Международные оценки инвестиционного имиджа России
Международные оценки инвестиционного имиджа России
Аннотация
Код статьи
S207054760015862-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Давыдов Андрей Юрьевич 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Зарубежные прямые инвестиции продолжают оставаться важным фактором развития российской экономики. Приток инвестиций во многом зависит от инвестиционного имиджа страны. В статье рассматриваются его оценки со стороны международных рейтинговых агентств и исследовательских институтов. Предлагаются возможные направления улучшения инвестиционного имиджа России. 

Ключевые слова
иностранные прямые инвестиции, инвестиционный рейтинг, спекулятивный рейтинг, рейтинговые агентства, индекс экономической свободы, индекс восприятия коррупции
Классификатор
Получено
20.04.2021
Дата публикации
19.07.2021
Всего подписок
16
Всего просмотров
2277
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1

Введение

 

Для преодоления последствий экономического спада 2020 г. российская экономика нуждается в серьёзной структурной перестройке. Производственная база России во многих сегментах устарела, необходимо её модернизировать. Нужно менять отраслевую структуру валового внутреннего продукта РФ в пользу наукоёмких производств – эта задача постоянно ставится президентом РФ1,2. Для структурной перестройки экономики требуются колоссальные инвестиции, если сравнивать их с нынешним объёмом ВВП РФ.

1. Послание Президента Федеральному Собранию 15 января 2020г. Available at: >>> (accessed 30.03.2021).

2. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» Available at: >>> (accessed 30.03.2021).
2 В условиях санкций Запада основной приток инвестиций в российскую экономику осуществляется из внутренних источников. В то же время с каждым годом становится всё очевиднее, что России нужны прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в качестве одного из драйверов экономического роста. Экономическое развитие в современных условиях – это, прежде всего, нововведения, в том числе организационные и технологические. Прямые иностранные инвестиции, в отличие от других форм инвестиций, включают в себя не только финансовые ресурсы, но и значительный инновационный компонент. Для России особое значение приобретает не столько денежный компонент таких инвестиций, сколько связанный с ними трансферт техники, технологий, ноу-хау.
3 Необходимо отличать понятие «инвестиционный имидж» от близкого по значению понятия «инвестиционный климат». Под инвестиционным климатом понимается комплекс условий для инвестирования, включающий экономическую и политическую составляющие, в том числе ресурсы, кадры, законодательство. Эти факторы зависят от экономической политики федеральных и региональных властей.
4 Под инвестиционным имиджем понимается информационное отражение инвестиционного климата, то есть инвестиционный имидж в значительной степени определяется информацией, получаемой инвесторами, которая зачастую бывает необъективной, неполной. Информационные проблемы обусловливают необходимость анализа национального инвестиционного имиджа и работы над ним.
5

Оценка инвестиционного имиджа России рейтинговыми агентствами

 

Ухудшение политических отношений России с Западом ограничивает потенциал притока иностранных инвестиций. В настоящее время сложившийся инвестиционный имидж РФ за рубежом мало соответствует реальному экономическому состоянию и инвестиционному потенциалу России.

6 Инвестиционный имидж, с одной стороны, не может быть создан (или скорректирован) за короткий период времени, с другой стороны, затягивание этого процесса может привести к застою в экономике и обострению экономических проблем, как это имело место на некоторых развивающихся рынках.
7 При всем разнообразии мнений о роли внешнего фактора в развитии российской экономики большинство западных финансовых аналитиков, считает, что без иностранных инвестиций Россия не построит эффективную постиндустриальную экономику. Кроме того, никаких инвестиций Россия не дождётся, если не будет обеспечена их политическая и экономическая безопасность.
8 Эти утверждения можно оспорить, поскольку в последние семь лет (после присоединения Крыма) большинство российских предприятий развивается именно благодаря внутренним инвестициям. Тем не менее совершенно очевидно, что возможность привлекать западные инвестиции никогда не помешает. Таким образом, уверенность в собственных силах – не повод пренебрегать улучшением инвестиционного имиджа.
9 Представляется необходимым сформулировать ещё одну очевидную идею: расширение внутренних источников финансирования, уменьшение масштабов бегства капиталов из РФ, возвращение в страну вывезенных капиталов не менее важны, чем внешние инвестиции.
10

В качестве показателей инвестиционного имиджа, как правило, выступают суверенные кредитные рейтинги. Эти индикаторы определяются национальными и международными рейтинговыми агентствами. При этом доминируют три известных международных агентства: «Стэндарт энд Пурс» (Standard & Poor’s), «Фитч» (Fitch), «Мудис» (Moody’s Investors Service).

11 Кредитный рейтинг характеризует способность эмитента денег или ценных бумаг (государства, крупной компании, банка) выполнять свои финансовые обязательства. Финансовые аналитики обычно разделяют два понятия: инвестиционный рейтинг и спекулятивный рейтинг.
12

Инвестиционный рейтинг представляет собой «верхние» значения кредитного рейтинга. Получение инвестиционного рейтинга означает, что эмитент обладает высокой способностью выполнять свои финансовые обязательства. При этом он может быть подвержен воздействию внешних факторов в различной мере при разных значениях рейтинга, от практически полной независимости при максимальном значении до существенной чувствительности к внешним воздействиям на нижних ступенях.

13

Спекулятивный рейтинг представляет собой «нижние» значения кредитного рейтинга. Наличие спекулятивного рейтинга указывает на недостаточную способность (вплоть до полной неспособности) эмитента ценных бумаг к выполнению финансовых обязательств. То есть потенциальный инвестор сильно рискует, покупая такие бумаги. Но он может хорошо заработать, если эмитент избежит дефолта и выполнит свои обязательства.

14 Важно отметить следующие моменты. Во-первых, некоторые финансовые институты Запада (например, пенсионные фонды) не имеют права вкладывать деньги в бумаги, имеющие спекулятивный рейтинг. Во-вторых, к рейтингам не может быть абсолютного доверия: международные рейтинговые агентства не раз серьёзно ошибались. Непредвиденными оказались азиатский финансовый кризис 1997 г., экономический спад 2020 года.
15 Снижение кредитного рейтинга увеличивает возможность финансовых потерь. Из-за снижения рейтингов государства и банки вынуждены повышать проценты по займам. Кроме того, падает спрос на суверенные ценные бумаги. Для авторитетных банков уровень риска – не просто важный аргумент, по значимости он перекрывает прочие факторы.
16

Россия в настоящее время имеет инвестиционные рейтинги, хотя и не самые высокие. В 2019 г. агентство «Стэндарт энд Пурс» повысило суверенный рейтинг РФ по обязательствам в национальной валюте до уровня ВВВ+, по обязательствам в иностранной валюте до уровня ВВВ со стабильным прогнозом3. В январе 2021 г. агентство подтвердило эти рейтинги.

3. S&P Global Ratings Available at: >>> (accessed 30.03.2021).
17

Агентство «Мудис» в 2019 г. повысило суверенный рейтинг РФ с уровня Ва1 до уровня Ваа34 – это нижняя ступень инвестиционного рейтинга. Агентство «Фитч» в 2021 г. подтвердило рейтинг России на уровне ВВВ – это также инвестиционный рейтинг5.

4. Кредитные рейтинги Российской Федерации. Available at: >>> (accessed 30.03.2021).

5. Affirmed Russia a BBB; positive outlook. Available at: >>> (accessed 30.03.2021).
18 Повышение и подтверждение рейтингов РФ на инвестиционном уровне способствовало оживлению национального фондового рынка – индекс Московской межбанковской валютной биржи в июне 2021 г. перешагнул отметку в 3860 пунктов.
19 Отметим, что инвестиционный рейтинг агентства «Мудис» Россия имела в 1996 г., при этом оценивалась не только страна в целом, но и крупнейшие зарегистрированные в ней эмитенты.
20 Достойное место России среди привлекательных для инвестиций стран явилось результатом высокого уровня доходности капиталовложений. Также благоприятным рейтинговым фактором для Российской Федерации является удовлетворительная ситуация в сфере государственных финансов.
21

Как правило, рейтинговые агентства указывают и на недостатки инвестиционного климата. Например, агентство «Фитч» акцентируется на таких факторах, как зависимость от цен энергоносителей, слабость банковского сектора, невысокое качество корпоративного управления и недостаточно благоприятный деловой климат6.

6. Ibidem.
22 Проблема привлечения инвестиций из внешних источников неотделима от другой проблемы – вывоза капиталов из страны. Инвестиционный имидж – это характеристика привлекательности страны для вложений из внешних источников и, почти в такой же степени, стремления национального капитала остаться в стране или покинуть её. Соответственно и кредитный рейтинг в той же мере, в какой он даёт представление о целесообразности инвестирования, показывает уровень потенциального вывоза капитала.
23

Вывоз капитала из России в 2000-е годы достигал заметных объёмов, лишь в 2002–2003 гг. он сократился до 10 млрд долл. в год. В 2008 и 2014 гг. на фоне экономических спадов вывоз капитала составлял 130–150 млрд долл. ежегодно. В январе – октябре 2020 г. отток капиталов из РФ, по данным Банка России, составил 47,8 млрд долларов7.

7. Банк России. Доклад о денежно-кредитной политике. Февраль 2021. Available at: >>>  (accessed 30.03.2021).
24 Чтобы вернуть вывезенный капитал в российскую экономику и предотвратить его дальнейшее бегство, государство должно способствовать созданию факторов притяжения капитала. Куда вкладывать деньги – бизнес должен искать сам, что не исключает участия государства в формировании ориентиров развития. Точное соответствие такому подходу может быть обеспечено только в хорошо отлаженной экономике, при чётко работающей судебной системе на базе непротиворечивого и эффективного законодательства.
25 Отметим очень важный аспект, касающийся наукоёмких отраслей и инновационного бизнеса, с развитием которых связывается переход российской экономики в постиндустриальную стадию. Для этих отраслей дело не сводится только к финансовому аспекту – требуются специалисты и перспективные кадры. Если технологичный бизнес не чувствует уверенности в этом аспекте, он не будет искать денег для своего развития в таких условиях, и все налоговые и финансовые усилия государства пойдут насмарку.
26 Сегодня соответствующие требованиям технологичных отраслей кадры создаются там, где хорошо работает система образования. Образование зависит от вложений в человеческий капитал и в инфраструктуру, а значительная часть этих вложений осуществляется государством. Отсюда следует простой вывод: если государство хочет развивать наукоёмкие технологии, оно должно тратиться не на поддержку олигархических структур, банков, отраслей, а прежде всего на финансирование вложений в человеческий капитал, в экономику знаний и инфраструктуру знаний, создавать условия, при которых бизнес будет заинтересован производить такие вложения.
27 Между тем в России имеет место очевидное недофинансирование науки, образования, здравоохранения, а вложения в человеческий капитал не обсуждаются вовсе.
28

Оценка инвестиционного имиджа России на основе индексов международныхи исследовательских институтов

 

Помимо известных рейтингов профессиональных агентств, в последнее десятилетие появились многочисленные индексы, рассчитываемые международными и частными исследовательскими институтами. В условиях конкуренции институциональных инвесторов анализ сфер приложения капиталов становится фундаментальным, а инструменты анализа – многочисленными.

29 Индексы международных и частных исследовательских институтов характеризуют развитие различных аспектов демократии, прав человека, государственного управления, рыночной инфраструктуры, условий ведения бизнеса. В большинстве случаев индексы инвестиционной привлекательности представляют собой рейтинги, отражающие положение стран относительно друг друга. Индексы формируются путём агрегирования показателей, получаемых на основе статистических и экспертных оценок.
30 Все изобилие международных рейтингов можно разделить на две группы.
31

Первая группа охватывает вопросы экономического характера, такие как инвестиционная привлекательность, условия функционирования бизнеса. Такие индексы составляются научно-исследовательскими институтами и фондами, а также консалтинговыми фирмами. Эта группа индексов вызывает большой интерес потенциальных иностранных инвесторов. С их оценками можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя не учитывать, что они общеизвестны, доступны инвесторам и именно с учётом агрегированных экономических индексов формируется инвестиционный имидж страны за рубежом.

32

Вторая группа индексов касается вопросов развития демократических свобод и гражданского общества. Эти индексы разрабатываются европейскими и американскими некоммерческими фондами и институтами. Они представляют наибольший интерес для специалистов в области политологии и международных отношений и в меньшей степени интересны институциональным инвесторам.

33

По мнению автора, наибольшую известность в первой группе индексов завоевал Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom, IEF), рассчитываемый американским исследовательским центром Фонд «Наследие» (Heritage Foundation) и издательской группой «Уол-стрит джорнэл» (Wall Street Journal).

34

При подсчёте Индекса экономической свободы учитываются 12 групп показателей8:

  • соблюдение прав собственности;
  • прозрачность принятия решений государством;
  • эффективность юридической системы;
  • степень государственного регулирования бизнеса;
  • свобода трудовых отношений;
  • денежная политика;
  • расходы государственного бюджета;
  • налоговая нагрузка на экономику;
  • эффективность фискальной системы;
  • степень открытости внешней торговли;
  • открытость для инвестиций;
  • свобода движения капиталов.
8. Russia Economy. Available at: >>> (accessed 30.03.2021).
35 Абсолютный уровень индекса экономической свободы для каждой страны определяется количеством барьеров для бизнеса, расставленных правительством, он измеряется по 100-балльной шкале. Интересно отметить, что США в 2020 г. занимали лишь 20-е место среди 178 стран, для которых рассчитывается этот показатель, а лидерами являются Сингапур, Новая Зеландия, Австралия.
36 Экономически свободные страны, по мнению разработчиков Индекса экономической свободы, достигают наивысшего уровня «качества жизни» населения. У лидеров «экономической свободы» среднедушевые доходы в 2020 г. превысили 30 тыс. долл. У «менее свободных стран» среднедушевые доходы были намного ниже.
37 По мнению разработчиков Индекса экономической свободы, для того, чтобы государство стало высокоразвитым, необходимы мир, низкие налоги и терпимая система правосудия. Всё остальное приходит естественным путём. Все правительства, которые мешают естественному развитию, являются ненормальными и, чтобы выжить, вынуждены прибегать к подавлению и тирании.
38 По мнению разработчиков индекса, страны, в которых существуют экономические свободы, не только ощущают их экономические последствия, такие как устойчивый экономический рост, но также способны предотвращать экономические кризисы. Развитие некоторых стран Латинской Америки, а также некоторых азиатских стран является примером того, что недостаток экономических свобод сдерживает экономический рост и усугубляет экономические кризисы.
39 В 2020 г. Россия заняла 92-е место по уровню экономической свободы в списке из 178 стран мира. Китай занимает 107-е место. Динамика Индекса экономической свободы для России показывает заметную тенденцию к улучшению – в 2008 г. наша страна занимала 134-е место.
40 Лучше всего состояние экономической свободы в Российской Федерации, по мнению аналитиков «Наследия», оценивается в области налоговой нагрузки на экономику, открытости внешней торговли и свободы ведения бизнеса. Основные ограничения экономических свобод, по мнению создателей Индекса, лежат в области недостаточной открытости для инвестиций и ограниченной свободы движения капиталов.
41 Не со всеми выводами разработчиков Индекса можно согласиться. Высокие рейтинги экономической свободы Эстонии и Грузии не сопровождаются притоком иностранных инвестиций в эти государства. Вместе с тем Российская Федерация совершенствует своё экономическое законодательство и стремится к открытости национальной экономики.
42

Всемирный экономический форум (World Economic Forum) рассчитывает Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index). Этот показатель отражает возможность достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Индекс оценивает такие параметры роста, как базовые ресурсные факторы (институциональная и материальная инфраструктура, макроэкономическая стабильность); факторы эффективности (эффективность рынков труда, товаров и капиталов, технологический уровень, масштабы внутреннего рынка); инновационные факторы.

43

В 2020 г. эксперты Всемирного экономического форума оценили долгосрочную конкурентоспособность России на уровне 66 баллов из 100 возможных. Соответственно, в рейтинге конкурентоспособности Россия заняла 43-е место из 140 стран9. Перспективы экономического роста России создатели индекса связывают с факторами, лежащими в сфере повышения эффективности, в то время как инновационный фактор в настоящее время сдерживает экономический рост.

9. World Economic Forum Report 2020. Available at: >>> (accessed 30.03.2021).
44

На фоне усиления борьбы с коррупцией заслуживает внимания такой показатель, как Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index), рассчитываемый известной международной некоммерческой организацией «Трансперенси интернешнл» (Transparency International). Для расчёта индекса агрегируются данные опросов как национальных экспертов, так и представителей зарубежного бизнеса и международных экономических организаций.

45

В опросах оценивается распространённость и масштабы коррупции в среде чиновников, политиков, государственных служащих. В 2020 г. индекс был рассчитан для 180 стран, Россия заняла 129-е место10.

10. Corruption Perception Index. Available at: >>> (accessed 30.03.2021).
46

Среди множества индексов, отражающих инвестиционный имидж России, целесообразно упомянуть также Индекс бизнес-среды (Index Doing Business), рассчитываемый Всемирным банком. В рейтинге Всемирного банка, характеризующем удобство ведения бизнеса в стране, Россия оказалась на 28-м месте из 190 стран11.

11. The World Bank. Doing Business. Available at: >>> (accessed 30.03.2021).
47

Из индексов, отражающих развитие демократии, целесообразно упомянуть Индекс свободы мировой прессы (World Press Freedom Index), рассчитываемый американской неправительственной организацией «Фридом Хаус» (Freedom House). Показатель характеризует условия работы средств массовой информации: правовое поле; политический климат (доступ к информации, безопасность журналистов); экономическую независимость СМИ (вопросы собственности, издержек, субсидирования).

48

В 2020 г. Индекс свободы прессы рассчитывался для 180 стран, из которых Россия заняла 149-е место12. В России хуже всего оценивался политический климат, несколько лучше – правовое поле. Этот показатель ухудшился по сравнению с серединой 1990-х годов.

12. 2020 World Press Freedom Index. Available at: >>> (accessed 30.03.2021).
49

Негативные факторы инвестиционного имиджа России

 

Существует ряд факторов риска, препятствующих инвестициям в российскую экономику. Эти факторы можно сгруппировать в несколько модулей. 1) Политические и экономические условия. 2) Законодательная система. 3) Государственное регулирование. 4) Коррупция. 5) Судебная система. 6) Банковская система. Рассмотрим влияние этих факторов.

50
  1. Политические и общеэкономические факторы
51 Эти факторы обусловлены страхом перед восстановлением в России тоталитарного режима или частичным возвратом советских порядков. Подобные опасения принимают конкретную форму, когда дело касается таких угроз, как национализация со ссылками на нарушения законов при приватизации. Очевидно, что в большинстве случаев юридически обосновать неправомерность решений, принимавшихся в 1992–1996 годах, вряд ли возможно.
52 Особенностью современной макроэкономической ситуации в России является отсутствие экономического роста. Сопоставление 2000–2001 гг. и 2020 г. по ряду экономических параметров оказывается не в пользу последнего. Фоном, существенным для формирования имиджа страны, является непрозрачность принятия экономических и политических решений в РФ.
53 Радикальный способ снять сомнения такого рода состоит в улучшении экономической ситуации. Противопоставить этим сомнениям можно также аргументы, интерпретирующие информацию о реальном положении дел в РФ. База для такой работы имеется, поскольку на Западе распространено мнение о том, что политическая ситуация в России стабильна. Однако факт существования такого мнения почти не используется. Эту задачу должны решать посольства РФ за рубежом, но, похоже, она перед ними даже не поставлена.
54 Не развиты связи с компаниями, работающими на развитие и продвижение клиентов (development, promotion). На практике такие компании содействуют улучшению инвестиционного имиджа страны.
55
  1. Законодательная система
56 Неопределённость правового поля, противоречивость конкретных законов, незавершённость законодательства в целом – причина многих обстоятельств, препятствующих решениям об инвестировании в российскую экономику. Существует мнение, что российское законодательство меняется в благоприятную сторону для бизнеса. Но фактор неопределённости, воспринимаемый как причина возможных рисков, оказывается сильнее доводов об улучшении ситуации.
57 На самом деле законодательно определяемые условия деятельности бизнеса не улучшаются: модификация имеющихся законов проводится бессистемно, противоречия не устраняются.
58 В дискуссиях по проблеме улучшения инвестиционного имиджа России постоянно слышны жалобы на то, что недостаточно отрегулированы права инвесторов, связанные с защитой инвестиций и вывозом прибыли. При этом, как правило, опасения политических перемен маскируются под недовольство действующим законодательством.
59 Что касается вывоза прибыли, этот вопрос всегда будет предметом разногласий государства и инвесторов из-за противоречий в интересах: государство хочет инвестиций без вывоза прибыли, инвесторы – вывоза прибыли без прямых инвестиций. Конкретные решения могут быть найдены с учетом конъюнктурных факторов. Однако здесь должны присутствовать и долгосрочные гарантии государства.
60
  1. Государственное регулирование
61 По общему признанию, система государственного управления в России работает недостаточно эффективно. Дело не только в том, что для решения любого вопроса требуется рекордное количество согласований. Даже если (в гипотетическом случае) отсутствует коррупционное давление на заявителя, рассмотрение вопроса требует такого времени, что сообщения о прецедентах отбивают охоту к прямым инвестициям в РФ. Стандартная ситуация – распри между ведомствами, это всегда производит негативное впечатление на «внешних» наблюдателей. Обычная причина распрей – противоречия между ведомственными интересами, обостряемые нечёткостью и неполнотой законодательства. Давление чиновничества по политическим мотивам – весьма распространённое явление, что же касается коррупции, то, возможно, она является самым сильным негативным фактором для большинства потенциальных внутренних и внешних инвесторов.
62
  1. Коррупция и теневая экономика
63 Процветание взяточничества и отсутствие возможностей легально ему противостоять создают среду, при которой официальные данные об условиях экономической деятельности радикально отличаются от реальных. Поборы чиновников, содержание полицейских «крыш» составляют суммы, превышающие официальные налоги. По теневым каналам предприниматели нередко платят больше, чем пришлось бы платить официально. Но, во-первых, от давления коррупции не освобождает самая строгая налоговая дисциплина, и подчас именно это (а не уровень налогов) заставляет предпринимателя оставаться «в тени», во-вторых, «выход из тени» может повлечь серьёзные силовые действия со стороны тех, кто не собирается её покидать. Криминальная среда вокруг бизнеса заставляет многие фирмы содержать такую службу безопасности, что затраты на неё превосходят все мыслимые в цивилизованном бизнесе пределы. Следует отметить, что значимость коррупции и теневой экономики различна для, во-первых, отечественных мелких и средних предпринимателей, во-вторых, крупного отечественного бизнеса и, в-третьих, для иностранных инвесторов. Для первых значение этого фактора во многих случаях – критическое, дополнительные коррупционные издержки оказываются непосильными.
64 Для крупного бизнеса коррупция играет принципиально другую роль: позволяет получать возможности для недобросовестной конкуренции (в том числе и с иностранным бизнесом), совершать незаконные сделки. То есть затраты на взятки окупаются, что же касается криминала, то крупный бизнес успешно ему противостоит. Чиновникам и криминалу иностранные инвесторы обычно внушают такой страх, что с ними предпочитают не связываться. Однако «фон», создаваемый непрерывными разговорами о коррупции и криминальной стороне занятий бизнесом в России, неблагоприятно сказывается на инвестиционном имидже страны.
65
  1. Судебная система
66 По общему признанию, судебная и арбитражная система в России работает недостаточно эффективно. Суды могли бы сгладить негативные эффекты от несовершенства законодательства, плохой работы исполнительной власти. Однако некомпетентность и продажность судов не только не ослабляют, но усиливают эти эффекты. Судебная реформа многие годы остаётся темой для дискуссий, однако действенных мер по улучшению ситуации не принимается. Это способствует росту коррупции в судах, усиливает у предпринимателей (и граждан) ощущение беззащитности. Среди всех факторов, обусловливающих неблагоприятный инвестиционный имидж России, судебный надо оценить как самый долговременный. Без радикальной судебной реформы невозможно победить коррупцию и теневые структуры, обеспечить нормальные условия работы для бизнеса со стороны исполнительной власти, да и совершенствование законодательства в немалой степени теряет смысл, если судебная система не в состоянии разрешать споры.
67
  1. Банковская система
68 Роль банковской системы в инвестиционном процессе в России очень мала. Этот фактор значим для мелкого и среднего бизнеса, представители которого часто не имеют других способов финансировать инвестиции, кроме банковского кредита. Такое положение не изменится без осуществления банковской реформы, которая, подобно судебной реформе, всё ещё не обрела убедительных очертаний.
69 Улучшить инвестиционный имидж России в этом сегменте могло бы снятие ограничений на работу иностранных банков в России. Именно конкуренция со стороны иностранного банковского капитала на российской территории могла бы стать важным фактором, под знаком которого будет проходить новый этап развития банковского сектора России. Итоги конкурентной борьбы между российскими и зарубежными банками обозначат, по какому пути пойдёт в долгосрочной перспективе развитие российского банковского сектора. Станут ли крупные российские банки серьёзными самостоятельными игроком на международных финансовых рынках, превратятся ли они в транснациональные банки или трансформируются в филиалы современных западных транснациональных банков?
70 Безусловно, современная российская банковская система нуждается в иностранном капитале, опыте, технологиях. Тем не менее, вопрос о сроках и методах открытия российского рынка финансовых услуг представляется очень непростым, что связано с низкой конкурентоспособностью российских банков перед экспансией иностранного банковского капитала. Несмотря на дискуссионность вопроса, необходимо признать, что иностранные банки могут внедрить на российском рынке технологии и услуги, которые до их прихода слабо представлены на рынке или не представлены вовсе.
71 Ещё одним аргументом в пользу необходимости расширения конкуренции между российскими и иностранными банками служит тот факт, что последние стимулируют в российских банках улучшение качества услуг и снижение их стоимости.
72 Однако после пересечения некой грани улучшение качества банковских услуг и снижение их стоимости может сопровождаться потерей национального контроля над банковской системой России, а также возможным выводом денежных потоков из России на международные финансовые рынки.
73 Проблема улучшения инвестиционного имиджа России имеет системный характер, трудно назвать область политической, экономической, социальной жизни, который не имел бы к ней отношения. Но системная проблема требует для своего решения разработки программы, элементы которой должны быть скоординированы, а выполнение должно контролироваться. Можно, конечно, положиться на естественный ход событий в надежде, что постепенно всё само собой образуется. Но такая «стратегия» вряд ли допустима для России, потери которой в экономической сфере становятся фактором социальной неустойчивости.
74 Заслуживает внимания анализ государственной политики по улучшению инвестиционного имиджа, проводимой зарубежными странами.
75

Китай не является лидером инвестиционных рейтингов. Тем не менее, на фоне повышения влияния страны в мировой экономике проблема формирования благоприятного имиджа выходит на первый план. В КНР нет специальной программы по улучшению имиджа. Вместе с тем подходы к разработке такой программы обсуждаются руководством страны, в исследовательских и деловых кругах. Во взаимосвязи с темой улучшения инвестиционного имиджа рассматриваются и вопросы продвижения национальных торговых марок.

76 На сегодняшний день в Китае существуют общие подходы руководства к разработке концепции образа страны. В числе основополагающих идей можно выделить укрепление представлений об общности интересов Китая и остального мира, о безусловной надёжности страны как делового и политического партнёра, повышение доверия со стороны международного сообщества и снижение имиджа агрессивного и высокопродуктивного государства, переход к инновационному развитию. На сегодняшний день весомый вклад в продвижение имиджа Китая, пожалуй, вносит только культура, представленная в связи с древней историей государства.
77

Выдвинутой на Западе концепции «китайской угрозы» (China Threat) Китаем была противопоставлена идея «мирного подъёма Китая». Впоследствии её заменил оборот «мирное развитие», позже руководством Китая была выдвинута идея «гармоничного мира». В последние годы политическая риторика китайского руководства на международной арене направлена на разъяснение миролюбивого курса правительства КНР.

78 Основным лейтмотивом проходит идея о том, что Китай неизменно привержен пути мирного развития и прилагает огромные усилия для осуществления гармоничного и стабильного развития в условиях открытости и сотрудничества. В настоящее время тезис о «пути мирного развития» Китая становится стержневым элементом, вокруг которого строится логика выступлений и докладов высших руководителей страны на международных и национальных форумах. Меры по повышению авторитета Китая предпринимаются на государственном уровне с использованием различных форматов и «площадок» международного и регионального взаимодействия – участие в АТЭС, ШОС, проведение форумов китайско-африканского сотрудничества, переговоры о создании зон свободной торговли Китай – АСЕАН, Китай – Новая Зеландия, Китай – Чили, Китай –Австралия.
79

Разработка мероприятий по продвижению китайских торговых марок на мировом, региональном и национальном рынках в настоящее время ведётся как в рамках корпоративных стратегий компаний, так и при поддержке государственных органов в форме целевых разовых акций. По мнению специалистов, парадокс ситуации заключается в том, что, несмотря на превращение в условиях глобализации ряда компаний в мировых лидеров, их торговые марки малоизвестны13.

13. Парканский А.Б. Мифы и реалии американо-китайских экономических отношений // США Канада: экономика, политика, культура, 2015, № 3, с. 19–35.
80

Ирландия, в отличие от Китая, является одним из лидеров инвестиционных рейтингов. Она добилась успехов благодаря активной политике, направленной на развитие конкретных отраслей промышленности. В настоящее время более двух третей промышленной продукции производится иностранными фирмами, а иностранные инвестиции позволили добиться высоких темпов экономического роста. Ирландское агентство по развитию начало искать инвесторов ещё в 1960-х годах, когда требовалось заполнить пробелы в промышленной структуре экономики. Тогда акцент делался на высокотехнологичные, ориентированные на экспорт фирмы.

81 Фискальные стимулы, такие как низкие ставки налога на прибыль и субсидии экспортёрам, дополнялись государственной политикой в области образования. Эти меры позволили привлечь значительный объём инвестиций.
82

В Ирландии есть государственное ведомство, которое занимается привлечением инвестиций – это Агентство по индустриальному развитию Ирландии (Industrial Development Agency of Ireland). Оно лоббирует политику, которая помогает привлекать иностранные инвестиции и информирует зарубежных инвесторов об экономической ситуации в стране. Особые усилия прилагаются для привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, где инвесторам предлагаются выгодные налоговые условия. Агентство ведёт переговоры с крупными корпорациями, такими как «Майкрософт» (Microsoft). Агентство оказывает помощь отсталым в экономическом плане районам страны путём предоставления специальных льгот для инвесторов.

83

Заключение

 

Конкретные направления, в которых необходимы изменения с целью обеспечения в России благоприятного инвестиционного имиджа, очевидны. Выводы сводятся к следующему.

84 1. Улучшение инвестиционного имиджа и обеспечение экономического процветания – это единая проблема, одно невозможно без другого. Внешние инвестиции направляются только в такую экономику, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к развитию, поэтому наивно ожидать притока внешних инвестиций как предварительного условия экономического роста.
85 2. Задача «поворота» образующегося в стране капитала от вывоза к инвестициям внутри страны должна рассматриваться как первоочередная, поскольку условия её решения проще иных аспектов проблемы улучшения инвестиционного климата. Важный этап – возврат в страну преобладающей части вывезенного из неё капитала. Только после того как возвратный поток будет стабильным, можно надеяться на приход в страну значимых прямых инвестиций из-за рубежа на приемлемых условиях.
86 3. Ключевое значение для переориентации российского капитала на инвестирование в России имеет совместная работа государства и бизнеса. Речь идёт о согласовании интересов государства как представителя всего населения и интересов бизнеса. Эти интересы далеко не противоположны даже в краткосрочном аспекте, в долгосрочном плане они близки и потому согласуемы. В последние годы крупный бизнес активно занимается стратегическим планированием, и это заставляет смотреть на государство как на партнёра.
87 4. Совместная работа государства и бизнеса должна обрести регулярный характер. Эта работа должна быть направлена на совершенствование правовой системы, борьбу с коррупцией, вложения в инфраструктуру и человеческий капитал, а также на решение других вопросов, существенных для инвестиционного имиджа России.
88 5. Крупный бизнес осознаёт необходимость такой совместной работы. Хотя по качеству управления российскому бизнесу далеко до лучших западных компаний, он должен быть ближе чем государственная власть к пониманию обсуждаемой проблематики, хотя бы потому, что сосредоточил в своём менеджменте наиболее квалифицированные и умелые кадры.
89 6. Инициатива по совместной деятельности бизнеса и государственной власти по решению проблем улучшения инвестиционного климата в России, по-видимому, должна исходить от бизнеса. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торговая палата могли бы выступить с этой инициативой, предложив своё понимание проблем.

Библиография

1. Послание Президента Федеральному Собранию 15 января 2020г. Available at: https://www.kremlin.ru/events/president/news/65582 (accessed 30.03.2021).

2. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» Available at: https://www. kremlin.ru/events/president/news/57425/(accessed 30.03.2021).

3. S&P Global Ratings Available at: https://www.standardandpoors.com/en_US/web/guest/ratings/entity/-/org-details/sectorCode/SOV/entityId/308102 (accessed 30.03.2021).

4. Кредитные рейтинги Российской Федерации. Available at: minfin.gov.ru/ru/performance/IRO/ratings/ (accessed 30.03.2021).

5. Affirmed Russia a BBB; positive outlook. Available at: https://www.fitchratings.com/site/Russia/ (accessed 30.03.2021).

6. Ibidem.

7. Банк России. Доклад о денежно-кредитной политике. Февраль 2021. Available at: cbr.ru/collections/file/32026/2021_01_ddcp.pdf (accessed 30.03.2021).

8. Russia Economy. Available at: https://www.heritage.org/index/country/Russia/ (accessed 30.03.2021).

9. World Economic Forum Report 2020. Available at: https://www.reports.weforum.org/global-com-report-2020/comp-ranking/ (accessed 30.03.2021).

10. Corruption Perception Index. Available at: https://www.transparency.org/en/cpi/2020/index/nzl/ (accessed 30.03.2021).

11. The World Bank. Doing Business. Available at: https://www.doingbusiness.org/en/rankings/ (accessed 30.03.2021).

12. 2020 World Press Freedom Index. Available at: https://www.rsf.org/en/ranking?# (accessed 30.03.2021).

13. Парканский А.Б. Мифы и реалии американо-китайских экономических отношений // США  Канада: экономика, политика, культура, 2015, № 3, с. 19–35.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести