Cultural Diplomacy in Canadian Foreign Policy
Table of contents
Share
Metrics
Cultural Diplomacy in Canadian Foreign Policy
Annotation
PII
S207054760015924-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana Shchukina 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

In furthering its foreign policy, Canada, as other countries, uses its reputation, advantage and assets to enhance its national interest, and to strengthen its state-to-state, regional and international relations. Comprising a range of instruments, a country's culture and arts stand out as having the unique potential to enrich its foreign policy. Culture and arts have long played a role in Canada's international relations. Government of Canada should develop and implement a comprehensive cultural diplomacy strategy that establish its objectives within the context of Canada's foreign policy, articulate roles and responsibilities, and identify the budgetary resources necessary for the strategy's realization.

Keywords
cultural diplomacy, Canada's foreign policy, Canadian culture and arts, Department of Global Affaires Canada, Department of Canadian Heritage, Canada's Creative Export Strategy, North American Cultural Diplomacy Initiative
Received
30.04.2021
Date of publication
19.07.2021
Number of purchasers
0
Views
20
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

В курсе канадского правительства, возглавляемого Либеральной партией с 2015 г., проблемы культурной политики как с точки зрения внутриполитических, так и внешнеполитических аспектов, занимают одно из ведущих мест. Акцентирование внимания на культурной составляющей в политической стратегии либералов представляет собой, по сути, новый поворотный этап в развитии государственной культурной политики за последние два десятилетия, так как наиболее существенные и значимые мероприятия в этой сфере были предприняты ещё в 1990-е годы. Выдвинутая правительством Дж. Трюдо культурная концепция базируется на широкомасштабном пересмотре практически всех направлений политики в области культуры в Канаде, что связано с образованием в последние десятилетия глобального рынка культурных товаров и услуг в условиях современного цифрового пространства. Её внутриполитические аспекты получили освещение в принятой в сентябре 2017 г. правительственной программе «Креативная Канада» (Creative Canada), в которой в качестве основополагающего тезиса было закреплено положение о том, что государство должно обеспечить поддержку культурным и творческим процессам в условиях образования глобального рынка культурных товаров и услуг1. Особое внимание в предложениях правительства было уделено анализу роли и места канадского контента (Canadian content) в условиях современного мирового цифрового пространства. Начиная с 2018 г. в зону пересмотра государственной культурной политики были включены направления, связанные с различными внешнеполитическими аспектами её проявления. На международном уровне Канада стала автором ряда инициатив и организатором интернациональных форумов, которые состоялись в 2018–2019 гг.2 Однако наиболее значимым итогом предпринятой правительством либералов трансформации государственной политики в сфере культуры можно считать тот факт, что концепция культурной дипломатии была определена в качестве одного из важнейших приоритетов внешней политики Канады на предстоящий период. Её основные идеи и положения были проанализированы в докладе постоянного сенатского комитета по иностранным делам и международной торговле Парламента Канады «Культурная дипломатия на переднем плане внешней политики Канады» (Cultural Diplomacy at the Front Stage of Canada's Foreign Policy), опубликованном в июне 2019года3.

1. Сreative Canada Policy Framework. Government of Canada. >>>

2. Щукина Т.А. Культурная политика Канады: международный ракурс. Россия и Америка в XXI веке [Электронный журнал]. 2020, №4. >>>

3. Cultural Diplomacy at the Front Stage of Canada's Foreign Policy. Parliament of Canada. Senate of Canada. Standing Senate Committee on Foreign Affaires and International Trade. >>>
2

Специфика и перспективы канадской культурной дипломатии

 

В последний раз культурная составляющая внешней политики страны оказалась в фокусе внимания канадского правительства в середине 90-х годов прошлого века, когда распространение достижений канадской культуры на международный уровень и продвижение канадских ценностей были объявлены одной из центральных внешнеполитических задач на рубеже веков. Это было связано с кардинальным изменением сил на мировой арене, усилением процессов глобализации, новым витком технологического развития и образованием вследствие этого единого мирового цифрового пространства. Канада одной из первых стран среди мирового сообщества постаралась привлечь внимание к проблемам сохранения национальной культурной идентичности и защиты культурного разнообразия в рамках единого глобального рынка культурных товаров и услуг. В практической плоскости усилия канадской стороны, предпринятые в этом направлении, были реализованы через международное взаимодействие в рамках ЮНЕСКО, в результате чего 20 октября 2005 г. была подписана Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения4.

4. Конвенция об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения. >>>
3

Как уже отмечалось, либеральное правительство Дж. Трюдо с самого начала взяло курс на переформатирование всего спектра направлений государственной культурной политики. Внешнеполитические аспекты этого пересмотра были проанализированы в докладе постоянного сенатского комитета Парламента Канады по иностранным делам и международной торговле "Культурная дипломатия на переднем плане внешней политики Канады", опубликованном в июне 2019 г., в котором канадская культура представлена как важнейший актив внешней политики государства на предстоящий период. На презентации доклада, прошедшей в Национальной галере Канады, члены комитета, работавшие над его составлением, отмечали, что достижения канадского искусства и культуры как инструменты международного влияния могут и должны играть важнейшую роль в том, как Канаду и ее ценности воспринимает остальной мир5. В отличие от концепции рубежа веков, в которой основной акцент был сделан на продвижение канадской культуры и ценностей на международную арену, на этот раз фокус внимания сосредоточен на расширение и развитие процессов культурной дипломатии во внешней политике Канады.

5. Ryan Patrick Jones. Arts and culture should be at the centre of Canadian diplomacy, says SssssSsssSenateSenate committee. CBC news. Posted June 11, 2019.Senate committee. CBC News. Posted June 11, 2 019. >>>
4

Нельзя утверждать, что в Канаде до настоящего времени не уделялось внимания проблемам культурной дипломатии как одному из направлений внешней политики страны, но в основном они решались, скорее, на уровне межличностного и корпоративного взаимодействия, не получая должного уровня поддержки со стороны государства. Сформулированные в докладе рекомендации нацелены на выработку построения такой модели функционирования культурной дипломатии, которая, во-первых, должна отвечать задачам и приоритетам внешней политики страны; во-вторых, способствовать улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и целыми государствами, поддерживая между ними атмосферу доверия; в-третьих, работать на создание наиболее привлекательного образа государства в глазах мировой общественности; в-четвёртых, расширять возможности для продвижения национальных интересов на международной арене.

5 Выдвинутая концепция культурной дипломатии как основополагающей части канадского внешнеполитического курса предусматривает широкий спектр возможностей для её более успешной реализации. Многие факторы, которые характеризуют уже сложившийся образ Канады на мировой арене, могут сыграть положительную роль в этом отношении. Среди них можно выделить следующие: бренд Канады как открытой и толерантной страны с культурным и социальным многообразием; её приверженность демократии, принципам гендерного равенства и соблюдения прав человека; конкурентоспособность канадской креативной индустрии; высокий уровень развития цифровых технологий.
6 Также было отмечено, что культурная дипломатия, рассматриваемая с точки зрения экономического аспекта, может способствовать росту канадской торговли на мировом рынке культурных товаров и услуг. Канада известна как один из ведущих производителей культурного контента в мире, особенно в сфере музыкальной и звукозаписывающей индустрии. Среди торговых партнёров Канады на мировом рынке культурных товаров и услуг США занимают первое место, второе место – страны Европейского Союза, на третьем месте – КНР.
7

Тому, что культурная дипломатия может стать одним из ведущих направлений канадской внешней политики, способствует тот факт, что культура Канады в последние десятилетия заняла заметное место на мировом культурном рынке. Если в 70-80-е годы прошлого века ещё велись дискуссии об идентичности канадской культуры, то в настоящее время мы можем говорить о вполне сформировавшемся культурном бренде страны6. Имена Р. Лепажа, Г. Лалиберте, Э. Манро, М. Этвуд, Д. Аркана, С. Дион, М. Бубле и многих других широко известны во всем мире.

6. Щукина Т.А. Канадский бренд в мировой культуре. / Канада: современные тенденции развития. К 150-летию государства. ISBN 978-5-7777-0686-7 Москва: изд-во Весь мир, 2017. с. 312-327.
8

В мировой музыкальной индустрии, как уже отмечалось, Канада занимает одно из первых мест, так как три её исполнителя, а именно Уикнд (Weeknd), Дрейк (Drake), Дж. Бибер (J. Bieber), стабильно находятся в топе самых часто исполняемых на мировых стриминговых платформах певцов. В области классической музыки можно отметить успешные коллаборации, которые осуществляет с более десятком стран Фонд Глена Гульда (Glenn Gould Foundation), названный в честь выдающегося канадского пианиста. Большой популярностью пользуются гастроли и вэб-трансляции выступлений таких оркестров, как Симфонический оркестр Монреаля (Orchestre symphonique de Montreal) и Оркестр Метрополитен (Orchestre Metropolitain).

9

Стал уже привычным факт, что канадские художественные и документальные фильмы получают престижные награды на мировых кинофорумах. Среди них можно отметить работы молодого квебекского кинематографиста К. Долана-Тадроса (Xavier Dolan-Tadros), удостоенного Гран-при Каннского кинофестиваля в 2016 г. и дважды премии «Сезар» – в 2015 и 2017 г. В Канаде ежегодно проходят два авторитетных международных кинофестиваля: Торонтский (Toronto International Film Festival, TIIF) и Монреальский (Le Festival des films du monde, FFM). Также Канада является организатором крупнейшего в мире ежегодного фестиваля ArtsNATIVE Film + Media Arts, который показывает фильмы, работы в области видео-, радио- и новых медиатехнологий, сделанных представителями коренных народов, аборигенов и первых народов со всего мира.

10

На государственном уровне непосредственным решением задач, стоящих перед культурной дипломатией как одним из направлений канадской внешней политики, в Канаде занимаются Министерство глобальных дел и Министерство по делам канадского наследия. Министерство глобальных дел через работу своих культурных и торговых атташе в зарубежных представительствах оказывает помощь канадским гражданам, которые хотят продвинуть свои работы на рынки других стран. С 2016 г. Министерству выделено бюджетное финансирование на создание специального культурного фонда (Mission Cultural Fund, MCF), средства которого могут быть направлены на распространение и рекламу канадской культурной продукции за рубежом. Также следует отметить, что помещения многих посольств и консульств Канады являются своеобразными выставочными залами, в которых посетители этих учреждений могут ознакомиться с произведениями канадских авторов, так, например, в настоящее время находятся на демонстрации около 6 тыс. работ.

11

Министерство по делам канадского наследия, в рамках принятого к действию правительством нового курса государственной культурной политики «Креативная Канада», нацеленного на поддержку производства и распространения продукции канадского контента, курирует его внешнеполитическую стратегию. Её задачи и положения зафиксированы в двух правительственной инициативах, принятых в последние годы. Первая, получившая название «Стратегия международного взаимодействия» предусматривает активизацию международного сотрудничества пока в рамках дискуссий и консультаций с целью разработки практических рекомендаций и впоследствии введения новых правовых норм и реализации бизнес-моделей для защиты и обеспечения разнообразия контента и информации в мировом цифровом пространстве. Вторая – «Стратегия экспорта канадского креативного сектора» (Canada's Creative Export Strategy) – направлена на оказание помощи в продвижении продукции канадских креативных отраслей на мировой рынок7. Министерство также отвечает за участие Канады в работе всемирной франкоязычной телевизионной сети TV5MONDE.

7. Canada's Creative Export Strategy. Government of Canada. >>>
12

Необходимо подчеркнуть, что тот факт, что культурная дипломатия Канады имеет на сегодняшний день ощутимые успехи, во многом зависит от деятельности канадских культурных институций, как государственных, так и частных. Так, например, «Телефилм Кэнада» (Telefilm Canada) – федеральное культурное агентство, действующее как коронная корпорация с 1967 г., финансирует проекты в сфере аудиовизуальной индустрии, спонсирует производство и продвижение канадской аудиовизуальной продукции в другие страны, а также от имени правительства курирует договора о совместной деятельности почти с 60-ю странами. Программа «Искусство за рубежом» (Arts Abroad), которая находится в ведении Канадского совета по искусству (Canadian Council for the Arts), созданного в 1957 г. с целью финансовой поддержки и продвижения национальной культуры, оказывает поддержку канадским деятелям культуры, организовывая их участие в международных выставках, а также финансирует перевод и распространение соответствующей литературы. Библиотека и архив Канады (Library and Archives Canada) подписала ряд договоров и меморандумов о сотрудничестве с национальными библиотеками других стран, среди которых Аргентина, Китай, Мексика, Франция, Корея.

13 Несмотря на то что культурная дипломатия является одним из существенных направлений канадского внешнеполитического курса, значение и роль канадского искусства и культуры в общей системе внешней политики страны на современном этапе, по мнению авторов доклада Парламента Канады, значительно недооценены. Также было отмечено, что инструментарий и методы воздействия культурной дипломатии на систему международных отношений используются правительством в недостаточной степени, в связи с чем Канада как держава среднего ранга менее успешно позиционирует себя на международной арене по сравнению с такими странами, как Франция, Германия, Великобритания.
14

Столь критический вывод в докладе был сформулирован на основании подробного анализа всех представленных в период его подготовки обращений от различных культурных организаций и отдельных граждан. Были обозначены три группы причин, влияющих на слабую эффективность механизма культурной дипломатии в Канаде, а именно: во-первых, административные: наделение слишком большого количества организаций полномочиями, ответственными за эту сферу; во-вторых, экономические: недостаточность и непрозрачность финансирования; в-третьих, концептуальные: отсутствие у правительства чёткой и целостной стратегии по этой проблеме. Колин Робертсон, видный канадский дипломат, отмечал по этому поводу: «Если мы продолжим воспринимать культурную дипломатию по остаточному принципу в международных отношениях Канады с другими странами, то мы упустим все возможности для нашей внешней политики действовать на благо экономического, политического и безопасного процветания всех канадцев»8.

8. Cultural Diplomacy at the Front Stage of Canada's Foreign Policy. Parliament of Canada. Senate of Canada. Standing Senate Committee on Foreign Affaires and International Trade. The report, p.52. >>>
15 Как было заявлено уже в самом названии доклада, предполагается, что культурная дипломатия в перспективе должна стать одной из основополагающих составных частей современной канадской внешней политики. В связи с этим были определены подходы и сформулированы рекомендации, которые могли бы способствовать переформатированию внешнеполитического курса Канады в этом контексте. Как свидетельствует основной вывод доклада, правительству следует разработать целостную концепцию культурной дипломатии, в которой были бы отражены её цели, задачи, методы реализации, источники финансирования и критерии определения её эффективности. Канадская культурная дипломатия как концепция, выступающая связующим звеном между культурой и внешней политикой, в своей основе может опираться на следующие факторы: 1) продвижение актуального современного имиджа страны и её конкурентных по сравнению с другими государствами преимуществ; 2) использование коммерческих возможностей и инновационных технологий; 3) формирование подходов, ориентированных на усиление внимания к человеческому фактору; 4) углубление международного взаимодействия.
16

Что касается первого фактора, то можно отметить несколько составляющих, которые характеризуют современный бренд Канады и оказывают влияние на его проецирование на международной арене в последние годы. Во-первых, Канада имеет репутацию страны, добившейся значительных успехов в развитии инновационных и креативных сфер индустрии, в том числе культурных отраслей, которые в свою очередь в перспективе могут сыграть гораздо более активную роль в реализации внешнеполитических задач страны. Во-вторых, на современный имидж Канады налагают заметный отпечаток такие черты, как ярко выраженный регионализм и неоднородная социальная структура канадского общества. В-третьих, широко известна приверженность Канады демократическим принципам, уважению прав человека, толерантности, гендерному равенству. В Канаде, одной из немногих стран, образовавшихся посредством привлечения больших потоков иммигрантов, была успешно реализована политика многокультурности, которая на законодательном уровне защищает культурное разнообразие и самобытность разных этнических групп канадского общества.

17 Повсеместное внедрение цифровых технологий и глобализация мирового рынка культурных товаров и услуг предоставляют широкие возможности для расширения экспортного потенциала канадского креативного сектора. Использование коммерческих и технологических возможностей в продвижении канадской культуры на международной рынок – один из ключевых компонентов предлагаемой концепции культурной дипломатии. В этом контексте более заметную роль может сыграть правительственная программа поддержки экспорта канадского креативного сектора, о которой упоминалось выше. Другие, не менее важные аспекты, концепции, а именно продвижение канадских деятелей культуры, особенно молодёжи и представителей коренных народов, на мировую арену, а также участие в международном культурном сотрудничестве, во многом будет зависеть от того, насколько успешно правительству удастся реализовать указанную программу.
18 Культурная дипломатия как область внешней политики Канады зависит от деятельности не только государственных структур, таких как министерства и представительства страны за рубежом, но и от работы организаций неправительственного сектора, а также частных компаний, которые могут быть более мобильны и результативны в краткосрочной перспективе. В долгосрочном же плане для решения задач, поставленных перед культурной дипломатией, необходима координация действий, предпринимаемых тремя уровнями власти – федеральной, провинциальной, муниципальной, что также поможет расширить сеть источников финансирования. На федеральном уровне ответственность за реализацию культурной дипломатии на практике должна быть возложена на Министерство глобальных дел Канады.
19 Особое внимание в докладе было уделено вопросу о возобновлении Программы канадских исследований, существовавшей с 1975 г. под эгидой Международного совета по изучению Канады. Она охватывала ассоциации и центры изучения Канады более чем в 50 странах, выделяя гранты на исследовательскую работу, научные командировки, проведение конференций, покупку литературы. Однако после прекращения деятельности совета в 2012 г. программа была приостановлена, что повлекло за собой ослабление академических и научных связей между институциями в разных странах, а, следовательно, уменьшило доступность и снизило интерес к информации, связанной с этой страной. Министерству глобальных дел Канады было рекомендовано возобновить Программу канадских исследований, так как она является мощным инструментом распространения знаний и налаживания контактов в научной и академической среде.
20

Можно предполагать, что в связи с пандемией, которая вносит значительные коррективы в правительственную повестку, потребуется определённое время, чтобы проблематика культурной дипломатии была более широко вписана в канадский внешнеполитический контекст. В практической плоскости уже сейчас делаются шаги в этом направлении. Канада стала инициатором созыва в рамках Североамериканской инициативы культурной дипломатии виртуального саммита «Культурная дипломатия как критическая практика», который состоялся 24–25 сентября 2020 г.9 Организаторами мероприятия с канадской стороны выступили университет Квинс (Queen's University) и Королевский музей Онтарио (Royal Ontario Museum), при участии университета Южной Калифорнии (University of Southern California) и университета Ибероамерикана (Universidad Iberoamericana). Как было заявлено, цель саммита – проведение свободной открытой дискуссии, которая позволила бы установить точки соприкосновения и выявить противоречия по интересующим вопросам.

9. North American Cultural Diplomacy Initiative. Virtual Research Summit Cultural Diplomacy as Critical Practice. Sept. 24-25, 2020. >>>
21

В качестве итогового документа был принят проект заявления «Культурные отношения в дипломатии: практика, участники, политика»,10 который обозначил своевременность данной повестки в сегодняшнем мире и анонсировал план дальнейших действий. Возрастание актуальности обсуждаемых проблем связано с углубляющимся кризисом традиционной государственной дипломатии, при которой решение мировых проблем зависело от нескольких сильных игроков в пространстве международных отношений. В современном мире отдельные государства или группы стран не в состоянии справиться с решением глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом, таких как терроризм, экстремизм, миграция, изменение климата и многих других. Изменяется и сама практика традиционной дипломатии, которая всё больше перемещается в цифровое поле, где конкурируют гораздо больше потоков информации, наряду с государствами новыми акторами дипломатических процессов становятся неправительственные организации, транснациональные корпорации. Задача Североамериканского центра культурной дипломатии как экспертного центра состоит не только в научно-исследовательском обосновании концепции культурной дипломатии как одной из ветвей «мягкой силы», но и в объединении усилий государственных и частных институций в области международного культурного сотрудничества.

10. North American Cultural Diplomacy Initiative. Project Statement The Cultural Relations Approach to Diplomacy: Practice, Players, Policy. >>>
22

Заключение

 

Международные аспекты государственной культурной политики, трансформацию которой по многим направлениям предпринимает либеральное правительство Канады, нашли отражение в концепции культурной дипломатии, которая определена в качестве важнейшего приоритета внешней политики страны на предстоящий период. В решении этой задачи канадская культура и искусство, их роль в формировании имиджа Канады и продвижении интересов страны на международной арене приобретают первостепенное значение. Тому, что культурная дипломатия может занять одно из центральных мест канадской внешнеполитической повестки, способствует тот факт, что культура Канады и её представители в последние десятилетия заняли заметное место на мировой культурной арене.

References

1.  Sreative Canada Policy Framework. Government of Canada. https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/campaigns/creative-canada/framework.html

2. Schukina T.A. Kul'turnaya politika Kanady: mezhdunarodnyj rakurs. Rossiya i Amerika v XXI veke [Ehlektronnyj zhurnal]. 2020, №4. https://rusus.jes.su/s207054760013367-0-1/

3. Cultural Diplomacy at the Front Stage of Canada's Foreign Policy. Parliament of Canada. Senate of Canada. Standing Senate Committee on Foreign Affaires and International Trade. https://sencanada.ca/en/info-page/parl-42-1/aefa-cultural-diplomacy/

4. Konventsiya ob okhrane i pooschrenii raznoobraznykh form kul'turnogo samovyrazheniya. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cult_diversity.pdf

5. Ryan Patrick Jones. Arts and culture should be at the centre of Canadian diplomacy, says SssssSsssSenateSenate committee. CBC news. Posted June 11, 2019.Senate committee. CBC News. Posted June 11, 2 019. https://www.cbc.ca/news/politics/senate-repot-culture-diplomacy-foreign-policy-1.5171311

6. Schukina T.A. Kanadskij brend v mirovoj kul'ture. / Kanada: sovremennye tendentsii razvitiya. K 150-letiyu gosudarstva. ISBN 978-5-7777-0686-7 Moskva: izd-vo Ves' mir, 2017. s. 312-327.

7. Canada's Creative Export Strategy. Government of Canada. https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/services/exporting-creative-industries/creative-export-strategy.html

8. Cultural Diplomacy at the Front Stage of Canada's Foreign Policy. Parliament of Canada. Senate of Canada. Standing Senate Committee on Foreign Affaires and International Trade. The report, p.52. https://sencanada.ca/en/info-page/parl-42-1/aefa-cultural-diplomacy/

9. North American Cultural Diplomacy Initiative. Virtual Research Summit Cultural Diplomacy as Critical Practice. Sept. 24-25, 2020. https://culturaldiplomacyinitiative.com/wp-content/uploads/2020/09/Cultural-Diplomacy-as-Critical-Practice_Virtual-Summit-Package.pdf

10. North American Cultural Diplomacy Initiative. Project Statement The Cultural Relations Approach to Diplomacy: Practice, Players, Policy. https://culturaldiplomacyinitiative.com/wp-content/uploads/2020/09/Project-Statement.pdf

Comments

No posts found

Write a review
Translate