The peacekeeping process in the Middle East: D. Trump's initiative
Table of contents
Share
Metrics
The peacekeeping process in the Middle East: D. Trump's initiative
Annotation
PII
S207054760015906-3-1
DOI
10.18254/S207054760015906-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Galina Tsaregorodtseva 
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Article is devoted to the treatment between Israel, Bahrain and The United Arab Emirates with the U.S. president Donald Trump as a mediator, its background and results.

Keywords
D.Trump, the USA, Israel, UAE, Bahrain
Received
18.04.2021
Date of publication
19.07.2021
Number of purchasers
0
Views
14
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

На протяжении своего пребывания на посту президента Соединённых Штатов Дональд Трамп не раз использовал палестино-израильский конфликт как наиболее удобную область для демонстрации внешнеполитических инициатив и положительных результатов, по крайней мере для одной из сторон конфликта – государства Израиль. В преддверии президентских выборов 2020 г. лидеру республиканцев необходимо было вновь привлечь на свою сторону как сторонников активной внешней политики США, так и еврейские организации США.

2

Начало 2020 г. ознаменовалось попыткой президента Д.Трампа реализовать проект, получивший в прессе название «сделка века» и предлагавший новое решение палестино-израильского конфликта. Однако достаточно быстро стала очевидна несостоятельность выбранного решения, поскольку палестинская сторона отвергла его сразу, а израильтяне высказались с осторожностью. Основным в плане, официальное название которого «Мир ради процветания», стал принцип «два государства для двух народов», известный ещё с момента принятия резолюции ООН о разделе Палестины в 1947 г. План включал в себя ряд положений, касающихся территориальных изменений, статуса Иерусалима, статуса палестинских беженцев, а также изменения статус-кво Храмовой горы. Территориальные изменения предполагали значительные выгоды Израилю, Иерусалим признавался единой и неделимой столицей Израиля, а его восточный пригород должен был стать столицей палестинского государства. На Храмовой горе следовало разрешить молиться представителям всех конфессий (ранее – только мусульманам). Но самый острый вопрос – проблема палестинских беженцев, – по мнению Трампа, должен быть разрешён радикальным способом: ликвидировать статус беженца1. И это предложение было также не слишком новаторским. На переговорах в 2000 г. в Кэмп-Дэвиде президент У.Клинтон «предложил урегулировать проблему палестинских беженцев, предоставив им на выбор несколько вариантов, из числа которых предусмотрительно был исключён вариант с возвращением к своим домам, откуда они были изгнаны в 1948 г.»2. Очевидно, что такие условия были неприемлемы для палестинской стороны, израильская сторона не решилась поддержать проект, вероятно, тому причиной были предстоявшие президентские выборы в США и возможная смена лидера. Вместе с тем, «сделка века» показала следующие важные тенденции: Израиль и Палестина не готовы предпринимать какие-либо действия по сближению без активного посредничества мировых и региональных держав. А вопрос палестинских беженцев мешает миротворческому процессу, поэтому предложение Трампа лишь усугубляет ситуацию3, поэтому администрации США нужны новые меры по поддержке своего главного ближневосточного партнёра.

1. Царегородцева Г.И. «Сделка века» Д. Трампа как продолжение процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке // В Сб. научных статей XXII Международной конференции «Россия и Запад: диалог культур». М.: Изд-во Мос. ун-та, 2020. С.516-520.

2. Рашед А. Палестинская проблема: история и современность. М.: Библос консалтинг, 2009. С. 185.

3. Царегородцева Г.И. Ук. соч. С.520.
3 Непростой период 2020 г., вызванный пандемией, беспорядками внутри страны из-за обострения расовых противоречий, а главное, приближающиеся выборы вынудили Трампа вновь разыграть ближневосточную карту и обратить своё внимание на отсутствие у Израиля официальных отношений с большинством соседей в регионе.
4

История вопроса

 

На протяжении более 70 лет существования Государства Израиль только двоим лидерам США удалось разрушить изоляцию, в которую попал Израиль в регионе с момента его образования в 1948 году, несмотря на то, что каждый из американских лидеров непременно включал в свой внешнеполитический курс задачи по поддержке Израиля и укрепления его положения в регионе.

5

Сначала это было соглашение между Израилем и Египтом 1979 г. при президенте-демократе Дж. Картере. Однако подготовка этого процесса растянулась на несколько лет и была начата ещё в период администрации Р. Никсона и государственного секретаря Г. Киссинджера. Обусловленное холодной войной и советско-американским противостоянием, сближение с Египтом как региональным лидером стало одной из важных задач на Ближнем Востоке. Но первые попытки американо-египетского сближения во время президентства Гамаль Абдель Насера не принесли ожидаемых плодов: результатом Суэцкого кризиса 1956 г. стало, во-первых, достаточно тесное советско-египетское сотрудничество; во-вторых, обострение египетско-израильского противостояния. Израиль, активно участвовавший в интервенции на Синайский полуостров, не спешил выводить свои войска, даже после принятия соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН4. США в тот период решили найти в регионе лидера, который мог бы стать противовесом харизматичному Насеру. Таким лидером был выбран, хотя и без успехов, Сауд, король Саудовской Аравии. Однако после смерти Насера его преемник Анвар Садат решил изменить внешнеполитическую стратегию.

4. Звягельская И.Д., Карасова Т.А., Федорченко А.В. История государства Израиль. М.: ИВ РАН, 2005. С. 125.
6

Поражение Египта в «войне Судного дня» против Израиля 1973 г. окончательно убедило Садата перейти к сближению с США, американские власти в свою очередь готовы были обещать Египту помощь в обмен на вывод из региональной изоляции своего главного партнёра на Ближнем Востоке. Визит Садата в Иерусалим, его выступление перед израильским кнессетом и, наконец, само подписание мирного договора с Израилем в 1979 г. при посредничестве Соединённых Штатов вызвали резкую критику со стороны арабского населения в регионе. Первым этапом египетско-израильского сближения стали переговоры в Кэмп-Дэвиде в сентябре 1978 г., при активном посредничестве президента США Картера, завершившиеся подписанием двух документов: «Рамки мира на Ближнем Востоке» и «Рамки для заключения мирного договора между Египтом и Израилем». Предполагалось, что «Рамки мира» представляют собой «основу для заключения мира не только между Египтом и Израилем, но и между Израилем и каждым из его соседей, который готов вступить в переговоры о мире на этих условиях»5. Однако реализация этих соглашений на практике оказалась гораздо сложнее. Подготовка к подписанию непосредственно мирного договора заняла шесть месяцев. Когда договор был торжественно подписан в Вашингтоне 26 марта 1979 г., Египет сразу исключили из Лиги арабских государств, а её штаб-квартиру перевели из Каира в Тунис. Палестинский вопрос не был затронут, а отношения между Египтом и Израилем надолго оставались «холодным миром»6.

5. Там же. С.225.

6. Там же. С. 228-229.
7 В 1980 г Анвар Садат был убит. Он и подписавший договор с Египтом премьер-министр Израиля Бегин ещё в 1978 г. были удостоены Нобелевской премии мира. Однако следующая арабская страна, решившаяся на официальные отношения с Израилем появилась на политическом горизонте не сразу.
8

Только после окончания холодной войны и начала активной ближневосточной политики администрации У.Клинтона в миротворческом процессе на Ближнем Востоке наметилась положительная динамика. Подписание между Израилем и Палестиной «Декларации принципов» в 1993 г., сопровождавшееся знаменитым рукопожатием премьер-министра Израиля И. Рабина и лидера палестинцев Я Арафата в тот период внушало надежду на перемены. Арафат и Рабин также были удостоены Нобелевской премии мира. Через год, в 1994 г., между Израилем и Иорданией был заключён мирный договор. В 1995 г. после подписания второй части «соглашений в Осло» премьер-министр Израиля был убит. Успешный для обеих сторон Договор о мире между Государством Израиль и Иорданским Хашимитским Королевством не получил громкой огласки. А к концу второго президентского срока У. Клинтона вторая интифада окончательно похоронила соглашения в Осло7. Тем не менее, соглашения в Осло и мирный договор между Израилем и Иорданией можно считать второй крупной миротворческой победой демократической администрации.

7. Там же. С. 300.
9

Президент Дж. Буш-младший и его советники готовы были приступить к разработке новой миротворческой программы на Ближнем Востоке, однако из-за событий 11 сентября 2001 г. их внимание сосредоточилось на войне с терроризмом, проблемах Ирака и Афганистана. Тем не менее, по воспоминания Б. Обамы, ситуация в арабо-израильских отношениях к концу 2000-х годов складывалась так, что был велик соблазн поддерживать в этом направлении американской внешней политики статус-кво8. Администрация Б. Обамы придерживалась взвешенного курса в отношении ближневосточной политики в целом и палестино-израильского конфликта в частности.

8. Obama B. A Promised Land. New York, 2020. P.627.
10

Вступив на пост президента США, Обама в 2009 г. выступил в Каире с речью, ставшей знаменитой, в которой говорил о необходимости США повернуться лицом к мусульманскому миру, а также о том, что американская администрация не приемлет увеличение числа израильских поселений на палестинской территории9, что, очевидно, говорило о смене внешнеполитической риторики США.

9. Семь заявлений Обамы с трибуны Каирского университета // РИА Новости, 04.06.2009. URL: >>> (дата обращения: 21.02.2021).
11

Основной причиной нежелания следовать старым путём в отношении арабо-израильского конфликта Обама назвал и давнее стратегическое партнёрство с Израилем, и угрозы постоянных террористических атак не только против самих израильтян, но и против множества американских граждан, которые посещают Израиль ежегодно. Одновременно он подчеркивал, что с точки зрения международного права Израиль оккупировал арабские территории, поэтому американским дипломатам «приходилось защищать Израиль из-за действий, против которых мы сами»10. Вместе с тем администрация США постоянно ощущала давление со стороны лоббистов, прессы, общественного мнения и Конгресса, поскольку любые попытки скорректировать ближневосточный курс вызывали массу обвинений в подрыве американо-израильских отношений. Поэтому несмотря на речь в Каире и ряд попыток провести переговоры между Израилем и Палестиной, Обама предпочитал действовать в рамках традиционного курса – поддерживать Израиль, по возможности укрепляя отношения с мусульманскими странами региона. Отдельным испытанием для США стало начало «арабской весны». Е.М. Примаков в своей книге «Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами» отмечал, что события 2011 г. стали неожиданностью для экспертов по всему миру11, с ним согласна и бывший государственный секретарь США Х. Клинтон, писавшая в своих мемуарах «Тяжёлые времена»: «Никто не ожидал того, что произойдёт в дальнейшем»12. В стремительных событиях «арабской весны» безопасность Израиля оставалась для американской администрации в приоритете, поэтому какое-то время Белый дом напряжённо наблюдал за событиями в регионе, особенно в Египте, который с момента подписания египетско-израильского мирного договора более 30 лет помогал поддерживать стабильность в регионе. Президент Египта Хосни Мубарак выступал одним из инициаторов мирных переговоров между Израилем и Палестиной в 2010 г., поэтому его отставка могла стать серьёзной проблемой для американцев. «В создавшихся условиях США пошли по пути поиска решения, которое позволило бы совместить имидж поборника демократических перемен с сохранением у власти в Египте сил, пусть не излучающих демократию, но приемлемых для США»13.

10. Obama B. Op. cit. P.627.

11. Примаков Е.М. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами. М.: Центрполиграф, 2016. С.382.

12. Клинтон Хиллари. Тяжёлые времена. М.: ЭКСМО, 2016. С. 417.

13. Примаков Е.М. Ук. соч. С.384.
12

Новые внешнеполитические вызовы не подразумевали резких изменений в стратегии американцев относительно палестино-израильского вопроса. Приоритетным стало не допустить дальнейшей эскалации конфликта в и без того «кипящем» регионе, планы по разработке новых проектов мирного урегулирования вряд ли имели место. Так, например, в 2013 г. при поддержке нового египетского правителя Соединённым Штатам удалось добиться прекращения огня между Израилем и Палестиной. Этот год, по воспоминаниям Х. Клинтон, стал самым спокойным для Израиля за всё десятилетие14. Уже в конце второго срока на посту президента Обама попытался вновь повернуться к палестинцам. Выступая 20 сентября 2026 г. в ООН, он заявил, что палестинцам следует признать Израиль, а Израилю отказаться от постоянной оккупации палестинской земли15. В последние часы своего президентства Обама перевёл палестинцам многомиллионную сумму для гуманитарной помощи Сектору Газа и Западному берегу реки Иордан16, однако администрация Д.Трампа её «заморозила»17.

14. Клинтон Х.Р. Ук. соч. С.600

15. Обама: палестинцам надо признать Израиль, Израилю - отказаться от оккупации // РИА Новости. 20.09.2016. URL: >>> (дата обращения: 21.02.2021).

16. Братерский А. Трамп сыграет за Израиль // Газета.ру 23.01.2017. URL: >>> (дата обращения 21.02.2021).

17. В Палестине заявили о заморозке Трампом сделанного Обамой перевода $221 млн // Интерфакс. 26.01.2017 URL: >>> (дата обращения 21.02.2021).
13 В целом администрация Обамы, несмотря на попытки трансформировать ближневосточный курс и стать ближе с мусульманским населением региона, не изменила традиционному курсу поддержки Израиля, хотя и предпринимала ряд шагов для поддержки Палестины. Президент-демократ не смог повторить успех Картера и Клинтона, однако и у республиканцев не было заметных успехов в процессе мирного урегулирования конфликта между Израилем и Палестиной или Израилем и другими мусульманскими странами региона.
14 Таким образом, Д.Трамп стал первым президентом от Республиканской партии, который смог, вопреки протестам ряда правительств мусульманских стран против принятых администрацией США решений относительно Израиля с 2017 по 2020 гг., инициировать новый дипломатический прорыв: подписание соглашений между Израилем, Бахрейном и Объединёнными Арабскими Эмиратами в сентябре 2020 года.
15

Инициатива Д.Трампа

 

15 сентября на лужайке перед Белым домом в присутствии президента США Д.Трампа, его супруги и приглашённых гостей были торжественно подписано так называемое «Соглашение Авраама». Со стороны Израиля присутствовал премьер-министра Б.Нетаньяху, со стороны Бахрейна – министр иностранных дел Абдель Латыф аз-Зайяни. Протокольная часть мероприятия была соблюдена, что касается самого соглашения (трёх его копий на английском, арабском и иврите), то «нельзя не заметить их общую особенность – обтекаемую, обобщённую форму. Вероятно, стороны смогли прийти к компромиссу не по всем вопросам, а работа по его поиску продолжается. Израильтяне и арабы приветствуют стремление друг друга к миру, отмечают важность сотрудничества ради безопасности и развития как самих стран, так и Ближневосточного региона в целом, обязуются противостоять общим угрозам, подтверждают сохранение статус-кво мусульманских святынь. Кратко оговаривается необходимость всеобъемлющего решения палестинской проблемы»18. Но решения этой проблемы пока нет, и едва ли оно будет принято в ближайшем будущем.

18. Гофман А. Мир Ближнему Востоку: изменят ли «Соглашения Авраама» историю // >>> (дата обращения 24.01.2021).
16

Внешнюю политику администрации Трампа в отношении Израиля нельзя назвать новаторской, все принятые президентом решения базировались на политике его предшественников, либо реализуя ранее «замороженные» проекты (перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим), либо открыто поддерживая Израиль вразрез с позицией мирового сообщества (признание Голанских высот). Но затянувшийся военный конфликт в Сирии, возникновение Исламского государства (организации, запрещённой в РФ), усиление позиций Ирана как крупной региональной мусульманской державой стали вызовом, на который нужно было ответить как в военном плане, сохранив присутствие вооружённых сил США в регионе19, так и в дипломатическом, создав новые партнёрства между Израилем и арабскими странами.

19. Заквасин А., Комарова Е. Повод остаться: как инцидент с российскими военными может повлиять на планы США в Сирии //RT на русском URL: >>> (дата обращения: 24.01.2021).
17

Бахрейн и Объединённые Арабские Эмираты – две страны, на которые пал выбор администрации Трампа, на наш взгляд, по степени своего влияния в регионе вряд ли можно приравнять к Египту 1970-х годов. Государственный департамент США подчёркивает значимость партнёрских отношений с ОАЭ, в первую очередь экономических, кроме того накануне подписания соглашений с Израилем США и ОАЭ договорились о расширении полномочий консульских сотрудников. «В Госдепартаменте охарактеризовали ОАЭ как важного стратегического партнёера по поддержанию стабильности в зоне Персидского залива, обеспечению американских интересов и свободы торговли в регионе»20. Ещё раньше Х. Клинтон писала, что «ОАЭ – маленькая, но влиятельная страна Персидского залива»21.

20. U.S. Relations With United Arab Emirates // U.S.Department of State, December 9, 2020. URL: >>> (дата обращения 24.01.2021).

21. Клинтон Х.Р. Ук.соч. С. 413.
18

Бахрейн также является стратегическим партнёром США по вопросам безопасности на Ближнем Востоке22. Вместе с тем нельзя забывать, что главным региональным партнёром США уже не одно десятилетие является Израиль. Администрация Д. Трампа попыталась извлечь максимальную выгоду для себя и партнёра из достигнутых в 2020 г. соглашений, вместе с Израилем и ОАЭ заявив 1 октября 2020 г. о выработке совместной стратегии в энергетической сфере. Также было осторожно объявлено о стремлении решить энергетические проблемы палестинского народа23.

22. U.S. Security Cooperation With Bahrain // U.S.Department of State, June 14, 2021. URL: >>> (дата обращения: 24.01.2021).

23. ОАЭ, Израиль и США объявили о выработке совместной стратегии энергетического партнерства //ТАСС, 1.10.2020. URL: >>> (дата обращения 21.02.2021).
19

Заключение

 

История ближневосточного конфликта на протяжении многих десятилетий демонстрирует нам, что, несмотря на высокопарную риторику американских лидеров, внешнеполитический курс в отношении Израиля служит важным инструментом для решения внутриполитических задач, в первую очередь для успеха на выборах.

20 Однако начиная с президента Г. Трумэна, поддержавшего молодое еврейские государство и признавшего его де-факто в первые часы после провозглашения независимого Государства Израиль 14 мая 1948 г., можно увидеть, что успехи в этом направлении не сыграли решающей роли в победе или поражении того или иного кандидата или партии на выборах. Поражение на выборах 2020 г. Дональда Трампа стало ещё одним тому подтверждением.
21 Соглашение между Израилем и Египтом 1979 г., в тот момент явным региональным лидером, не создало прецедентов и не привело к существенным сдвигам в решении палестино-израильского конфликта.
22 Соглашение между Израилем и Иорданией 1994 г. осталось скорее формальным, чем привело к более тесному политическому сближению этих стран.
23 Тяжёлые последствия война в Ираке, «арабская весна» 2011 г. и непрекращающийся конфликт в Сирии – все эти дестабилизирующие факторы оказали существенное влияние на расстановку сил в регионе, в том числе на увеличение роли Ирана, что вынудило Израиль при посредничестве США искать новых региональных союзников.
24 Выбор государств для заключения соглашений с Израилем очевиден: и Бахрейн, и ОАЭ являются партнёрами США и далеко не самыми сильными игроками а регионе и на мировой арене. Если их пример сподвигнет другие арабские страны устанавливать отношения с Израилем, политика Д.Трампа останется в анналах ближневосточной истории, однако даже Египет с его лидерскими позициями в 1970-х годах, не смог существенно склонить чашу весов общественного мнения в регионе в сторону установления отношений с Израилем, поэтому вопрос об успешности созданного Трампом прецедента пока остаётся открытым.

References

1. Tsaregorodtseva G.I. «Sdelka veka» D. Trampa kak prodolzhenie protsessa mirnogo uregulirovaniya na Blizhnem Vostoke // V Sb. nauchnykh statej XXII Mezhdunarodnoj konferentsii «Rossiya i Zapad: dialog kul'tur». M.: Izd-vo Mos. un-ta, 2020. S.516-520.

2. Rashed A. Palestinskaya problema: istoriya i sovremennost'. M.: Biblos konsalting, 2009. S. 185.

3. Tsaregorodtseva G.I. Uk. soch. S.520.

4. Zvyagel'skaya I.D., Karasova T.A., Fedorchenko A.V. Istoriya gosudarstva Izrail'. M.: IV RAN, 2005. S. 125.

5. Tam zhe. S.225.

6. Tam zhe. S. 228-229.

7. Tam zhe. S. 300.

8. Obama B. A Promised Land. New York, 2020. P.627.

9. Sem' zayavlenij Obamy s tribuny Kairskogo universiteta // RIA Novosti, 04.06.2009. URL: https://ria.ru/20090604/173280962.html (data obrascheniya: 21.02.2021).

10. Obama B. Op. cit. P.627.

11. Primakov E.M. Konfidentsial'no. Blizhnij Vostok na stsene i za kulisami. M.: Tsentrpoligraf, 2016. S.382.

12. Klinton Khillari. Tyazhyolye vremena. M.: EhKSMO, 2016. S. 417.

13. Primakov E.M. Uk. soch. S.384.

14. Klinton Kh.R. Uk. soch. S.600

15. Obama: palestintsam nado priznat' Izrail', Izrailyu - otkazat'sya ot okkupatsii // RIA Novosti. 20.09.2016. URL: https://ria.ru/20160920/1477436382.html (data obrascheniya: 21.02.2021).

16. Braterskij A. Tramp sygraet za Izrail' // Gazeta.ru 23.01.2017. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2017/01/23_a_10489067.shtml (data obrascheniya 21.02.2021).

17. V Palestine zayavili o zamorozke Trampom sdelannogo Obamoj perevoda $221 mln // Interfaks. 26.01.2017 URL: https://www.interfax.ru/world/547130 (data obrascheniya 21.02.2021).

18. Gofman A. Mir Blizhnemu Vostoku: izmenyat li «Soglasheniya Avraama» istoriyu // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/middle-east/mir-blizhnemu-vostoku-izmenyat-li-soglasheniya-avraama-istoriyu/ (data obrascheniya 24.01.2021).

19. Zakvasin A., Komarova E. Povod ostat'sya: kak intsident s rossijskimi voennymi mozhet povliyat' na plany SShA v Sirii //RT na russkom URL: https://russian.rt.com/world/article/784890-siriya-voiska-ssha-rossiya-incident (data obrascheniya: 24.01.2021).

20. U.S. Relations With United Arab Emirates // U.S.Department of State, December 9, 2020. URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-united-arab-emirates/ (data obrascheniya 24.01.2021).

21. Klinton Kh.R. Uk.soch. S. 413.

22. U.S. Security Cooperation With Bahrain // U.S.Department of State, June 14, 2021. URL: https://www.state.gov/u-s-security-cooperation-with-bahrain/ (data obrascheniya: 24.01.2021).

23. OAEh, Izrail' i SShA ob'yavili o vyrabotke sovmestnoj strategii ehnergeticheskogo partnerstva //TASS, 1.10.2020. URL: https://tass.ru/ekonomika/9608133 (data obrascheniya 21.02.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate