Современная Германия в архитектуре ядерного сдерживания НАТО
Современная Германия в архитектуре ядерного сдерживания НАТО
Аннотация
Код статьи
S207054760017960-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хришкевич Татьяна Георгиевна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются особенности участия Федеративной Республики Германия в системе ядерного сдерживания НАТО. Основное внимание уделено двум ключевым уровням ядерного участия – техническому, связанному с размещением американских ракет на военно-воздушных базах ФРГ, и политическому, состоящему из сотрудничества государства в программах по разоружению. Проанализированы цели и механизмы ядерного участия, отношение ведущих политических партий к проблеме ядерного сдерживания в рамках НАТО, в том числе содержание коалиционных договоров и предвыборных программ. Отмечается, что в настоящее время  отсутствуют оперативные причины, по которым сохраняется необходимость военного участия в ядерном сдерживании. Делается вывод о преимущественно политических основаниях участия ФРГ в НАТО.

Ключевые слова
Германия, США, НАТО, ядерное сдерживание, «ядерное участие», проблемы разоружения, безопасность
Классификатор
Получено
29.09.2021
Дата публикации
16.12.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
974
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1

Введение

 

В современном мире, несмотря на возникновение новых форматов международного взаимодействия, по-прежнему сохраняются конвенциональные формы силового воздействия государств друг на друга. Меняются виды вооружения, модернизируются стратегии, но мышление по-прежнему сохраняет стереотипы, выводя угрозы глобальной войны на новый уровень.

2 Теория ядерного сдерживания возникла с появлением ядерного оружия для решения проблем подготовки и предотвращения полномасштабной ядерной войны. Применение теории сдерживания во время холодной войны привело к равновесию между ядерными арсеналами двух ведущих ядерных держав – Советского Союза и Соединённых Штатов Америки, что гарантировало в случае полномасштабной ядерной войны уничтожение как нападающей, так и обороняющейся стороны. С ядерной разрядкой и окончанием холодной войны интерес к теории сдерживания утих, но сохранение значительного количества ядерного вооружения обеспечило затягивание проблемы.
3 Интерес к сдерживанию возобновился в последние годы. Одной из причин стало прекращение действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) в августе 2019 г., а также истечение срока действия Договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ-3) и его продление в январе 2021 г. Свою роль сыграли необходимость найти новый баланс с учётом ядерных возможностей других игроков, в частности Китая, и возрастание конфронтации США по отношению к России.
4

Место объединённой Германии в военно-политической системе НАТО изучено довольно полно, как зарубежными, так и отечественными специалистами. Осмыслению подвергнуты статус ФРГ как государства без права на обладание оружием массового уничтожения1, эволюция взаимоотношений ФРГ и США2, политика ФРГ в НАТО3. Все авторы единодушно отмечают амбиции немецкого правительства в стремлении играть всё большую роль на мировой арене. Однако место Германии в системе ядерного сдерживания и особенности «ядерного участия» осмыслено не столь подробно. Цель данного исследования состоит в анализе политического и технического компонентов ядерного участия ФРГ, а также в ответе на вопрос, что входит в концепцию «ядерного сдерживания» ФРГ.

1. Трунов Ф.О. Феномен державы без права на обладание ОМУ/ОМП: Германия и кризис контроля над вооружениями // Актуальные проблемы Европы, 2020, № 3. С. 118-143.

2. Белинский А.В., Никуличев Ю.В. «Американские горки»: Эволюция отношений между США и ФРГ в 1989–2019 гг. // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 135-157.

3. Трунов Ф.О. Политика ФРГ в НАТО на современном этапе: Проблемы и перспективы // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 114-134.
5

«Ядерное участие» ФРГ

 

ФРГ добровольно отказалась от производства всех основных видов оружия массового уничтожения, а также владения и распоряжения ими в 1990 г. В статье 3 Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии подчёркивается: «Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии подтверждают свой отказ от производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием. Они заявляют, что объединённая Германия также будет придерживаться этих обязательств. В частности, права и обязательства, вытекающие из Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г., продолжают действовать в отношении объединённой Германии»4.

4. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии / >>>
6 В тоже время ФРГ интегрирована в политику ядерного сдерживания НАТО через так называемое «ядерное участие». В годы холодной войны во время конфликта между Востоком и Западом, Германия играла привилегированную роль в ядерном планировании НАТО по сравнению с другими государствами, не обладающими ядерным оружием. К началу XXI века концепция «ядерного участия» предусматривала, что на территории ФРГ находилось ядерное оружие США, так как собственного ядерного оружия у бундесвера нет. В настоящее время США хранят ядерные боеприпасы на военной базе под Бюхелем в Рейнланд-Пфальце.
7

Позиция НАТО в этом вопросе озвучена следующим образом: страны Североатлантического альянса сохраняют приверженность целям создания мира без ядерного оружия. Пока существует ядерное оружие, страны-участницы стремятся поощрять контроль над вооружениями, а также нераспространение и разоружение. В то же время присутствует прямолинейность в признании НАТО ядерным союзом, который продолжит обеспечивать эффективность сил и средств сдерживания и обороны, сохраняя физическую и техническую безопасность средств ядерного сдерживания. Таким образом, нельзя отрицать тот факт, что ядерное оружие по-прежнему играет жизненно важную роль в современном мировом порядке и политика ядерного сдерживания будет оставаться актуальной долгое время5.

5. Кокс Д. Ядерное сдерживание сегодня. 08.06.2020. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 26.09.2021).
8

Концепцию ядерного сдерживания ФРГ отличает убеждённость, что ядерное оружие это, прежде всего, «политическое оружие»6. После распада блока ОВД и объединения Германии федеральное правительство в своём заявлении 1995 г. отметило, что ядерное оружие это не только инструмент ведения войны, но его основная цель политическая, как инструмента предотвращения военных действий. В случае если сдерживание не удастся, ядерное оружие будет являться «политическим» оружием, то есть его первое применение должно иметь сигнальный эффект и решить задачу отстранения противника от дальнейших военных действий.

6. Rudolf P. Deutschland, die NATO und die nukleare Abschreckung // Stiftung Wissenschaft und Politik Deutsches Institut für Internationale Politik und Sicherheit. Mai 2020. Berlin. S. 6.
9

В начале XXI века тема ядерного сдерживания неоднократно фиксировалась в программных документах германского правительства, но всегда в связи с вопросами разоружения и партнёрства с НАТО. Так, в 2016 г. в Белой книге о политике безопасности и будущем бундесвера говорится: «Пока ядерное оружие может быть средством военного конфликта, существует необходимость продолжать ядерное сдерживание». Стратегический ядерный потенциал альянса, особенно США, для ФРГ является высшей гарантией безопасности, так как НАТО по-прежнему ядерный альянс. Благодаря ядерному участию Германия продолжает существовать в ядерной политике и связанных с ней планах, что «идёт рука об руку с приверженностью Германии цели создания условий для мира, свободного от ядерного оружия». Согласно Белой книге, в связи с растущим распространением оружия массового уничтожения и межконтинентальных баллистических ракет, особенно на южной периферии зоны альянса, важной задачей, которая также актуальна для коллективно защищаемой безопасности ФРГ, является развитие противоракетной обороны7.

7. Weissbuch zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr. 2016. Bundesministerium der Verteidigung. Berlin. 2016. S. 65.
10

Значение темы ядерного сдерживания для ФРГ подтверждается включением этого вопроса в коалиционные договоры. Например, в договоре ХДС/ХСС и СДПГ 2018 г. присутствовал раздел, близкий по содержанию к предвыборной программе СДПГ. В нём отмечалось, что разоружение и ограничительная политика экспорта вооружений, контроль над вооружениями остаются приоритетными целями внешней политики Германии и политики безопасности: «Мы хотим избежать новой гонки обычных и ядерных вооружений на нашем континенте. Поэтому Германия предпримет новые инициативы по контролю над вооружениями и разоружению»8.

8. Abrüstung und restrictive Rüstungsexportpolitik / Ein neuerAufbruchfür Europa. Eine neueDynamikfür Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertragzwischen CDU, CSU und SPD. 19. Legislaturperiode. s. 148. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 25.09.2021).
11

Коалиционный договор подчёркивал, что цель федерального правительства – мир, свободный от ядерного оружия, и поддержание региональных инициатив в отношении зон, свободных от оружия уничтожения. И отмечал, что Германия заинтересована в участии в стратегических дискуссиях и процессах планирования, пока ядерное оружие играет роль инструмента сдерживания в стратегической концепции НАТО. В то же время текст договора поднимал неудобную для христианских демократов тему вывода тактического ядерного оружия, размещённого в Германии, правда при условии успешных переговоров по разоружению, что на фоне пробуксовки диалога о ликвидации ракет средней и меньшей дальности выглядело маловероятным.

12

Министр иностранных дел Германии Хайко Маас неоднократно подтверждал приверженность Берлина своим обязательствам в рамках стратегической концепции НАТО. Так, в августе 2018 г. он призвал к альянсу мультилатералистов, подчеркнув, что немцы не могут быть заинтересованы в «блуждании миропорядка» в свободной игре сил с меняющимися альянсами, в которой сильнейшие диктуют правила. Задача Германии противостоять этому, насколько возможно, найдя все необходимые инструменты, одним из которых является Трансатлантическое партнёрство: «Мы инвестируем в это партнёрство и часто лично извлекаем из него выгоду». По словам Х. Мааса «Америка для нас не просто какой-то партнёр, а наш самый близкий партнёр за пределами Европы. И я также совершенно сознательно добавляю: мы должны и мы хотим сделать всё возможное, чтобы это оставалось таковым. Но для этого мы должны адаптировать нашу политику к новому положению». В то же время Х. Маас выразил обеспокоенность возникновением новой стратегической реальности, из которой следует необходимость взять на себя большую ответственность за безопасность, укрепляя европейскую опору трансатлантического альянса9.

9. Rede von Außenminister Heiko Maas: Füreine Allianz der Multilateralisten. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 25.09.2021).
13

В отношении ядерного участия Х. Маас высказался за сохранение ядерного оружия в ФРГ. В своей речи в 2020 г. он отметил, что вопрос не только в собственной защите, но и в том, чтобы взять на себя обеспечение безопасности, например, применительно к государствам Восточной Европы. Поэтому он не считает возможным отказаться от американских ракет10. Выступление Х. Мааса стало ответом на высказывания его однопартийцев, председателя фракции Социал-демократической партии Германии в бундестаге Рольфа Мютцениха и сопредседателя СДПГ Норберта Вальтер-Борьянса о необходимости вывода американского ядерного оружия с территории ФРГ. По словам Мааса, односторонние шаги, которые подрывают доверие ближайших партнёров и европейских соседей, не приближают цели создания мира, свободного от ядерного оружия. Наоборот, они ослабляют союзнические связи11.

10. Maas gegen Atomwaffen-Abzugsforderungen seiner Partei. [ElektronischeRessource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 25.09.2021).

11. Műtzenich R. Deutschland und die nukleare Teilhabe. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 25.09.2021).
14

Дискуссия о «ядерном участии» ФРГ

 

В январе 2017 г. в ФРГ вспыхнула многогранная и неоднозначная дискуссия о том, должна ли Федеративная Республика Германия, которая, в отличие от Великобритании и Франции, не имеет ядерного оружия, рассматривать возможность превращения в ядерную державу по соображениям безопасности и обороны. Заметным фактором возникновения дебатов стал новый президент США Д. Трамп и отсутствие полной ясности по вопросам будущего европейской безопасности. Он с самого начала демонстрировал негативный настрой в отношении любых европейских оборонных инициатив, которые появляются вне НАТО, несмотря на то что их сторонники вовсе не ставили под сомнение прерогативы альянса по коллективной обороне12 [16].

12. Приходько О.В. Д. Трамп и трансатлантические противоречия: текущее состояние, динамика, перспективы // Россия и Америка в XXI веке. 2020. Выпуск № 3 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 22.09.2021). DOI: 10.18254/S207054760011695-1
15

Дискуссию инициировал политолог и эксперт по стратегии Максимилиан Терхалле, бывший старший советник Министерства обороны Великобритании, который занимается исследованиями и преподает в Университете Винчестера. В январе 2017 г. он опубликовал статью в берлинской газете «Тагесшпигель» (Der Tagesspiegel), где потребовал: «Германии нужно ядерное оружие»13. Выводы, которые делал Терхалле, имели откровенно антироссийский характер: «Одно только ядерное оружие может помочь нам сдержать Россию и поставить её на место». По его словам, ахиллесова пята немецкой политики безопасности стала видна, когда канцлер А. Меркель и президент Франции Ф. Олланд объявили о необходимости продления санкций против России. Однако их эффективность с 2013 г. зависела от военной поддержки США. Критерием сохранения ядерного оружия Терхалле назвал колебание курса Д. Трампа. Если США отойдёт от курса обычного и ядерного сдерживания России, ответ на потерю стратегической защиты национальной безопасности должен быть следующим: Германии нужно ядерное оружие. Цель своей статьи Терхалле обозначил как необходимость напомнить немцам, которые привыкли к безопасности и процветанию или просто выросли в них, почему эта стратегическая защита имеет как непосредственное военное, так и жизненно важное политическое значение.

13. Terhalle M. Deutschland braucht Atomwaffen. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 24.09.2021).
16 Начало нового раунда в дискуссии о статусе ядерного арсенала в ФРГ связано с именем уже упоминавшегося выше Рольфа Мютцениха. В мае 2020 г. он потребовал полного вывода арсенала США с территории ФРГ. «Ядерное оружие не укрепляет нашу безопасность, а наоборот», – заявил политик в интервью газете «Тагесшпигель». Глава фракции СДПГ потребовал вывода из Германии около 20 ядерных боеголовок США (водородные бомбы типа В61). Мютцених также объяснил своё требование непредсказуемостью политики занимавшего на тот момент пост президента Д. Трампа. По его словам, администрация Белого дома дала понять, что на ядерное оружие возложена не только задача устрашения, но оно может быть использовано для ведения боевых действий. Он высказался за то, чтобы больше не расширять участие в технической ядерной программе и не заменять тактическое ядерное оружие США, хранящееся в Бюхеле, новыми ядерными боеголовками. Кажущееся резким выступление, в действительности было весьма аккуратным. Мютцених призывал не рассматривать его слова как призыв к немедленной денуклеаризации НАТО. Скорее, к новым инициативам и переговорам по разоружению и контролю над вооружениями, поскольку они уже были инициированы министром иностранных дел Х. Маасом.
17

Позиция парламентских представителей СДПГ по вопросу ядерного участия ФРГ в НАТО в ходе дебатов является продолжением предвыборных программ. Так, в программе 2017 г. в разделе «Новая инициатива по разоружению» подчёркивается: «Мы решительно выступаем за всемирное разоружение ядерного оружия, химического и биологического оружия массового уничтожения, а также обычных вооружений на основе контрактов. Мы хотим предотвратить надвигающийся распад существующих режимов контроля над вооружениями и разоружения. Мир без ядерного оружия и оружия массового уничтожения остаётся нашей целью. Мы поддерживаем то, что большая часть международного сообщества государств выступает за отмену этого оружия во всём мире». Программа также требует вывода тактического ядерного оружия из Германии и Европы14. Программа СДПГ 2021 г., с одной стороны, содержит отсылку к речи Х.Мааса 2018 г. об альянсе мультилатералистов и мысли о том, что НАТО является и остаётся опорой Трансатлантического партнёрства и незаменима для безопасности Европы, а с другой – апеллирует к разоружению, но не акцентирует внимание на вопросах ядерного участия15.

14. Deutschlands Verantwortung in der Welt. Zeit fűr mehr Gerechtigkeit. Unser Regierungsprogramm fűr Deutschland. S. 103. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 24.09.2021).

15. Europäische Nachbarschaftenpflegen. Aus Respektvordeiner Zukunft. Das Zukunftsprogramm der SPD. Wofűrwirstehen. Was unsantreibt. Wonachwirstreben. S. 59. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 23.09.2021).
18

К дебатам о будущем ядерного участия ФРГ подключилось Министерство обороны, так как дискуссия затронула болезненную тему необходимости модернизации тактического ядерного оружия США, хранящегося в Германии. «Ядерное участие является важным строительным блоком для нашей архитектуры безопасности и гарантирует нам безопасность под зонтиком НАТО», – подчеркнул эксперт фракции ХДС/ХСС по вопросам обороны Хеннинг Отте. Аналогичного мнения придерживается Вольфганг Ишингер, председатель Мюнхенской конференции по безопасности, который в 2020 г. связал проблему размещения американских ракет с союзными обязательствами по отношению к соседям в Европе, в частности к Польше: «Если бы Германия отказалась от продолжения дислокации, Польша должна была бы считать себя брошенной Германией». По его словам, это означало бы «конец идеи европейской обороноспособности» и даже возможную эскалацию конфликта16.

16. Maas verteidigt Atomwaffen in Deutschland. 05.05.2020. [Elektronische Ressource]: URL: >>>  (Behandlungsdatum: 23.09.2021).
19

Технический уровень ядерного сдерживания

 

Ядерное сдерживание ФРГ состоит из двух основных элементов: технического и политического. В основе технического лежит обеспечение европейских систем доставки для использования ядерного оружия в случае войны и хранилищ для ядерного оружия США. Политическое сдерживание включает участие в органах НАТО, в которых происходит обмен информацией, обсуждаются планы на будущее и принимаются решения по ядерным вопросам, например, в группе ядерного планирования в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, но также и в тех частях, которые имеют отношение к ядерным вопросам. Кроме того, это позиционирование Германии как государства, заинтересованного в нераспространении ядерного оружия.

20

Технический уровень обусловлен тем, что на протяжении десятилетий Федеративная Республика Германия предоставляла боевые самолёты в качестве системы доставки ядерного оружия США для участия в ядерной программе НАТО. С 1981 по 1992 г. бундесвер закупил в общей сложности 357 истребителей-бомбардировщиков «Панавиа 200» Торнадо (Panavia 200 Tornado) на сумму около 30 млрд немецких марок. Первыми 332 самолётами были Tornado IDS, которые были предназначены для обычных самолётов и ядерных атак по наземным целям, а также для разведки. Впоследствии были закуплены ещё 35 самолётов типа ECR (Electronic Combat Reconnaissance) со специальным снаряжением для разведки и борьбы с противовоздушной обороной противника.

21

После окончания холодной войны и объединения Германии три эскадрильи ВВС (Мемминген, Нёрвених и Бюхель) сохранили свою ядерную задачу. В 2008 г. федеральное правительство ответило на запрос зелёных: «Бундесвер планирует оставить систему вооружения Торнадо на вооружении как минимум до 2020 г.». К 2015 г. парк бундесвера был сокращён до 93 самолётов. В настоящее время, по различным оценкам, до 20 американских ядерных боеголовок, находятся на авиабазе в Рейнланд-Пфальце. В 2021 г., согласно сайту бундесвера, в составе 3-й тактической эскадрильи ВВС в Бюхеле находятся 46 Торнадо, способных нести ядерный заряд17.

17. Zahlen, Daten, Fakten. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 23.09.2021).
22

На протяжении 2017 г. на авиабазе шли технические работы по модернизации авиапарка, так как были достигнуты предельные часы полётной нагрузки. С 2017 по 2019 г. были модернизированы системы вооружения. В частности, улучшены системы связи и передачи данных, возможности ночного видения и усовершенствованы дисплеи в кабинах, а также внедрены управляемые лазером всепогодной бомбы типа GBU-54 (V) 3 для борьбы с движущимися целями18.

18. Nassauer O. Der Tornado – eindeutscher Nuklearwaffenträger BITSStichwort. Mai 2020 [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 23.09.2021).
23

В 2020 г. пришло понимание, что имеющееся ядерные бомбардировщики-истребители уже не соответствуют текущим условиям, те есть они не в состоянии противостоять современным системам ПВО. Так появились планы замены их новой моделью, B61-12, которая разработана как управляемое оружие и поэтому должна более точно нацеливаться и лучше использоваться в военных целях.

24

В 2020 г. Министерство обороны ФРГ заявило, что Торнадо останутся на вооружении до конца 2030 г. но для этого необходимы обширные работы над конструкцией самолёта. Желание федерального правительства продолжать участвовать в ядерной программе сопровождается планами закупки 30 самолётов типа F-18F для замены Торнадо, которые потенциально могут нести ядерные заряды. В тоже время, на данный момент неясно, может ли F-18F, в отличие от Торнадо, использовать такие дополнительные эксплуатационные возможности модернизированной атомной бомбы B61-12, как значительно улучшенная точность. Размещение этой бомбы в Германии должно начаться через несколько лет19.

19. Nassauer O. Die Nukleare Teilhabe in der NATO – Wird Europa ausgetrickst? Das Blättchen. Nr. 9 / 27. April 2020. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 23.09.2021).
25 Однако закупка новых самолётов-носителей для участия в ядерной программе связана с расходами в несколько миллиардов евро. Поэтому в связи с проектом возник вопрос, который активно продвигают социал-демократы: имеет ли смысл тратить миллиарды на новые самолёты, если участие в ядерной программе подвергается сомнению?
26

Политический уровень ядерного сдерживания ФРГ

 

Политический компонент ядерного участия в большей степени связан с поддержанием роли ФРГ как государства, заинтересованного в укреплении международного порядка, а также в участии в мероприятиях, пропагандирующих контроль над вооружениями. Позиция ФРГ по этому вопросу ясно прослеживается благодаря отчётам федерального правительства по контролю за вооружениями, публикуемыми с 2013 г. Например, отчёт за 2017 г. подчёркивает, что Германия жизненно заинтересована в сохранении и соблюдении Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) и федеральное правительство вместе со своими союзниками по НАТО использовало все доступные каналы для сохранения и соблюдения ДРСМД договаривающимися сторонами. На современном этапе ФРГ осуществляет три этапа по контролю за разоружением. Первый этап (2015–2017 гг.) – разработка теоретических подходов к проблеме ядерного разоружения, второй этап (2018–2019 гг.) – практическое испытание методов и процедур проверки ядерного разоружения. Третий этап (2020–2025 гг.) – конкретные сценарии, в ходе которых «Группа правительственных экспертов» проведёт работу по проверке ядерного разоружения. На основе поэтапного подхода к ядерному разоружению федеральное правительство стремится улучшить рамочные условия политики безопасности, необходимые для ядерного разоружения. Для этого Германия принимает участие в обсуждении и разработке концепций и процедур для согласованной проверки разоружения ядерных боеголовок.

27

С 2015 г. федеральное правительство координирует «Инициативу в области нераспространения и разоружения», которая направлена на укрепление и улучшение выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). По приглашению федерального министра Зигмара Габриэля 21 сентября 2017 г. состоялась встреча министров иностранных дел, проходившая в Немецком доме в Нью-Йорке20. В отчёте за 2018 г. подчёркивается роль Германии как строителя мостов между государствами, обладающими ядерным и неядерным оружием в рамках инициативы в области нераспространения и разоружения21.

20. Verifikation nuklearer Abrüstung. Jahresabrűstungsbericht 2017. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepotenziale 2017. S. 29. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 26.09.2021).

21. Jahresabrűstungsbericht 2018. Bericht der Bundesregierungzum Stand der Bemühungenum Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepotenziale 2018. S.14. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 26.09.2021).
28 В 2019 г. Германия выступила с рядом инициатив в рамках посредничества по разоружению и укреплению Договора о нераспространении ядерного оружия. В частности Германия смогла использовать своё членство в Совете Безопасности ООН для содействия диалогу между государствами, обладающими ядерным оружием, и государствами, не обладающими ядерным оружием, и вернуться в Совет Безопасности ООН после многолетнего перерыва для решения вопросов ядерного разоружения.
29

В апреле 2019 г. федеральный министр иностранных дел Х. Маас созвал встречу по укреплению ДНЯО. Очередная встреча министров иностранных дел в преддверии обзорной конференции по ДНЯО состоялась 25 февраля 2020 г. в Берлине. Имея около 7,3 млн евро, Германия является четвёртым по величине плательщиком в регулярный бюджет (примерно 6,5%) Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Кроме того, федеральное правительство внесло в него дополнительные добровольные взносы. Например, оно поддержало участие экспертов из развивающихся стран в технических совещаниях ДВЗЯИ на сумму 33 тыс. евро22.

22. Schrittweiser Ansatz zu Abrüstung, Rüstungskontrolle und Nichtverbreitung / Bericht der Bundesregierungzum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepo-tenziale (Jahresabrüstungsbericht 2019). S. 23. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 26.09.2021).
30

В 2019 г. также стало ясно, что контроль над вооружениями не избавляет от эрозии международного порядка. События 2021 г. в Афганистане показали кризис доверия в НАТО и тенденцию к снижению международного участия в ходе принятия решений. В этом свете призыв Х. Мааса к альянсу мультилатералистов позиционируется в Германии как важный вклад в сохранение и дальнейшее развитие мирового порядка и международного сотрудничества, основанного на правилах. Этот альянс должен в перспективе обеспечить основу для дальнейшего продвижения реформы многостороннего порядка.

31

В 2020 г., несмотря на пандемию, Германия продолжила линию на активное участие в практическом развитии аспектов проверки ядерного разоружения. В рамках подготовки к заседаниям группы экспертов в июне и сентябре 2020 г., наряду с Женевским центром политики безопасности, были организованы два виртуальных семинара по концептуальным вопросам, связанным с вопросами ядерного разоружения23.

23. Verifikation nuklearer Abrűstung /Jahresabrüstungsbericht 2020. Bericht der Bundesregierungzum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepotenziale. S.19. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 26.09.2021).
32

Заключение

 

Сегодня ядерное оружие в ФРГ по-прежнему позиционируется как основа коллективной безопасности. Оно действует сдерживающе не просто своим существованием, а потому что потенциальный противник должен ожидать его применения, которое может быть хоть и очень отдалённой, но возможностью. К настоящему времени, понимание ядерного оружия как «политического оружия сдерживания» глубоко укоренилось в немецком стратегическом мышлении.

33

Однако не совсем ясно, каковы специфические немецкие интересы и цели в НАТО, помимо сохранения статус-кво и политической символики альянса. С одной стороны, Германия продолжает участвовать в заседаниях Группы ядерного планирования (Nuclear Planning Group), созданной в 1966 г. для обмена и консультаций по ядерным вопросам. С другой стороны, дискуссия о ядерном сдерживании в Германии носит эпизодический и несистемный характер. Поскольку нет публичного обсуждения оперативных вопросов, нельзя также оценить, вносит ли Германия собственные мнения, например, с точки зрения международно-правовой проблематики применения ядерного оружия.

34 Ушли в прошлое времена, когда сохранялись оперативные причины, по которым американские бомбы оставались дислоцированными в Европе. Поэтому обоснование участия ФРГ в ядерном сдерживании является в настоящее время скорее политическим – как выражение солидарности американским интересам. Ещё один аргумент, который иногда выдвигается, также является политическим: удержание дислокации открывает возможность, в условиях кризиса посылать сигналы решимости потенциальному противнику через начало соответствующих процессов консультаций и принятия решений в альянсе. С другой стороны, прекращение участия будет иметь политически несущественный символический эффект. Потому что одно кажется очевидным: продолжит ли Германия своё прежнее ядерное участие с новыми самолётами, способными нести ядерное оружие, или она будет только участвовать в обсуждениях и консультациях в рамках группы ядерного планирования, после выборов 2021 г. и принятия коллективного договора немецкой политике вряд ли удастся избежать дискуссии о ядерном сдерживании (выборы состоялись, но коллективный договор ещё не принят).

Библиография

1. Трунов Ф.О. Феномен державы без права на обладание ОМУ/ОМП: Германия и кризис контроля над вооружениями // Актуальные проблемы Европы, 2020, № 3. С. 118-143.

2. Белинский А.В., Никуличев Ю.В. «Американские горки»: Эволюция отношений между США и ФРГ в 1989–2019 гг. // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 135-157.

3. Трунов Ф.О. Политика ФРГ в НАТО на современном этапе: Проблемы и перспективы // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 114-134. Трунов Ф.О. Проблемы и перспективы взаимодействия ФРГ и США в политико-военной области при администрации Д. Трампа // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 1. С. 146-168. Белоногов А.Л. Перспективы расширения программ партнёрства НАТО в начале XXI века: постсоветское пространство, Балканы, «контактные страны» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. С. 299 – 310. Koslowski G. Die NATO und der Krieg in Bosnien-Herzegowina: Deutschland, Frankreich und die USA im internationalen Krisenmanagement. Vierowbei Greifswald : SH-Verl., 1997. Hyde-Price A. Germany and European order: enlarging NATO and the EU. Manchester, UK; New York: Manchester University Press: Distributed exclusively in the USA by St. Martin's Press, 2000.

4. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии / https://docs.cntd.ru/document/901736368

5. Кокс Д. Ядерное сдерживание сегодня. 08.06.2020. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.nato.int/docu/review/ru/articles/2020/06/08/yadernoe-sderyoivanie-segodnya/index.html/ (Behandlungsdatum: 26.09.2021).

6. Rudolf P. Deutschland, die NATO und die nukleare Abschreckung // Stiftung Wissenschaft und Politik Deutsches Institut für Internationale Politik und Sicherheit. Mai 2020. Berlin. S. 6.

7. Weissbuch zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr. 2016. Bundesministerium der Verteidigung. Berlin. 2016. S. 65.

8. Abrüstung und restrictive Rüstungsexportpolitik / Ein neuerAufbruchfür Europa. Eine neueDynamikfür Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertragzwischen CDU, CSU und SPD. 19. Legislaturperiode. s. 148. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.cdu.de/system/tdf/media/dokumente/koalitionsvertrag_2018.pdf (Behandlungsdatum: 25.09.2021).

9. Rede von Außenminister Heiko Maas: Füreine Allianz der Multilateralisten. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/maas-allianz-multilateralisten/2129908 (Behandlungsdatum: 25.09.2021).

10. Maas gegen Atomwaffen-Abzugsforderungen seiner Partei. [ElektronischeRessource]: URL: https://www.zeit.de/politik/ausland/2020-05/ausseminister-heiko-maas-us-atomwaffen-spd-abzugsforderung?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (Behandlungsdatum: 25.09.2021).

11. Műtzenich R. Deutschland und die nukleare Teilhabe. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.rolfmuetzenich.de/publikation/deutschland-nukleare-teilhabe (Behandlungsdatum: 25.09.2021).

12. Приходько О.В. Д. Трамп и трансатлантические противоречия: текущее состояние, динамика, перспективы // Россия и Америка в XXI веке. 2020. Выпуск № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://rusus.jes.su/s207054760011695-1-1/ (дата обращения: 22.09.2021). DOI: 10.18254/S207054760011695-1

13. Terhalle M. Deutschland braucht Atomwaffen. [Elektronische Ressource]: URL: https://causa.tagesspiegel.de/politik/europa-und-die-weltweiten-krisen/deutschland-braucht-atomwaffen.html (Behandlungsdatum: 24.09.2021).

14. Deutschlands Verantwortung in der Welt. Zeit fűr mehr Gerechtigkeit. Unser Regierungsprogramm fűr Deutschland. S. 103. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Bundesparteitag_2017/Es_ist_Zeit_fuer_mehr_Gerechtigkeit-Unser_Regierungsprogramm.pdf (Behandlungsdatum: 24.09.2021).

15. Europäische Nachbarschaftenpflegen. Aus Respektvordeiner Zukunft. Das Zukunftsprogramm der SPD. Wofűrwirstehen. Was unsantreibt. Wonachwirstreben. S. 59. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Programm/SPD-Zukunftsprogramm.pdf (Behandlungsdatum: 23.09.2021).

16. Maas verteidigt Atomwaffen in Deutschland. 05.05.2020. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/nach-kritik-von-spd-fraktionschef-maas-verteidigt-atomwaffen-in-deutschland/25800170.html (Behandlungsdatum: 23.09.2021).

17. Zahlen, Daten, Fakten. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/luftwaffe/organisation-/luftwaffentruppenkommando/taktisches-luftwaffengeschwader-33/ (Behandlungsdatum: 23.09.2021).

18. Nassauer O. Der Tornado – eindeutscher Nuklearwaffenträger BITSStichwort. Mai 2020 [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bits.de/public/stichwort/tornado-nuklear-v2.htm (Behandlungsdatum: 23.09.2021).

19. Nassauer O. Die Nukleare Teilhabe in der NATO – Wird Europa ausgetrickst? Das Blättchen. Nr. 9 / 27. April 2020. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bits.de/public/articles/blaettchen9-2020.htm (Behandlungsdatum: 23.09.2021).

20. Verifikation nuklearer Abrüstung. Jahresabrűstungsbericht 2017. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepotenziale 2017. S. 29. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/service/publikationen/jahresabruestungsbericht-2017-1507494 (Behandlungsdatum: 26.09.2021).

21. Jahresabrűstungsbericht 2018. Bericht der Bundesregierungzum Stand der Bemühungenum Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepotenziale 2018. S.14. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2214140/a99bdc7aa5082b78efd5169f74d1afc7/190430-jab-2018-data.pdf (Behandlungsdatum: 26.09.2021).

22. Schrittweiser Ansatz zu Abrüstung, Rüstungskontrolle und Nichtverbreitung / Bericht der Bundesregierungzum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepo-tenziale (Jahresabrüstungsbericht 2019). S. 23. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2337956/72907bb7d44eb603a2edd1ae88363f02/jab2019-data.pdf (Behandlungsdatum: 26.09.2021).

23. Verifikation nuklearer Abrűstung /Jahresabrüstungsbericht 2020. Bericht der Bundesregierungzum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepotenziale. S.19. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/jahresabruestungsbericht-2020-1910828 (Behandlungsdatum: 26.09.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести