Долгосрочные факторы экономического развития США в третьем десятилетии XXI века
Долгосрочные факторы экономического развития США в третьем десятилетии XXI века
Аннотация
Код статьи
S207054760017047-8-1
DOI
10.18254/S207054760017047-8
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Супян Виктор Борисович 
Должность: Руководитель научного направления
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается роль и значение долгосрочных факторов экономического развития США на рубеже третьего десятилетия ХХI века. Речь, в частности, идёт о таких факторах, как научно-технический потенциал и человеческий капитал, а также роль государственной экономической политики. Автор подробно демонстрирует структуру расходов на научные исследования, показывает роль отдельных секторов экономики в освоении НИОКР. Подчёркивается высокая результативность научных исследований, проявляющаяся в приоритетных позициях США по числу нобелевских премий, научных публикаций и патентов. Констатируется важная роль высшего образования, в частности исследовательских университетов, в развитии научно-технического потенциала.

Отмечена роль человеческого капитала как одного из важнейших долгосрочных факторов развития. Показаны прогрессивные сдвиги в структуре рабочей силы США, отмечена высокая производительность труда в США стране, как ключевого показателя эффективности общественного производства. Выявлена такая отличительная особенность использования трудового потенциала, как относительно низкий уровень экономической активности трудоспособного населения. Продемонстрировано усложнение структуры рабочей силы, которая становится всё более многонациональной и многорасовой. Совокупные расходы на все виды формального образования намного превосходят расходы любой другой страны на эти цели. Вместе с тем отмечены противоречия в системе образования в США. Так, по такому важнейшему показателю, как доля выпускников вузов в населении страны, США находятся лишь на шестом месте в мире. Существуют также диспропорции в сфере образования, связанные с расовым, этническим или социальным статусом населения.

В статье показан вклад системы здравоохранения в формировании человеческого потенциала. По расходам на здравоохранение США занимают первое место в мире. Вместе с тем кризис 2020 г. показал, что, несмотря на огромные расходы и высокий технологический уровень, организационно американское здравоохранение отстаёт от многих развитых стран.

Автор констатирует, что роль государства является значимой постоянной величиной в экономическом развитии США. Несмотря на наличие целого ряда принципиальных черт государственного регулирования экономики, остающихся неизменными, смена республиканских и демократических администраций привносит изменения в государственную экономическую политику. Так, антиподом социально ориентированной политики Б. Обамы стала политика президента Д. Трампа, стоявшего на правоконсервативных позициях в экономике и социальной сфере. Экономическая стратегия нового президента Дж. Байдена – это не просто корректировка в сторону несколько бóльшей роли государства в экономике. Стратегия Дж. Байдена ориентирована на беспрецедентное увеличение роли государства в экономике со времен Второй мировой войны.

 

Ключевые слова
Долгосрочные факторы, научно-технический потенциал, система высшего образования, исследовательские университеты, человеческий капитал, трудовой потенциал, производительность труда, безработица, система здравоохранения, медицинское страхование, экономическая политика государства, «трампономика», экономическая программа президента Дж. Байдена
Классификатор
Получено
26.06.2021
Дата публикации
13.10.2021
Всего подписок
2
Всего просмотров
521
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В третье десятилетие XXI века США вступают в состоянии серьёзного экономического кризиса, во многом вызванного пандемией коронавируса. Это, безусловно, накладывает отпечаток на все стороны социально-экономической и политической жизни страны.

2

Весь 2020 год прошёл под знаком глубокого экономического спада, самого глубокого за послевоенный период. Но уже в 2021 г., по мере преодоления пандемии, происходит быстрое восстановление экономики. Темпы роста ВВП в I квартале 2021 г. составили 6,4%1. Вместе с тем продолжают действовать долгосрочные, в том числе инновационные факторы экономического развития, связанные с ролью в экономике научно-технического прогресса и человеческого капитала, а также с особенностями американской экономической модели и ролью государства в регулировании экономическими процессами.

1. News Release. Gross Domestic Product, 1st Quarter 2021 (second Estimate); Corporate Profits 1st Quarter 2021 (Preliminary Estimate). Available at: bea/gov/news/2021/gross-domesticproduct-1st quarter-2021-second-tstimate corporate-profits-1st-quarter (accessed 17.04.2021).
3

Роль научно-технического потенциала

 

Одним из ключевых факторов экономического развития США в XXI веке является научно-технический потенциал. Он представляет собой совокупность финансовых, человеческих, научных и технологических ресурсов, призванных получить научно-технический продукт и обеспечить инновационное развитие. США стали мировым лидером в НИОКР ещё в середине XX века, расходуя на научные исследования 69% мировых затрат на эти цели. В 2018 г. ассигнования на науку были в текущих ценах в 112 раз больше, чем в 1953 г. (в постоянных долларах – в 15 раз больше). Однако в других странах расходы на НИОКР росли ещё быстрее и в результате доля США в мировых расходах на науку сократилась до 28%2.

2. US Research and Development Funding and Performance: Fact Sheet January 24, 2020, p. 1. Available at: >>> (accessed 20.12.2020).
4

В 2020 г. масштабы ассигнований на НИОКР достигли в США 609,7 млрд долл. (25% мировых расходов), опережая все прочие страны-лидеры (Китай – 563,7 млрд долл., или 23,2%; Япония – 191 млрд, 7,8%; Германия – 130 млрд, 5,3%; Индия – 96,5 млрд, 4,0%; Южная Корея – 92,2 млрд, 3,8%; Франция – 69,9 млрд, 2,8%; Россия – 53,9 млрд, 2,6%; Великобритания – 53,9 млрд, 2,6%; Бразилия – 40,2 млрд, 1,6%)3. Однако по доле расходов на НИОКР в ВВП США уступают семи странам – Израилю (4,5% ВВП), Южной Корее (4,31%), Швеции (3,34%), Японии (3,26%), Австрии (3,17%), Германии (3,09%) и Дании (3,06%), находясь на 8-ом месте (2,84%).

3. Paul Heney. Global R&D Investment unabated in spending growth, March 19, 2020. Available at: >>> (accessed 03.04.2021).
5 Два главных сектора экономики – бизнес и федеральное правительство – тратят в совокупности на НИОКР более 90% общих расходов. Доля федерального правительства со своего максимума в 2000 г. в 27% сократилась в 2020 г. до 22%. В свою очередь доля бизнеса с максимума в 69,4% в 2000 г. сократилась до 61% в 2010 г., а затем вновь возросла до 70% в 2018 г. По источникам финансирования расходы на НИОКР распределяются следующим образом (см. табл. 1).
6

Таблица 1

Структура финансирования НИОКР в США в 2020 г. (по источникам)

Источники финансирования Фундаментальные исследования Прикладные исследования Разработки Всего
Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. %
Федеральное правительство 40,4 41,8 39,5 34,3 47,4 12,9 127,3 21,9
Штаты и местные органы власти 2,5 2,6 1,6 1,4 0,6 0,2 4,7 0,8
Бизнес 28,0 29,0 62,4 54,3 313,9 85,2 404,2 69,7
Высшее образование 13,1 13,6 5,7 4,9 2,3 0,6 21,1 3,6
Бесприбыльные организации 12,5 13,0 5,8 5,1 4,3 1,2 22,7 3,9
Всего 96,5 100,0 115,0 100,0 368,5 100,0 580,0 100,0

Источник: US Research and Development Funding and Performance: Fact Sheet, Updated January 24, 2020, Congressional Research Service, p. 3.

7

Из таблицы 1 следует, что источником ассигнований почти 70% (404 млрд долл.) научных исследований является бизнес, то есть частный сектор экономики. Большая часть этих средств идёт на разработки (314 млрд долл.) и прикладные исследования (62,4 млрд долл.). Вторым наиболее значимым источником ассигнований выступает федеральное правительство, которое тратит на науку более 127 млрд долл., в такой пропорции: на разработки – 37,2%, на фундаментальные исследования – 31,7% и прикладные исследования – 31%. Именно федеральное правительство удерживает лидерство в расходах на фундаментальную науку – более 40 млрд долл., что составляет почти 42% всех расходов на фундаментальные исследования. Бизнес тратит средства прежде всего на разработки – 85% всех расходов на эти цели и на прикладные исследования – 54% совокупных расходов идёт на прикладную науку. Высшее образование в качестве источника ассигнований естественным образом концентрируется на фундаментальных исследованиях – 62% всех расходов. Бесприбыльные организации расходуют средства прежде всего на фундаментальные исследования (55%), 22,5% на прикладные исследования и 19% на разработки4.

4. US Research and Development Funding and Performance: Fact Sheet, January 24, 2020. Available at: >>>  (accessed 20.12.2020).
8 Похожую картину предоставляют данные по освоению выделенных на научные исследования средств (табл. 2).
9

Таблица 2

Структура финансирования НИОКР в США в 2020 г. (по освоению)

Источники финансирования Фундаментальные исследования Прикладные исследования Разработки Всего
Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. %
Федеральное правительство 11,1 11,5 20,0 17,4 27,1 7,3 58,2 10,0
Штаты и местные органы власти 0,1 0,1 0,5 0,4 0 0 0,6 0,1
Бизнес 26,2 27,2 65,6 57,0 330,3 89,6 422,1 72,8
Высшее образование 46,6 48,3 20,8 18,1 7,3 2,0 74,7 12,9
Бесприбыльные организации 12,5 12,9 8,0 7,0 3,9 1,0 24,3 4,2
Всего 96,5 100,0 115,0 100,0 368,5 100,0 580,0 100,0

Источник: US Research and Development Funding and Performance: Fact Sheet, Updated January 24, 2020, Congressional Research Service, p. 4.

10 Из таблицы 2 следует, что частный сектор экономики осваивает подавляющую часть средств, выделенных на разработки (почти 90%). Сферой осуществления прикладных исследований также является преимущественно бизнес – здесь осваивается 57% средств на эти цели; в меньшей степени – высшим образованием и федеральным правительством – по 18% всех ассигнований. Фундаментальные исследования проводятся преимущественно сферой высшего образования (более 48% средств) и в гораздо меньшей степени другими секторами экономики: на 27,7% – бизнесом, на 11,5% – федеральным правительством и на 12,9% – бесприбыльными организациями.
11 Таким образом в США сложилась многосекторная система финансирования и освоения ассигнований на научные исследования с чётко очерченной превалирующей ответственностью секторов за развитие тех или иных направлений науки.
12 Несмотря на быстрый рост расходов на НИОКР в ряде стран Юго-Восточной Азии и особенно в Китае (в последние 15 лет расходы на науку здесь увеличивались ежегодно на 10%), США сохраняют безусловное лидерство по наличию научных школ, по способности генерировать новые идеи и производить научный продукт. Об этом, в частности, убедительно говорит количество полученных США и другими странами нобелевских премий – показателя, отражающего наиболее выдающиеся научные достижения. Так, по данным на 2021 г. количество американских учёных, получивших премии за всё время присуждения, насчитывает 388 человека из общего числа лауреатов, cоставляющих более 900 человек (40% награждённых и около 50% премий, поскольку количество награждённых значительно превышает количество премий). Ближайшие конкуренты США по нобелевским премиям – Великобритания, Германия и Франция, где количество награждённых составляет соответственно 133, 109 и 70 человек, в России их 31 человек (включая СССР и дореволюционную Россию), в Японии – 28, в Китае – 8.
13

США находятся на первом месте по индексу научно-исследовательской деятельности, имея в 2020 г. 384 млн ссылок на опубликованные работы5. США находятся на третьем месте по так называемому глобальному инновационному индексу, уступая Швейцарии и Швеции. Среди крупных стран по этому показателю США – безусловный лидер.

5. SJR – International Science Ranking. Available at: >>> (accessed 15.05.20210).
14 Соединённые Штаты Америки являются одним из бесспорных лидеров по производству продукции в отраслях, основанных на знаниях и интенсивных технологиях. В американской статистике выделяются пять относящихся к высокотехнологичному сектору отраслей сферы услуг (бизнес-услуги, финансовые услуги, услуги связи, а также образование и здравоохранение) и пять высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности (фармацевтическая промышленность, производство полупроводников, производство научного и измерительного оборудования, производство средств связи, авиакосмическая промышленность). В целом доля высокотехнологичного сектора в ВВП США составляет 40%, что выше, чем в ЕС и Японии (соответственно 32 и 30%).
15

С начала XXI века Бюро экономического анализа США выделяет в статистике понятие «цифровая экономика». Под ней понимаются три основных компонента. Во-первых, это инфраструктура, или основная материальная и организационная база, которая поддерживает существование и возможность использования сетевой компьютеризации. Во-вторых, это электронная торговля, то есть удалённая продажа и покупка товаров и услуг посредством компьютерных сетей. И в-третьих, это торгуемые на рынке услуги, связанные с компьютеризированной обработкой данных или коммуникациями и предоставляемых потребителям за плату. По оценке Бюро экономического анализа, доля цифровой экономики в 2018 г. составила 9% ВВП6.

6. >>>; >>> (accessed 22.02.2021).
16

Ещё один термин, используемый при оценке научно-технического потенциала, – «экономика знаний». С его помощью даётся оценка роли науки и образования в экономике. В рейтинге стран мира по этому показателю США в 2020 г. находились на 13-ом месте, уступая группе небольших высокоразвитых стран. Среди крупных стран США уступают лишь Германии, опережая всех основных экономических конкурентов7. По показателям ссылок и числу публикаций США также среди стран лидеров: на их долю приходится около трети всех публикаций и цитирований. Наконец, по такому важнейшему показателю результативности науки, как число патентов, США занимают второе место в мире (597 тыс. из 3,3 млн патентных заявок, или 17,6% поданных в мире в 2019 г.). На первом месте находится Китай, где число заявок составило 1,5 млн (более 46% общего числа заявок в мире). Среди патентных заявок, сделанных за рубежом, США по-прежнему лидируют – более 230 тыс. заявок в 2018 году8.

7. >>>  (accessed 17.04.2021).
8. World Intellectual Property Indicators 2020. Patents. Available at: wipo:int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_941_2020_chapter 2.pdf (accessed 12.05.2021).
17

Огромный вклад в формирование научно-технического потенциала страны вносит система высшего образования, прежде всего так называемые исследовательские университеты. В 2020 г. в США насчитывалось около 4,4 тыс. вузов, в том числе около 300 исследовательских университетов. По всем основным международным рейтингам в 2020 г. американские университеты сохраняли ведущие позиции. Так, из десяти первых университетов мира, по рейтингу британской газеты «Таймс», семь американские, по международному рейтингу QS, из десяти ведущих в мире – пять американские, по рейтингу специализированного совета, занимающегося рейтингом университетов CWUR, из десяти первых университетов мира – восемь американские9. Несомненно, такие университеты, как Гарвард, Массачусетский технологический институт, Стэнфорд, Колумбийский, Принстон, Беркли, Университет Пенсильвании, Университет Чикаго. Калифорнийский технологический институт, Йельский университет, Корнелльский университет, Университет Дьюка, Университет Джонса Хопкинса, Университет Брауна и ряд других, давно стали мировыми научными и образовательными брэндами и во многом определяют научный и технологический потенциал не только США, но и всего мира.

9. CWUR – World University Ranking 2019-2020. Available at: >>>  (accessed 15.03.2021); QS Ranking 2020-Results. Available at: >>> (accessed 15.03.2021); Times Higher Education: The World University Rankings 2019-2020. Available at: >>> world-university-ratings/info (accessed 15.03.2021).
18 Среди других стран есть не так много университетов, входящих в первую десятку или двадцатку ведущих мировых университетов и способных составить конкуренцию американским вузам. Это, безусловно, британские Оксфорд и Кембридж, Имперский колледж Лондона и университетский колледж Лондона, Швейцарский федеральный технологический университет в Цюрихе, Университет Циньхуа и Пекинский университет в Китае, Наньянский технологический университет в Сингапуре и Национальный университет Сингапура, Университет Торонто в Канаде, Лондонская школа экономики и политических наук, Эдинбургский университет в Великобритании и ряд других.
19 Но как в образовательных стандартах, так и в уровне фундаментальных исследований, тон задают американские университеты. А ведь кроме университетов, в США имеется ещё большое количество государственных лабораторий и институтов (более 700), работающих в рамках различных министерств и ведомств (примерно 40% всей фундаментальной науки), вносящих немалый вклад в формирование научно-технического потенциала страны. Таким образом, научно-технический потенциал, будучи одним из главных конкурентных преимуществ США, вносит важнейший вклад в инновационное развитие страны.
20

Роль человеческого капитала

 

Среди важнейших факторов инновационного развития США важнейшее место занимает человеческий капитал. К третьему десятилетию XXI века в стране сформировалась хорошо подготовленная и конкурентоспособная рабочая сила. Что касается численности экономически активного населения, то в 2020 г. оно составило почти 165 млн человек, в том числе занятых – 159 млн человек. В результате кризиса 2008–2009 гг. уровень безработицы резко возрос, достигнув максимума в октябре 2010 г. – 10%, но уже в конце 2014 г. безработица снизилась до 5,6%. В марте 2020 г., до начала нового экономического кризиса в стране, стимулированного коронавирусной пандемией, безработица находилась на беспрецедентно низком уровне – 3,5%. Кризис вызвал резкий рост безработицы, которая уже в апреле 2020 г. достигла двузначных величин. В течение 5 месяцев с середины марта 2020 г. за пособием по безработице обратилось рекордное за всю историю число людей – почти 53 млн человек10. В апреле 2021 г. безработица в США составляла около 6%.

10. Impact of COVID-19 on the United States economy and the policy response. August 2020, p. 2. >>> (accessed 17.04.2021).
21 Отличительной чертой использования трудового потенциала США во втором десятилетии XXI века являлся относительно низкий уровень экономической активности трудоспособного населения. После максимального уровня, достигнутого в 2001 г. (67%), этот показатель все последующие годы снижался – до 62,7% в 2015 г. и стабилизировался на уровне 63% в 2019 г. Вероятно, снижение экономической активности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста, можно объяснить переводом традиционных отраслей за рубеж и нежеланием представителей многих высокооплачиваемых профессий, потерявших работу (металлургов, автомобилестроителей, текстильщиков), переходить на менее оплачиваемую работу в сферу услуг. Другим объяснением может быть увеличение числа лиц, проходящих профессиональное переобучение и таким образом выбывающих из статистически учитываемой рабочей силы.
22

В отраслевой структуре американской рабочей силы продолжаются и усиливаются сдвиги, которые выражаются, во-первых, в смещениях из отраслей материального производства в сферу услуг и, во-вторых, в изменениях внутри обеих сфер экономики в пользу наукоёмких отраслей. Так, занятость в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство) в абсолютном выражении снижается (с 35 млн в начале 1970-х годов до 20,8 млн в 2020 г.), в том числе занятость в обрабатывающей промышленности (с 19–20 млн человек в 1970–1980-е годы до 14,5 млн в 2029 г.), а исключением является лишь рост занятости в строительстве (с 4,8 млн человек в 1970 г. до 10,7 млн в 2020 г.). В то же время с 1970 по 2020 г. занятость в сфере услуг возросла с 47,3 до 129 млн человек, что составляет 81,1% экономически активного населения. Ни в одной другой стране мира занятость не распределяется с таким огромным перевесом в пользу сферы услуг. Это отражает, главным образом, общий высокий уровень производительности труда в экономике, особенно в обрабатывающей промышленности, и принципиально новое значение сферы услуг в развитии страны11.

11. Total employed persons in the United States in 2020, by Industry >>> (accessed 10.05.2021).
23

Ключевой показатель, отражающий экономические позиции США в мире – эффективность общественного производства, прежде всего производительность труда. Наиболее авторитетные источники дают сходные оценки положения ведущих стран по данному показателю. Так, по расчётам Всемирного банка за 2020 г., США находились на третьем месте по уровню производительности труда (рассчитанного как ВВП на один отработанный человеко-час) (после Норвегии и Люксембурга). При этом среди крупных стран США устойчиво занимают первое место в мире с показателем 67,3 тыс. долл. Второе и третье места среди крупных стран традиционно занимают Франция и Германия. Япония отстаёт от США по данному показателю примерно в 1,5 раза; отставание Китая, по разным оценкам, почти 4 раза12.

12. The World Population Review. Most Productive Countries 2021. >>>  (accessed 11.06.2021).
24 В то же время можно констатировать, что, сохраняя ведущие позиции по уровню производительности труда, США уступают по темпам роста этого показателя ряду стран, в том числе развитых. Среднегодовой показатель прироста производительности труда в США с 1949 по 2020 г. составил 1,5%. В 1974 г. имело место абсолютное падение уровня производительности труда (на 2,7%), а максимальный рост был достигнут в 2015 г. (9,7%). В 1979–2019 гг. США уступали по среднегодовым темпам прироста производительности труда таким странам, как Южная Корея, Сингапур, Ирландия, Норвегия и Швеция. Это обусловлено, с одной стороны, более быстрым ростом фондовооружённости и наукоёмкости производства в указанных странах, а с другой – всё более сложной задачей повышения производительности труда от уже достигнутого высокого уровня. На динамику производительности влияют как конъюнктурные факторы, в частности фаза экономического цикла, так и фондовооружённость труда, отраслевые сдвиги в экономике, уровень образования и квалификации рабочей силы и многое другое.
25 Весьма заметны и сдвиги в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы. В начале 2020 г. доля занятых преимущественно умственным трудом («белых воротничков», к которым относят специалистов с высшим образованием, администраторов и управляющих, административно-вспомогательный персонал, торговых работников) достигла почти 70%. Доля же лиц преимущественно физического труда, к которым относят рабочих всех уровней квалификации и так называемых работников обслуживания (поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, охранников, прислугу и т.п.), медленно, но неуклонно сокращается.
26 Наиболее впечатляющи изменения в образовательном уровне американской рабочей силы. В 2020 г. более 93% всего взрослого населения США в возрасте 25 лет и старше имело законченное среднее образование, в том числе около 40,3% – законченное высшее образование. Это значительный качественный сдвиг по сравнению с 1970 г., когда среднее образование имели менее 54% населения и лишь 10% закончили университеты и колледжи. Среднее число лет обучения трудоспособного населения в 2020 г. составило 12,5 года.
27 Состав рабочей силы, как и всего населения США, становится всё более двуполым, многонациональным и многорасовым. В 2020 г. женщины составляли немногим менее половины (47% по сравнению с 40% в середине 1960-х годов), около 63% рабочей силы были белыми, более 13% – афроамериканцами, около 16% – испаноязычными, чуть более 5% – выходцами из Азии и 1,8% – коренными жителями Америки (индейцами, алеутами, эскимосами). В 2060 г., согласно прогнозам, эти соотношения существенно изменятся. Доля белых снизится до 43%, испаноязычных возрастёт до 30%, афроамериканцев – до 18%, американцев азиатского происхождения – до более 8%, индейцев и других коренных жителей Америки упадёт до менее 1%. Такого рода сдвиги связаны прежде всего с сокращающейся рождаемостью среди белого населения, а также с масштабами иммиграции в США из стран Латинской Америки и Азии, которая даёт основной прирост населения страны.
28 В этой связи необходимо отметить, что после принятия в 1964 г. закона «О гражданских правах», который запрещает дискриминацию при найме на работу по расовому или национальному признаку (ст. 7), положение этнических меньшинств на рынке труда заметно улучшилось. Это, в частности, проявляется в продолжающемся сокращении разрыва в оплате труда между белыми американцами и представителями национальных меньшинств. Так, если в 1939 г. средняя зарплата афроамериканцев составляла лишь 43% средней зарплаты белых, то к 1980 г. она поднялась у мужчин до уровня 73%, а у женщин – до 90%. В последующие годы дальнейшего значительного прогресса в преодолении разрыва в оплате труда не достигнуто, поскольку всё ещё превалирует концентрация белых в высокодоходных профессиях – в 2018 г. соответствующие показатели у мужчин-афроамериканцев составили 78%, а у женщин – 85%. Следует при этом заметить, что самая высокая зарплата в США у выходцев из Азии, поскольку у них, как правило, наиболее высокий уровень образования и сильная трудовая мораль. Испаноязычные американцы находятся на противоположном конце зарплатной шкалы.
29

По большинству показателей, характеризующих уровень образования и квалификации рабочей силы, США находятся на лидирующих позициях в мире. Это во многом связано с наличием высокоразвитой системы профессионального образования. Традиционно лучшие американские университеты занимают ведущие позиции во всех мировых рейтингах вузов, а по общим расходам на образование с США не может конкурировать ни одна страна, в том числе их основные европейские конкуренты, Китай и Япония. Так, в 2020 г. совокупные расходы на все виды формального образования (частного и государственного) составили более 1,3 трлн долл., а включая так называемое образование взрослых, то есть переподготовку рабочей силы, составили более 1,5 трлн долл. Расходы других развитых стран на сферу образования всё ещё несопоставимы с американскими (Япония – 160,5 млрд долл., Германия – 129,6, Великобритания – 122,6, Франция – 121 млрд долл.). В стране создана обширная диверсифицированная система высшего образования, насчитывающая более 4,4 тыс. учреждений высшего образования (1671 государственный вуз и 2803 частных). По доле расходов на образование в ВВП (6,1%) в 2017 г. США находились на третьем месте в мире (после Норвегии, Великобритании и Новой Зеландии)13.

13. National Center to Education Statistics. Education Expenditures by Country. May 2021. >>>  (accessed 02.06.2021)
30 Однако в начале XXI века обозначилась проблема отставания уровня образования американцев от других мировых лидеров. По оценке экспертов ООН, по такому важнейшему показателю, как доля выпускников вузов в населении страны, в 2019 г. США находились на шестом месте в мире (45,7%) после Канады, Японии, Южной Кореи и Великобритании. Существуют также заметные диспропорции в сфере образования США, связанные с расовым, этническим или социальным статусом населения. Так, если среди белых американцев доля лиц в возрасте от 25 до 34 лет, имеющих высшее образование, составляет 49%, а среди выходцев из Азии – более 50%, то среди афроамериканцев аналогичный показатель равен 29%, а среди испаноязычных американцев он ещё ниже.
31 Важный вклад в формирование человеческого потенциала США вносит система здравоохранения. По расходам на здравоохранение страна занимает 1-е место в мире – на эти цели тратиться 16,8% ВВП. Всеми видами медицинского страхования в США в 2019 г. было охвачено 293 млн человек, то есть 91% населения. Более 68% застрахованных имели частную страховку, по преимуществу предоставленную им работодателем (65,4%). При этом 30 млн человек (около 9,2% населения) в 2019 г. не имели никакой страховки. Закон, инициированный администрацией президента Обамы, привёл к расширению возможностей для получения частной страховки многими незастрахованными американцами, поскольку, по сути, обязывает граждан приобретать такую страховку, а страховые компании – снять все ограничения по возрасту и заболеваемости для приобретения страховки.
32

В сфере медицинских услуг в США действуют три основных государственные программы – «Медикэр» (Medicare) – программа помощи пожилым американцам (старше 65 лет), «Медикейд» (Medicaid) – программа помощи малоимущим американцам и программа помощи ветеранам военной службы. Программа «Медикэр» обеспечивала в 2019 г. медицинской помощью 58 млн человек, или 18,1% населения страны, программа «Медикейд» – 64 млн человек, или 19,8% населения, и программа помощи ветеранам охватывала 9,0 млн ветеранов, или 2,7% населения14.

14. Congressional Research Service. US Healthcare Coverage and Spending Updated January 26, 2021. >>> 
33 За последние годы принято несколько новых программ, расширяющих доступ американцев к услугам здравоохранения, что является реализацией части общей стратегии увеличения инвестиций в человеческий капитал. В первую очередь это касается детей и людей, потерявших работу в возрасте 55–61 года, а также не охваченных медицинским страхованием американцев в возрасте 62–65 лет.
34 Вместе с тем кризис 2020 г. показал, что, несмотря на огромные расходы на медицинские услуги, вся система здравоохранения страны оказалась не готова к таким вызовам, как пандемия коронавируса. Имея блестящее научное и технологическое обеспечение, организационно американское здравоохранение отстает от многих передовых стран. США остаются единственной развитой страной мира, не располагающей всеобщей системой обязательного государственного медицинского страхования.
35 Несмотря на это обстоятельство, в целом система здравоохранения США, как и система образования, является мощным фактором формирования человеческого капитала страны.
36

Роль государства

 

Роль государства является значимой постоянной величиной в экономическом развитии США. Такие направления государственной экономической политики, как денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, административное регулирование, являются постоянно действующими и критически важными факторами экономического развития. Вместе с тем она заметно варьируется в зависимости от находящегося у власти правительства и соответственно от доминирующей социально-экономической идеологии. Пребывание у власти в США трех последних администраций – яркое тому подтверждение. После длительного периода «консенсусных» администраций президентов Бушей (старшего и младшего) и президента У. Клинтона, приход в Белый дом социал-демократически настроенного Б. Обамы, заметно изменил экономическую и социальную политику в стране в сторону расширения экономических и социальных функций государства. В частности, был принят закон «О доступном здравоохранении», значительно повлиявший на всю систему медицинского обслуживания в стране. Антиподом политики Б. Обамы стала политика президента Д. Трампа, стоящего на правоконсервативных позициях в экономике и социальной сфере. Будучи сторонником «рейганомики» во внутриэкономической политике, во внешнеэкономической области его стратегия представляла собой эклектичную смесь из протекционистских и изоляционистских подходов. Используя популистские лозунги и не будучи последовательным в своей экономической и особенно во внешнеэкономической политике, Д. Трамп поставил под сомнение многие традиционные либеральные ценности как в экономике, так и во внутренней политике. Во многом следствием его политики стал глубокий раскол в стране, касающийся многих базовых представлений и ценностей американского общества.

37 Новый президент США Дж. Байден и своим поведением, и своими целями знаменует собой «новую американскую нормальность» как ответ на эксцентричное поведение и хаотичную политику Д. Трампа. При этом экономическая стратегия Дж. Байдена – это не просто корректировка в сторону несколько бóльшей роли государства в экономике, что обычно происходит при переходе власти к Демократической партии. Стратегия Дж. Байдена это, по сути, по аналогии с «Новым курсом» президента Ф. Рузвельта «Новый курс XXI века», беспрецедентное увеличение роли государства в экономике со времён Второй мировой войны. В его социально-экономических планах беспрецедентно всё – и размеры государственного финансирования, и спектр, и масштабы проектов.
38 Первым вызовом, с которым столкнулась новая администрация, стал экономический и пандемический кризис 2020 г. Для его преодоления был принят план спасения экономики стоимостью 1,9 трлн долл. Эти ассигнования предполагали прямые денежные выплаты всем американцам в размере 1400 долл. на человека, продление выплат пособий по безработице до сентября 2021 г. с увеличением их размера до 400 долл. в неделю. Выделяются средства в размере 25 млрд долл. на оплату жилья, по 5 млрд долл. на оплату счетов за коммунальные услуги и на помощь бездомным.
39

Ассигнуются 400 млрд долл. на медицинские цели и возобновление работы школ. Так, будет потрачено 90 млрд долл. на национальную программу вакцинации, 50 млрд – на проведение массового тестирования, 130 млрд долл. – на подготовку к открытию школ15.

15. Deborah D’Souza. Joe Biden’s Economic Plan, Update Jan.15, 2021, p. 6. >>>  (accessed 17.01.2021).
40 Значительный интерес представляет объявленная новая экономическая стратегия президента Дж. Байдена, далеко выходящая за рамки плана послекризисного восстановления. Она представляет собой долгосрочные экономические цели с горизонтом в несколько десятилетий. Среди приоритетных целей новой администрации стремление усилить международную конкурентоспособность США в сфере высоких технологий, модернизация и обновление производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности. Особое внимание будет обращено на борьбу с изменениями климата, на охрану окружающей среды, на становление «зелёной» энергетики. Понимая растущее значение Китая в мировой экономике и превращение его в главного конкурента США, одним из ключевых приоритетов этой экономической стратегии становится поиск решения торгово-экономических споров с Китаем, его экономическое и научно-техническое сдерживание. Среди важных приоритетов называется также задача привлечения иностранных инвестиций в целях развития экономики США.
41 Пожалуй, доминирующими в планах правительства выглядят инфраструктурные проекты. Среди них можно выделить несколько приоритетных направлений, в том числе строительство и ремонт дорог, мостов, портов, аэропортов и транспортных систем, строительство и ремонт систем очистки питьевой воды, обновление и строительство линий электропередач, обеспечение населения широкополосным интернетом, обновление и строительство миллионов государственных жилых домов, коммерческих зданий, школ и дошкольных учреждений, обновление госпиталей для ветеранов, улучшение системы социальной помощи, подготовка и переподготовка рабочей силы. На все эти детально проработанные проекты предполагается ассигновать около 3 трлн долл. Все они делают упор на научно-исследовательские компоненты проектов, учитывают экологическую составляющую и влияние на климат.
42

Со времён Второй мировой войны Америка не знала столь масштабных государственных проектов преобразования экономики. Большинство экономистов полагают, что эти программы имеют мощный потенциал развития и будут способствовать ускорению экономического роста. К основным авторам новой стратегии относят членов Экономического состава при президенте, экономистов левой ориентации в американском профессиональном истеблишменте – Дж. Бернштайна, Х. Боуши и С. Роуз16.

16. The Progressive Trio Shaping Biden’s Ambitions Economic Policy New Republic. Bryce Covert, May 4, 2021. >>>  (accessed 05.06.2021).
43 Хотя раздаются и скептические голоса – высказываются опасения, не приведёт ли столь массированная интервенция государства в экономику к подрыву самой основы рынка, резкому увеличению дефицита федерального бюджета и росту государственного долга. Надо сказать, что такие опасения отнюдь не беспочвенны. Ведь в Америке были периоды, в частности, в середине 70-х годов XX века, когда масштабные социальные программы, например, борьба с бедностью, имели негативный экономический эффект, вели к росту инфляции, к снижению инвестиционной активности и даже к падению производительности труда.
44

Насколько будут эффективны и сбалансированы экономические инициативы Дж. Байдена, покажет время. Но нельзя не видеть, что роль государства в экономике, особенно направленная на рост инвестиций и укрепление экономической инфраструктуры, если она не подавляет предпринимательские силы, может стать серьёзным фактором для экономического прорыва.

45

Заключение

 

Всё вышесказанное позволяет утверждать, что на рубеже третьего десятилетия XXI века США по-прежнему следуют курсом преимущественно инновационного развития. Роль и значение таких факторов, как научно-технический потенциал, человеческий капитал и экономическая политика государства, создают долгосрочную основу для экономического развития и позволяют преодолевать даже достаточно серьёзные конъюнктурные кризисы, к которым относится и экономический кризис 2020 года.

Библиография

1. News Release. Gross Domestic Product, 1st Quarter 2021 (second Estimate); Corporate Profits 1st Quarter 2021 (Preliminary Estimate). Available at: bea/gov/news/2021/gross-domesticproduct-1st quarter-2021-second-tstimate corporate-profits-1st-quarter (accessed 17.04.2021).

2. US Research and Development Funding and Performance: Fact Sheet January 24, 2020, p. 1. Available at: fas.org/sgp/crs/misc/R44307.pdf (accessed 20.12.2020).

3. Paul Heney. Global R&D Investment unabated in spending growth, March 19, 2020. Available at: rdworldonline.com/global-rd-investments-unabated-in-sp0ending-growth/ (accessed 03.04.2021).

4. US Research and Development Funding and Performance: Fact Sheet, January 24, 2020. Available at: fas.org/sgp/crs/misc/R44307.pdf (accessed 20.12.2020).

5. SJR – International Science Ranking. Available at: http://www.scimagojr.con/contryrank.php (accessed 15.05.20210).

6. https://www.bea.gov/data/special-tables/digital-economy; https://www.bea.gov/system/files/2020-08/New-Digital-Economy-Estimates-August-2020.pdf (accessed 22.02.2021).

7. gtmarket.ru/ratings/knowelge-economy#united-states (accessed 17.04.2021).

8. World Intellectual Property Indicators 2020. Patents. Available at: wipo:int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_941_2020_chapter 2.pdf (accessed 12.05.2021).

9. CWUR – World University Ranking 2019-2020. Available at: http://cwur.org/2019-2020.php (accessed 15.03.2021); QS Ranking 2020-Results. Available at: http://www.university rankings.ch/results/QS/2020. (accessed 15.03.2021); Times Higher Education: The World University Rankings 2019-2020. Available at: http://gtmarket.ru/ratings/the world-university-ratings/info (accessed 15.03.2021).

10. Impact of COVID-19 on the United States economy and the policy response. August 2020, p. 2. http://www.cepal.org/en/bubliations/45984 (accessed 17.04.2021).

11. Total employed persons in the United States in 2020, by Industry http://www.statista.com/statistics/200143/employement-in-selected-us-industries/ (accessed 10.05.2021).

12. The World Population Review. Most Productive Countries 2021. Worlpopulationreview.com/country-ranking/most-productive-countries (accessed 11.06.2021).

13. National Center to Education Statistics. Education Expenditures by Country. May 2021. Nles.ed.gov (accessed 02.06.2021)

14. Congressional Research Service. US Healthcare Coverage and Spending Updated January 26, 2021. Fas.org/sgp/crs/mise/J10830pdf

15. Deborah D’Souza. Joe Biden’s Economic Plan, Update Jan.15, 2021, p. 6. http://www.investopedia.com/joe-biden-s-rescue-plan-save-the-middle-class-4769869 (accessed 17.01.2021).

16. The Progressive Trio Shaping Biden’s Ambitions Economic Policy New Republic. Bryce Covert, May 4, 2021. Newrepublic.com/article/162233/biden-council-economic-advisers-chaping-ambitions-policy (accessed 05.06.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести