США и становление Южного Судана
США и становление Южного Судана
Аннотация
Код статьи
S207054760017905-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пархоменко Валентин Константинович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Соединённые Штаты сыграли ключевую роль в предоставлении независимости Южному Судану, решение о котором было принято на проведённом в 2011 г. референдуме, и оказали ему дипломатическую поддержку и гуманитарную помощь. До начала гражданской войны в 2013 г. Соединённые Штаты поддерживали Народно-освободительное движение Судана (НОДС), ставшее правительством нового государства. Несмотря на то что США и их международные партнёры отошли на второй план в усилиях, предпринимаемых Межправительственным органом по вопросам развития, МОВР (Intergovernmental Authority for Development, IGAD) и соседними странами в стабилизации там внутриполитической обстановки, Соединённые Штаты по-прежнему заинтересованы в урегулировании нынешнего конфликта в Южном Судане, а также в устранении последствий гуманитарного кризиса, вызванного гражданской войной и в предотвращении его разрушительных последствий в регионе.

Ключевые слова
CША, Южный Судан, гражданская война, голод, сексуальное насилие, геноцид, гуманитарная помощь
Классификатор
Получено
05.10.2021
Дата публикации
16.12.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
822
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1 Республика Южный Судан – 193-е и самое молодое на сегодняшний день государство в мире появилось после его отделения в 2011 г. от Республики Судан в итоге жестокой гражданской войны между правительством на преимущественно мусульманском, арабоязычном Севере Судана и повстанцами с Юга, население которого в основном является христианами или же исповедует традиционные религиозные культы.
2 Длившаяся почти три десятилетия борьба южных суданцев за независимость сопровождалась огромными человеческими жертвами и была настолько разрушительной, что привлекла внимание международного сообщества, которое начало серию посреднических переговорных процессов между Севером и Югом.
3 Итогом этих усилий стало подписание в 2005 г. Всеобъемлющего мирного соглашения между Народно-освободительным движением /армией Судана (НОДС/А) и правительством президента Северного Судана Омара аль-Башира. Достижению этой договорённости частично способствовала группа африканских стран, известная как Межправительственный орган по вопросам развития (МОВР), а также США, Великобритания, Норвегия и Италия.
4 Соединённые Штаты Америки были особенно активны в этом процессе, отчасти благодаря усилиям небольшой двухпартийной коалиции членов Палаты представителей Конгресса США, известной как «суданская группа», которая часто напрямую взаимодействовала с лидерами Южного Судана, а также в течение нескольких десятилетий добивалась достижения его независимости. Различные христианские организации в США также долгое время защищали дело южносуданцев, рассматривая их вооружённый конфликт с мусульманским правительством на Севере как справедливую борьбу против угнетения христианского населения со стороны мусульман.
5 Пришедший в 2001 г. в Белый дом президент Дж. Буш-младший, будучи сам христианином-евангелистом, сделал урегулирование внутренней ситуации в Судане одним из главных приоритетов политики США в Африке. Подписанное в начале его второго президентского срока мирное соглашение между Севером и Югом Судана позволило народу Южного Судана на состоявшемся в январе 2011 г. референдуме проголосовать абсолютным большинством (99% всех поданных голосов) за свою независимость. 9 июля того же года была образована Республика Южный Судан. Помимо невосполнимого политического ущерба, для Севера это также означало не только серьёзное сокращение территории, но и потерю около трёх четвертей находившихся там запасов нефти.
6

В своём официальном выступлении в день провозглашения независимости Южного Судана президент новой африканской страны Сальва Киир заявил: «Пусть этот день знаменует собой начало терпимости, единства и любви друг к другу. Пусть наше культурное и этническое разнообразие будет источником гордости и силы, а не ограниченностью и конфликтами Мы все южносуданцы. Мы можем быть занде, каква, нуэр, топоса, динка, лотука, аньюак, барии и шиллук, но помнит, что вы в первую очередь южносуданцы»1.

1. Jennifer Williams. The Conflict in the South Sudan Explained, Vox, 2016. URL: >>>
7 Однако, как показало развитие внутриполитической обстановки в стране уже в первые годы после достижения независимости, призывы главы государства к миру и национальному единству, оказались тщетными. Стоившая народу Южного Судана огромных жертв и испытаний борьба за независимость была лишь прелюдией к ещё большим жертвам и испытаниям, выпавшим на его долю в последнее десятилетие.
8

Первые серьёзные предпосылки возвращения Южного Судана к серьёзному внутреннему конфликту выявились в декабре 2011 г., когда в руководстве правящей партии – Народно-освободительное движение Судана (НОДС) возникли разногласия по поводу управления страной, в ходе которых первый вице-президент Риек Мачар заявил о своём намерении бросить вызов президенту Сильве Кииру на предстоящих в 2015 г. президентских выборах2.

2. Jeremy Astil-Brown. South Sudan”s Slide into Conflict: Revisiting the Pact and Reassessing Partnerships, 2014. URL: >>> 
9

В виду предполагаемой попытки государственного переворота, о чём свидетельствовал жёсткий спор в руководстве НОДС о положении дел в стране, президент Киир произвёл изменения в составе правительства, уволив Мачара и его сторонников. Однако это не способствовало стабилизации общей обстановки в Южном Судане и лишь усилило конфронтацию внутри его правящей партии, причём не только между президентом и его бывшим первым заместителем, но и между другими представителями руководства НОДС3.

3. Maru Mehari Taddele. The Real Reasons behind South Sudan Crisis, 2013. URL: >>>
10

Указанные политические споры и вызванные ими драматические события происходили ещё в хрупкой военно-политической структуре Южного Судана. Не улаженные мирным путём, они вскоре усугубились, ввергнув страну в вооружённую конфронтацию и насилие4.

4. Jennifer Willams. Op. cit.
11

Другой и весьма серьёзной причиной обострения разногласий в руководстве Южного Судана и внутреннего раскола было и остаётся разделение его населения по этническому составу. Племена динка и нуэр – две доминирующие этнические группы в этой африканской стране, и признаки глубоких трений между ними проявились сразу же после того, как президент Сальва Киир, этнический динка, уволил своего заместителя Риека Мачара, этнического нуэра, вызвав тем самым раскол в вооружённых силах страны5.

5. Council on Foreign Relations. Understanding the Roots of Conflict in South Sudan. Council on Foreign Relations, September 2016. URL: >>>
12

В ряде публикаций по данному вопросу есть и другие версии причин возникшего конфликта в правящей верхушке Южного Судана. Некоторые аналитики утверждают, что этот конфликт превратился в вооружённое противостояние не в результате этнических разногласий. Южносуданская армия, представляющая на тот момент, по их мнению, всё ещё объединение ополченцев, организованных на личной преданности своему командованию, не являлась регулярным воинским формированием. Поэтому, когда начались боевые действия, эти солдаты присоединились к своим собратьям в целях безопасности6. Шиллуки, третья по численности этническая группа в стране, были втянуты в гражданскую войну сначала на стороне правительства, а затем примкнули к повстанцам-нуэрам7.

6. The Conflict in South Sudan: The Political Context. United States Institute of Peace, 2014. URL: >>> 

7. South Sudan: What is the Fighting About? BBC News, sec. Africa, 2014. URL: >>>
13 Таким образом, политическая лояльность, как и физическая безопасность большей части южносуданского населения зависела от его принадлежности к местным этносам. Поэтому в условиях значительного экономического противостояния между динка и нуэрами большая часть населения страны искало защиты у местных жителей из своего племени.
14

Другие версии причин возникшего конфликта касаются богатых природных ресурсов у новой африканской страны (особенно нефти), а также доступа и наличия оружия у её населения после многолетней войны с Северным Суданом или же роли последнего в этом противостоянии8.

8. Civil War in South Sudan. Global Conflict Tracker, Council on Foreign Relations. 2020. >>>  
15 В декабре 2013 г. в результате этой борьбы правящей элиты за власть произошло вооружённое столкновение между солдатами президентской гвардии, состоявшей из двух крупнейших этнических групп Южного Судана. Гвардейцы из племени динка выступили за Киира, а солдаты из племени нуэр поддержали Мичара. Начавшийся в столице вооружённый конфликт быстро распространился по всей стране и перерос в гражданскую войну.
16

В результате возникшего вооружённого противостояния главной его жертвой стало гражданское население Южного Судана. Из-за продолжавшихся в течение почти четырёх лет военных действий 2,3 млн человек были вынуждены покинуть места своего постоянного проживания. Было убито около 50 тыс. военнослужащих и мирных жителей, 6 млн человек были подвержены голоду, а 70% школ из-за боевых действий было закрыто. Этнические чистки, сожжение деревень, голодающее население и групповые изнасилования – именно это обнаружили эксперты ООН в ходе десятидневной поездки в Южный Судан. «Массовые убийства, систематическое использование сексуального насилия в качестве средства ведения войны, ужасные преступления совершаемые против детей, были выше нашего понимания, непримиримость лидеров ужасала», – отмечалось в отчёте экспертов9.

9. Mark Santora. Salva Kiir, South Sudan”s President Signs Peace Deal With Rebels. The New York Times, 2015. URL: >>> 
17

По мнению некоторых аналитиков, в вооружённом противостоянии в Южном Судане виновно было и само руководство НОДС, неадекватные реакции которого в отношении своих политических оппонентов якобы и явилось непосредственной причиной начавшегося конфликта. Эта многогранная война стала ещё сильнее, когда президент Киир обвинил своего бывшего заместителя Мачара и ещё десять человек из его близкого окружения в попытке государственного переворота. Мачар немедленно отверг обвинение и бежал из страны, возглавив НОДС-ИО в изгнании. На помощь Кииру пришла угандийская армия, а также Северный Судан, чтобы сдержать восстание под предводительством Мачара10.

10. Izrael Nyaburi Nyadera. South Sudan Conflict from @013 to 2018-ACCORD, 2018. URL: >>> 
18 У обоих южносуданских лидеров была возможность остановить бессмысленную братоубийственную войну, но они её проигнорировали. Президент Сальва Киир возглавлял основную группировку в этом вооруженном конфликте, в которую входили ключевые представители высшего руководства НОДС, в том числе Нхиал Денг, главный переговорщик правительства на переговорах под руководством МОВР.
19

У Риека Мачара не было таких ресурсов, как у правительства, поэтому он мобилизовал на борьбу с Сильвой Кииром своих сторонников из числа ополченцев нуэр. Позже к нему присоединился со своими вооружёнными сторонниками уволенный из правительства Киира бывший губернатор штата Юнити Табанг Денг Гай, который стал ведущим переговорщиком от возглавляемой Мачаром фракции на переговорах в Аддис Абебе11.

11. Jennifer Willams. Op. cit.
20

Стоившее больших человеческих жертв и разрушений вооружённое противостояние между двумя южносуданскими лидерами в борьбе за власть завершилось мирным соглашением, которое было подписано в августе 2015 г. в Аддис-Абебе при посредничестве межрегионального блока МОВР, состоявшего из восьми соседних с Южным Суданом африканских стран, а также представителей ООН, Африканского союза, Китая, Великобритании, Норвегии и США12.

12. 2016, South Sudan: The Untold Story. International Peace Institute (blog). 2016. URL: >>>  
21 Хотя посреднические усилия были предприняты в соответствии с главой VIII Устава ООН, что придавало достигнутому мирному соглашению юридический статус и восстановило обязательную модель для всех заинтересованных сторон, реального мира в Южный Судан, как показали последние события, они не принесли.
22 Тем не менее, некоторые шаги в этом направлении обеими противоборствующими сторонами были всё же сделаны. В декабре 2015 г. президент Сальва Киир разделил по племенному признаку должности в кабинете министров. В феврале 2016 г. Риек Мачар был вновь назначен вице-президентом, хотя в то время он всё ещё находился в изгнании за границей. Были также заключены дополнительные соглашения о безопасности, такие как демилитаризация столицы страны Джуба.
23

Вместе с тем нападение в конце июля 2016 г. предполагаемых правительственных сил на находившийся под охраной ООН гражданский лагерь беженцев, а также продолжавшиеся в последующие недели боевые действия по всей стране между обеими сторонами конфликта грозили сорвать начавшийся мирный процесс. Тем не менее, шаткое соглашение продолжало действовать и вновь назначенный вице-президент Мачар в апреле 2016 г. смог вернуться в Джубу и занять свой пост13. Однако вскоре между правительственными войсками и войсками вице-президента вновь вспыхнули боевые действия, вынудившие последнего снова бежать сначала из города, а затем и из страны, и ознаменовавшие окончательный крах Переходного правительства национального единства.

13. Clemence Pinaud. South Sudan: Civil War, Predation and the Making of a Military Aristocracy. African Affairs, 2014. URL: >>>
24

После срыва подписанного обеими сторонами конфликта в августе 2015 г. хрупкого мирного соглашения боевые действия между ними стали ещё ожесточённее. Хотя в мае 2017 г. президент Сальва Киир объявил об одностороннем прекращении огня, гражданская война в Южном Судане продолжалась. Ежедневно поступали сообщения о широкомасштабном насилии, в том числе грабежах и выжженной земле, в результате чего более двух миллионов человек были вынуждены покинуть свои дома, что побудило Организацию Объединенных Наций объявить Южный Судан самым быстрорастущим кризисом беженцев в мире14.

14. The Conflict in South Sudan: The Political Context. United States Institute of Peace. 2014. URL: >>>   
25

Очередные усилия для прекращения междоусобной бойни в Южном Судане были предприняты под давлением США 12 сентября 2018 г. в Аддис-Абебе, когда президент Киир и его соперник Риек Мачар заключили очередное, 12-е по счёту мирное соглашение с начала конфликта. Уникальной особенностью этой очередной договорённости являлись её новые участники, а именно тогдашний президент Судана Аль-Башир и президент Уганды Мусевени. Первый ранее считался одной из причин конфликта, но согласно новому соглашению выступил как гарант его решения. Однако новое соглашение не устраняло основную причину продолжавшейся конфронтации, именно её этническую составную, поскольку оно способствовало дальнейшему разделению государственных постов между динка и нуэрами, исключая другие этносы15 .

15. Stephen Akpe. The Civil War in South Sudan from 2013-2019, December 21, 2020. URL: >>>
26

Одно из последних серьёзных нарушений мирного соглашения случилось 24 сентября 2018 г., когда в графстве Кох, а северной части страны, произошли вооружённые столкновения оппозиционных и правительственных сил. По мнению многих наблюдателей, этот инцидент явился ещё одним свидетельством постоянной неудовлетворённости обеих сторон условиями мирных соглашений, то есть именно того, что и раньше было помехой для заключения прочного мира, который удовлетворял бы обе стороны затянувшегося конфликта16.

16. Aryan Baker. War Crimes: slaughter and starvation haunt a broken South Sudan. Time, May 30, 2016.
27 Соединенные Штаты, сыграв ключевую роль в реализации заключённого в 2005 г. всеобъемлющего мирового соглашения между Севером и Югом Судана, ставшего прологом к провозглашению в 2011 г. суверенной Республики Южный Судан, неоднократно выражали свою озабоченность и ответственность за её дальнейшую драматическую судьбу после достижения независимости. Неоднократно этот вопрос по инициативе представителя США обсуждался и в Совете Безопасности ООН.
28

Особое внимание к нему проявила администрация президента Б. Обамы, а также Конгресс США, участие которого в данном случае исторически было вызвано озабоченностью правами человека и гуманитарными проблемами. В целях прояснения ситуации и оказания помощи группа конгрессменов по Судану и Южному Судану часто напрямую взаимодействовала с лидерами обеих сторон конфликта. Продолжавшееся между ними вооружённое противостояние и предыдущие обвинения в коррупции и систематических нарушениях прав человека обострили двусторонние американо-южноафриканские отношения, и профильные комитеты Конгресса США провели ряд специальных слушаний по Южному Судану с начала кризиса17.

17. Tumutegyereize Kennedy. Is peace possible I South Sudan? Conciliation Resources, September, 2017. URL: >>> 
29

В мае 2014 г. президент Обама ввёл целевые санкции в отношении двух видных южносуданских военачальников – одного из старших командиров повстанцев и начальника президентской гвардии, которые были признаны виновными в разжигании гражданской войны18.

18. Izrael Neaburi Nyadera. Op. cit.
30

В целях прекращения вооружённого конфликта члены «суданской группы» Конгресса призвали администрацию Обамы оказать давление на Совет Безопасности ООН и добиться таким образом эмбарго на продолжавшиеся поставки оружия обеим сторонам конфликта. Всё сильнее стала звучать критика в адрес обоих южносуданских лидеров и со стороны высокопоставленных представителей администрации США в их публичных выступлениях. В марте 2015 г. государственный секретарь Джон Керри, заявив, что «легитимность не является заведомым правом любого правительства игнорировать свою обязанность защищать и служить всем гражданам», подверг критике президента и вице-президента Южного Судана за неспособность пойти на необходимые компромиссы. 9 июля 2015 г., в четвёртую годовщину независимости Южного Судана, cоветник президента США по вопросам национальной безопасности Сьюзан Райс высказалась в их адрес ещё резче: «Правительство и повстанцы совершают ужасные преступления против невинных женщин, детей и пожилых людей. Президент Киир и Риек Мачар и их приближённые лично виноваты в этой новой войне и саморазрушении. И только лидеры с обеих сторон могут положить конец этому насилию. Тем не менее, президент Киир и Риек Мичар предпочли бы поторговаться по поводу личной власти и богатства, чем договориться о решениях… Правительство отказалось от своих обязанностей, не смогло защитить своих граждан и потеряло свою легитимность»19.

19. State Department, Press Statement by Secretary Kerry on South Sudan Negotiations, March 2, 2015. URL: >>>
31

Администрация Обамы приветствовала мирное соглашение двух противостоящих сторон от августа 2015 г. и заявила о своём обязательстве применять санкции против тех, кто подрывает мирный процесс20.

20. Lauren Ploch Blanchard. Conflict in South Sudan and the challenges Ahead. Congressional Research Service, September 22, 2016, p. 16.
32

Помимо критики, в поисках решения южносуданского кризиса высокопоставленные представители администрации США, ссылаясь на дружественные отношения между Соединёнными Штатами и Южным Суданом, характеризовали их как «близкие и глубокие связи, свидетельством чего была моральная поддержка южносуданцев со стороны Вашингтона ещё в годы их борьбы за независимость от Северного Судана»21.

21. Princeton N. Lyman. The United States and South Sudan: A Relationship under Pressure. URL: >>>
33

Несмотря на возросшую в последние годы напряжённость, государственный секретарь Джон Керри и другие высокопоставленные представители администрации Обамы признавали и «личную заинтересованность» в разрешении этого внутреннего конфликта22. Специальный представитель США в Судане и Южном Судане Дональд Бут и посол США в Южном Судане Сьюзан Пейдис напрямую взаимодействовали с обеими противоборствующими сторонами. В одном из обращений Госдепартамента подчёркивалось, что «у этого конфликта не может быть военного решения. Продолжение военных действий лишь усугубило бы напряжённость и сыграло бы на руку воинствующим экстремистам. Достижение прочного и длительного мира зависит от устранения основных политических причин конфликта»23. Госдепартамент также призывал к немедленному освобождению политических заключённых. Сам факт их наличия был признан в Вашингтоне одним из главных препятствий для обсуждения путей выхода из кризиса, равно как и использование статуса задержанных в качестве предварительных условий или торгов в целях прекращения вооруженной конфронтации. Белый дом также заявил, что Соединённые Штаты будут привлекать южноафриканских военачальников к ответственности за преступные действия своих подчинённых и откажут в поддержке любым элементам, которые используют силу для захвата власти24.

22. The Crisis in South Sudan. Congressional Research Service, name redacted, January14, 2014. URL: >>>

23. State Department Spoke person Maria Harf, Beginning of Direct Talks on South Sudan, January 4, 2014. URL: >>> 

24. The Crisis in South Sudan. Congressional Research Service, name redacted. Op. cit.
34

Угроза США в возможном отказе от предоставления финансовой и экономической помощи была серьёзным предупреждением обеим сторонам конфликта. Начиная с 2005 г., то есть с момента подписания Всеобъемлющего мирового соглашения, США, в ответ на кризис в Южном Судане, в частности на гуманитарную помощь, развитие, реконструкцию, сектор безопасности и поддержку миротворческих формирований по линии ООН, инвестировали в страну около 1 млрд долл. в год, что в общей сумме составлило к 2015 г. более 11 млрд долл. Этот уровень американской финансовой поддержки стран Африки к югу от Сахары был беспрецедентным и являлся одной из крупнейших инвестиций США в иностранную помощь в мире за последнее десятилетие25.

25. Erol Yayboke. Assessing South Sudan: Humanitarian Aid in a Time of Crisis. November 27, 2018. URL: >>> 
35

2020–2021 гг. были отмечены в Южном Судане серьёзными, нарушениями прав человека со стороны сил безопасности и отсутствия уважения к верховенству закона и всё это было усилено воздействием пандемии COVID-19.

36 В феврале 2020 г. стороны сформировали переходное правительство национального единства во главе с президентом Сальвой Кииром, первым вице-президентом Риек Мачаром, а также четырьмя другими вице-президентами от оппозиционных групп. Стороны, однако, не выполнили основных положений мирного соглашения 2018 г., включая соблюдение мер безопасности или создание механизмов подотчётности. Было также проигнорировано требование о том, чтобы южносуданские женщины составляли не менее 35% всех государственных органов власти.
37 Правительство, Народно-освободительное движение Судана / Армия в оппозиции (НОДC/А-ИО), Национальный демократический фронт и группы, не подписавшие соглашения 2018 г., вновь объявили в январе 2020 г. о прекращении огня. Однако в апреле это обязательство было нарушено во время боевых действий в ряде регионов, поэтому мирные переговоры были возобновлены лишь в октябре.
38 Для подавляющего большинства мирных жителей Южного Судана примирение между президентом Сальвой Кииром и первым вице-президентом Риеком Мачаром положительных изменений в их жизни не внесло. Все вооружённые группы безнаказанно совершали, как и прежде, злоупотребления в отношении гражданского населения, включая убийства, похищения людей и сексуальное насилие. Армия, а также вооруженные формирования НОДС/А-ИО и Фронт национального спасения (НАС) вербовали и использовали детей-солдат.
39 За некоторым исключением, лидеры всех сторон этого конфликта не изъявляли особого желания предотвращать злоупотребления со стороны подчинённых им вооружённых группировок и привлекать виновных к ответственности. Лишь восемь командиров бесчинствовавших боевиков, представляющих как правительственные силы, так и повстанческие группы подпали под индивидуальные санкции ООН за свои военные преступления.
40 Межобщинные столкновения, угоны скота и разборки между вооружёнными молодёжными группами во многих штатах Южного Судана привели к гибели и ранениям сотен человек. Сотни тысяч южносуданцев были вынуждены вновь покинуть свои дома.
41 Южносуданские власти продолжали произвольные аресты всех критиков, в том числе представителей гражданского общества и журналистов, часто задерживая их на длительный срок без предъявления обвинений или суда. Несмотря на соблюдение населением комендантского часа и других ограничений силы безопасности избивали, арестовывали и задерживали мирных жителей.
42

Медицинские учреждения были недостаточно укомплектованы врачами и санитарным персоналом, а также плохо оборудованы, что создавало проблемы при тестировании на COVID-19 и для прохождения курса лечения. На полгода были закрыты все школы.

43

Бесчинствующие в стране вооружённые группировки не только безнаказанно похищали, пытали, убивали и подвергали сексуальному насилию мирных жителей, но также совершали серьёзные преступления против находящихся в Южном Судане представителей ООН и международных гуманитарных организаций26.

26. South Sudan: Brutal sexual violence persists in northern Unity region—UN report. URL: >>> 
44 В марте 2020 г. Совет Безопасности ООН продлил пребывание в стране Миротворческой миссии ООН (МООНЮС) ещё на один год, а в июне Совет по правам человека возобновил работу своей комиссии в Южном Судане, которая сообщила о нарушении прав человека и безнаказанности за массовые преступления, совершённые в стране, несмотря на подписанное в 2018 г. обновленное мирное соглашение и сформированное в 2020 г. правительство на переходный период.
45 22 февраля 2020 г. Риек Мачар и четверо других лидеров оппозиции были приведены к присяге в качестве вице-президентов нового правительства единства Южного Судана. Этот шаг стал частью сделки по урегулированию возникшего семь лет назад конфликта. Президент Сальва Киир официально объявил гражданскую войну оконченной и попросил прощения у своего давнего «заклятого» соперника Мачара, который, в свою очередь, пообещал сотрудничать с Кииром. Формирование правительства единства, которое дважды откладывалось за последние девять месяцев из-за политического тупика, явилось крупным достижением и, по мнению многих наблюдателей, дало руководству страны шанс укрепить перемирие между силами Киира и Мачара. Эта новость была весьма обнадеживающей. Киир и Мачар, чьи прошлые попытки разделить власть каждый раз завершались провалом, теперь должны были вместе работать, чтобы объединить национальную армию, сообща разрешать споры о контроле над ключевыми городами и заключать мир с непокорными повстанческими группировками.
46

Сделка лидеров двух враждующих между собой сторон была заключена не сразу. Прологом к ней стало достигнутое между ними в сентябре 2018 г. соглашение о прекращении огня. Их возврат к боевым действиям был бы разрушительным для южносуданского населения, измученного войной, и страны, которая лежала в развалинах. Даже через год после того как две основные воюющие стороны прекратили боевые действия, крупные города, лишившись большинства своих жителей, оставались в руинах. В конфликте, начавшемся в декабре 2013 г. погибло, по некоторым подсчётам, до 400 тыс. человек, огромное число для любой страны, и особенно для Южного Судана, где общая численность населения составляет около 12 млн. Миллионы южносуданцев стали вынужденными переселенцами27.

27. Toward aViable Future for South Sudan. International Crisis Group. Report №300/Africa, 10 February 2021. URL: >>> 
47 Одним из основных препятствий, потребовавших компромиссных решений, было количество и разграничение штатов в Южном Судане, что имело бы серьёзные последствия для будущего распределения власти в стране. В ходе войны, чтобы удовлетворить требования представителей своей, самой большой в стране этнической группы, президент Киир изменил внутренние границы, в целях создания сначала 28, а затем 32 штатов. После заключения мирного соглашения с Мачаром он согласился вернуться в основном к довоенным внутренним границам страны, оставив десять прежних штатов и три административных района, один из которых стал новым.
48 Киир пошёл на эту уступку только под давлением высокого уровня со стороны Межправительственного органа по вопросам развития, выступившего посредником в мирном соглашении, и политика, который, как считают аналитики, является его самым сильным союзником – президента соседней Уганды Йовери Мусевени.
49 Вторым препятствием для данного компромисса были поиски адекватного ответа на болезненный вопрос о личной безопасности вице-президента Мачара в Джубе. Кризисная группа предупредила, что Мачар не должен вводить подчинённые ему вооружённые силы в столицу, как он это сделал в 2016 г., когда оба политика в последний раз пытались сформировать правительства национального единства в соответствии с условиями ранее заключенного мирного соглашения. Тогда его вооружённые сторонники столкнулись с силами Киира на фоне политических разногласий, сорвав мирное соглашение и возобновив гражданскую войну. Но в данном случае Мачар, чтобы не допустить нового конфликта попросил Киира разрешить миротворцам ООН обеспечить его безопасность в Джубе. И хотя Киир сначала отказался, а региональное и международное давление на Мачара с целью добиться компромисса после уступки Киира по демаркации внутренних границ оказалось столь успешным, что он вынужден был согласиться вернуться в Джубу без личной охраны, полагаясь лишь на гарантии своей безопасности со стороны Киира. Для Мачара это был смелый шаг, учитывая, что в 2013, а затем в 2016 г. Из-за угрозы расправы над ним со стороны вооружённых союзников Киира ему дважды пришлось бежать из столицы.
50 Устранив эти два спорных вопроса, стороны смогли также договориться о главном – проведении в феврале 2023 г. президентских выборов, хотя остались и другие нерешенные проблемы, в том числе объединение лояльных Кииру и Мачару вооружённых группировок в единую национальную армию. Не был решен также вопрос о прекращении вооружённой борьбы с мятежниками, которые не подписали соглашение 2018 г., особенно с повстанцами в экваториальных провинциях во главе с ветераном войны за независимость генералом Томасом Чирилло.
51 Важную роль в процессе примирения сыграли также западные страны. Ведущие государства-доноры, в том числе тройка – США, Великобритания и Норвегия, а также ЕС и другие, оказали серьёзное дипломатическое давление накануне достижения компромисса. Особенно это касалось США. Угроза эскалации санкций со стороны Вашингтона против правительства Киира и предупреждение взимать с обеих конфликтующих сторон дополнительные налоги особенно усилили это давление.
52 Тем не менее, некоторые аналитики и многие южносуданцы выражали весьма серьёзные сомнения по поводу того, что Киир и Мачар смогут когда-либо работать вместе. С приближением президентских выборов и в связи с известными амбициями Мачара отношения между соперниками будут оставаться напряжёнными.
53

Общая оценка внутриполитической ситуации в Южном Судане после примирения президента Сальвы Киира и первого вице-президента Риека Мачара была неоднозначной и у тогдашней администрации США. В рамках общей критики африканского внешнеполитического курса своего предшественника – президента Барака Обамы, Дональд Трамп заявил в мае 2018 г. о своём намерении пересмотреть политику помощи США Южному Судану, чтобы гарантировать, что выделяемые финансовые средства не способствовали там продлению гражданской войны и росту коррупции. В декабре 2018 г. помощник президента по вопросам национальной безопасности Джон Болтон, объявив о новой политике США в отношении Африки, назвал обоих южносуданских лидеров «моральными банкротами», виновными в причинении своей стране «ужасающего насилия и безмерных человеческих страданий». Спустя шесть месяцев после того, как «главные враги Южного Судана», президент Сальва Киир и глава повстанцев Риек Мачар подписали «мирное соглашение», cтрана, как заявил помощник президента, продолжает истекать кровью из-за развязанной ими гражданской войны28.

28. Outlines a Strategy for Africa. That” Really About Countering China. The New York Times,13.12.2018. URL: >>>
54 Следует отметить, что далеко не все эксперты столь категоричны в своих оценках нынешней ситуации в Южном Судане и оказания необходимой ему помощи со стороны США.
55 По мнению многих американских и западноевропейских аналитиков, проблема Южного Судана и подобных ему стран, имеет структурный характер и её решение должно быть соответственным поставленной задаче: как управлять полиэтническим обществом, которое глубоко расколото десятилетиями гражданской войны и безнаказанности. В попытках его внутренней консолидации со стороны международного сообщества и США не было должной координации. В то время как посредники МОВР рассматривали конфликт в Южном Судане как политическое соперничество между двумя лидерами, Африканский союз (АС) сосредоточился на налаживании партнёрских отношений между гражданскими и военными для обеспечения переходного периода.
56 МОВР и АС предполагали, что соглашение о разделении властных полномочий между правительством и оппозицией в Южном Судане приведёт страну к миру и демократии. Такой подход, указывают критики, лишь усугублял внутренний кризис в стране и являлся признаком глубокого упадка существующей политической системы, поскольку достигнутые каждый раз договоренности между обеими сторонами конфликта вознаграждали коррумпированные политические элиты в Южном Судане и защищали военных, совершавших преступления.
57 После неудачных попыток региональных структур разрешить кризис в Южном Судане и обеспечить успешный переходный период, США, считают эксперты, должны оказать содействие тем политическим силам, которые отстаивают там перемены и демократию. Принятая ранее демократической и республиканской администрациями политическая стратегия «решения африканских проблем», несмотря на многолетнюю гуманитарную помощь США, направленную на спасение жителей в Южном Судане, не обеспечила там устойчивого мира и развития. Для устранения коренных причин южносуданского кризиса необходимо добиваться продвижения демократии, а также поддержания верховенства закона и подотчётности.
58 Чтобы положить конец безнаказанности, США необходимо оказать давление на нынешнее переходное правительство, обязав его соблюдать свои международные обязательства в отношении правосудия и прав человека.
59 На международном уровне США должны сохранить эмбарго ООН на поставки оружия как правительству, так и оппозиции, а также санкции Министерства финансов США в отношении частных лиц и компаний, занимающихся этим незаконным бизнесом и оказать давление на Африканский союз, чтобы ускорить учреждение гибридного суда, как это было предусмотрено в мирном соглашении 2015 г. В политическом и дипломатическом плане США должны создать многостороннюю коалицию для поддержки продолжающегося мирного процесса в Южном Судане с целью формирования авторитетного временного правительства во главе с новым поколением политических лидеров для перехода страны к жизнеспособному состоянию.
60 Более активное взаимодействие США с Суданом и Южным Суданом лучше послужит, согласно оценкам экспертов, стратегическим интересам США в продвижении демократии, защите прав человека и поддержке экономического развития, а также борьбе с терроризмом в неспокойном регионе, каковым является Африка.
61 В какой-то мере прислушалась и следует этим оценкам и предложениям нынешняя американская администрация, о чём свидетельствуют её первые инициативы и контакты с южносуданским правительством.
62

В конце марта 2021 г. президент Джозеф Байден уведомил Конгресс, что ещё на год продлевает режим чрезвычайного положения в отношениях с Южным Суданом. В Вашингтоне посчитали, что ситуация в этой стране продолжает представлять «необычайную и этническую угрозу для США»29.

29. ИТАР-ТАСС. 29.03.2021. Политика: США-Иран-Южный Судан-Санкции-БелДом. ITAR-TASS.29.03.2021.Policy: USA-Iran-South Sudan-Sanctions-White House
63

9–13 мая 2021 г. Судан и Южный Судан посетил специальный посланник США Д. Бут, в ходе которого главное внимание было уделено Южному Судану. Д. Бут выразил обеспокоенность медленной реализацией достигнутого ранее соглашения о мире и стабильности, продолжающимся насилием, ухудшением экономической и гуманитарной ситуации30. Визит высокого американского гостя как раз пришёлся на те дни, когда президент Сальва Киир с согласия оппозиции распустил парламент и сформировал новую нижнюю палату – Национальную Ассамблею из представителей, назначенных политическими партиями. Из 550 мандатов 332 получила партия президента, 128 – сторонники Риека Мачара.

30. Travel of Special Envoy for Sudan and South Sudan. Media Note Office of the Spokeperson. May 8, 2021. URL: >>> 
64

В середине апреля 2021 г. Государственный департамент объявил, что США выделяют Южному Судану дополнительно 95 млн долл. на оказание чрезвычайной гуманитарной помощи внутренне перемещённым лицам, число которых в стране достигло четырех миллионов человек, а также множеству южносуданских беженцев, которые находятся в соседних Уганде, Судане, Эфиопии, Кении и ДРК. Общая сумма американской гуманитарной помощи Южному Судану в 2021 фин. г. составила 484 млн долларов31.

31. New U.S. Humanitarian Assistance for the South Sudan Crisis Response. Press Statement. Ned Price. Department Spoke person. April 15, 2021. URL: >>> –assistance-for-the-south-sudan-crisis-response/

Библиография

1. Jennifer Williams. The Conflict in the South Sudan Explained, Vox, 2016. URL: https://www.vox.com/world/2016/12/8/13817072/south-sudan-crisis-explained-ethnic-cleansing-genocide/

2. Jeremy Astil-Brown. South Sudan”s Slide into Conflict: Revisiting the Pact and Reassessing Partnerships, 2014. URL: https: //www.chattamhouse.org/sites/default/files/field/field-document/

3. Maru Mehari Taddele. The Real Reasons behind South Sudan Crisis, 2013. URL: https://www.aljazeera.com/indepth/opinion/2013/real-resons-behind-south-sudan-crisis-2013122784119779562

4. Jennifer Willams. Op. cit.

5. Council on Foreign Relations. Understanding the Roots of Conflict in South Sudan. Council on Foreign Relations, September 2016. URL: https://www.cfr.org/interview/understanding-roots-conflict-south-sudan/

6. The Conflict in South Sudan: The Political Context. United States Institute of Peace, 2014. URL: https: //www.usip.org/publications/2014/01/conflict-south-sudan-political-context/ 6

7. South Sudan: What is the Fighting About? BBC News, sec. Africa, 2014. URL: https://www.bbc.com/news/world-africa-25427965/

8. Civil War in South Sudan. Global Conflict Tracker, Council on Foreign Relations. 2020. https://cfr.org/interactive/global-conflict-tracker/conflict/civil-war-south-sudan/

9. Mark Santora. Salva Kiir, South Sudan”s President Signs Peace Deal With Rebels. The New York Times, 2015. URL: https://nytimes.com/2015/08/27/world/Africa/south-sudan-peace-deal-rebels-president.- html

10. Izrael Nyaburi Nyadera. South Sudan Conflict from @013 to 2018-ACCORD, 2018. URL: https;//www.accord.org.za/ajcr-issues/south-sudan-conflict-from-2013-to-2018

11. Jennifer Willams. Op. cit.

12. 2016, South Sudan: The Untold Story. International Peace Institute (blog). 2016. URL: https://ipinst.org/2016/10/hilde-johnson-south-book/

13. Clemence Pinaud. South Sudan: Civil War, Predation and the Making of a Military Aristocracy. African Affairs, 2014. URL: https://doi.org/10.1093/afrat/adu019/

14. The Conflict in South Sudan: The Political Context. United States Institute of Peace. 2014. URL: https://www.usisip.org/publications/2014/01/conflict-south-sudan-political-context/

15. Stephen Akpe. The Civil War in South Sudan from 2013-2019, December 21, 2020. URL: https://worldmediation.org/the-civil-war-in-south-sudan-from-2013-2019/

16. Aryan Baker. War Crimes: slaughter and starvation haunt a broken South Sudan. Time, May 30, 2016.

17. Tumutegyereize Kennedy. Is peace possible I South Sudan? Conciliation Resources, September, 2017. URL: https://www.c-r.org/news-and-insight/peace-possible-south-sudan/

18. Izrael Neaburi Nyadera. Op. cit.

19. State Department, Press Statement by Secretary Kerry on South Sudan Negotiations, March 2, 2015. URL: https://allaafrica.com>stories/201503031496.html

20. Lauren Ploch Blanchard. Conflict in South Sudan and the challenges Ahead. Congressional Research Service, September 22, 2016, p. 16.

21. Princeton N. Lyman. The United States and South Sudan: A Relationship under Pressure. URL: https://americanambassadors.org/publications/ambassadors-review/fall-2013/the-united-states-and-south-sudan-a-relationship-under-pressure

22. The Crisis in South Sudan. Congressional Research Service, name redacted, January14, 2014. URL: https://www.everycrsreport.com/files/20140114-R43344-dd19d3d1c1728fa53472fad7058773c20111696.pdf

23. State Department Spoke person Maria Harf, Beginning of Direct Talks on South Sudan, January 4, 2014. URL: https://2009-2017. state.gov/r/pa/prs/ps/201401/219296. html

24. The Crisis in South Sudan. Congressional Research Service, name redacted. Op. cit.

25. Erol Yayboke. Assessing South Sudan: Humanitarian Aid in a Time of Crisis. November 27, 2018. URL: https://www.csis.org/analysis/ assessing-south-sudan-humanitarian-aid-time-crisis/

26. South Sudan: Brutal sexual violence persists in northern Unity region—UN report. URL: https://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews, asp/

27. Toward aViable Future for South Sudan. International Crisis Group. Report №300/Africa, 10 February 2021. URL: https:// www.crisisgroup.org./africa/horn-africa/south/sudan/300-toward-viable-future-south-sudan/

28. Outlines a Strategy for Africa. That” Really About Countering China. The New York Times,13.12.2018. URL: https://www.nytimes.com/2018/12/13/us/politics/john-bolton-africa-china.html

29. ИТАР-ТАСС. 29.03.2021. Политика: США-Иран-Южный Судан-Санкции-БелДом. ITAR-TASS.29.03.2021.Policy: USA-Iran-South Sudan-Sanctions-White House

30. Travel of Special Envoy for Sudan and South Sudan. Media Note Office of the Spokeperson. May 8, 2021. URL: www. state.gov./travel-of-special-envoy-for-sudan-and-south-sudan

31. New U.S. Humanitarian Assistance for the South Sudan Crisis Response. Press Statement. Ned Price. Department Spoke person. April 15, 2021. URL: https://www.state.gov./new-u-s-humanitarian –assistance-for-the-south-sudan-crisis-response/

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести