The Perspective of External political strategy of Administration of Joe Biden in Asia-Pacific Region
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Perspective of External political strategy of Administration of Joe Biden in Asia-Pacific Region
Annotation
PII
S207054760017904-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Aleksandr Panov 
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article analyses the main actions of Washington in Asia-Pacific region in a first year of the presidency of Joe Biden.

This analyses allows to formulate several conclusions about conception and concrete approaches of a new administration to strategy of the USA in APR as well as to relations with main countries of the region and conclusion about differences from asia-pacific policy of previous administration.

First, when president D. Trump did not take into account opinion of experts on asia-pacific problems, Joe Biden organized a team of an experienced and authoritative specialists on regional problems, as well as on relations with the most important regional states.

Second, while sharing in general the course of the predecessor concerning policy towards China and regard China as a main threat to political, economic and military interests of the USA, Joe Biden shifted and accent from pressure on Beijung on trade-economic problems toward creation of the «containment ring» around China using formation of alliances and unions of countries, which are sharing the position of Washington about growing chinese threat.

Third, White house unleashed active ideological counteraction against chinese political, social and economic system, against attempts of Beijing to export its model of «socialism under leadership of communist party», first of all, to developing countries.

Finally, through administration of Joe Biden is revealing growing concern about rise of military might of China and about possibility using force against Taiwan, in the end of 2021 year there are started to appear signs of departure from originally determination to secure a containment of Beijing by using making pressure and intentions to lower the degree of tension in american-chinese relations by attempts to reach an agreement about «rules of behavior», about «management of intense competition».

 

Keywords
Joie Biden, D. Trump, Xi Zinping, China — main rival, relations of the USA with Republic of Korea, Japan, North Korea, conception of the “Free and open Indo-Pacific region”, “Partnership in sphere of security” the USA, Great Britain, Australia
Received
25.10.2021
Date of publication
16.12.2021
Number of purchasers
0
Views
209
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Концептуальные подходы администрации Дж. Байдена к отношениям с Китаем

 

Основные постулаты внешнеполитической стратегии Дж. Байдена были сформулированы в ходе его предвыборной президентской кампании.

2 Прежде всего, была поставлена задача возвращения США на позиции мирового лидера. Это предусматривало отказ от политики Д. Трампа игнорировать ряд международных организаций и многосторонних соглашений. Одновременно заявлялось о готовности Вашингтона уважать интересы своих союзников и о намерение сплотить их под своим руководством. Наконец, были определены главные конкуренты – соперники США. В этом обошлось без нововведений по сравнению с трамповским периодом. Ожидаемо среди них оказались Китай и Россия.
3 В отличие от Д. Трампа, который, не успев обжиться в Белом доме, начал с выхода из состава Транстихоокеанского партнёрства, но главное, инициировал нагнетание вплоть до предвоенной ситуации на Корейском полуострове, Дж. Байден не спешил объявлять о своих приоритетах в АТР.
4 В течение февраля-марта 2021 г. шло формирование его внешнеполитической команды, в которой оказалось немало специалистов по азиатско-тихоокеанским делам и к тому же «антикитайски настроенных».
5 Назначенный госсекретарём Э. Блинкен участвовал в разработке политики Б. Обамы «по перебалансировке» стратегии США в АТР.
6 Дж. Сэлливан, советник по национальной безопасности, известен как сторонник ответа на «китайский вызов» путём модернизации американской экономики и мобилизации поддержки союзников США в осуществлении политики на китайском направлении.
7

Ллойд Остин, министр обороны, далёк от проблематики АТР, но на слушаниях в Сенате при утверждении на этот пост отметил обеспокоенность масштабами военной модернизации Китая, который является, как он отметил, самым серьёзным глобальным конкурентом США с точки зрения перспектив обеспечения безопасности, поскольку создаёт угрозы в большинстве районов мира1.

1. “Biden taps veteran team to clean up after Trump’s China fights”. The Japan Times, January 20, 2021. URL: >>>
8

Линда Томас-Гринфилд, постоянный представитель США в ООН, работая в Госдепартаменте, занималась африканскими странами, а не азиатскими. Тем не менее, на слушаниях в Сенате при своём утверждении на должность постпреда заявила, что будет «работать агрессивно в отношении Китая, побуждать китайцев изменить своё поведение, угрожающее американским ценностям безопасности, а также всему западному миру»2.

2. “Biden's pick for UN post calls China 'a strategic adversary”. Asahi Shimbun, January 28. 2021. URL: >>>
9

Наиболее авторитетная фигура в администрации по азиатским делам – Курт Кэмбелл, заместитель Дж. Сэлливана в должности координатора по Индо-Тихоокеанским делам, в 2009‒2013 гг. являлся помощником госсекретаря по Восточной Азии и Тихому океану, одним из создателей стратегии «перебалансировки». Он сторонник жёсткого сдерживания Китая, поскольку в противном случае, по его мнению, может наступить конец региональному миру. И, по его утверждениям, необходима «новая вовлечённость» США в АТР регион, так как Д. Трамп разрушил все элементы американской операционной системы в регионе3.

3. Architect of U.S. pivot picked to be Biden's 'Asia czar'”. The Japan Times, January 14, 2021. URL: >>>  
10 Судя по публичным заявлениям «азиатско-тихоокеанской команды» Дж. Байдена, её члены в целом согласны с той политикой, которая проводилась в «эпоху Трампа» на китайском направлении. Это подтверждает, что в американском истеблишменте сформировался консенсус относительно стратегического курса в отношении Китая.
11

Как заявил Э. Блинкен на слушаниях в Конгрессе при назначении на пост госсекретаря, Трамп был прав, заняв жёсткую линию в отношении Китая, но лично он «серьёзно не согласен с некоторой его тактикой»4.

4. The Trump administration is over, but will its Asia policies continue to resonate?” The Japan Times, January 21, 2021. URL:  >>>  
12

В американских политических кругах преобладают положительные оценки состава азиатско-тихоокеанской команды Дж. Байдена. Она характеризуется как способная, компетентная группа специалистов, ориентированных на традиционные ценности и методы осуществления внешней политики. Но отмечаются и недостатки, прежде всего присущая многим членам команды самоуверенность, связанная с «прежними заслугами» в администрации Б. Обамы. Теперь же им предстоит заниматься главным образом китайской проблематикой, а Китай претерпел радикальные изменения в течение весьма краткого периода времени.

13 В начале февраля 2021 г. Белый дом опубликовал «Промежуточные стратегические наставления по национальной безопасности».
14 В них Китай определён как «единственная страна, потенциально способная объединить экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, чтобы бросить вызов существующей мировой системе».
15 Россия же оценивается прежде всего как «глобальный военный противник», страна, которая «стремится усилить свое глобальное влияние и играть подрывную роль на мировой арене».
16 Вместе с тем, как было отмечено, администрация Дж. Байдена настроена на диалог с Китаем и Россией «по современным военным технологиям, влияющим на стратегическую стабильность» и будет с Китаем и Россией «искать новые механизмы контроля над вооружениями».
17

Согласно «Промежуточным стратегическим наставлениям», «использование военной силы США должно быть крайней мерой», но США никогда не станут колебаться, решая, стоит ли применять силу, если это необходимо для защиты наших жизненно важных национальных интересов»5.

5. Ibidem.
18 В последующих разъяснениях представителей Белого дома утверждалось, что на данном этапе США намерены строить отношения с Китаем в одних случаях как конкурентные, в других как сотруднические, в третьих как антагонистические.
19 Администрацию Дж. Байдена, как её предшественницу, беспокоит наращивание военной мощи Китая, особенно ракетно-ядерной. Обращается внимание на то, что Китай имеет более 2 000 ракет средней дальности, способных нанести удары по американским базам в АТР, в том числе на территории союзников Вашингтона, а также быстрыми темпами сокращает разрыв в количестве стратегических носителей с ядерным оснащением. По некоторым данным, уже в настоящее время у Китая около 350 межконтинентальных ракет, а в ближайшее время их число может быть удвоено.
20 Пока не столь настойчиво, как это делала администрация Д. Трампа, но администрация Дж. Байдена шаг за шагом предпринимает попытки «втянуть» Пекин в переговоры по РСМД.
21 Программа «перебалансировки» вооружённых сил АТР, разработанная при президенте Б. Обаме, не претерпела каких-либо корректировок при администрации Д. Трампа. С уверенностью можно исходить из того, что и Дж. Байден будет придерживаться её основных положений. Однако возможны некоторые дополнения.
22 Для противодействия наращиванию и закреплению китайского присутствия, прежде всего военного, в ЮКМ представители администрации Д. Трампа заявляли о возможности размещения ракет средней дальности, а также ракет «земля – корабль» (дальностью до 200 км) на островах в ВКМ и ЮКМ. Пока Белый дом воздерживается от конкретных комментариев на этот счёт, но, очевидно, эта проблематика в его недрах прорабатывается.
23

В опубликованном Административно-бюджетным управлением Белого дома в апреле проекте бюджета на 2022 фин. г. предусматривается выделение 5,1 млрд долл. на реализацию Тихоокеанской инициативы сдерживания (Pacific Deterrence Initiative).

24

Таким образом, по сравнению с бюджетом на 2021 г., по которому на эту инициативу выделялось 2,2 млрд долл., расходы на усиление военных способностей американских вооружённых сил, прежде всего ВМС и ВВС «сдерживать неприятеля» и вернуть военное превосходство, были увеличены более чем в 2 раза6.

6. The U.S. Pacific Deterrence Initiative: A chance to turn the corner in Asia. The Japan Times, December 15, 2020. URL:  >>>   
25 При президенте Дж. Байдене «градус» критики Пекина по «нечестной экономической политике и практике» несколько понизился.
26 Новых переговоров с Китаем по торгово-экономическим проблемам по типу тех, которые инициировала и вела администрация Д. Трампа, команда Дж. Байдена в течение почти всего 2021 г. Пекину не предлагала.
27 Судя по всему, в Вашингтоне пришли к выводу о том, что достигнутые при Д. Трампе с большим трудом китайские уступки в торгово-экономической сфере не дают того эффекта, на который рассчитывали американцы, и следует идти другим путём.
28

Несмотря на увеличение импорта Китаем американских товаров при одновременном сокращении его экспорта на американский рынок, по данным Главного таможенного управления Китая товарооборот между двумя странами по итогам 2020 г. вырос на 8,3%, превысив 587 млрд долл. При этом экспорт Китая вырос на 7,9% – составил 452 млрд долл., а экспорт США вырос на 9,8% – составил 135 млрд долл. Таким образом, США не удалось сократить свой огромный дефицит в торговле с Китаем7.

7. Deepening US-China Economic Interdependence Contrary to Decoupling Policy US consumer and business behavior is independent of government intentions. Global Economy. April 28, 2021. URL: >>>
29

В марте 2021 г. было объявлено о разработке программы политики в области торгово-экономических отношений США с Китаем, суть которой состоит в том, что акцент теперь будет делаться на обеспечении американского экономического и технологического превосходства. С этой целью уже принят пакет стимулирующих мер объёмом 1,9 трлн долл. по переводу американской экономики на принципиально новый уровень развития. Эти средства пойдут на модернизацию инфраструктуры страны, концентрацию усилий на развитии сети пятого поколения (5G), создание искусственного интеллекта, биотехнологий, на производство полупроводников, на разработку новых прорывных технологий для стимулирования инноваций (планируется довести инвестиции в науку и технологии до 2% ВВП, в настоящее время 0,7% , что в 3 раза меньше, чем в Китае) и в целом на формирование техно-демократического общества в противовес нарождающемуся китайскому техно-авторитарному строю8. Приоритет теперь будет отдаваться не мерам тарифного ограничения китайского импорта, чем увлекалась прежняя администрация, а более решительному ограничению деятельности китайских высокотехнологических компаний на американском рынке.

8. “China 'closing in fast,' Biden warns Congress, as he asks for trillions in spending”. Asahi Shimbun, April 29/2021. URL: >>> 
30 Как и ожидалось, администрация Дж. Байдена значительно повысила градус критики Китая по проблематике прав человека.
31 Пекин был обвинён в сокращении уровня автономного статуса Сянгана (Гонконг), в ограничении там демократии и прав человека. Госдепартамент США внёс 24 официальных лица из Китая и Сянгана, включая заместителей председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания, в санкционный список, предусматривающий, что за сотрудничество с ними американские финансовые организации будут привлекаться к ответственности.
32 Китай расценил эти меры как «грубое вмешательство в дела Китая» и ввёл ответные санкции в отношении ряда физических и юридических лиц из США.
33 Была развёрнута шумная, с привлечением союзников, кампания критики массовых преследований мусульманского населения в провинции Синьцзян.
34 По сравнению с периодом правления Д. Трампа начала выражаться более серьёзная озабоченность действиями Китая в отношении Тайваня, прежде всего демонстрацией китайской военной силы в Тайваньском проливе.
35 На переговорах на высшем уровне со своими союзниками в регионе Республикой Корея и Японией Дж. Байден добился включения в совместное коммюнике с президентом Мун Чже Ином положения о важности поддержания мира и стабильности в Тайваньском проливе, а в американо-японском заявлении с премьер-министром Е. Суга выражения обоюдной возрастающей озабоченности обстановкой, касающейся Тайваня.
36

«Принцип одного Китая» является «красной чертой» в китайско-американских отношениях. По вопросу Тайваня Китаю «отступать некуда, уступать нечего», заявил министр иностранных дел Ван И9.

9. Пресс-конференция министра иностранных дел КНР Ван И в рамках 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ЦСНП) 12-го созыва. Жэньмин жибао онлайн, 7 марта 2021 г. URL: >>>
37

В китайском руководстве, судя по всему, ожидали, что в отличие от импульсивного и мало предсказуемого Д. Трампа с новым президентом США удастся наладить более стабильные отношения, и Вашингтон будет в большей степени учитывать китайские интересы.

38

Уже 25 ноября председатель Си Цзиньпин направил Дж. Байдену поздравительную телеграмму в связи с избранием его президентом США10.

10. См. Си Цзиньпин поздравил Дж. Байдена с избранием на пост президента США. Жэньмин жибао, 26 ноября 2020. URL: >>>
39

11 февраля состоялся телефонный разговор руководителей двух стран. Его содержание подавалось в сообщении для СМИ Белого дома и агентством «Синьхуа» с акцентом на тех аспектах, которые каждая из стран стремилась выделить в качестве приоритетных.

40 Так, Д. Байден педалировал «озабоченность» США по поводу нечестных экономических действий китайских властей, нарушений прав человека, наращиванием китайской военной активности в АТР, особенно в Тайваньском проливе, что рассматривается как прямая угроза безопаспости Тайваня.
41 Председатель КНР, напротив, сделал акцент на необходимости содействовать здоровому и стабильному развитию китайско-американских отношений, придерживаться взаимного уважения, взаимовыгодного сотрудничества, избегать конфликтов и конфронтации, контролировать разногласия. Си Цзиньпин призвал США уважать коренные интересы Китая, его суверенитет и территориальную целостность.
42 Хотя обе стороны, особенно китайская, положительно оценили телефонный разговор, состоявшиеся 19‒20 марта в Анкоридже (Аляска) американо-китайские переговоры показали, что выявившееся уже в телефонной беседе лидеров расхождение в подходе к построению двусторонних отношений носит весьма серьёзный характер.
43 В переговорах с американской стороны участвовали государственный секретарь Энтони Блинкен и помощник президента США по национальной безопасности Джейк Сэлливан, а с китайской – член Политбюро ЦК КПК, глава канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ян Цзечи и министр иностранных дел Ван И.
44 Встреча прошла в напряжённой атмосфере, отличалась отсутствием дипломатической корректности, откровенным неприятием позиции партнёра по наиболее важным обсуждаемым вопросам.
45 В создании малоблагоприятной атмосферы встречи сыграло поведение американских участников, которые построили свои выступления «с позиции силы» и открытой, жёсткой критики политики Китая. Уже во вступительной речи Э. Блинкен, опустив причитающиеся в таких случаях вежливые выражения, обвинил Китай в том, что его действия угрожают международному порядку, основанному на правилах, которые поддерживают глобальную стабильность.
46 У китайских представителей не оставалось иного пути, как жёстко ответить на эти выпады. Игнорируя протокольную договорённость о двухминутных вступительных речах, Ян Цзечи разразился 15-минутной «серьёзной речью». Он подчеркнул неприемлемость для Китая вмешательства в его внутренние дела. Вместе с тем, он отметил, что Китай не закрывает двери для отношений с США. Но обе страны должны воздерживаться от конфликтов и конфронтации, иметь в АТР общих друзей, то есть США не должны дружить против КНР.
47

Несмотря на бурное начало переговоров, атмосферу которого китайские представители сравнили «с сильным запахом пушечного пороха», стороны не прервали их. Был обсуждён ряд проблем, имеющих обоюдный интерес, в том числе северокорейская ядерная проблема, обстановка в Афганистане. Была достигнута договорённость о создании совместной группы по климату. Американские участники подтвердили, что США будут придерживаться политики «одного Китая»11.

11. US China spar in first face meeting under Biden. Asahi Shimbun, March 19, 2021. URL: >>>
48 Переговоры в Анкоридже продемонстрировали настрой администрации Дж. Байдена строить отношения с Китаем с позиции силы и давления.
49

Американская демократия против китайской автократии

 

Распространено мнение, что с распадом Советского Союза фактор идеологической борьбы в международных отношениях перестал действовать.

50

Однако в одной из своих первых речей после избрания председателем КНР Си Цзиньпин, подчеркнув, что «только социализм с китайской спецификой может развивать Китай», и, процитировав Маркса и Энгельса, отметил, что социализм неизбежно победит капитализм. Но при этом оговорился, что это будет длительный исторический процесс, в котором две социальные системы будут сотрудничать и бороться друг с другом12.

12. China reveals details of key Xi speech on overcoming West's long-term economic and military superiority. The Japan Times, April 1, 2019. >>>
51 В период президентства Д. Трампа в Вашингтоне начали обращать внимание на намерение Китая предложить свою модель ускоренного развития другим, прежде всего развивающимся странам. Стали появляться высказывания представителей американской администрации с критикой Коммунистической партии Китая, авторитарной системы власти.
52 С приходом в Белый дом президента-демократа, а Демократическая партия выступает активным борцом за «демократию во всём мире», президент Дж. Байден, а за ним и руководящие представители его администрации начали делать акцент на том, что подлинная китайская опасность проявляется не в военной и экономической сферах, а в области идеологии.
53

На первой пресс-конференции 25 марта в Белом доме Дж. Байден охарактеризовал Си Цзиньпиня как человека, думающего, что автократии принадлежит будущее, а демократия не может функционировать в более сложном мире. В то же время Байден признал, что Си Цзиньпин «ловкий парень (smart guy).

54

Раскрывая содержание своего двухчасового телефонного разговора с Председателем КНР 11 февраля, он сообщил, что предупредил его о том, что до тех пор, пока в Китае будут продолжаться грубые нарушения прав человека, США будут обращать на это внимание всего мира и действовать совместно со своими союзниками, привлекая Китай к ответственности за его действия по обращению с уйгурским меньшинством, а также в отношении Тайваня, ЮКМ и нарушения международных правил торговли13.

13. Biden says China won't surpass U.S. as global leader on his watch. Asahi Shimbun, March 27, 2021. >>>
55

Для демонстрации превосходства американской демократии над китайским социализмом-автократией, Д. Байден 28 апреля, выступая в Конгрессе, объявил о плане выделить 1,8 трлн долл. в течение 10 лет на социальные цели: 1 трлн долл. на образование и 800 млрд на налоговые кредиты семьям со средними и низкими доходами, включая 200 млрд на бесплатное школьное образование, 109 млрд на обучение в колледжах в течение двух лет. Средства на эти цели планируется получить за счёт увеличения налогов на богатых американцев с доходами более 1 млн долл. в год, подняв для них налог на общий доход с 37% до 39,6%14.

14. “China 's ‘closing in fast’, Biden warns Congress, as he asks for trillions in spending”. Asahi Shimbun, April 29. 2021. URL: >>>  
56 Таким образом, общая сумма расходов на стратегию «не уступим китайцам» запланирована в размере почти 4 трлн долл. (с учётом 1,9 трлн долл. на модернизацию экономики).
57 Критика идеологии и практики политической системы, именуемой «социализмом с китайской спецификой», стала одной из центральных задач пропагандистской деятельности администрации Дж. Байдена, которая ведётся под лозунгом «борьбы демократии с авторитаризмом». Вокруг этого лозунга Вашингтон разворачивает работу по мобилизации своих союзников и партнёров, прежде всего европейских.
58 Откликаясь на призыв Д. Байдена восстановить разрушенную Д. Трампом евроатлантическую солидарность и «наказать» Китай за нарушение прав человека, министры иностранных дел ЕС приняли решение о введении санкций в отношении физических и юридических лиц, «причастных» к нарушениям прав человека, за преследования уйгурского мусульманского меньшинства в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
59 В марте 2021 г. Европарламент заморозил ратификацию Всеобъемлющего соглашения об инвестициях с Китаем в качестве одной из санкций в связи с обстановкой в Синьцзяне. Китай ответил введением санкций в отношении немецкого Института китайских исследований и ряда европейских учёных, а также представителя ЕС, критиковавших нарушения прав человека в Китае.
60 Белый дом анонсировал намерение провести в конце 2021 г. «саммит демократических государств».
61

Ответ Пекина на политику администрации Дж. Байдена на китайском направлении

 

Сразу же после избрания Дж. Байдена президентом китайское руководство начало демонстрировать заинтересованность улучшить китайско-американские отношения и наладить сотрудничество в сферах взаимных интересов.

62 Китайский ответ на курс Дж. Байдена и его команды в отношении Китая был сформулирован председателем КНР Си Цзинпинем в телефонном разговоре с президентом США 11 февраля, затем в развёрнутом выступлении министра иностранных дел Ван И на пресс-конференции в рамках 4-ой сессии Всекитайского собрания народных представителей 10 марта и, наконец, в высказываниях члена Политбюро ЦК КПК Ян Цзечи на американо-китайской встрече в Анкоридже (Аляска) 19‒20 марта.
63 Если суммировать основные положения «китайского ответа» на американские «претензии», то они мало чем отличаются от того, что подчёркивалось китайской стороной во время предыдущей американской администрации.
64 Принципиальный подход к оценке китайско-американских отношений сформулирован китайским руководством следующим образом.
65 Сегодня, когда китайско-американские отношения переживают важный момент, обеим странам следует прилагать совместные усилия, придерживаться духа взаимного уважения, взаимовыгодного сотрудничества и отсутствия конфликтов и конфронтации, сосредоточиться на взаимодействии, контролировать разногласия.
66 Противостояние Китая и США стало бы катастрофой как для этих двух стран, так и для всего мира.
67 Китай не оспаривает доминирующую роль США. Никогда не стремился бросить вызов Вашингтону или занять его место в мире и не намерен делить с ним сферы влияния. Но и США не должны дружить с кем-то против Китая.
68 Китай привержен сохранению международной системы, в центре которой находится ООН, и международного порядка, основанного на международном праве. Нет причины бросать вызов системе международных отношений, которая соответствует китайским интересам.
69

В то же время система глобального управления должна быть более справедливой и честной, а правила, устанавливаемые одной страной или некоторыми государствами, не могут быть навязаны другим15.

15. Пресс-конференция министра иностранных дел КНР Ван И в рамках 4-1 сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва. Жэньмин жибао онлайн, 7 марта 2021. URL:  >>> 
70

США должны прекратить вмешательство во внутренние дела Китая16.

16. China's President Xi calls for more equitable global governance”. Asahi Shimbun, April 29, 2021. URL: >>> 
71 Судя по изложенной китайской программе действий в китайско-американских отношениях, она сбалансирована. С одной стороны, чётко обозначены «красные линии», которые США не следует пересекать, ведя дела с Китаем. С другой – показано отсутствие у Пекина намерений создавать конфликтные ситуации в двусторонних отношениях и тем более инициировать их создание.
72

Япония — верный, но с оговорками, союзник США

 

В японских правящих кругах с избранием Дж. Байдена президентом ожидали от нового главы Белого дома «возвращения Америки в Азиатско-Тихоокеанский регион», «покинутый импульсивным и мало предсказуемым его предшественником». В Токио были уверены в том, что с прагматичным, опытным политиком Дж. Байденом можно будет найти консенсус как в отношении развития японо-американских отношений, так и по политике в отношении Китая, что более всего беспокоит Токио.

73 Ожидания японцев оправдались. С самого начала своей деятельности на посту президента Дж. Байден проявил значительное внимание Японии, выделив её из группы американских союзников.
74 17 апреля состоялся визит в Вашингтон премьер-министра Японии Е. Суга, и он стал первым главой правительства иностранного государства, с которым президент Дж. Байден провёл переговоры.
75 Обе стороны остались довольным результатами встречи.
76 Американский президент продемонстрировал решимость «вернуть США» в АТР, укреплять отношения с союзниками и уважительно относиться к ним (в феврале 2021 г. США согласились не требовать увеличения японских расходов на содержание американских войск на территории Японии, на чём настаивал Д. Трамп), а главное – «послать сигнал» Китаю о прочности американо-японского военно-политического союза.
77

В совместном заявлении двух руководителей изложен набор «озабоченностей китайским поведением». Подчёркивается неприятие любых односторонних попыток изменить статус-кво в Восточно-Китайском море, а также незаконных претензий на акватории в Южно-Китайском море. Выражена серьёзная озабоченность в связи с нарушением прав человека в Гонконге и Синьцзяне. Особо выделена важность мира и стабильности в Тайваньском проливе17.

17. Daniel Sneider. Japan finally gets the G2 it wants –But at what cost? Toyo Keizai. April 3, 2021. URL: >>> 
78 Обратили на себя внимание два нюанса в японской позиции.
79

Японская сторона изначально не поддерживала введение антикитайских санкций в связи с событиями в Гонконге и Синьцзяне. Не согласилась на подключение к санкционной политике и по итогам встречи на высшем уровне, ограничившись согласием на совместное выражение «серьёзной озабоченности»18.

18. Suga played reactive role on China in talks with Biden. Asahi Chimbun, April 18, 2021. URL: >>>
80

МИД КНР выразил «крайнее неудовольствие и решительный протест» в связи с совместным американо-японским заявлением, которое является «очевидным доказательством сговора двух стран, стремящихся вмешиваться во внутренние дела Китая, отвратительным примером попытки осквернить и очернить КНР». Особо критически было отмечено стремление США и Японии формировать антикитайские «маленькие альянсы» с попытками взять Китай в «кольцо окружения». При этом роль Японии была оценена как стратегического вассала США19.

19. Жэньмин жибао, 28 марта 2021.
81 Серьёзное внимание привлекло включение в совместное заявление обращения к тайваньской проблеме, о которой не упоминалось в американо-японских документах с конца 60-х годов ХХ века.
82 В Японии растут тревожные настроения в связи с напористыми внешнеполитическими действиями Китая и его военными мероприятиями в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
83

В «Голубой книге» МИД Японии, опубликованной 27 апреля 2021 г., впервые отмечается «сильная озабоченность относительно безопасности в регионе не только международного сообщества, как это записано в аналогичной публикации за 2019 г., но и Японии». Впервые заходы китайских кораблей береговой охраны в территориальные воды вокруг островов Сэнкаку критикуются как «нарушение международного права»20.

20. “New Diplomatic Bluebook labels China’s military moves a threat”. Asahi Shimbun, April 28, 2021. URL: >>>
84 В связи с «китайской проблемой» в Японии активизировалась дискуссия относительно наиболее оптимальной линии японского поведения на китайском направлении.
85 Практически не вызывает возражений курс на укрепление союзнических отношений с США.
86 Однако по конкретике политики в отношении Китая и особенно по тем пределам, которые Японии не следует переходить в поддержку антикитайских акций Вашингтона, мнения расходятся.
87 Прагматики, в основном представители либерального крыла, политологического и журналистского сообщества, считают, что Токио следует сфокусироваться на предотвращении опасной конфронтации между двумя ведущими державами посредством прежде всего собственных и совместных с США и другими «заинтересованными странами» дипломатических усилий, поощряя Китай «вести себя ответственно. При этом японская позиция в отношении Китая не может стать зеркальным отражением политики Вашингтона.
88

Если возникнет чрезвычайная ситуация вокруг Тайваня, Япония должна воздействовать на США и Китай с тем, чтобы не доводить её до вооруженного конфликта. В крайнем случае Япония может ограничиться оказанием американским войскам логистической поддержки21.

21. “Japan must not just follow U.S. lead in dealing with China”. Asahi Shimbun. April 19,2021. URL: >>>
89

Сторонники «жёсткого курса» в отношении Китая выступают за совместные действия-ответы с США, включая вооружённые силы обеих стран, на «китайские вызовы»22.

22. Japan deputy PM says met to defend Taiwan with US if invaded”. The Asahi Shimbun, July 6, 2021. URL: >>>
90 Оценивая в целом возможную роль Японии в азиатско-тихоокеанской стратегии Дж. Байдена, среди ряда американских политиков, военных, учёных распространено мнение, что Япония в силу внутренних, пацифистских настроений и нежелания обострять отношения с Китаем не готова стать центральной опорой американской стратегии в АТР.
91

Не случайно, заключая союз AUKUS, США сделали «военную ставку» в противостоянии с Китаем на Австралию.

92

Дж. Байден и проблемы Корейского полуострова

 

Администрация президента РК Мун Чже Ина встретила избрание Дж. Байдена президентом США с надеждой на изменение американской политики в отношении ведения дел с Северной Кореей и на снятие ограничений на налаживание контактов Сеула с Пхеньяном.

93 Вместе с тем, американская администрация не спешила раскрывать планы в отношении своей стратегии в отношении Северной Кореи.
94

Дж. Байден в своём первом обращении к Конгрессу 28 апреля 2021 г. назвал ядерную программу Северной Кореи наряду с Ираном «серьёзной угрозой американской безопасности и безопасности мира» и сказал, что будет работать с союзниками, чтобы ответить на эти проблемы «посредством дипломатии и решительного сдерживания». Пхеньян жёстко раскритиковал высказывание американского президента23.

23. “North Korea warns U.S of ‘very grave situation’ over Biden speech”. Asahi Shimbun, April 29, 2021. URL: >>>   
95

Следует отметить, что накануне выступления Дж. Байдена Ким Чен Ын в речи на восьмом съезде Рабочей партии Кореи, состоявшемся 6–8 января 2021 г., заявил о необходимости укреплять военный ядерный потенциал страны, поскольку опасность американского вторжения сохраняется. Для отражения этой угрозы руководитель КНДР сообщил о разработке ракет с разделяющимися боеголовками, ядерных ракет подводного старта, разведывательных спутников, атомных подводных ракетоносцев. Он также поставил задачу создать возможности для атаки на цели на удалении 15 тыс. км, разработать технологию для производства небольших, лёгких ядерных боеголовок для оснащения межконтинентальных ракет24.

24. “N. Jorea threatens to build more nukes, cites US hostility”. Asahi Shimbun, January 9, 2021. URL: >>>
96 Таким образом, стороны обозначили свои принципиальные позиции, которые практически не отличались от тех, что они занимали в период правления Д. Трампа.
97 30 апреля 2021 г. было сообщено о завершении специалистами администрации США по азиатским делам работы по пересмотру политики прежней администрации в отношении Северной Кореи.
98

Подробного изложения новой северокорейской стратегии не последовало, но из разъяснений пресс-секретаря Белого дома следовало, что она будет представлять нечто «среднее» между трамповским стремлением заключить с Пхеньяном «большую сделку» (grand bargain) и политикой «стратегического терпения» (strategic patience), осуществлявшейся администрацией Б. Обамы.

99 Как было подчёркнуто, цель новой стратегии остаётся неизменной – полная денуклеаризация Корейского полуострова. Решить эту задачу предполагается постепенно. Шаги Пхеньяна по отказу от ядерного оружия будут встречаться соответствующими ответными действиями Вашингтона, включая облегчение санкционного режима. В то же время не предусматривается ни предоставления американских гарантий безопасности Северной Кореи, ни официальный переход от режима перемирия на Корейском полуострове к заключению договора о мире.
100

Отмечается намерение Белого дома уделить больше внимания консультациям по вопросам политики в отношении Пхеньяна с Японией и РК, отказаться от трамповского стиля, высокомерного и поучительного отношения со своими главными азиатскими союзниками25.

25. “Biden to veer from Trump, Obama policies in taking on N.Korea»”. Asahi Shimbun, May 1, 2021. URL: >>>
101

По итогам переговоров с Дж. Байденом президент Мун Чже Ин особо отметил, что президент США «выразил поддержку межкорейскому диалогу и сотрудничеству» и что Республика Корея в тесном сотрудничестве с США будет работать ради достижения прогресса в межкорейских отношениях.

102 Южнокорейцы были воодушевлены «новым отношением» к себе со стороны новой администрации США. На переговорах в Вашингтоне американцы согласились прекратить действие ограничений на разработку РК ракет дальностью более 180 км и боеголовок более 500 кг. Действовавшая 42 года эта система позволяла США держать под контролем ракетную политику Сеула.
103 Объявив о завершении ревизии политики на северокорейском направлении и проведя консультации по северокорейской проблематике с Токио и Сеулом, представители администрации США стали говорить о готовности начать контакты с Пхеньяном.
104 Однако Пхеньян ответил на эти «заходы» с американской стороны совсем не так, как ожидали в Вашингтоне.
105 Руководство КНДР, насколько можно понять, полагает, что Пхеньян ещё в период президентства Д. Трампа сделал все возможные для него уступки, а взамен не получил даже малейшего послабления санкций.
106

В заявлении Министерства иностранных дел КНДР была подчёркнута незаинтересованность в переговорах с США, «которые никуда нас не приведут, только отнимут у нас драгоценное время»26.

26. “North Korea ridicules U.S. hopes for talks as allies rethink approach”. Asahi Shimbun, June 6, 2021. URL: >>>;
107 Подводя итоги начального этапа политики Дж. Байдена на северокорейском направлении, можно констатировать, что, в отличие от «напористого и решительного давления» на Пхеньян, она пока представляет собой модифицированный вариант «стратегии терпения» эпохи Б. Обамы.
108 Таким образом, каких-либо драматических событий на Корейском полуострове, судя по всему, ожидать не приходится. Если только северокорейское руководство, в том числе по внутренней необходимости сплотить общество в условиях тяжелейшего кризиса, не отважится на возобновление ядерных и ракетных испытаний в надежде побудить Вашингтон начать переговоры.
109

Отношение администрации Дж. Байдена к концепции «Открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона»

 

Определив Китай в качестве главного соперника, Белый дом незамедлительно приступил к продвижению концепции «Открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона».

110

Такой подход контрастировал с малым интересом к этой концепции Д. Трампа, администрация которого начала серьёзно заниматься её конкретной разработкой только под занавес его президентства. Именно тогда был подготовлен в 2018 г. и рассекречен 5 января 2021 г. документ «Стратегические основы политики Соединённых Штатов для Индо-Тихоокеанского региона». Судя по всему, этот документ не был утверждён президентом. В нём главным образом довольно подробно описывается набор мер по противодействию Китаю в АТР. Ставилась одна из задач – укреплять отношения США со своими союзниками и партнёрами в целях обеспечения «стабильности и мира в Индо-Тихоокеанском регионе, которые подрывает Китай, нарушая международные правила и нормы в своих интересах»27.

27. “U.S. Strategic Grameword for the Indo-Pacific”. URL:>>>
111 У команды Байдена были свои наработки политики в АТР и в отношении Китая, которые она начала реализовывать «без раскачки». При этом основные задачи этой политики совпадали с установками предыдущей администрации.
112 Уже 23 марта 2021 г. по инициативе Белого дома была проведена видеовстреча членов «ромба» – США, Индия, Япония, Австралия – в верхах.
113 Участники встречи приняли коммюнике, в котором отметили «общее видение открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона», решимость развивать сотрудничество в сфере безопасности, чтобы «укреплять порядок, основанный на международном праве, и ответить на вызовы в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях». Антикитайская направленность коммюнике очевидна. Тем более что на встрече обсуждались и такие темы, как давление Китая на Австралию, китайские притязания на японские острова Сэнкаку, китайская агрессия на границе с Индией, поддержка Пекином переворота в Мьянме.
114 Закрепляя «успех» видеовстречи, Дж. Байден пригласил в Вашингтон на «очный саммит» руководителей «четвёрки». Прибывшие на него 24 сентября премьер-министр Индии Моди, премьер-министр Австралии Моррисон, премьер-министр Японии Суга и «хозяин» саммита президент Байден выступили с совместным заявлением. В нём Китай не упоминается, однако подчёркивается общая решимость отстаивать верховенство права, свободу навигации и пролёта, мирное решение споров, демократические ценности и территориальную целостность государств. Совершенно очевидно, что данное заявление имело своим адресатом Пекин.
115 В Пекине однозначно воспринимают активизацию реализации концепции «Открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона» как «антикитайский проект», как попытку создания версии НАТО для АТР. Особо беспокоит китайское руководство возможность подключения к «четвёрке» стран АСЕАН. Основания для этого имеются. В августе 2021 г. вице-президент К. Харрис нанесла в Сингапур и Вьетнам визит, в ходе которого подчёркивала решимость США противодействовать Китаю в ЮКМ и ВКМ и с этой целью укреплять отношения со странами ЮВА.
116 Одновременно с этим госсекретарь Э. Блинкен договорился с министром иностранных дел Филиппин Р. Мирадзи о «возвращении» Соглашения о стратегическом партнёрстве, подписанного в 2015 г., в котором упоминается и сфера военного сотрудничества.
117 В свою очередь Китай в конкуренции с США за «умы» асеановцев стремится убедить их в миролюбивом настрое на ведение дел в регионе, а, главное, использовать экономические рычаги, на конкретных примерах показывая выгодность для них иметь дружеские отношения с Пекином.
118

Наращивая «стратегию окружения» Китая кольцом из стран АТР, обеспокоенных ростом военного присутствия и активности Пекина в регионе, Вашингтон осуществил в сентябре 2021 г. формирование «партнёрства в сфере безопасности» между США, Великобританией и Австралией (AUKUS). Создан военно-политический союз, предусматривающий расширение американского военного присутствия на Австралийском континенте, но главное создание Канберрой мощного подводного флота – 8 судов с ядерными двигателями и возможностями пуска крылатых ракет.

119 Пекин выступил с острой критикой таких действий, охарактеризовав их как нарушение договорённостей о нераспространении ядерного оружия и подрыв усилий по поддержанию мира и стабильности в АТР.
120

О перспективах американской политики в АТР

 

Сформулированные администрацией Дж. Байдена концептуальные основы азиатско-тихоокеанской политики США, а также уже предпринятые шаги по их реализации свидетельствуют о том, что центральное значение Вашингтон намерен придавать своим отношениям с Пекином и при этом американо-китайские отношения в обозримом будущем останутся напряжёнными.

121 В американском истеблишменте сформировался устойчивый консенсус относительно необходимости мобилизовать все возможные ресурсы США для борьбы с китайским авторитарным соперником в политике, экономике, технологиях, идеологии.
122 Ожидания китайского руководства, что при Дж. Байдене произойдёт «потепление» китайско-американских отношений, не оправдались. Вместе с тем, в Пекине не спешат делать окончательный вывод о «бесперспективности» нормальных отношений с США. Продолжают звучать призывы к Белому дому «вернуть отношения с Китаем на правильный курс». Утверждается, что у Китая нет намерения бросать вызов США.
123 В то же время нельзя не заметить, что в Китае более распространён вывод о том, что США находятся в упадке и для Китая настаёт время более решительно продвигать свои интересы, не прятать силу, как прежде.
124 Особо обращает на себя внимание серьёзно возросшая активность китайских вооружённых сил в районе Тайваня. Осуществляются массированные залёты китайских самолётов в зону воздушного контроля Тайбея, проводятся вблизи острова маневры-учения с высадкой большого количества войск на острове в Тайваньском проливе.
125

К концу 2021 г. обе стороны пришли к выводу о целесообразности не доводить отношения до крайнего обострения, а договориться о «пределах разногласий», или, как заявил Дж. Салливан, «обеспечить ответственное соперничество» (responsible competition) или «управление интенсивной конкуренцией»28.

28. The U.S. and China must manage “intense competition”, top Biden advisor says. Asahi Shimbun, October 8, 2021. URL: >>>
126 На конец 2021 г. намечена видеовстреча президента Дж. Байдена и председателя Си Цзиньпина, на которой и планируется договориться о «правилах поведения» сторон.
127 Однако очевидно, что стратегия США по комплексному противодействию Китаю, прежде всего в АТР, будет наращиваться с привлечением к ней как можно большего числа региональных стран.

References

1. “Biden taps veteran team to clean up after Trump’s China fights”. The Japan Times, January 20, 2021. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2021/01/20/asia-pacifir/Biden-China

2. “Biden's pick for UN post calls China 'a strategic adversary”. Asahi Shimbun, January 28. 2021. URL: https://www.asahi.com//ajw/articles/14142832

3. Architect of U.S. pivot picked to be Biden's 'Asia czar'”. The Japan Times, January 14, 2021. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2021/01/14/asia-pacific/politics-diplomacy

4. “The Trump administration is over, but will its Asia policies continue to resonate?” The Japan Times, January 21, 2021. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2021/01/21/world/trump-asia-policy-legacy

5. Ibidem.

6. The U.S. Pacific Deterrence Initiative: A chance to turn the corner in Asia. The Japan Times, December 15, 2020. URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2020/12/15/commentary/

7. Deepening US-China Economic Interdependence Contrary to Decoupling Policy US consumer and business behavior is independent of government intentions. Global Economy. April 28, 2021. URL: https://cigs.canon/en/article/20210428_5758.html

8. “China 'closing in fast,' Biden warns Congress, as he asks for trillions in spending”. Asahi Shimbun, April 29/2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articdles/1434010

9. Press-konferentsiya ministra inostrannykh del KNR Van I v ramkakh 4-j sessii Vsekitajskogo sobraniya narodnykh predstavitelej (TsSNP) 12-go sozyva. Zhehn'min zhibao onlajn, 7 marta 2021 g. URL: https://russian.people.com.cn/n3/2021/0701/c31521-9826177.html

10. Sm. Si Tszin'pin pozdravil Dzh. Bajdena s izbraniem na post prezidenta SShA. Zhehn'min zhibao, 26 noyabrya 2020. URL: https://russian.people.com.cn/n3/2020/1126/c31521-97909.html

11. US China spar in first face meeting under Biden. Asahi Shimbun, March 19, 2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14286107

12. China reveals details of key Xi speech on overcoming West's long-term economic and military superiority. The Japan Times, April 1, 2019. https://www.japantimes.cojp/news/2019/04/01/asia-pacific/politics

13. Biden says China won't surpass U.S. as global leader on his watch. Asahi Shimbun, March 27, 2021. https://www.asahi.com/ajw/articles/14308182

14. “China 's ‘closing in fast’, Biden warns Congress, as he asks for trillions in spending”. Asahi Shimbun, April 29. 2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14340101

15. Press-konferentsiya ministra inostrannykh del KNR Van I v ramkakh 4-1 sessii Vsekitajskogo sobraniya narodnykh predstavitelej (VSNP) 13-go sozyva. Zhehn'min zhibao onlajn, 7 marta 2021. URL: https://russian people.com/n3/2021/0307/C31521-9826177. html

16. China's President Xi calls for more equitable global governance”. Asahi Shimbun, April 29, 2021. URL: https://asahi.com/ajw/articles/14334032

17. Daniel Sneider. Japan finally gets the G2 it wants –But at what cost? Toyo Keizai. April 3, 2021. URL: https://Toyo Keisai. net/articles/420935

18. Suga played reactive role on China in talks with Biden. Asahi Chimbun, April 18, 2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14332578

19. Zhehn'min zhibao, 28 marta 2021.

20. “New Diplomatic Bluebook labels China’s military moves a threat”. Asahi Shimbun, April 28, 2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14339423

21. “Japan must not just follow U.S. lead in dealing with China”. Asahi Shimbun. April 19,2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14333070

22. Japan deputy PM says met to defend Taiwan with US if invaded”. The Asahi Shimbun, July 6, 2021. URL: https://www. asahi.com/ajw/articles/14388724

23. “North Korea warns U.S of ‘very grave situation’ over Biden speech”. Asahi Shimbun, April 29, 2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14341796

24. “N. Jorea threatens to build more nukes, cites US hostility”. Asahi Shimbun, January 9, 2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14093878

25. “Biden to veer from Trump, Obama policies in taking on N.Korea»”. Asahi Shimbun, May 1, 2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14341208

26. “North Korea ridicules U.S. hopes for talks as allies rethink approach”. Asahi Shimbun, June 6, 2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14378398; “Does Biden have a North Korea Policy? Not really”. By Daniel Shneider, A Lecturer, International Police at Stanford University. Tokyo Business Today, June 29, 2021, by Toyokezai online

27. “U.S. Strategic Grameword for the Indo-Pacific”. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2021/01/IPS-Final-Declass.pdf

28. The U.S. and China must manage “intense competition”, top Biden advisor says. Asahi Shimbun, October 8, 2021. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14456821

Comments

No posts found

Write a review
Translate