Китайская политика Дж. Байдена: концепции, события, первые итоги
Китайская политика Дж. Байдена: концепции, события, первые итоги
Аннотация
Код статьи
S207054760017949-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Труш Сергей Михайлович 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Внешнеполитическая команда Дж. Байдена пришла в Белый дом с обновлённой концепцией отношений с КНР. Суть её заключается в более нюансированном дифференцированном подходе к отношениям, в разделении двусторонних связей на сферы конфронтации, контролируемого соперничества и возможного сотрудничества. Тем не менее, администрация оказалась пока не готова применить такой концептуальный подход на практике. Многие её шаги, особенно в экономической и военной области, сохраняли инерцию трамповского подхода и действий. 

В политической сфере упор на проблематику «прав человека» делает диалог с Китаем почти столь же малоэффективным, как и стратегия «демонизации» Китая и давления на него по всем азимутам при Д.Трампе. В экономических отношениях сохраняются повышенные торговые тарифы, ориентация на модель «регулируемой торговли». Новым моментом в подходе Байдена является ускоренное инвестирование во внутренние программы повышения конкурентоспособности американской экономики. 

 

Ключевые слова
отношения США – КНР, администрация Байдена, торговые тарифы, военный потенциал, экономическая конкуренция, права человека, проблема Тайваня, НОАК, Си Цзиньпин, ассигнования для конкуренции, ассигнования на инновации
Классификатор
Получено
10.11.2021
Дата публикации
16.12.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
1095
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1

Введение

 

Китайская линия Дж. Байдена формировалась под воздействием и в контексте ряда факторов внутреннего и внешнего характера. Среди этих факторов главный – это глубокий раскол американского политического класса, истеблишмента, общества в целом. Американский социум разделяют глубокие противоречия на фоне усугубляющейся поляризации доходов и социального неравенства, в связи с неравномерным распределением сверхдоходов от финансомики и международного разделения труда, в связи с негативными сторонами сверхпотребления, нарастанием бюджетного и торгового дефицитов, хронического роста госдолга. Серьёзные проблемы возникают в плане управления экономикой, поиска оптимальной модели развития, соотношения государственного контроля и частной инициативы, пределов и условий глобализационного взаимодействия США с «остальным миром». Налицо нарастание этносоциальных конфликтов в обществе, трений на почве эволюции этических, конфессиональных, гендерных ценностей.

2 Другим важным фактором в этой связи следует назвать политическую динамику самого Китая за последнее десятилетие, в период правления Си Цзиньпина. Эта динамика проявилась прежде всего в росте культа личности нынешнего лидера КНР, в снятии ограничений на его нахождение у власти, в «реидеологизации» левого толка и усилении авторитарных, прогосударственнических тенденций в эволюции китайского режима, в зачистке внутрибюрократической оппозиции, в акценте на крупные госкомпании в экономическом строительстве. Внешним измерением этой динамики стал переход к более артикулированной и уверенной внешнеполитической стратегии КНР. При Си Цзиньпине произошёл очевидный отказ от прежней максимы Дэн Сяопина «занимать выжидательную позицию и наносить точечные удары», был выдвинут ряд внутренних и геоэкономических программ с сильным националистическим компонентом – «китайская мечта», «возрождение китайской нации», «Один пояс – один путь». Эти программы, помимо внутренней консолидации однозначно имели целью и упрочение статуса КНР как системного и активного оппонента США.
3

Все эти моменты были обострены и усугубились в условиях пандемии COVID-19; в американском обществе сильно подогреваются властью подозрения и обвинения Китая в первостепенной ответственности за глобальное разрастание этой пандемии.

4 Ещё одним системным фактором, в контексте которых находятся нынешние китайско-американские отношения, следует назвать некое торможение, усложнение, либо новую фазу глобализационного развития мира, рост центробежных тенденций в этом развитии. Эти тенденции проявились как внутри Запада – политико-социальный раскол в США, брексит, дезинтеграция ЕС, нарастание миграционных и социально-политических противоречий в Старом и Новом Свете, так и вне его – усиление и автономизация внезападных ареалов глобализации – Китая, России, Индии, Ирана, Турции, стран АСЕАН. Это поставило в повестку дня необходимость Запада, и в первую очередь США, ответить на эти деглобализационные вызовы.
5

Команда и концепции

 

В отличие от Д.Трампа, пришедшего в Вашингтон «осушить болото» и без серьёзной внешнеполитической команды, ветеран американского истеблишмента Дж. Байден пришёл в Белый дом с крепким экспертным тылом. Костяк его команды по китайской тематике – ключевому стратегическому направлению – составили люди, давно зарекомендовавшие себя «в теме», в том числе и в окружении президента Б. Обамы. Помимо опытного дипломата Э. Блинкена, который в Госдепартаменте и СНБ при Б.Обаме стоял у истоков политики «перебалансирования и поворота в Азию», ключевыми фигурами по Китаю следует прежде всего назвать члена кабинета Д. Салливана и К. Кэмпбелла.

6 Д. Салливан – самый молодой советник президента по СНБ в истории США. (1978 г.р.). Он был советником Дж. Байдена по нацбезопасности в его бытность вице-президентом, затем старшим научным сотрудником Фонда Карнеги.
7

К. Кэмпбелл по праву считается востоковедом и китаистом № 1 – по прежнему опыту и экспертизе, бюрократической влиятельности и креативности – во внешнеполитической команде Дж. Байдена. Он стал известен и продвинулся в китаистских и аналитических кругах Вашингтона ещё при администрации У. Клинтона, работая в среднем звене СНБ. В 2009–2013 гг. Кэмпбелл был помощником госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана, являлся видным «толкачём» и «коммуникатором» в деле «поворота к Азии», обладая обширными связями в КНР и странах Восточной Азии. После ухода из администрации Обамы он стал основателем консалтинговой компании «Азия групп» (Asia Group).

8 Описывая и представляя «восточноазиатский» пул администрации Дж. Байдена следует назвать ещё несколько ключевых фигур на уровне принимающих решения по Китаю или сильно влияющих на высший слой. Это Сун Ким – помощник госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана. Был послом в Южной Корее (2011–2014), спецпредставителем США по делам КНДР (2014–2016), послом на Филиппинах и в Индонезии; при Обаме отвечал за Корейский полуостров. Следует упомянуть и Лауру Розенбергер – старшего директор и помощник президента по Китаю и Восточной Азии в СНБ. При Обаме работала в аппарате замгоссекретаря У. Бёрнса, нынешнего директора ЦРУ.
9 В числе фигур уровня Кабинета, потенциально значимых и вовлечённых в поле экономических проблем и взаимодействий с Китаем, ключевым экономическим переговорщиком США, следует назвать министра торговли США Джину Раймондо. В поле её компетенции входят острые вопросы торговых тарифов и конкуренции с технологическими компаниями США.
10 Наконец ещё одно примечательное назначение – Кэтрин Тай, Торговый представитель США, ключевой экономический переговорщиков с КНР, этнически китаянка. При администрации Обамы в 2007–2014 гг. К.Тай работала в этом ведомстве, отвечая за китайское направление. Несмотря на её происхождение, назначение К.Тай на этот пост в Пекине было встречено без энтузиазма. Там, видимо, опасаются её хорошей осведомлённости о китайских слабых местах.
11

Дискуссия об американо-китайских отношениях перманентно находится в фокусе политологической мысли США. В период администрации Д. Трампа, в связи его радикальной линией в отношении Китая, эта дискуссия вышла на новый виток1.

1. Подробнее см.: Степанов А.С. Американские эксперты о противостоянии США - КНР // США & Канада: экономика – политика – культура. – 2021. – Выпуск № 9. C. 89-105 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 8.11.2021). DOI: 10.31857/S268667300016435-8
12

В конце 2019 г. К. Кэмпбелл иД. Салливан опубликовали в «Форин афферс» статью «Конкуренция без катастрофы» в которой изложили альтернативный линии Д.Трампа подход к соперничеству КНР2. Статья получила сильный резонанс, обильно обсуждалась и цитировалась в политологическом сообществе США. С учётом личности авторов этой статьи – авторитетных и признанных бюрократов-экспертов внешней политики США, входящих в ближний пул предвыборной внешнеполитической команды Дж. Байдена – её стали воспринимать как дизайн-проект будущей китайской политики Дж. Байдена в случае его избрания.

2. Kurt M. Campbell and Jake Sullivan. Competition without Catastrophe How America Can Both Challenge and Coexist with China //Foreign Affairs, Volume 98, Number 5,September/October 2019, p. 96-111. (дата обращения: 8.11.2021).
13

Центральной идеей этой статьи является отход от трамповского понимания китайской политики США как стратегии «демонизации» КНР, давления на китайский режим всеми доступными политическими, экономическими и военными инструментами, от стратегии разрыва цепочек стоимости, разрыва экономического и технологического взаимодействия с Китаем в условиях глобализации (decoupling), жёсткого противодействие китайскому присутствию на внутриполитической сцене США. На нынешнем этапе взаимодействия с Китаем, отмечали авторы статьи, США должны учиться «сосуществовать» с ним и уметь различать сферы, где с КНР необходимо находиться в конфронтации, где учиться «нелетально» и неконфронтационно конкурировать, и сферы, где с Китаем можно и нужно взаимодействовать в общих или параллельных интересах.

14 Общими ориентирами такого комбинированного «сосуществования» с Китаем на новом этапе отношений являются, как считают авторы, следующие основополагающие оценки и подходы:
15 1. Идею вовлечение Китая в мировое либеральное сообщество, равно как и идею перемалывания китайской модели Западом, нужно отбросить как несостоявшуюся иллюзию.
16 2. Китай в отличие от Советского Союза времён холодной войны не несёт в себе экзистенциальную угрозу существованию Соединённых Штатов.
17 3. Ключевой сферой конкуренции с Китаем должна стать внутренняя экономическая модернизация и технологический апгрейд США. Аналогично тому, как это было в конце 1950-х годов, после запуска советского «Спутника». США стоит перед необходимостью совершить новый технологический рывок. Необходимо существенно повысить финансирование фундаментальных и прикладных НИОКР
18 4. Успешная конкуренция с Китаем невозможна без активного привлечения союзников в Европе и в Азии. Необходимо вовлекать их в конкуренцию и взаимодействие по Китаю на базе общих демократических ценностей и либеральной модели развития. Необходимо возвращение и работа США во всех международных организациях, откуда США ушли (ТПП, ВОЗ) или «снизили профиль» (ВТО) при трамповской администрации.
19 5. В отличие от военного противостояния США и СССР, носившего глобальный характер, соперничество США и Китая в основном будет проходить в Индо-Тихоокеанском регионе. При этом Вашингтон опасается, что Китай стремится выдавить его из западной части Тихого океана, а Китай опасается быть запертым в нём.
20 6. В плане военного противостояния с Китаем США должны уходить от дорогостоящих, устаревших и уязвимых военных систем (например, авианосцев), переходя к более компактным, менее дорогостоящим системам обеспечивающих асимметричный ответ (беспилотная ударная авиация, подводные торпедные системы, крылатые ракеты на подводных лодках, высокоскоростные ударные системы). Это будет стимулировать Китай не предпринимать авантюрные действия и отказываться от собственных дорогостоящих проектов военного строительства.
21

7. Во внешнеэкономической конкуренции с Китаем не рассматривать третьи страны исключительно как арену противодействия с КНР, адресоваться к их реальным проблемам и «узким местам» развития. В плане противодействия программе «Один пояс – один путь» осуществлять альтернативные программы и инвестиции в третьих странах. Учитывать слабые места «пояса» – закредитованность стран-участников, коррупционную составляющую, монополизм, экологические издержки3.

3. Ibid.
22 Таким образом, центральным концептуальным посылом для администрации Дж. Байдена от разработчиков его китайской стратегии стал посыл к более прагматичному, дифференцированному и ресурсосберегающему курсу в адрес КНР, необходимость разделять вопросы и сферы, где Китаю надо жёстко противостоять, где необходимо цепко, но корректно конкурировать, а где осмысленно взаимодействовать во имя общих совместных интересов.
23 Несмотря на разумность такого подхода, по контрасту с более прямолинейной и мало успешной трамповской линией, «новый» подход чреват рядом крупных «подводных камней». Первая такая «гряда камней» заключается в том, в реальной материи международного взаимодействия, тем более для таких мощных и «ресурсоёмких» держав с развитой и «ветвистой» структурой национальных интересов, какими являются КНР и США, всегда очень трудно очертить, где в мотивациях партнёра кончается соперничество, а начинается желание и возможность «делать общее дело». С учётом повседневной логики международного общения и переговоров, сама сущность которых предполагает «линкидж», «торг», обмен одних уступок на другие, действовать по принципу формальной «трёхчленки» – конфронтация, конкуренция, взаимодействие – в практической политике очень трудно и практически нереально. «Жёсткость», гибкость и добрая воля – весьма субъективные категории в международной политике, тем более в условиях, столь негомогенных политических культур и стратегических школ, какими являются культуры и школы США и Китая. Так, уступка США в вопросах тарифной политики, исключение определённых товаров из списка «зажимаемых», продиктованная «доброй волей» и желанием оздоровить экономический диалог, в китайской политической культуре очень часто рассматривается как признак «слабости» и повод надавить на партнёра по переговорам ещё сильнее.
24 Вторая и не менее сложная «гряда камней» заключается в том, что ряд вопросов и проблем, составляющих ткань американо-китайского взаимодействия (как, например, тайваньская проблем), являются проблемами историческими, уходящими корнями в прошлые интересы, идеологии и интерпретации, и при этом проблемами комплексными, с сочетанием многих – стратегических, экономических, социопсихологических аспектов и нюансов. Так, выстраивая стратегию своего действия в тайваньской проблеме, США должны принимать во внимание такие факторы, как собственный военно-экономический ресурс, соотношение сил с НОАК, угрозы и риски для бизнесов США в Азии, «демонстрационный эффект» от возможной военной операции на свои союзнические связи в мире, воздействие операции на имидж либеральной политической модели, влияние на интеграционные процессы и коалиции в Восточной Азии, понимание этого своими европейскими союзниками. В этой связи определиться по какой модели строить свою реакцию на перманентный тайваньский кризис – по модели конфронтации, соперничества или взаимодействия – непростая задача для политика.
25 Все эти обстоятельства наложили свой отпечаток на ход китайско-американских связей, произошедшие на первом году администрации. Не ставя задачу систематичного показа всей хронологии или полной палитры отношений в 2021 г., обратимся к некоторым ключевым событиям – своего рода реперным точкам этих отношений. Эти события в главных функциональных сферах отношений США и КНР – политической, экономической и военной – дают ключ к пониманию начальной логики действий администрации Байдена с учётом того концептуального задела и установок, о которых мы говорили выше.
26

Ключевые события отношений

 

Первый официальный переговорный контакт новой администрации с китайской стороной прошёл крайне нестандартно и показательно. В марте 2021 г. в Анкоридже встретились официальные делегации США и КНР с участием Э. Блинкена и Д. Салливана с американской стороны и Ян Цзечи и Ван И – с китайской. В начальной открытой части переговоров в присутствии журналистов произошёл резкий конфронтационный обмен с обеих сторон, после того, как американская сторона высказала критические оценки КНР по вопросу о Синьцзяне, Гонконге и в связи с кибератаками на государственные и корпоративные ресурсы США. Ян Цзечи в резком и пространном ответном выступлении обвинил делегацию США в лицемерии, некорректности и невежливости и указал, что в США существуют собственные серьёзные проблемы с правами человека («режут афроамериканцев»), оценил замечания Э. Блинкена как недостойное вмешательство во внутренние дела. Хотя по свидетельству американских участников, закрытая часть двухдневных переговоров прошла в более нормальном и деловом тоне, Э. Блинкен впоследствии отметил, что китайские заявления были больше рассчитаны на внутреннюю аудиторию. Наблюдатели оценили данный контакт как свидетельство того, что в силу определённых мотивов китайская сторона перешла к более жёсткой и напористой тактике в переговорах с США4.

4. Thomas Wright. The US and China finally get real with each other. Monday, March 22, 2021 >>> (дата обращения: 8.11.2021).
27

Подобная оценка вскоре нашла подтверждение в ходе других знаковых контактов КНР и США. В июле 2021 г. во время встречи заместителя госсекретаря США У. Шерман в Тяньцзине с министром иностранных дел КНР Ван И, последний озвучил три принципиальные условия КНР к восстановлению нормальных отношений. Во-первых, США не должны пытаться препятствовать Китаю в его следовании по пути социализма с китайскими характеристиками. Это выбор 1,4-миллиардного народа. Во-вторых, США не должны препятствовать модели развития Китая по пути модернизации. Необходимо в этой связи отменить все санкции, дискриминационные тарифы, законодательные акты и технологическую блокаду КНР. В-третьих, США должны прекратить вмешательство во внутренние дела КНР по вопросам Синьцзяна, Тибета, Гонконга и особенно по вопросу Тайваня5. В пакете с этим заявлением МИД КНР обнародовал два списка конкретных претензий к США в плане нормализации отношений. Первый список, состоящий из 16 пунктов, касается «ошибок и неправомерных действий» в адрес Китая, которые США должны «исправить или отменить», второй список, состоящий из 10 пунктов, представляет собой индивидуальные вопросы по конкретным гражданам КНР.

5. Wang Yi: Underline Three Bottom Lines of China's Relations with the United States 2021/07/26. >>> (дата обращения: 8.11.2021).
28

По первому списку Китай требовал безотлагательной отмены ограничения в визах членам КПК, отмены персональных санкции в адрес руководителей страны и государственных органов КНР, отмены ограничений на визы китайским студентам. Кроме того в этом списке Китай потребовал прекратить дискриминацию деятельности китайских компаний и предприятий в США, Институтов Конфуция, отменить регистрацию отделений китайских СМИ как «иностранных агентов»6.

6. China puts forward two lists during talks with visiting U.S. deputy secretary of state Source: Xinhua| 2021-07-26. >>> (дата обращения: 8.11.2021)
29 В экономическом блоке отношений с КНР ключевым вопросом для администрации Дж. Байдена был вопрос о будущем и судьбе торговых тарифов и тех договорённостей, который Д. Трамп заключил с КНР в рамках так называемой «первой фазы соглашения» в январе 2020 года. Главным осязаемым итогом этого соглашения стало обязательство КНР в течение ближайших двух лет нарастить импорт из США суммарно на 200 млрд долл. В рамках этой суммы были определены контрольные цифры такого прироста по четырём основным экспортным группам: промышленные товары, сельскохозяйственные товары, энергетическое сырьё и услуги. Также в рамках соглашения Китай брал на себя существенные обязательства по контролю над интеллектуальной собственностью и трансфером технологий. Многие моменты этого плана требовали изменения законодательства КНР и брали за основу американские законы, регламенты и стандарты.
30

Несмотря на отчётливую критику экономической политики Д. Трампа в адрес КНР в ходе предвыборной кампании новая администрация достаточно долго медлила с выработкой собственной линии на этот счёт. Сразу после инаугурации Белый дом объявил о необходимости детального анализа экономической политики в отношении КНР, что заняло несколько месяцев. Лишь в октябре 2021 г. торговый представитель США К.Тай – главное ответственное лицо администрации по этому направлению – представила на суд общественности первые, причём весьма неотчётливые выводы и планы по этому поводу7.

7. A Conversation with Ambassador Katherine Tai, U.S. Trade Representative Monday, October 4, 2021 //CSIS Headquarters and Online Livestream. >>> (дата обращения: 9.11.2021)
31

К. Тай пролила мало света на будущее китайской линии администрации. Почти единственное, что она сформулировала более менее определённо, это то, что администрация в ближайшее время планирует возобновить экономические переговоры с Пекином, хотя никаких деталей и дат названо не было. К.Тай также дала понять, что её ведомство в ближайшее время возобновит процесс точечного частичного снятия или смягчения тарифов по запросам американских компаний. Этот процесс был начат ещё в бытность прежней администрации. По имеющимся оценкам, тарифная политика в отношении китайских товаров привела к потере свыше 100 тыс. рабочих мест в США8.

8. D.Dollar. What does Biden’s first 100 days tell us about his approach to China? >>> (дата обращения: 8.11.2021)
32 Торгпред США также отметила, что в плане преодоления острого дефицита в торговле с КНР, соглашение «первой фазы» сыграло свою роль, но прогресс был недостаточен. Ещё меньшим, по её мнению, был эффект соглашения на проблему субсидирования экспорта со стороны китайских госпредприятий. К.Тай подчеркнула, что она считает «малореалистичным» достижение «разведения» экономических комплексов Китая и США и дала понять, что США «не заинтересованы» в этом.
33 К.Тай фактически ушла от ответов на ряд принципиальных вопросов, в частности: планирует ли администрация заключать «вторую фазу» соглашения и настаивать на «контрольных цифрах» китайского импорта из США с 2022 г., есть ли у неё планы дальнейшего применения раздела 301 закона «О торговле» 1974 г. для регулирования китайского экспорта, как США собираются строить взаимодействие по торговле с КНР с партнёрами в Европе и АТР.
34

Торгпред США отметила в своём выступлении, что администрация считает важным направлением своей деятельности обеспечение мощного технологического рывка США. в том числе и на китайском направлении. «Ставки становятся выше и стимулирование роста конкурентоспособности компаний США становится всё более важным», – отметила К. Тай9.

9. A Conversation with Ambassador Katherine Tai, U.S. Trade Representative Monday, October 4, 2021 // CSIS Headquarters and Online Livestream. >>> (дата обращения: 8.11.2021).
35 Крайняя неопределённость формулировок торгпреда США относительно экономической политики в адрес КНР, как представляется, объяснялась её стремлением сохранить полную свободу рук администрации для дальнейшей конкретизации своих действий. Наряду с этим эта речь создавала впечатление, что у администрации Дж. Байдена пока отсутствует чёткая стратегия и тактика в экономическом взаимодействии с КНР.
36

Важным для экономических – и не только – связей с КНР стало развитие ситуации с арестом Мэн Ваньчжоу – финансового директора и дочери владельца технологического гиганта «Хуавей». С декабря 2018 г. она находилась под домашним арестом в Ванкувере по обвинению в мошенничестве и незаконных внесанкционных сделках с Ираном. Высказывались мнения, что дело об её аресте было начато при личном влиянии Д. Трампа, который хотел использовать его для давления в торговых переговорах с Пекином. Бывший помощник по СНБ в администрации Д.Трампа Джон Болтон в своих мемуарах отрицает это10. 24 сентября 2021 г. Мэн Ваньчжоу была освобождена после заключения сделки с Министерством юстиции США и вылетела в Китай. В тот же день в Китае были освобождены два канадца, бизнесмен Майкл Спэйвор и дипломат Майкл Ковриг, которых арестовали вскоре после задержания Мэн Ваньчжоу и обвинили в шпионаже. Спэйвор был приговорён к 11 годам тюрьмы. По приезде в КНР Мэн Ваньчжоу встретили как национальную героиню. Западные медиа трактовали освобождение госпожи Мэн и отказ от её экстрадиции в США как исключительно судебную «эволюцию» её дела. Вместе с тем есть основания полагать, что эта эволюция произошла вследствие конфиденциальных переговоров с активным участием Белого дома под давлением КНР. Цель – добиться компромисса с Пекином в этом вопросе для более конструктивного и не отягощённого «заложниками» диалога по политическим и экономическим вопросам. Также, вероятнее всего, инициатива, приведшая к такой развязке, исходила от американской стороны.

10. . См. John R. Bolton. The Room Where It Happened: A White House Memoir. Simon & Schuster, New York, 2020. Electronic edition. pp.303; 305.
37

Важной составной частью экономической политики Дж. Байдена в адрес КНР является инвестирование в рост американской конкурентоспособности, разработка программ технологической модернизации США. Особенностью этого процесса является то, что законодательные инициативы на этот счёт опираются на двусторонний консенсус республиканцев и демократов относительно Китая. В июле 2021 г. Сенат США проголосовал за принятие закона «О мерах стимулирования инноваций и повышения конкурентноспособности США» (United States Innovation and Competition Act of 2021) инициированного сенатором республиканцем Ч. Шумером и его коллегой демократом Т. Янгом. Закон предполагает выделение до 250 млрд. долл. в течение 5 лет на программы фундаментальных и прикладных исследований в области искусственного интеллекта, полупроводников, квантового программирования, биотехнологий, зелёной энергетики. Часть сумм направляется на создание 10 территориальных технологических хабов в США и программу мер по развитию самодостаточности в сфере критических технологий. Инициатива прямо направлена на конкуренцию с Китаем, особенно в сфере искусственного интеллекта. При голосовании в Сенате прошла поправка сенатора М. Рубио относительно того, что гранты, предоставляемые по этому закону, должны исключать американские технологические компании, имеющие тесные связи и инвестиции в КНР11. В настоящее время этот закон находится на рассмотрении в Палате представителей, где его рассмотрение несколько заторможено. Ряд конгрессменов-прогрессистов левой ориентации критикуют закон за чрезмерную антикитайскую направленность и духе холодной войны12.

11. United States Innovation and Competition Act of 2021. >>> (дата обращения: 9.11.2021).

12. Frustration builds over stalled China competition bill By STEVEN OVERLY 10/25/2021 >>> (дата обращения: 9.11.2021).
38

Ключевым и во многом сенсационным событием в военной сфере китайско-американских отношений стали сообщения о новых данных по ракетно-ядерному потенциалу КНР. Американские военные аналитики М. Корда и Х. Кристенсен, авторитетные и заслуживающие доверие специалисты по глобальному ядерному балансу, опубликовали материал, свидетельствующий об ускоренном строительстве в Китае двух новых районов развёртывания ракет стратегического назначения. Согласно их данным вдоль границы с Монголией расположены две базы ракет DF-41 – самых современных китайских ракет межконтинентального радиуса действия. Базы суммарно насчитывают около 230 пусковых шахт. Ракеты DF-41 с разделяющимися головными частями индивидуального наведения имеют возможность нести до 10 боеголовок, то есть суммарно в полностью оснащённом виде две эти базы могут содержать до 2 300 ядерных боеголовок. Важным обстоятельством, является то, что в случае старта и удара этих ракет по территории США были преданы гласности 26 июля 2021 г., за день до начала российско-американских переговоров по стратегической стабильности в Женеве13.

13. China Is Building A Second Nuclear Missile Silo Field By Matt Korda and Hans Kristensen • July 26, 2021. >>>
39

По мнению российских военных аналитиков, хотя вопрос о конкретных темпах заполнения шахт и комплектации ракет боеголовками неясен, Китай вполне вероятно может обладать бóльшим количеством ядерных боезарядов, чем считается на данный момент (по максимальным оценкам, до 825 единиц), и также вероятно может ускоренно наращивать это количество. Гипотетически, если две обнаруженные базы будут оснащены «под завязку», то эти 2 300 боеголовок существенно превысят нынешний разрешённый потолок для США и РФ по договору СНВ. Это качественным образом изменит архитектуру ядерного баланса мира, и принципиальным образом скажется на трёхсторонних отношениях США – РФ – КНР14.

14. Академик Арбатов: «Китайские боеголовки полетят над территорией России» // Новая газета, 29 июля 2021. >>> (дата обращения: 8.11.2021).
40

Важным направлением консолидации партнёров и союзников США для сдерживания Китая стала четырёхсторонняя инициатива QUAD с участием США, Японии, Австралии и Индии. Дж. Байден принял эстафету Д. Трампа, ревитализировавшего эту структуру в 2017 г., придав ей трудно скрываемую антикитайскую направленность. В 2021 г. состоялись два саммита QUAD – виртуальный в марте и офлайн, с личным присутствием лидеров четырёх стран. На них, помимо общих «консолидирующих» деклараций, принят ряд программ сотрудничества в современных технологиях, в частности, по созданию сетей пятого поколения (G5), в области искусственного интеллекта и инфраструктурных проектов. Активно развивается сотрудничество по совместному производству вакцин, где Индия выступает в качестве ключевого оператора. QUAD не позиционирует себя как военная структура, она пока никак не институализирована, рабочие структуры отсутствуют.

41

Компенсируя отсутствие жёсткого военного компонента QUAD, администрация Дж. Байдена выступила с инициативой нового типа – AUKUS, с участием Великобритании и Австралии. AUKUS, в отличие от QUAD, чисто военное инициатива или проект. По условиям трёхсторонней договорённости США и Великобритания предоставляет неядерному партнёру тройки – Австралии технологию для восьми ядерных подводных лодок (по оценкам, эти лодки не будут готовы ранее 2040 г.15). Эту договорённость в области трансфера критической оборонной технологии некоторые эксперты характеризуют как «наиболее значимое соглашение со времён Второй мировой войны»16. Данная инициатива вызывает серьёзные опасения не только у Китая, против которого она непосредственно направлена, но и у других стран, поскольку её реализация серьёзно конфликтует с режимом распространения ядерного оружия и ядерных технологий17.

15. The Australia-UK-U.S. Submarine Deal: Mitigating Proliferation Concerns >>> (дата обращения: 9.11.2021).

16. Why the AUKUS helps the Quad? By AKSHOBH GIRIDHARADAS >>> (дата обращения: 10.11.2021).

17. Ibid
42 В первый год администрации заметное обострение произошло в ситуации вокруг Тайваня. С китайской стороны это обострение было стимулировано общим ростом внешнеполитической активности КНР при Си Цзиньпине, окончательным отказом от дэнсяопиновского принципа «занимать выжидательную позицию и наносить точечные удары». При Си Цзиньпине завершению объединения с Тайванем был поставлен временнóй дедлайн – 2049 год – год столетия образования КНР. Националистические силы внутри НОАК полагают, что, если решать проблему военным путём, делать это надо сейчас, пока в армии США не прошёл текущий цикл перевооружения и перехода на более совершенные военные технологии. Молодые генералы НОАК считают, что для успеха военной операции по захвату острова у китайской армии есть всё необходимое и риск подобной операции не превышает разумных пределов.
43

Д. Трамп активно манипулировал тайваньской темой для выдавливания из Пекина компромиссов, в первую очередь, в торговой и экономической области. Под воздействием нарастающих антипекинских настроений, Д.Трамп был почти готов отказаться и от краеугольного камня китайско-американского консенсуса последних десятилетий – принципа «одного Китая», ряда положений основополагающих «трёх коммюнике» и других полуофициальных договорённостей Китая, США и Тайваня по тайваньскому вопросу. По суммарной стоимости продаж вооружений на Тайвань, администрация Д.Трампа «заняла второе место» в ряду семи администраций Белого дома в период после разрыва дипотношений с Тайванем в 1978 году18.

18. Taiwan: Political and Security Issues Updated July 14, 2021 // Congressional Research Service . IF10275. >>> (дата обращения: 9.11.2021).
44

КНР часто прибегает к военно-психологическому давлению на Тайвань, играя военными мускулами в притайваньских акваториях. В течение года наблюдалась массированное нарушение зоны ПВО Тайваня со стороны китайских ВВС. Накануне 10 октября – Дня независимости Тайваня – свыше 140 китайских самолётов нарушало эту зону19.

19. The Biden Administration Has Shown Unwavering Support for Taiwan. >>> (дата обращения: 8.11.2021).
45

В августе 2021 г., Дж. Байден в интервью «Эй-би-си», во многом отходя от соблюдения «стратегической неопределённости», фактически приравнял твёрдость обязательств США по Тайваню обязательствам всем своим европейским и азиатским союзникам, включая Корею и Японию, согласно статье 5 устава НАТО. После этого представитель Белого дома фактически дезавуировал это заявление, подчеркнув, что президент «оговорился» и формулировка обязательств США по Тайваню остаётся прежней20.

20. Biden says U.S. has ‘commitment’ to defend Taiwan from Chinese attack 2021/10//21 >>> (дата обращения: 8.11.2021).
46

16 ноября 2021 состоялся «виртуальный саммит» Си Цзиньпина и Дж. Байдена. Встреча продолжалась около трёх часов. Cи Цзиньпин в открытой части беседы обратился к Дж. Байдену как к «старому другу» (old friend). Обсуждался широкий круг тем. По свидетельству информированных источников, наиболее острым был обмен мнениями по проблеме Тайваня. Си Цзиньпин заявил своему собеседнику, что те, кто поощряют независимость Тайваня, «играют с огнём»21.

21. Biden-Xi talks: China warns US about 'playing with fire' on Taiwan. >>> (дата обращения: 9.11.2021).
47

Первые итоги

 

Подытоживая события первого года на китайском направлении, можно назвать этот год не особенно богатым на знаковые события. Придя в Белый дом не с пустыми руками в плане концептуализации своей линии поведения в отношениях с КНР, приняв в качестве центральной концепции тезис о более нюансированном подходе к КНР, о необходимости «мирного сосуществования», о желательном разделение двусторонних связей на сферы конфронтации, сферу регулируемого соперничества и сферу взаимодействия, администрация Дж. Байдена оказалась пока не готова применить такое понимание на практике. Многие её шаги, особенно в экономической и военной области отношений, сохраняли инерцию трамповского подхода и действий.

48 Такому положению дел есть свои объяснения. В американском политическом классе существует более-менее гомогенное консенсусное представление о сути, мотивах, потенциале, опасности и логике действий своего китайского «партнёра» и необходимость противостоять и сдерживать его разделяется широко. По формам и тактике сдерживания, наиболее эффективных инструментах могут быть различные соображения, но то, что это должно быть цепкое и плотное сдерживание, ни у кого сомнений нет. Трамп начал этот курс, «перешёл Рубикон» и, скорее всего, предопределил его на десятилетия вперёд. Можно спорить о нюансах конфронтации или «соперничества без конфронтации», но бороться, копить силы и думать о том, где и с помощью каких инструментов обойти Китай – в этом маргинальный республиканец Д. Трамп и ортодоксальный демократ Дж. Байден, судя по всему, едины.
49 Другой причиной «преемственности» Дж. Байдена в китайской политике можно считать внутриполитическую слабость и спорную легитимность кабинета демократов, сохраняющийся острый общеполитический раздрай в стране, нежелание администрации идти на расширение и без того острых противоречий с протрамповской внутриполитической оппозицией.
50 В таких условиях, к тому же в первый – «установочный» – год, администрация Дж. Байдена пока воздержалась от кардинальных «новаторских» шагов.
51 Со своей стороны, в китайской позиции под воздействием внутриполитического контекста в КНР, как рефлексия на американские затруднения и раскол, также произошло ужесточение и наблюдается большая наступательность. Китай в постковидный период говорит с американцами жёстче, неуступчиво, языком ультиматумов и выдвигаемых условий.
52 В политической области, несмотря на отход от «демонизации» Китая, присущей трамповской администрации, несмотря на выраженную Дж. Байденом интенцию договориться о введении конфронтации с Пекином в контролируемые рамки, добиться серьёзной разрядки напряжённости сторонам не удалось. Традиционный пафос «правозащитной и идеологической проблематики», вернувшийся в Белый дом с возвращением демократов, по сути, не сильно отличается от чёрно-белого, с «цивилизационным» и даже с расистским душком, подхода Д. Трампа.
53 Новым моментом стала определённая переоценка Дж. Байденом темы противостояния «моделей развития» и потенциала, ресурсов «американской модели» по сравнению с «китайской моделью». Ранее, в ходе предвыборной кампании, обращая внимание на чрезмерную демонизацию Китая и антикитайские перегибы Трампа, Дж. Байден не ставил китайский потенциал и возможности столь высоко. Вступив на капитанский мостик, он больше и эмоциональнее говорит о серьёзности вызова со стороны «китайской модели», апеллирует к кризисным моментам и раздрае в «американском доме», необходимости «трезво оценивать» остроту противостояния с Пекином. Эта метаморфоза в принципе типична для политических реалий США: понятен переход от обычного предвыборного настроя говорить всё «в пику» оппоненту к более прагматичному курсу уже действующего президента, ориентированному на то, чтобы выбить больше денег у Конгресса на антикитайские программы.
54

Последнее администрации удаётся относительно успешно. Суммарный объём средств, планируемых на противодействие КНР, и технологический апгрейд американской экономики под разным «соусом», будь то законы по стимулированию технологического рывка, программы на «упрочение демократии», противодействие китайской модели в мире, поддержание партнёрских альянсов (QUAD, AUKUS), уже зашкаливает за не один триллион долларов. Как будут работать эти вливания, в какой мере эффективными и адресными они окажутся, какую нагрузку они создадут для налоговой системы и налогоплательщиков, насколько поднимется планка госдолга, как пострадают социальные программы в непростой социально-политической и этносоциальной ситуации в стране покажет время.

55 В экономической сфере отношений с КНР в основном сохраняются трамповские повышенные тарифы (практика адресной отмены несистематична и ограничена), ориентация на «регулируемую торговлю» и ведение «промышленной политики» в адрес КНР – воздействие на правила экономической игры в КНР в интересах американских компаний. Новый момент – более акцентированная ориентация на принципы ВТО и желание продумать механизм подключение к торговой cтруктуре Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве. При этом экономический блок кабинета Байдена, в первую очередь торгпред США, пока не дали понять как эти инициативы будут коррелироваться с нынешней, по сути трамповской линией, с «регулируемой торговлей» и торговым соглашением «первой фазы», как вообще экономическая политика в адрес КНР будет координироваться с другими торговыми партнёрами США и КНР, в первую очередь в ЕС и АТР.
56

В военно-политическом плане главным было продолжение и развитие партнёрских связей США по линии QUAD, договорённости о создании трёхстороннего соглашения AUKUS. Это подтверждало и развивало линию прежней администрации на укрепление взаимодействия с традиционными союзниками США и актуализацию в нём антикитайской направленности. Слабостью этих пока ещё даже не структур, а скорее дипломатических и военных инициатив США является то, что они сильно проигрывают в регионе АТР – главном «театре» американо-китайской конкуренции – в экономической подкладке. Экономическая конкуренция и торговля пока остаются главным полем противоборства США и КНР. В свете этого Китай со своим большим экономическим динамизмом, мощной внутрирегиональной торговлей, преобладанием и преимуществом в ценовых цепочках, тесными связями с АСЕАН, реальным присутствием в торговом соглашении о Региональном всеобъемлющем экономическом партнёрстве (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP), потенциальным – во Всеобъемлющем и прогрессивном соглашении о Транстихоокеанском партнёрстве (CPTPP) имеет большую фору перед США.

57 Обострение в Тайваньском проливе стало первым серьёзным конфликтным эпизодом военного противостояния двух стран, после общего ухудшения отношений в период трамповской администрации. Администрация Дж. Байдена вербально подтвердила свою решимость вмешаться в возможный конфликт в Тайваньском проливе, сохраняя при этом принцип «стратегической неопределённости» относительно форм и масштаба своего участия в нём.

Библиография

1. Подробнее см.: Степанов А.С. Американские эксперты о противостоянии США - КНР // США & Канада: экономика – политика – культура. – 2021. – Выпуск № 9. C. 89-105 [Электронный ресурс]. URL: https://usacanada.jes.su/s268667300016435-8-1/ (дата обращения: 8.11.2021). DOI: 10.31857/S268667300016435-8

2. Kurt M. Campbell and Jake Sullivan. Competition without Catastrophe How America Can Both Challenge and Coexist with China //Foreign Affairs, Volume 98, Number 5,September/October 2019, p. 96-111. (дата обращения: 8.11.2021).

3. Ibid.

4. Thomas Wright. The US and China finally get real with each other. Monday, March 22, 2021 https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2021/03/22/the-us-and-china-finally-get-real-with-each-other/ (дата обращения: 8.11.2021).

5. Wang Yi: Underline Three Bottom Lines of China's Relations with the United States 2021/07/26. https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1895276.shtml (дата обращения: 8.11.2021).

6. China puts forward two lists during talks with visiting U.S. deputy secretary of state Source: Xinhua| 2021-07-26. http://www.xinhuanet.com/english/2021-07/26/c_1310087197.htm (дата обращения: 8.11.2021)

7. A Conversation with Ambassador Katherine Tai, U.S. Trade Representative Monday, October 4, 2021 //CSIS Headquarters and Online Livestream. https://www.csis.org/events/conversation-ambassador-katherine-tai-us-trade-representative (дата обращения: 9.11.2021)

8. D.Dollar. What does Biden’s first 100 days tell us about his approach to China? https://www.brookings.edu/blog/fixgov/2021/04/26/what-does-bidens-first-100-days-tell-us-about-his-approach-to-china/ (дата обращения: 8.11.2021)

9. A Conversation with Ambassador Katherine Tai, U.S. Trade Representative Monday, October 4, 2021 // CSIS Headquarters and Online Livestream. https://www.csis.org/events/conversation-ambassador-katherine-tai-us- trade-representative(дата обращения: 8.11.2021).

10. . См. John R. Bolton. The Room Where It Happened: A White House Memoir. Simon & Schuster, New York, 2020. Electronic edition. pp.303; 305.

11. United States Innovation and Competition Act of 2021. https://www.congress.gov/search?q=%7B%22source%22%3A%22legislation%22%2C%22search%22%3A%22United%20States%20Innovation%20and%20Competition%20Act%20of%202021%20%22%7D (дата обращения: 9.11.2021).

12. Frustration builds over stalled China competition bill By STEVEN OVERLY 10/25/2021 https://www.politico.com/newsletters/weekly-trade/2021/10/25/frustration-builds-over-stalled-china-competition-bill-798425 (дата обращения: 9.11.2021).

13. China Is Building A Second Nuclear Missile Silo Field By Matt Korda and Hans Kristensen • July 26, 2021. https://fas.org/blogs/security/2021/07/china-is-building-a-second-nuclear-missile-silo-field/

14. Академик Арбатов: «Китайские боеголовки полетят над территорией России» // Новая газета, 29 июля 2021. https://novayagazeta.ru/articles/2021/07/29/akademik-arbatov-kitaiskie-boegolovki-poletiat-nad-territoriei-rossii (дата обращения: 8.11.2021).

15. The Australia-UK-U.S. Submarine Deal: Mitigating Proliferation Concerns https://www.armscontrol.org/act/2021-11/features/australia-uk-us-submarine-deal-mitigating-proliferation-concerns (дата обращения: 9.11.2021).

16. Why the AUKUS helps the Quad? By AKSHOBH GIRIDHARADAS https://www.orfonline.org/expert-speak/why-the-aukus-helps-the-quad/ (дата обращения: 10.11.2021).

17. Ibid

18. Taiwan: Political and Security Issues Updated July 14, 2021 // Congressional Research Service . IF10275. https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF10275 (дата обращения: 9.11.2021).

19. The Biden Administration Has Shown Unwavering Support for Taiwan. https://thediplomat.com/2021/10/the-biden-administration-has-shown-unwavering-support-for-taiwan/ (дата обращения: 8.11.2021).

20. Biden says U.S. has ‘commitment’ to defend Taiwan from Chinese attack 2021/10//21 https://www.politico.com/news/2021/10/21/joe-biden-taiwan-chinese-attack-defend-516699 (дата обращения: 8.11.2021).

21. Biden-Xi talks: China warns US about 'playing with fire' on Taiwan. https://www.bbc.com/news/world-asia-china-59301167 (дата обращения: 9.11.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести