/2021/10/2021-1982-Globe-September-Populated-Report-China-with-Tabs-1.pdf (accessed 13.12.2021).

15. См.: Исраелян Е.В. Персоналии и приоритеты нового правительства Канады // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 2. С. 61–77. DOI: 0.31857/S268667300008241-5

16. Glavin T. ‘Audacious Humility’. Is There Any Hope That Melanie Joly Will Be Tougher on Beijing Than Her Predecessors? // The National Post. 28.10.2021.

17. Fife R. New U.S. Envoy Says Biden Wants Canada’s Help to Confront China // The Globe and Mail. 10.12.2021.

18. Fife R., Chase S. Ottawa Draws Up Indo-Pacific Strategy with Focus on China // The Globe and Mail. 5.11.2021

19. Chase S. Canada, Southeast Asian Bloc Begin Trade Talks // The Globe and Mail. 17.11.2021.

20. Chase S. Refrain from Sending Warships Through the Taiwan Strait, China Tells // The Globe and Mail. 2.11.2021.

21. Ibidem.

22. Cole M. Ottawa Needs to Develop a Modern Policy for Taiwan // The Globe and Mail. 20.10.2021

23. Подробнее см.: Немова Л.А. Транстихоокеанское партнёрство: выгоды и издержки с точки зрения Канады // Россия и Америка в XXI веке. 2016. No. 2. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760012226-5-1/?sl=ru (accessed 15.12.2021).

24. Blanchfield M. Canada Cool to China’s Bid to Join Pacific Rim Trade Pact // The Times Colonist. 6.10.2021.

25. Chase S. Ottawa Won’t publicly Support Taiwan or China Joining TPP // The Globe and Mail. 24.09.2021.

26. Комкова Е.Г. ЮСМКА вместо НАФТА // Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 4. С. 50-58. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-4-50-58

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести