Экономические связи США и ЮАР
Экономические связи США и ЮАР
Аннотация
Код статьи
S207054760015880-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Образцова Маргарита Геннадьевна 
Аффилиация:
Институт Африки РАН
Государственная Дума РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье анализируется роль южноафриканского горнорудного сектора в развитии долгосрочных отношений между США и ЮАР. Во многом с помощью американских инвестиций происходило становление горнодобывающей промышленности ЮАР. Тем самым Америка обеспечивала доступ своим фирмам к богатейшему ресурсному потенциалу Южной Африки. Усиливающаяся зависимость США от тех видов полезных ископаемых, которые имеют стратегическое значение для её оборонной промышленности, делает отношения с ЮАР приоритетными. Поэтому политика США направлена в первую очередь на обеспечение доступа американских компаний на южноафриканский рынок и закрепление на нём.

Ключевые слова
горнорудная отрасль, ресурсный потенциал, экономические связи, инвестиции, ЮАР, США, золото, алмазы, Англо Американ, транснациональные корпорации
Классификатор
Получено
19.05.2021
Дата публикации
19.07.2021
Всего подписок
16
Всего просмотров
1504
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1

Введение

 

Обнаружение в ЮАР в конце XIX века богатых месторождений алмазов и золота способствовало привлечению в страну иностранных инвестиций, технологий и рабочей силы. Они должны были помочь быстро и эффективно осваивать африканские залежи. В целом можно утверждать, что возникновение и развитие южноафриканской горнорудной отрасли стало возможным благодаря британскому и американскому капиталу, поскольку ни собственных средств, ни опытных специалистов у ЮАР фактически не было.

2

Например, изначально золотодобывающая компания «Англо-Американ Пи-эл-си» (Anglo-American PLC), ныне превратившаяся в транснациональную горнодобывающую корпорацию, была основана, в том числе благодаря финансовым ресурсам американского банка «Джи-Пи Морган энд Ко» (J.P. Morgan & Co)1.

1. How SAs giant rose from Kimberley dust. // Sunday Times. March 26, 2017. URL: >>>  (accessed: 25.02.21).
3

Основываясь на опыте Калифорнийской золотой лихорадки, инженеры-горняки из США помогли разработать и оснастить рудники Южной Африки необходимым оборудованием. К 1896 г. примерно половина южноафриканских шахт находилась в ведении американских инженеров. Весьма показательным является то, что гражданин США Джон Хэммонд стал личным инженером-консультантом Сесиля Родса, занимавшего тогда пост премьер-министра Капской республики2. Крупные поставки оборудования для золоторудных шахт Южной Африки способствовали установлению долгосрочных отношений в области торговли и финансов между обоими государствами.

2. Tuffnell S. The United States in Africa: A Transimperial History. URL: >>>  (accessed: 06.02.21).
4

К 1980-м годам около 350 наиболее известных американских компаний имели дочерние фирмы в Южной Африке. Ещё 6 000 фирм вели предпринимательскую деятельность через торговых агентов и дистрибьюторов. США являлись держателями 57% всех иностранных активов на Йоханнесбургской фондовой бирже, включая доли в золотых и платиновых рудниках, а также в горнодобывающих компаниях3.

3. Hopkins S. An analysis of U.S.-South African relations in the 1980s: has engagement been constructive?, 1985. URL: >>>  (accessed: 05.02.21).
5 Всё это в долгосрочной перспективе позволило сформировать весьма эффективную политику США в отношении Южной Африки и в целом стран Юга Африки.
6

Бесперебойные поставки стратегических ресурсов – гарантия национальной безопасности США

 

Несмотря на то что США (наряду с Россией, Китаем, Австралией, Бразилией, Индией, ЮАР и Канадой) являются горнодобывающей державой, после Второй мировой войны они стали всё больше зависеть от иностранных источников многих видов негорючих полезных ископаемых4.

4. Козловский Е.А. Экономический кризис, его истоки и минерально-сырьевой потенциал. Часть 2. URL: >>> (дата обращения 02.02.2021).
7

Необходимо отметить, что без таких важных минералов, как кобальт, марганец, хром, платина, было бы практически невозможно произвести продукцию оборонного назначения, в частности реактивные двигатели, компоненты ракет, электронные компоненты, сталь и т.д. Каждый из этих четырёх ресурсов имеет критическую важность для американского оборонно-промышленного комплекса ввиду отсутствия внутреннего предложения, полноценных заменителей, а также возможности диверсифицировать иностранные источники поставок.

8

Важно подчеркнуть, что в 1984 г. США на 100% зависели от импорта 11 видов полезных ископаемых5. Их стратегическая важность для страны объясняется, прежде всего, тем, что они востребованы в американской оборонной промышленности, а также в высокотехнологичных отраслях. Основным источником некоторых этих минералов является Африка.

5.  U.S. Reliance on Africa for Strategic Minerals, 1984. URL:  >>> (accessed: 11.03.2021).
9

В частности, ЮАР является ведущим производителем хрома (46,2% мирового производства), марганца (31%), платины (72%), палладиума (39%), титана (18%), ванадия (11,2%), циркония (24,3%)6. Соединённые Штаты либо не производят эти виды металлов, либо производят в количестве, недостаточном для промышленных нужд, и в целом Южно-Африканская Республика имеет для США критическую важность.

6. Critical Minerals and U.S. Public Policy, 2019. URL: >>> (accessed: 31.01.2021).
10

Необходимо отметить, что после массового расстрела мирных демонстрантов в Шарпевилле в марте 1960 г. в ЮАР начались беспорядки. Мировое сообщество ввело против режима апартеида санкции, касающиеся ограничения экономических, финансовых и транспортных связей с белым правительством ЮАР. США в этот период не отказались от сотрудничества с расистским режимом и продолжали вкладывать инвестиции в экономику страны. В результате в последующие годы количество американских компаний, сотрудничающих с ЮАР, выросло со 140 до более чем 3507. Это подтверждает особое значение южноафриканских ресурсов для экономики США.

7. Epstein P. The U.S. Business Role in South Africa // The New York Times, 1985.
11

Сегодня Соединённые Штаты по-прежнему полагаются на иностранные источники сырья. В 2019 г. импорт составил более половины потребляемых США 46 негорючих полезных ископаемых, и они являлись нетто-импортёром 17 из них8: мышьяк, асбест, цезий, флюорит, галлий, природный графит, индий, марганец, слюда, нефелиновый сиенит, ниобий, редкоземельные металлы, рубидий, скандий, стронций, тантал, иттрий9.

8. Mineral commodity summaries 2020, 2020. URL: >>> (accessed: 31.01.2021).

9. Which mineral commodities used in the United States need to be imported? // The American Geosciences Institute, 2017. URL: >>> (accessed: 14.03.2021).
12

Повышенное внимание к этому вопросу руководства страны также говорит о его исключительной важности. Согласно указу президента № 13806 от 21 июля 2017 г. «Оценка и укрепление производственной базы и устойчивости цепочек снабжения обрабатывающей промышленности и оборонного сектора США» (Assessing and Strengthening the Manufacturing and Defense Industrial Base and Supply Chain Resiliency of the United States) был подготовлен доклад, в котором в частности выявлены риски в отношении доступности редкоземельных металлов, алюминия, стали, титана, вольфрама, используемых США для производства высокотехнологичного оборудования10. В указе в частности подчёркивается критическое значение поставок из Китая, откуда с 2013 по 2016 г. в Соединённые Штаты поступило 78% всего импорта редкоземельных металлов11. Очевидно, что в интересах США диверсифицировать источники поставок сырьевых ресурсов. На этом фоне углубление отношений с ЮАР выглядят весьма перспективным.

10. Review Warns Defense Industrial Base Faces «Unprecedented Set of Challenges», 2018. URL: >>> (accessed: 17.03.2021).

11. Assessing and Strengthening the Manufacturing and Defense Industrial Base and Supply Chain Resiliency of the United States, 2018. URL: >>> (accessed: 17.03.2021).
13

20 декабря 2017 г. был издан указ президента № 13817 «Федеральная стратегия по обеспечению безопасных и надёжных поставок критических полезных ископаемых» (A Federal Strategy to Ensure Secure and Reliable Supplies of Critical Minerals). В соответствии с этим указом 18 мая 2018 г. в Федеральном регистре опубликован окончательный список из 35 минералов, поставки которых для Америки представляют повышенную значимость. Это распоряжение имело следующие цели:

14

1) «разработку стратегии сокращения зависимости страны от критических полезных ископаемых»; 2) «оценку прогресса в разработке технологий переработки этих полезных ископаемых и технологических альтернатив им»; 3) рассмотрение «вариантов доступа и разработки критических полезных ископаемых посредством инвестиций и торговли с союзниками и партнёрами»; 4) «разработку плана по совершенствованию топографических, геологических, геодезических и картографических данных США и перевод их на электронные носители»; 5) «открытие новых месторождений, расширение производства, отечественной переработки важнейших минералов»12.

12. A Federal Strategy to Ensure Secure and Reliable Supplies of Critical Minerals. URL: >>>  (accessed: 15.03.2021).
15

Чтобы убедиться в значимости для страны этих ресурсов, достаточно сказать, что такие отрасли, как сталелитейная, аэрокосмическая, а также электронная промышленность, используя негорючие материалы, создали в 2019 г. продукцию с добавленной стоимостью 3,13 трлн долл., что на 2,5% больше чем в 2018 г. Это составляет 15% валового внутреннего продукта США13.

13. 2020 Report Highlights the Importance of Mining Minerals for U.S. Economy and National Security, 2020. URL: >>>  (accessed: 01.02.2021).
16 С целью обеспечения благоприятных условий для доступа американских фирм к источникам сырья США предоставляют ЮАР разнообразную помощь в виде инвестиций, а также программ, направленных на улучшение здравоохранения, повышение стандартов образования и подготовки учителей, создание потенциала в сельском хозяйстве для решения проблем региональной продовольственной безопасности, развитие чистой энергии и проч. Укрепление потенциала сил безопасности Южно-Африканской Республики позволяет им играть ведущую роль в усилиях по обеспечению региональной стабильности и безопасности.
17

Торгово-экономические отношения США – ЮАР

 

Ввиду того, что страны Африки южнее Сахары представляют собой богатый людскими и природными ресурсами регион, а континент в целом обладает колоссальным экономическим потенциалом, представляется, что укрепление торгово-экономических связей с этими странами имеет для США одно из приоритетных значений.

18

Торгово-экономические отношения США с африканскими государствами, в частности с ЮАР, регулируются принятым в 2000 г. законом «Об экономическом росте и торговых возможностях Африки» (African Growth and Opportunity Act, AGOA), АГОА14. Этот закон, предоставляющий Африке право на преференциальные торговые льготы, был продлён до 2025 г. Безусловно, обнуление ввозных пошлин позитивно сказалось на росте двусторонней торговли, поскольку открыло американский рынок для части производимой в Южной Африке промышленной продукции. Вместе с тем, чтобы получить возможность на преференции, африканские страны обязаны были выполнить набор как политических, так и экономических установок. Среди последних выдвигались требования о «минимизации государственного вмешательства в экономику» и «продвижения к устранению барьеров для товаров и инвестиций США». АГОА является мощным экономическим рычагом, с помощью которого Соединённым Штатам удаётся обойти многие преграды, поставленные Европейским Союзом, на путях к рынкам Африканского континента. Данный закон впервые в истории американо-африканских отношений подвёл юридическую основу под экономические и политические интересы США в Африке. Кроме того, АГОА предоставляет странам Африки «режим наибольшего благоприятствования» при экспорте ряда изделий в США.

14. African Growth and Opportunity Act. URL: >>> (accessed: 01.03.2021).
19 Экспорт ЮАР в США в 2019 г. составил 1,2 млрд долл., что сделало её крупнейшим бенефициаром АГОА, не ориентированным на нефть, и вторым по величине в целом. Хотя стоимость её экспорта в рамках АГОА упала с момента достижения пика в 2,6 млрд долл. в 2013 году.
20

ЮАР входит в Южноафриканский таможенный союз, который подписал Соглашение о торговле, инвестициях и развития сотрудничества (TIDCA)15 с США. Соглашение создаёт форум для консультативных дискуссий, совместной работы и возможных соглашений по широкому кругу торговых вопросов, с особым акцентом на упрощение таможенных и торговых правил, устранение технических барьеров в торговле, на санитарные и фитосанитарные меры, а также на содействие торговле и инвестициям. США и ЮАР имеют двустороннее налоговое соглашение, устраняющее двойное налогообложение.

15. Trade, Investment, and Development Cooperative Agreement (TIDCA). URL: >>>  (accessed: 15.03.2021).
21

Рамочное соглашение о торговле и инвестициях (Trade and Investment Framework Agreement – TIFA16) между США и ЮАР, подписанное в 2012 г., способствует двустороннему торговому и инвестиционному диалогу.

16. Trade and Investment Framework Agreement (TIFA). URL: >>> (accessed: 04.03.2021).
22

Помимо соглашений, стоит отметить и деятельность американских правительственных структур по укреплению американо-южноафриканских торговых связей. В Африке энергично действуют программы Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID), которые направлены на укрепление малых и средних предприятий, создание рабочих мест, на улучшение обучения и профессиональных навыков, содействие базовому образованию, на борьбу с гендерным насилием и содействие профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа.

23

Из некоммерческих организаций стоит выделить Американскую торговую палату в Южной Африке (American Chamber of Commerce in South Africa). Она устойчиво функционирует с 1977 г. и позиционирует себя как «коллективный голос инвестиций США в Южно-Африканской Республике»17.

17. The American Chamber of Commerce in South Africa (AmCham). URL: >>>  (accessed: 30.01.2021).
24

Экономические отношения США – ЮАР сегодня

 

В результате целенаправленной политики и вышеуказанных мер Америка является крупным торговым и инвестиционным партнёром для Южно-Африканской Республики. В ЮАР имеют свои представительства более 600 американских фирм18, а объём двусторонней торговли имеет тенденцию к увеличению: если в 2017 г. этот показатель превысил 12 млрд доллю, то уже в 2018 г. он составил около 18,9 млрд. Несмотря на то что в 2019 г. размер двусторонней торговли откатился к значениям 2017 г, за первые 8 месяцев 2020 г. этот показатель вырос до 10,44 млрд долл. Это на 20,4% выше аналогичного период прошлого года. При этом больше половины американского импорта приходится на минеральное сырьё, в частности на необработанную платину – 30%, золото – 19%, драгоценные металлы19 и изделия из них – 17%, необработанные алмазы – 2,9%, ферросплавы – 2,2%.

18. The Council on Foreign Relations // Renewing U.S.-South Africa Relations under President Ramaphosa, 2018. URL: >>> (accessed: 26.02.2021).

19. The Office of the United States Trade Representative (USTR) // South Africa. URL: >>> (accessed: 15.03.2021).
25

ЮАР – крупнейший торговый партнёр США в Африке с 2014 г. (до этого на протяжении многих лет им оставалась Нигерия). В 2019 г. она заняла 39-е место среди всех торговых партнёров США в мире. В 2020 г. ЮАР поднялась на 37-е место, а в январе 2021 г. – на 36-е о20.

20. South Africa’s total trade with the United States. URL: >>>  (accessed: 10.03.2021).
26 Ее товарооборот с Америкой более разнообразен, чем с любой другой африканской страной, и в 2019 г. составил чуть менее 13 млрд долл. (5,3 млрд – американский экспорт и 7,6 млрд – американский импорт), что ниже пика в 16,7 млрд долл. в 2011 г. Торговля услугами в 2019 г. составила почти 5,1 млрд долл. (3 млрд – американский экспорт и 2,1 млрд – американский импорт). В 2018 г. объём ПИИ США в ЮАР составил 7,6 млрд долл. и был сосредоточен на производстве (например, химических веществ и продуктов питания), профессиональных услугах и оптовой торговле. Объём ПИИ ЮАР в США составил 4,3 млрд долларов.
27 Очевидно, что по мере восстановления мировой экономики после пандемии COVID-19 потребность в минеральных ресурсах будет лишь возрастать. Попытки развитых государств избавиться от зависимости (или, по крайней мере, снизить её) их экономик от сырья путём перехода к высокотехнологичным производствам или альтернативным источникам энергии не увенчались успехом. Общая тенденция такова, что глобальный минерально-сырьевой комплекс (МСК), несмотря на снижение его доли в структуре мирового ВВП, в общей структуре занятости населения и во внешнеторговом обороте, по-прежнему остаётся одним из главных факторов, определяющих динамику роста мировой экономики и качество жизни человечества.
28

Несмотря на уменьшение спроса на МСК, вызванного ограничительными мерами государств в связи с COVID-19, уже сейчас многие эксперты прогнозируют не только восстановление потребления, но и его рост. Например, ожидается рост потребления кобальта (до 136 000 тонн), хотя и самыми медленными темпами с 2016 г. В целом, по данным консалтинговой компании «Роскилл» (Roskill), спрос на кобальт примерно удвоится к 2030 г.21 Подобные тенденции с большой долей вероятности можно прогнозировать и по другим видам минерального сырья.

21. Cobalt demand set to roughly double by 2030: Roskill, December 1, 2020. URL: >>> (accessed: 03.02.2021).
29 Одновременно возрастает угроза истощения многих видов природных ресурсов. В этой связи обеспечение доступа к ним будет одной из стратегических целей развитых экономик мира, в частности США, для обеспечения национальных интересов и гарантии национальной безопасности. При этом нужно понимать, что на международную арену выходят всё более энергично развивающиеся экономики Китая, Бразилии, Индии, а также Россия. Имеет место и явно обозначившийся тренд ускорения экономического развития Африки и Латинской Америки. Всё это в будущем существенно обострит схватку за сырьевые ресурсы.
30

Это важно учитывать, особенно в свете того, что не все американские эксперты и правительственные круги разделяют позитивное отношение относительно сотрудничества США с ЮАР, например, в рамках АГОА. Периодически звучат мнения, что Южно-Африканской Республике предоставляется слишком много преференций и неоправданно большой объём инвестиций, что наносит ущерб американским компаниям22.

22. Fabriciu P. Has the African Growth and Opportunity Act worked too well for South Africa? URL: >>> (accessed: 16.03.2021).
31 Вместе с тем представляется, что в будущем США продолжат политику на укрепление взаимоотношений с ЮАР. Поскольку она, помимо наличия богатейших запасов природный ресурсов, представляет собой емкий рынок для американской продукции, а также территорию для реализации крупных инфраструктурных проектов, в частности строительства железных дорог, портов, промышленных предприятий.
32 Применительно к интересам России, было бы полезно рассмотреть подходы и долгосрочную политику Америки на африканском направлении, поскольку объём торгово-экономического сотрудничества РФ –ЮАР не соответствует их возможному потенциалу.

Библиография

1. How SAs giant rose from Kimberley dust. // Sunday Times. March 26, 2017. URL: https://www.timeslive.co.za/sunday-times/business/2017-03-26-how-sas-giant-rose-from-kimberley-dust/ (accessed: 25.02.21).

2. Tuffnell S. The United States in Africa: A Transimperial History. URL: https://oxfordandempire.web.ox.ac.uk/article/united-states-africa-transimperial-history#_ednref (accessed: 06.02.21).

3. Hopkins S. An analysis of U.S.-South African relations in the 1980s: has engagement been constructive?, 1985. URL: https://www.law.upenn.edu/journals/jil/articles/volume7/issue1/Hopkins7J.Comp.Bus.&Cap.MarketL.89 (1985).pdf (accessed: 05.02.21).

4. Козловский Е.А. Экономический кризис, его истоки и минерально-сырьевой потенциал. Часть 2. URL: http://geomar.ru/articles/mineral-resources/371-economic-crisis-and-mineral-resource-potential.html (дата обращения 02.02.2021).

5. U.S. Reliance on Africa for Strategic Minerals, 1984. URL: https://www.globalsecurity.org/military/library/report/1984/HRA.htm (accessed: 11.03.2021).

6. Critical Minerals and U.S. Public Policy, 2019. URL: https://www.everycrsreport.com/reports/R45810.html#:~:text=The%20United%20States%20is%20100,a%20small%20amount%20of%20recycling).&text=The%20current%20goal%20of%20U.S.,%2Dbeing%2C%20and%20industrial%20production (accessed: 31.01.2021).

7. Epstein P. The U.S. Business Role in South Africa // The New York Times, 1985.

8. Mineral commodity summaries 2020, 2020. URL: https://pubs.usgs.gov/periodicals/mcs2020/mcs2020.pdf (accessed: 31.01.2021).

9. Which mineral commodities used in the United States need to be imported? // The American Geosciences Institute, 2017. URL: https://www.americangeosciences.org/critical-issues/faq/which-mineral-commodities-used-united-states-need-be-imported (accessed: 14.03.2021).

10. Review Warns Defense Industrial Base Faces «Unprecedented Set of Challenges», 2018. URL: https://www.csis.org/analysis/review-warns-defense-industrial-base-faces-unprecedented-set-challenges (accessed: 17.03.2021).

11. Assessing and Strengthening the Manufacturing and Defense Industrial Base and Supply Chain Resiliency of the United States, 2018. URL: https://media.defense.gov/2018/Oct/05/2002048904/-1/-1/1/ASSESSING-AND-STRENGTHENING-THE-MANUFACTURING-AND-DEFENSE-INDUSTRIAL-BASE-AND-SUPPLY-CHAIN-RESILIENCY.PDF (accessed: 17.03.2021).

12. A Federal Strategy to Ensure Secure and Reliable Supplies of Critical Minerals. URL: https://www.courthousenews.com/wp-content/uploads/2019/06/minerals-strategy.pdf (accessed: 15.03.2021).

13. 2020 Report Highlights the Importance of Mining Minerals for U.S. Economy and National Security, 2020. URL: https://www.usgs.gov/news/us-mine-production-increasing-estimated-value-863-billion-minerals#:~:text=“Industries%20–%20such%20as%20steel%2C,2.5%25%20increase%20over%202018 (accessed: 01.02.2021).

14. African Growth and Opportunity Act. URL: https://agoa.info/about-agoa.html (accessed: 01.03.2021).

15. Trade, Investment, and Development Cooperative Agreement (TIDCA). URL: https://ustr.gov/countries-regions/africa/regional-economic-communities-rec/southern-african-customs-union-sacu (accessed: 15.03.2021).

16. Trade and Investment Framework Agreement (TIFA). URL: https://ustr.gov/trade-agreements/trade-investment-framework-agreements (accessed: 04.03.2021).

17. The American Chamber of Commerce in South Africa (AmCham). URL: https://www.amcham.co.za (accessed: 30.01.2021).

18. The Council on Foreign Relations // Renewing U.S.-South Africa Relations under President Ramaphosa, 2018. URL: https://www.cfr.org/blog/renewing-us-south-africa-relations-under-president-ramaphosa (accessed: 26.02.2021).

19. The Office of the United States Trade Representative (USTR) // South Africa. URL: https://ustr.gov/countries-regions/africa/southern-africa/south-africa (accessed: 15.03.2021).

20. South Africa’s total trade with the United States. URL: https://www.ustradenumbers.com/country/south-africa/ (accessed: 10.03.2021).

21. Cobalt demand set to roughly double by 2030: Roskill, December 1, 2020. URL: https://www.spglobal.com/platts/en/market-insights/latest-news/metals/120120-cobalt-demand-set-to-roughly-double-by-2030-roskill (accessed: 03.02.2021).

22. Fabriciu P. Has the African Growth and Opportunity Act worked too well for South Africa? URL: https://issafrica.org/amp/iss-today/has-the-african-growth-and-opportunity-act-worked-too-well-for-south-africa (accessed: 16.03.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести