Russian-Canadian relations: "pro et contra" the restoration of dialogue
Table of contents
Share
Metrics
Russian-Canadian relations: "pro et contra" the restoration of dialogue
Annotation
PII
S207054760014728-7-1
DOI
10.18254/S207054760014728-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Evgenia Issraelyan 
Occupation: Leading researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article is devoted to the study of Canada's current policy towards Russia. The starting point is the 2019 elections and the year 2020, the first since the minority government led by Justin Trudeau came to power. The following questions are considered: how strong is the mutual rejection between Canada and Russia, how far has the confrontation at the interstate level gone, and what is the domestic political context of this policy-making. And are there grounds to take the first steps towards each other, trying to prevent the final rupture of the already very "sagging" dialogue? This paper continues the topic raised by Canadian experts Gilles Breton and Piotr Dutkiewicz in their article "An Action brief for Canadian-Russian relations" published in the Russian journal "Russia in Global Affairs".

Keywords
Canadian foreign policy, Russian-Canadian relations, Justin Trudeau government, Arctic, Gilles Breton, Piotr Dutkiewicz
Received
02.03.2021
Date of publication
27.04.2021
Number of purchasers
3
Views
46
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Непосредственным поводом к написанию данной работы послужила статья под броским названием «Канадско-российские отношения: план действий», вышедшая в авторитетном российском журнале «Россия в глобальной политике»1. Кроме того, текст был размещён в виде открытого письма на сайте Центра руководства и государственного управления Карлтонского университета (Оттава)2. Авторы статьи, ведущие канадские специалисты по российской проблематике, Жиль Бретон и Пётр Дуткевич предлагают начать пересмотр отношений между двумя странами. Стоит отметить, что такая публикация канадских экспертов в российском издании – случай неординарный, если не сказать беспрецедентный, тем более что двусторонние связи сейчас находятся на очень низком уровне развития. Представляется, что рекомендации авторов заслуживают внимания как экспертов, так и практиков, ищущих пути хотя бы частичного возобновления прерванного диалога между Россией и Западом3.

1. Ж. Бретон, П. Дуткевич. Канадско-российские отношения: план действий // Россия в глобальной политике. 5.11.2020. URL: >>> (accessed 2.02.2021).

2. Open Letter: An Action Brief for Canadian – Russian Bilateral Relations. Centre for Governance and Public Management. November 5, 2020. URL: >>> (accessed 03.12.2020).

3. См. также: Комкова Е.Г. Отношения с Россией в канадском академическом дискурсе. США & Канада: экономика, политика, культура, 2021, №4, с.114-124. DOI: 10.31857/S268667300014342-6
2

Мнение экспертов: пора начать переходить от конфронтации к переговорам

 

Расскажем немного подробнее об авторах статьи. Профессор политологии Петр Дуткевич и бывший дипломат Жиль Бретон прекрасно владеют заявленной тематикой, много лет проработали в СССР/России, доброжелательно относятся к нашей стране и интересуются её культурой и научными достижениями. П. Дуткевич (Piotr Dutkiewicz) возглавляет Центр руководства и государственного управления Карлтонского университета. Является автором и/или редактором более 16 монографий и других научных публикаций, многие из которых посвящены развитию современной России. Член Международного дискуссионного клуба «Валдай», объединяющего всемирно признанных экспертов по России, был руководителем и участником российско-канадских проектов. Имеет почётные награды российских вузов, а в 2009 г. награждён президентом Д. Медведевым орденом Дружбы «за большой вклад в развитие и укрепление российско-канадских отношений».

3

Не менее известен и другой автор этой значимой статьи – Ж. Бретон (Gilles Breton). Он трижды служил в посольстве Канады в Москве, занимая различные должности, в том числе пост министра-советника и заместителя главы миссии (2008–2012 гг.). В настоящее время Ж. Бретон – председатель совета директоров Канадской деловой ассоциации в России и Евразии (The Canada Eurasia Russia Business Association, CERBA). Это очень влиятельная некоммерческая организация, созданная в 2004 г., которая занимается развитием торговых и инвестиционных связей между Канадой, Россией и странами Евразии.

4 Главная идея статьи заключается в том, что переход к диалогу от конфронтации, характерной для российско-канадского вектора после украинского кризиса 2014 г., отвечает национальным интересам обеих стран. Решение современных глобальных проблем как никогда прежде требует скоординированных международных усилий, в том числе взаимодействия между Россией и Канадой. Дуткевич и Бретон предлагают избавиться от иллюзий о том, что Россию можно переделать. Нужно попытаться выстроить с ней отношения, заведомо соглашаясь на определённое несовпадение методов и целей её политики с подходами западных стран.
5

Эксперты признали, что рестрикции Запада против России не принесли желаемых результатов. Политика России на украинском направлении осталась неизменной. А Канада при этом упустила возможности закрепиться на российском рынке и «выпала» из состава влиятельных международных игроков. Отчасти так произошло из-за чрезмерной ориентированности Оттавы на интересы украинской диаспоры в Канаде. И хотя Россия не относится к крупным торговым и инвестиционным партнёрам Канады, в некоторых сферах канадцы имеют явные конкурентные преимущества перед другими импортёрами (в области профессиональных услуг, экологических технологий, применяемых в условиях холодного климата, медицинского оборудования). По мнению П. Дуткевича и Ж. Бретона, надо вновь открыть Россию для канадского экспорта4.

4. Open Letter: An Action Brief for Canadian – Russian Bilateral Relations. Centre for Governance and Public Management. November 5, 2020. URL: >>> (accessed 03.12.2020).
6 Авторы предлагают разработанную программу реанимации политического диалога. Среди перспективных областей взаимодействия названы: борьба с терроризмом, обеспечение кибербезопасности, арктическая и климатическая повестки дня, региональные конфликты (Ближний Восток, Афганистан), здравоохранение. Переходя к практическим шагам по перезапуску диалога, эксперты рекомендуют Оттаве послать сигнал о готовности к действиям, а затем перейти к выполнению тщательно продуманного плана. Он предусматривает разные уровни контактов: официальный (с участием высокопоставленных чиновников, но пока ещё не министров) и неформальный, использующий разнообразные площадки (профессиональные конференции, совместные проекты неправительственных организаций, онлайн-мероприятия и даже любительские хоккейные матчи на полях крупных мероприятий).
7

Всячески приветствуя инициативу канадских специалистов о возобновлении российско-канадских связей, позволю себе два комментария. Первый касается вопроса о санкционной политике. П. Дуткевич и Ж. Бретон предупреждают, что снятие санкций не стоит в повестке дня двусторонних переговоров и дискуссий. Вопрос о позиции России по украинскому вопросу и введённых в связи с этим антироссийских санкциях является узловым в конфликте между Западом и Россией. Напомним, что в настоящее время в канадский «чёрный» список включены более 435 российских граждан и компаний5. Среди них законодатели и чиновники высшего уровня (например, председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко), бизнесмены, представители СМИ, крупнейшие банки (Внешэкономбанк, Сбербанк, Газпромбанк). Российский санкционный лист тоже достаточно репрезентативен: в него входят канадские продовольственные компании, производители рыбы и морепродуктов, парламентарии и авторитетные политики, и, что заслуживает особого упоминания, ключевой министр кабинета Христя Фриланд. С августа 2020 г. Фриланд совмещает пост заместителя премьер-министра и министра финансов, в момент включения в перечень была министром иностранных дел страны. При такой расстановке сил нормализация отношений представляется маловероятной. Думается, что начинать прощупывать почву и очень осторожно обсуждать вопрос о частичном ослаблении рестрикций можно и на начальных стадиях переговоров. Тем более что опыт снятия или смягчения ограничений в международной практике уже давно существует.

5. Canada imposes new sanctions on individuals involved in illegitimate elections in Crimea. Global Affairs Canada. News release. January 29, 2020. URL: >>> (accessed 14.11.2020).
8 Второй комментарий относится к предложению П. Дуткевича и Ж. Бретона об использовании различных площадок для установления контактов. В числе возможных участников совместных мероприятий указаны некоммерческие/неправительственные организации (НКО/НПО). Стоит отметить, что НКО неоднократно доказывали значение своей деятельности, находя развязки и сценарии выходов из сложных международных и внутриполитических конфликтов. Иными словами, общественный сектор нередко «выручал» дипломатов и представителей власти, когда они не могли добиться желаемого результата. Можно только поддержать мнение Дуткевича и Бретона о том, что в условиях резкого ухудшения российско-канадских отношений дипломатия «второй дорожки» может оказаться эффективным каналом для снижения градуса напряжённости и выявления возможных сфер кооперации.
9 К тому же российские и канадские НКО имеют многолетний опыт успешного сотрудничества. Например, в конце 1990-х – первой декаде 2000-х годов совместными усилиями канадских и российских организаций были проведены значимые проекты в области гендерной проблематики и гражданских инициатив.
10 Вместе с тем, планируя будущую деятельность по возобновлению диалога, следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. Очень существенным препятствием для развития сотрудничества российских НКО с зарубежными общественными организациями стало принятие в 2012 г. российского закона об НПО как иностранных агентах. Затем были одобрены другие законодательные акты и поправки, касающиеся этой темы. В результате многие российские НПО, сотрудничавшие с зарубежными организациями, свернули свою деятельность или переориентировали её. А потому ожидания от российско-канадского взаимодействия на уровне НПО не должны быть завышенными.
11

Статья П. Дуткевича и Ж. Бретона вызвала резонанс в академических и общественных кругах Канады. Особенно энергично против идеи пересмотра двусторонних отношений выступил Маркус Колга (Marcus Kolga), журналист, старший научный сотрудник аналитического центра «Институт Макдональда-Лорье» в Оттаве. Колга, известный своими антироссийскими взглядами, не видит причин для перезагрузки на российско-канадском направлении. Под огонь его критики попали и политическая ситуация в России, и поведение Москвы во время конфликта с Грузией 2008 г. и украинских событий. М. Колга ставит под сомнение привлекательность российских рынков для канадских компаний и инвестиций: в настоящее время, по данным Всемирного банка, Россия занимает всего лишь 41-е место среди торговых партнёров Канады6. С ним солидарен Г. Каспаров, 13-й чемпион мира по шахматам, с 2011 г. возглавляющий Совет Фонда защиты прав человека в Нью-Йорке и нередко участвующий в общественных мероприятиях в Канаде.

6. Kolga. M. Canada must work with Biden to defend our democracies against Russia // IPolitics, Jan 15, 2021. URL: >>> (accessed 12.02.2021).
12

Реакция Оттавы на смелую инициативу экспертов была очень сдержанной. Отношения между странами были названы «сложными, а диалог ограниченным из-за систематического несоблюдения Россией международного права». Пресс-секретарь МИД Джейсон Кунг (Jason Kung) добавил, что Канада «взаимодействует с Россией в областях, представляющих взаимный интерес – в первую очередь в Арктике – ради продвижения канадских ценностей и защиты своих интересов в условиях неприемлемых действий России на Украине, в Сирии и в других странах»7.

7. Fife, R.,Chase, S. Ottawa should begin thaw in relations with Moscow, Canadian experts on Russia say // The Globe and Mail, January 11, 2021. URL: >>> 15.01.2021).
13 Продолжая темы, затронутые в статье П. Дуткевича и Ж. Бретона, рассмотрим контуры и содержание современных российско-канадских отношений. За точку отсчёта предлагается взять выборы 2019 г. и 2020 год, первый после прихода к власти правительства меньшинства во главе с Дж. Трюдо, победившим в избирательной кампании 2019 года. Основываясь на событиях последних лет, попробуем дать ответ на вопрос о том, насколько велико взаимоотторжение Канады и России, как далеко зашло противостояние на межгосударственном уровне и во внутриполитическом контексте. И есть ли основания для того, чтобы сделать первые шаги навстречу друг другу и попытаться не допустить окончательного разрыва и без того сильно «просевшего» диалога.
14

Межгосударственный отношения: растущее противостояние

 

Напомним, что в российско-канадских отношениях последнего десятилетия уже был период относительного потепления. Вскоре после победы либерального правительства Дж. Трюдо на выборах 2015 г. попытки разблокировать двусторонние контакты предпринимались и Москвой, и Оттавой. Тогда многое удалось: состоялась встреча министров иностранных дел обеих стран во время форума АСЕАН во Вьентьяне; прошли переговоры по стратегической стабильности заместителей министров иностранных дел С.А. Рябкова и М. Гвоздеки, восстановлены другие дипломатические контакты; изменилась тональность диалога; в ноябре 2016 г. в Оттаве состоялась конференция по проблемам Арктики.

15

Эта тенденция, к сожалению, не получила дальнейшего развития. На ход событий повлияли следующие обстоятельства: победа Д. Трампа на выборах в США в 2016 г., укрепление позиций антироссийской группировки в правящей элите Канады; замена на посту министра иностранных дел Канады С. Диона, доброжелательно относившегося к России, Христей Фриланд, очень враждебно настроенной к нашей стране8.

8. Исраелян Е.В. Российско-канадские отношения при правительстве Дж. Трюдо: внутриполитический контекст. Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал]. 2019, № 2. DOI: 10.18254/S207054760005957-9. URL: >>>
16 Начнём с электоральной гонки 2019 г. Внешняя политика, как правило, не бывает в Канаде основным вопросом предвыборной борьбы. И в этот раз в центре дискуссий были проблемы экономического и социального развития, защиты окружающей среды, повышения качества жизни и системы здравоохранения. Необычным для канадского политического ландшафта был демонстративный отказ лидера правящей партии Джастина Трюдо от участия во всех электоральных дебатах, посвящённых внешнеполитической тематике. Обозреватели объясняли подчёркнутое пренебрежение установленными правилами слабостью «внешнеполитического досье» Трюдо. Ему не удалось выполнить многие из своих обещаний предвыборной программы 2015 года. Излишне добавлять, что при таком раскладе вопросы российско-канадских отношений заняли очень незначительное место в электоральном марафоне и поднимались в основном в контексте украинского кризиса.
17 Анализ предвыборных платформ основных политических партий и заявлений их лидеров позволил сделать вывод о том, что достигнутый в 2017 г. антироссийский консенсус в правящей элите Канады сохраняется. Все кандидаты выразили поддержку антироссийских санкций и осудили политику России в отношении Украины. Различия были отмечены лишь в тональности, риторике и акцентах выступлений и платформ.
18 В преддверии федеральных выборов 2019 г. в российско-канадском противостоянии появился новый сюжет. Речь идёт о приписываемом России вмешательстве в политические процессы в Канаде. В информационно-пропагандистскую кампанию вокруг якобы готовившихся кибервторжений включились официальные лица, в том числе премьер-министр Дж. Трюдо, а также политические партии, военные, научные круги и СМИ. Было принято соответствующее законодательство, направленное на обеспечение безопасности электорального процесса, и созданы различные механизмы для предотвращения российских кибератак.
19 Несмотря на поднятую шумиху, в ходе кампании эта тема практически не обсуждалась, а заявления должностных лиц по итогам выборов были сбалансированными, сдержанными, без каких-либо примеров противоправных действий.
20

Заслуживает внимания ещё один эпизод на российско-канадском поле, внушавший осторожный оптимизм. Оттава официально признала факт невмешательства других государств в выборы в провинции Альберта, состоявшиеся в апреле 2019 г. События в Альберте стали первым испытанием «механизма быстрого реагирования» Группы семи на хакерские атаки, действующего на базе канадского МИД. Предполагалось, что протесты экологов этой провинции против строительства новых трубопроводов породят конфликты, которыми воспользуются иностранные спецслужбы. Этого, однако, не произошло, что и подтвердил документ, размещённый на сайте МИД Канады9.

9. Alberta Election Analysis. Government of Canada. [Электронный ресурс]. URL: >>> (accessed10.02.21).
21 Главным направлением внутренней и внешней политики Дж. Трюдо после победы на федеральных выборах 2019 г. была борьба с пандемией короновируса. Концентрация внимания правительства на этой деятельности ещё дальше на периферию отодвинула российский вектор внешнеполитической повестки дня Канады.
22

В целом российско-канадские отношения оставались в 2020 г. весьма напряжёнными. В январе правительство Канады ввело санкции против 6 граждан РФ за «организацию и проведение выборов в Крыму». Дж. Трюдо выступил против предложения президента США Трампа пригласить Россию на саммит «Большой семёрки» в США, запланированный на лето-осень 2020 г. При этом Трюдо повторил ставшие традиционными упрёки в адрес России по поводу неуважения международных норм и стандартов. Оттава активно включилась в кампанию поддержки А. Навального: официальное заявление тогдашнего министра иностранных дел Канады Ф. Шампаня было сделано вскоре после доставки А. Навального в немецкую клинику «Шарите»10. Реагируя на арест российского политика, новый глава канадского МИД Марк Гарно (занимает эту должность с января 2021 г.) в своём твиттере потребовал немедленного его освобождения11. А 24 марта Канада присоединилась к санкциям США и ЕС, объявленным в связи с делом А. Навального.

10. Minister of Foreign Affairs condemns Alexei Navalny poisoning. Statement. Global Affairs Canada. September 2, 2020. Ottawa, Ontario URL: >>> (accessed 02.11.2020).

11. Canada is appalled by the decision to imprison Russian opposition leader. 2.02.2021. URL: >>>  (accessed 14.02.2021).
23

Неблагоприятный фон для развития диалога создают антироссийские настроения канадской общественности. Согласно опросу, опубликованному Центром Пью в феврале 2020 г., только 33% канадцев положительно относятся к России. Этот показатель выше, чем в США (18%,), в Германии (23%) и в Великобритании (26%)12. Очевидно, что ситуация в Канаде более обнадёживающая, чем в других странах, но всё же достаточно тревожная. Антироссийские взгляды политической элиты, рядовых канадцев и особенно украинской диаспоры являются важными внутриполитическими факторами, влияющими на характер и содержание двусторонних отношений.

12. Huang. Ch., Jeremiah, Je.Russia and Putin receive low ratings globally. Pew Research Center, Feb 7, 2020.URL: >>> (accessed 19.02.2020).
24

Добавим, что, как и в предыдущие годы, уровень развития деловых связей между странами продолжал оставаться незначительным: например, в 2019 г. доля России в общем объёме канадского экспорта составила 0,113%, а импорта – 0,31%13.

13. Canada: Trade Statistics. Global Insights. URL: >>> (accessed 02.02.2021).
25

Стыковки, уровни и сферы взаимодействия

 

Проведённый анализ позволил выделить два вопроса международной повестки дня, по которым позиции Оттавы и Москвы в 2020 г. имели точки соприкосновения или были близки. Это, во-первых, отношение к решению Д. Трампа о выходе из Договора об открытом небе (ДОН), принятому в мае и реализованному 22 ноября 2020 г. Для справки: Канада и Венгрия являются странами-депозитариями Договора в знак признания особого вклада в процесс его создания. МИД России жестко осудил планы Белого дома; риторика Оттавы была более мягкой, но позиция – схожей. Официальный представитель МИД Канады заявила, что Договор об открытом небе рассматривается Оттавой как ключевой компонент глобального контроля над вооружениями14, который следует сохранить. Канадцев беспокоили также предстоящие финансовые и логистические издержки в связи с выходом США. В дальнейшем Канада не нарушила натовскую солидарность и, как другие союзники США, не поддержала предложения российской стороны, направленные на сохранение договора в новых условиях. Тем не менее, первоначальная реакция Оттавы весьма примечательна.

14. Цит по: Sevunts L. U.S. withdrawal from Open Skies Treaty ‘serious’ challenge for Canada: expert//RCI. 25.05.2020. URL: >>> (accessed 10.11.2020).
26

Во-вторых, позиция по иранской «ядерной сделке». И Россия, и Канада считают, что необходимо выполнять Совместный всеобъемлющий план действий по ядерной программе Ирана ( СВПД) и не допускать разрыва достигнутых договорённостей. Этот посыл содержало заявление министра иностранных дел Канады Ф.-Ф. Шампаня, сделанное в январе 2020 г.15 В Оттаве были очень недовольны отказом Д. Трампа от участия в СВПД. По сообщениям канадской прессы, Трюдо выразил сожаление в связи с этим решением и отметил, что соглашение не было идеальным, но помогло предотвратить разработку Тегераном ядерного оружия16. После победы Дж. Байдена на выборах в США острота вопроса несколько снизилась. Дж. Байден заявил о готовности начать переговоры об «иранской ядерной сделке», у истоков которой он сам стоял, будучи вице-президентом при администрации Обамы.

15. Canada supports diplomatic efforts established for Iran to return to full implementation of Joint Comprehensive Plan of Action. Global Affairs Canada. Statement. 14.01.2020 [Электронный ресурс]. URL: >>> 7.06.2020).

16. Suresh J. Canada Slams U.S. Decision to Quit Iran Nuclear Accord // IDN-InDepthNews, May 10, 2018.. URL: >>> -nuclear-accord (accessed 15.06.2020).
27 В то время как межгосударственный диалог был фактически заморожен, взаимодействие достаточно успешно развивалось на региональном уровне. Продолжалось сотрудничество правительства Республики Саха (Якутия) в рамках соглашения с Агентством Парков Канады о передаче в якутские заказники канадских бизонов. Их планируется разводить в схожих северных условиях России. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, с канадскими провинциями взаимодействуют Республика Татарстан и Тюменская область.
28

Как и в предыдущие годы, в рассматриваемый период важными каналами поддержания контактов между двумя странами были культурные, научные и университетские обмены. Хочется особо упомянуть проект «Северные союзники: СССР и Канада в годы Второй мировой войны», презентация которого прошла в декабре 2020 г. в Москве. Он был приурочен к празднованию в 2020 г. 75-летия Победы во Второй мировой войне и предусматривает обнародование массива исторических документов о советско-канадском сотрудничестве в 1941–1945 гг. Эти источники подтверждают значение конструктивного партнёрства со странами антигитлеровской коалиции, важное место среди которых занимала Канада. Проект выполнен группой российских учёных-канадоведов, представляющих Российское общество изучения Канады (РОИК) при поддержке Фонда президентских грантов Российской Федерации17. В условиях сегодняшнего взаимного недоверия между Канадой и Россией проекты, сфокусированные на опыте плодотворного двустороннего сотрудничества, представляют особую ценность.

17. Северные союзники: СССР и Канада в годы Второй мировой войны. URL: >>>
29

Частью успешного межкультурного российско-канадского диалога оставались проверенные временем контакты между Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ) и Университетом имени Лаваля (Квебек, Канада). В российско-канадском учебно-научном центре Москва – Квебек при РГГУ реализуется единственная в Российской Федерации учебная программа, посвящённая изучению Французской Америки. За время своего существования Центр, отметивший в 2018 г. своё 20-летие, организовал более 100 научных и культурно-просветительских мероприятий, принял в своих стенах 200 квебекских студентов, изучавших в РГГУ русский язык и культуру, направил на стажировку в Университет имени Лаваля более 150 россиян18.

18. Акимов Ю.Г. Награждение российского канадоведа Орденом франкофонов Америки // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020; 50(4). С.120-126. DOI: 10.31857/S268667300008883-1
30

Как и прежде, наиболее перспективным направлением российско-канадских отношений является взаимодействие в Арктике. Так случилось, что в рассматриваемый период и в России, и в Канаде были обнародованы основополагающие официальные документы, определяющие политику в Арктическом регионе. Накануне федеральных выборов 2019 г. в Канаде были опубликованы «Общие положения политики Канады в Арктике и на Севере» (Canada's Arctic and Northern Policy Framework)19. Основное внимание в Арктической стратегии Канады уделено вопросам социально-экономического развития региона, сохранения окружающей среды, положению коренных народов Севера – так называемому «человеческому измерению арктической повестки». Примечательно, что в документе отдельно говорилось о перспективах канадско-российского диалога. Оттава обещала предпринять шаги по его возобновлению в сферах, представляющих взаимный интерес: проблемы коренного населения; развитие научного сотрудничества, изменение климатических условий Севера (таяние льдов и вечной мерзлоты, эрозия суши), судоходство и поисково-спасательные работы20.

19. Canada's Arctic and Northern Policy Framework. [Электронный ресурс]. URL: >>> (accessed 11.09.2019).

20. Arctic and Northern Policy Framework International chapter. URL: >>> 25.02.2021).
31

В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» главный акцент был также сделан на международном сотрудничестве и укреплении добрососедских отношений с другими арктическими государствами21. В российском документе не было упоминания Канады, однако на встрече в Кремле В.В. Путин особо подчеркнул важность сотрудничества с Канадой, соседом в Арктике, с которым Россия несёт общую ответственность за развитие этого региона22. Обращает на себя внимание и высказывание министра иностранных дел России С.В. Лаврова о важности возобновления прежней практики встреч начальников генеральных штабов вооружённых сил стран Арктического совета. Это необходимо для восстановления утерянного доверия между циркумполярными странами, считает глава российского МИД23.

21. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 г. № 164. URL: >>> (accessed 19.01.2021).

22. Путин отметил важность сотрудничества стран Арктического совета. Северный Форум, 07 февраля 2020. URL: >>> (accessed 29.11.2020).

23. Москва намерена возобновить консультации между военными арктических стран. 17 Января 2020. URL: >>> (accessed 29.11.2020).
32 Продекларированная на официальном уровне готовность руководства обеих стран двигаться навстречу друг другу имеет существенное значение, так как Россия будет 2021–2023 гг. председателем Арктического совета.
33

Отражением заинтересованности руководства обеих стран в арктическом диалоге стал совместный проект ведущих мозговых центров – Канадского института глобальных дел (Canadian Global affairs Institute) и Российского совета по международным делам. Авторы доклада, российские и канадские эксперты, признали, что, несмотря на снизившийся уровень доверия в циркумполярном мире, у России и Канады есть основа для продолжения сотрудничества24. И Россия, и Канада стремятся не допускать расширенного использования арктической территории и ресурсов неарктическими странами, являясь противниками интернационализации Арктики. Особую озабоченность арктических государств, прежде всего США, вызывает интерес Китая к полярной зоне, который связан с потребностями бурно развивающейся китайской экономики, нехваткой в стране сырья, возможностью использования транспортного потенциала основных морских северных путей.

24. Возможно ли растопить ледяной занавес? Россия, Канада и вопросы безопасности в меняющейся Арктике? под редакцией П. Уитни Лакенбауэра и Сюзанн Лалонд//Canadian Global Affairs Institute, 2020 URL: >>> (accessed 20.02.2021).
34

Упомянем в заключение о проекте «Канадско-российская исследовательская инициатива» (Canada-Russia Research Initiative). Это платформа для размещения материалов, способствующих более глубокому пониманию существующих проблем в отношениях между двумя странами и поиску путей построения двустороннего сотрудничества. Программа поддерживает исследования в области политических наук, внешней политики, безопасности и других дисциплин, связанных с исследованиями России в Канаде и канадскими исследованиями в России. В рамках программы создаётся аналитическая база данных и проводятся тематические мероприятия. Сам факт создания такого проекта заслуживает, на наш взгляд, высокой оценки25. В ноябре 2020 г. в университете Виктории была организована онлайн-дискуссия на тему «Прошлое, настоящее и будущее арктического сотрудничества» (Past, Present, and Future of Arctic Cooperation). В ней приняли участие такие именитые канадские политики, как Л. Экзуорзи (бывший министр иностранный дел Канады); Дж. Кинзман (бывший посол Канады в России), Мэри Коллинз, занимавшая различные министерские должности, в том числе пост министра по делам женщин, посол Канады в РФ Э. Леклер, которая прежде была представителем Канады в Арктическом совете. Тон обсуждения был исключительно доброжелательный. Все докладчики предлагали реанимировать диалог по арктическому измерению, сняв с повестки дня вопросы взаимных разногласий и военного противостояния, сосредоточиться на общих интересах и контактах между людьми.

25. Canada-Russia Research Initiative. URL: >>> (accessed 2.03.2021).
35

Заключение

 

Наше исследование показало, что восстановление полноценного российско-канадского диалога на данный момент представляется весьма маловероятным. Политика Канады в отношении России складывается в системе следующих «координат». Это, во-первых, состояние российско-американских отношений, являющееся главным ориентиром для Оттавы. Эксперты единодушны в том, что с приходом Дж. Байдена к власти в США изменений к лучшему на американо-российском векторе не произойдёт. Курс Байдена будет соответствовать структуре и базовым составляющим американской внешней политики на российском направлении. А потому и на канадско-российском поле ожидать серьёзных сдвигов тоже не приходится.

36 Во-вторых, это отсутствие у Канады значимых собственных политических и экономических интересов на российском векторе. Россия не входит в число приоритетных торгово-экономических, инвестиционных и политических партнёров Канады и в краткосрочном плане не вызывает у Оттавы особого интереса. Оговоримся сразу, что не стоит списывать со счетов тот факт, что ряд канадских компаний работают в России и хотели бы продолжать это сотрудничество. Правда и то, что в условиях ослабления прежнего влияния и роли в складывающейся полицентричной конфигурации мира Канада ищет новые горизонты, стремясь «диверсифицировать» экономические и политические связи. А потому Россия, которая вновь становится крупным мировым игроком, может в долгосрочном перспективе стать «весьма интересной» для Канады.
37 В-третьих, это позиция многочисленной и влиятельной украинской диаспоры в Канаде, выступающей с жестких антироссийских позиций. Добавим к этому антироссийские взгляды политической элиты и общественности, усиливающие градус напряжённости между двумя странами.
38 Наличие этих «координат» не исключает сотрудничества по отдельным вопросам и направлениям (например, контакты между российскими регионами и канадскими провинциями; образовательные и научные проекты; университетские обмены; арктическая повестка). Как показывает практика, две реальности вполне могут сосуществовать.
39 Не питая иллюзий по поводу фундаментальной перестройки российско-канадских отношений, переговорщики с обеих сторон должны ограничиться постановкой простых и относительно лёгких задач, взяв за основу элементы плана, предложенного П. Дуткевичем и Ж. Бретоном. Концентрируясь на проверенных сферах взаимодействия, можно начать переговоры путём поиска взаимных компромиссов и уступок. Эта тактика «небольших действий» в дальнейшем может позволить продуманно и деликатно двигаться по пути реанимирования диалога в целом. В заключение вспомним житейскую мудрость «худой мир лучше доброй ссоры», которая, на наш взгляд, удачно характеризует будущие задачи.

References

1. Zh. Breton, P. Dutkevich. Kanadsko-rossijskie otnosheniya: plan dejstvij // Rossiya v global'noj politike. 5.11.2020. URL: https://globalaffairs.ru/articles/kanadsko-rossijskie-otnosheniya/ (accessed 2.02.2021).

2. Open Letter: An Action Brief for Canadian – Russian Bilateral Relations. Centre for Governance and Public Management. November 5, 2020. URL: https://carleton.ca/cgpm/2020/open-letter-an-action-brief-for-canadian-russian-bilateral-relations/ (accessed 03.12.2020).

3. Sm. takzhe: Komkova E.G. Otnosheniya s Rossiej v kanadskom akademicheskom diskurse. SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura, 2021, №4, s.114-124. DOI: 10.31857/S268667300014342-6

4. Open Letter: An Action Brief for Canadian – Russian Bilateral Relations. Centre for Governance and Public Management. November 5, 2020. URL: https://carleton.ca/cgpm/2020/open-letter-an-action-brief-for-canadian-russian-bilateral-relations/ (accessed 03.12.2020).

5. Canada imposes new sanctions on individuals involved in illegitimate elections in Crimea. Global Affairs Canada. News release. January 29, 2020. URL: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2020/01/canada-imposes-new-sanctions-on-individuals-involved-in-illegitimate-elections-in-crimea.html (accessed 14.11.2020).

6. Kolga. M. Canada must work with Biden to defend our democracies against Russia // IPolitics, Jan 15, 2021. URL: https://ipolitics.ca/2021/01/15/canada-must-work-with-biden-to-defend-our-democracies-against-russia/ (accessed 12.02.2021).

7. Fife, R.,Chase, S. Ottawa should begin thaw in relations with Moscow, Canadian experts on Russia say // The Globe and Mail, January 11, 2021. URL: https://www.theglobeandmail.com/politics/article-canada-urged-to-begin-thaw-in-relations-with-russia/ (accessed 15.01.2021).

8. Israelyan E.V. Rossijsko-kanadskie otnosheniya pri pravitel'stve Dzh. Tryudo: vnutripoliticheskij kontekst. Rossiya i Amerika v XXI veke [ehlektronnyj zhurnal]. 2019, № 2. DOI: 10.18254/S207054760005957-9. URL: https://rusus.jes.su/s207054760005957-9-1/

9. Alberta Election Analysis. Government of Canada. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.international.gc.ca/gac-amc/assets/pdfs/publications/Alberta.Elections.Analysis-EN.pdf (accessed10.02.21).

10. Minister of Foreign Affairs condemns Alexei Navalny poisoning. Statement. Global Affairs Canada. September 2, 2020. Ottawa, Ontario URL: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2020/09/minister-of-foreign-affairs-condemns-alexei-navalny-poisoning.html (accessed 02.11.2020).

11. Canada is appalled by the decision to imprison Russian opposition leader. 2.02.2021. URL://twitter.com/MarcGarneau/status/1356666097169297414 (accessed 14.02.2021).

12. Huang. Ch., Jeremiah, Je.Russia and Putin receive low ratings globally. Pew Research Center, Feb 7, 2020.URL:https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/02/07/russia-and-putin-receive-low-ratings-globally/ (accessed 19.02.2020).

13. Canada: Trade Statistics. Global Insights. URL: https://globaledge.msu.edu/countries/canada/tradestats (accessed 02.02.2021).

14. Tsit po: Sevunts L. U.S. withdrawal from Open Skies Treaty ‘serious’ challenge for Canada: expert//RCI. 25.05.2020. URL: https://www.rcinet.ca/en/2020/05/25/u-s-withdrawal-from-open-skies-treaty-serious-challenge-for-canada-expert/ (accessed 10.11.2020).

15. Canada supports diplomatic efforts established for Iran to return to full implementation of Joint Comprehensive Plan of Action. Global Affairs Canada. Statement. 14.01.2020 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2020/01/canada-supports-diplomatic-efforts-established-for-iran-to-return-to-full-implementation-of-joint-comprehensive-plan-of-action.html (accessed 7.06.2020).

16. Suresh J. Canada Slams U.S. Decision to Quit Iran Nuclear Accord // IDN-InDepthNews, May 10, 2018.. URL: https://www.indepthnews.net/index.php/the-world/usa-and-canada/1862-canada-slams-u-s-decision-to-quit-iran -nuclear-accord (accessed 15.06.2020).

17. Severnye soyuzniki: SSSR i Kanada v gody Vtoroj mirovoj vojny. URL: http://northernallies.ru/

18. Akimov Yu.G. Nagrazhdenie rossijskogo kanadoveda Ordenom frankofonov Ameriki // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2020; 50(4). S.120-126. DOI: 10.31857/S268667300008883-1

19. Canada's Arctic and Northern Policy Framework. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587 (accessed 11.09.2019).

20. Arctic and Northern Policy Framework International chapter. URL: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1562867415721/1562867459588 (accessed 25.02.2021).

21. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 05.03.2020 g. № 164. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45255 (accessed 19.01.2021).

22. Putin otmetil vazhnost' sotrudnichestva stran Arkticheskogo soveta. Severnyj Forum, 07 fevralya 2020. URL: https://www.northernforum.org/ru/news-ru/774-putin-otmetil-vazhnost-sotrudnichestva-stran-arkticheskogo-soveta (accessed 29.11.2020).

23. Moskva namerena vozobnovit' konsul'tatsii mezhdu voennymi arkticheskikh stran. 17 Yanvarya 2020. URL: https://eurasia.expert/moskva-namerena-vozobnovit-konsultatsii-mezhdu-voennymi-arkticheskikh-stran/ (accessed 29.11.2020).

24. Vozmozhno li rastopit' ledyanoj zanaves? Rossiya, Kanada i voprosy bezopasnosti v menyayuschejsya Arktike? pod redaktsiej P. Uitni Lakenbauehra i Syuzann Lalond//Canadian Global Affairs Institute, 2020 URL: https://d3n8a8pro7vhmx.cloudfront.net/cdfai/pages/4351/attachments/original/1592167326/Breaking_the_Ice_Curtain_-_Russian.pdf?1592167326 (accessed 20.02.2021).

25. Canada-Russia Research Initiative. URL: https://thecrri.ca/about/ (accessed 2.03.2021).