The US-German Economic Relationship in 2021. Achievements and expectations
Table of contents
Share
QR
Metrics
The US-German Economic Relationship in 2021. Achievements and expectations
Annotation
PII
S207054760018165-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anna K. Ivanova 
Affiliation: Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

In 2021, the authorities of the Federal Republic of Germany and the United States confirmed their intentions to restore the transatlantic partnership. Further changes in the global market depend on the relationship between J. Biden`s administration and the new government coalition in Germany and Germany`s EU-partners. The high level of German-American economic interpenetration, confirmed by the results of the analysis, determines the agenda of political and economic cooperation between the two countries. In this context, their existing contradictions and their determination for mutual concessions represent particular importance. The German economy is especially sensitive to the protectionism of its main economic partners, the United States and the China. The country is interested in maintaining its competitiveness, which can push it to more active participation in the development of the US-China relations and attempts to strengthen its position in the EU in the implementation of the economic development strategy. The article analyzes bilateral investment activity, trade, expectations of national business in the territory of a partner country; highlighted the main economic contradictions with the Federal Republic of Germany during the presidency of D. Trump and J. Biden. The aftermath of the pandemic has negatively affected bilateral trade. In the meantime businesses of both countries are planning expantion and not expected to quit the market, which suggests a return to the positive trend in trade in the mid- term.

Keywords
USA, Germany, SME, Trade relations, FDI, business
Received
08.11.2021
Date of publication
13.01.2022
Number of purchasers
0
Views
133
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

ФРГ и США – два региональных лидера, имеющие тесные культурно-исторические связи и развитую институциональную систему поддержки внешнеэкономической деятельности, ориентированную в том числе на малые и средние предприятия. Эти факторы во многом определили высокий уровень доверия как на политическом, так и на деловом уровне. Для партнёров характерно особое внимание к вопросам международной конкуренции как фактору безопасности, где немаловажную роль играет согласованность их экономической политики. Ярким примером стал скандал в ноябре 2016 г. вокруг покупки китайским государственным инвестиционным фондом Fujian Grand Chip немецкой компании по производству микрочипов Aixtron SE1. Чтобы не позволить КНР стать владельцами основных стратегических технологий, власти США приняли активное участие в срыве сделки2. В качестве другого примера могут служить многочисленные попытки ФРГ повлиять на решения президента Д. Трампа в отношении выхода из Парижского договора и политики поддержки национального бизнеса (в том числе закон о снижении ставки корпоративного налога в США)3. Рассуждая о сложной природе германо-американского партнёрства в общеполитическом контексте, доктор исторических наук, профессор РАН А.А. Синдеев характеризует его как «вынужденное сотрудничество»4, при этом очевидно, что державы обладают высоким потенциалом для реализации масштабных инновационных проектов, способных изменить расстановку сил на мировом рынке. В этом контексте возрастает потребность в изучении динамики двусторонних экономических отношении на современном этапе.

1. Germany's Aixtron says U.S. opposes China deal on security grounds // Reuters. URL: >>> (дата обращения: 01.11.2021).

2. Германия. 2016 / под. ред. В. Б. Белова [В.Б. Белов, М.В. Грачева, А.К. Иванова, Н.К. Меден и др.] – М. : Институт Европы РАН , 2017. – с. 38-39. URL: >>>

3. Иванова А.К. Немецкий бизнес в США: итоги 2017 года // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2018, №2, с. 115–122. DOI: 10.15211/vestnikieran2201818 URL: >>>

4. Современная Германия. Экономика и политика / под ред. В. Б. Белова [В.Б. Белов, Н.В. Супян, М.В. Грачева, А.А. Синдеев, А.К. Камкин и др.] – М. : Институт Европы РАН, 2015. С. 593.
2 Большой вклад в анализ актуальной экономической политики ФРГ внесли отечественные экономисты А.В. Кузнецов, В.Б. Белов, Н.В. Супян, Н.В. Грачева, Н.М. Меден; особенности хозяйственных приоритетов США подробно исследованы экономистами Л.Ф. Лебедевой, П.А. Аксеновым, С.С. Дмитриевым, Э.В. Кириченко, М.А. Портным и другими. Ниже будут проанализированы основные показатели двусторонней инвестиционной активности и товарной торговли, выделены ключевые противоречия, а также ожидания германо-американских фирм.
3

Инвестиции

 

В 2019 г. в США насчитывалось 4 тыс.752 фирмы с немецким капиталом и суммарным годовым оборотом свыше 545 млн евро, что составило 15% всех предприятий ФРГ, действующих за рубежом, и обеспечивающих 1/5 суммарного годового дохода на внешних рынках (табл. 1). Таким образом, Соединённые Штаты становятся одной из важнейших стран германской внешнеэкономической деятельности по уровню дохода.

4

Таблица 1. Доход немецких компаний на зарубежных рынках в 2019 г.:

5
Страна Доход фирм ФРГ в млн евро
США 545,3
Великобритания 265,0
КНР 192,5
Франция 145,7
Швейцария 109,7
Италия 96,5
РФ 38,1
Всего 2 585, 1

Источник: рассчитано автором на основе данных Statistics on the structure and activity of foreign affiliates of German investors (Outward FATS) November 2021, Bundesbank. URL: >>> AHK Jahresbericht 2020. Delegation of German Industry and Commerce in Washington,DC >>>  (дата обращения: 19.11.2021);

6

В сфере инвестиций наблюдаются рекордные показатели. Из графиков (рис.1 и рис.3; показатели Великобритании и Китая приведены для сравнения) следует, что в период президентства Д. Трампа Соединённым Штатам удалось привлечь беспрецедентный объём инвестиций из ФРГ. Текущие ПИИ ФРГ в США ежегодно увеличивались и приблизились к отметкам в 411,3 млрд долл. в 2020 г. (277,2 млрд долл. в 2016 г.), что сделало ФРГ пятым основным инвестором в экономику страны, после Японии (647,7 млрд долл.), Канады (490,8 млрд.), Великобритании (486,9 млрд) и Нидерландов (484 млрд). Инвестиции из этих пяти стран обеспечили более половины всех ПИИ в США в 2020 г. Кроме того, Германия вошла в первую тройку инвесторов США по накопленным инвестициям (564,3, млрд долл.) после Японии (679 млрд) и Канады (569 млрд), обойдя Великобританию (480,8, млрд) и вошедшую в первую пятерку Францию (315 млрд). Около 40% всех ПИИ в США были сконцентрированы в производственном секторе.

7

Рисунок 1. Текущие прямые иностранные инвестиции из ФРГ, Китая, Великобритании в США

8

9

Источник: Составлено автором на основе данных Bureau of economic and finance in U.S. Department of Commerce5

Bureau of economic and finance in U.S. Department of Commerce. URL: >>> (дата обращения: 20.09.2021).
10

Рисунок 2. Текущие прямые иностранные инвестиции США в ФРГ, Китай, Великобританию

11

12

Источник: составлено автором на основе данных Bureau of economic and finance in U.S. Department of Commerce (https://www.bea.gov/data/intl-trade-investment/direct-investment-country-and-industry (дата обращения: 20.09.2021).

13

Инвестиции ФРГ в новые производственные мощности значительно снизились в 2020 г. (17 млрд долл.) в сравнении с рекордными объёмами инвестированного капитала в 2017 г. – 25,8 млрд долл. (рис. 3). Количество проектов в 2020 г. самое низкое с 2010 г. (самый низкий показатель за 10 лет – 178 проектов в 2015 г.).

14

Рисунок 3. Инвестиции ФРГ в гринфилд-проекты в США 2014–2020 гг.

15

Источник: составлено автором на основе данных German American Business Outlook 2021. >>> (дата обращения: 01.11.2021)

16

Источник: составлено автором на основе данных German American Business Outlook 2021. https://home.kpmg/de/en/home/insights/2021/01/german-american-business-outlook-2021.html (дата обращения: 01.11.2021)

17

Американские компании поставили рекорд, инвестировав свыше 162,3 млрд долл. в экономику ФРГ в 2020 г. (129,9 млрд долл. в 2016 г.) (рис.2). Однако Германия всё ещё не вошла в первую пятёрку реципиентов ПИИ из США, в которой лидирующие позиции занимают Великобритания (890 млрд долл. в 2020 г.), Нидерланды (844 млрд), Люксембург (759 млрд), Канада (422 млрд) и Ирландия (390 млрд). При этом, ежегодно на сферу НИОКР приходится до 6 млрд долл. инвестиций с обеих сторон. США возглавляют первую тройку инвесторов ФРГ и не теряют лидерских позиций по числу проектов: на 2020 г. пришлось 182 инвестиционных проекта США, на втором месте – Китай (68 проектов) и Швеция (64 проекта). По подсчётам аналитического агентства EY, в 2020 г. инвестиции США обеспечили до 11 тысяч рабочих мест в Германии (на втором месте Франция – 4 тыс. рабочих мест)6.

6. Standort Deutschland 2021. Ausländische Direktinvestitionen in Deutschland und Europa. Juni 2021. С. 13. >>> (дата обращения: 01.11.2021).
18

Товарная торговля

 

В 2019 г. торговый оборот двух стран достиг исторического максимума в 187 млрд долл. и значительно сократился в 2020 г. (173 млрд долл.) под влиянием мер по борьбе с пандемией COVID-19. Объёмы товарного экспорта/импорта США в отношении ФРГ также достигли рекордных отметок в 2019 г. и снизились в период пандемии. США экспортировали в ФРГ товаров на сумму 60 млрд долл. и импортировали на сумму 128 млрд долл. (см. табл. 2) с отрицательным сальдо торгового баланса: -68 млрд долл. (-65 млрд долл. в 2016 году).

19

Таблица 2. Показатели товарной торговли США с ФРГ 1999–2020 гг., млрд долл.

20
Товарный экспорт США в ФРГ, в млрд долл.
Год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Объём 26,69 29,40 29,86 26,62 29,01 31,78 34,87 41 ,91 50 ,11 55,32 43,94
 
Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объём 48,48 49,73 49,26 47,70 49,69 50,06 49,54 54,11 57,77 60,02 57,26
Товарный импорт США из ФРГ, в млрд долл.
Год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Объём 55,69 59,03 59,57 62,86 68,71 78,01 85,73 89,98 95,20 98,93 72,31
 
Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объём 83,50 99,99 110,3 115 34 125,09 125,46 114,56 117,89 126,20 128,0 115,37

Источник: Составлено автором на основе данных Bureau of economic and finance in U.S. Department of Commerce >>>  (дата обращения: 01.11.2021).

21

Ожидания бизнеса

 

Приход к власти президента Дж. Байдена в США в 2021 г. был встречен широкой политической поддержкой со стороны немецкого истеблишмента. Победа Демократической партии ассоциировалась с возвращением повестки рыночной либерализации и прекращением «конфронтационного» курса Д. Трампа в отношении европейских партнёров, грозившей экономике Германии потерей конкурентоспособности. Некоторые законопроекты и заявления американского президента вызывали серьёзную обеспокоенность властей ФРГ за состояние мирового рынка и возможные экономические риски, что спровоцировало рост числа противников его политического курса. Среди основных угроз экономике страны были:

22
  • разногласия по климатической политике и решение о выходе США из Парижского договора;
  • не согласованная с европейскими партнёрами налоговая реформа Д. Трампа от 2017 г. по снижению средней ставки корпоративного налога до 21%, которая могла привести к перемещению в США крупных предприятий из стран Западной Европы;
  • протекционизм и нарушение принципов ВТО, ведущие к росту взаимных ограничений среди основных экономических игроков, что ставит под угрозу цепочки добавленной стоимости трёх четвертей немецких компаний;
  • экстерриториальные ограничения Соединённых Штатов, вводимые против европейского бизнеса в случае сотрудничества со страной, на которую распространяются американские санкции (Иран, Россия и др.);
  • отсутствие долгосрочных гарантий в отношении преференциальной торговли для ФРГ и других европейских партнёров (временный характер моратория на рост тарифов на ввоз стали и алюминия из Европы). Ранее эти противоречия и действия ФРГ по сохранению прежних условий ведения бизнеса с США были подробно рассмотрены автором в ежегоднике «Германия. 2017»7 и статье «Немецкий бизнес в США: итоги 2017 г.».
7. Германия. 2017 / Под. ред. В.Б. Белова [В.Б. Белов, М.В. Грачева, А.К. Иванова и др.] – М. : Ин-т Европы РАН , 2018. – с. 71-82. URL: >>> 
23

При новой администрации не ослабло сопротивление строительству «Северного потока-2»8, остались вопросы по условиям преференциальной торговли в отношении тарифов на сталь и алюминий, укрепился курс на сдерживание КНР– второго главного экономического партнера ФРГ (важные аспекты освещены в статьях экономистов Л.Ф. Лебедевой и П.А. Аксенова9, С.С. Дмитриева10). В исследованиях 2020–2021 гг. Л.Ф. Лебедева11 и Э.В. Кириченко12 указывают также на проблему подготовки реформы экспортного контроля.

8. Лебедев А.С. Санкции против «Северного потока – 2». Экономические последствия // Современная Европа. 2020. №5. С. 173-181. DOI:  10.15211/soveurope52020173181 . URL: >>> 

9. Лебедева Л.Ф., Аксенов П.А. Новая экономическая политика Джозефа Байдена: глобальное измерение // Международная торговля и торговая политика. 2021. Т. 7. № 2(26). С. 7-16. DOI: 10.21686/2410-7395-2021-2-7-16

10. Дмитриев С. С. Американо-китайское технологическое соперничество: от “высокомерия” к бойкоту // Мировая экономика и международные отношения. 2020., Т. 64., № 12., С. 70-77. DOI 10.20542/0131-2227-2020-64-12-70-77

11. Лебедева Л. Ф. Внешнеторговые ограничения США в условиях нестабильной динамики международной торговли // Международная торговля и торговая политика. – 2021., Т. 7. № 1(25)., С. 18-26. – DOI: 10.21686/2410-7395-2021-1-18-26

12. Кириченко Э. В. Экспортный контроль как инструмент поддержания лидерства США в меняющемся мире // Полис. Политические исследования. – 2020., № 1., С. 74-88. DOI: 10.17976/jpps/2020.01.06. URL: >>> 
24

Одновременно, итоги Саммита ЕС – США в июне 2021 г. показали готовность западноевропейских держав к восстановлению трансатлантического партнёрства. Здесь ФРГ становится центральным звеном в определении взаимоотношений Евросоюза с КНР и США. 15 июля 2021 г. канцлер А. Меркель и президент Дж. Байден подтвердили свою приверженность углублению двустороннего сотрудничества, обнародовав совместную Вашингтонскую декларацию13. В ней стороны предложили развитие новых форматов диалога в экономической сфере, где большое внимание уделено климатической повестке и энергетике. Среди ключевых вопросов экономического взаимодействия – сотрудничество в области инвестиций в отношении КНР, меры экспортного контроля, безопасность цепочек добавленной стоимости, а также ситуация вокруг китайской компании «Хуавей» (Huawai) и расширения сети пятого поколения (5G). Особенно необходимо подчеркнуть подробно проанализированные экономистом В.Б. Беловым в статье 2021 г.14 договорённости сторон по «Северному потоку-2» (переговоры по которому прошли спустя несколько дней после подписания декларации, и завершились «Совместным заявлением США и Германии по поддержке Украины, европейской энергетической безопасности и общим климатическим целям»).

13. Washington Declaration. July 15, 2021, URL: >>>  (дата обращения: 01.11.2021)

14. Белов В.Б. Перспективы газопровода «Северный поток – 2» // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. N 4, 2021. C. 63-71. DOI: 10.15211/vestnikieran420216371
25

В 2018–2020 гг. бóльшая часть немецких фирм планировала расширение в США. Согласно опросам, проведённым германскими внешнеторговыми палатами, в ряде основных проблем бизнесмены отмечали недостаток квалифицированной рабочей силы и обеспокоенность в отношении роста протекционизма в мире*.

* По результатам опросов внешнеторговых палат ФРГ в США за 2017-2020 гг.
26

Согласно опросам немецкого бизнеса в Соединённых Штатах от 2021 г., около 80% фирм готовы инвестировать в американский рынок в ближайшей и среднесрочной перспективе. Из них около 8% предполагают вложения свыше 50 млн долл., 30% – от 6 до 50 млн долларов15.

15. Business Destination Germany US Business in Germany 2022. How CFOs of German subsidiaries of US corporations evaluate Germany. Survey. American Chamber of Commerce in Germany e.V., KPMG in Germany, 2021. P. 35-38. URL: >>> (дата обращения: 20.09.2021).
27

Результаты опросов американского бизнеса в ФРГ показали, что 62% фирм ожидают своего расширения и дальнейшей либерализации рынка. Лишь 5% американских фирм оценивают условия для инвестирования в ФРГ как «плохие»16. Среди главных преимуществ ФРГ как штандорта для ведения бизнеса респонденты отмечают: рынок труда ФРГ (100%), качество НИОКР (91%), высокую покупательскую способность (89%), качество сети поставщиков и др. К наиболее проблемным областям относят высокий корпоративный налог, уровень развития цифровизации, дороговизну услуг электроэнергии и высокую оплата труда.

16. Transatlantic Business Barometer 2021. Amcham, 2021. URL: >>> (дата обращения: 01.11.2021).
28

Выводы

 

Торгово-экономические отношения двух стран остались на высоком уровне, поставив новые рекорды в области инвестиций и торговли. Пандемия COVID-19 спровоцирует последующее (временное) падение показателей товарного экспорта/импорта из ФРГ, однако взаимозависимость двух экономик продолжит расти, с последующим увеличением инвестиций в НИОКР и расширением германо-американских фирм, ожидающих дальнейшей либерализации рынка. Многие вопросы экономического сотрудничества всё ещё требуют решения на высшем уровне, кроме того, возрастет роль ФРГ в качестве медиатора в треугольнике США – ЕС – КНР. Вызовы глобальной конкуренции требуют от немецких политиков более активных и стратегически выверенных действий на международной арене. Многое будет зависеть от согласованной работы новой парламентской коалиции в ФРГ, её гибкости и способности сохранить позиции во взаимоотношениях со своими ключевыми экономическими партнёрами.

References

1. Germany's Aixtron says U.S. opposes China deal on security grounds // Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/us-aixtron-m-a-fujian-usa-idUSKBN13D2Q8 (data obrascheniya: 01.11.2021).

2. Germaniya. 2016 / pod. red. V. B. Belova [V.B. Belov, M.V. Gracheva, A.K. Ivanova, N.K. Meden i dr.] – M. : Institut Evropy RAN , 2017. – s. 38-39. URL: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/343.pdf

3. Ivanova A.K. Nemetskij biznes v SShA: itogi 2017 goda // Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN, 2018, №2, s. 115–122. DOI: 10.15211/vestnikieran2201818 URL: http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/18_Ivanova_AK_Nemetskij_biznes.pdf.

4. Sovremennaya Germaniya. Ehkonomika i politika / pod red. V. B. Belova [V.B. Belov, N.V. Supyan, M.V. Gracheva, A.A. Sindeev, A.K. Kamkin i dr.] – M. : Institut Evropy RAN, 2015. S. 593.

5. Bureau of economic and finance in U.S. Department of Commerce. URL: https://www.bea.gov/data/intl-trade-investment/direct-investment-country-and-industry (data obrascheniya: 20.09.2021).

6. Standort Deutschland 2021. Ausländische Direktinvestitionen in Deutschland und Europa. Juni 2021. S. 13. https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/de_de/news/2021/06/ey-standort-deutschland-2021.pdf (data obrascheniya: 01.11.2021).

7. Germaniya. 2017 / Pod. red. V.B. Belova [V.B. Belov, M.V. Gracheva, A.K. Ivanova i dr.] – M. : In-t Evropy RAN , 2018. – s. 71-82. URL: https://instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/354.pdf

8. Lebedev A.S. Sanktsii protiv «Severnogo potoka – 2». Ehkonomicheskie posledstviya // Sovremennaya Evropa. 2020. №5. S. 173-181. DOI: 10.15211/soveurope52020173181. URL:http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2020/5-2020/Lebedev-5-20.pdf.

9. Lebedeva L.F., Aksenov P.A. Novaya ehkonomicheskaya politika Dzhozefa Bajdena: global'noe izmerenie // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2021. T. 7. № 2(26). S. 7-16. DOI: 10.21686/2410-7395-2021-2-7-16

10. Dmitriev S. S. Amerikano-kitajskoe tekhnologicheskoe sopernichestvo: ot “vysokomeriya” k bojkotu // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2020., T. 64., № 12., S. 70-77. DOI 10.20542/0131-2227-2020-64-12-70-77

11. Lebedeva L. F. Vneshnetorgovye ogranicheniya SShA v usloviyakh nestabil'noj dinamiki mezhdunarodnoj torgovli // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. – 2021., T. 7. № 1(25)., S. 18-26. – DOI: 10.21686/2410-7395-2021-1-18-26

12. Kirichenko Eh. V. Ehksportnyj kontrol' kak instrument podderzhaniya liderstva SShA v menyayuschemsya mire // Polis. Politicheskie issledovaniya. – 2020., № 1., S. 74-88. DOI: 10.17976/jpps/2020.01.06. URL: https://www.politstudies.ru/files/File/2020/1/Polis-2020-1-Kirichenko.pdf

13. Washington Declaration. July 15, 2021, URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/07/15/washington-declaration/ (data obrascheniya: 01.11.2021)

14. Belov V.B. Perspektivy gazoprovoda «Severnyj potok – 2» // Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN. N 4, 2021. C. 63-71. DOI: 10.15211/vestnikieran420216371

15. Business Destination Germany US Business in Germany 2022. How CFOs of German subsidiaries of US corporations evaluate Germany. Survey. American Chamber of Commerce in Germany e.V., KPMG in Germany, 2021. P. 35-38. URL: https://www.amcham.de/fileadmin/user_upload/Press_Room/2021/KPMG_US_Business_in__Germany_2022.pdf (data obrascheniya: 20.09.2021).

16. Transatlantic Business Barometer 2021. Amcham, 2021. URL: https://www.amcham.de/fileadmin/user_upload/Publications/Business-Barometer/2021/Transatlantic_Business_Barometer_2021_ENG.pdf (data obrascheniya: 01.11.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate