Is There A Need in a New «Concert of Great Powers»? Discussions in the American Expert Community
Table of contents
Share
QR
Metrics
Is There A Need in a New «Concert of Great Powers»? Discussions in the American Expert Community
Annotation
PII
S207054760018164-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Korney Kozlov 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The world political system is recently passing through a period of rapid changes. Decades of Western dominance are coming to an end, while strengthening China and Russia are eroding the weakening western leadership and its liberal values. In order to reduce tensions between the great powers and prevent possible confrontation, Richard N. Haas and Charles I. Kupchan propose to create a modern edition of the "European Concert" of the 19th century. Their opponents claim that the experience of the past is not always relevant in the present, and the "concert" system will not work in the modern circumstances. The article reveals the arguments of both sides.

Keywords
the new world order, the great powers, the "European concert", the multipolar world, G20
Received
08.11.2021
Date of publication
13.01.2022
Number of purchasers
0
Views
111
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Весной 2021 г. Ричард Хаас, президент одного из старейших «мозговых центров» США – Совета по международным отношениям, совместно со своим коллегой Чарльзом Капчаном (старшим научным сотрудником Совета, профессором мировой политики факультета внешней службы и государственного управления Джорджтаунского университета) опубликовали статью в издании «Форин афферс» (Foreign Affairs)1, в которой фактически предложили пересмотреть систему международных отношений ради создания нового «концерта» мировых держав, своего рода неформальной руководящей группы самых мощных и влиятельных государств, по мотивам «Европейского концерта» начала XIX века – во имя предотвращения катастрофы и продвижения стабильности в современном многополярном мире. Но, как становится понятно далее из их рассуждений, под эгидой США. Хотя словосочетание «многополярный мир» обращает на себя внимание, поскольку для американских политических экспертов признание данного факта не очень характерно.

1. Richard N. Haass, Charles A. Kupchan. The New Concert of Powers. Foreign Affairs. 23/03/2021. URL: >>> (accessed: 03.11.2021).
2 Стоит вначале привести краткую справку о том, что представляла собой система «Европейского концерта» XIX века. Новый порядок, учреждённый на Венском конгрессе 1814–1815 гг., заключался в балансе сил между основными державами того исторического периода (Англия, Франция, Пруссия, Австрия, Россия), что придавало ему существенную устойчивость. Однако его основой являлось не только соблюдение баланса сил, но и новый политический подход главных европейских стран, называемый «Европейским концертом», в котором во главу угла ставилась цель мирного, невоенного урегулирования конфликтов и противоречий между собой путём выработки коллективных решений. Любые споры и проблемы, в том числе касающиеся прочих и малых стран, должны были решаться на основе общих договорённостей между главными европейскими державами. Предполагалось, что для решения разных конфликтных и спорных ситуаций главы правительств, монархи, министры, послы будут регулярно встречаться между собой, чтобы обсудить все вопросы и в итоге прийти к компромиссу, устраивающему все стороны. Те страны, от которых и зависело существование нового порядка и, собственно, сам «европейский концерт», со временем получили неофициальное название великих держав.
3

Р. Хаас и Ч. Капчан не питают иллюзий по поводу современного состояния международных отношений. Они прямым текстом говорят о том, что: «Pax Americana выдыхается. Соединённые Штаты и их традиционные демократические партнёры не имеют ни возможностей, ни желания закрепить взаимозависимую международную систему и сделать универсальным для всего мира либеральный порядок, который был установлен после Второй мировой войны»2.

2. Ibidem.
4

Поэтому в условиях быстро меняющегося мира и соотношения сил с целью предотвращения прямых военных конфликтов, поддержания стабильности и безопасности в XXI веке они выдвинули идею создания так называемого нового «глобального концерта», состоящего из крупнейших и влиятельных держав или объединений стран, основными задачами которого стало бы разрешение кризисных ситуаций и урегулирование современных стратегических проблем (например, распространение ядерного оружия или вопросы изменения климата). Ключевыми акторами были обозначены США, Китай, Европейский Союз, Россия, Индия и Япония, поскольку совокупно эти страны создают примерно 2/3 мирового валового продукта. Львиная доля всех военных расходов в мире (около 70%) также приходится на них3. Примечательно, что в свой список Хаас и Капчан внесли Японию, но по каким-то причинам не упомянули Великобританию, по всей видимости, поставив её по степени значимости в один ряд с Евросоюзом, несмотря на состоявшийся «брексит».

3. Stockholm International Peace Research Institute. Military Expenditure 2020. URL: >>> (accessed: 04.11.2021).
5

Авторы идеи новой организации особенно подчёркивают необходимость соблюдения принципа политической инклюзивности и неформальности процедур, присущего концертам, поскольку в его составе должны находиться действительно мощные и влиятельные страны вне зависимости от их политического режима. Под неформальностью понимается отсутствие каких-либо обязывающих соглашений и процедур (в противовес ООН). Авторы считают, что такая организация была бы более гибкой, чем ныне действующие международные институты, и смогла бы быстрее и лучше справляться с различными разногласиями. При этом она не заменяла бы их собой, а находилась выше их, способствуя поддержке нынешних мировых институтов и существующей архитектуры международных отношений. И это очень важный аспект, выделяемый Р. Хаасом и Ч. Капчаном по взаимодействию между новым «концертом» и существующими международными организациями, на который следует обратить внимание: «В отличие от Совета Безопасности ООН, постоянные члены концерта не будут применять вето, принимать официальные голоса или брать на себя обязательные соглашения или обязательства. Дипломатия будет проходить за закрытыми дверями и направлена на достижение консенсуса. Члены, которые нарушают ранг и действуют в одностороннем порядке, сделают это только после изучения альтернативных вариантов действий. Если кто-то из участников отклоняется от консенсуса, другие участники концерта координируют свои действия»4.

4. Richard N. Haass, Charles A. Kupchan. Op. cit.
6 Чем может грозить такой подход? Опасность его состоит в том, что в случае реализации этих планов значимость ООН и смысл её существования могут быть поставлены под вопрос, поскольку при «дипломатии за закрытыми дверями» она будет нужна только как инструмент официального исполнения ранее достигнутых договорённостей стран нового «концерта». Право вето в Совете Безопасности ООН потеряет всякий смысл, так как основные решения будут приниматься, по сути, другой, как бы неофициальной организацией и в ходе закулисных и неформальных переговоров.
7

Обращает на себя внимание ещё один аспект, который можно назвать как «территориальный статус-кво». Хаас и Капчан заявляют, что в составе нового «концерта» не должно быть «ревизионистских держав, склонных к агрессии и завоеваниям, потому что «Европейский концерт» XIX века функционировал эффективно во многом благодаря тому, что в его состав входили удовлетворённые державы, которые хотели сохранить, а не сломать территориальный статус-кво»5. При этом, несмотря на критику России по поводу кризиса на Донбассе, войны с Грузией в 2008 г. или Китая в отношении островов в Южно-Китайском море, авторы считают, что Россию и Китай не следует относить к агрессивным государствам, стремящимся к аннексиям и территориальной экспансии, поскольку «концерт», по их мнению, сведёт вероятность такого развития событий к минимуму и даст возможность открыто высказать все опасения в отношении своих ключевых национальных интересов. Но при этом участники концерта должны будут полностью отказаться от мысли изменения границ силовым путём или принуждением и уважать их, а также в кризисные моменты быть готовыми дать коллективный ответ на глобальные вызовы.

5. Ibidem.
8

Р. Хаас и Ч. Капчан, однако, признают, что создание такого нового неформального объединения стран не может быть гарантией решения всех мировых проблем, поскольку потенциальные ключевые участники имеют зачастую диаметрально противоположные интересы, и в ряде случаев консенсус между ними очень трудно достижим, если вообще возможен. Но, по мнению авторов, формирование глобального «концерта» всё равно будет более адекватным и реальным способом обеспечить взаимодействие и диалог между великими державами, отвечать современным вызовам, укрепить международную безопасность и продвигать порядок, основанный на правилах, поскольку в отсутствие лидера существует риск сползания в бесконтрольную конфронтацию. Хотя стоит отметить по поводу «порядка, основанного на правилах», что министр иностранных дел России Сергей Лавров не раз заявлял, что именно Устав ООН – это свод таких правил, одобренных всеми странами мира. Когда же эти правила устанавливаются кулуарно, закулисно, в обход Всемирной организации, то они не могут обладать всеобъемлющей легитимностью6.

6. Лавров с трибуны ООН рассказал, чьи правила нужно соблюдать. ТАСС. 26.09.2021. URL: >>> (accessed: 05.11.2021).
9

В целом, идея создания такого нового концерта параллельно ООН в экспертном сообществе была воспринята неоднозначно, поэтому у неё быстро появились и критики, которые изложили свои аргументы также на страницах издания «Форин афферс»7. Оппоненты идеи Хааса и Капчана, например, директор программы «Большая Европа» (Wider Europe) Европейского совета по международным отношениям Нику Попеску, сопредседатель диалога «Китай – Запад», преподаватель в Школе глобальных отношений и государственной политики Мунка в Университете Торонто Алан Александрофф, приглашённый старший научный сотрудник Института Брукингса Колин Брэдфорд и некоторые другие, напротив, считают, что создание подобной организации совершенно не приблизит мир к большей безопасности и разрешению проблем.

7. Nicu Popescu, Alan S.Alexandroff, Colin I. Bradford. The Case against a New Concert of Powers. Foreign Affairs. 11/05/2021. URL: >>> (accessed: 05.11.2021).
10 Они отмечают, что «Европейский концерт» основывался на идее возможности нескольких великих держав управлять миром, но в реальности концерту не удалось ни предотвратить войны между его членами, ни сохранить баланс сил на протяжении действительно длительного времени (поскольку уже в 1853 г. началась Крымская война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией государств, в которую входили и Франция с Англией – с другой), а все его достижения оказались довольно кратковременными и неустойчивыми.
11 Кроме этого, отмечается, что для современной эпохи ядерных вооружений и гиперзвуковых ракет система «концерта» также не годится. В силу того, что практически все члены нового объединения являются ядерными державами, вероятность сдерживания агрессивных устремлений будет значительно ниже именно из-за ядерного фактора, поскольку какой-либо участник концерта по понятным причинам вряд ли будет прямо угрожать войной другому участнику. При таком положении вещей у нового концерта будет гораздо меньше желания и возможностей искать дипломатические, мирные способы разрешения конфликтов и разногласий.
12 Кроме того, большие сложности возникли бы и в отношениях с системой западных альянсов, в первую очередь НАТО. Нику Попеску предлагает вспомнить, в частности, о ряде кризисов последних лет, например, украинском, или российско-турецком обострении в ноябре 2015 г., когда Анкара сбила российский бомбардировщик Су-24, что привело в итоге к гибели пилота. В первом случае даже несмотря на действия Москвы Вашингтон и Брюссель не стали угрожать военными мерами, не говоря уже про Пекин, который едва ли присоединился бы впоследствии к западным санкциям против России; во втором случае США и ЕС вряд ли поддержали бы Москву, поскольку трансатлантическая солидарность для них всё-таки выше, чем солидарность великих держав. Итогом таких противоречий станет крах чего-то одного – либо нового «концерта», либо системы западных альянсов.
13 Поэтому, по их мнению, наиболее приемлемый способ справиться с современными вызовами и проблемами, обозначенными Р. Хаасом и Ч. Капчаном, – это усилить взаимодействие на основе уже существующих институтов и объединений, прежде всего Группы двадцати (G20). Несмотря на отдельные недостатки в работе этой организации, которые отмечали А. Александрофф и К. Брэдфорд, её масштаба было бы достаточно для обеспечения посредничества между ключевыми участниками «концерта» или в сложных переговорах. При наличии соответствующих возможностей и полномочий, «двадцатка» могла бы дать пространство для манёвра между участниками, помочь укрепить диалог и взаимоуважение, а также добиться прогресса в решении сложных международных вопросов и проблем.

References

1. Richard N. Haass, Charles A. Kupchan. The New Concert of Powers. Foreign Affairs. 23/03/2021. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/world/2021-03-23/new-concert-powers (accessed: 03.11.2021).

2. Ibidem.

3. Stockholm International Peace Research Institute. Military Expenditure 2020. URL: https://www.sipri.org/research/armament-and-disarmament/arms-and-military-expenditure/military-expenditure (accessed: 04.11.2021).

4. Richard N. Haass, Charles A. Kupchan. Op. cit.

5. Ibidem.

6. Lavrov s tribuny OON rasskazal, ch'i pravila nuzhno soblyudat'. TASS. 26.09.2021. URL: https://tass.ru/politika/12509811 (accessed: 05.11.2021).

7. Nicu Popescu, Alan S.Alexandroff, Colin I. Bradford. The Case against a New Concert of Powers. Foreign Affairs. 11/05/2021. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-05-11/case-against-new-concert-powers (accessed: 05.11.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate