Венесуэльская головоломка для Джо Байдена
Венесуэльская головоломка для Джо Байдена
Аннотация
Код статьи
S207054760018192-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Розенталь Дмитрий Михайлович 
Должность: Заместитель директора
Аффилиация:
Институт Латинской Америки РАН
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена американо-венесуэльским отношениям на современном этапе. Их запутанность во многом объясняется происходящей ревизией внешней политики США при 46-м президенте Джо Байдене, противостоянием между демократами и республиканцами в Конгрессе, политической и экономической нестабильностью в Боливарианской Республике. Вместе с тем анализ основных составляющих двустороннего взаимодействия может способствовать лучшему пониманию их особенностей. Давление Вашингтона на Каракас обуславливается как внутренними причинами, так и его стратегическими задачами в Западном полушарии. В этих условиях вероятность продолжения нажима Белого дома на правительство Николаса Мадуро остаётся достаточно высокой. 

Ключевые слова
США, Венесуэла, санкции, международные отношения, политический кризис, Джо Байден, Николас Мадуро
Источник финансирования
Подготовлено при поддержке проекта РФФИ № 20-014-00040 А «Трансформация современной политики США в Западном полушарии: региональные последствия и роль глобальных акторов»
Классификатор
Получено
15.11.2021
Дата публикации
20.12.2021
Всего подписок
12
Всего просмотров
1119
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1

Уже более двух десятков лет американо-венесуэльские отношения носят конфронтационный характер. За это время наибольшей напряжённости они достигли при 45-м президенте США Дональде Трампе, взявшем курс на прямое смещение главы Боливарианской Республики Николаса Мадуро. При этом Вашингтон применил практически все инструменты давления за исключением прямого военного вторжения. С 2017 г. против латиноамериканской страны действуют суровые экономические ограничения. Запрещены сделки с её ценными бумагами. Эта мера снизила возможности чавистов по латанию бюджетных дыр и финансированию государственного долга за счёт продажи национальных активов. Введены санкции на использование криптовалюты El Petro (PTR), функционирование золотодобывающей отрасли и операции Центрального банка1.

1. Venezuela-Related Sanctions. Available at: >>>  (accessed: 11.11.2021).
2

Тяжёлым ударом стало введённое Белым домом эмбарго на приобретение топлива Боливарианской Республики. Кроме того, под контроль лидера венесуэльской оппозиции Хуана Гуайдо перешла часть активов страны в банках США и других западных государств. По оценке официального Каракаса, в международных финансовых институтах была заблокирована сумма в 5,5 млрд долларов2.

2. «Трамп, разблокируй Венесуэлу!». Пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного Посла Боливарианской Республики Венесуэла в России Карлоса Рафаэля Фариа Тортосы // Международная жизнь,03.06.2019. Available at: >>>  (accessed: 18.03.2021).
3 Все эти меры не привели к смещению действующего президента Боливарианской Республики. Он по-прежнему контролирует большинство общественно-политических процессов в стране, силовой аппарат и боливарианские элиты. Оппозиция расколота, в ней пока не просматриваются лидеры, способные объединить силы противников Н. Мадуро. Наконец, пандемия COVID-19, затормозив социальную активность, предоставила правительству некоторую передышку. Среди венесуэльцев царит апатия и усталость от борьбы за власть.
4

Оборотной стороной американского давления стали негативные последствия для населения и так переживающего непростые времена. Санкции США лишь усилили зависимость венесуэльцев от правительства, распределяющего продуктовые наборы. При этом рестрикции регулярно подвергаются критике. К их немедленному снятию призвала официальный докладчик Организации Объединённых Наций Алена Довгань3. За отмену всех ограничительных мер в условиях пандемии COVID-19 выступила и Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет4.

3. Preliminary findings of the visit to the Bolivarian Republic of Venezuela by the Special Rapporteur on the negative impact of unilateral coercive measures on the enjoyment of human rights. Available at: >>>  (accessed: 24.10.2021).

4. Bachelet calls for easing of sanctions to enable medical systems to fight COVID-19 and limit global contagion. Available at: >>>  (accessed: 23.10.2021).
5 С одной стороны, приход к власти Джо Байдена поставил вопрос о пересмотре линии США в отношении Венесуэлы. Действующий президент входил в команду Барака Обамы, для которой был характерен умеренный подход к леворадикальным правительствам. С другой – за время работы администрации Д. Трампа произошло существенное ухудшение двусторонних отношений, а идея нажима на Н. Мадуро по-прежнему популярна в американском экспертном сообществе и политической элите. В этих условиях важно обозначить несколько составляющих взаимодействия Вашингтона и Каркаса, которые во многом будут определять его будущее развитие.
6

Венесуэла – вопрос внутренней политики США

 

В американском истеблишменте по-прежнему популярна идея давления на Венесуэлу, которая может принести определённые политические очки. Об этом много писалось в отечественной научной литературе5. Среди наиболее непримиримых государственных и общественных деятелей выделяется фигура сенатора кубинского происхождения Марко Рубио. Это обстоятельство не должно вызывать удивление – переселенцы с «Острова свободы» традиционно критически настроены к леворадикальным режимам. В список критиков правительства Н. Мадуро входят известный журналист Роджер Норьега, конгрессмен Марио Диас-Баларта и многие другие общественные и государственные деятели.

5. См. например, Кодзоев М.А-М. США, Куба и Латинская Америка. Реализация региональной политики Вашингтона в период правления Д. Трампа // Свободная мысль. 2020. №5. С. 99-110.
7

Таким образом, попытка Джо Байдена нормализовать отношения с Каракасом может ударить по позициям президента в американском истеблишменте. История уже знает подобные примеры. В 2012 г. президент Барак Обама заявил, что не считает правительство Уго Чавеса угрозой национальной безопасности США6. Эти слова вызвали шквал критики со стороны части экспертного сообщества и республиканцев. Он утих лишь в 2015 г., когда под давлением обеспокоенной общественности Венесуэла была таковой названа официально7.

6. Obama: Hugo Chavez Has Not Posed "Serious" National Security Threat. Available at: >>>  (accessed: 11.10.2021).

7. Qué significa que EE.UU. considere a Venezuela "una amenaza para la seguridad nacional" // BBC. Available at: >>>  (accessed: 11.10.2021).
8

Будучи вице-президентом в администрации Б. Обамы, Дж Байден усвоил этот урок. В условиях болезненной реакции американского общества на сближение с чавистами сложно надеяться на радикальный пересмотр политики США. Так, в программах обоих кандидатов от республиканцев и демократов в избирательной кампании 2020 г. речь шла о продолжении давления на Н. Мадуро8.

8. US Venezuelans: for Biden or Trump? Available at: >>>  (accessed: 02.11.2021).
9 Вместе с тем, видя неэффективность давления администрации Д. Трампа на чивистов, Дж. Байден может занять осторожную позицию, проявить склонность к переговорам и компромиссу. Впрочем, нельзя исключать и усиления давления на Каракас ради получения политических дивидендов и демонстрации твёрдости позиции.
10

Венесуэла на политической карте Латинской Америки

 

Важная задача Вашингтона – усиление его присутствия в Западном полушарии. В начале XXI века его внимание было сосредоточено на других регионах мира, при этом латиноамериканским странам пришлось собственными силами отвечать на вызовы времени, объединяться в блоки и альянсы. Это стало одной из причин (хоть и не главной) «левого поворота»9. При этом зачастую государства-лидеры этого явления становились плацдармом для проникновения в ближнее зарубежье США крупных субъектов мировой политики: ЕС, КНР и России.

9. Давыдов В.М. Современная левая альтернатива в латиноамериканском исполнении // Мир перемен, 2008. №1. С. 52-66.
11

В этих условиях возвращение утраченных позиций в регионе и купирование влияния стран-антагонистов – Боливарианской Республики, Кубы, Никарагуа – стратегическая цель США10. Методы ее достижения, впрочем, могут быть разными. В частности, Б. Обама придерживался умеренного подхода к леворадикальным режимам. Он начал процесс нормализации отношений с Гаваной, предпринял попытку сближения с Каракасом (американская компания Chevron предоставила кредит венесуэльской государственной нефтегазовой компании PDVSA в размере 2 млрд долларов)11. При этом госсекретарь в его администрации Джон Керри публично отказался от Доктрины Монро12.

10. Хейфец В.Л. Хейфец Л.С. Латиноамериканская стратегия США на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. №4. С. 150-160.

11. Venezuela's PDVSA, Chevron ready $2 bln oil project credit // Reuters. Available at:  >>> (accessed: 03.11.2021).

12. Keith Johnson. Kerry Makes It Official: 'Era of Monroe Doctrine Is Over' // WSJ, Nov. 18, 2013. Available at: >>>  (accessed: 01.11.2021).
12

В свою очередь, при Д. Трампе речь шла о прямой конфронтации с леворадикальными режимами. В его команду вошли такие «ястребы» как Майк Помпео, не исключавший применение силы для свержения Н. Мадуро13, и Джон Болтон, призвавший к возвращению принципов Доктрины Монро14. Венесуэла была выбрана в качестве приоритетной цели из-за существующей в этой стране политической и экономической нестабильности.

13. Mills F.B. US continues sanctions against Venezuela and Cuba during COVID-19 pandemic. Council on Hemispheric Affairs, 17.03.2020. Available at: >>> (accessed: 19.03.2021).

14. John Bolton and the Monroe Doctrine // Economist. 9.05.2019. Available at: >>>  (accessed: 01.11.2021).
13 На сегодняшний день Боливарианская Республика не представляет серьезной угрозы для Белого дома. Она не обладает возможностями для активной дипломатии в регионе. Вместе с тем нахождение вблизи США страны с большими нефтяными ресурсами и антиамериканским правительством неминуемо будет препятствием для политического возвращения Вашингтона в Латинскую Америку. В этих условиях, а также вследствие инерционности американской внешней политики вероятность усиления давления Дж. Байдена на Каракас возрастает.
14

Политика санкций

 

Вашингтон обладает значительными ресурсами, позволяющими ему оказывать экономическое давление на правительство Н. Мадуро. При этом ограничения не приводят к весомому негативному эффекту на хозяйственную систему США. Североамериканское государство давно не зависит от импорта венесуэльской нефти. Оно получает топливо от поставщиков из Канады, Саудовской Аравии, Мексики и Колумбии15.

15. Oil and petroleum products explained. Available at: >>>  (accessed: 12.10.2021).
15

Введенное эмбарго не стало серьезной проблемой для заводов, расположенных в Мексиканском заливе и заточенных на переработку тяжелых сортов нефти. Еще в 2018-2019 гг. существовало опасение того, что отказ от поставок из Боливарианской Республики нанесет по ним серьезный удар16. Вместе с тем вышедший в 2021 г. отчет Счетной палаты США свидетельствуют о том, что предприятия смогли найти альтернативных поставщиков17. Это обстоятельство позволит Вашингтону поддерживать ограничения в течение длительного времени.

16. Жуков С. В., Резникова О. Б. Венесуэла на мировом рынке нефти // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 10. С. 80–87.

17. Venezuela: Additional Tracking Could Aid Treasury's Efforts to Mitigate Any Adverse Impacts U.S. Sanctions Might Have on Humanitarian Assistance. Available at: >>>  (accessed: 01.11.2021).
16

Нельзя не признать, что многие санкции, наложенные на Боливарианскую Республику, оказались неэффективными, чависты смогли к ним адаптироваться18. В тоже время они продолжают оказывать негативное влияние на гуманитарную ситуацию в латиноамериканской стране. Это обстоятельство предполагает некоторое смягчение рестрикций. Первый шаг на этом пути уже сделан. Введено послабление ограничений на транспортное сообщение с Венесуэлой19. Впрочем, рассчитывать на полное снятие санкций не приходится из-за негативной реакции сторонников жестких мер против администрации Н. Мадуро.

18. Venezuela adapts to US sanctions with rising oil flow. Available at: >>>  (accessed: 05.11.2021).

19. Гордиев узел венесуэльского кризиса. М.: ИЛА РАН. 2021. 142 c.
17

Фактор Хуана Гуайдо

 

Развитие политической ситуации в Венесуэле свидетельствует о том, что надежны Вашингтона на Х. Гуайдо пока не оправдываются. После бойкота оппозицией парламентских выборов 2020 г. политик лишился должности председателя Национальной ассамблеи и утратил юридические основания претендовать на пост временного президента. Происходит падение его влияния как в стане противников режима Н. Мадуро, так и на международной арене. От его признания отказался Европейский союз, наделив оппозиционера статусом «привилегированного переговорщика»20. При этом в объединении и раньше наблюдались определенные колебания по этому вопросу21.

20. Los 27 estados de la UE habían dicho el 6 de enero que ya no podían reconocer legalmente a Guaidó. Available at: >>>  (accessed: 11.11.2021).

21. Розенталь Д.М. Особенности конфронтационное взаимодействие ЕС и Венесуэлы // Современная Европа. 2020. №6. С. 101 – 111.
18

Из мемуаров Джона Болтона известно, что Д. Трамп скептически относился к возможностям Х. Гуайдо переиграть такого политика как Н. Мадуро22. Тем не менее, экс-президент признал его временным главой Венесуэлы, оказал оппозиционеру значительную поддержку23, встречался с ним в Белом доме.

22. Bolton J. The Room Where It Happened: A White House Memoir. New York: Simon & Schuster. 2020. 592 p.

23. Trump muestra su apoyo a Guaidó y carga contra el «dictador Maduro» Available at: >>>  (accessed: 02.11.2021).
19

Дж. Байдену оппозиционный лидер «достался по наследству». Вашингтон признал его временным президентом Венесуэлы24, однако большую поддержку его команде, переставшей играть столь заметную роль в латиноамериканской стране, ожидать не стоит. Кроме того, Белый дом готов пересмотреть отношения с Н. Мадуро в том случае, если он предпримет «конкретные шаги к выходу из политического кризиса»25. Такие заявления со стороны американской администрации вряд ли воспринимаются позитивно в окружении Х. Гуайдо.

24. Biden reconoce a Guaidó como presidente interino de Venezuela. Available at: >>>  (accessed: 01.11.2021).

25. Nicolás Maduro y la administración de Biden envían señales de una tregua tentative. Available at: >>>  (accessed: 03.11.2021).
20

Заключение

 

Дж. Байден не стремится к принятию быстрых решений в отношении Латинской Америки. С одной стороны, приоритетной задачей для хозяина Белого дома является решение внутренних проблем США. Речь, в первую очередь, идёт о борьбе с пандемией COVID-19 и её социально-экономических последствиях. С другой – сложный расклад сил в Конгрессе позволяет республиканцам блокировать или затягивать назначение многих высокопоставленных чиновников. Для утверждения их кандидатур функционерам приходится корректировать свою линию, в том числе по венесуэльскому вопросу. В частности, государственный секретарь США Энтони Блинкен, известный своим умеренным подходом к леворадикальным режимам, при вступлении в должность был вынужден занять непримиримую позицию в отношении правительства Н. Мадуро26. В этих условиях возможности Вашингтона по принятию каких-либо решений сильно снижаются.

26. 3 cambios que el gobierno de Joe Biden ya introdujo en las relaciones de EE.UU. con América Latina. Available at: >>>  (accessed: 04.11.2021).
21

При анализе двусторонних отношений нужно принять во внимание сложную ситуацию, в которой оказался Дж. Байден. Его рейтинг опустился до 42%, что является одним из самых низких показателей для американских президентов на первом сроке правления (ниже он был только у Д. Трампа). Около 70% американцев сомневаются в его методах управления страной27. Он подвергся суровой критике со стороны значительной части истеблишмента после вывода воинского контингента США из Афганистана28. Не исключено, что в этих условиях давление на Венесуэлу может стать инструментом повышения его общественной поддержки и мобилизации социальной базы. «Первой ласточкой» этой линии может быть экстрадиция из Кабо-Верде в Соединённые Штаты колумбийского бизнесмена и доверенного лица Н. Мадуро Алекса Сааба. Это шаг во многом осложнил переговоры между властью и оппозицией Боливарианской Республики.

27. Biden's job rating sinks to 42 percent in NBC News poll a year from midterms // NBCNews. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

28. Biden faces bipartisan criticism over U.S. evacuation in Afghanistan Available at: >>>  (accessed: 03.11.2021).
22

Венесуэльский политический и экономический кризис далёк от своего разрешения. Хозяйственная система страны находится в плачевном состоянии, продолжается отток населения (эмигранты ищут работу за рубежом, возможность для получения продуктов первой необходимости и медикаментов). Гуманитарная ситуация в стране близка к критической – по данным ООН около 7 млн человек нуждаются в помощи29. Продолжается конфронтация между властью и оппозицией, при этом рейтинг Н. Мадуро около 17%30. Эта ситуация неминуемо приведёт Боливарианскую Республику к новым внутренним конфликтам. И тогда Вашингтон может предпринять новую атаку на чавистов.

29. Seven million people require some form of humanitarian or protection assistance in Venezuela. Available at: >>> (accessed: 03.11.2021).

30. Why Venezuela’s ‘Two Presidents’ Are Ready to Talk Available at: >>>  (accessed: 03.11.2021).

Библиография

1. Venezuela-Related Sanctions. Available at: https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/sanctions-programs-and-country-information/venezuela-related-sanctions (accessed: 11.11.2021).

2. «Трамп, разблокируй Венесуэлу!». Пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного Посла Боливарианской Республики Венесуэла в России Карлоса Рафаэля Фариа Тортосы // Международная жизнь,03.06.2019. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/22778 (accessed: 18.03.2021).

3. Preliminary findings of the visit to the Bolivarian Republic of Venezuela by the Special Rapporteur on the negative impact of unilateral coercive measures on the enjoyment of human rights. Available at: https://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=26747&LangID=E (accessed: 24.10.2021).

4. Bachelet calls for easing of sanctions to enable medical systems to fight COVID-19 and limit global contagion. Available at: https://www.ohchr.org/en/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=25744&LangID=E (accessed: 23.10.2021).

5. См. например, Кодзоев М.А-М. США, Куба и Латинская Америка. Реализация региональной политики Вашингтона в период правления Д. Трампа // Свободная мысль. 2020. №5. С. 99-110.

6. Obama: Hugo Chavez Has Not Posed "Serious" National Security Threat. Available at: https://www.realclearpolitics.com/video/2012/07/11/obama_hugo_chavez_has_not_posed_serious_national_security_threat.html (accessed: 11.10.2021).

7. Qué significa que EE.UU. considere a Venezuela "una amenaza para la seguridad nacional" // BBC. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias/2015/03/150309_eeuu_venezuela_sanciones_emergencia_tsb (accessed: 11.10.2021).

8. US Venezuelans: for Biden or Trump? Available at: https://www.opendemocracy.net/en/democraciaabierta/venezuelans-us-biden-trump-en/ (accessed: 02.11.2021).

9. Давыдов В.М. Современная левая альтернатива в латиноамериканском исполнении // Мир перемен, 2008. №1. С. 52-66.

10. Хейфец В.Л. Хейфец Л.С. Латиноамериканская стратегия США на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. №4. С. 150-160.

11. Venezuela's PDVSA, Chevron ready $2 bln oil project credit // Reuters. Available at: https://www.reuters.com/article/venezuela-oil-idUKL2E8E6D5R20120306 (accessed: 03.11.2021).

12. Keith Johnson. Kerry Makes It Official: 'Era of Monroe Doctrine Is Over' // WSJ, Nov. 18, 2013. Available at: https://www.wsj.com/articles/BL-WB-41869 (accessed: 01.11.2021).

13. Mills F.B. US continues sanctions against Venezuela and Cuba during COVID-19 pandemic. Council on Hemispheric Affairs, 17.03.2020. Available at: http://www.coha.org/us-continues-sanctions-against-venezuela-and-cuba-during-covid-19-pandemic/ (accessed: 19.03.2021).

14. John Bolton and the Monroe Doctrine // Economist. 9.05.2019. Available at: https://www.economist.com/leaders/2019/05/09/john-bolton-and-the-monroe-doctrine (accessed: 01.11.2021).

15. Oil and petroleum products explained. Available at: https://www.eia.gov/energyexplained/oil-and-petroleum-products/imports-and-exports.php (accessed: 12.10.2021).

16. Жуков С. В., Резникова О. Б. Венесуэла на мировом рынке нефти // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 10. С. 80–87.

17. Venezuela: Additional Tracking Could Aid Treasury's Efforts to Mitigate Any Adverse Impacts U.S. Sanctions Might Have on Humanitarian Assistance. Available at: https://www.gao.gov/products/gao-21-239 (accessed: 01.11.2021).

18. Venezuela adapts to US sanctions with rising oil flow. Available at: https://www.argusmedia.com/en/news/2270123-venezuela-adapts-to-us-sanctions-with-rising-oil-flow (accessed: 05.11.2021).

19. Гордиев узел венесуэльского кризиса. М.: ИЛА РАН. 2021. 142 c.

20. Los 27 estados de la UE habían dicho el 6 de enero que ya no podían reconocer legalmente a Guaidó. Available at: https://www.larepublica.co/globoeconomia/los-estados-de-la-ue-ya-no-reconocen-a-guaido-como-presidente-interino-de-venezuela-3115344 (accessed: 11.11.2021).

21. Розенталь Д.М. Особенности конфронтационное взаимодействие ЕС и Венесуэлы // Современная Европа. 2020. №6. С. 101 – 111.

22. Bolton J. The Room Where It Happened: A White House Memoir. New York: Simon & Schuster. 2020. 592 p.

23. Trump muestra su apoyo a Guaidó y carga contra el «dictador Maduro» Available at: https://www.abc.es/internacional/abci-trump-muestra-apoyo-guaido-y-carga-contra-dictador-maduro-202002051120_video.html?ref=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (accessed: 02.11.2021).

24. Biden reconoce a Guaidó como presidente interino de Venezuela. Available at: https://www.lavanguardia.com/internacional/20210120/6185730/eeuu-venezuela-biden-blinken-trump-guaido-maduro-chavismo.html (accessed: 01.11.2021).

25. Nicolás Maduro y la administración de Biden envían señales de una tregua tentative. Available at: https://www.larepublica.co/globoeconomia/nicolas-maduro-y-la-administracion-de-biden-envian-senales-de-una-tregua-tentativa-3168121 (accessed: 03.11.2021).

26. cambios que el gobierno de Joe Biden ya introdujo en las relaciones de EE.UU. con América Latina. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-56050026 (accessed: 04.11.2021).

27. Biden's job rating sinks to 42 percent in NBC News poll a year from midterms // NBCNews. Available at: https://www.nbcnews.com/politics/meet-the-press/biden-s-job-rating-sinks-42-percent-nbc-news-poll-n1282781 (accessed: 02.11.2021).

28. Biden faces bipartisan criticism over U.S. evacuation in Afghanistan Available at: https://www.deseret.com/2021/8/17/22627379/biden-faces-bipartisan-criticism-over-u-s-evacuation-in-afghanistan-congress-trump-romney (accessed: 03.11.2021).

29. Seven million people require some form of humanitarian or protection assistance in Venezuela. Available at: https://www.unocha.org/Venezuela (accessed: 03.11.2021).

30. Why Venezuela’s ‘Two Presidents’ Are Ready to Talk Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-09-02/why-venezuela-s-two-presidents-are-ready-to-talk-quicktake (accessed: 03.11.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести