Бюджетные планы Дж. Байдена в первый год президентства
Бюджетные планы Дж. Байдена в первый год президентства
Аннотация
Код статьи
S207054760017749-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Аксенов Павел Андреевич 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Формирование бюджетного плана в первый год президентской администрации Джозефа Байдена происходило в условиях пандемии, с нарастающими потребностями финансирования разнообразных мер по борьбе с коронавирусом COVID-19, поддержке экономического восстановления; экологической повестки. Реализация даже не всех, но значительной части предложений действующей президентской администрации приведёт к необходимости очередной корректировки прогнозов дефицита федерального бюджета, объёма государственного долга.

Ключевые слова
бюджетная политика, пандемия, федеральный бюджет, США
Классификатор
Получено
09.09.2021
Дата публикации
16.12.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
794
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1

Бюджетная повестка

 

Представленный президентом США Дж. Байденом проект бюджета на 2022 фин. г. в объёме около 6 трлн долл. (при доходах 4,17 трлн долл.) предполагает как продолжение помощи населению в борьбе с коронавирусом повышение доступности услуг в сферах здравоохранения, образования, так и выделение значительного финансирования на обновление и расширение инфраструктуры, на научные исследования, а также природоохранные мероприятия. Согласно проекту дефицит федерального бюджета сохраняется на высоком уровне (около 8% ВВП), хотя и вдвое меньшем чем в 2021 фин. году.

2

Президентский бюджетный проект отражает приоритеты, планы действующей администрации и подлежит утверждению Палатой представителей и Сенатом Конгресса Соединённых Штатов, после чего направляется на подпись президенту. Бюджетная заявка правительства на 2022 фин. г. была анонсирована на фоне весьма оптимистичного представления американцев о своём финансовом положении и роста ВВП в I квартале 2021 г. на 6,3% и с последующим увеличением во II квартале на 6,5%1. Пандемия резко изменила бюджетные показатели не только в Соединённых Штатах; и в ближайшие годы государственные финансы, продолжая испытывать давление последствий коронавируса, будут находиться в процессе адаптации к переменам.

1. Survey of Current Business, July 2021. URL: >>>;  >>>  (дата обращения 08.10.2021)
3

Ожидается, что со следующего финансового года в Соединённых Штатах начнётся снижение федеральных расходов относительно ВВП до 22,8% (в сравнении с 31,2% в 2000 фин. г. и 30,6% в 2021 фин. г.) и они останутся на уровне 20,7– 22,9% до 2031 фин. г.2 Рост реального ВВП США в 2021 г. (6,5%), по предварительным оценкам ОЭСР, уступает Китаю и Индии, выше, чем в целом по странам Группы двадцати (6,2%) и в странах зоны евро (3,9%).3 По прогнозу Бюджетного управления Конгресса (июль 2021 г.) увеличение ВВП за 2021 г. составит 6,7% при уменьшении ежегодных темпов роста в последующие годы (табл. 1).

 

2. Additional Information about the Updated Budget and Economic Outlook: 2021 to 2031.July 21, 2021.

3. OECD Economic Outlook. OECD. - 2021. - URL: >>>  (дата обращения 08.10.2021)
4

Таблица 1

Прогноз роста ВВП, инфляции и безработицы в США, 2020–2031 гг.

Годы Реальный ВВП. Изменение к предыдущему году, % Инфляция. Изменение к предыдущему году, % Уровень безработицы в среднем в год
2020 - 3,5 1,2 8,1
2021* 6,7 2,6 5,5
2022* 5,0 2,1 3,8
2023* 1,5 2,1 3,7
2024–2025* 1,2 2,1 4,1
2026–2031* 1,6 2,1 4,4

*Прогноз. Источник:CBO, July 2021. URL: >>>

5 Занятость, по прогнозу, будет восстанавливаться (относительно допандемического уровня) в течение текущего президентского срока при дальнейшем снижении уровня безработицы уже в следующем году.
6

Оценки американцами личной финансовой ситуации в начале президентства Дж. Байдена также показывали позитивную динамику. По результатам опроса Института Гэллапа в конце апреля 2021 г., восприятие у респондентов своих финансов не только восстановилось в сравнении с допандемическим уровнем, но стало лучшим за последние 18 лет: 57% респондентов считали свою текущую финансовую ситуацию «отличной» или «хорошей»; в 2019 г. доля таких ответов составляла 56%4. Несмотря на благоприятные показатели первого полугодия и прогнозы экономического роста в 2021 г. и позитивную оценку своего финансового положения большей частью американцев, поддержка экономики и домохозяйств остаётся важной частью бюджетных ассигнований плана Белого дома.

4. Americans confidence finances. Gallup, April 29, 2021. URL: >>> (дата обращения 08.09.2021)
7

Одним из главных направлений расходной части бюджета Дж. Байдена, является, как и в бюджетах второго президентского срока Барака Обамы, обновление инфраструктуры. В начале августа 2021 г. финансирование инфраструктурного плана президентской администрации было утверждено в Сенате (на 1 трлн долл.). План предусматривает широкий комплекс мер по модернизации дорог, коммунальных служб. Предусматривается также совершенствование инфраструктуры для развития электрифицированного транспорта, расширение сети зарядных станций для электромобилей, что должно способствовать реализации распоряжения Дж. Байдена о повышении доли автомобилей с нулевым выбросом (в том числе автомобилей на аккумуляторных батареях, гибридных, на топливных элементах) до половины в общих продажах новых автомобилей в Соединённых Штатах к концу третьего десятилетия5. Важно отметить, что производство таких транспортных средств и аккумуляторов для них должно осуществляться в США.

5. Half of US Car Sales to be Zero-Emission by 2030. IBT. August 5, 2021 URL:   >>> (дата обращения 08.09.2021)
8

«Фактор пандемии обострил существующие и обозначил новые проблемные направления социальной защиты населения, которые будут актуальны и после преодоления коронавирусной эпидемии»6. В своём выступлении по бюджету на 2022 фин. г. Дж. Байден подчеркивал его нацеленность на потребности, интересы человека и отличия от предшествующих. В нём планируется увеличение расходов на здравоохранение, образование, дошкольное воспитание, охрану окружающей среды. Наряду с крупными инфраструктурными проектами предусмотрено, например, увеличение финансирования мониторинга климатических изменений по линии Национального управления океанических и атмосферных исследований (National Oceanic and Atmospheric Administration) более чем на 20%, в сравнении с бюджетом 2021 фин. г.7 По плану Дж. Байдена, ассигнования на гражданские направления расходов федерального бюджета нуждаются в увеличении, предусмотрено их повышение на 15,5%8. И дело, с точки зрения демократической администрации, не только в новом пандемическом вызове, но и в сокращении расходов по ряду социальных статей в годы президентства Дональда Трампа.

6. Лебедева Л. Ф. Социальные ориентиры администрации Д. Трампа и их восприятие в американском обществе // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020; № 6, С. 5–19. DOI 10.31857/S268667300009767-3

7. Budget of the U.S government. Fiscal Year 2022. Office of Management and Budget, 2021, p. 22

8. Biden Budget 2022, cbpp, 2021. URL: >>>  (дата обращения 08.10.2021)
9

В год перед пандемией невоенные дискреционные расходы по доле в ВВП снизились до 3,1% (2019 фин. г.), в сравнении с началом второго десятилетия, когда они составляли 3,7% (2010 фин. г.)9. В более долгосрочном периоде – с 1976 фин. г. и до 2021 фин. г. – невоенные дискреционные расходы составляли в среднем 3,6% ВВП; в разные годы – от 2,9% до 5,5%. С учётом увеличения ассигнований по этим статьям в бюджете Дж. Байдена на 2022 фин. г. они составят около 3,3% ВВП, то есть выше, чем в предпандемическом году; но останутся ниже долгосрочного среднего уровня или уровня 2010 года.

9. Biden Budget Provides Good Starting Point for Fiscal Year 2022 Appropriations Bills. June 23, 2021. URL: >>> (дата обращения 08.09.2021)
10 В долгосрочном плане рост социальных расходов связан с увеличением выплат нуждающимся семьям; дополнительным финансированием дошкольных учреждений; расширением доступности образования, в том числе введением бесплатного образования в колледжах; других мер по социальной поддержке населения.
11 Реализация даже не всех, а значительной части предложений действующей президентской администрации приведёт к необходимости очередной корректировки прогнозов дефицита федерального бюджета, объёма государственного долга. Наибольшее увеличение расходов в бюджете Дж. Байдена, в сравнении с бюджетом 2021 фин. г., планируется по линии Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства жилищного строительства и городского развития (табл. 2.).
12

Таблица 2

Расходная часть федерального бюджета по министерствам

Министерства 2021 фин. г., млрд долл. 2022 фин. г., млрд долл.* Увеличение в 2022 фин. г.* в сравнении с 2021 фин. г., %
Министерство образования 73,0 102,8 40,8
Министерство здравоохранения 109,4 134,8 23,3
Министерство жилищного строительства и городского развития 59,6 68,7 15,2
Министерство труда 12,5 14,3 14,3
Министерство по делам ветеранов 104,6 113,1 8,2

*По плану Дж. Байдена. Источник: Biden Budget 2022, CBPP, 2021. URL: >>>

13

Первоочередное внимание в самом начале бюджетного послания Дж. Байдена уделено созданию рабочих мест в стране (American Jobs Plan), с особым акцентом на занятость «цветных» женщин (women of color) – небелых, «которые слишком долго были недооценены, на недооплачиваемой работе». По данным Бюро переписи среди «цветного» населения и особенно женщин уровень бедности значительно выше, чем в среднем по населению10. Среди чернокожих доля семей с женщиной во главе (без супруга) с доходом ниже черты бедности в течение второго десятилетия в разные годы составляла от 42,5% до 29,5%; среди испаноязычных – от 44,3% до 28,7% (в сравнении со всеми семьями такого же состава – от 34,4% до 24.3%).

10. Income and Poverty in the United States. U.S. Census Bureau, 2020.
14

В целом по прогнозу Бюджетного управления Конгресса (июль 2021 г.) ежегодные расходы федерального бюджета составят примерно от 5,4 трлн долл. в 2023–2024 фин. гг. до 6,8–6,9 трлн долл. к концу третьего десятилетия11. В бюджетном послании Дж. Байдена (март 2021 г.) роль «критически важного поворота» в борьбе с пандемией, переходу к экономическому восстановлению отводится «Плану спасения Америки»12 (the American Rescue Plan); подчёркивается, что «ценности», заложенные в бюджете на 2022 фин. г., сохраняются на весь период его президентства. Планы Дж. Байдена по смягчению неравенства, повышению национальной конкурентоспособности, стимулированию экономического роста под лозунгом «Построим лучшее» (Build Back Better), носят долгосрочный характер и потребуют значительных бюджетных ассигнований не только в 2022 фин. г., но и в последующие годы.

11. Budget of the U.S government. Fiscal Year 2022…

12. US Budget. White House. May 2021. URL: >>> (дата обращения 08.09.2021)
15

Долгосрочные вызовы

 

В первый год президентства Дж. Байдена уже пересматривались прогнозы дефицитности федерального бюджета. До принятия в марте 2021 г. пакета поддержки американцев и восстановления экономики в объёме 1,9 трлн долл., ожидалось, что в текущем финансовом году дефицит будет 2,3 трлн долл. (меньше, чем в 2020 фин. г. – 3,1 трлн долл.); но после принятия этого пакета помощи прогноз бюджетного дефицита на 2021 фин. г. был пересмотрен в сторону увеличения – до 3,4 трлн13. В бюджетном проекте Дж. Байдена на 2022 фин. г. признаются как текущие потребности поддержки населения, так и долгосрочные фискальные вызовы, включая те, что связаны с демографической динамикой, ее «давлением» на системы здравоохранения и пенсионного обеспечения; неизбежность адаптации к климатическим изменениям.

13. Budget Projections Show Record Deficits and Debt (2021). CRFB, March. URL: >>> (дата обращения 08.09.2021)
16

После некоторого снижения ежегодных бюджетных расходов в 2022–2024 фин. гг. (в сравнении с 2021 фин. г.), во второй половине текущего десятилетия прогнозируется их стабильное превышение уровня 2020 фин. г., при увеличении в 2031 фин. г. до 8,2 трлн. долл. При этом, по прогнозу Бюджетного управления Конгресса, с учётом экономического восстановления, ожидается, что в течение третьего десятилетия бюджетные расходы по доле в ВВП не превысят 22,9%, в то время как в пандемические 2020–2021 фин. гг. этот показатель достигал соответственно 31,2% и 30,6% (табл. 3).

17

Таблица 3

Федеральный бюджет США, % ВВП

Финансовые годы Дефицит Доходы Расходы
2020 - 14,9 16,3 31,2
2021* - 16,7 16,3 32,9
2022* - 7,8 17,8 25,6
2023* - 5,6 18,9 24,5
2024* - 5,3 18,9 24,2
2025* - 5,5 19,0 24,5
2026* - 5,1 19,4 24,5
2027* - 4,6 19,7 24,3
2028* - 4,8 19,8 24,6
2029* - 4,2 19,8 24,1
2030* - 4,6 19,8 24,4
2031* - 4,7 19,9 24,6

*Прогноз. Источник: Budget of the U.S. government FISCAL YEAR 2022, p. 37.

18

Рассмотрение бюджетных планов действующей администрации в контексте состояния экономики показывает, что при таком уровне бюджетных расходов относительно ВВП страны и с доходами от 18,1% (2022 фин. г.) до 17,7% (2031 фин. г.) дефицит федерального бюджета может составить от 4,7% в 2022 фин. г. до 2,9% в 2024 фин. г.14 По оценкам Бюджетного управления Конгресса, если не будет принято нового законодательства относительно расходов и доходов федерального бюджета до конца 2021 фин. г., то бюджетный дефицит за этот год составит 3 трлн долл., на 0,7 трлн долл. больше, чем прогнозировалось ранее. В последующий период, до 2031 фин. г., дискреционные расходы вырастут на 415 млрд долл.15 Таким образом, по данным Бюджетного управления Конгресса, рост дефицита федерального бюджета США до конца текущего десятилетия продолжится, но его темпы замедлятся. Пересмотр прогнозов на ближайшее десятилетие в сторону уменьшения совокупного бюджетного дефицита связан, прежде всего, с ожидаемым экономическим ростом, восстановлением деловой активности, увеличением налоговых поступлений.

14. Additional Information About the Updated Budget and Economic Outlook: 2021 to 2031.July 21, 2021.

15. Senate Amendment 2137 to H.R. 3684, the Infrastructure Investment and Jobs Act. August 5, 2021
19

Государственный долг, превысивший к сентябрю 2021 г. 28,5 трлн долл.16, также будет увеличиваться. В середине второго десятилетия можно было утверждать, что «в американской экономике в результате кризисных потрясений 2007–2009 гг. сформировалась устойчивая модель экономического роста и развития, основанная на стремительно растущей пирамиде государственного долга»17. В третьем десятилетии этот тренд усиливается, с прогнозируемым объёмом валового долга федерального правительства, превышающем 30 трлн долларов.

16. Federal Debt and the Statutory Limit. CBO, July 2021.

17. Васильев В.С. Влияние бюджетной политики на экономическое развитие США // Федеральный бюджет США в период президентства Барака Обамы. Москва: «Весь мир», 2016, с.40.
20

В ближайшие годы выплаты по государственному долгу ожидаются на уровне 1,2% ВВП, с повышением до 2% к концу третьего десятилетия. Но «облигации Казначейства США подкреплены гарантиями правительства о том, что выплата процентов и погашение будут осуществляться вовремя»18. Вместе с тем, по достижении установленного лимита государственного долга в объёме 22 трлн долл. (в 2019 г.) требуется его очередное повышение на законодательном уровне, что уже неоднократно происходило в истории Соединённых Штатов. В 2021 г., согласно заявлению министра финансов США Джанет Йеллен (Janet Yellen), потолок государственного долга необходимо увеличить.

18. Аксенов П.А. Роль иностранных инвесторов в финансировании государственного долга США // СШАКанада: экономика, политика, культура . 2014. № 12 (540) . С. 79-94.
21 Палата представителей Конгресса США 12 октября 2021 г. одобрила повышение допустимого уровня заимствований на 480 млрд долл., при этом лимит государственного долга составил 28,4 трлн долл. По оценкам Министерства финансов США, данное повышение позволит покрывать расходы до 3 декабря 2021 года.
22

Вопросы расходования федеральных средств и бюджетного дефицита страны, по результатам опросов Института Гэллапа, в 2021 г. беспокоят больше американцев, чем в предшествующем году. Если в 2020 г. этими вопросами были обеспокоены 90% респондентов, в том числе 44% «обеспокоены в значительной степени», то в 2021 г. – 92%, в том числе 49% в значительной степени19. Однако если сравнивать долю тех, кого значительно беспокоят государственные расходы и бюджетные дефициты, с периодом до пандемии, то в 2017 г. она была такая же (49%), а в начале второго десятилетия – выше (64% в 2011 г.; 60% в 2012 году).

19. Federal budget deficit. URL: >>>  (дата обращения 08.09.2021)
23

Повышение налогов на высокодоходные категории населения пока лишь в планах администрации Дж. Байдена, в том числе увеличение ставки подоходного налога до 39,6% для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 400 тыс. долл.; ставки на прирост капитала (с 20% до 39,6%) для тех, у кого доход выше 1 млн долл.; повышение налогообложения корпораций (с 21% до 28%). Но по результатам опроса Института Гэллапа, свыше половины американцев (и не только из наиболее высокодоходных групп) ожидают в предстоящем году рост налогообложения своих доходов; из них 54% респондентов с доходом 100 тыс. долл. и выше, 63% с доходом от 40 тыс. до 99 999 долл., и 54% с доходом менее 40 тыс. долл.20 В то же время 12% американцев с наиболее низкими доходами ожидают снижения налогов. Половина всех респондентов считает, что их федеральные налоги слишком высоки.

20. Half think taxes high. URL: >>>  (дата обращения 08.09.2021)
24 Новые изменения в налогообложении доходов американцев планировались ещё в период предвыборной кампании 2020 года, когда не прошло и трёх лет после принятия закона о снижении налогов и создании рабочих мест (декабрь 2017 г.). Предполагаемый потенциал позитивного влияния налоговой реформы Д. Трампа на экономический рост, включая снижение налоговых ставок, повышение потолка налогооблагаемых доходов, увеличение льгот, был рассчитан на перспективу. Значительное уменьшение ставки корпоративного налога до 21% (с 35%) было рассчитано на повышение конкурентоспособности производств в Соединённых Штатах. С приходом в Белый дом Дж. Байдена сохранение этой ставки на уровне 21% оказалось под угрозой, а повышение налогообложения высокодоходных групп вполне реальным.
25

***

Новая фискальная стратегия действующей демократической администрации свидетельствует о намерениях активного использования бюджетно-налогового механизма; вместе с тем, намерения повысить налоги, спустя всего три года после их существенного снижения, затрудняют налоговое планирование бизнеса, усиливая неопределённость на ближайшую перспективу. Утверждение бюджета на 2022 фин. г. осложняется сохранением значительных различий в подходах демократов и республиканцев к формированию как его расходной, так и доходной части.

Библиография

1. Survey of Current Business, July 2021. URL: https://apps.bea.gov/scb/; https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm? (дата обращения 08.10.2021)

2. Additional Information about the Updated Budget and Economic Outlook: 2021 to 2031.July 21, 2021.

3. OECD Economic Outlook. OECD. - 2021. - URL: http://www.oecd.org/economy/outlook (дата обращения 08.10.2021)

4. Americans confidence finances. Gallup, April 29, 2021. URL: https://news.gallup.com/poll/349241/americans-confidence-finances-mostly-recovered.aspx (дата обращения 08.09.2021)

5. Half of US Car Sales to be Zero-Emission by 2030. IBT. August 5, 2021 URL: https://www.ibtimes.com/biden-targets-half-us-car-sales-be-zero-emission-2030-3267090 (дата обращения 08.09.2021)

6. Лебедева Л. Ф. Социальные ориентиры администрации Д. Трампа и их восприятие в американском обществе // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020; № 6, С. 5–19. DOI 10.31857/S268667300009767-3

7. Budget of the U.S government. Fiscal Year 2022. Office of Management and Budget, 2021, p. 22

8. Biden Budget 2022, cbpp, 2021. URL: https://www.cbpp.org/research/topics/federal-budget (дата обращения 08.10.2021)

9. Biden Budget Provides Good Starting Point for Fiscal Year 2022 Appropriations Bills. June 23, 2021. URL: https://www.cbpp.org/biden-2022-non-defense-discretionary-funding-below-long-term-average (дата обращения 08.09.2021)

10. Income and Poverty in the United States. U.S. Census Bureau, 2020.

11. Budget of the U.S government. Fiscal Year 2022…

12. US Budget. White House. May 2021. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/05/budget_ (дата обращения 08.09.2021)

13. Budget Projections Show Record Deficits and Debt (2021). CRFB, March. URL: https://www.crfb.org/blogs/new-budget-projections- (дата обращения 08.09.2021)

14. Additional Information About the Updated Budget and Economic Outlook: 2021 to 2031.July 21, 2021.

15. Senate Amendment 2137 to H.R. 3684, the Infrastructure Investment and Jobs Act. August 5, 2021

16. Federal Debt and the Statutory Limit. CBO, July 2021.

17. Васильев В.С. Влияние бюджетной политики на экономическое развитие США // Федеральный бюджет США в период президентства Барака Обамы. Москва: «Весь мир», 2016, с.40.

18. Аксенов П.А. Роль иностранных инвесторов в финансировании государственного долга США // США  Канада: экономика, политика, культура. 2014. № 12 (540). С. 79-94.

19. Federal budget deficit. URL: https://news.gallup.com/poll/147626/federal-budget-deficit.aspx (дата обращения 08.09.2021)

20. Half think taxes high. URL: https://news.gallup.com/poll/349541/half-think-taxes-high-fair.aspx (дата обращения 08.09.2021)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести